Научность статьи в чем проявляется

Рекомендуемая структура статьи. Основные критерии написания научной статьи

Основные критерии написания научной статьи

1.1. Критерии написания научной статьи по содержанию

1.2. Критерии написания научной статьи по форме изложения

по форме изложения

1.3. Основные логико-методологическими требования к результату научной статьи

План работы над статьей

Структура научной статьи

3.1. Общий план построения статьи

3.2. Название статьи

3.3. Рекомендуемая структура статьи

3.3.3. Основная часть

Рекомендации по изложению материала статьи

4.1. Изложение материала статьи

4.2. Цитаты и ссылки

4.3. Язык изложения статьи

ГОСТЫ по оформлению научных работ

Основные критерии написания научной статьи

Цель публикации – сделать общечеловеческим достоянием ту или иную идею.

Критерии написания научной статьи

1.1. Критерии написания научной статьи по содержанию:

· Научность (касается исследования и разработки чего-то нового, использования научных методов познания, поэтому часто определяется по ключевым ссылкам в тексте, реализуемым методам исследования и выводами).

· Новизна и оригинальность (предлагается новая идея, технология, способ, прием или оригинальный вариант расширения, апробации, доказательства эффективности чей-то авторской идеи, метода, технологии, поэтому часто определяется сравнением с имеющимися разработками).

· Актуальность – это способность ее результатов быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач.

· Практичность (связана с переносом в практическую деятельность других профессионалов, поэтому часто определяется по наличию в статье путей передачи опыта).

· Методичность(связана с оптимизацией структуры новшества, последовательности и условий его реализации; чаще всего определяется количеством и полезностью рекомендаций в статье).

· Убедительность(определяется достоверностью цитат, аргументированностью выводов, наличием статистических результатов и логичностью их интерпретаций).

1.2. Критерии написания научной статьи по форме изложения:

· Логичность (определяется очевидностью причинно-следственных связей, логичностью переходов, взаимосвязанностью частей).

· Ясность (часто определяется понятностью использованных терминов и наличием иллюстрирующих примеров).

· Оригинальность(определяется наличием удачных аналогий, цитат, афоризмов, рисунков).

· Полнота(определяется присутствием основных структурных частей, наличием минимального содержания и завершенностью текста).

1.3. Основные логико-методологическими требования к результату научной статьи:

1. Результат должен быть конкретным утвердительным суждением.

2. Истинность результата должна быть обоснованной.

3. В работе должна быть показана новизна и актуальность результата исследования.

4. Разработка научных статей требует соблюдения определенных правил изложения материала. Все изложение должно соответствовать строгому логическому плану и раскрывать основную цель статьи.

Основные моменты, которыми должны руководствоваться авторы при написании научных статей:

· развитие научной гипотезы;

· осуществление обратной связи между разделами статьи;

· обращение к ранее опубликованным материалам по данной теме;

· четкая логическая структура компоновки отдельных разделов статьи.

План работы над статьей

1. Определитесь, готовы ли вы приступить к написанию статьи и можно ли ее публиковать в открытой печати.

2. Составьте подробный план построения статьи.
Разыщите всю необходимую информацию (статьи, книги, патенты и др.) и проанализируйте ее.

3. Напишите введение, в котором сформулируйте необходимость проведения работы и ее основные направления.

4. Поработайте над названием статьи.

5. В основной части статьи опишите методику исследования, полученные результаты и дайте их объяснение.

6. Составьте список литературы.

8. Напишите аннотацию.

9. Проведите авторское редактирование.

10. Сократите все, что не несет полезной информации, вычеркните лишние слова, непонятные термины, неясности.

11. Отправьте статью в редакцию. Прислушайтесь к редакторским замечаниям, но не допустите искажения статьи при редактировании.

Структура научной статьи

Общий план построения статьи

Трудно добиться цельности и ясности изложения, если автор не продумает общий план построения статьи. Автор, подобно архитектору, проектирующему здание, должен детально разработать такой план.

Без этого получается, что автор думает не до того, как начать писать, а в то время, когда пишет. Такое неорганизованное писание без четкого плана ему могут и не простить.

Название статьи

Поиску удачного названия всегда следует посвятить время, хотя речь идет всего лишь об одной фразе. Название должно отражать содержание статьи и в то же время быть привлекательным, броским. Это особенно важно сейчас — в связи с огромным потоком информации.

В то же время за внешне красивым названием можно не увидеть, о чем же эта статья. В формулировке заглавия должно содержаться нечто, что станет основным результатом статьи.

Практика показывает, что хороший заголовок получается тогда, когда статья закончена. Поэтому в начале написания статьи пусть заглавие будет «рабочим». Потом его можно изменить, конкретизировать.

Рекомендуемая структура статьи

2. Вступление (введение)

3. Основная часть(методика исследования, полученные результаты и их объяснение),

4. Выводы (заключение)

5. Список литературы (литература).

Аннотация

Аннотация выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатление от хорошей статьи.

Вступление

Цельювступления является доведение до читателя основных задач, которые ставил перед собой автор статьи.

Этот раздел статьи авторы нередко опускают и сразу же переходят к изложению полученных результатов. Вряд ли это оправданно. Читателю хочется понять, в чем состояла необходимость постановки работы, и какое место она занимает среди аналогичных отечественных и зарубежных разработок.

Во вступлении наиболее уместен обзор найденных автором литературных источников (статей, патентов, отчетов, информации из Интернета). Что бы полезного ни сделал автор, у его исследований всегда есть предшественники. Поэтому необходимо найти следы этих предшественников и критически проанализировать их работы. Добросовестный автор должен рассмотреть не только источники, подтверждающие правильность его выводов, но и работы, их опровергающие. Отношение к работам предшественников должно быть уважительным: ведь автор может позволить себе их критику, а они не имеют возможности возразить в ответ.

Как правило, вступление должно в себя включать:

· определение научной гипотезы;

· содержать необходимую вводную информацию;

· подробно объяснять причины, по которым были начаты исследования;

· критическая оценка производимых ранее работ в данной области;

· раскрыть уровень актуальности данной темы;

· четкий план изложения материала.

При работе над вступлением следует применять методики оценки целей. Кратко их содержание можно выразить так:

· насколько четко сформулирована основная цель исследования;

· имеются ли явные противоречия в материалах исследования?

· насколько полно была использована тематическая литература;

· полнота выражения актуальности темы;

· является ли ваше исследование новаторским, или повторяет подобные работы других авторов.

Основная часть

Здесь необходимо подробно изложить процесс исследования, научные факты и открытия, на которые опирался или же которые опровергал автор. Здесь же нужно указать ссылки на используемые источники, обычно это 4-6 ссылок на 8 тыс. знаков.
Обязательно должна быть подчеркнута научная новизна предлагаемых идей. Здесь же можно привести примеры практической апробации полученных результатов.

От самостоятельного исследователя требуется умение: Выбрать задачу для исследования. Пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования или создавать свои, новые средства.

Разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование.

Важнейшим элементом работы над статьей является представление результатов работы и их объяснение. Возможно, представить результаты в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм. Нередко авторы вводят в статьи значительные дозы математических формул и думают, что этим придают своей работе научную солидность.

Выводы

Выводы нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация — что сделано. Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточно трех-пяти ценных для науки и производства выводов, полученных в итоге нескольких лет работы над темой. Выводы должны иметь характер тезисов. К каждому из них автор мог бы добавить слова «Я утверждаю, что…».

Любая научная статья, в которой предлагаются новые методы, идеи или приводится аналитический обзор, должна завершаться выводами автора: что позволяет понять, чего можно добиться, используя описанную идею, кому это может быть интересно. Для статей по экономическим тематикам обязательно нужно пояснить экономический эффект, другими словами, на какие из экономических показателей повлияет применение методов, изложенных в статье: повысит ли это прибыльность, вызовет ли рост доходов или сокращение расходов и т.д.

