Назначение монитора в инвентарной карточке что написать
Инвентарная карточка учёта объекта основных средств по форме ОС-6
Создание и оформление инвентарных карточек учёта объекта основных средств по форме ОС-6 производится обычно на тех предприятиях и организациях, которые владеют значительным количеством имущества, и которым необходимо производить контроль за его содержанием, хранением и перемещением. На каждое отдельное основное средство оформляется своя карточка, при этом карточки могут заводиться как на собственность компании, так и на арендованное имущество.
Перед тем как открыть карточку
Прежде чем создать этот учетный документ, необходимо оформить акт о приеме-передаче основных средств – именно из него в карточку поступает информация об объекте. Кроме того, для ее заполнения берутся данные из других сопроводительных бумаг, таких, например, как тех.паспорты изделий, оборудования и техники.
Инвентарная карточка относится к внутренней учетной документации предприятия и сведения в нее вносятся при любых действиях с зарегистрированным в ней имуществом (приобретение, передача из одного отдела в другой, ремонт, реконструкция, модернизация, списание и т.п.).
Правила оформления документа
Инвентарная карточка объекта основных средств имеет унифицированную форму с кодом ОС-6, утверждённую Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.
Документ составляется на каждый объект в отдельности и в единственном экземпляре, при этом если учёт карточек ведется в электронном виде, то в обязательном порядке должна быть и его копия на бумажном носителе (именно бумажные варианты содержат «живую» подпись материально-ответственного лица). Заверять документ печатью фирмы не обязательно, т.к. он относится к ее внутренней документации.
Пример оформления инвентарной карточки по форме ОС-6
Заполнение шапки документа
В начало документа вписывают:
Здесь же, в колонке справа, указывается код предприятия по ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций) – он содержится в учредительных бумагах и код объекта основных средств по ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов). Продолжая заполнят правую колонку, вносим подробную информацию об объекте:
Ниже в соответствующие строки вписывается место нахождения объекта основных средств (с указанием кода подразделения, если таковое кодирование применяется на предприятии) и сведения об изготовителе (эти данные можно найти в техпаспорте).
Заполнение таблиц сведений
Вторая часть документа открывает разделы, посвященные зарегистрированному объекту.
Обратите внимание: в первый раздел вносится информация только в том случае, если имущество на момент внесения в карточку уже использовалось. Если же оно новое, этот раздел заполнять не нужно.
Во второй раздел вписывается стоимость объекта на момент приема к бухгалтерскому учету и срок его полезного использования.
Третий раздел оформляется при переоценке основного средства – причем цена может варьироваться как в сторону повышения, так и понижения. Разница между первоначальной стоимостью и после переоценки определяется как восстановительная цена.
В четвертый раздел карточки вносятся сведения обо всех передвижениях учтенного имущества. Данные сюда вписываются строго на основании сопроводительных бумаг с обозначением вида операции, структурного подразделения, к которому относится ОС, остаточной стоимости и информации об ответственном лице.
Если основное средство находится в собственности нескольких лиц, то их нужно указать под четвертой таблицей с процентным распределением долей.
Заполнение разделов оборотной стороны формы ОС-6
В пятом разделе указывается обо всех изменениях первоначальности стоимости объекта, вне зависимости от производимых с ним действий. Здесь пишется вид операции, данные из подтверждающего документа, а также сумма расходов, которые понесла организация в процессе проведения необходимых процедур.
Шестой раздел включает в себя сведения о ремонтных затратах, с полной расшифровкой каждой произведенной операции (вид ремонта, сопроводительная документация, размер расходов).
Седьмой раздел содержит особые данные об объекте основных средств, в том числе данные о содержании в его составе драгоценных и полудрагоценных металлов, камней и материалов.
В последней таблице карточки регистрируются конструктивные узлы, элементы и прочие признаки, являющиеся отличительной чертой имущества, а также его качественные и количественные показатели. При наличии каких-либо примечаний они вносятся в последний столбик таблицы.
В завершение документ заверяет отвечающий за ведение инвентарных карточек на предприятии сотрудник (здесь обязательно должна быть указана его должность и проставлена подпись с расшифровкой).
