напольный полевой половица подполье какое слово лишнее
Конспект урока на тему: Родственные слова
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Родственные слова»
Цель: Дать учащимся понятия о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов.
— дать учащимся понятия о родственных словах;
— упражнять в подборе родственных слов.
— развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
— развивать словарный запас;
— применение дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений;
— развитие грамматического строя речи;
— воспитывать самоконтроль за речью;
— создавать положительное психоэмоциональное настроение, способность приобретению опыта коллективной работы.
Оборудование : карточки, тетрадь, ручка, цв.карандаши, учебное пособие «30 занятий для предупреждения дисграфии» О.В. Чистякова.
• Уточнение пространственно-временных представлений.
— Какие сегодня число, день недели? Какой идёт месяц?
Задание 1. Вставить пропущенные слова.
Родственные слова…по смыслу и имеют одинаковый корень.
Задание 2. Прочитайте слова каждой строчки. Являются ли они родственными? Почему?
Соль, солёный, солить, соленья.
Задание 3. К словам из первого столбика побредите родственные слова из второго столбика. Запишите родственные слова, выдели те в них корень.
гора горевать вода водица
горе горочка водитель подводный
Физминутка (пальчиковая гимнастика)
Вот человечек идёт по дорожке
И высоко поднимает ножки.
На одной ноге стоит,
И по сторонам глядит.
На другую ногу встал,
Задание 4. Прочитайте слова каждой строчки. Какое слово лишнее? Почему?
Рисунок, рисовать, рисовый, нарисовать.
Напольный, полевой, половица, подполье.
Смелый, храбрый, смелость, смельчак.
Задание 5. Заполни таблицу, используя родственные слова.
Задание 6. Подбери и запиши родственные слова. Выдели в них корень.
Задание 7. Сначала подбери к каждому слову синоним, а затем – родственные слова.
Образец: Дорога- путь, тропа. Дорога- дорожный, подорожник, дорожка.
Итог занятия. Логопед: Вспомните, что такое родственные слова ? Приведите примеры слов.
Номер материала: ДБ-204218
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку «Родственные слова» повторение (4 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по русскому языку, повторение (4 класс)
Вставь пропущенные слова.
Родственные слова ……………….. по смыслу и имеют …………………. корень.
Прочитай слова каждой строчки. Являются ли они родственными? Почему?
Соль, солёный, солить, соленья.
К словам из первого столбика подбери родственные слова из второго столбика. Запиши родственные слова, выдели в них корень.
Прочитай слова каждой строчки. Какое слово лишнее? Почему?
Рисунок, рисовать, рисовый, нарисовать.
Напольный, полевой, половица, подполье.
Смелый, храбрость, смелость, смельчак.
Заполни таблицу, используя родственные слова.
Подбери и запиши родственные слова. Выдели в них корень.
Примерять —
Сначала подбери к каждому слову синонимы, а затем — родственные слова.
б р а з е ц: дорога — путь, тропа;
дорога — дорожный, подорожник, дорожка.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-1468090
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Прочитай цепочкой слова зачеркни лишнее слово полевой поле полочка полюшко
Поле,полевой,полюшко. Полочка лишнее.
Причастные обороты
1. На улице был ливень, сопровождающийся раскатами грома.
2. Девочка, сидящая за столом, рисовала цветущий сад.
3. Мы внимательно слушали учителя, рассказывающего о причастии.
4. Дом, построенный в конце прошлого века, был наконец отремонтирован.
1. Сделав домашнее задание, мы пошли на тренировку.
2. Она любила гулять, прохаживаясь по набережной.
3. Приехав на станцию, мы с трудом нашли такси.
4. Изучая историю, мы глубже понимаем свою страну.
14 слов с наречиями
совсем жарко
слишком близко
невыносимо больно
очень весело
достаточно сильно
крайне важно
прогулко верхом
слишком рано
поступать глупо
крайне развязно
очень интересно
читать вслух
достаточно смело
далеко внизу
2 слова дефис на конце шипящих наречий
( не понятно? может дефис в конце наречий или ь знак в конце шипящих наречий?)
●по-видимому, по-китайски, по-волчьи, по-человечьи
●навзничь, сплошь, наотмашь, точь-в-точь.
●Другой → по-другому, настоящий → по-настоящему, человечий → по-человечьи, английский → по-английски, лисий → по-лисьи.
Частица НЕ пишется раздельно:
>с местоимениями: не он, не твой, не сам
>с деепричастиями: не рисуя, не подумав
>с числительными: не первый, не пять
>если имеется предлог: не с кем, не для кого
>с глаголами: не передать, не сделать
>при двойном отрицании: я не мог не сказать о нём-я должен сказать о нём
>в составе союзов: не то чтобы, отнюдь не, ничуть не
>если есть или подразумевается противопоставление: не большой, а маленький.
Частица НЕ пишется слитно:
>если без НЕ слова не употребляются: невежа, невмоготу, невзрачный.
>с местоимениями без предлогов: некогда, нечего, некому.
>с краткими прилагательными, если можно подобрать синоним: дорога нелегка (тяжела)
Частица НИ пишется слитно:
1. С отрицательными местоимениями без предлога.
никто, ничто, ничего, никакой, ничей, ничья
2. С отрицательными наречиями.
ниоткуда, нигде, никогда
3. Со словами, образованными от отрицательных местоимений.
Во всех остальных случаях НИ пишется раздельно
БУКВЫ Н И НН В НАРЕЧИЯХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И
Буквы Н и НН в наречиях, образованных от отглагольных прилагательных и причастий
В наречиях, образованных от отглагольных прилагательных и причастий пишетсяНили НН в соответствии с производящей основой.
Олимпиада по русскому языку 6 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
№1. Объявление в газете гласит: «Путевка трудящимся объединения будет стоить в районе 5 тысяч рублей». Нет ли ошибок в этом объявлении? Запишите свой вариант.
№2. Замените одним словом следующие фразеологизмы: мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши. Придумайте короткий рассказ с этими устойчивыми выражениями.
№3. В кинофильме «Невеста из Парижа» хозяйка представляет своего отца гостье:
«- Знакомьтесь, это мой папа. Он тридцать лет баранку крутил.
Почему они не поняли друг друга?
№4. В каких словах и почему на месте многоточия нужно вставить Е:
тр…угольник, тр…листник, тр…зубец, тр…волнение, тр…десятое царство.
№5. Можно ли слова сережка, орел, стрелка, белка писать с большой буквы? Почему? Докажите.
№6. Вот стихотворение:
Весло везло осла в село,
Седло свисало всем назло,
И, весело свистя, звало
Сто мух вокруг с собой в тепло…
Сколько в нем слов с нулевым окончанием? Докажите.
№7. Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих, пила, жаркое, звонок, мелок.Составьте с ними предложения.
№8. Расставьте ударение в словах: столяр, понял, дремота, центнер, магазин, августовский, пуловер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую.
№9. Закончите пословицы. Придумайте короткий рассказ с одной пословицей.
Всякая птица… Кто где родится… Умные речи… Петь хорошо вместе… грамоте учиться… Кто хочет много знать… Не зная броду… Без хозяина земля… Из поговорки.
№10. Объясните, что означают выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Как называются эти слова?
…Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт.
№11. Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник? Объясните свой выбор
№12. Перед вами предложение на непонятном языке. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи. Сурепая рашка зажугила квинячий торщ. Что вам помогло справиться с этим заданием?
№13. Перепишите следующие слова в таком порядке:
• Слова, где есть только глухие согласные звуки
• Слова, где есть только звонкие согласные звуки
• Слова, где есть и глухие, и звонкие согласные звуки
Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.
№1. Путевка для рабочих будет стоить около пяти тысяч рублей. 2 балла
№2. Замените одним словом следующие фразеологизмы: мозолить глаза (надоедать), точить лясы (болтать), клевать носом (засыпать, дремать), бить баклуши (бездельничать). За короткий рассказ с этими устойчивыми выражениями. 6 баллов
№3. Крутить баранку – значит работать шофёром, водителем машины). 2 балла
№5. Сережка, Орел, Стрелка, Белка – собственные имена. 2 балла
№6. Одно слово – мух. 1 балл
№7. Дали (сущ., глагол), жгут (сущ., глагол), стих (сущ., глагол), пила (сущ., глагол), жаркое (сущ., прил.), звонок (сущ., кр. прил.), мелок (сущ., кр. прил.). Составьте с ними предложения. 3 балла
№8. СтолЯр, пОнял, дремОта, цЕнтнер, магазИн, августОвский, пулОвер, шинЕль, звонИт, договОр, изобретЕние, балУю. 2 балла
№9. Всякая птица своё гнездо любит. Кто где родится там и пригодится. Умные речи приятно и слушать. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Не зная броду, не суйся в воду. Без хозяина земля круглая сирота. Из поговорки слова не выкинешь. 4 балла
Короткий рассказ с одной пословицей оцениваем с точки зрения коммуникативного замысла, оригинальности, соответствия сюжета значению пословицы. 5 баллов
№10. Витязи – воины, четами – парами, сединами – седыми волосами, ко граду – к городу. Это устаревшие книжные слова. 2 балла
№11. Однокоренными являются слова: полярный – полюс, полевой – полёвка, полный – заполнение, подпольный – половик. Учитывается объяснение своего выбора. 3 балла
№12. Сурепая (прилаг., определение), рашка (сущ., подлежащее), зажугила (глагол, сказуемое), квинячий ( прилаг., определение), торщ ( сущ., дополнение). Учитываем объяснение. 4 балла