Литература

Важно правильно оформить ссылку на источник в списке литературы. Разные издательства предъявляют неодинаковые требования к его оформлению. Но в любом случае следует указать фамилии авторов, журнал, год издания, том (выпуск), номер, страницы. Интересующийся читатель должен иметь возможность найти указанный литературный источник. Бывают случаи, когда по указанному адресу источник не удается обнаружить. Столкнувшись с этим, теряешь доверие и к автору, и к его работе.

Источник

Критерии оценки научных публикаций

Научность статьи в чем проявляется. Смотреть фото Научность статьи в чем проявляется. Смотреть картинку Научность статьи в чем проявляется. Картинка про Научность статьи в чем проявляется. Фото Научность статьи в чем проявляется

Главным фактором, подталкивающим публикационную активность российских студентов, аспирантов, кандидатов наук стали государственные требования к публикациям при соискании ученых степеней. При этом приоритетно количество публикаций, а не их качество. Докторская диссертация в гуманитарных дисциплинах сопровождается 15 публикациями, для точных наук достаточно 10 опубликованных статей с основными ключевыми моментами исследования.

В перечень источников, которые признаны ВАК авторитетными, входит более 2000 научных журналов и периодических изданий («Вестников», ученых записок университетов и академий, сборников, альманахов). Из них только пара сотен изданий, интернет-журналов относятся к международному классу.

Утилитарная направленность публикационной активности отражается на качестве научных статей. В стремлении получить ученую степень, высокую зарплату молодые ученые часто публикуют «сырые» работы с большим количеством компиляций. После получения степени доктора наук публикационная активность снижается. Многие профессоры и академики переходят в ранг соавторов молодых ученых. Малое количество опубликованных научных статей, по требованию Минобрнауки, может стать для маститого ученого препятствием при избрании в диссертационный совет институтов РАН, университетов и профильных академий.

Основные критерии оценки научных публикаций не классифицированы. Требования к докторской диссертации выделяют научную ценность работы, новизну, практическое применение результатов. В применении к отдельной научной статье такие критерии расплывчаты, их оценка может быть субъективной. При публикации статьи в журналах по-прежнему работают принципы протекционизма, авторитарности существующих мнений.

Ценность научной работы

Для новой идеи, теории, гипотезы основной формой публикации стала научная статья. Для статей характерен специфический язык, непонятный непосвященным. Оценить ее могут только эксперты, большая часть которых относится к приверженцам существующей теории. Как правило, ценность научных работ выясняется через десятки лет.

До XX века препятствием для быстрого обнародования научных трудов были ограничения по скорости распространения информации, малое количество академических журналов. В XIX веке, который считается прорывным для науки, были опубликованы труды Дж.К. Максвелла, Д.М. Менделеева, Л. Пастера, А.М. Бутлерова, Г. Герца, и многих других ученых, которые с трудом пробивали себе дорогу.

Научность статьи в чем проявляется. Смотреть фото Научность статьи в чем проявляется. Смотреть картинку Научность статьи в чем проявляется. Картинка про Научность статьи в чем проявляется. Фото Научность статьи в чем проявляется

Максвелл Джеймс Клерк (1831-1879)

Уравнения электромагнетизма Максвелла, не имевшие твердых доказательств, стали основой электромагнитной теории. Теоретические предположения, изложенные в статье «О физических силовых линиях» (1865 г.), были экспериментально доказаны Герцем только через 18 лет, в 1883 году. До практических работ Маркони и Попова по созданию беспроволочного телеграфа понадобилось еще 12 лет.

Для широкой общественности признание ценности научных работ сосредоточено в Нобелевской премии, которые присуждаются за достижения в физике, химии, физиологии и медицине. Нужно заметить, что Нобелевская премия присуждается за многолетнюю совокупность научных работ, ценность которых определяется экспертным комитетом шведской Академии наук. Обычно премия находит своих лауреатов через 20-30 лет после опубликования трудов. Быстрыми по скорости оценки можно считать только первые премии. Так, В. Рентген стал первым Нобелевским лауреатом по физике (1901 г.) всего через 6 лет после открытия рентгеновского излучения, сообщение о котором было опубликовано в 1895 году.

Ценность диссертационных научных работ определяется внешними рецензентами, мнением членов диссертационных советов. Но такая оценка не всегда авторитетна для мирового научного сообщества. Ожидать ценности от студенческих научных работ трудно. По существующим критериям оценки, главным целями студенческого труда становятся развитие аналитических способностей, навыков работы с научной литературой, умение формулировать и письменно излагать мысли. Публикационная ценность студенческих работ определяется внутренним рецензированием руководителя, утверждается научно-методическим советом института, университета, академии. Во многих российских ВУЗах работы студентов рекомендуются к публикации после обсуждений на конференциях, участия в конкурсах.

Утверждение научного приоритета

Доказать приоритет своих разработок, технологий, изобретений проще всего представителям технических дисциплин. Международный патент при подготовке диссертации приравнивается к публикации. Сложнее доказательства новизны идей, теорий, гипотез для математиков, физиков, гуманитариев. Для них безусловным доказательством приоритета служит только время публикации статьи или сообщения в авторитетном международном журнале.

Научность статьи в чем проявляется. Смотреть фото Научность статьи в чем проявляется. Смотреть картинку Научность статьи в чем проявляется. Картинка про Научность статьи в чем проявляется. Фото Научность статьи в чем проявляется

К признанным научным издательствам мира относятся:

Основными сложностями опубликования в авторитетных академических журналах за границей для молодых российских ученых будут:

Доказать научный приоритет с помощью публикации доклада на конференции, монографии, учебника нельзя. Основными формами доказательства приоритета стали научные статьи, внесенные в международные цитатно-аналитические базы данных, такие как Web of Science, Scopus. В России особой формой подтверждения приоритета стала депонированная статья. Текст такой публикации теоретику или изобретателю нужно отправить в инфраструктурные центры НТИ (Национальной технологической инициативы). Для защиты диссертации депонированная статья приравнивается к публикациям только после обнародования в журналах Академии Наук или изданиях, рекомендованных ВАК.

В России для молодых ученых предлагаются и платные публикации в отраслевых, региональных журналах. За деньги сложно опубликовать бессмысленную или компилятивную статью. Работы, претендующие на публикацию, рецензируются редколлегией, проверяются на плагиат. После публикации статьи индексируются в цитатно-аналитической базе GoogleScholar.
Научность статьи в чем проявляется. Смотреть фото Научность статьи в чем проявляется. Смотреть картинку Научность статьи в чем проявляется. Картинка про Научность статьи в чем проявляется. Фото Научность статьи в чем проявляетсяНо большинство из российских региональных журналов не имеют международного авторитета. Без англоязычных версий чтение публикаций недоступно даже заинтересованным иностранным ученым. Такие платные публикации используются для повышения диссертабельности автора, получения грантов, участия в конкурсах на преподавательские вакансии ВУЗов.

Источник

Признаки научной работы

Научность статьи в чем проявляется. Смотреть фото Научность статьи в чем проявляется. Смотреть картинку Научность статьи в чем проявляется. Картинка про Научность статьи в чем проявляется. Фото Научность статьи в чем проявляется Научность статьи в чем проявляется. Смотреть фото Научность статьи в чем проявляется. Смотреть картинку Научность статьи в чем проявляется. Картинка про Научность статьи в чем проявляется. Фото Научность статьи в чем проявляется Научность статьи в чем проявляется. Смотреть фото Научность статьи в чем проявляется. Смотреть картинку Научность статьи в чем проявляется. Картинка про Научность статьи в чем проявляется. Фото Научность статьи в чем проявляется Научность статьи в чем проявляется. Смотреть фото Научность статьи в чем проявляется. Смотреть картинку Научность статьи в чем проявляется. Картинка про Научность статьи в чем проявляется. Фото Научность статьи в чем проявляется

Научность статьи в чем проявляется. Смотреть фото Научность статьи в чем проявляется. Смотреть картинку Научность статьи в чем проявляется. Картинка про Научность статьи в чем проявляется. Фото Научность статьи в чем проявляется

Научность статьи в чем проявляется. Смотреть фото Научность статьи в чем проявляется. Смотреть картинку Научность статьи в чем проявляется. Картинка про Научность статьи в чем проявляется. Фото Научность статьи в чем проявляется

Можно выделить следующие признаки научности процесса и результатов работы в определенной предметной области: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность терминов.

