Наличие чего отличает сложившуюся науку история
Отличие истории от других наук
Введение в историю
История как наука
Предмет истории
История (древнегреч.) – «повествование о том, что известно».
Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
Историческая наука стремится выявить закономерности развития человеческого общества в неразрывной связи с конкретными событиями.
Объект изучения истории — человеческое общество.
Предмет изучения — закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.
Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого.
Методы изучения истории
К конкреткым методам относится: общенаучные, собственно исторические, специальные – заимствованные из других наук.
Общими методами для всех гуманитарных наук служат: логический, исторический.
Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии их развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зрелую форму, и
только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.
Исторический метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности.
Эти методы дополняют друг друга, так как если исчерпаны все познавательные возможности исторического метода, то можно сделать соответствующие выводы и обобщения с помощью логического метода.
Для изучения и исследования истории России обычно используют следующие методы:
· Хронологический метод, который состоит в изложении явлений в строго хронологическом (временном) порядке;
· Хронологическо – проблемный метод, заключающийся в изучении и исследовании истории России по периодам (эпохам), внутри периодов – по проблемам;
· Проблемно – хронологический метод, исследующий какую-то одну сторону жизни и деятельности государства в ее постепенном развитии;
· Синхронический метод, который применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами.
Выделяют также и другие методы для изучения и исследования истории страны: метод периодизации; сравнительно-исторический; ретроспективный; системно-структурный; статистический; метод социологических исследований, который взят из социологии и используется для изучения и исследования современных проблем.
Только при использовании всех перечисленных методов можно достовернее воссоздать картину прошлого, воспроизвести процесс исторического развития, систематизировать исторические знания.
История как наука основывается на точно установленных фактах. Эти факты извлекаются из исторических источников.
Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:
1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;
2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;
3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;
4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.
Функции истории
Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.
1. Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.
2. Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.
3. Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.
4. Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.
Отличие истории от других наук
История: наука или нет?
В самый разгар первого апреля, дня дурака, думаю будет полезно внятно объяснить, почему люди, считающие историю не наукой — не шибко умные сами. На просторах Интернета можно встретить кучу форумов и разных созданных на них тем: наука ли история. Вот некоторые доводы таких людей по этому поводу:
Историю каждая новая власть переписывает под себя, нет объективности.
Нет возможности проверить, как было все на самом деле, а все книги об истории врут.
Историки это сказочники и пр. и т.п.
Самое забавное, что такую точку зрения (история — не наука) поддерживают люди, даже с высшим образованием, причем на полном серьезе. Такие мысли вредно сказываются в первую очередь на детях, которые не понимают, зачем им изучать «выдуманную» науку. Словом, смех и грех. Итак, история наука или нет?
Любая наука, какую ни возьми, имеет общие для всех наук признаки научности. Собственно, по наличию этих признаков и можно судить о том, наука пред тобой или нет. Вот эти признаки:
Наличие объекта исследования. Объект это та часть реальности, которую наука изучает. Особенность истории в том, что ее объект лежит вне сегодняшнего времени. Объект изучения истории — исторический процесс. Исторический процесс это процесс трансформации всех сфер жизни людей с течением времени. Утрируя, мы можем сказать, что исторический процесс это, например, эволюция семьи (патриархальная => нуклеарная, напр.), эволюция города, социальных отношений, культуры. История отвечает на вопрос: как и почему человеческое общество развивается; вскрывает движущие факторы и условия развития социума.
Думаю понятно, что объект науки история имеет. Каждый человек хочет знать, кто его родители, если они есть, и кем были его дедушки, прадедушки, бабушки, прабабушки и т.д.
Вторым признаком научности является наличие четких методов познания. Например, в химии, биологии, можно изучать строение вещества с помощью наблюдения через микроскоп. В физике существуют четкие приборы для замера по той или иной шкале: силы тока, температуры и пр. Существуют ли в истории такие методы? Можно ли познать прошлое?
