Наименование интегрированной структуры что это
Наименование интегрированной структуры что это
Для формирования современного понимания сущности интегрированных организационно-производственных структур, автору представляется целесообразным проанализировать данный объект с позиций системного подхода, который предполагает рассмотрение в нашем случае интегрированной организационно-производственной структуры (ИОПС), как определенной системы. Напомним, что под системой в общем случае понимается объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов или целое, состоящее из частей, упорядоченных по определенному закону или принципу [1]. Поэтому понятие ИОПС сразу возможно разделить на отдельные компоненты, связи между ними и выделить определенные ее особенности, что отразим на рисунке 1.
Итак, поскольку ИОПС является системой, то она относится к определенным типам систем. Заметим, что ИОПС – представляет собой открытую, организационную, социо-техническую, а также производственную, интегрированную и микроэкономическую систему.
Открытость ИОПС объясняется постоянным взаимодействием с внешней средой, например с такими ее компонентами как различные государственные негосударственные организации.
ИОПС – это также социо-техническая система, так как включает две компоненты: социальную (люди) и техническую (машины, оборудование), которые взаимодействуют друг с другом.
Заметим, что термин «организация» в широком смысле означает устройство, сочетание чего-либо в единое целое. Организация предполагает внутреннюю упорядоченность частей целого как средство достижения желаемого результата. ИОПС является организационной системой, представляющей собой совокупность связей, отношений и построений, предопределяющих соответственно взаимодействие, соотношение и состав (количественный и качественный) частей (по каким бы признакам они как подсистемы ни выделялись), образующих систему как целое [2].
ИОПС является также производственной системой, так как представляет собой взаимосвязанную совокупность людей, техники, материалов и других ресурсов, имеющую целью своей деятельности производство материальных продуктов [1,3].
В понятии ИОПС фигурирует термин структура. Под структурой (от. лат. structura – строение) подразумевается строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей [4]. Структура является неотъемлемым атрибутом всех реально существующих объектов и систем и представляет собой взаимосвязь различных функций и видов деятельности внутри организации; элементы системы, их связи и целостные свойства, если они обеспечивают устойчивое состояние системы. Структура должна соответствовать целям, задачам организации, отдельного подразделения и должна быть адаптирована к ним.
Отметим, что когда речь идет об интегрированных организационно-производственной структурах, под ними обычно понимаются определенные экономические субъекты, которые включают в себя отдельные организации, как производственные, так и непроизводственные. Интеграция (от лат. integer — целый) представляет собой объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция происходит, в данном случае, между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.
Различают вертикальную интеграцию и горизонтальную интеграцию организаций. Вертикальная интеграция– это производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта: поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта. Горизонтальная интеграция– это объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними «по горизонтали», с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии [5]. ИОПС является интегрированной системой, так как объединяет (вертикально или горизонтально) различные организации для достижения определенных целей.
ИОПС также относятся к микроэкономическим системам, так как действуют на микроэкономическом уровне отдельных экономических субъектов – коммерческих и некоммерческих организаций.
С учетом вышеизложенного, сформулируем собственное определение ИОПС.
Необходимо заметить, что свою историю крупные интегрированные организационно-производственные структуры ведут с 70-х годов XIX века. Причем до начала 50-х годов XX века в развитых странах господствовала тенденция укрупнения производства на основе концентрации, централизации капитала и создания крупных организаций. Конец XX века характеризуется появлением объединений юридических лиц, как правило, не теряющих свою юридическую самостоятельность. В настоящее время мировая практика предлагает ряд форм интегрированных организационно-производственных структур. Среди наиболее распространенных выделим такие формы ИОПС как альянс, концерн, холдинг, консорциум, ассоциация и финансово-промышленная группа (ФПГ). Ниже представим краткую характеристику наиболее распространенных форм ИОПС.
Альянс (от франц. alliance — союз) — союз, объединение нескольких организаций, предприятий, лиц на договорной основе.