Еще раз обратимся к этим признакам, чтобы представить их в виде конкретных ориентиров и критериев оценки работы исследователя, входящих в состав ее методологического обеспечения.

Цель может быть практической или познавательной. Так преподаватель, ведя предмет, может учить и воспитывать учащихся. Если при этом он получает знания о том, какие приемы в этом плане, в данных обстоятельствах дают у пего лучший результат, по еще не наука. Такое знание – стихи йно-эмпирическое. Если же ставится научно познавательная цель выявить эффективность того или иного научно обоснованного метода обучения пли формы проявления воспитательной функции самостоятельной работы, это цель познавательная, и полученное знание идет в сфер>» педагогической науки.

Выше объект избранной нами науки был определен как образование, то есть сама педагогическая деятельность. Объект педагогического исследования лежит в той же сфере. Исследуется всякий раз какой то участок этой деятельности, Объектом может быть, например, обучение учащихся ситуативной речи на иностранном языке, по не сама ситуативная речь. Или формирование преподавателем у младших школьников гуманистических отношений в учебно-воспитательном процессе, но не сами школьники.

Источник

Научный стиль текстов:
особенности и правила

Понятие научного стиля

Научный стиль — разновидность литературного языка, этот стиль применяется в различных научных изысканиях для корректного выражения процесса и результатов исследовательской деятельности.

Основная функция научного стиля — информативная. А задача заключается в том, чтобы объяснить явления природы и социальной жизни, определить закономерности и выявить причинно-следственные связи.

Тексты научного стиля отличаются ясностью, логичностью, точностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

Научность статьи в чем проявляется. Смотреть фото Научность статьи в чем проявляется. Смотреть картинку Научность статьи в чем проявляется. Картинка про Научность статьи в чем проявляется. Фото Научность статьи в чем проявляется

Сфера применения научного стиля

Сфера применения научного стиля речи — область науки и учебно-научной деятельности. В первую очередь, используется в письменной форме речи: учебники, статьи, диссертации, доклады, энциклопедии и др. Но встречается и в устной форме (например, при проведении научных конференций).

Особенности научного стиля

Научность статьи в чем проявляется. Смотреть фото Научность статьи в чем проявляется. Смотреть картинку Научность статьи в чем проявляется. Картинка про Научность статьи в чем проявляется. Фото Научность статьи в чем проявляется

Подтипы научного стиля

В зависимости от конкретных задач и сферы использования, можно выделить следующие разновидности научного стиля.

Собственно-научный. Используется для написания научных статей, монографий, докладов на научных семинарах и конференциях, диссертаций, курсовых и дипломных работ. Отличительная черта такого подтипа — академическое изложение, особенности — точность передаваемых сведений, соблюдение логической последовательности изложения материала, лаконичность и убедительная аргументация.

Научно-информативный. Применяется для создания информативных рефератов, аннотаций, а также патентного описания. Его главная задача заключается в точной передаче данных с детальным описанием научных фактов.

Научно-справочный. Применяется при составлении словарей, справочников, каталогов и энциклопедий.

Научно-деловой. Используется при разработке технической документации, контрактов, инструкций для предприятий.

Научность статьи в чем проявляется. Смотреть фото Научность статьи в чем проявляется. Смотреть картинку Научность статьи в чем проявляется. Картинка про Научность статьи в чем проявляется. Фото Научность статьи в чем проявляется

Основные способы построения научного текста

Научный текст должен быть максимально точным, логичным и полностью соответствовать действительности. Всего этого легко добиться, если соблюдать определенные правила при изложении материала. Научный труд представляет собой текст жесткого построения, при написании которого используются следующие способы.

«Описание в химии свойств титана. Металл серого цвета, имеет две полиморфные модификации. Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием…» («Материаловедение»).

Из произведений братьев Стругацких: «Описание дела № шестьдесят четвертого, — прочитал комендант. — Дело номер шестьдесят четыре представляет собой бурую полужидкую субстанцию объемом около десяти литров и весом в шестнадцать килограмм. Не пахнет. Вкус остался неизвестным. Принимает форму сосуда… Если посыпать солью, корчится. Питается сахарным песком».

В рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т. е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами… Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает…».

«Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг»
(Экономическая теория).

Источник

Как овладеть научным стилем 4440

Не только у ученых, но даже у студентов и школьников возникает необходимость рассказать о своих научных исследованиях. Для этого ученые пишут монографии, студенты — курсовые работы, а школьники делают «проекты» и презентации. Конечно, все это — разные уровни научности. Но есть то, что их объединяет — научный стиль изложения. Да, монография ученого по ядерной физике и сообщение школьника на эту же тему — тексты совершенно разные, но функционально они похожи. И тот, и другой текст транслируют научную информацию определенной аудитории. Именно эту задачу и решает научный стиль. О том, что это такое, в чем его особенности и каких ошибок следует избегать, чтобы овладеть научным стилем, мы расскажем в этой статье.

Научность статьи в чем проявляется. Смотреть фото Научность статьи в чем проявляется. Смотреть картинку Научность статьи в чем проявляется. Картинка про Научность статьи в чем проявляется. Фото Научность статьи в чем проявляется

Что такое стиль и, в частности, научный стиль

Сегодня мы говорим о научном стиле, а несколько веков назад — вплоть до XVIII века — у науки был не просто стиль, а свой язык — латынь. Представьте, если бы вам приходилось писать реферат, а потом устно делать доклад по нему ab ovo usque ad mala на латыни! А ведь буквально три века назад студенты могли не просто писать, но — общаться на этом древнем языке! Потому что действительно это — гимнастика для ума.

Однако постепенно наука (вслед за литературой и дипломатией) перешла на национальные языки. И уже внутри национальных языков около науки оформился свой стиль, который и получил название научного.

Что вообще такое стиль? Если попробовать объяснить по-простому, то это — разновидность употребления языка. Язык содержит в себе огромное количество элементов, «этажей», структур. Но не всё в нём годится для того, чтобы создавать научные труды. Ученый выбирает лишь некоторые элементы — и из них строит свой текст. Этот выбор элементов и последующее их применение и называется стилем. В нашем случае — научным, так как область функционирования этого стиля — наука. Кстати, выделяемый именно по «области функционирования» научный стиль является одним из так называемых «функциональных стилей».

Вообще, с научной точки зрения, не очень научно (извините за тавтологию) выделять стиль на основе внеязыковых реалий. Но что поделать, если в данном случае это наиболее простой и точный способ. Итак, научный стиль — это выбор и применение тех элементов языка, которые способны передать научную информацию наиболее полно и точно.

Какие «элементы» языка входят в научный стиль

Как и всякий другой, научный стиль характеризуется:

Ниже мы проследим основные особенности как языковых единиц, так и их организации, а также отметим основные ошибки, которые допускают люди при написании научного текста.

Здесь же отметим, что внутри научного стиля есть свои разновидности. Скажем, одна и та же информация, изложенная, с одной стороны, в монографии, с другой — в учебнике и, с третьей, — в научно-популярной книжке, — будет преподнесена по-разному, хотя и сохранит единство научного стиля. Во всех трех случаях будут видны его оттенки, или «подстили». Но на них мы в данном случае останавливаться не будем.

Зачем науке свой стиль

Свой стиль науке нужен по двум причинам. С одной стороны, та информация, которую транслирует наука, слишком специфична, чтобы обходиться обыденным языком. Попробуйте, например, языком домохозяйки пересказать теорию Большого Взрыва. Нет, нет, не сериал, а именно физическую теорию! Получится очень приблизительно и крайне неточно, если вообще получится. А вот в научно-популярных книгах Стивена Хокинга она изложена и точно, и так, что ее могут понять даже, извиняюсь, гуманитарии.

А с другой стороны, специфична не только информация, которую передает наука, но и само научное сообщество. Все-таки заниматься наукой «человек с улицы» не сможет, для этого нужна, по крайней мере, осведомленность в области какой-либо науки, своего рода «посвященность». А эта «посвященность» предполагает и особый язык (вернее, конечно, стиль), непонятный для профанов, но такой, по которому с полуслова понимают друг друга ученые. А вот пример НЕпонимания, скажем, медицинской терминологии дан в фильме «Кавказская пленница»: врач говорит, что у пациента «белая горячка», а товарищ Саахов подтверждает: «Да, да, белый, белый, совсем горячий!» Конечно, это гротеск, необходимый для комедии, но довольно показательный.

Специфика научной информации

Итак, какие же особенности научного стиля связаны со спецификой научной информации:

Специфика научного сообщества

В научных текстах она проявляет себя следующим образом:

Типичные ошибки при написании научных работ

Наконец, перейдем к тем ошибкам, которые чаще всего встречаются при написании научных работ. Естественно, мы не будет здесь говорить об орфографических, грамматических и синтаксических ошибках, которые делаются из-за незнания школьной программы (хотя и это, увы, не редкость). Остановимся только на ошибках стилистических — возникающих именно при использовании научного стиля.

Подобные ошибки мы разделили бы на три части.

Ошибки, связанные с усложнением языка

Ошибки, связанные с неточностью словоупотребления.

Это целый пласт речевых ошибок, для простого описания которых не хватит и отдельной статьи. Поэтому мы укажем только на некоторые:

Ошибки, связанные с различными излишествами:

Тональность текста

Ошибки в тональности текста, вероятно, больше сопутствуют текстам по гуманитарным предметам. Во всяком случае, не только научно-популярные, публицистические, критические, но даже и научные издания по этим дисциплинам очень часто содержат оценочные суждения, выраженные очень пристрастно. К тому же профессиональные историки (или филологи) могут исповедовать разные политические взгляды и отстаивать их. Конечно, в идеале никакие политические и — шире — мировоззренческие установки не должны влиять на научность. Научность не должна приноситься в жертву мировоззрению. Однако так бывает далеко не всегда.

А молодые историки и филологи, читая «страстные» книги своих старших коллег, извлекают из них не только факты, но и способ их изложения — чаще всего полемический (мы в данном случае, безусловно, говорим не обо всей науке, а только о наиболее характерных образцах подобного рода, которые оказываются в то же время наиболее читаемыми).

И напоследок — два полезных совета

Также рекомендуем прочитать

Научная новизна: что это такое и где её найти

Мало просто написать научную работу. Нужно еще убедить научное сообщество в том, что она достойна внимания. В противном случае это будет просто рукопись «в стол». Среди критериев качества научных работ присутствует научная новизна. Этот пункт часто вызывает затруднения, причем не только у молодых ученых, но и у вполне опытных. Разберемся, что это такое и как ее правильно сформулировать.

Обзор лучших статей «Молодого ученого» №35 (325)

Рада представить вам очередной обзор статей с наиболее качественными мета-данными. Приятно замечать, что рекомендации, приведенные в прошлые разы, не остались незамеченными. Авторы чутко прислушиваются к ним и заметно повышают качество своих работ.

Листы: печатные, авторские и другие

Очень часто авторы спрашивают нас: как правильно рассчитать объем публикации? В одном отчете требуют вписать печатные листы, в другом — авторские, в третьем — условные печатные, а в четвертом — вообще какие-нибудь невиданные учетно-издательские.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *