найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите

Тест ««Односоставные предложения. Неполные предложения» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема теста «Односоставные предложения. Неполные предложения» (8 класс)

А. С утра меня лихорадило.

Б. Жду от тебя посылки. (Чехов А.)

В. Ведут ко мне коня. (Пушкин А.)

Г. Из берёзовой коры плетут корзины.

2. Найдите неопределённо-личное предложение.

А. У грызунов нет клыков.

Б. К кому-то принесли от мастера ларец. (Крылов И.)

В. Уже совсем рассвело. (Толстой Л.)

А. Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. (Лесков Н.)

Б. К утру вьюга успокоится.

В. Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс… (Пушкин А.)

Г. Уходим завтра в поход.

4. Найдите назывное предложение.

А. Волной разбило лодку.

Б. Цыплят по осени считают. (Пословица)

В. Целая цепь крутых уступов… (Тургенев И.)

Г. Ну, солдат, пойдём со мной. (Твардовский А.)

А. Темнеет уже в долине.

Б. Мне не к кому было обратиться за советом.

В. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Г. Из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.

6. Найдите среди данных предложений односоставное.

Б. Дед с бабушкой шли впереди. (Горький М.)

В. С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться. (Фет А.)

Г. Поездку домой ожидали все.

7. Определите тип предложения Про батарею Тушина было забыто. (Толстой Л.Н.)

Б. Односоставное неопределённо-личное

В. Односоставное определённо-личное

Г. Односоставное безличное

8. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными .

А. Из трюма несло холодом и запахом сырой кожи. Отошли ночью. (Паустовский К.)

Б. Тарантас толкнуло. Лаврецкий выпрямился. (Тургенев И.)

В. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз… (Тургенев И.)

Г. Глаза слипаются. Голову клонит вниз. (Чехов А.)

9. Укажите вариант ответа, в котором одно из предложений является неопределённо-личным .

А. Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (А.П.Чехов)

Б. Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет! (Тютчев Ф.)

В. Душно было в сакле. Я вышел на воздух освежиться.

Г. Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (Суриков И.)

10. Какое предложение не является односоставным определённо-личным?

А. Придёшь завтра ко мне?

Б. В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (Толстой А.)

В. Бодро идёшь домой. (Бунин И.)

Г. Пой, моя хорошая! (Жаров А.)

11. Укажите верную характеристику предложения Лесок проехал, видел синицу, слушал дятла. (Дорош Е.)

А. Односоставное безличное

Б. Односоставное неопределённо-личное

Г. Односоставное определённо-личное

12. Найдите пример, в котором есть неполное предложение.

А. Крепко пахло смородиной.

Г. Алёша смотрел на них, а они – на него.

13. Найдите назывное предложение.

Б. Чуть-чуть сыровато.

Г. Утро ясное и морозное.

14. Какая схема соответствует предложению Дорога была в снегу, и нам посоветовали переночевать в небольшой деревушке ?

А. Двусоставное, и двусоставное

Б. Двусоставное, и односоставное безличное

В. Двусоставное, и односоставное неопределённо-личное

Г. Двусоставное, и односоставное определённо-личное

15. Какое из данных утверждений является верным?

Неопределённо-личное предложение — это предложение…

А. Со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица;

Б. Со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица мн. ч. настоящего или будущего времени или в форме мн. ч. прошедшего времени;

В. Со сказуемым-глаголом в форме 2-го лица;

Г. Со сказуемым, которое не допускает наличие подлежащего.

найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть картинку найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Картинка про найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть картинку найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Картинка про найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть картинку найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Картинка про найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть картинку найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Картинка про найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите

Тема теста «Односоставные предложения. Неполные предложения» (8 класс)

Изучение темы «Односоставные предложения» позволяет учащимся практически освоить большое разнообразие и вариативность грамматических основ простых предложений. Освоение данной темы является важным также и потому, что знание этой темы позволит обучающимся правильно выполнить многие тестовые задания в вариантах ОГЭ в 9 классе, которые предлагают к рассмотрению односоставные предложения.