Концерн в полной мере является интегрированной производственной структурой, объединением предприятий, имеющих ограниченную самостоятельность, единое ядро собственности и контролирующий орган. Термином «концерн» часто обозначают крупные промышленные корпорации, наличие в которых кредитно-финансовых учреждений довольно распространено, хотя последние играют подчиненную роль. Концерн может быть создан в результате горизонтального и вертикального объединения с явно выраженным основным производственным ядром.
Холдинг – это юридическое лицо, владеющее контрольными пакетами акций других компаний и выполняющее функции централизованного руководства связанных между собой по капиталу компаний. Отличие холдинга от концерна заключается в отсутствии контрактов и соглашений между участниками.
ФПГ – это совокупность хозяйствующих субъектов, объединенных для реализации общих целей без потери юридической самостоятельности. Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. Среди них обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций [6,7].
1. Туровец О.Г. Организация производства: Учебник для ВУЗов / О.Г. Туровец, В.Н.Попов, В.Б. Родионов и др.; Под ред. О.Г. Туровец. Издание второе, дополненное – М.: «Экономика и финансы», 2002. – 452 с.
2. Управление организацией. Энциклопедический словарь Поршнев А. Г., Кибанов А. Я., Гунин В. Н., М. ИНФРА-М 2001, 2001. — 822 с.
3. Степанов И. Г. Организация производства: Учеб. пособие / НФИ КемГУ. Новокузнецк, 2003. – 93 с.
4. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. Издание 7-е – М.: Республика, 2001. – 719 с.
5. Экономический словарь. Авторы Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. М.,5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
Интегрированные организационные структуры
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основные цели и мотивы интеграции субъектов хозяйствования
Основные формы интеграции организационных структур
Вертикально интегрированные структуры. Основными принципами, которые лежат в основе их построения являются подчинение и распорядительство. Вертикально интегрированные структуры представляют собой очень крупные компании, у которых в качестве основных элементов структуры выступают центры прибыли, а управление последними реализуется из единого центра. Несколько реже в подобного рода корпорациях управленческие полномочия осуществляются через существенное участие в капитале других компаний (в данном случае, материнская компания является держателем контрольных пакетов акций дочерних компаний, которые и формируют интегрированную структуру).
Горизонтально интегрированные организационные структуры – собой представляют совокупность взаимосвязанных организаций, скоординированные цели которых обеспечивают реализацию единой стратегии. В данном случае, роль интегрирующего центра могут выполнять одна или несколько организаций. Важной особенностью является то, что в подобного рода структурах нет иерархии, а потому партнёры сохраняют определенную автономность (в рамках своей специализации).
Как известно, очень много современных компаний часто вступают в альянсы с другими компаниями и, при этом, имеет место взаимное владение акциями. Таким образом, иногда бывает довольно затруднительно определить то, какую из компаний следует считать вышестоящей, а какую из них – подчинённой (и, следовательно, с уверенностью утверждать о той или иной форме интеграции).
Формализованные и неформализованные интеграционные объединения
Необходимо различать между собой формализованные интегрированные объединения (т. е. юридически и структурно оформленные) и неформализованные типы объединений (где альянс носит договорной характер).
Формализованная интегрированная структура собой представляет экономическое объединение компаний на основе единого титула собственности, который принадлежит материнской компании, контролирующей активы других бизнес-единиц (дочерних компаний, филиалов) посредством владения некоторой части их капитала.
Готовые работы на аналогичную тему
В зависимости от целей объединения, характера экономических отношений между бизнес-единицам и степени самостоятельности предприятий, входящих в объединение, можно выделить такие типы формализованных интегрированных структур:
Неформализованные объединения создаются, как правило, на базе договорных соглашений между участниками. Они не имеют официально оформленных органов управления и организационной структуры, совместного уставного капитала и т. д. В данном случае деятельность участников направлена на реализацию единых целей и выполнение определённых обязательств.