Кроме письменных источников, есть еще археологические. Кстати, рекомендую почитать статью в тему про то, что такое артефакт. По предполагаемому событию, устанавливается, что же конкретно произошло? Это очень похоже на расследование преступления. Только в отличие от криминалистики, история, как правило, имеет дело с уже умершими людьми. Точнее с их вещами («уликами») и пр.
Не брезгует история и современными техническими методами: радиоуглеродным анализом, или использованием геоинформационных методов. Думаю, вы поняли что со вторым признаком научности у истории все тоже тип-топ. Идем далее.
Любая наука имеет сложившиеся научные центры, кадры, институты. То есть она институционализированна. История тоже: существуют сложившиеся научные школы, как в России, так и зарубежом.
Ну, а тезис, что ничего нельзя проверить это не совсем так. Сегодня масса экспериментов, когда ученые воссоздают реалии первобытной эпохи: например, пытаются сделать орудия труда из камня и пр. Когда я был в Люксембурге, то был в местном национальном музее (вход 1 евро, который получаешь на выходе :)). Там семь этажей. Причем первый этаж, это первобытная эпоха, где воссозданы жилища древних людей. Сильно. К тому же сегодня живут племена вдали от так называемой цивилизации. Наблюдая за жизнью такого племени можно много чего верифицировать.
Далее тезис, что историю часто переписывают. Переписывают, дорогие мои, не исторические факты, а их интерпретацию. Следует также понимать, что эта самая интерпретация зависит не только от властей предержащих, но и от находок новых исторических источников.
Вот, например в 2004 году ученые обнаружили курган Рюрика. Да, да, того самого Рюрика. Ну так, как приобретет ли личность этого человека более серьезный вес в исторических исследованиях?
Шум-гора, Курган Рюрика
Одно дело, когда ты читаешь в летописи о Рюрике. И совсем другое — когда находишь его курган — археологическое подтверждение. Вот так и устанавливается истина. А вы как думали.
Так что людей, утверждающих, что история — не наука, вряд ли можно назвать умными. Поэтому назовем их глупыми в день дурака 🙂
Также рекомендую посмотреть вот это видео:
Подписывайтесь на новые статьи. Делитесь с друзьями в социальных сетях!
Контроль знаний по обществознанию по теме «Духовная культура»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа № 1» г.Вилючинск
Обществознание(профильный уровень) 11 класс
2017/2018 учебный год
Задание А.(по 1 баллу)
1.Какое понятие обобщает, объединяет по смыслу остальные?
1.мораль 2.наука 3.культура 4.религия
2.Искусство отличает от иных форм культуры свойство-
1.формирование теоцентрической картины мира
2.отражение материального мира посредством художественных образов
3.выдвижение гипотез, проведение эксперимента
4.построение стройной логической системы доказательств
3.Известный в прошлом поэт вернулся из эмиграции на родину. Стиль, в котором написано большинство его стихотворений, всегда признавался новаторским. В небольшом зале местного краеведческого музея состоялся творческий вечер, собравший незначительный круг знатоков и почитателей его творчества. Продуктом какого типа культуры является этот вечер?
1.массовой 2.популярной 3.традиционной 4.элитарной
4.Какой признак отличает большую науку от науки прошлых времен?
1.стремление к постижению сущности природных и социальных явлений
2.выдвижение гипотез о происхождении Вселенной, возникновении Земли
3.применение при проведении многих исследований методов компьютерного моделирования
4.построение рационалистической, логически стройной картины мироздания
5.Какой признак отличает религии мировые от национальных или локальных?
1.поиск ответов на вопросы о смысле человеческого бытия, о загробном мире и вечности духа
2.выдвижение определенных моральных принципов, запретов, предписаний
3.открытость, отсутствие привязки к определенной этнической принадлежности
4.объединение верующих в общину, осуществление общения и взаимодействия между ними
6.Верны ли следующие суждения об этике современной науки и ответственности ученых?
А.Мощь современной науки и возможности ученых настолько велики, что им необходимо помнить о моральных границах своей исследовательской деятельности.
Б.Особенно ответственно ученым необходимо подходить к исследованиям человеческой психики, интеллектуальных ресурсов, т.к. любое воздействие на эти процессы может быть непредсказуемо.
1.верно только А 3.верны оба суждения
2.верно только Б 4.оба суждения неверны
7.Учителя математики с начала учебного года стали посещать новые годичные курсы в областном Институте повышения квалификации учителей. К какой ступени образования относится учреждение, в котором обучаются учителя?
1.высшее профессиональное образование
2.дополнительное профессиональное образование
4.второе высшее образование.
8.Верны ли следующие суждения о духовной сфере жизни общества?
А.Феноменами, явлениями духовной жизни выступают наука, религия, искусство и мораль.
Б.Духовная сфера жизни общества развивается изолированно, обособленно от других сфер, не испытывая на себе влияния экономики и политики.
1.верно только А 3.верны оба суждения
2.верно только Б 4.оба суждения неверны
А.Образование, школа, в широком смысле этого слова, сегодня является непременным условием построения успешной карьеры.
Б.Современное общество диктует для образования новые требования, важнейшим из которых выступает идея непрерывности образования, возможность выбора человеком разнообразных образовательных траекторий на протяжении всей сознательной жизни.
1.верно только А 3.верны оба суждения
2.верно только Б 4.оба суждения неверны
10.Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них наиболее частное, наиболее узкое по смыслу.
1.христианство 2.мировая религия 3.форма культуры 4.католичество
11.Современная наука, активно опирающаяся на биотехнологии, научилась создавать новые вещества с заранее заданными свойствами. Следствием развития генной инженерии стало производство генномодифицированных продуктов, которые, казалось, способны избавить человечество от проблемы голода. Но само употребление подобных продуктов в пищу вызвало противоречивые последствия в жизни людей. Какую функцию науки можно проиллюстрировать подобным примером?
1.мировоззренческую 2.социальную 3.прогностическую 4.объяснительную
12.В современном мире образование является открытой системой. РФ является участником Болонского процесса, направленного на сближение образовательных систем европейских стран и признание эквивалентности документов об образовании. Данным примером можно проиллюстрировать тенденцию в развитии образования:
1.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «современное образование».
Компетентностный подход, компьютеризация, вариативность, интернационализация, догматичность, индивидуальная траектория, гуманизм, государственно-общественное управление, проектные технологии, непрерывность
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
2.Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами.
1.океанологи составили карту миграций косяков промысловых рыб на сезон путины
2.ученые провели исследование средневековых церковных чудес, объяснив многие их них с материалистической т.зрения
3.ученые предложили новый метод добычи нефти и газа на арктическом шельфе
4.учеными-генетикамисозданы новые сорта кукурузы, устойчивой к условиям засухи
5.ученые предложили технологии строительства мусороперерабатывающих заводов вместо мусоросжигиющих для улучшения окружающей среды и жизни людей
6.ученые-фармацевты создали новый препарат для лечения больных диабетом
Запишите получившуюся последовательность букв.
3.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)Научное сообщество никак не может оставаться равнодушным к целому ряду исследований, связанных с клонированием живых организмов. (2)Сегодня, как никогда, велика ответственность людей науки за продукты и результаты их деятельности. (3)Многие научные институты и группы уже заявили об опытах по клонированию животных. (4)Одним из наиболее известных является клонирование в Великобритании овечки по имени Долли.
Определите, какие положения текста нося
Б.характер оценочных суждений.
1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «субкультура»? привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о субкультурах.
2.Мыслители утверждают, что каждая национальная культура пишет в душе человека свои письмена. Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами проявление влияния культуры на личность человека, привычки людей.
3. Социологические службы страны А. проводили на протяжении ряда лет исследования предпочтений граждан разных возрастных групп на пользование учреждениями культуры и приобщение к культурному наследию. Респондентам задавался вопрос: «Как часто вы посещаете учреждения культуры в течение года»? На основании проведенных опросов была составлена диаграмма.
Сформулируйте 3 основных вывода о культурных предпочтениях граждан, которые могут сделать ученые на основании полученных данных. Выскажите(соответственно выводам) пояснения о происходящей динамике показателей культурного развития.
1-3 2-2 3-4 4-3 5-3 6-3 7-2 8-1 9-3 10-4 11-2 12-1
1.Смысл понятия: субкультура – система ценностей, поведенческих стандартов, норм, характерных для определенной группы и позволяющих отличить её от остальных.
Наиболее значительную роль в современном обществе играет молодежная субкультура, для носителей которой характерен особый язык, привычки, стиль в одежде и общении.
В каждом обществе складываются особые субкультуры, включающие людей, отрицательно относящихся к доминирующим культурным традициям.
Раскрыт смысл понятия, составлены два предложения – 2 балла
Раскрыт смысл понятия, составлено одно предложение
Или смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух предложениях – 1 балл
следование определенным предпочтениям в стиле общения, знакомства с новыми людьми(например, женщина на Кавказе никогда не пожмет протянутую ей мужчиной для знакомства руку, это не принято национальными культурными традициями).
следование определенному стилю в одежде(например, приверженность женщин Кавказа к удлиненными юбкам темного цвета).
следование предпочтениям в кулинарии, питании(например, для многих средиземноморских народов, японцев главным в питании являются морепродукты)
3 примера – 3 балла
2 примера – 2 балла
1.Неизменно возрастает число граждан, посещающих кинотеатры и мультиплексы, это может быть связано с возрастающими бюджетами современного кино, применением спецэффектов, технологии 3Д, которые привлекают зрителей в оснащенные по последнему слову техники киноцентры
2. На достаточно высоком уровне находится интерес к концертам, очевидно, что каждая возрастная группа граждан может найти в обилии предложений на рынке интересующие их концерты и выступления любимых артистов и коллективов, очевидны достижения поп-музыки, рекламы концертной деятельности.
3.Среди аутсайдеров – музеи, это связано с практически полным отсутствием рекламы и информации об их деятельности в СМИ, вероятно, и об отсутствии значимых выставок, вызывающих интерес не только специалистов, но и обычных граждан
4.На среднем уровне находится интерес к посещению театров, можно высказать предположение, что театры устойчиво посещает определенная стабильная группа людей.
5.Крайне незначителен интерес граждан к библиотечным фондам, практически прекращение посещения библиотек возможно по причине доступности многих книг в Интернете и снижении интереса к чтению у молодежной аудитории
Три вывода и пояснения – 3 балла
Два вывода и 2 пояснения или три вывода и одно-два пояснения – 2 балла
Один вывод и одно пояснение или два вывода и одно пояснение или два вывода без пояснений. – 1 балл.
Чем отличается наука и псевдонаука
Знаете ли вы, в чём отличие науки от лженауки? А ведь это очень важное знание, которое не только поможет грамотно сформулировать теоретические обоснования в курсовой или дипломе, но также выбрать надёжные литературные источники.
Давайте разберёмся, что такое наука и лженаука, как отличать подлинное знание от псевдонаучных теорий и на какие критерии при этом ориентироваться.
Хотите получать ещё больше полезного материала? Подписывайтесь на наш информационный канал. И не забывайте следить за акциями и скидками — с ними гораздо выгоднее учиться.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Наука и псевдонаука: что это такое
Прежде чем разбираться, чем псевдонаука отличается от истинной науки, давайте кратко дадим определение этим понятиям.
Наука — это область деятельности, главной целью которой является исследование и систематизация знаний о человеке и мире. Она опирается на объективные факты и научный метод познания.
В отличие от науки псевдонаука представляет собой учение, которое выставляется его последователями как научное, но не является таковым.
Некоторые учёные проводят различие между псевдонаукой и лженаукой. Так, псевдонаучными теориями считаются безобидные заблуждения, которые даже не стоят внимания. А вот к лженаукам относят опасные для человека и общества идеи, с которыми наука активно борется.
Есть ещё один интересный термин — паранаука. Она намного древнее научных знаний и рационального подхода. Паранауку можно назвать протонаукой, из которой развились как все современные научные дисциплины, так и различные иррациональные учения. Самые популярные и дожившие до наших дней псевдонауки — это астрология, хиромантия, нумерология, физиогномика и многое другое.
Паранаука порождает учения, которые не проверяются научными методами
Зачем учиться различать науку и псевдонауку
«Истина где-то рядом», — убеждал нас сериал «Секретные материалы», «Каждый прав по-своему» — говорят нам современные массмедиа и социальные сети.
Однако такая толерантность в области научного знания недопустима и вот почему:
Так что разобраться, в чём различие между наукой и псевдонаукой полезно не только для учёбы и научной карьеры, но и для жизни.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Стоит помнить, что к псевдонауке не относятся такие сферы человеческой деятельности, как религиозные учения и духовные практики. Они опираются не на научные доводы или чувственный опыт, а на веру. То есть, у них совсем другой инструментарий и сфера.
Чем отличается наука от лженауки
От науки псевдонаука отличается рядом признаков. Давайте в таблице кратко приведём основные различия:
Наука | Псевдонаука |
опирается на научный метод | опирается на собственные незыблемые убеждения |
готова меняться, если появятся новые аргументы | не готова изменять свои взгляды ни при каких обстоятельства |
постоянно проверяется | нет возможностей для проверки |
несколько учёных приходят к одним и тем же выводам | часто уникальная теория, которую разделяет ограниченная группа посвящённых |
прогнозирует события, которые произойдут на основе научных расчётов | оправдывается, почему предсказания не сбылись |
приветствует критику | все, кто критикует — враги и заговорщики |
подходит ограниченному кругу людей | идеально подходит всем без исключения |
использует точные измерения и опыты | нет точных инструментов для измерения результата |
обращается к научным журналам | обращается к СМИ и народному мнению |
приводит реальные факты, которые можно проверить | опирается на слова авторитетных лиц без конкретных фактов |
действует рационально | воздействует эмоционально |
принимает во внимание последние достижения в науке | делает ставку на древние знания |
Псевдонаукой также не являются картины мира, на которые опирались учёные в прошлые века. Так геоцентрическая модель, утверждавшая, что Земля находится в центре, а все остальные планеты и Солнце крутятся вокруг неё — это устаревшая концепция, которая уступила место гелиоцентрической, когда появились новые факты.
Псевдонаука: примеры
Человечество постоянно попадает в сети лженаучных верований и учений. Даже в современном мире можно найти идеи, далёкие от научного подхода, но захватившие разум многих людей. Мы приведём несколько наиболее знаменитых и диких примеров.
Френология
Это учение, которое утверждает, что физическая форма черепа влияет на характер и черты личности. Австрийский анатом Франц Йозеф Галль по впадинам и выпуклостям «доказывал», насколько развит или недоразвит человек. Эта идея позволила работорговцам оправдывать рабство и своё нечеловеческое отношение к людям других рас и национальностей.
Нейрофизиология в XX веке полностью показала несостоятельность такого подхода. Однако, несмотря на это, и в наше время проводят курсы, на которых обучают «читать» людей и их характер по внешности.
Гипотеза о плоской Земле
В древние века люди не только верили, что Солнце и звёзды вертятся вокруг Земли, но и что наша планета плоская. Опровержения этого мифологического убеждения стали появляться уже в работах Пифагора и Аристотеля. Однако это не помешало многим средневековым религиозным деятелям верить, что Земля имеет форму диска.
Казалось бы, в современном мире этот миф давно ушёл в небытие. Но не тут-то было. Знаете ли вы, что в 1956 году организовали «Общество плоской Земли»? А некоторые пользователи интернета до сих пор уверены, что наша планета действительно выглядит как диск, а все доказательства обратного — снимки из космоса, спутники и так далее — лишь часть мирового заговора.
Представления о плоской Земле живы до сих пор
Телегония
Эта теория уверяет, что женщина должна беречь девственность и хранить верность только одному партнёру, потому что её дети будут похожи именно на того мужчину, с которым у неё была первая близость. А если таких связей было много, то ребёнок может взять черты от разных мужчин.
Этой теорией активно пользовались в нацистской Германии. Там считали, что женщины, которые были близки с представителями других наций, не могут дать здоровое и чистое арийское потомство.
Несмотря на достижения генетики, которая опровергла идею телегонии, в интернете и религиозных общинах до сих пор можно найти тех, кто искренне в неё верит.
Гомеопатия
Гомеопатия, как метод альтернативной медицины, известна с XIX века. Основная идея — подобное излечивается подобным. Это значит, что в гомеопатические препараты добавляют сильно разведённые вещества, которые при высокой концентрации могут вызвать симптомы болезни.
Всемирная организация здравоохранения давно доказала, что процент таких веществ в гомеопатических лекарствах крайне низок, а их действие ничем не отличается от плацебо. Однако это не мешает людям по всему миру покупать подобные препараты, иногда вместо реально работающих средств.
Новая хронология
И в конце давайте вспомним ещё одну лженаучную теорию, которую разработал и защищал реальный учёный Анатолий Фоменко. Хотя он был математиком и к истории не имел никакого отношения, Фоменко придумал новую историческую хронологию. В ней он утверждал, что история человечества начинается только в XI веке. А все события, описанные до этого времени — всего лишь искажения и фальсификации.
Против этой псевдотеории выступили учёные разных дисциплин: историки, археологи, филологи, астрономы, математики и химики. Но так, как научные методы в лженауках не работают, создателя новой хронологии и его последователей это не убедило.
Как же борются с лженауками настоящие учёные? Один из методов — создавать фейковые научные статьи, чтобы привлечь внимание сообщества к проблеме. Так, профессор физики Алан Сокал опубликовал статью со сложным названием «Преодолевая границы: к трансформативной герменевтике квантовой гравитации». Её разместили, а когда выяснилось, что это фейк, возник скандал. Это заставило пересмотреть научные журналы их политику рецензирования.
Как отличить науку от псевдонауки: действенный алгоритм
Даже самые рациональные учёные попадаются в ловушки псевдонаучных знаний. Как этого избежать? Ориентироваться на два простых правила:
Любую научную теорию надо очень внимательно изучать
Верификация научной теории
Верифицировать теорию — это значит использовать научный метод при её проверке. Он состоит из нескольких шагов:
Фальсификация
Австрийский философ Карл Поппер предложил использовать принцип фальсифицируемости гипотезы, который в дальнейшем развили учёные Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос и другие. Этот принцип говорит следующее: чтобы научную теорию признали верной, надо найти условия, при которых она перестаёт работать.
Так, закон гравитации верен лишь потому, что любое тело, которое мы подбрасываем вверх, неизменно падает на землю. Но если однажды будет доказано, что есть предметы, которые не реагируют на притяжение Земли, теорию смогут пересмотреть.
А вот псевдонаучные идеи нельзя оспорить и подвергнуть фальсификации. Они всегда верны несмотря ни на что. И это главный признак лженауки.
Если нет времени углубляться в изучение документов, подтверждающих теорию, можно обращать внимание на такие дополнительные подсказки:
Сколько людей — столько теорий и лжетеорий. Будьте внимательны!
Мы кратко разобрали, в чём разница между наукой и псевдонаукой, почему стоит видеть различие между ними, а также привели понятный алгоритм, который всегда поможет вам чётко отличать науку от псевдо- и лжеучений. А если у вас возникнут вопросы с подготовкой и написанием любого вида работ, смело обращайтесь в наш студенческий сервис. Эксперты компании сумеют подобрать научные источники, грамотно оформить и сдать в срок контрольную, курсовую и даже дипломную работу.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