Учет компьютерной техники
Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и используются повсеместно, в том числе для организации учебного процесса. Поэтому расходы, связанные с их приобретением, составляют значительную долю в общей сумме затрат образовательных учреждений. В материале рассмотрены особенности учета компьютеров и комплектующих к ним.
Способы учета компьютеров
Исходя из положений п. 7, 8 СГС «Основные средства» компьютер соответствует критериям признания его объектом основных средств, поскольку:
выполняет определенные самостоятельные функции;
принадлежит учреждению на праве оперативного управления и используется в его деятельности неоднократно или постоянно;
при его использовании возможно получение экономических выгод или полезного потенциала;
первоначальная стоимость объекта может быть надежна оценена.
Единицей учета основных средств является инвентарный объект, которым может быть (п. 45 Инструкции № 157н, п. 9, 10 СГС «Основные средства»):
объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями;
отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения самостоятельных функций;
обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, который предназначен для выполнения определенной работы. Таким комплексом признается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно;
часть объекта имущества, в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала;
часть имущества, которая имеет отличный от остальных его частей срок полезного использования и стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.
При этом объекты основных средств, срок полезного использования которых является одинаковым, а стоимость которых не признается существенной (например, компьютерное оборудование), могут объединяться в один инвентарный объект и признаваться комплексом объектов основных средств согласно учетной политике учреждения (п. 10 СГС «Основные средства»).
Компьютер представляет собой сложное техническое устройство, состоящее из монитора, системного блока, клавиатуры, мыши и других комплектующих. На основании приведенных норм законодательства его можно принять к учету в качестве:
1) комплекса конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единый инвентарный объект. Такой способ учета применим в случае приобретения компьютера в полной комплектации либо при покупке отдельных комплектующих (запасных частей) для последующей сборки компьютера – автоматизированного рабочего места. При этом любое перемещение составных частей компьютера будет рассматриваться как разукомплектация основного средства;
2) нескольких самостоятельных объектов. При этом способе учета мониторы и системные блоки учитываются в составе основных средств, а клавиатура, мышь и другая периферия – в составе материальных запасов. Такое возможно, например, в случае, когда мониторы и системные блоки планируется эксплуатировать в составе различных комплектаций компьютерного оборудования либо когда указанные объекты приобретаются в разное время, имеют разный срок полезного использования и их стоимость является значительной относительно стоимости других комплектующих компьютера.
Обратите внимание: соответствующий способ учета компьютеров необходимо закрепить в учетной политике.
Выбор КВР и кодов КОСГУ
В соответствии с положениями Порядка № 209н расходы в рамках заключенных образовательными учреждениями договоров (контрактов):
на приобретение компьютеров в полной комплектации, а также мониторов и системных блоков как самостоятельных объектов основных средств необходимо отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ;
на покупку комплектующих (запасных частей) для целей капвложений в инвентарные объекты – по подстатье 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ;
на оплату работ по сборке компьютера, покупку права пользования операционной системой, ее установку и настройку для целей капвложений в инвентарные объекты – по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ;
на приобретение комплектующих (запасных частей), которые не относятся к капвложениям в инвентарные объекты (например, предназначенные для замены изношенных частей), – по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ;
на оплату работ по ремонту компьютера – по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Указанные расходы, согласно Порядку № 85н, необходимо относить на КВР:
242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» – если они осуществляются федеральными казенными учреждениями в рамках утвержденного плана информатизации в сфере информационно-коммуникационных технологий. На уровне субъекта РФ (муниципалитета) данный КВР применяется, только если такое решение принято соответствующим финансовым органом;
244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» – если они осуществляются государственными (муниципальными) учреждениями (включая казенные, которые не применяют КВР 242).
Бухгалтерский учет компьютеров
Особенности ведения учета инвентарных объектов
Группировка объектов, отнесенных к основным средствам по счетам бухгалтерского учета (применение аналитики по счетам), осуществляется по видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным Общероссийским классификатором основных фондов (п. 45, 53 Инструкции № 157н).
В ОК 013-2014 (СНС 2008) (утвержден и введен в действие с 01.01.2017 Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст) для компьютеров и периферийного оборудования предусмотрен код 320.26.2.
При этом согласно примечанию к Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, персональные компьютеры относятся к коду 330.28.23.23 «Машины офисные прочие», который включен во вторую амортизационную группу – имущество со сроком полезного использования свыше двух лет до трех лет включительно. Поэтому правильным будет использовать именно этот код ОКОФ.
Конкретные коды для системных блоков и мониторов отсутствуют в ОК 013-2014 (СНС 2008). Исходя из этого комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения самостоятельно принимает решение об отнесении их к определенной группе основных фондов (см. Письмо Минфина РФ от 27.12.2016 № 02-07-08/78243). По мнению автора, указанным объектам, так же как и компьютеру, может быть присвоен код 330.28.23.23.
Обратите внимание: самостоятельно принятые учреждением решения об отнесении основного средства к соответствующей группе кодов ОКОФ целесообразно закрепить в учетной политике.
Таким образом, при выборе данного кода срок полезного использования компьютера, системного блока и монитора будет одинаковым – 36 месяцев.
Отметим, что указанный срок определяется в целях начисления амортизации на объекты основных средств стоимостью более 100 000 руб. (в соответствии с рассчитанными нормами амортизации).
Если стоимость объектов варьируется от 10 000 до 100 000 руб. включительно, амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче их в эксплуатацию (пп. «г» п. 39 СГС «Основные средства»).
Объекты стоимостью до 10 000 руб. включительно не амортизируются. При передаче в эксплуатацию их стоимость списывается с балансового учета на забалансовый (пп. «б» п. 39 СГС «Основные средства»).
Кроме того, каждому объекту основных средств (компьютеру, системному блоку, монитору) должен быть присвоен инвентарный номер. Исключение – объекты стоимостью до 10 000 руб. включительно (п. 46 Инструкции № 157н).
В случае если компьютер поставлен на учет как единый самостоятельный инвентарный объект, всем его конструктивно сочлененным предметам (монитору, системному блоку, клавиатуре, мыши, и т. д.) должен быть присвоен одинаковый инвентарный номер.
Инвентарный номер наносится на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки, и сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.
Учет операций на счетах бухгалтерского учета
Компьютеры принимаются к бухгалтерскому учету в составе основных средств по их первоначальной стоимости и учитываются на счете 0 101 04 000 «Машины и оборудование». Такая стоимость формируется на счете 0 106 01 000 «Вложения в основные средства» и включает в себя расходы, непосредственно связанные с приобретением (созданием) компьютеров, доведением их до состояния, пригодного к использованию. Полный перечень расходов приведен в п. 15 СГС «Основные средства».
Для учета сумм начисленной на компьютерную технику амортизации предназначен счет 0 104 04 000 «Амортизация машин и оборудования».
Аналогичный порядок учета действует в отношениимониторов и системных блоков, которые принимаются на баланс в качестве самостоятельных инвентарных объектов.
Приобретенные учреждением комплектующие (запасные части), отнесенные к материальным запасам, учитываются на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы». Их первоначальная стоимость формируется на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» в сумме фактически произведенных вложений, перечень которых приведен в п. 19 СГС «Запасы».
Рассмотрим особенности учета компьютерной техники на конкретных примерах.
Автономное образовательное учреждение в рамках заключенного с коммерческой организацией контракта приобрело десять компьютеров в полной комплектации на сумму 350 000 руб. (35 000 руб. каждый). Аванс по контракту составил 105 000 руб. (30 % от общей стоимости). Расходы произведены учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности.
Компьютеры были учтены в составе иного движимого имущества и введены в эксплуатацию. Учетной политикой учреждения установлено, что амортизационные отчисления по указанным объектам включаются в состав прямых затрат, формирующих себестоимость платных услуг.
На основании Инструкции № 183н в бухгалтерском учете автономного учреждения сформированы следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Перечислен аванс поставщику
2 201 11 610
Забалансовый счет 18
(КВР 244/статья 310 КОСГУ)
Отражены вложения в основные средства – компьютеры
Зачтен ранее перечисленный аванс
Произведен окончательный расчет с поставщиком компьютеров
(350 000 – 105 000) руб.
2 201 11 610
Забалансовый счет 18
(КВР 244/статья 310 КОСГУ)
Приняты к учету компьютеры
Начислена 100 %-я амортизация при вводе компьютеров в эксплуатацию
Пример 2.
Бюджетное образовательное учреждение за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по договору с поставщиком приобрело:
монитор на сумму 25 000 руб.;
комплектующие и запасные части для сборки системного блока – 70 000 руб.;
клавиатуру – 3 000 руб.;
В рамках отдельного договора с коммерческой организацией приобретены неисключительные права на программное обеспечение (операционную систему) – 5 000 руб., оплачены услуги по сборке компьютера, установке программного обеспечения – 3 000 руб.
После сборки компьютер принят к учету как единый инвентарный объект и введен в эксплуатацию.
В соответствии с учетной политикой учреждения амортизация по основным средствам начисляется линейным способом, а амортизационные отчисления учитываются в составе прямых затрат.
В бухгалтерском учете указанные операции согласно Инструкции № 174н отразятся следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Приняты к учету в составе материальных запасов:
комплектующие (запчасти) для сборки системного блока
Учет персональных компьютеров в казенном учреждении
Обратимся к законодательству
Для решения вопроса, вместе или врозь учитывать компоненты персонального компьютера, обратимся к п. 41 Инструкции № 157н. Согласно приведенной в нем формулировке основным средством является:
Из Указаний № 180н к обсуждаемой теме имеет отношение формулировка в комментариях к статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Согласно ей на статью 340 относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, в т. ч. запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т. п.
Терминология по ощущениям
Для экспертов, комментирующих положения законодательства, характерна избирательная логика, когда одни и те же принципы учета в отношении компьютерной техники и иного оборудования трактуются прямо противоположным образом.
Распространена непоследовательная трактовка и в отношении термина «общее управление». Рассмотрим это подробней:
Зачастую из норм законодательства «вырываются» отдельные фразы и комментируются в нужном контексте. Так, п. 41 Инструкции № 157н определяет пять признаков «комплекса конструктивно-сочлененных предметов»:
Мораль сей басни
Отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основным средствам или материальным запасам) является компетенцией получателя бюджетных средств (ПБС). Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, не имеет правовых оснований для отказа ПБС в санкционировании оплаты денежного обязательства, по статьям 310 «Увеличение стоимости основных средств» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, если мнение сотрудника органа федерального казначейства (ОФК) не совпадает с мнением бухгалтера учреждения.
Такое разъяснение исходит из того, что:
Рекомендуется дать в учетной политике учреждения определения ключевых терминов и описание соответствующего порядка учета.
Компоненты персональных компьютеров могут классифицироваться как:
приобретаются за счет статьи 310 КОСГУ;
списываются с соблюдением норм п. 51 Инструкции № 157н, предусматривающего принятие решения о порядке уничтожения списанного объекта.
2. Компоненты персональных компьютеров, относящиеся к составным частям АРМ:
В учетной политике следует классифицировать все возможные виды компьютерной техники. Даже если на момент составления учетной полити¬ки какого-либо вида техники в учреждении нет, решение все равно необхо¬димо принять заранее. И безоговорочно его соблюдать. Классифицировав мониторы как составные части, недопустимо до внесения изменений в учет¬ную политику приобретать их как основные средства.
Компоненты вычислительной техники классифицируются следующим образом
Учет компьютерной техники
Системный блок
В системном блоке размещаются основные устройства ПК, осуществляющие переработку и хранение информации. Непосредственно переработку информации производит процессор, размещенный на материнской плате системного блока. Основная характеристика процессора — его быстродействие, иначе называемое «тактовая частота». Единица измерения тактовой частоты — мегагерц (МГц), Современные офисные ПК оснащены процессорами с тактовой частотой 200…400 МГц. Кроме того, на материнской плате системного блока расположено оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), или оперативная память1. ОЗУ хранит информацию, в данный момент перерабатываемую процессором. Необходимо отметить, что информация в оперативной памяти хранится только при включенном ПК. После выключения ПК вся информация из ОЗУ пропадает. Основная характеристика ОЗУ — объем хранимой информации. Современные офисные ПК оснащены ОЗУ объемом 32…64 Мб. Постоянное хранение информации производится на жестком диске2, который также называют «винчестер». Основная характеристика жесткого диска — объем хранимой информации. Современные офисные ПК оснащены жестким диском объемом 3…7 Гб. Для работы с внешними носителями информации системный блок имеет 1 или 2 дисковода для дискет3, а также устройство для работы с лазерными компакт-дисками4. В последнее время используются почти исключительно дискеты размером 3,5″ с объемом хранимой информации 1,44 Мб. Иногда еще встречаются дискеты размером 5″ с объемом хранимой информации до 1,2 Мб. Компакт-диск может содержать информацию объемом до 640 Мб. Кроме перечисленных устройств, в системном блоке расположены и другие устройства, обеспечивающие работу ПК: блок питания, видеоплата, контроллеры, платы управления внешними устройствами.
Монитор служит для отображения информации. Подавляющее число современных мониторов цветные. Большинство мониторов оснащено электронно-лучевой трубкой и работает по принципу телевизора. Монитор имеет собственную кнопку включения и выключения, а также кнопки или регуляторы для настройки яркости, контрастности и размера изображения. Современные офисные ПК имеют мониторы с размером экрана по диагонали 15″ (38 см) или 17″ (43 см).
Клавиатура
Мышь предназначена для перемещения курсора по экрану и управления различными объектами. В настоящее время чаще всего встречаются двухкнопочные мыши.
Скачать образец документа
Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.
ОПИСЬ ИНВЕНТАРНЫХ КАРТОЧЕК ПО УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
———-¬ ¦ КОДЫ ¦ +———+ Форма по ОКУД ¦ 0504033 ¦ +———+ за период с ________ 200_ г. Дата ¦ ¦ +———+ по ______________ 200_ г. Дата ¦ ¦ +———+ Учреждение _________________________________ по ОКПО ¦ ¦ +———+ Структурное подразделение __________________ ¦ ¦ L———-
—————T————T——————-T—————— Номер карточки¦Инвентарный¦ Наименование ¦Отметка о выбытии ¦ номер ¦ объекта +——T———— ¦ ¦ ¦ дата ¦номер ж/о —————+————+——————-+——+———— 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 —————+————+——————-+——+———— ¦ ¦ ¦ ¦ —————+————+——————-+——+———— ¦ ¦ ¦ ¦ —————+————+——————-+——+———— ¦ ¦ ¦ ¦ —————+————+——————-+——+———— ¦ ¦ ¦ ¦ —————+————+——————-+——+———— ¦ ¦ ¦ ¦ —————+————+——————-+——+————
Исполнитель ____________________ ___________ _____________________ (должность) (подпись) (расшифровка подписи)
«__» ______________ 200_ г.
Сохраните этот документ сейчас. Пригодится. Вы нашли то что искали? * Нажимая на одну из этих кнопок, Вы помогаете формировать рейтинг полезности документов. Спасибо Вам! Смежные документы
Документы, которые также Вас могут заинтересовать:
Выжимаем максимум из учета компьютерной техники. Часть 1
Грамотно настроенный учет компьютерной техники защитит вас от факапов в инфраструктуре и сохранит десятки часов рабочего и личного времени. О том, как добиться такого результата, читайте в этой статье.
Сразу хочу предупредить, что все изложенное ниже это не вычитанный в книгах best practice, а выжимка моего, порой не всегда удачного опыта. Поэтому с благодарностью приму конструктивную критику.
Итак, начнем. Зачем ИТ-службе нужно вести свой учет компьютерного оборудования? Ведь вся компьютерная техника учитывается на счетах организации и данные об оборудовании уже есть в бухгалтерской системе. Зачем тогда отвлекать технических специалистов от разработки софта/администрирования систем/ремонта оборудования и грузить их «бухгалтерской» работой?
Дело в том, что собранные в бухгалтерской системе данные не спасут вас от проблем, например, при вирусной атаке.
«Заразить компьютер в корпоративной сети, поднять привилегии, получить доступ к домену администратора и одной кнопкой остановить деятельность компании любого размера» — так описал специфику работы вируса WannaCry его автор.
Чтобы остановить этого проныру как минимум нужно знать местоположение зараженных компьютеров. В бухгалтерской системе будет указана кладовая, в которой числится компьютер, и пользователь (но это не точно). Фактическое местоположение компьютера и его IP-адрес вы не узнаете.
Чем больше времени будет потрачено на выяснение, в какому закутке стоит зараженная машина, тем ниже шансы остановить распространение вируса и деградацию инфраструктуры. Как вы понимаете, финансовые и репутационные потери от остановки бизнес-процессов будут на порядок выше затрат на ведение учета ИТ-оборудования. Впрочем, wannacry это еще цветочки. Есть угроза и посерьезней…
Помните старую шутку, что зима в Россию всегда приходит неожиданно, поэтому коммунальные службы не успевают к ней подготовиться? Аналогичная беда с подготовкой бюджета на следующий год – вроде все знают о сроках, но почему-то заявки на замену техники подают в самый последний момент. И крайним обычно остается ИТ-специалист, отвечающий за распределение оборудования – не предусмотрел, не предпринял должные меры, не проявил настойчивости и т.д. и т.п. Если вирусная атака может обойти вас стороной, то наезды из-за не вовремя выделенной техники точно прилетят вам в голову.
Но выход есть: прекратите собирать заявки на замену техники. Начните вести учет параметров, по которым техника должна попадать в программу модернизации (например, объём HDD, диагональ монитора, скорость печати принтера и т.д.). В этом случае вы сможете формировать перечни техники на замену автоматически из своей учетной системы. Нет заявок – нет проблем.
Чем еще поможет налаженная система учета ИТ-оборудования? Тем, что на любой, даже самый каверзный вопрос руководства вы сможете дать ответ уже через 5-15 минут, а не в «завтра с самого утра». Например, финансовый директор спрашивает: «сколько принтеров у нас в кладовке, сколько в ремонте, сколько у пользователей, сколько было утилизировано в этом году, в каких отделах принтера простаивают?». Если у вас учитываются стадии жизненного цикла ИТ-оборудования, то на все (!) эти вопросы вы дадите ответ в течении 15 минут. В противном случае придется собирать данные из разных источников в течении 2-3 часов (если не больше).
Полагаю, с вопросом «зачем нужен свой учет ИТ-оборудования» разобрались. Это меньшее из зол по сравнению с ситуацией, когда у вас только разрозненные данные бухгалтерского учета и сырые отчеты SCCM.
Давайте теперь спроектируем такую систему учета ИТ-оборудования, которая поможет решить обозначенные выше проблемы. Нам потребуется:
Шаг 1. Определить границы учетной системы
Не стоит распылять усилия и пытаться наладить учет сразу и везде. Изучите данные по инцидентам/проблемам и найдите «бутылочное горлышко», т.е. группы оборудования, которые доставляют вам больше всего хлопот. Начните налаживать учет именно в этих группах.
По моему опыту чаще всего в «застревают в бутылочном горлышке» компьютеры и оргтехника. Реже всего комплектующие и расходные материалы (как правило по ним хватает данных складского учета).
Шаг 2. Разработать справочник категорий оборудования
Чтобы было удобнее формировать отчеты, каждую группу техники нужно разделить по категориям. Например, вы решили наладить учет пользовательского оборудования. Берем группу «компьютеры». Из каких категорий она будет состоять? Персональный компьютер, ноутбук, планшет и т.д. Затем берем следующую группу – «устройства отображения» и делим на категории ее. В итоге у вас получится примерно вот такой справочник категорий:
Группа | Категория |
---|---|
Компьютеры | Персональный компьютер, ноутбук, планшет |
Устройства отображения | Монитор, телевизор |
Оргтехника | Принтер, копир, сканер |
Благодаря этому делению вы сможете быстро делать выборки из базы данных и получать отчеты как по группе «компьютеры», так и по каждой из категорий этой группы.
Шаг 3. Разработать модель жизненного цикла оборудования
Чтобы оперативно получать информацию о том, в каком статусе находится оборудование нужно разработать т.н. «модель жизненного цикла оборудования».
Советую начать с простой модели и детализировать ее по мере необходимости:
Событие | Статус | Что отслеживает статус? |
---|---|---|
Новое оборудование поступило на склад, неиспользуемое оборудование вернулось на склад | Хранение на складе | Отслеживает фактический складской запас |
Оборудование передано ИТ-специалистам для настройки, ремонта, апгрейда | Настройка/Ремонт | Отслеживаем нагрузку на персонал ИТ-службы |
Оборудование передано пользователю | Эксплуатация | Отслеживаем фактическое количество техники в работе |
Пользователь уволился, но оборудование осталось на рабочем месте (ждут нового сотрудника) | Хранение в подразделении | Отслеживаем скрытые резервы |
Оборудование снято с рабочего места, как непригодное к эксплуатации | Подготовка к утилизации | Отслеживаем хлам, который нужно утилизировать |
Передали оборудование на утилизацию подрядчику | Утилизация | Отслеживаем выполнение договора на утилизацию |
По моему опыту самый быстрый способ повысить эффективность системы учета ИТ-оборудования, это начать отслеживать статусы жизненного цикла. Не пренебрегайте этим шагом!
Шаг 4. Определить способ идентификации оборудования
Поскольку вам придется заниматься поиском и инвентаризацией оборудования, нужно заранее определить, как вы будете идентифицировать найденную технику. Мне известно пять способов идентификации:
Способ идентификации | Преимущества | Недостатки |
---|---|---|
Бирка с номером. На оборудование приклеивается бумажная бирка с учетным номером или учетный номер наносится маркером. | Низкие затраты на расходные материалы и оборудование для маркировки | Достаточно высокие трудозатраты на актуализацию данных и учет перемещений оборудования. Низкая износостойкость бумажных бирок. |
Серийные номера производителя. Используются нанесенная при изготовлении оборудования этикетка с SN и штрихкодом. | Нет затрат на оборудование и расходные материалы для маркировки | Не подходит для идентификации «самосборных» ПК. Высокие трудозатраты на актуализацию данных и учет перемещений, т.к. серийные номера находятся в труднодоступных местах. |
Этикетка со штрих-кодом. На оборудование наносится износостойкая этикетка с учетным номером и штрих-кодом. | Низкие затраты на оборудование для маркировки и расходные материалы. Сокращение трудозатрат на актуализацию данных и учет перемещения оборудования. | Явных недостатков не выявил. |
RFID-метка. На оборудование наносится радиометка. | Значительное сокращение трудозатрат на инвентаризацию и учет перемещения большого количества оборудования. | Высокая стоимость оборудования и расходных материалов. Невозможность идентифицировать оборудование без использования RFID-сканера. |
Штрих-код + RFID. На оборудование наносится радиометка с напечатанным на ней штрих-кодом и учетным номером | Значительное сокращение трудозатрат на инвентаризацию и учет перемещения большого количества оборудования. | Высокая стоимость оборудования и расходных материалов. |
Оптимальным способом я считаю маркировку техники этикетками со штрихкодом. Кстати, Yurich еще в 2013 году написал пошаговую инструкцию по изготовлению этикеток. Крайне рекомендую его статью к прочтению.
Шаг 5. Разработать атрибутную модель
Вот теперь давайте приступим к самому важному – к разработке атрибутной модели. Мой список рекомендуемых к учету атрибутов, с указанием для чего они нужны, приведен ниже. Используйте его как отправную точку при разработке своей атрибутной модели.
Группа | Технические характеристики |
---|---|
Компьютеры | Hostname, IP-адрес, тип и частота CPU, тип, количество и объём HDD, тип и объем RAM |
Устройства отображения | Диагональ, разрешение, видеовыходы |
Оргтехника | Цветность, возможность сканирования, скорость печати, формат, наличие USB, RJ-45, WiFi |
На первый взгляд атрибутов слишком много и у персонала уйдет уйма времени на поддержание системы учета в актуальном состоянии. Давайте проверим, так ли это.
В зависимости от интерфейса учетной системы на первичную регистрацию каждого устройства потребуется 5-10 минут, на актуализацию данных 1-2 минуты. Предположим у вас в организации 350 пользователей, устройств для учета 1 000 штук. В год заменяется 20% парка техники (из расчета срока службы 5 лет), 10% парка проходит ремонт и модернизацию. Значит каждый год вам нужно будет:
Итого вы потратите 4 000 минут в год. Накинем еще 10% на непредвиденные перемещения. Получим 4 400 минут в год или 17 минут в день. Полагаю, это вполне приемлемые трудозатраты для поддерживания в актуальном виде системы учета на 1 000 единиц техники.
К тому же их можно сократить до 10-12 минут: технические атрибуты забирать из SCCM, данные о пользователе из кадровой системы. Но это вопросы архитектуры, их я планирую раскрыть во второй части статьи. Также во второй части я покажу, как оперативно организовать внедрение спроектированной системы учета. Пока же давайте сделаем паузу.
- Назначение мгт что это такое
- Назначение мфу в инвентарной карточке что написать