Наиболее распространенными видами подобного рода неформализованных интегрированных структур являются:
Наименование интегрированной структуры что это
от 11 октября 2007 года N 426
В целях обеспечения единства подходов к созданию интегрированных структур и своевременного выполнения мероприятий, обеспечивающих реализацию федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы и на период до 2015 года», а также планов-графиков создания интегрированных структур,
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе, одобренные решением Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации от 19 июня 2007 года.
2. Рекомендовать заинтересованным федеральным органам исполнительной власти использовать указанные Методические рекомендации при подготовке, рассмотрении и представлении в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проектов создания интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минпромэнерго России
от 11 октября 2007 года N 426
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
1. Общие положения
Юридическое лицо, определяющее решения в указанных объединениях, далее по тексту называется головной организацией.
1.3. В соответствии с Основами политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Основами военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу реализации федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» основными условиями при создании интегрированных структур в ОПК являются:
экономическая целесообразность интеграции при наличии устойчивых кооперационных связей с организациями-соисполнителями;
обеспечение потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в современном ВВСТ отечественного производства;
развитие (сохранение) экспортного потенциала, позволяющего поддержать финансово-экономическую устойчивость интегрированных организаций ОПК, реализацию социально-экономических задач Российской Федерации;
обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции.
2. Организационные схемы создания интегрированных структур
2.1. Под организационной схемой создания интегрированной структуры понимается схема, отражающая состав участников интегрированной структуры, их существующую и предлагаемую организационно-правовую форму, порядок и способ формирования уставного капитала (фонда) головной организации интегрированной структуры, а также степень участия государства в уставных капиталах участников создаваемой структуры.
2.2. Выбор и обоснование организационной схемы интегрированной структуры осуществляется на стадии разработки системного проекта создания интегрированной структуры, разрабатываемого в соответствии с планом-графиком создания интегрированных структур в ОПК на соответствующий период, утверждаемым Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации.
В системном проекте создания интегрированной структуры необходимо отразить:
анализ и прогноз потребностей государства в разработке и производстве ВВСТ в соответствии со структурой финальных стратегических систем (продуктовых рядов) ВВСТ по закрепленным за интегрированной структурой направлениям техники;
прогноз номенклатуры и объемов производства и НИОКР по военной, гражданской и экспортной продукции;
основные мероприятия по созданию, научно-техническому и производственно-технологическому развитию интегрированной структуры;
план мероприятий по созданию и развитию интегрированной структуры;
обоснование объемов и источники финансирования мероприятий;
технико-экономическое обоснование целесообразности и эффективности создания интегрированной структуры;
перечень и оценка объектов интеллектуальной собственности;
и другие необходимые материалы.
2.3. Состав участников создаваемой интегрированной структуры должен обеспечивать эффективную и устойчивую деятельность интегрированной структуры на долгосрочную перспективу, безусловное выполнение государственного оборонного заказа, мобилизационного плана, экспортных контрактов по линии военно-технического сотрудничества.
В случае расширения действующей интегрированной структуры обоснование предлагаемого состава участников оформляется соответствующей пояснительной запиской с технико-экономическими обоснованиями.
2.4. Организационно-правовые формы участников интегрированной структуры.
2.4.2. Хозяйственные общества могут включаться в состав интегрированной структуры с сохранением существующей организационно-правовой формы вне зависимости от избранной в Проекте организационно-правовой формы головной организации создаваемой интегрированной структуры.
2.5. Способы и механизмы создания интегрированных структур.
2.5.2. Формирование интегрированной структуры с головной организацией в форме ОАО предполагает либо создание такого головного ОАО, либо определение в качестве головной организации создаваемой интегрированной структуры уже существующего ОАО, входящего в состав предприятий оборонно-промышленного комплекса.
2.5.3. Создание головного ОАО интегрированной структуры осуществляется путем:
учреждения с участием Российской Федерации открытого акционерного общества, определяемого в качестве головной организации создаваемой интегрированной структуры.
наличие принятых в установленном законодательством порядке решений владельцев (права которых подтверждены выпиской из реестра акционеров) таких пакетов акций на их внесение в уставный капитал головной организации создаваемой интегрированной структуры;
результаты оценки рыночной стоимости каждого такого пакета акций, проведенной в установленном законодательством порядке.
2.5.5. Если Проектом в качестве головной организации создаваемой интегрированной структуры определено существующее ОАО и Российская Федерация не является его единственным акционером, то в комплект документов, по созданию интегрированной структуры включается решение органов управления этого ОАО о проведении дополнительной эмиссии обыкновенных акций в установленном порядке, в случае если доля Российской Федерации в уставном капитале этого ОАО не позволяет принять соответствующее корпоративное решение.
2.5.6. Внесение в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал ОАО, определенного в качестве головной организации создаваемой интегрированной структуры, находящегося в федеральной собственности имущества осуществляется при условии нахождения в федеральной собственности не менее 51 процента акций уставного капитала такой головной организации.
2.5.7. Головная организация создаваемой интегрированной структуры включается в установленном порядке в перечень стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года N 1009.
2.6. Обеспечение эффективного управления предприятиями интегрированной структуры.
Применительно к открытым акционерным обществам, создаваемым путем преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, предусматривается, как правило, внесение в уставный капитал головной организации в форме ОАО 100 процентов акций минус одна акция таких обществ.
При этом в случае, если Российской Федерации является единственным акционером включаемых организаций в состав интегрированной структуры в качестве дочерних, то в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации внесение в уставный капитал головной организации подлежат 100 процентов акций минус одна акция таких обществ.
В случае если Российская Федерация является не единственным акционером общества, включаемого в состав интегрированной структуры в качестве дочернего, то внесению в уставный капитал головной организации подлежат все акции такого общества, находящиеся в федеральной собственности.
В случае если преобразуемое в ОАО федеральное государственное унитарное предприятие является исполнителем по созданию продукции, не только определенной в основных направлениях деятельности интегрированной структуры, в которую включено ОАО, но и для сторонних организаций, в том числе других интегрированных структур, то Правительством Российской Федерации может быть предусмотрено принятие решения об использовании специального права Российской Федерации на участие в управлении этим обществом («золотая акция»).
Внесение в уставный капитал головной организации в форме ОАО менее 25 процентов акций ранее созданных акционерных обществ целесообразно в исключительных случаях, при наличии согласованного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти плана мероприятий по доведению размеров вносимых в уставный капитал (передаваемых) головной организации пакетов акций до величины контрольного либо с согласия акционеров и исполнительных органов такого общества об увеличении доли Российской Федерации.
право головной организации интегрированной структуры давать такому обществу обязательные для него указания;
отнесение к компетенции общего собрания акционеров вопросов образования исполнительного органа общества, а также досрочного прекращения полномочий этого органа;
ограничение полномочий исполнительного органа общества по совершению без предварительного одобрения советом директоров (наблюдательным советом) отдельных или взаимосвязанных сделок, связанных с отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% уставного капитала общества или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, за исключением сделок совершаемых в рамках обычной хозяйственной деятельности в том числе связанных с исполнением работ по гособоронзаказу, а также осуществлению заимствований (в том числе в вексельной форме) и поручительств в размерах, превышающих указанные пределы.
3. Правовые акты создания интегрированных структур
Агентство представляет в Минпромэнерго России согласованный со всеми вышеперечисленными ведомствами комплект документов по созданию интегрированной структуры на рассмотрение Межведомственной комиссии по реформированию и развитию оборонно-промышленного комплекса. По результатам их рассмотрения указанной Комиссией проекты актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации с необходимыми материалами представляются в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
3.2. Следует учитывать, что в соответствии со статьей 25 пункта 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1995 года N 986 создание интегрированной структуры требует решения Президента Российской Федерации, если организационная схема ее формирования предусматривает внесение в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал головной организации в форме ОАО находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, включаемых в состав интегрированной структуры.
В этом случае комплект нормативных актов о создании интегрированной структуры включает:
проект указа Президента Российской Федерации;
проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении проекта указа Президента Российской Федерации;
проект распоряжения Правительства Российской Федерации, принимаемого во исполнение соответствующего указа Президента Российской Федерации;
пояснительная записка о создании интегрированной структуры, разработанная в соответствии с требованиями пункта 4;
заверенные в установленном порядке копии учредительных документов всех организаций, включаемых в состав интегрированной структуры;
Наименование интегрированной структуры что это
Интегрированная структура представляет собой устойчивую группу кооперационно связанных между собой юридических лиц (участников), объединенных на основе добровольной передачи ими части своих прав одному из участников – центральной (головной) компании интегрированной структуры – и подчинения общим интересам интегрированной структуры в целом.
Федеральной целевой программой «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.10.01 №713, интегрированным структурам отведена ключевая роль в формировании современной дееспособной оборонной промышленности России.
При этом наличие развитой нормативно-правовой базы для их деятельности является одним из важнейших аспектов и необходимым условием реструктуризации ОПК России, а ее недостатки – основным сдерживающим реформу фактором.
Действующее в настоящее время законодательство не учитывает существование интегрированных структур в ОПК. Нерешенность основных правовых проблем ставит под вопрос возможность успешной реструктуризации оборонной промышленности, равно как и эффективной деятельности уже созданных интегрированных структур.
К основным правовым проблемам образования и деятельности ИС следует отнести:
Действующие правовые акты не содержат понятий интегрированной структуры или холдинга, не учитывают особенности организационно-правовой природы и социально-экономических функций современных интегрированных структур и потому не регламентируют особенности их создания и деятельности. Многие из этих актов устарели.
Принципиальным и необходимым решением для создания правовой основы реформы ОПК РФ должно стать принятие специального Закона об интегрированных структурах, основные положения проекта которого предлагаются Корпорацией «Аэрокосмическое оборудование».
В нем следует определить, в том числе: понятие ИС и ее головной компании, состав и структуру ИС, специальную упрощенную процедуру ее создания, условия и порядок государственной регистрации ИС, формы участия в ней государства, правовой статус и функции головной компании ИС, порядок ликвидации ИС.
В рамках проекта Закона об ИС предлагается упростить разрешительную процедуру согласования проектов учреждения новых ИС с передачей основных функций по их созданию Минпромнауки РФ.
Поскольку Российская Федерация – это единый хозяин, представленный своими многочисленными органами, которые должны руководствоваться в своей деятельности едиными задачами и принципами, всю ИС целесообразно подчинить одному ведомству, например, Минпромнауки РФ, а согласие агентств на включение того или иного предприятия в ИС должно одновременно означать отказ от непосредственного контроля за его деятельностью (при сохранении единого государственного контроля через Минпромнауки).
Антимонопольное законодательство России существенно затрудняет возможность создания и управления ИС в ОПК. Необходимо сгладить противоречие между принципом обеспечения конкуренции и необходимостью реструктуризации оборонной промышленности (для повышения ее конкурентоспособности, управляемости со стороны государства, решения проблем национальной безопасности и т.д.).
Для этого согласование с МАП должно производиться на этапе подготовки проектов решений Правительства Российской Федерации о передаче в уставный капитал головной компании ИС соответствующих пакетов акций акционерных обществ. В Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» необходимо включить норму о том, что приобретение интегрированной структурой пакетов акций (или иных активов) предприятий на основании решения Правительства Российской Федерации, которое было согласовано с Министерством по антимонопольной политике, может производиться без получения согласия антимонопольного органа на совершение сделки.
Положение о лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.06.02 №456, в подп. «е» п.3 содержит требование к лицензируемой организации по «обеспечению помещениями, оборудованием, стендами, контрольно-измерительной аппаратурой, необходимыми для осуществления лицензируемого вида деятельности». Очевидно, что ни одна интегрированная компания не может получить лицензию по действующему положению, поскольку владеет не основными фондами предприятий, а лишь их акциями и потому не может быть обеспечена необходимыми помещениями и оборудованием.
Следовательно, указанные положения необходимо уточнить, предусмотрев право головной компании ИС на получение лицензии в упрощенном порядке при предъявлении доказательств наличия у нее эффективного пакета акций предприятия, уже имеющего такую лицензию.
Концентрация заказов в ИС предусмотрена Концепцией реструктуризации российского авиапромышленного комплекса, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 №294, и необходима для снижения издержек, рационализации управления, оздоровления внутриотраслевой конкуренции и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности на внешних рынках. Это же требование вытекает из государственной Концепции «Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», разработанной Советом Безопасности РФ и утвержденной Президентом РФ 30 октября 2001 г.
Однако для реализации этого требования необходимо установить порядок формирования и исполнения оборонного заказа, согласно которому в качестве головных исполнителей будут указываться только ИС в лице своих головных компаний, а не непосредственные предприятия-исполнители.
Соответственно, должен быть откорректирован порядок назначения головных военных представительств при ИС и определены их функции. Поскольку головная компания ИС сосредоточивает все основные операции по поставкам продукции военного назначения, произведенной предприятиями ИС, представляется целесообразным наделить военного представителя при головной компании («головного военного представителя») дополнительными полномочиями по контролю за поставками конечной продукции государственному заказчику, головному исполнителю ГОЗ или на экспорт независимо от конкретного производителя этой продукции в рамках ИС.
Построение эффективной системы «заказчик-исполнитель» государственного оборонного заказа требует определиться с вопросом об ответственности государства (ведомства, являющегося заказчиком) за его исполнение в части бюджетного финансирования, в противном случае головной исполнитель ставится в неравное с другими исполнителями положение.
В условиях, когда иностранные производители используют разнообразные средства стимулирования спроса на их продукцию на российских и международных рынках, России требуется широкий спектр форм государственного кредитования покупателей и производителей оборонной техники.
В отношении внутренних покупателей оно может осуществляться в форме связанного бюджетного кредита; целевого инвестиционного налогового кредита покупателю; кредита, предоставляемого кредитной организацией за счет денежных средств, полученных путем учета (переучета) векселя покупателя продукции в Банке России.
В части экспортных поставок необходимыми мерами являются государственное страхование поставок, бюджетное кредитование контрактов, использование лизинговых схем и т.п.
В целом необходимо принятие специального закона «О государственной поддержке оборонно-промышленного комплекса» или отдельных таких законов по отраслям.
В частности, поскольку одной из основных функций головной компании является представление предприятий ИС во внешнеторговых отношениях, на нее следует распространить действие подп.1 п.1 ст. 162 НК РФ об освобождении от НДС на авансовые платежи в счет экспорта товаров, длительность производственного цикла которых превышает шесть месяцев.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. №602, устанавливающим порядок предоставления этой льготы, она может быть предоставлена только производителю продукции. Следовательно, необходимо внести поправку в абз. 2 п.1 указанного Постановления, распространив его действие на головные компании ИС в части экспортируемой ею продукции производства участников ИС.
Аналогично должен решаться вопрос с предоставлением головной компании ИС льгот на НИОКР, осуществляемые НИИ, входящими в ИС, а также для самой головной компании, если в составе ИС имеются как минимум два участника, получившие статус научных организаций в соответствии с Законом «О науке и государственной научно-технической политике».
Согласно действующему законодательству доверительное управление ценными бумагами за определенными исключениями относится к исключительной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Однако это ограничение нецелесообразно в отношении головных компаний ИС, поскольку такая деятельность заведомо не может быть для них основной. Поэтому следует освободить их от необходимости быть профессиональным участником рынка ценных бумаг, внеся соответствующие изменения в Закон «О рынке ценных бумаг» и Порядок лицензирования.
Таким образом, проблема создания качественного нормативно-правового поля для ИС в ОПК – это актуальная, сложная, но решаемая задача, требующая принятия единого специального закона и соответствующего пакета поправок к отраслевому законодательству. Это будет не «революцией» в российском законодательстве, а его последовательным развитием в рамках существующей системы принципов оборонного строительства России.