Найк что означает air
Технология Nike Air. История обмана
Многие подростки 90-х были буквально одержимы технологиями Nike Air. Они следили за последними инновациями, от камер с воздухом в подошве до распределенного воздушного давления. Они даже покупали старые кроссовки на барахолке и разбирали их на части, чтобы посмотреть на этот воздух. Но по мере развития молодых мозгов и углубления понимания биомеханики вывод напрашивался сам собой: Nike Air – это ерунда.
Нельзя сказать, что Nike Air бесполезен. Заполненные газом камеры амортизации, появившиеся более 30 лет назад, произвели революцию в мире кроссовок. Как модный элемент Air Max помог создать индустрию сникерхедов и коллекционеров-обладателей шкафов, полных новой обуви. Тем не менее, здесь очень мало от настоящей науки (несмотря на рекламу Nike, которая говорит иначе), и заполнение кроссовок воздухом под давлением не сделает вас лучшим спортсменом. Недавние исследования фактически говорят об обратном.
Но даже сама Nike теперь считает себя маркетинговой компанией. И как же она поступила? Убедила всех, что технология Nike Air была не просто демонстрацией очень прибыльного и порой обманчивого мастерства Бивертона при создании бренда.
Первые дни в Орегоне
Еще в 1964 году бегун из Университета Орегона Фил Найт и его тренер Билл Бауэрман основали компанию, чтобы помочь сообществу бегунов получить доступ к самой лучшей обуви. Они называли ее Blue Ribbon Sports (BRS). Компания начинала как дистрибьютор бренда Onitsuka Tiger. Можно сказать, что Бауэрман продал большую часть обуви из своих запасов на соревнованиях по легкой атлетике.
Найту, заканчивавшему МВА в Стэнфорде, и Бауэрману потребовалось совсем немного времени, чтобы понять, что они хотят заниматься своим делом. Бауэрман разработал кроссовки с подушечками, которые Onitsuka выпустила в 1969 году под названием Tiger Cortez. Примерно в то же время он и Найт начали работать с фабрикой в Японии и производить собственную линию кроссовок. Они назвали ее Nike. А знаете ли вы, что за модель была одной из первых? Nike Cortez.
Onitsuka даже не подозревала, что Бауэрман изменил дизайн, пока ее представители не посетили старый склад BRS в Лос-Анджелесе. Тем не менее, суд решил, что обе компании могут выпускать обувь. По сути, Найт и Бауэрман продавали ту же обувь тем же бегунам, за исключением того, что они заменяли логотип Onitsuka своим собственным. Местная студентка по имени Кэролайн Дэвидсон разработала лого-галочку, и Nike заплатил ей всего 35 долларов. Спустя десятилетие Найт подарил Кэролайн золотое кольцо с лого и бриллиантом и конверт с акциями Nike в качестве благодарности за работу.
Так появилась традиция Nike по умному маркетингу, граничащему с обманом. Найт и Бауэрман рано осознали, что не обязательно продавать уникальный продукт. Они продавали идею. Логотип, одобрения спортсменов, слоганы – все это в совокупности привело к появлению бренда, который поощрял людей верить в продукты, а не в производительность.
НАСА и рождение Nike Air
Может быть, это и не удивительно, что в свои первые годы Nike оказался связан с НАСА; в то время казалось, что почти каждое новое изобретение каким-то образом прослеживается в миссиях «Аполлон». Nike Air не стал исключением.
В конце 70-х годов Nike был готов к росту. Компания пользовалась огромным успехом после того, как получила поддержку бегуна-рекордсмена Стива Префонтейна и выпуска знаменитой модели Waffle Trainer, подошву для которой Бауэрман придумал, наливая резину в вафельницу своей жены. Затем, в 1978 году, Nike показал следующую важную модель – Air Tailwind.
Впервые созданный для Гонолулуского марафона, Nike Air Tailwind включал новую технологию, разработанную бывшим инженером НАСА М. Фрэнком Руди. Инновация Руди под названием литье дутой резины изменила технологию аэронавтики. Когда-то она использовалась для создания шлемов астронавтов для миссий «Аполлон». Руди сконструировал пустую межподошву, в которую он встроил полиуретановые камеры, заполненные плотным газом.
Руди запатентовал свое изобретение в 1979 году. Идея, как и стратегия брендинга, основывались на предположении, что бег с воздушными камерами обеспечит превосходную амортизацию, поскольку камеры с газом не сдуваются после использования. Первоначально Nike Air предназначался для профессиональных бегунов, хотя со временем стратегия изменилась и распространилась на всех, у кого есть минимум 100 долларов на кроссовки.
Поначалу потребители должны были верить Nike и его утверждению о плюсах воздушной подушки, поскольку в моделях Tailwind технология Nike Air была невидима. Можно было только разобрать обувь на части, чтобы увидеть ее над запатентованной вафельной подошвой. Пройдет еще несколько лет, прежде чем Nike представит свою новую уловку.
Nike Air Max и прибыльная прозрачность
К 80-м годам Air Force 1 и оригинальные кроссовки Air Jordan захватили мир баскетбола. Nike также сформировал свой имидж бренда на пике – настолько, что после того, как NBA запретил оригинальные Air Jordans за несоблюдение правил, Nike фактически заплатил штрафы Майкла Джордана, чтобы он продолжал носить их на площадке. Компания внедряла инновации и выводила технологии Nike Air на новый уровень.
Nike стала компанией с оборотом в миллиард долларов в 1986 году, примерно в то же самое время, когда вносились последние штрихи в масштабное обновление линии обуви на воздушной подушке. Год спустя компания выпустила кроссовки Air Max 1 с гораздо большей воздушной камерой и небольшим окошком в боковой части подошвы.
Это потребовало немного реинжиниринга. То, что раньше было тонким контейнером в форме ноги, стало напоминать сплющенный клингонский космический корабль, края которого удерживали видимый воздух. Посередине была камера со вставками для первичной амортизации. Эта концепция станет определяющей для Nike как бренда, особенно в деле борьбы за первенство компании в технологически ориентированном дизайне. Воздух был не просто виден, можно было проткнуть камеру и услышать хлопок.
Обувь Air Max демонстрирует эту технологию, не говоря лишнего о ее работе (на самом деле это просто полиуретановая камера, наполненная инертным газом). Такая простота была основой общего дизайна. Оригинальный Nike Air Max I, разработанный ставшим легендарным маэстро Air Max Тинкером Хейвеном Хэтфилдом, создал формулу, которая помогла Nike заработать миллиарды долларов в течение десятилетия после ее появления.
«Обувь была разработана для того, чтобы дышать, быть гибкой и удобной, но тот факт, что у нее было окошко на воздушную камеру на подошве и цветная рамка вокруг означал, что в то время она выглядела совсем иначе, чем другие», — сообщил Хэтфилд в интервью The Guardian пару лет назад, говоря о линейке Air Max. «Можно было просто менять цвет снова и снова без особых изменений в дизайне».
Эволюция линейки Air Max основывалась на довольно простом наборе принципов проектирования на следующее десятилетие. Кроссовки позиционировались не только как наполненные воздухом, но также и как уникальные и персонализированные, поскольку каждая модель выпускалась в нескольких цветовых вариантах в каждом выпуске. За эти годы Nike изменил форму и состав технологии Air Max, продавая публике сомнительные инновации, которые появлялись с каждым последующим поколением кроссовок Air Max.
Тем не менее, принцип воздушной амортизации, являющийся универсальным решением для комфорта и производительности, широко распространился в маркетинговой стратегии компании. «Странно научный» слоган в рекламе Air Max 2 1994 года – отличный тому пример. Внезапно кроссовки превратились из кусков пенопласта и резины в гаджет, который может сделать вас лучшим спортсменом. Хэтфилд даже сказал, что дизайн Air Max был вдохновлен парижским Центром Помпиду, в знак уважения к его легендарным архитекторам Ренцо Пиано и Ричарду Роджерсу. Действительно, технология заставила кроссовки выглядеть футуристично. Вопрос о том, действительно ли обувь Air Max выполнена в соответствии с этим сообщением, является предметом больших споров.
Краткая семейная история Air Max и его потомков
Сосредоточимся на кроссовках, так как технология Nike Air изначально была разработана для спортсменов, занимающихся легкой атлетикой. Также важно подчеркнуть, что Nike позиционировал дополнительную амортизацию как нужную вещь для всех бегунов. Это утверждение в последние годы оказалось довольно сомнительным. Эксперты говорят, что в его распространении виноваты обувные компании, такие как Nike.
«Часть проблемы заключается в том, что обувная индустрия в целом ведет ужасную работу по подгонке обуви к ногам», — заявил в прошлом году The Atlantic физиотерапевт и эксперт по биомеханике Джей Дичарри. «Все методы, используемые для такой подгонки, на самом деле не годятся для бегунов».
В соответствии с этим основной упор на инновации Air Max сводился к великому американскому идеалу «больше – значит лучше». Эта философия прекрасно отражена в знаковых рекламных объявлениях Air Max 1990-х годов. Даже эстетика простого черного текста на совершенно белом фоне подчеркивает эту простую, но смелую формулу. Вы можете заметить эту традицию на Мэдисон-авеню еще во времена рекламы Volkswagen, и по сей день она просматривается, например, в каждой новой модели Apple. «[Если вам нравится] Air Max», — говорилось в рекламе, «[Вы полюбите новую модель] еще больше, чем Air Max». Купить кроссовки Air Max можно на официальном сайте
История технологии Nike Air. Когда абсурд никто не замечает
Как и многие подростки 1990-х, которые сегодня переоценивают, казалось бы, привычные и понятные, вещи, я всё чаще сталкиваюсь с абсурдостью своего тогдашнего мышления. Я не отрицаю, что это проблема возрастного переосмысления и жизни по принципу здравого смысла, и что современные подростки также проходят через нечто подобное, и что данная статья никак их не переубедит. Но попробовать стоит. И начнём с громкого заявления, что Nike Air – полная ерунда. Я не пытаюсь доказать, что технология Nike Air бесполезна, я хочу оказать, что сама технология, в корне, абсурдна и всего лишь является маркетинговым ходом, который позволяет компании, де-юрэ и де-факто, продавать воздух.
Наполненные газом амортизирующие ячейки коренным образом изменили мир кроссовок, когда они впервые появились более 30 лет назад. Реклама Nike, которая поддерживает идею, что герметично упакованный в кроссовки воздух сделает Вас выдающимся спортсменом, не имеет смысла. Достаточно просто обратить внимание на ту обувь, что носят профессиональные бегуны.
Да, заново изобрести кроссовок невозможно, и компания Nike уже кажется это признала. Чем же занимается компания? Она всего лишь пытается убедить неокрепшие умы, что технология Nike Air является чем-то большим, чем просто «фишечкой», основанной на потребительском рефлексорном «вау»-эффекте.
Но так было не всегда.
Первые годы в Орегоне
В 1964 году Фил Найт, бывший бегун из Орегонского университета, и его бывший тренер Билл Бауэрман основали компанию, чтобы предоставить сообществу бегунов доступ к лучшей обуви. Они назвали её Blue Ribbon Sports (BRS), и очень скоро компания стала дистрибьютором для Onitsuka Tiger. По сути, большую часть обуви Бауэрман продавал из багажника своего автомобиля.
Компания Onitsuka не понимала, что Бауэрман практически полностью скопировал их дизайн, пока один из их сотрудников не посетил старый склад BRS в Лос-Анджелесе. Тем не менее, суд постановил, что обе компании могут выпускать, по сути, одни и те же кроссовки. В действительности, Найт и Бауэрман продавали ту же самую обувь тем же самым бегунам, только они заменили эмблему Onitsuka своей собственной. Местная студентка по имени Кэролайн Дэвидсон спроектировала для бренда знаменитую «соплю» (в Америке её называют swoosh), за что Nike заплатила ей всего 35$. Более чем десятилетие спустя Найт подарил Дэвидсон золотое кольцо в виде символа компании, инкрустированное бриллиантами… и конверт с акциями Nike за её работу.
С этого и началась история лжи, или как это принято сегодня называть, маркетинговой компании Nike. Найт и Бауэрман быстро осознали, что им не обязательно продавать уникальный продукт, а важнее продавать идею. Публичное одобрение спортсменов, лозунги – всё это стало неотъемлемой частью бренда, который поощрял людей верящих в сам продукт (бренд), а не в его свойства.
NASA и рождение Nike Air
Неудивительно, что в первые годы существования Nike их пути с NASA пересеклись; в то время почти каждое новое изобретение тем или иным способом касалось космической миссии «Аполлон». И Nike Air не стала исключением.
Nike к концу 1970-х уже была готова к взлету. Компания имела бешеный успех после получения одобрения их новых кроссовок Waffle Trainer бегуном на длинные дистанции Стивом Префонтейна, для которого Бауэрман спроектировал подошву, залив резину в вафельницу жены. Затем в 1978 году Nike продемонстрировал что-то совершенно новое под названием «Air Tailwind».
Изначально спроектированные для Марафона в Гонолулу, Nike Air Tailwind включали новую технологию, разработанную бывшим инженером НАСА Фрэнком Руди. Инновации Руди снова сделали упор на методы аэронавтики под названием пневмоформование резины. Технология когда-то использовалась для создания шлемов для астронавтов, выполнявших миссии на Аполлоне, позже позволила Руди спроектировать промежуточную подошву, в которую он поместил подушки из полиуретана, заполненные плотными газами.
В 1979 году Руди запатентовал этот дизайн. Идея, а также стратегия брендинга, строилась на предположении, что использование воздуха обеспечит превосходную амортизацию, и что подушки с газом не потеряют свои свойства после первого же использования. Nike Air сначала продавали только элитным бегунам, но затем стратегия переключилась на всех, кто готов был потратить на кроссовки 100$ или больше.
Сначала потребители должны были поверить в технологию Nike, обеспечивающую превосходную амортизацию, поскольку Nike Air, для обычного потребителя, не имели ничего нового, в отличие от оригинальных кроссовок Tailwind. По сути, первые массовые Nike Air не имели никакой новой системы амортизации. В связи с этим Nike придумали новую демонстрационную уловку.
Nike Air Max и прибыльная прозрачность
К 1980-м Air Force 1 и оригинальные Air Jordan ворвались в мир баскетбола, параллельно заработав компании имидж бунтарского бренда. Началось это после того, как NBA запретила оригинальные Air Jordan за несоответствие цветов. Последовали судебные иски, но Джордан отказывался снимать кроссовки, а Nike, по сути, оплачивали все его штрафы. Но компания продолжала обновлять и продвигать технологию Nike Air на новые уровни.
Nike стала компанией-миллиардером в 1986 году, когда закончила крупную модернизацию своей линии обуви на воздушной подушке. В следующем году компания выпустила Air Max 1, кроссовки, демонстрирующие воздушную подушку в небольшом «окне» в области пятки.
Произошёл небольшой реинжиниринг. То, что было тонким контейнером для воздушной подушки, было перепроектировано в нечто хлюпающее и содержащее «видимый воздух». В центре была толстая подушка, которая обеспечивала основную амортизацию. Это был маркетинговый ход, а не прорыв в индустрии, как утверждала компания. Воздух был не только видимым, Вы также могли ткнуть подушку с газом и почувствовать сильную отдачу.
Обувь Air Max наглядно демонстрировала технологию, не прилагая слишком много усилий для того, чтобы объяснить, как она работала. По сути, это просто подушка из полиуретана, заполненная инертным газом. Простота стала ключевой в общем замысле. В итоге, оригинальные кроссовки Nike Air Max I, разработанные легендарным маэстро Air Max Тинкером Хатфилдом, вывели формулу, которая позволила Nike заработать миллиарды долларов за первое десятилетие.
«Обувь была дышащей, гибкой и идеально сидела на ноге. А за счёт того факта, что у неё в подошве была подушка с воздухом, она значительно отличалась от другой обуви того времени», – сказал Хатфилд пару лет назад, рассказывая о линии Air Max.
Кроссовки от Nike продавали не только как кроссовки, заполненные воздухом, но и как довольно уникальный и персонализированный продукт, так как каждая модель была представлена в огромном количестве расцветок. Nike все эти годы изменяла форму и состав, продавая общественности выдуманные инновации, которые появлялись в каждом последующем поколении кроссовок Air Max. Однако, принцип воздушной амортизации, обеспечивающей комфорт и развитие, укоренился в маркетинговой стратегии компании.
Внезапно кроссовки стали нечто большим, нежели смесью синтетики и резины, которую Вы привязывали к ногам и использовали в качестве устройства, которое делало Вас спортсменом. Хатфилд также утверждал, что дизайн Air Max был вдохновлён Центром Помпиду в Париже, намекая на легендарных архитекторов Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Действительно, технология заставила кроссовки выглядеть футуристическими.
Короткая семейная история Air Max и его потомков
В данной статье, предлагаю сосредоточиться на кроссовках для бега, так как технология Nike Air изначально была ориентирована на ведущих бегунов. Также важно подчеркнуть, что Nike продавал дополнительную амортизацию как нужную для каждого бегуна вещь. Это утверждение стало довольно сомнительным в последние годы. Эксперты говорят, что такие обувные компании как Nike виновны в появление этого заблуждения.
Проблема обувной промышленности в целом состоит в том, что все производят стандартизированную обувь. Методы производства обуви не учитывают особенностей каждого бегуна и не соответствуют их потребностям. И тем самым путь инновации Air Max свелся к великому американскому идеалу – больше значит лучше. Эта философия ярко выражена в теперь культовой рекламе Air Max 1990-х. Даже эстетический простой чёрный текст на абсолютно белом фоне подчёркивает эту простую, но смелую формулу.
«[Если Вы любите] Air Max», – как будто говорит реклама, – «[Вы полюбите] Ещё больше Air Max».
С тех пор всё становилось всё более абсурдным. В 1991 году, в один год с выпуском Air Max BW, Nike представили Air Max 180, в которых Вы могли видеть движение воздуха от пятки до основания стопы.
Потом появились Air Max 93 с видимым воздухом, в которых воздушная подушка была полностью «обнажена» в области пятки. Они выглядят очень круто, а что ещё надо обычному подростку.
А что о технологии Air Max говорит Nike? Действительно ли подушка заставляет спортсменов бежать быстрее и прыгать выше? Вы удивитесь, но компания Nike этого никогда не утверждала.
Вместо этого она создала вульгарную коммерческую звезду из Куинси Уотса, американского бегуна, который только что выиграл две золотые медали на Олимпийских играх 1992 года в Барселоне. Конечно, когда он победил, он не был в кроссовках Air Max 93. Но кто обратит внимание на подобную мелочь?
Nike использовал звёздных спортсменов, чтобы продвигать «новые технологии», точно не объясняя их преимуществ. Лозунги в рекламе всегда были чёткими и однозначными: «чем больше воздуха, тем лучше обувь». А видимый воздух выглядит ещё круче. Суперамортизация также не всегда является столь уж хорошей вещью.
Nike добился прогресса с Air Max 95, не только с точки зрения технологии, но и с точки зрения дизайна. Проектировщик обуви Серхио Лозано резко ушёл от простоты ранее разработанных Хатфилдом кроссовок, вследствие чего кроссовки стали ещё более странными. В Air Max 95 появилось узкое окно с воздухом в носовой части, а также новое выпуклое окно в пятке. Новое оригинальное сочетание серого и неоново зелёного напоминало о популярном триллере «Инопланетянин».
В дополнение к смелому дизайну технология Air Max сделала обувь реальной данью моде. При этом никто не обратил внимание на то, что во время Летних Олимпийских игр 1996 года в Атланте ни один спортсмен не использовал подобные кроссовки. Спонсируемый Nike бегун Майкл Джонсон носил изготовленные на заказ золотые шиповки, у которых фактически вообще не было амортизации.
К концу 1990-х тенденции в индустрии спортивной обуви повернулись больше в сторону разумного, а не сенсационного. New Balance и Asics подчёркивали качество и возможность персонализации, при этом обеспечивая достойную амортизацию. Nike, с другой стороны, окунулись с головой в технологию Air Max.
После того, как Air Max 95 доказали, что герметичные подушки с воздухом находятся не только в пятке обуви, Nike постепенно начали заполнять воздухом середину подошвы. В Air Max 97 окно с видимым воздухом занимало всю длину подошвы.
Тогда Nike, в Air Max Plus, придумали нечто под названием Tuned Air – различные типы давления в различных частях обуви. Фишка Tuned Air заключается в добавлении механических элементов в обувь, которые обеспечивали нужное количество поддержки там, где это необходимо. Существовала также целая линия обуви с технологией Zoom Air, которая по словам Nike «превращала давление каждого шага в отзывчивую энергию для следующего». К тому времени, когда наступил 2006, Nike сделали неизбежное и выпустили Air Max 360, обувь с окном для воздуха, которое занимало всю подошву: от пятки до пальцев ног.
Таким образом, мы продвинулись от «Air Max» и «Ещё больше Air Max» до «Буквально максимального количества Air Max, которое может поместиться в обувь». Вот вся история развития с 1987 до 2015.
Если команды маркетологов из Nike говорили правду, эти кроссовки должны были буквально заставить спортсменов летать. Если желание Nike улучшить технологию, чтобы превратить спортсменов в чемпионов, было искренним, мы должны были видеть, как олимпийцы парят над толпой в своих волшебных Air Max. Но этого не произошло.
Фактически, верным является как раз обратное.
Nike называет ерундой свою собственную продукцию
Через несколько лет после выпуска Air Max 360 пара торговых представителей Nike посетила спонсируемых спортсменов в Стэнфордском университете, чтобы узнать, какую из последних моделей их кроссовок они предпочитают. Главный тренер Стэнфорда Вин Лананна порадовал их очень интересными новостями: его спортсмены показывали лучшие результаты, когда занимались босиком.
Эта ситуация хорошо описана в книге Кристофера Макдугла «Рождённом бежать», который предпочитал бегать босиком. Автор разговаривал с легендарными бегунами со всего мира, включая Тарахумара из Мексики, которые бегали на сотни километров, будучи «обутыми» в тряпки и тонкие кожаные сандалии. Поговорив с экспертами по человеческому телу, Макдугл выяснил, что причуда XX века в создании суперуютной обуви фактически коррелировала с увеличением количества травм.
«Большое количество травм стопы и колена, которое в настоящее время мучает бегунов, вызвано тем, что спортсмены пользуются обувью, которая фактически делает ноги более слабыми, приводит к вывихам лодыжки и создаёт проблемы с коленями» – говорит доктор Дэниел Либерман, преподаватель биологии в Гарварде. «До 1972 года, когда была изобретена современная спортивная обувь, спортсмены бегали в обуви с очень тонкой подошвой, вследствие чего у них были сильные ноги, а количество травм колена было очень маленьким.»
В связи с большим количеством подобных отчётов, бег босиком, а также обувь, которая моделирует такой эффект, сегодня покоряет мир. После того, как ведущие спортсмены Америки заявили Nike, что те тратят своё время на бесполезные свойства, Nike решили создать новую линейку кроссовок, которые подчёркивали всё то, чего не было в Air Max.
Таким образом, Nike провели собственное исследование и выпустили новую модель: Nike Free. Это обувь с минимальной амортизацией и максимальной гибкостью. (Как будто из Air Max 360 просто высосали весь воздух.) К тому же дизайн новых кроссовок включал систему обозначения цифрами, указывающую степень амортизации. Nike Free 3.0 больше всего походят тем, кто предпочитает бегать босиком, а Nike Free 7.0 (которые больше не выпускаются) предлагали больше амортизации. Теперь это – Nike Free 5.0 V6.
«Мы обнаружили огромное количество людей по всему миру, которые всё ещё бегают босиком, и выяснили, что во время толчка и приземления их ноги имеют больше свободы для движения», – заявил Джефф Пискайотта, старший исследователь в научной лаборатории Nike, Макдуглу. «Их ноги совершают огромное количество движений, что означает, что они испытывают меньше пронации, а давление распределяется по большей площади.»
Первые кроссовки Nike Free вышли в 2005, и технологии стали одним из краеугольных камней линии Nike. Проектировщики Nike, наконец, признали, что подошва – «просто кусок твёрдой пены».
После появления фанатов бега босиком, появилось огромное количество исследований, заявляющих, что слишком маленькое количество амортизации также плохо, вследствие чего большая часть бегунов вернулась к использованию простой и удобной обуви.
В итоге использование технологии проектировщиками Nike похоже на отношение индустрии моды к определённым повторяющимся тенденциям. Они приходят и уходят без особого смысла или причин. Постоянно развивающиеся технологии Nike в обуви имеют довольно мало научной подоплёки. Но, кажется, что для поклонников бренда это не имеет никакого значения.