Налоговый контроль мнк что такое

Формы налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки

Мероприятиями налогового контроля (МНК) являются предусмотренные Налоговым кодексом РФ формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками (н/п), налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

МНК осуществляются с учетом международных договоров РФ, содержащих положения, касающихся налогообложения. https://sredi-cvetov.ru/buket/hitprodaz ответы где купить недорогие цветы в Барнауле.

МНК проводятся в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля. Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, могут проводиться вне рамок налоговых проверок.

При проведении камеральной налоговых проверок могут проводиться следующие МНК:

. Направление запросов в компетентные органы иностранных государств;

. Направление запросов в банк о наличии счетов и/или об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счете; (п.2 ст. 86 НК РФ)

. Вызов н/п на основании письменного уведомления для дачи пояснений;

. Сообщение н/п о выявленных ошибках, противоречиях, несоответствиях с требованием предоставить необходимые пояснения или внести исправления;

. Допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ);

. Истребование документов у проверяемого лица (ст. 93 НК РФ)

.Истребовнаие документов о н/п или налоговом агенте или информации о конкретной сделке (ст. 93.1 НК РФ)

. Экспертиза (ст. 95 НК РФ)

При проведении выездной налоговой проверки могут проводиться следующие МНК:

Могут проводиться все МНК, предусмотренные Налоговым Кодексом, за исключением, предусмотренным п. 3 ст. 88 НК РФ сообщением н/п о выявленных ошибках.

При рассмотрении материалов налоговых проверок могут проводиться в качестве дополнительных следующие МНК:

) Истребование документов, информации о н/п, агенте или о конкретных сделках

) Истребование документов у проверяемого лица

Вне рамок налоговых проверок могут проводиться следующие МНК:

. Вызов на основании письменного уведомления н/п для дачи пояснений;

. Истребование от банка копии поручения н/п на перечисление налога;

. Истребование информации относительно конкретной сделки участников этой сделки или у иных лиц, располагаемых информацией о сделке;

. Осмотр доказательств и предметов, полученных должностными лицами налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение осмотра.

Порядок вызова н/п для дачи пояснений

Согласно подп.4 п.1 ст.31 НК РФ у налоговых органов есть право вызывать в налоговые органы налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Налоговая инспекция должна направить в адрес н/п письменное уведомление.

Вызов может осуществляться:

5. Если требуется непосредственная явка н/п при выявлении в ходе камеральной проверки ошибок и противоречий;

6. В случае необходимости вручения, либо ознакомления н/п с документами, составленными при проведении выездной налоговой проверки;

. При официальном извещении н/п о времени и мечте рассмотрения материалов налоговой проверки

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значения для налогового контроля.

НЕ МОГУТ ДОПРАШИВАТЬСЯ в качестве свидетеля (п.2 ст. 90 НК РФ):

)лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

)лица, которые получили информацию, необходимую для налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокатов и аудиторов.

Вызываемый свидетелей вправе отказаться от дачи показаний только по предусмотренным законодательством РФ основаниям. Таким основанием является ст. 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законодательством.

Вызов свидетелей осуществляется повесткой. Повестка вручается свидетелю под расписку или отправляется по почте заказным письмом с уведомлением.

Этапы опроса свидетеля:

. Удостоверение личности свидетеля

. Разъяснение свидетелю его прав и предупреждение об ответственности за отказ от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний (п. 5 ст. 90 НК РФ)

. Постановка общих вопросов и свободный рассказ свидетеля об известных ему обстоятельствах

. Постановка уточняющих вопросов и ответы свидетеля

. Ознакомление свидетеля с протоколом и подписание им протокола

Источник

Налоговый мониторинг. Стоит ли переходить и к чему готовиться

В первом квартале текущего года некоторые крупные компании получили от налоговых органов предложения о переходе на налоговый мониторинг.

В разъяснениях ФНС, как правило, содержится описание существенных выгод, которые получит налогоплательщик, применяющий данную систему.

Так ли это, что необходимо для перехода на налоговый мониторинг и существуют ли альтернативные варианты — попробуем разобраться.

Что такое налоговый мониторинг?

Налоговый мониторинг — это одна из форм осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах со стороны налоговых органов. Данная форма контроля является в определенной степени новой — она введена и применяется лишь с 1 января 2015 года.

В большинстве своем она заменяет традиционные камеральные и выездные налоговые проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа (полного или ограниченного) к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Если говорить упрощенно, налоговый орган подключается к базе налогоплательщика или предоставленным налогоплательщиком данным и смотрит, как исчисляются и уплачиваются налоги практически в режиме реального времени.

Помимо этого, такой способ предоставления данных позволяет налогоплательщикам оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по обложению планируемых и совершенных операций. В этой связи, такая форма налогового контроля обеспечивает превентивное выявление налоговых рисков и представляет возможность урегулирования спорных вопросов.

При всем этом, основное отличие налогового мониторинга от иных форм налогового контроля заключается в его применении сторонами исключительно на добровольной основе.

Кто может перейти на налоговый мониторинг?

Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего заявления организации и решения налогового органа о его проведении (пункты 1 и 2 ст. 105.26 НК РФ).

В настоящее время, чтобы перейти на налоговый мониторинг с 2021 года, организации необходимо подать заявление о его проведении не позднее 1 октября (срок был перенесен с 1 июля в связи с пандемией (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 No 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов»), п. 1 ст. 105.27 НК РФ)). Соответственно, при принятии налоговым органом положительного решения процедура начнет применяться с 1 января 2021 года, а закончится 1 октября 2021 года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

Иными словами, действует следующее правило: если заявление подано в текущем году до установленной даты, то периодом мониторинга будет являться следующий год. Соответственно, процедура начнет применяться с 1 января следующего года, а закончится — 1 октября года, следующего за периодом проведения мониторинга.

Однако на налоговый мониторинг берут только крупных налогоплательщиков, чьи совокупные показатели деятельности должны соответствовать определенным суммовым критериям.

Расчеты показателей делаются по данным календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга. При этом, предусмотрено, что для перехода организация должна соответствовать всем приведенным ниже критериям единовременно.

Действующие в настоящее время критерии перехода на налоговый мониторинг

Наименование показателяЗначение показателя
Совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза)не менее 300 млн. руб.
Размер полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организациине менее 3 млрд. руб.
Размер активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабряне менее 3 млрд. руб.

Вместе с тем необходимо отметить, что в скором времени налоговый мониторинг станет доступнее: утвержденная в начале года Концепция (Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 No 381-р «Об утверждении концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга»), предполагает существенное снижение установленных для перехода значений для применения налогового мониторинга.

Цель Концепции увеличить в разы количество участников налогового мониторинга:

— к 2022 году — до не менее 3879 плательщиков;

— к 2024 году — до не менее 7827 плательщиков;

Планируемые критерии перехода на налоговый мониторинг

Наименование показателяЗначение показателя
Совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза)не менее 100 млн. руб.
Размер полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организациине менее 1 млрд. руб.
Размер активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабряне менее 1 млрд. руб.

Кроме этого, планируется установить возможность соответствия лишь одному из перечисленных выше критериев. Расширению круга потенциальных участников будет способствовать также включение сумм НДФЛ и страховых взносов в совокупную сумму исчисленных налогов и страховых взносов.

Практика показала, налоговые органы с удовольствием выходят на общение с самими налогоплательщиками по вопросам, возникающим у них при вступлении в налоговый мониторинг, помогают сориентироваться в законодательстве.

Помимо этого, ФНС проводит вебинары с практическими рекомендациями по вступлению в налоговый мониторинг (осуществляется через Главный научный инновационный внедренческий центр ФНС России).

Положительные стороны перехода на налоговый мониторинг

По замыслу создателей данной системы следствием ее функционирования и вовлечения в применение расширенного круга организаций должно привести к следующим положительным, в первую очередь для самих налогоплательщиков моментам:

Как следствие, указанная совокупность призвана способствовать снижению налоговых рисков и, соответственно, доначислений по результатам проверок,что позитивно скажется на возможности планировать налоговую нагрузку по организации. Кроме того, применение данной системы в обозримом будущем приведет к снижению затрат, связанных с налоговым администрированием (временных, трудовых, материальных). Более того, сам по себе факт применения налогового мониторинга способен сформировать и подтвердить применительно к конкретной организации репутацию добросовестного налогоплательщика.

«Минусы» налогового мониторинга

Несмотря на довольно большое число положительных сторон перехода на режим налогового мониторинга, безусловно, существуют и моменты, сдерживающие переход на применение данной системы.

К числу таковых можно отнести:

В этой связи, в настоящее время число организаций, применяющих режим налогового мониторинга, невелико и составляло по информации на конец 2019 года 44 единицы, причем большая их часть приходилась на компании с государственным участием.

Документы для проведения налогового мониторинга

Можно выделить следующие этапы подготовки к применению налогового мониторинга:

Итак, если организация соответствует критериям для перехода на налоговый мониторинг и приняла решение о переходе с 1 января 2021 года, то не позднее 1 октября 2020 г. необходимо представить в налоговый органследующие документы:

Приведенный перечень документов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На первый взгляд, ничего сложного в составлении приведенных документов нет. Однако, их подготовка производится при участии и тесном взаимодействии с налоговыми органами и имеет много специфических требований, что может оказать не только положительное влияние, но и в некоторых случаях создать определенные сложности. Поэтому подготовкой документов для налогового мониторинга нужно заняться заранее.

Остановимся более подробно на некоторых из них, имеющих определяющее значение для принятия налоговым органом положительного решения о вступлении организации в данную процедуру.

Регламент информационного взаимодействия (РИВ): подготовка и согласование («дорожная карта»)

Форма РИВ и предъявляемые к нему требования утверждены Приказом ФНС России от 21.04.2017 No ММВ-7-15/323@, в связи с чем, наличие каких-либо несоответствий является основанием для отказа в проведении налогового мониторинга. В частности, в РИВ должны быть отражены способы и порядок взаимодействия организации и налогового органа по следующим разделам.

1. Порядок представления налоговому органу документов(информации), включающий в себя достаточно объемный блок информации, где принципиальным моментом является разрешение вопроса о способеинформационного взаимодействия между сторонами, в качестве которых насегодняшний применяются:

2. Порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, где основными являются следующие моменты:

При этом структура раскрытия показателей налоговой отчетности представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя, в том числе:

3. Информация о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, которая включает:

Подготовка и согласование данного раздела РИВ как наиболее объемного и наименее урегулированного нормативно на уровне действующего налогового законодательства представляется наиболее сложным и трудоемким для исполнения процессом, в связи с чем требует отдельного раскрытия.

Система внутреннего контроля должна быть идеальна

Согласно пункту 7 ст.105.26 НК РФ для целей проведения налогового мониторинга система внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее — СВК) — это совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

СВК организаций, принявших решение о вступлении в режим налогового мониторинга, должна удовлетворять требованиям приказа ФНС России от 16.06.2017 No ММВ 7 15/509 @.

Согласно приказу СВК должна обеспечивать:

При этом предполагается, что СВК является единым, комплексным инструментом, который охватывает все структурные подразделения организации и влияет на все происходящие бизнес процессы, вместе с тем, представление информации об СВК компании различно в зависимости от потребителя информации.

Организации, которые могут перейти на налоговый мониторинг по своим финансовым показателям попадают под обязательный аудит, а значит, они, как минимум, обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 19 Федерального закона от No 402-ФЗ 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»). Соответственно, при проведении обязательного аудита аудиторы сопоставляют применяемую организацией СВК с предусмотренной Международным стандартом аудита 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» моделью. И не секрет, что не всегда СВК организации соответствует всем требованиям.

Перед переходом на налоговый мониторинг организации необходимо привести свою СВК и регламентирующие ее документы в идеальное состояние. И в этом могут помочь аудиторские компании.

К примеру, СВК можно адаптировать к требованиям налогового мониторинга самостоятельно, учитывая замечания и рекомендации аудиторов, указанные в аудиторском заключении.

При выявлении недочетов и уязвимостей в СВК, способных оказать негативное влияние на функционирование организации, аудитором могут быть даны соответствующие рекомендации по их устранению, а также при необходимости разработаны недостающие составляющие и компоненты применяемой организацией СВК.

Что после представления документов?

После получения всех необходимых документов налоговый орган проводит проверку их соответствия рекомендованным требованиям (Письмо ФНС России от 28.06.2017 No ЕД-4-15/12378 «О направлении порядка оценки полноты сведений, указанных организацией в заявлении о проведении налогового мониторинга и документах(информации)»), следовательно, организации остается лишь дождаться ответаналоговой, и, если он положительный, то с 1 января следующего года начать жить по-новому.

Комплексный аудит — как альтернатива налоговому мониторингу

Как уже говорилось, одно из преимуществ налогового мониторинга — это минимизация ошибок в учете и отчетности и, как следствие, — низкий риск привлечения к налоговой ответственности. Но не все компании подходят по критериям под налоговый мониторинг, а некоторые компании просто не хотят быть «под лупой» ФНС или пока не готовы к подготовке соответствующих документов.

Есть ли альтернатива налоговому мониторингу, позволяющая добросовестным организациям чувствовать себя защищенными от налоговых претензий? — Да — это системный комплексный аудит.

В рамках проведения комплексного аудита, помимо предоставления аудиторского заключения, мы системно в течение года отслеживаем корректность налогового учета и формирование налоговой базы. Однако, помимо этого, — ищем законные финансовые резервы, позволяющие скорректировать налоговую нагрузку в сторону уменьшения. А главное, — даем расширенные гарантии и защиту от претензий налоговых органов, в том числе в судебном порядке в течение 3-х лет, следующих за проверенным нами периодом.

Источник

Когда ФНС назначит мероприятия дополнительного контроля?

После окончания выездной проверки инспекторы могут назначить допмероприятия. В каких случаях ревизорами принимается соответствующее решение, сколько будет продолжаться такая проверка и какая информация является целью ревизии? И самое главное – можно ли компании обратить в свою пользу допмероприятия? Мария Лоецкая, налоговый юрист юридической фирмы «Гин и партнеры», в интервью журналу «Расчету» ответила на эти и другие вопросы.

Правовой статус

Давайте начнем с определения: что такое мероприятия дополнительного контроля, как Налоговый кодекс определяет такие действия ревизоров?

В первую очередь нужно сказать, что это те мероприятия, которые проводятся после окончания налоговой проверки. Когда ревизоры по ее результатам составляют акт, в котором содержатся выводы инспекции о выявленных у компании фискальных правонарушениях. Коммерсанты могут подать свои возражения на акт проверки, как правило, после их рассмотрения руководством инспекции и назначаются мероприятия дополнительного налогового ­контроля.

То есть если ревизоры по результатам рассмотрения возражений делают вывод, что у них недостаточная доказательная база, то они принимают решение о проведении допмероприятий?

Налоговый кодекс прямо говорит о том, что решение о проведении мероприятий дополнительного налогового контроля принимается в случае необходимости получения новых доказательств для подтверждения уже выявленного факта совершения правонарушений.

Как часто назначаются мероприятия дополнительного налогового контроля?

Если коммерсанты не занимают активную позицию в споре с ревизорами по результатам проверки: не представляют свои возражения на акт налоговой проверки или представляют их, но из их документа инспекторы не делают вывода, что в процессе выездной проверки какие­то факты деятельности предприятия были исследованы ими не полностью. В этом случае допмероприятия не проводятся.

Налоговый кодекс уточняет, что именно могут изучать ревизоры во время мероприятий допконтроля?

НК РФ строго ограничивает ревизоров. В рамках такого мероприятия контролеры могут истребовать бумаги как у компании, так и у ее контрагентов, а также третьих лиц. Ревизоры могут проводить допросы свидетелей и отправлять собранные доказательства на экспертизу.

Речь идет о каких-то конкретных сделках или НК РФ наделяет инспекторов правом проверять все операции организации?

Принципиальная разница между выездной проверкой и мероприятиями допконтроля заключается в том, что во время дополнительной проверки ревизоры могут проверять факты деятельности компании только в отношении тех обстоятельств, которые исследовались в рамках самой проверки. Налоговый орган не может выявлять новые нарушения.

То есть действия ревизоров могут быть направлены только на уточнение уже сформированной ими позиции?

Да, все верно. Но на практике бывают и другие случаи. По общему правилу, инспекторы направляют компании требование или встречное требование ее контра­гентом или третьим лицам. Бывает так, что во время выездной проверки, например, директор компании или ее сотрудники уже допрошены, но инспекторам нужно подкрепить свою позицию, поэтому приходят новые повестки тем же лицам, которых уже ранее допрашивали. Часто бывает и так, что налоговый орган выходит за пределы того самого уточнения информации и пытается найти новую фактуру.

Насколько такие действия по поиску новой фактуры находятся в рамках законодательства?

Все зависит от того, какую позицию занимает налогоплательщик, насколько он активен. В принципе, как и во многих фискальных спорах, судьями оценивается существенность действий ревизоров: если арбитр или ревизоры в высшей инстанции ФНС сочтут, что подобные действия инспекторов – это нарушение, то такой факт может быть принят во внимание. С учетом общей статистики, думаю, что это скорее исключение.

Количество мероприятий дополнительного контроля регламентируется Налоговым кодексом?

Статья 101 НК РФ говорит, что руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении мероприятия дополнительного контроля в срок, не превышающий одного месяца с момента рассмотрения материалов проверки. Можно сказать, что в Налоговом кодексе не уточняется, сколько раз могут проводиться такие мероприятия. Хотя, если читать НК РФ буквально, то в самой формулировке используется слово «решение», оно в единственном числе.

Подпишитесь на журнал «Расчёт» или «Расчёт. Премиум» на 1-е полугодие 2021 года! Скачать счет на подписку

Первый, второй и последующие…

Что происходит после окончания допмеропрития налогового контроля?

Сама дополнительная проверка может продолжаться максимум один месяц с момента вынесения решения. Как правило, ревизоры укладываются в этот срок. Далее они составляют дополнение к акту на основе новых материалов. С ними знакомится налогоплательщик. После чего проводится повторное рассмотрение материалов проверки. Если компания опять представляет возражения, то может начаться еще одна доппроверка.

Это может продолжаться бесконечно?

Как правило, инспекторы ограничиваются одним мероприятием допконтроля или бывают случаи, когда таких проверок проводится несколько?

На нашем опыте повторных допмероприятий пока не было. Но в судебной практике случаются факты, когда налоговый орган уже несколько раз назначал мероприятия дополнительного контроля.

Одним из таких споров стал как раз спор, рассмотренный Верховным судом РФ, по которому 30 ноября 2020 года было вынесено Определение № 309-ЭС20-15596 по делу № А34-2053/2019. Давайте расскажем об этом споре.

Да, в ноябре прошлого года Верховный суд рассмотрел кассационную жалобу по делу, в котором арбитры заняли сторону ревизоров, компания требовала признать мероприятия допконтроля незаконными.

В основу решения судей фактически положен тот факт, что ревизоры по результатам налоговых мероприятий уменьшили доначисления. То есть отказ в признании незаконным второго допмероприятия можно объяснить тем, что эти действия ревизоров были направлены на соблюдение интересов компании.

Если бы в споре между инспекцией и бизнесом была иная ситуация и ревизоры доначислили бы еще больше налогов, то, вполне возможно, такое мероприятие судьи могли бы признать незаконным. Стоит обратить внимание и на второй аспект рассматриваемого спора: ревизоры во время дополнительных мероприятий совершали действия, которые ранее ими не были предприняты, то есть инспекторы все время уточняли различные факты хозяйственной деятельности компании. И подобный подход, мне кажется, позволяет контролерам проводить подобные мероприятия бесконечное количество раз, пока не будет собрана полная и надлежащая доказательная база.

А какие решения принимали нижестоящие суды, они согласны с требованиями компании?

Нет, они также отказывали предприятию в признании незаконными таких действий и решений инспекторов. Компания не выиграла ни одного спора, все судебные акты были в пользу ревизоров.

Обсуждаемое нами решение Верховного суда с­оотносится с общей практикой по подобным ­спорам?

В целом – да! Пока еще существует единая позиция, что по результатам дополнительных мероприятий увеличить сумму доначислений нельзя. Что касается самого определения, которое мы обсуждаем, то есть один очень хороший практический аспект, на который можно обратить внимание. Он будет актуален для компаний, которые занимают проактивную позицию в спорах с ревизорами и считают, что инспекторы не все приняли во внимание, например, кого-­то не допросили. В этом случае они могут сами ходатайствовать о проведении повторных дополнительных мероприятий налогового контроля.

В последнее время наметился неприятный для бизнеса тренд: во время проверки, когда налоговые органы собирают и анализируют полученные материалы и видят в них доказательства в пользу компании, эти данные могут быть отражены частично или сокрыты от налогоплательщика, например, протоколы допроса. Именно в подобных случаях дополнительные мероприятия налогового контроля были бы хорошим подспорьем для налогоплательщиков.

Что нужно сделать компании для того, чтобы само­стоятельно инициировать дополнительные мероприятия контроля?

Компания может самостоятельно предложить инспекторам провести еще одну дополнительную проверку, указав на необходимость приобщения к результатам проверки показаний конкретных свидетелей или исследования документов.

Но тут нужно обратить внимание, что на сегодняшний день такого механизма нет. Это всего лишь наше предположение, как можно было бы поступить в случае, если компания владеет информаций, которая по той или иной причине не отражена в результатах выездной проверки.

Какие действия нужно совершить компании, чтобы попросить ревизоров о проведении дополнительных мероприятий контроля?

Это можно сделать в рамках письменных возражений, в документе нужно указать, что для полноты картины общество считает необходимым приобщить показания конкретного свидетеля, указать, что именно он мог бы поспособствовать полному выяснению обстоятельств сделки. Кроме допроса свидетелей компания может попросить истребовать те или иные документы или даже провести экспертизу.

Но налоговый орган вправе отказать компании в проведении таких действий.

Да, это правда. Но, с другой стороны, если возражения бизнеса ревизоры игнорируют, то на это можно обратить внимание и предъявить устное ходатайство при рассмотрении возражений в налоговом органе. Если инспекторы не примут к рассмотрению информацию от компании, то даже в этом случае предприятие может обратить свою инициативу во благо бизнеса. Например, при подаче апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган или в суд можно прямо обращать внимание на факт игнорирования ревизорами предложения компании о проведении допмероприятий, эта информация будет подтверждена ­документально.

Разграничение полномочий

Давайте рассмотрим еще одно дело, которое не так давно изучили судьи: в этом споре арбитры заняли точку зрения компании. Речь о Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15 сентября 2020 года № Ф06-65169/2020 по делу № А55-32444/2019.

В этом споре компания была не согласна с тем, что ревизоры во время мероприятий дополнительного контроля провели фактически новую выездную проверку. Судьи сообщили контролерам, что так делать все ­таки нельзя.

Можно дать рекомендацию бизнесу, что во время допмероприятий стоит внимательно оценивать, какие документы запрашивают инспекторы, кого вызывают на допрос и какие вопросы задают?

Да, все верно. Не так давно у нас была ситуация, когда в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля ревизоры запросили все счета-­фактуры за проверяемый период. Совместно с клиентом мы подготовили ответ, в котором указали, что считаем незаконным истребование всех счетов­-фактур за проверяемый период, потому что сейчас, в рамках доппроверки, можно запрашивать только те документы, которые касаются эпизодов, изложенных в акте. Поэтому компании действительно стоит внимательно оценивать требования налоговиков в рамках мероприятий дополнительного налогового контроля, чтобы уточнение уже выявленных фактов не превратилось в новую выездную проверку.

РАСЧЕТ
Журнал для современного бухгалтера

Самый любимый бухгалтерский журнал, который всегда на вашей стороне.

98% подписчиков всегда продлевают подписку на журнал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *