Научность менеджмента предполагает что управление организациями должно осуществляться
Общая характеристика менеджмента
Введение в менеджмент
1. Профессионализация менеджмента означает, что управление в организации должно осуществляться …
| | специалистами, прошедшими профессиональную подготовку в области управления |
| с учетом интересов субъектов отношений управления | |
| на основе достижений науки и с учетом объективных экономических законов | |
| на основе установления гибкого взаимодействия с окружением |
2. Мотивационность менеджмента означает, что управленческое воздействие в организации должно осуществляться …
| | с учетом интересов субъектов отношений управления |
| непрерывно и бесперебойно | |
| специалистами, прошедшими профессиональную подготовку в области управления | |
| на основе достижений науки и с учетом объективных экономических законов |
3. Научность менеджмента предполагает, что управление организациями должно осуществляться …
| | на основе достижений науки и с учетом объективных экономических законов |
| с учетом интересов субъектов отношений управления | |
| на основе упрощения операций и доступности информации | |
| специалистами, прошедшими профессиональную подготовку в области управления |
4. Менеджмент как управление в условиях рынка означает …
| | ориентацию организации на спрос и потребности рынка |
| ориентацию организации на собственные возможности и ограничения | |
| жесткую регламентацию деятельности | |
| подчиненность интересов собственников интересам потребителей |
5. Предметом науки «менеджмент» является(-ются) …
| | отношения управления в организации |
| персонал организации | |
| организационная структура управления | |
| эффективность управленческих воздействий |
6. Выдача руководителем отдела подчиненному специалисту отдела задания в менеджменте называется термином …
| | «прямая связь» |
| «обратная связь» | |
| «горизонтальная связь» | |
| «технология» |
7. Основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций называют термином …
| | «принципы управления» |
| «функции управления» | |
| «свойства организации» | |
| «методы управления» |
8. Закон информированности и упорядоченности в менеджменте означает, что система управления …
| | может существовать только при условии информационного обеспечения |
| способна к развитию, изменяется во времени | |
| стремится к объединению ее составляющих | |
| может существовать только в условиях конкурентной борьбы |
9. Виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему, в менеджменте называются термином «________ управления».
| | функции |
| методы | |
| принципы | |
| цели |
10. Совокупность способов и средств воздействия субъекта на объект управления для достижения определенных целей в менеджменте называется термином «________ управления».
| | методы |
| функции | |
| принципы | |
| законы |
11. Какими чертами характера должен обладать такой архетип управляющего как «администратор»?
1. Быть общительным и уметь вдохновлять людей на максимальную самоотдачу
2. Иметь аналитический склад ума
3.Быть предельно объективным и полагаться на факты и логику
4. Методичность в работе, прогнозирование будущего
12 Реальное влияние при управлении по целям имеют руководители
3.Высшего, среднего и низшего уровня
13. Что такое процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию, и с латинского означающее «общее» или «разделяемое всеми»?
2. Мотивация
3. Коммуникация
14. При наличии, каких основных элементах можно осуществить процесс коммуникации? Выберите правильный ответ:
5. Все вышеперечисленное верно
6. Нет правильных ответов
15.Работа менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы в плане повышения эффективности их труда это :
16.Какой из факторов не лежит в основе формирования системы?
2. Метод управления;
3. Функция управления.
4. Минимизировать затраты и обеспечить бесперебойность производства
18. Элементами инфраструктуры менеджмента являются
1.Методы управления
2.Рынок трудовых ресурсов
3. Мотивация персонала
4. Рынок товаров и услуг
5. Система информационного обеспечения
6. Функции управления
19. Функции миссии предприятия:…
2. Оперативная
3. Долгосрочная
4. Внешняя
20. Специфические функции менеджмента:…
1. Снабжение предприятия ресурсами
2. Сбыт продукции
3. Планирование, организация, координация
4. Мотивация и контроль
21.Установите соответствие между наименованием роли менеджера в организации и ее характеристикой.
1) Изыскивает возможности улучшения, совершенствования деятельности как внутри самой организации, так и за ее пределами и контролирует разработку определенных проектов
3) Отвечает за представительство организации на всех значимых переговорах
4) Отвечает за мотивацию подчиненных и набор, подготовку кадров и сопутствующие этим задачам вопросы
22.Соотнесите элементы прямой экономической мотивации человека и их характеристики.
1. Заработная плата
3. Участие в акционерном капитале
4. Участие в прибылях предприятия
1) Оплата труда наемного работника
2) Разовые выплаты из прибыли организации
3) Получение дивидендов от акций организации
4) Установление доли прибыли, из которой формируется поощрительный фонд
5) Скользящий или гибкий график, делающий режим работы более удобным для человека, что позволяет ему заниматься другими делами
23.Установите соответствие между принципами менеджмента и их сущностью
1.Единоначалие и коллегиальность в управлении
1.Каждый работник отвечает за свой участок работы и за принятие на своем уровне решения
2.Управление должно осуществляться на научной основе
3.Деятельность организации должна планироваться
4.В управлении организацией должны участвовать все сотрудники создается многоступенчатая структура управления, используется вертикальное разделение управленческого труда
24.Что такое «Социотехническая система» организации с высокой технологией производства?
1.Всеобщая компьютеризация производства
2.Развитие социальной сферы
3.Профессиональный рост работников
4.Интегрирование персонала и технологии, делегирование ответственности за конечный результат
25. Целью планирования деятельности организации является
3.Обоснование численности работников
4.Определение целей, сил и средств
26.Основное отличие открытой системы от закрытой заключается в
1.Отсутствии упорядоченного взаимодействия между отдельными подсистемами
2.Наличии взаимодействия отдельных подсистем с внешним миром
3.Замкнутости элементов системы самих на себя
4.Наличии взаимодействия с внешней средой
27. Какого понимания миссии не существует?
28. Как в теории управления рассматривается понятие «решительность»:
1. Способность осуществить анализ важнейшей информации и сделать
оптимальный выбор
3. Способность принять решение и превратить его в жизнь
29. Что является целью менеджмента:
1. Взаимодействие со своими коллегами и подчиненными
2. Умение формировать эффективные рабочие группы
3. Навык системного решения проблем
4. Создать эффективную организацию и затем менять ее так, чтобы она соответствовала меняющимся задачами и обстоятельствам
30.Основным условием менеджера, которое необходимо для успеха в современной организации, является?
1. Владение компьютерными технологиями;
2. Ответственный подход к своему персоналу;
Принципы и законы управленческой деятельности
Сегодня поговорим про основные принципы и законы, на которых держится работа управленца.
Принципы
Принципов всего пять, и они выражают подход к решению любой управленческой задачи. На основе идеи, заложенной в этих принципах, построена вся методология «Три ступени».
Законы
А теперь про шесть основополагающих законов, нарушение которых чаще всего становится причиной сбоев в жизни организации.
1. «Процесс против результата»
Есть два взгляда на выполняемую работу: «Исполнение определенного процесса» и «Производство определенного продукта». Способы контроля, мотивация и ответственность в обоих вариантах совершенно разные и не могут быть эффективно применены в неподходящих ситуациях.
Суть закона в том, что не нужно пытаться жестко формализовать процесс производства продукта, в котором требуется творческий подход к делу. Если в процессе необходимо принятие решений, основывающихся на информации, которой нет в «базе знаний» предприятия, то жесткая формализация процесса и требование его соблюдать будет сильно мешать производительности. К тому же в таких процессах никакие схемы не могут предусмотреть всех нюансов или возникающих обстоятельств (собственно, поэтому и требуется «творческий подход» и принятие решений на месте). В такой ситуации гораздо важнее правильный человек на своем месте.
С другой стороны, существует множество процессов, в которых никакое творчество не только не требуется, но и вредно. Гораздо важнее четкое и предсказуемое повторение одних и тех же действий по одним и тем же правилам.
Для этих двух ситуаций совершенно по-разному выстраивается контроль, формируется система мотивации и логика ответственности исполнителя.
2. «Все нужное и ничего лишнего»
Предприятие можно представить как иерархическую структуру «черных ящиков», получающих ресурсы от «нижестоящих» и передающих произведенный продукт «вышестоящим». Любой требуемый ресурс должен исходить от конкретного поставщика. Любой продукт должен иметь конкретного потребителя и использоваться в реальном производстве его продукта.
Все сотрудники предприятия в процессе своей работы потребляют ресурсы этого предприятия (собственное рабочее время сотрудника — это тоже ресурс, принадлежащий предприятию). Естественно, ресурсы предприятия должны тратиться на решение задач этого предприятия и ни на что другое. У каждой работы, выполняемой сотрудником, должен быть вполне определенный и измеримый результат (продукт). Должно быть совершенно четко определено, кому, когда и на каких условиях этот продукт передается и как этот потребитель его использует в своей производственной деятельности. Нельзя «работать работу», нельзя тратить ресурсы на создание отчета «для информации».
С другой стороны, должно быть четко определено, кто, когда и на каких условиях поставляет вам необходимые ресурсы. Этот «поставщик» несет персональную ответственность перед предприятием за выполнение этих условий.
3. Закон Хрюшки Доси
Если нет разницы, зачем платить больше?
Если вы что-то требуете от сотрудника, то зачем это «что-то» будет делать сотрудник? Оно ему точно надо? Вы хотите, чтобы ваши люди начали делать что-то новое, больше, лучше, внимательнее, с меньшим количество ошибок и так далее. Но это вы хотите. Людям оно зачем?
Конкретному исполнителю должен быть конкретный смысл что-то делать или чего-то не делать «с завтрашнего дня». И этот смысл должен быть сопоставим с масштабом изменений.
4. «Гиря ответственности»
Ответственность за что-либо — как гиря, имеющая два свойства:
Для «внешнего мира» гирю всегда держит кто-то один, и именно он отвечает перед всем миром за нее. Если у вас «бригадный подряд», то для всех ответственным является бригадир, а уж как он разделит вес внутри бригады — это его проблемы, и они никак не касаются всего остального мира.
5. Законуборщицы на Луне
Идеально может работать только та система или тот механизм, который никому не нужен.
Только если какой-то функцией никто не пользуется, она может выполняться идеально. Если функция используется, всегда будут какие-то проблемы.
Уборщица решает задачу поддержания в чистоте определенного участка пола офиса, и люди, которые по этому полу ходят, являются источником помех в решении ее задачи, а значит, их нужно свести к минимуму, в идеале — убрать вообще. То есть лучше всего уборщица выполнит свою задачу в безлюдном офисе на Луне. Но дело в том, что весь смысл ее работы заключается именно в существовании мешающих ей людей, она для них работает и без них никому не нужна.
Можно привести множество примеров нарушения этого закона, когда ради «повышения эффективности» какого-либо процесса или функции жертвуют его смыслом.
6. «. И так сойдет»
С течением времени исполнитель поручения придет к тому, что будет не решать поставленную задачу, а сдавать вам отчет о ее решении, который вы (по его мнению) примете.
Это значит, что, поручая кому-то выполнить некую задачу, вы должны получить назад какой-то конкретный материальный результат, чтобы вообще понять, что задача выполнена. Это может быть отчет, отметка в журнале, пачка анкет опроса и т.д., не важно, что именно. Естественно, вашей целью является не отчет и не отметка в журнале, это лишь точка контроля исполнения. Вы решаете некую задачу, для которой нужно выполнение каких-то действий, которые вы собираетесь косвенно проконтролировать через эти отметки и отчеты.
Для исполнителя ваша задача совершенно не важна. Его задачей является именно отчет, отметки в журнале и пачка анкет. И именно эту задачу исполнитель будет решать, используя все возможности для «оптимизации производственного бизнес-процесса».
Такая тенденция существует всегда и возрастает обратно пропорционально иерархическому положению исполнителя в компании: чем ниже его уровень в иерархии, тем больше ему плевать на ваши реальные задачи и больше тяга халтурить при их выполнении.
Менеджмент в управлении организацией
Менеджмент — это сложная система координации деятельности организации, направленная на достижение поставленных целей. Перевод слова означает «управление». Хотя английский термин русифицировался, повсеместно используется без перевода.
Управление организацией включает множество направлений. Обучение новым методикам может длиться всю жизнь. Но для начала достаточно ознакомиться с базовыми терминами, инструментами.
Основные понятия, глоссарий
Человеку, который никогда не сталкивался с менеджментом может показаться, что специалисты говорят на своем языке. Действительно, у большинства терминов нет русскоязычных аналогов. С переходом от традиционного управления к цифровому, количество англицизмов значительно увеличилось.
Чтобы разобраться, необходимо выучить базовые понятия.
Управленческая деятельность не будет эффективной без понимания основ менеджмента. Важно постоянно повышать квалификацию, расширять глоссарий.
Методы, функции менеджмента: обзор основных видов
Метод управления — это то, каким способом менеджер взаимодействует с персоналом. Использовать только одну методику невозможно, поскольку деятельность организации охватывает большое количество направлений.
Методы управленческой деятельности можно условно разделить на:
Также важно знать функции менеджера. Иначе управленец начнет восприниматься как лицо, ставящее печати, подписывающее приказы.
Управленческая деятельность и ее функции:
1. Контроль.
Все сотрудники организации должны понимать цели, а руководитель должен обеспечивать контроль движения к успеху. Это сложно, ведь у разных сотрудников компании разные роли, разные уровни ответственности. Топ-менеджер должен уметь отследить прогресс работы каждого отдела, своевременно скорректировать деятельность, не приносящую результатов.
2. Планирование.
Выстраивание стратегии деятельности предприятия — ключевая задача топ-менеджера. Но оперативное планирование имеет решающее значение при реализации выстроенной стратегии. Функция планирования переходит на этап реализации.
Руководитель разбивает годовые цели месячными или дневными.
3. Мотивация.
Работа с персоналом — самая недооцененная функция менеджмента. Люди — основа любой деятельности. Чтобы достичь поставленных целей, руководитель должен убыть уверен в своих подчиненных. Без поддержания командного духа, непрерывного совершенствования, персонал быстро потеряет мотивацию, интерес. Компании необходимо удерживать опытных сотрудников, развивать новые таланты.
4. Организация.
Топ-менеджер должен не только планировать, контролировать. В его обязанности также входит обеспечивать компанию всем необходимым для достижения целей. Это регламентная документация, финансы, персонал, инструменты.
Реализуя четыре основные функции менеджмента, управленец сможет привести компанию к цели.
Характеристики систем менеджмента
Система менеджмента — это набор инструментов, необходимых для реализации принятых организацией политик, стратегий, принципов. Системы менеджмента обязательно учитываются при разработке, исполнении бизнес-планов.
Самые популярные системы менеджмента касаются:
В системе ISO собрано более сотни систем. Большинство из них имеет одинаковую структуру. Это полезно для тех организаций, которые предпочитают использовать единую систему управления.
Реализация любой системы менеджмента проходит по циклу Деминга. Проще всего запомнить последовательность управленческих действий по английской аббревиатуре PDCA.
1. P-Plan, планирование.
Этап планирования запускает цикл PDCA. Менеджер определяет проблемы, порядок их решения. Управленец также должен оценить имеющиеся ресурсы, наметить курс действий.
2. D-Do, действие.
Сам управленец или группа его подчиненных приводит план в действие, вносит изменения, оценивает влияние этих изменений на потенциальный результат.
3. C-Check, проверка.
Сбор результатов, соотношение потраченных ресурсов с целевыми показателями. Если выявлены критические отклонения, необходимо вернуться к первому шагу.
4. A-Act, воздействие.
Если желаемые результаты получены, то необходимо внедрять процесс в постоянную деятельность организации.
Каждая новая проблема может быть проработана по циклу PDCA. «Усовершенствованным» аналогом PDCA является PDSA. Вместо этапа проверки, проводится «изучение» от S-study. Подразумевается, что современный управленец постоянно пробует разные методики, изучает новые подходы.
Приоритетность внедрения разных систем менеджмента
Нельзя сказать, что какая-то система менеджмента лучше, а какая-то хуже. В крупной компании должны быть реализованы все. Другой вопрос: какая система приоритетнее. Например, небольшой фирме, которая только начала деятельность, тратить время, финансовые ресурсы на систему менеджмента социальной ответственности нецелесообразно. Сначала необходимо уделить внимание качеству, информационной безопасности.
Выбранная система менеджмента имеет ценность только если она проста в использовании, полезна рядовым сотрудникам. Папка с регламентными документами, разработанная сугубо для закрытия целей КПЭ, будет использоваться как теоретическое пособие. Очень важно задокументировать методы управленческой деятельности, проводить постоянную переоценку, выявлять недостатки, внедрять новые правила.
Как выбрать метод управления, отталкиваясь от стиля
Можно полностью зарегламентировать работу управленца, но нельзя сбрасывать со счетов черты характера. Также как не существует 100% холериков, флегматиков, нет стопроцентных «авторитарных» или «демократичных» руководителей.
Менеджер должен сочетать разные методы управления, исходя из ситуации. В реальном мире управленцам приходится постоянно разделять свое внимание между финансовыми, социальными, производственными проблемами.
Но теоретики выделяют несколько разных методов управления организацией.
1. По целям.
Включает постановку целей и задач для различных подразделений организации. Задача менеджера: обеспечить достижение этих целей без превышения выделенного количества ресурсов.
Реализация метода управления напрямую зависит от стиля. Автократичный управленец ставит цели другим, занимается контролем выполнения работы. Проблема авторитарного стиля: сотрудники часто демотивированы, не чувствуют желания развиваться, предлагать что-то новое.
Консультативный стиль управления — это когда управленец консультируется с командой, узнает мнение персонала, а затем принимает решения. Демократические менеджеры предлагают подчиненным принимать решения самостоятельно.
Метод управления по целям подразумевает использование КПЭ, индикаторов, позволяющих оценить успешность деятельности организации, отдельного человека.
2. По ключевым результатам.
Не всегда достижение цели значит, что будут достигнуты желаемые результаты. Управленец может неправильно поставить цели, а при демократическом или консультативном стиле управления персонал может неправильно настроить свою работу.
Чтобы избежать такой ситуации, «мягким» менеджерам рекомендуется выбрать управление по результатам.
Вместо КПЭ используется OKR (на русском аббревиатура расшифровывается как цели и ключевые результаты). Менеджеру предлагается поставить амбициозную «недостижимую» цель, разбить ее на несколько реальных действий, SMART-целей.
Выбор между KPI и OKR зависит от зрелости компании. KPI подходит для налаженных процессов, понятных проектов, которые реализовывались ранее. OKR выбирают менеджеры стартапов, инновационных направлений деятельности.
Критерии оценки эффективности управления организацией
Какая бы методика ни была выбрана, необходимо регулярно контролировать эффективность деятельности управленца, его команды. Можно отталкиваться от финансовых показателей, отзывов клиентов компании.
Важно! Простое достижение целей не указывает на эффективность. Важно соотнести результат с затраченными ресурсами. Можно ориентироваться на следующие критерии.
1. Финансовые результаты.
Не всегда эффективность измеряется количеством прибыли. Кризисный менеджер считается эффективным, если снизит складские остатки, устранит неликвид, дебиторскую, кредиторскую задолженность.
2. Производительность.
ТОП-менеджер, уделяющий внимание только производственным вопросам, может закрыть финансовые результаты, но завершить год с немотивированной, уставшей командой. Эффективный менеджер увеличивает производительность без ущерба для качества продукта, морального состояния персонала.
3. Непрерывное совершенствование.
Методы, которые позволили достичь желаемых результатов 5 лет назад, сегодня неэффективны. Поэтому один из показателей эффективности топ-менеджера — постоянное развитие, тестирование новых инструментов.
4. Обратная связь.
Оценить эффективность можно по обезличенным показателям. Не стоит сбрасывать со счетов обратную связь от реальных людей. Рекомендуется периодически проводить анонимные опросы персонала, клиентов. Сотрудники должны знать, что их мнение важно, действительно влияет на ключевые процессы компании.
5. Рабочая среда, взаимоотношения с клиентами, государственными организациями.
Атмосфера в офисе также является показателем эффективного управления. Чем психологически комфортнее, физически удобнее будет рабочая обстановка, тем эффективнее будут работать сотрудники.
Также необходимо оценивать PR (public relations), GR (government relations). Даже если внутри компании все процессы будут идеально налажены, мнение клиентов может все испортить. Например, китайские заводы шьют действительно качественную, недорогую одежду. Но обвинения в использовании детского труда обесценивают усилия по управлению производством. Готовый товар отказываются покупать клиенты.
Аналогичным образом на конечную эффективность влияют отношения с акционерами, кредиторами, банковскими, финансовыми структурами, государством, налоговыми органами. Менеджмент не может считаться эффективным, если деятельность привела к получению штрафов, выставлению непомерных налоговых обязательств.
В статье приведены основы менеджмента и оценки эффективности деятельности управленца. Хороший топ-менеджер должен разбираться во всех сферах, включая финансы, HR, безопасность, экологию. Умение делегировать, правильно контролировать деятельность подчиненных облегчает работу. Проактивный менеджер не ждет проблем, а устраняет их еще до возникновения.