В данной разработке тест к уроку обобщения по русскому языку в 8 классе по программе Т.А. Ладыженской по теме «Односоставные предложения. Неполные предложения». Предложенные задания позволяют обобщить знания и умения по теме “Односоставные предложения. Неполные предложения”; закрепить навыки отличия одного вида предложений от другого; видеть их в составе сложного; развивать навыки самостоятельной работы; воспитывать уважение и любовь к родному языку.

Номер материала: ДБ-1355198

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть картинку найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Картинка про найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите

найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть картинку найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Картинка про найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть картинку найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Картинка про найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите

В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов

Время чтения: 1 минута

найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть картинку найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Картинка про найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть картинку найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Картинка про найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть картинку найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Картинка про найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите

Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку

Время чтения: 0 минут

найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Смотреть картинку найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Картинка про найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите. Фото найдите неполные предложения какие типы односоставных предложений употреблены в тексте спишите

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок в 11-м классе по теме «Односоставные предложения. Неполные предложения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок в 11-м классе по теме

«Односоставные предложения. Неполные предложения»

Цели урока:

повторение и систематизация знаний об односоставных и неполных предложениях;

наблюдение и выводы о роли данных предложений в тексте;

закрепление знаний о синтаксических средствах выразительности речи,

совершенствование навыков анализа текста.

1. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме «Односоставные предложения. Неполные предложения», понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, закрепим знания о средствах выразительности речи, а также будем совершенствовать навыки анализа текста.

(Запись темы урока в тетрадях).

2. Теоретическая разминка.

1. Единая концовка строк, строф. 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6.Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Намеренно избыточный повтор союзов.

( Ответы. 1. Эпифора. 2. Градация. 3. Оксюморон. 4. Анафора. 5. Бессоюзие. 6. Подхват. 7. Эллипсис. 8. Повтор. 9. Парцелляция. 10. Инверсия. 11. Антитеза. 12. Многосоюзие.)

3. Повторение видов односоставных предложений.

— Какие предложения называются односоставными?

— На какие группы они делятся?

— В чём особенность обобщённо-личных предложений?

— Могут ли односоставные предложения быть распространёнными?

4. Упражнение в определении видов односоставных предложений.

— Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид односоставных предложений?

5. Составление кластера «Алгоритм нахождения односоставных предложений»
1. Определить состав грамматической основы предложения
2. Определить тип предложения: с главным членом сказуемым или с главным членом подлежащим.
3. Определить тип односоставного предложения.
Для чего нужно Уметь быстро находить грамматическую основу и определять способ её выражения?

6. Работа в группах по закреплению темы (работа по карточкам)

Задание для 1 группы. Спишите, в предложениях подчеркните сказуемые и напишите рядом способ выражения. Определите вид предложений.

Спешу к вам на помощь.

На улице ветрено и сыро.

Составьте график дежурства.

Задание для 2 группы. Найдите двусоставные предложения. Оставшиеся односоставные запишите, сгруппировав в соответствии со способом выражения сказуемого, определите вид предложения.

На улице было холодно.

Ломаные линии, острые углы.

Много песен сложено о любви.

Про него давно говорят много хорошего.

В воздухе пахнет грозой.

Кругом всё было тихо и спокойно.

За опоздание будете наказаны.

Друг далёкий, вспомни обо мне.

Что посеешь, то и пожнёшь.

У многих ещё нет компьютеров.

— Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи? ((В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи).

7 Коллективная работа:

— Найдите односоставные предложения, определите вид. Какова их роль в этом тексте?

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн. (К. Бальмонт). (Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость).

(Определённо-личные предложения. Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.)

8. Повторение о неполных предложениях. Чтение учебника, параграфы 75, 76.

— Какие предложения называются неполными?

В каких случаях они употребляются?

( Понятие об эллиптических предложениях ).

— Могут ли односоставные предложения быть неполными? ( Да ).

— Являются ли неполными следующие предложения?

1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. (Все полные, односоставные).

— Определите, какие это предложения:

— Вам сообщили о моём приезде? (Полн., односост.)

— Сообщили. (Неполн., односост.)

— Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полн., односост.)

— Скоро. (Неплн., односост.)

11. Работа с текстом.

— Из какого произведения отрывок? («Господин из Сан-Франциско»).

Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?

Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

( Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения. В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.

Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни в мире капитализма. Это безымянные «сливки» общества. Вспомним, что и сам г-н из Сан-Франциско не имеет имени.)

(Помогает раскрыть идею произведения, авторскую позицию)

— Какова же идея данного эпизода?

(Бездуховность представителей капиталистического общества, притворство, фальшь).

Какова позиция автора в рассказе? ( Ирония, осуждение; необходимость обращения к вечным нравственным ценностям, к духовным истокам).

Метафоры и эпитеты : буря с мокрым снегом, неприветливо светало, серо- зелёная водяная пустыня, холодная свежесть океана.

Символы: пароход, похожий на отель, ассоциируется с «Титаником».

Большое количество глаголов в прошедшем времени делает действие актуальным и правдоподобным.

Синтаксический параллелизм: одинаковая структура (3,6,7,10 предл.) и (8, 9) предложений.

Эллипсис: намеренный пропуск сказуемого в 9-ом предложении позволяет подчеркнуть авторскую оценку: отрицательное отношение к тому, что и гулять «полагалось», и подкрепляться «полагалось».

Антитеза: роскошный пароход и пейзаж, отдых и раннее вставание, обязательность действий.

Оксюморонность языка: неприветливо светало, с удовольствием читали газету.

Какой тип речи использует автор? Докажите. (Повествование с элементами описания).

Каков стиль речи? Докажите.

— Какова роль в данном тексте всех перечисленных выше средств языка, стиля, типа речи?

(Повествование даёт возможность наглядно передать действия, совершаемые отдыхающими на пароходе, элементы описания помогают реально представить пароход, пейзаж и т. д. А художественный стиль предполагает использование множества средств языковой выразительности, что помогает воссозданию полной картины происходящего на пароходе, раскрытию идейного содержания и авторской позиции).

Что дал вам этот урок? Чему научил?

2) на «3» выполнение упражнения из учебника.

Источник

Односоставные предложения.
Неполные предложения

Определение односоставного предложения

В русском языке все простые предложения по характеру грамматической основы делятся на два типа – двусоставные и односоставные. В двусоставных предложениях есть подлежащее и сказуемое. Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (С.Есенин) Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. (Н.Некрасов) В односоставных предложениях есть только один главный член, причем второй не нужен для понимания смысла предложения. Поздняя осень. Во дворах жгут сухие листья. Все раньше темнеет. В школе главный член односоставного предложения называют, как и главные члены двусоставных предложений, подлежащим или сказуемым. Ученые-лингвисты обычно пользуются термином «главный член односоставного предложения».

Все односоставные предложения делятся на предложения с главным членом – подлежащим и предложения с главным членом – сказуемым (иначе их называют, соответственно, именными и глагольными односоставными предложениями).

Важно осознать отличие односоставных предложений от неполных, в которых тоже может оказаться только один главный член. Ср.: 1) – Во дворах жгут сухие листья. 2) – Что делают дворники осенью? – Во дворах жгут сухие листья. В первом случае сообщается о том, что производится определенное действие, а кто его производит – не важно. Это – односоставное предложение. Во втором случае сообщается о действии, которое производит определенный субъект – дворники. Подлежащее дворники пропущено, но легко восстанавливается из предшествующего предложения. Значит, второе предложение – двусоставное неполное.

Назывные предложения

Односоставные предложения, в которых главный член выражен существительным в именительном падеже или синтаксически неразложимым словосочетанием, называются назывными. Кинематограф. Три скамейки. (О.Мандельштам) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (А.Ахматова) Зелень лавра, доходящая до дрожи. Дверь распахнутая, пыльное оконце. (И.Бродский) О таких предложениях говорят, что они выражают значение бытийности. Именно благодаря этому значению слово или словосочетание «превращается» в предложение.

Назывные предложения могут иметь некоторые добавочные грамматические значения, такие, как конкретно-указательное (выражается частицей вот: Вот мельница); эмоциональная оценка (выражается с помощью специальных частиц какой, вот так, ну и, что за, вот это и пр.). Важно отличать назывные предложения с частицей вот от двусоставных с местоимением это. Вот стул – односоставное назывное предложение; Это стул – двусоставное, где это – подлежащее, а стул – составное именное сказуемое с нулевой связкой.

Учителю стоит обратить особое внимание учеников на то, как порядок слов в предложении может влиять на его состав. Так, в предложении Теплый день легко обнаруживаются подлежащее и определение, выраженное именем прилагательным, стоящим перед определяемым словом. Это – односоставное назывное распространенное предложение. В предложении же День теплый есть подлежащее и составное именное сказуемое с нулевой связкой и именной частью, выраженной именем прилагательным, стоящим после подлежащего. Это – двусоставное нераспространенное предложение.

Более сложен другой случай. Предложение Было скучно его слушать считается односоставным безличным с составным глагольным сказуемым, где вместо вспомогательного глагола – слово категории состояния скучно и глагол-связка. Но если инфинитив поставить на первое место – Слушать его было скучно, его можно рассматривать как подлежащее, тогда было скучно – составное именное сказуемое, где именная часть выражена кратким прилагательным (ср. Слушанье было скучно).

В русском языке встречаются предложения, в которых на первый взгляд вообще нет главных членов: Снегу! Деревьев! Шуму-то, шуму! (В значении: Как много снега (деревьев, шума)!) Ни пылинки. В школьном курсе они не изучаются. Грамматическое значение бытийности как будто позволяет отнести эти предложения к назывным. Но единственный член такого предложения нельзя рассматривать как подлежащее, потому что он выражен существительным не в именительном, а в родительном падеже. Многие лингвисты называют такие предложения генитивными (по латинскому названию родительного падежа), а те предложения, которые мы именуем назывными, – номинативными (по латинскому названию именительного падежа), объединяя те и другие в тип «именные односоставные предложения».

Когда единственный главный член предложения выражен существительным в именительном падеже, а второстепенные члены зависят от главного и составляют с ним словосочетание (Раннее утро; Конец аллеи; Домик на окраине и т.п.), ни у кого не вызывает сомнения, что данное предложение является односоставным.

Но бывают и спорные случаи. Если второстепенный член имеет обстоятельственное или объектное значение (У меня хандра; В доме праздник), некоторые ученые считают предложение двусоставным с пропущенным сказуемым на том основании, что к подлежащему не может относиться ни обстоятельство, ни дополнение. Другие ученые считают такие предложения назывными, с особым второстепенным членом, который относится ко всему предложению, распространяя его в целом, и называется детерминантом.

Упражнение

Являются ли выделенные предложения назывными?

Прекрасный человек Иван Иванович. Какие у него яблони и груши под самыми окнами! Он очень любит дыни. Это его любимое кушанье.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым делятся на определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные. Эти типы различаются по двум основным признакам: а) по тому, насколько выражено представление о деятеле; б) по морфологическим формам глагола, употребляемого в качестве главного члена предложения. Иными словами, разные типы односоставного предложения дают возможность с разной степенью конкретности вообразить, кто производит действие, или содержат указание на то, что такого производителя вообще нет, его невозможно представить.

При этом за каждым типом предложения закреплены свои формы глагола-сказуемого, и они не пересекаются, т.е. по форме глагола можно определить тип односоставного предложения (исключение составляют обобщенно-личные предложения, о которых будет сказано особо).

Определенно-личные предложения

Определенно-личными называются такие односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как вполне определенное лицо – сам говорящий или его собеседник. Иными словами, в определенно-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее – местоимение 1-го или 2-го лица (я, мы, ты, вы). Это возможно потому, что сказуемое в определенно-личном предложении выражено только глаголом 1-го или 2-го лица изъявительного или повелительного наклонения.

Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред. (А.Пушкин) Белье на речке полощу, два цветика моих ращу... (М.Цветаева) Я смеялась: «Ах, напророчишь нам обоим, пожалуй, беду». (А.Ахматова) Восславим, братья, сумерки свободы. (О.Мандельштам) Не подходите к ней с вопросами. (А.Блок) Приезжай, попьем вина, закусим хлебом или сливами. Расскажешь мне известья. Постелю тебе в саду под чистым небом и скажу, как называются созвездья. (И.Бродский)

Важно заметить, что в определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в прошедшем времени или в условном наклонении, поскольку в этих формах нет значения лица (Ср. Подошла. Я волненья не выдал. (А.Ахматова) В первом предложении невозможно восстановить подлежащее. Ты? Она? Значит, это предложение не определенно-личное, а двусоставное неполное. О том, какое подлежащее пропущено, можно узнать только из последующих строк: Села, словно фарфоровый идол, в позе, выбранной ею давно.).

Упражнение

Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.
Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)

Ответ. Назывные предложения: Снова степь. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Определенно-личное предложение: Собираем хворост, разводим костер (часть сложного предложения).

Неопределенно-личные предложения

Неопределенно-личными называются односоставные предложения, где деятель мыслится как неопределенное лицо, которое не интересует говорящего. Такие предложения употребляются, когда нужно показать, что важно само действие, а не производитель действия. Сказуемое в таких предложениях обязательно имеет форму множественного числа (хотя это вовсе не означает, что подразумеваемых деятелей много), в настоящем и будущем времени изъявит. накл. и в повелит. накл. – форму 3-го лица мн. ч.

Ведь только здесь еще и дорожат дворянством! (А.Грибоедов) У нас ругают везде, а всюду принимают. (А.Грибоедов) Пускай меня объявят старовером. (А.Грибоедов) Но, не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу. И за столом у них гостям носили блюды по чинам. Когда б оставили меня на воле, как бы резво я пустился в темный лес! Как раз тебя запрут, посадят на цепь дурака и сквозь решетку как зверка дразнить тебя придут. (А.Пушкин) Уводили тебя на рассвете. (А.Ахматова) И пусть унесут фонари. (А.Ахматова)

Упражнение

Найдите в тексте все предложения, в которых сказуемые выражены глаголами в форме множественного числа. Какое из них является неопределенно-личным? Попробуйте переделать остальные предложения в неопределенно-личные.

Однажды богиня Эрида подкинула трем обитательницам Олимпа – Гере, Афине и Афродите – яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Каждая богиня, конечно, надеялась, что яблоко предназначено ей. Рассудить спор Зевс приказал Парису.
По рождению Парис был троянским царевичем, но жил не во дворце, а среди пастухов. Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя. Младенца отнесли на гору Иду и бросили там. Париса нашли и воспитали пастухи. Здесь, на Иде, и рассудил Парис трех богинь. Победительницей он признал Афродиту, но не бескорыстно: та пообещала юноше любовь самой красивой на свете женщины. (О.Левинская)

Ответ. Неопределенно-личное предложение: Младенца отнесли на гору Иду и бросили там.
Возможные переделки остальных предложений: В Трое еще до рождения царского сына получили страшное пророчество. Париса нашли на горе Иде и воспитали как пастуха.

Обобщенно-личные предложения

Среди односоставных предложений с главным членом – сказуемым есть такие, в которых деятель мыслится как обобщенное лицо, т.е. действие имеет отношение к каждому лицу, ко всем; особенно часто такое значение в пословицах: Солдатами не рождаются (т.е. никто не может родиться сразу солдатом). Без труда не вынешь и рыбки из пруда. Тише едешь – дальше будешь.

Как видно из приведенных примеров, глаголы-сказуемые в этих предложениях стоят в той же форме, что и в определенно-личных или неопределенно-личных предложениях. И тем не менее нередко предложения с таким обобщенным значением выделяют в особый тип – обобщенно-личные предложения.

Безличные предложения

Безличными называются такие односоставные предложения, в которых действие несоотносимо с каким бы то ни было деятелем; иными словами, производителя действия вообще нет, его нельзя себе представить.

Мне не спится, нет огня. О свадьбе Ленского давно у них уж было решено. Как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! И жаль зимы старухи. Но как же любо мне осеннею порой, в вечерней тишине, в деревне посещать кладбище родовое. Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком? Куда ж нам плыть? (А.Пушкин)

Грамматический показатель безличности – форма 3-го лица ед. ч. (для настоящего и будущего времени, а также для повелительного наклонения): Пахнет сеном. Сегодня будет жарко. Пусть тебе спится, как дома;

форма ед. ч. среднего рода (для прошедшего времени, а также для условного наклонения): Лодку унесло на середину реки. Ее унесло бы и дальше, если бы не коряга;

неопределенная форма глагола: Быть дождю.

Как видно из примеров, приведенных выше, безличными предложениями передается состояние природы и окружающей среды, состояние человека, неизбежность, желательность, возможность и невозможность чего-либо.
Безличные предложения очень разнообразны по способам выражения сказуемого.
Простое глагольное сказуемое в безличном предложении может быть выражено:

а) безличным глаголом (Смеркается);
б) личным глаголом в безличной форме (Ветром сдуло шляпу. Ср. Ветер сдул шляпу – двусоставное предл., подлежащее – ветер));
в) глаголом быть с отрицательной частицей или словом нет (Посылки нет и не было);
г) глаголом в неопределенной форме (Этому не бывать).

В составном глагольном сказуемом в качестве вспомогательного глагола могут выступать:

а) безличные глаголы следует, хочется, посчастливилось и т.п. (Пришлось все делать заново);
б) личный фазовый глагол (Начало темнеть);
в) вместо вспомогательного глагола часто употребляются краткие страдательные причастия и специальные слова категории состояния нельзя, можно, надо, жаль, пора, грех и т.п. (Разрешено бесплатно провозить одно место багажа. Можно закрыть дверь. Жаль было расставаться. Пора выезжать в поле. Грех жаловаться на нехватку времени).

Составное именное сказуемое в безличном предложении состоит из именного компонента – слов категории состояния или кратких страдательных причастий прошедшего времени – и глагола-связки в безличной форме (в настоящем времени – нулевая связка). (Нам было весело. Становится светлее и тише. По вечерам в городе опасно. В комнате прибрано.).

К какой части речи относится странное слово нет? Оно не изменяется, при нем не может быть вспомогательного глагола или связки, к нему нельзя поставить вопрос. А между тем мы обнаруживаем, что это слово может выступать в роли главного – и единственного! – члена в односоставном безличном предложении.
Словари рассказывают, что нет может быть отрицательной частицей, противоположной по значению частице да (– Ты уже дочитал книгу?Нет.). Но когда это слово оказывается сказуемым в безличном предложении, мы назовем его неизменяемой глагольной формой (нет – значит не существует, отсутствует). Этого слова нет ни в одном славянском языке, кроме русского. Как оно образовалось?
В древнерусском языке было выражение не е(сть) ту, где ту – наречие со значением здесь. Из этого выражения сначала появилось слово нету, а потом конечное у отпало, стали говорить и писать нет, хотя в разговорной речи можно встретить нету до сих пор (Никого нету дома).

Нередко встречаются предложения с несколькими главными членами – подлежащими или сказуемыми. (Туман, ветер, дождь. Темнеет, становится прохладно, все сильнее дует с моря.) Кажется, что можно назвать такие подлежащие или сказуемые однородными. Но правильнее считать, что перед нами сложные предложения, в которых каждая часть – односоставное предложение.

Упражнения

1. Выделите сказуемые в безличных предложениях.

Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро. Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль)

Ответ. Надо бы рассказать, было непросто подойти.

2. Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.

Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский)

3. Найдите неправильные утверждения.

1) В односоставных предложениях не может быть сказуемого, выраженного глаголом в условном наклонении.
2) В неопределенно-личном предложении сказуемое обязательно выражено глаголом в форме множественного числа.
3) Бывают односоставные предложения с главным членом – сказуемым, в которых нет глаголов.
4) В определенно-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее – личное местоимение 1-го, 2-го или 3-го лица.
5) В безличных предложениях глагол-сказуемое не может употребляться в форме множественного числа.
6) Если в предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме женского или мужского рода ед. ч. прош. вр., это предложение двусоставное неполное.

4. Найдите в тексте: а) односоставное неопределенно-личное предложение; б) односоставное безличное предложение.

1) Труднее всего было в шумерском письме изображать абстрактные понятия, имена собственные, а также различные служебные слова и морфемы. 2) В этом помогал ребусный принцип. 3) Например, знак стрелы использовали не только для слова стрела, но и для слова жизнь, звучавшего так же. 4) Постоянно применяя ребусный принцип, шумеры закрепили за некоторыми знаками уже не конкретное значение, а звуковое чтение. 5) В результате возникли слоговые знаки, которые могли обозначать некоторую короткую последовательность звуков, чаще всего слог. 6) Таким образом, именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей речью и написанными знаками, без которой невозможна настоящая письменность.

Неполные предложения

Неполным является предложение, в котором пропущен какой-либо член (или группа членов). Пропущенный член предложения может быть восстановлен из контекста или ясен из ситуации речи.

Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста.

Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою. (А.С. Пушкин.) (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)

Примеры неполных предложений, пропущенные члены которых восстанавливаются из ситуации.

Мужа повалил да хочет поглядеть на вдовьи слезы. Бессовестный! (А.С. Пушкин) – слова Лепорелло, отклик на высказанное его господином, Дон Гуаном, желание познакомиться с Доной Анной. Ясно, что пропущенное подлежащее – он или Дон Гуан.

О боже мой! И здесь, при этом гробе! (А.С. Пушкин.) Это – неполное предложение – реакция Доны Анны на слова главного героя «Каменного гостя»: Дон Гуан сознался, что он не монах, а «несчастный, жертва страсти безнадежной». В его реплике нет ни одного слова, которое могло бы занять место пропущенных членов предложения, но исходя из ситуации их приблизительно можно восстановить так: «Вы смеете это говорить здесь, при этом гробе!».

Пропущены могут быть:

подлежащее: Как твердо в роль свою вошла! (А.С. Пушкин) (Подлежащее восстанавливается по подлежащему из предыдущего предложения: Как изменилася Татьяна!);

Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь) (Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть!) (Н.В. Гоголь);

дополнение: А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила! (А.С. Пушкин) (Предыдущие предложения: Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, тебя крестила?);

сказуемое: Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. (М.А. Булгаков) (Предыдущее предложение: Бегите!);

сразу несколько членов предложения, в том числе грамматическая основа: Давно ли? (А.С. Пушкин) (Предыдущее предложение: Ты сочиняешь Requiem?)

Неполные предложения нередко встречаются в составе сложных предложений: Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо. (А.С. Пушкин) Ты Дон Гуана напомнил мне, как выбранил меня и стиснул зубы с скрежетом. (А.С. Пушкин) В обоих предложениях пропущенное в придаточной части подлежащее восстанавливается из главного предложения.

Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.

На сына я сердит.
За что?
За злое преступленье. (А.С. Пушкин)

Бывает, что ученики ошибочно считают неполными предложения, в которых ни один член не пропущен, например: Он же гений, как ты да я (А.С. Пушкин), говоря, что они тоже непонятны без контекста. Важно объяснить, что неполнота предложения – явление прежде всего грамматическое, и именно грамматическая неполнота вызывает смысловую. В приводимом примере неясность вызвана употреблением местоимений. Следует напомнить ученикам, что местоимения всегда нуждаются в контекстном раскрытии.

Упражнения

1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены.

Ответ. Таня (идет) дале. Старушка (говорит) ей.

2. Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выделите их.

Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя.

Апологет – человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика – занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное – если по расчету. (С.Жуковский)

Все остальные придаточные предложения, в которых нет подлежащего, – полные односоставные.

Еще раз напомним, что следует отличать неполные предложения от односоставных, в которых отсутствующее подлежащее или сказуемое не нужно восстанавливать для понимания смысла. В сложном предложении Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она. (А.С. Пушкин) третья часть – неполное предложение с пропущенным подлежащим мы, которое восстанавливается по дополнению нам из предыдущего придаточного предложения. Придаточная часть предложения Только смотри, чтоб не увидели тебя. (А.С. Пушкин) по характеру грамматической основы является односоставным неопределенно-личным предложением: здесь важно само действие, а не тот, кто его производит; грамматическая форма глагола (мн. ч. прош. вр.) здесь не означает, что производителей действия должно быть много, – это показатель неопределенно-личного значения. Иными словами, предложение чтоб не увидели тебя – полное.

Пунктуация в неполном предложении

В неполном предложении может ставиться тире на месте пропуска сказуемого, если при произнесении предложения предполагается пауза: . Тогда барон фон Клоц в министры метил, а я – к нему в зятья. (А.С. Грибоедов) При отсутствии паузы тире не ставится: . Ну, люди в здешней стороне! Она к нему, а он ко мне. (А.С. Грибоедов)

В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис, что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения (Я – к Таврическому саду (К.И. Чуковский); речи – мысли (А жена ему: за грубость, за свои идешь слова (А.Т. Твардовский) и др. Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.

Одни ученые считают эллиптические предложения разновидностью неполных, другие – особым типом предложений, который примыкает к неполным, сходен с ними.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *