налог на рекламу это какой налог
Статья 1. Налог на рекламу
1.1. Общие положения:
Рекламой считается информация о физическом и юридическом лице, товарах и начинаниях (рекламная информация), распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к этим физическому и юридическому лицам, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний.
1.2. Плательщики налога на рекламу.
Плательщиками налога на рекламу являются юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, рекламирующие свою продукцию.
1.3. Объект налогообложения, налоговый период, ставка налога на рекламу:
1.3.1. Объектом налогообложения является стоимость услуг по рекламе.
1.3.2. Налоговый период по налогу на рекламу устанавливается:
— Для юридических лиц квартал
— Для физических лиц календарный год.
1.3.3. Ставка налога на рекламу устанавливается в размере 5 процентов от стоимости услуг по рекламе без налога на добавленную стоимость.
1.4. Налоговая база, порядок и сроки уплаты налога на рекламу.
1.4.1. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из стоимости (величины фактических затрат) оплаченных им рекламных услуг и понесенных расходов по самостоятельному выполнению услуг, связанных с рекламой, определяемых в соответствии с настоящей статьей.
1.4.2. Сумма налога на рекламу исчисляется исходя из установленной ставки и стоимости рекламных услуг, определенной исходя из фактически произведенных расходов в действующих ценах и тарифах.
1.4.3. Начисление налога на рекламу производится рекламодателем за тот налоговый период, в котором фактически произведены расходы на рекламу.
1.4.4. Плательщики налога на рекламу представляют в налоговый орган декларации по налогу на рекламу согласно прилагаемой форме (приложение N 3) в следующие сроки:
— Сумма налога на рекламу перечисляется налогоплательщиками в доход районного бюджета в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
1.4.5. Расходы юридических лиц по уплате налога на рекламу относятся на финансовые результаты деятельности организаций, а физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, производятся за счет собственных средств.
1.4.6. Сумма налога на рекламу зачисляется на счет N 40101 «налоги, распределяемые органами федерального казначейства», код доходов 1400503.
1.5. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов.
1.5.1. Ответственность за правильность исчисления, полноту и своевременность перечисления сумм налога в бюджет возлагается на плательщиков налога на рекламу.
При установлении фактов неуплаты налога, несвоевременной уплаты или уплаты его не в полном объеме плательщик несет ответственность в соответствии с действующим на территории Российской Федерации налоговым законодательством.
1.5.2. Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью уплаты налога на рекламу осуществляет налоговый орган.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кто и где должен платить налог на рекламу
То, что реклама является во многом двигателем торговли, является аксиомой. Эта деятельность может приносить значительную прибыль, часть которой в виде налога не должна проходить мимо государственного бюджета.
Однако налога под этим названием нет в Налоговом кодексе РФ с начала 2005 года. Несмотря на это, он по-прежнему актуален, но не как налогообложение продвижения результатов предпринимательской деятельности (товаров, работ, услуг), а под другими наименованиями, в случае подпадания рекламной активности под другие налоговые сборы или законы других стран.
Рассмотрим, кто в 2017 году в РФ должен платить налог на рекламу, в каких формах это происходит, как правильно вычислить сумму и сопроводить платеж нужной документацией. Все о налоге на рекламу в современном отечественном бизнесе читайте в этой статье.
Реклама и законы
Главные законодательные акты, которым не должно противоречить местное самоуправление в части принятия норм относительно налога на рекламу:
СПРАВКА! На территории г. Москвы уплата налога на рекламу регламентируется Законом № 59 от 21.11.2001 года.
Данный вид налога также кратко упоминается в Федеральном законе от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», где утверждается его ставка.
Примерные рекомендации по вычислению суммы этого налога приводятся в Положении о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу, утвержденного Письмом Минфина РФ от 02 июня 1992 года № 04-05-20, ФНС России от 02 июня 1992 года № ИЛ-6-04/176 и Комиссии Совета республик ВС РФ по бюджету, налогам и ценам от 04 июня 1992 года № 5.1/693.
Все остальные законодательные тонкости прописываются в региональных нормативных актах, поскольку данный налог является местным.
Итак, можно дать следующее определение налогу о рекламе – это местный сбор, берущийся с предпринимателей, в чьи расходные статьи входят траты на продвижение собственной продукции.
Основные категории рекламной деятельности
Осуществление рекламной деятельности – это любая форма донесения информации о своих товарах, услугах, работах и др. продукции до общественности через средства массовой информации (печать, телевидение, радио) или иллюстративные средства (табло, «бегущая строка», вывеска, плакат, афиша и т.п.).
Рекламодатель – это юридическое или физическое лицо, несущее расходы на рекламную деятельность, от чьего имени она осуществляется.
Рекламоизготовитель (распространитель) – лицо или организация, изготовившая (и/или разместившая) рекламную информацию по заказу или поручению рекламодателя.
Рекламный носитель – место и способ размещения рекламы.
Не относятся к рекламе следующие сведения, переведенные в публичную форму:
Кому предстоит платить налог на рекламу, а кому – нет
Плательщиками данного вида налогового платежа являются физические и/или юридические лица любой формы собственности или ведомства, которые осуществляют рекламные действия касательно своей продукции. Деятельность должна отвечать таким критериям:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если иностранный гражданин зарегистрировал свою предпринимательскую деятельность на территории под юрисдикцией РФ, налог на рекламу относится к нему в той же степени, что и к гражданам России.
Не платят налог на рекламу:
К СВЕДЕНИЮ! Плательщиком налога может быть не только сам рекламодатель, но и его комитент – организация, осуществляющая для него рекламную деятельность. В таком случае к сумме оплаты этих услуг по договору добавляются средства в размере налогового платежа. Ответственность же за неуплату или ошибки остается на рекламодателе.
С каких сумм исчисляется данный налог
Налоговой базой этого вида муниципальных платежей является конкретная цифра, обозначающая расходы фирмы (или ИП), отнесенные на рекламную деятельность, обозначенную таковой в законодательстве. Траты, считающиеся рекламными:
К этим видам трат относятся не только материальные расходы, но и отчисления на амортизацию и оплату наемного труда.
Не входят в налоговую базу по рекламе следующие расходы:
Как вычислить сумму налога на рекламу
Порядок исчисления не отличается от других налоговых сборов: численный показатель налоговой базы нужно умножить на ставку, которая по данному налогу неизменна и составляет 5%. Данные о расходах берутся из бухгалтерского учета. Они списываются как траты, уменьшающие базу по налогу на прибыль, причем некоторые в полной сумме, а отдельные – только в размере 1% от выручки. Из потраченных на рекламу средств исключается НДС.
ВАЖНО! Если оплата за рекламную деятельность производилась не в рублях, а в иностранной валюте, то для исчисления налога нужно произвести переоценку валютных остатков, то есть перевести показатели в рубли по текущему курсу Центробанка РФ.
Сроки уплаты
Тонкости, касающиеся сроков, устанавливаются муниципальным (региональным) законодательством. Обычно период расчета, уплаты и предоставления декларации составляет:
Ответственность за налоговые нарушения
Юридически значимыми нарушениями уплаты налога на рекламу, влекущими за собой ощутимые последствия, могут быть следующие:
В первом и втором случае у предпринимателя есть декада на исправление допущенной неточности, далее насчитываются пени (при недоимке) или излишнюю сумму уже нельзя будет вернуть или перезачесть (при переплате).
Исчисление и уплата налога на рекламу
Налог на рекламу не платится в РФ с 2005 года. Однако существуют ситуации, когда российской фирме придется заплатить этот налог, но не на основании законодательства РФ, а в соответствии с законами других государств. В данной статье мы рассмотрим, что из себя представляет налог на рекламу в одной из стран ЕАЭС — Казахстане.
Сотрудничество в рамках ЕАЭС и налогообложение
Россия и Казахстан — близкие политические союзники и экономические партнеры. При непосредственном участии обеих стран образовалось единое экономическое пространство — ЕАЭС. В ближайшем будущем предполагается самая тесная интеграция бизнесов, госпредприятий, предпринимателей РФ и РК. Этот процесс будет сопровождаться активными международными контактами специалистов самого разного профиля.
Партнерство бизнесов в рамках экономического пространства ЕАЭС потребует от участников соответствующих коммуникаций, в том числе и от бухгалтеров, знания национальной специфики законов государств союза.
Отметим, что налоговое законодательство Казахстана и России имеет много общего. Например, в обоих государствах установлены схожие организационно-правовые формы предприятий. Так, в Казахстане есть ТОО (практически аналогичные российским ООО), ИП и АО, также очень близкие к одноименным правовым формам российского бизнеса.
Вместе с тем между налоговыми законодательствами РФ и РК существует и много различий. Их можно увидеть на примере того же налога на рекламу: в РФ, как мы отметили выше, он отменен, а в РК — актуален, и регулируется он Налоговым кодексом Казахстана.
Рассмотрим основные сведения о том, как осуществляется исчисление и уплата налога на рекламу в Казахстане.
В каких случаях российская компания платит налог на рекламу в РК?
Юрисдикция налогового законодательства РК распространяется на все предприятия, работающие на территории государства, включая российские (представленные в виде филиалов), а также на ИП, являющихся гражданами РФ. Поэтому, российскому бухгалтеру, отвыкшему от уплаты налога на рекламу, при работе в РК (например в филиале фирмы из РФ) придется адаптироваться к специфике местных законов в части исчисления и внесения в бюджет Казахстана соответствующих платежей.
Что касается нерезидентов, отметим следующее. В положениях п. 1. ст. 529 НК РК нет разъяснений, какие именно юрлица и физлица (включая ИП) — национальные или иностранные — должны платить налог на рекламу. Однако, по нашему мнению, нерезиденты также обязаны уплачивать данный налог по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 562 НК РК юридические лица-нерезиденты, работающие в Казахстане без открытия филиала или представительства, обязаны в течение 30 дней после начала активности в РК встать на учет в налоговой службе. Аналогично юрлица, которые образованы в соответствии с законами иностранных государств, но имеющие органы эффективного управления в РК, также обязаны в течение 30 дней после начала деятельности зарегистрироваться в налоговом органе в качестве плательщика. Поэтому даже если российская фирма официально не открывает филиал, она так или иначе попадает под действие положений ст. 529 НК РК, регулирующих сбор и уплату налога на рекламу.
Касательно российских ИП — им, в общем случае, в соответствии с законом РК «О частном предпринимательстве», как физлицам – не гражданам Казахстана нельзя заниматься бизнесом в этой стране. Но, исходя из положений Договора о правовом статусе между РФ, РК, Беларусью и Киргизией от 28.04.1998, россияне могут регистрироваться в Казахстане как ИП. В этом случае они платят налоги как ИП – физлица (в соответствии с п. 1. ст. 529 НК РК).
Таким образом, нерезиденты РК, размещающие в этом государстве рекламу на условиях, подпадающих под действие национального законодательства, должны уплачивать налог на рекламу.
Условия взимания налога на рекламу в РК
Налог на рекламу в Казахстане установлен гл. 78 Налогового кодекса. В соответствии с положениями ст. 528 НК РК государством взимается плата за размещение наружной рекламы в случае ее размещения:
Размещение рекламы на соответствующих носителях в РК без разрешительных документов не допускается. Однако налог на рекламу может быть исчислен и перечислен в бюджет, даже если размещающее ее лицо задействовало те или иные рекламные инструменты без официального разрешения.
Национальный оператор, в компетенции которого управление автодорогами, а также местные органы исполнительной власти в РК не позднее 15 числа месяца, который следует за отчетным, направляют в соответствующие госорганы сведения о плательщиках налога на рекламу, а также объектах налогообложения.
Плательщики налога на рекламу в РК
Налог на рекламу в Республике Казахстан должны платить физлица (в том числе зарегистрированные как ИП) и организации. При этом юрлица вправе своими решениями признавать плательщиками свои филиалы. Подобные локальные правовые акты вводятся в действие с начала года, который следует за тем, когда соответствующее решение было принято. Если плательщик — вновь созданный филиал, то решение о том, что он будет перечислять в бюджет налог на рекламу, вступает в силу с момента образования данной структуры.
Не должны платить налог на рекламу госорганы РК, даже в случае, если они задействуют рекламные инструменты в ходе реализации своих функциональных обязанностей.
Ставки налога на рекламу
В ст. 530 НК РК содержатся положения, регулирующие ставки по налогу на рекламу в Казахстане.
Соответствующие ставки определяются в корреляции с месячным расчетным показателем (или МРП), который фиксируется в государственных правовых актах РК о бюджете. В расчет берется МРП, действующий по состоянию на 1 число календарного месяца, в котором плательщик использует рекламный инструмент.
Налог на рекламу при размещении соответствующих носителей в полосе отвода автодорог республиканского значения зависит от категории соответствующих магистралей, а также от площади рекламного носителя.
МРП в большинстве случаев используются в сочетании с особыми коэффициентами (называемыми также базовыми ежемесячными ставками). При умножении МРП на соответствующий коэффициент получается ставка.
Для автодорог РК, подходящих к городу, коэффициент МРП соответствует 8, для дорог I и II категории — 7, III категории — 3, IV категории — 2. Данные показатели применяются для исчисленияналога при задействовании носителей площадью до 3 кв. м. Если их площадь больше, то налог на рекламу исчисляется в корреляции с пропорцией МРП (с учетом коэффициента) по отношению к 3 кв. м.
Отмеченный параметр, влияющий на величину налога на рекламу в Казахстане, — базовая ежемесячная ставка, которая определяется, исходя из площади рекламного носителя, его конкретной разновидности, а также места расположения.
Базовые ставки по налогу на рекламу на автомобилях
Указатели, вывески, а также информационные щиты, обладающие площадью до 2 кв. м, облагаются в РК налогом на рекламу по ставке, равной 2 МРП (МРП с коэффициентом или базовой ставкой, равной 2), при размещении в городах республиканского значения и столице, 1 МРП — при размещении в городах и на автодорогах областного значения.
«Лайтбоксы» облагаются налогом на рекламу по ставке 3 МРП в столице и населенных пунктах республиканского значения, 2 МРП — при размещении в городах и на автодорогах областного значения.
Что касается рекламно-информационных носителей площадью 2–5 кв. м, то они облагаются налогом на рекламу по ставке 5 МРП в столице и населенных пунктах республиканского значения, 2 МРП — при размещении в городах и на автодорогах областного значения.
Иные правила действуют при определении МРП по налогу на рекламу для носителей в столице и городах республиканского значения РК:
При использовании надкрышных конструкций (таких как, например, светодинамические панно либо объемные буквы) в столице и городах республиканского значения МРП равен:
Реклама на палатках, шатрах, навесах, флагах и иных подобных конструкциях, располагающихся в столице и городах республиканского значения, облагается налогом с учетом МРП, равным:
Налог на рекламу, размещаемую на киосках в столице и городах республиканского значения, коррелирует с МРП, равным:
Выносные конструкции или штендеры облагаются налогом на рекламу, исчисляемым при МРП, который равен 10.
Базовые ставки: размещение рекламы на автомобилях
Налог на рекламу, размещаемую на автомобилях, также исчисляется в корреляции с МРП.
Если рекламный носитель располагается на внешней стороне автомобиля, то в столице и городах республиканского значения МРП будет составлять:
Если речь идет о размещении рекламы на конструкциях, монтируемых на автомобиле, то налог на рекламу в столице и городах республиканского значения РК будет исчисляться, исходя из площади соответствующих носителей. Показатели МРП будут равны:
Полномочия местных властей
Отметим, что местные органы областей РК, городов республиканского значения и столицы вправе повышать базовые ставки по налогу на рекламу, но не более чем в 2 раза относительно указанных в НК РК величин.
Исчисление и уплата налога
Налог на рекламу в РК исчисляется и уплачивается на основании положений ст. 531 НК РК. Величина соответствующих платежей определяется исходя из:
Но размер налога на рекламу не может быть меньше того, что фиксируется за 1 календарный месяц.
Сумма налога на рекламу, которая подлежит перечислению в бюджет РК, уплачивается налогоплательщиками до 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Получение разрешительного документа на размещение рекламы предполагает обязательное предоставление налогоплательщиком компетентным органам финансовых источников, подтверждающих оплату рассматриваемого налога за первый месяц.
Сумма налога на рекламу перечисляется в местный бюджет, соответствующий географии размещения рекламного носителя, а также согласно сведениям, которые содержатся в разрешительном документе. Исключение составляет налог на рекламу, размещаемую на транспортных средствах: он платится по месту регистрации автомобилей.
Законодательством Казахстана также предусмотрены процедуры возврата или зачета налога на рекламу. Основаниями для соответствующих процедур становится заявление налогоплательщика, а также документ, выданный налоговым органом, который подтверждает переплату налога на рекламу, либо факт отказа от размещения рекламных сообщений на разрешенных носителях.
Рассмотренные нами особенности налога на рекламу в Казахстане помогут российскому бухгалтеру во взаимодействии с коллегами из РК по мере дальнейшей интеграции экономик двух стран в рамках ЕАЭС.
Подробнее о перспективах сотрудничества России и Казахстана в рамках ЕАЭС читайте в статье «С 2015 года вместо Таможенного союза действует Евразийский экономический»
Вся правда о налоге на рекламу
Большинство бухгалтеров сталкиваются с рекламой и соответственно налогом на нее. Но в некоторых ситуациях даже опытный счетовод не может сказать: платить налог или нет? И неудивительно. Налог на рекламу без труда возьмет первый приз в номинации «самый непонятный и запутанный налог России».
Налог в стиле минимализма
Всем «нормальным» налогам – от НДС до налога на игорный бизнес – посвящены отдельные главы Налогового кодекса. Но налог на рекламу не таков. Главу о нем вы в кодексе не найдете.
Чтобы убедиться, что такой налог в нашей стране все-таки существует, придется открыть закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2118-1). В статье 21 этого закона про налог на рекламу написано. одно предложение: «Налог уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 процентов стоимости услуг по рекламе».
Правда, в этой же статье есть важная оговорка: вводить налог на рекламу должны местные власти городов и районов. Этого мы коснемся чуть позже, а пока вспомним, что статья 17 Налогового кодекса говорит о существенных элементах, без которых ни один налог не может обойтись: объект, база, налогоплательщики, ставка, налоговый период и т. д.
Конечно, когда был принят закон об основах налоговой системы, кодекса еще не существовало. Не было ничего слышно и о том, что такое «существенные элементы налогообложения». Тем не менее в столь лаконичном определении законом налога на рекламу эти элементы присутствуют.
Во-первых – налогоплательщики. Налог платят фирмы или предприниматели, которые рекламируют свою продукцию. Тут есть два нюанса. Первый: реклама должна относиться к продукции, которая принадлежит фирме на праве собственности. И второй: под словом «продукция» обычно понимают нечто материальное. Следовательно, налог нужно платить фирмам, которые рекламируют товары, а вот реклама услуг налогом не облагается. Можно сделать и такой вывод: своя продукция – это только те товары, которые произвела сама фирма, а не те, что куплены ею для перепродажи.
Во-вторых – объект налогообложения. Если понимать текст федерального закона буквально, то налог платить нужно только со стоимости рекламных услуг. Например, с платы за размещение рекламного объявления в газете или с расходов на рекламную кампанию, заказанную сторонней фирме. Рекламная акция, проведенная своими силами, к возникновению налога приводить не должна (фирма же не может оказать услугу самой себе). Равно как и затраты на рекламные товары – например, покупка и раздача авторучек с логотипом фирмы.
И наконец, в-третьих – ставка налога. Она ограничена 5 процентами, но местные власти могут установить и более низкую ставку.
«Но позвольте! – возразят искушенные читатели, – налог на рекламу при рекламе услуг и работ платят точно так же, как и при рекламе товаров. И начислять его приходится со всех рекламных расходов, а не только по услугам других организаций». Действительно, с налогом на рекламу дела обстоят не так просто.
Особенности национального налогообложения
По идее муниципальные власти должны определить только то, о чем федеральный закон умалчивает: конкретную ставку налога, отчетный период, сроки уплаты и т. д.
Но не тут-то было. Местные законодатели этими рамками свою фискальную фантазию не ограничивают. Они по-своему решают, кто, как и с каких именно затрат должен платить этот налог. И, хотя конкретные формулировки и определения в местных положениях о рекламе могут быть очень своеобразными, цель у них одна – обеспечить максимальные поступления в муниципальный бюджет. Поэтому легко выделить общие черты большинства местных законов.
Начинаются такие законы с определений. И когда доходит очередь до понятия «налогоплательщик», поначалу все выглядит довольно прозаично: плательщики налога на рекламу – это организации, рекламирующие свою продукцию. Но затем нередко следует добавление: «а также филиалы, представительства и прочие обособленные подразделения, расположенные на территории города N-ска». Поясним, что это означает. Предположим, ваша фирма зарегистрирована в Москве. Но деятельность фирма ведет не только в столице, но и в московской области, поэтому у вас есть филиал, к примеру, в г. Электрогорске. Организовав в этом городе рекламную акцию, вы, следуя местному положению, должны будете заплатить в городской бюджет налог на рекламу.
Теперь допустим, что вы решили провести рекламную кампанию в рамках всей области. В таком случае целый ряд городских и районных областных бюджетов будет претендовать на заветные 5 процентов налога. Но налог также придется заплатить в бюджет Москвы, то есть по месту регистрации фирмы. Понятно, что эта ситуация абсурдна.
По этой причине арбитражные суды целиком или частично отменили не одно местное положение о налоге на рекламу. Такова, например, участь положения о рекламе в г. Перми. Арбитражный суд пермской области решил, что муниципальные власти нарушили федеральный закон об основах налоговой системы, включив в состав налогоплательщиков все обособленные подразделения, которые зарегистрированы в г. Перми (постановление от 6 октября 2003 г. по делу № А50-8340/
2003-А6). Добавим, что при этом была нарушена и статья 19 Налогового кодекса, которая указывает: обособленные подразделения исполняют обязанности фирмы по уплате налогов только в случаях, когда это прямо предусмотрено кодексом.
Вообще, решение пермских судей очень показательно и затрагивает целый ряд спорных вопросов. Поэтому мы к нему еще вернемся.
А пока сделаем вывод: независимо от того, что написано в региональных законах, платить налог на рекламу нужно по месту основной регистрации фирмы. При этом не имеет значения, где конкретно проходит рекламная кампания. Отчасти это признают и налоговые инспекторы. Но, например, управление МНС России по Санкт-Петербургу все же делает оговорку: «Филиалы и иные обособленные подразделения привлекаются к уплате налога, если рекламируется деятельность только данного филиала» (письмо от 1 апреля 2003 г. № 07-04/6624). Впрочем, эта оговорка бессмысленна, так как филиал не может вести никакой самостоятельной деятельности. Филиалы и любые другие обособленные подразделения не являются юридическими лицами, и деятельность через них ведет сама головная фирма.
В Санкт-Петербурге ситуация вообще экзотическая. Налог на рекламу самостоятельно установили отдельные муниципальные округа северной столицы, введя свои налоговые и отчетные периоды, сроки уплаты и другие условия. В результате в пределах одного города картина получилась довольно пестрая.
Этого не скажешь о Москве – здесь налог на рекламу один для всех, и налогоплательщики определены в нем очень корректно: налог в бюджет столицы обязаны платить только московские фирмы-рекламодатели. Впрочем, и в московском, и в других муниципальных законах предостаточно других «вольностей». Например в том, как определен объект налогообложения.
Больше, чем вы думали
Вспомним: из закона об основах налоговой системы следовало, что налог на рекламу нужно платить только при рекламе товаров. Но все муниципальные законодатели в один голос требуют платить налог также при рекламе услуг и работ.
Казалось бы, противоречие федеральному закону налицо, и требования местных положений о рекламе можно не выполнять. Но в арбитражных судах такие рассуждения не проходят. В уже упомянутом пермском деле фирма, обратившаяся в суд с требованием отменить местное положение о рекламе, настаивала: требование платить налог при рекламе работ и услуг – незаконно. Но судьи постановили, что «возложение обязанностей по уплате налога на рекламу только на рекламодателей товаров. нарушало бы основные принципы налогового законодательства, носило бы дискриминационный характер».
К аналогичным выводам приходят арбитражные суды в спорах по конкретным налоговым проверкам (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 января 2002 г. по делу № А43-5270/01-30-153). Таким образом, платить налог придется как при рекламе товаров, так и при рекламе работ и услуг.
Примерно такая же ситуация с другой проблемой: платить или не платить налог, если фирма провела рекламную акцию самостоятельно. С одной стороны, «услуг по рекламе» в этом случае не возникает, а с другой – местные положения все равно требуют заплатить налог и арбитражные суды с этим соглашаются.
Вопрос о том, как именно следует уплачивать налог, казалось бы, не должен вызывать никаких трудностей. Но именно этому вопросу законодатели уделяют особое внимание, проявляя недюжинную изобретательность.
Здравствуйте, я ваш рекламный агент
В некоторых регионах установлено, что распространители рекламы – то есть те фирмы, которые размещают рекламу и оказывают рекламные услуги, – должны получить от рекламодателя не только оплату своих услуг, но и сам налог. На практике это означает, что в счете такой фирмы отдельной строкой значится. налог на рекламу.
Как правило, этим грешат законодатели на периферии. Ведь известно, что значительная часть бизнеса «прописана» в Москве или в Санкт-Петербурге. Соответственно налог на рекламу уходит в бюджеты этих городов. Эту несправедливость и стремятся поправить власти в регионах. Особенно «продвинутые» в налоговом плане законодатели при этом называют фирмы, распространяющие рекламу, налоговыми агентами.
Это незаконно. Например, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил положение о налоге на рекламу Новосибирской области, поскольку в нем плательщиками налога были названы фирмы, которые оказывают рекламные услуги (постановление от 11 марта 2003 г. по делу № Ф04/1034-255/А45-2003). Нельзя привлекать распространителей рекламы к уплате налога и в качестве налоговых агентов. Хотя бы потому, что налоговые агенты по определению не получают, а сами выплачивают суммы, из которых они обязаны удержать налог (ст. 24 НК РФ).
Тем не менее в большинстве случаев незаконные местные положения остаются в силе. Более того, иногда рекламным агентствам запрещают размещать рекламу прежде, чем они заплатят налог в местную казну. Простого решения у этой проблемы не существует. Ведь если даже вы уплатите налог на рекламу по счету, который выставило рекламное агентство, при проверке инспекторы смогут доначислить налог по месту основной регистрации фирмы. И формально они будут правы.
Вы можете попробовать убедить фирму, оказывающую вам рекламные услуги, не включать в счет налог на рекламу. То, что распространителей рекламы нельзя считать налоговыми агентами, подтверждают и арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2001 г. по делу № А82-91/2001-А/1). Если это не пройдет – вы должны быть готовы к спору со своей инспекцией. Не исключено, что свои интересы фирме придется отстаивать в арбитражном суде.
Судебные перспективы у такого спора неплохие. Так, например, судьи Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа постановили: если фирма заплатила налог на рекламу по счету рекламного агентства, то доначислять этот налог еще раз инспекция не вправе (постановление от 11 сентября 2003 г. по делу № А33-18259/02-С3н-Ф02-2827/03-С1).
Несмотря на своеобразие и неповторимость каждого конкретного положения о налоге на рекламу, почти везде местные власти едины в одном: платить налог нужно по максимальной ставке – 5 процентов. Но, пожалуй, ставка – это единственное, в чем бухгалтерам сомневаться не приходится. Дальше снова возникают вопросы. Что вообще нужно считать рекламой? В какой момент нужно начислять налог? Об этом – следующая статья.
Чтобы узнать, когда, по какой ставке и с каких расходов вашей фирме нужно платить налог на рекламу, следует прочитать положение о налоге на рекламу того региона, в котором фирма зарегистрирована. Поскольку налог местный, это положение принимают власти в масштабах города, района и т. д. Обратите внимание: налог нужно перечислять по месту регистрации фирмы независимо от того, где проводится рекламная акция.
Нужно ли сдавать «нулевые» декларации по налогу на рекламу?
Из статьи 80 Налогового кодекса следует, что декларации должны сдавать только налогоплательщики. В большинстве местных положений о налоге на рекламу сказано, что плательщики налога – это «организации, рекламирующие продукцию (работы, услуги)». Следовательно, если ваша фирма ничего не рекламирует, она не является налогоплательщиком. Поэтому сдавать пустые декларации по налогу на рекламу вы не обязаны.
В. Калгин, эксперт ПБ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.