Налоговый риск по налогу на имущество организации связан с чем
Оценка и управление налоговыми рисками организации
Налоговые риски при ведении бизнеса чреваты пристальным вниманием со стороны налоговых органов, обязанных контролировать достоверность данных для формирования баз, от которых начисляются налоги. Высокий уровень подобных рисков служит основанием для назначения выездной проверки налогоплательщика. Что же относится к числу налоговых рисков и можно ли ими управлять — об этом в нашей статье.
Налоговые риски бизнеса — существует ли перечень?
Возникновение налоговых рисков у бизнеса — явление, обусловленное прежде всего желанием налогоплательщика снизить суммы уплачиваемых налогов законными или незаконными способами. Хотя могут иметь место и иные факторы:
То есть налоговые риски имеют место в ситуациях, когда требования законодательства игнорируются либо соблюдаются с нарушениями. Наличие признаков ведения бизнеса с налоговыми рисками является для налогового органа основанием для инициирования процедуры проведения выездной проверки. Руководство к определению наличия/отсутствия налоговых рисков у организации или ИП содержит приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, в котором приведен перечень основных критериев оценки налоговых рисков (приложение № 2). Этот перечень не только не закрыт для налогоплательщиков, но и, наоборот, рекомендован им для самостоятельного использования.
В числе критериев, свидетельствующих о присутствии налоговых рисков у предприятия, отмечено:
Большую часть этих критериев можно отнести к влияющим на возникновение рисков в момент заключения договора и на расчет наиболее объемных для бюджета налогов (НДС и на прибыль). Несмотря на то что налог на прибыль платят только юрлица, работающие на ОСНО, многие правила учета доходов и расходов по нему применяются при УСН. Поэтому эти правила оказываются значимыми также для организаций и ИП, работающих на вмененке.
Какие риски относятся к возникающим при заключении договора?
Налоговые риски при заключении договоров являются следствием либо преднамеренного включения в число контрагентов сомнительных лиц, либо недостаточной проверки данных о партнере. Причем во втором случае ответственность за невыявление сведений, свидетельствующих о ненадежности контрагента, исходя из положений приказа ФНС России № ММ-3-06/333@, тоже возлагается на налогоплательщика.
Таким образом, заключая договор, надо:
Если условия договора окажутся все-таки нарушенными партнером, то подтверждать свою добросовестность при его выборе налогоплательщику придется, предъявляя доказательства попыток взыскать причиненный ущерб.
Невыполнение этих требований при наличии существенного влияния результатов взаимодействия с таким партнером на объем подлежащих уплате налогов может привести к тому, что контрагент будет сочтен проблемным, а сделка, заключенная с ним, сомнительной. Соответственно, из расчета налоговых обязательств данные по таким сделкам налоговый орган исключит.
Налоговые риски по НДС в 2018 году
В оценке налоговых рисков по НДС в 2018 году следует ориентироваться на величину доли вычетов, устанавливаемую:
Последний показатель учитывает особенности налогообложения в каждом из регионов. Эти особенности могут обусловливаться как возможностью применения определенных налоговых льгот, так и преобладанием того или иного вида деятельности, отражающегося на итоговой величине вычета.
Налогоплательщику, данные которого по доле вычетов, задействованных при определении суммы НДС, подлежащего уплате за налоговый период, отклоняются от цифры, средней для региона, придется либо давать налоговому органу убедительные объяснения причин такого отклонения, либо принимать меры к тому, чтобы избежать отклонений. Последнего, в частности, можно достичь, используя возможность применения отсроченного вычета (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).
Риски предприятия по налогу на прибыль
Если налоговые риски, возникающие при заключении договора или при работе с НДС, касаются как юрлиц, так и ИП, то исключительно к налоговым рискам организации относятся налоговые риски по налогу на прибыль (при условии что организация работает на ОСНО).
В связи с налогом на прибыль риски возникают прежде всего в отношении обоснованности расходов, учитываемых в уменьшение базы по этому налогу. Роль здесь будут играть:
На аналогичные показатели придется ориентироваться и упрощенцам (как юрлицам, так и ИП), работающим с объектом «доходы минус расходы».
О том, какие расходы при УСН учитываются по правилам главы 25, читайте в статье «Перечень расходов при УСН “доходы минус расходы”».
Управление налоговыми рисками
Процесс управления налоговыми рисками предполагает:
Налогоплательщику, сомневающемуся в возможности принятия результатов каких-либо операций к налоговому учету, рекомендуется исключать их из налоговых расчетов (п. 12 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@). В случае если подобные операции оказались учтенными при составлении налоговой отчетности, эту отчетность следует уточнить, сопроводив ее пояснительной запиской. Такие действия позволят снизить риск проведения выездной налоговой проверки.
Итоги
Ведение коммерческой деятельности сопровождается налоговыми рисками, являющимися результатом несоблюдения налогового законодательства. Перечень признаков, свидетельствующих о наличии рисков, приведен в приказе ФНС России № ММ-3-06/333@. Основные из этих признаков касаются вопросов заключения договоров, начисления НДС и налога на прибыль. Рисками можно управлять, в т. ч. снижать их путем подачи в налоговый орган уточненной налоговой отчетности.
Что относится к налоговым рискам организации?
Виды налоговых рисков
В ходе своей деятельности организация может столкнуться со следующими налоговыми рисками:
В отношении первого риска отметим о том, что наше налоговое законодательство недостаточно стабильно. Так, мысли о повышении налоговых ставок часто обсуждаются в различных кругах, в том числе на уровне законодателей — взять хотя бы периодически возникающую идею о прогрессивной шкале НДФЛ. А фактические корректировки НК РФ мы ощущаем на себе каждый квартал.
Но с этим риском организация сделать ничего не может — ей остается следить за появлением новых правил, принимать и подстраиваться под них. Чего не скажешь об остальных указаных нами рисках. Остановимся на них подробнее.
Риск налоговой проверки
Говоря о риске налоговой проверки, мы, конечно, имеем в виду проверку выездную. Ведь камеральные проверки сопровождают организацию на протяжении всей ее деятельности просто по факту представления деклараций.
О процедуре камеральных проверок читайте в этом материале.
Выездная проверка — процедура малоприятная. Несмотря на то что она не означает автоматического возникновения доначислений, пени и штрафов, прохождение через нее всегда требует как минимум трудовых затрат и нервного напряжения.
Может ли фирма сделать что-то для снижения риска попадания в план налоговых проверок? Не многое, но может.
В ее силах ознакомиться с перечнем общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков, используемых налоговиками в процессе отбора объектов для проведения ВНП. Они приведены в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Среди них низкая налоговая нагрузка и рентабельность, длительная убыточность, высокая доля НДС-вычетов и др.
О том, по каким критериям налогоплательщиков отбирают для выездной проверки, подробно разъясняется в Готовом решении от «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, получите пробный доступ. Это бесплатно.
И если справиться с ситуацией и выйти за рамки этих критериев получится не у всех, то оценить вероятность проверки и подготовиться к ней вполне реально для любой организации и ИП.
Риск налоговых доначислений и применения обеспечительных мер
К налоговым рискам относится также риск налоговых доначислений и взыскания пеней и штрафов. Достаточно часто к этому приводит отказ в вычете НДС или снятие расходов по налогу на прибыль. Эти моменты составляют суть едва ли не большей части споров с инспекторами.
О налоговых рисках при работе с фирмами-«транзитерами», фирмами-«однодневками», о рисках отсутствия оригиналов первичных документов читайте в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к системе бесплатен.
В определенных случаях у налогоплательщика возникают риски:
В то же время из всех указанных нами рисков этот в большей степени подконтролен организации. Достаточно проявлять должную осмотрительность, с особой тщательностью подходить к подтверждению расходов и вычетов, соблюдать иные правила налогообложения и не бояться отстаивать свою позицию в споре с проверяющими. И риск доначислений можно снизить или вовсе его избежать.
Итоги
В ходе своей деятельности организация сталкивается с несколькими видами налоговых рисков, два из которых (риск неблагоприятных результатов выездной налоговой проверки и риск доначислений налогов к уплате) она может снизить самостоятельно.
В связи с чем может возникнуть налоговый риск по налогу на имущество организаций?
Плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с требованиями НК РФ ( п. 1 ст. 373 НК РФ).
В случае если налог не уплачен, возникают такие налоговые последствия, как доначисление самого налога, а также применение пеней и наложение штрафа. Период доначислений непосредственно связан с периодом проводимой проверки (выездной или камеральной). Основное, на что следует обратить внимание, это правильное определение объекта налогообложения, а также правомерность применения предусмотренных льгот и пониженных ставок. Рассмотрим основные риски, которые могут повлечь неуплату налога на имущество организаций.
Доначисление налога при признании имущества, не обладающего соответствующими признаками, недвижимостью
Объектом налогообложения признается, в частности, недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае если налоговая база в отношении такого имущества определяется как среднегодовая стоимость имущества ( п. 1 ст. 374 НК РФ).
Таким образом, недвижимость облагается налогом на имущество, а движимые объекты не являются объектом налогообложения.
Критерии определения недвижимого имущества приведены в Письме ФНС России от 28.08.2019 N БС-4-21/17216@, исходя из обобщенной судебной практики и основываясь на требованиях ГК РФ. Так, необходимо наличие прочной связи объекта с землей; перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению; наличие у объекта самостоятельных полезных свойств, которые могут быть использованы в экономической деятельности независимо от земельного участка, на котором он находится. Как видим, критерии определены, однако не являются однозначными для их толкования (по сути, оценочны).
Соответственно, исходя из того, что нет какого-то закрытого перечня недвижимого имущества, могут возникать споры с проверяющими по вопросу определения, относится ли конкретный объект к недвижимому имуществу или нет. Следовательно, при отстаивании позиции об отсутствии необходимости начисления налога на имущество организаций на конкретные объекты надо документально подтверждать, что спорное имущество не обладает соответствующими признаками недвижимости (ангары, временные сооружения и т.д.). Указанные данные могут быть получены исходя из технической документации на спорный объект, запроса производителю с уточнением характеристик, наличия подтверждающей позицию судебной практики по аналогичным объектам и т.д. Возможно, что налоговый орган при определении своей позиции будет руководствоваться заключением привлеченного эксперта или специалиста, в связи с чем, скорее всего, указанный вопрос придется выносить на рассмотрение суда (с представлением результатов собственной экспертизы или назначением судебной).
Доначисление налога при учете сложных неделимых объектов как отдельных инвентарных объектов
В части сложных неотделимых объектов, где имеются объекты, по которым необходимо уплачивать налог на имущество и по которым не нужно, следует руководствоваться Письмом Минфина России от 29.03.2013 N 03-05-05-01/10050. В рассматриваемом Письме анализировалась ситуация, когда ТЭС была зарегистрирована как единый объект недвижимого имущества (сложная вещь), но в бухгалтерском учете отражалась как ряд объектов движимого и недвижимого имущества.
Под объектом недвижимого имущества понимается единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно. В состав объекта недвижимого имущества не включаются учитываемые как отдельные инвентарные объекты движимого имущества (основных средств), которые могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба его назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества (здания, сооружения).
Следовательно, если в бухучете функционально связанные между собой объекты, которые могут использоваться только в совокупности, будут разделены, что приведет к уплате налога на имущество не со всего имущественного комплекса, а только с его части, вероятны претензии со стороны налоговых органов.
Отказ в применении льготы; применение налогоплательщиком льготы при отсутствии достаточного документального подтверждения
Следовательно, в связи с этим споры могут возникать по вопросам обоснованности применения льгот, а именно соответствия предусмотренным критериям и возможности документально их подтвердить. Если, по мнению налогового органа, требования применения льгот не соблюдены, в их применении будет отказано, а налог доначислен.
Отказ в применении пониженной ставки налога
Поскольку налоговые ставки устанавливаются в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, то по аналогии со льготами у проверяющих и у налогоплательщика может быть разное видение по вопросу обоснованности применения пониженных ставок и соблюдения критериев. То есть обоснованность исчисления налога по пониженной ставке необходимо будет документально подтверждать непосредственно налогоплательщику.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган истребует необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, а также документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы ( п. 6 ст. 88 НК РФ). Аналогичные документы могут быть затребованы и при проведении выездной налоговой проверки ( п. 12 ст. 89 НК РФ).
Соответственно, если документы не будут представлены либо они не смогут подтвердить правомерность использования льготы с точки зрения налогового органа, будут доначислены налог на имущество, пени, а также наложен штраф за совершение налогового правонарушения по ст. 122 НК РФ. При этом налоговый орган в своих доначислениях будет ограничен периодом проверки (камеральной либо выездной).
Доначисление налога при переводе основного средства на счет 41 для дальнейшей его реализации
Вместе с тем позиция ведомств и судебная практика не поддерживают указанный подход. Речь идет о неправомерном переводе основного средства в товары, в связи с чем оно перестает быть объектом налогообложения по налогу на имущество, в связи с чем возникают риски доначисления налога за такой период.
При организации бухгалтерского учета основных средств следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, в соответствии с которым активы принимаются в состав основных средств при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01, и подлежат в соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 списанию с бухгалтерского учета при их выбытии, в том числе при их продаже. В соответствии с п. п. 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н, активы относятся или могут быть отнесены к прекращаемой деятельности в том случае, если они будут проданы, погашены или иным образом выбывают в результате осуществления прекращения части деятельности организации. Следовательно, основные средства подлежат налогообложению налогом на имущество организаций до их выбытия в установленном порядке ( Письмо Минфина России от 02.03.2010 N 03-05-05-01/04).
На основании изложенного можно прийти к выводу, что основное средство перевести на счет 41 (товары) нельзя, указанное не предусмотрено законодательством по бухгалтерскому учету, налог на имущество необходимо исчислять вплоть до выбытия. Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении ТМЦ, приобретенных в качестве товаров для продажи. Следовательно, необходимым условием для отнесения имущества в целях бухгалтерского учета на счет 41 является факт его приобретения для целей продажи. Если имущество приобретено для ведения уставной деятельности, учтено как основное средство, исчислялась амортизация и уплачивался налог на имущество, оно не является товаром для последующей перепродажи. Правовые основания для изменения порядка его учета в качестве основных средств отсутствуют. Временное неиспользование имущества не является основанием для изменения установленного порядка его учета и для списания стоимости основных средств с бухгалтерского учета. Установленный порядок учета основных средств не предусматривает возможности перевода актива, учтенного в бухгалтерском учете организации в качестве основного средства, в товары ( Постановление ФАС Поволжского округа от 13.11.2012 по делу N А49-2601/2012, оставлено без изменения Определением ВАС РФ от 11.01.2013 N ВАС-17754/12 по делу N А49-2601/2012).
Информация предоставлена справочно-правовой системой «КонсультантПлюс».
Налог на имущество организаций
Как рассчитать и заплатить
Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.
Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.
Плательщики налога на имущество организаций
Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.
Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.
Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.
Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.
УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.
ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.
Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.
Объекты налогообложения
Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:
Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:
Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.
Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.
Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.
Что еще не признается объектом налогообложения:
Также не облагается налогом на имущество:
Налоговая база
По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.
Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.
Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.
Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.
Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.
Остаточная стоимость считается по формуле:
Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация
Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.
При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.
Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.
Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.
С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.
Налоговый и отчетные периоды
Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.
Отчетными периодами признаются:
Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.
Налоговая ставка
Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.
Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.
Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.
Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.
Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.
Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.