Не заботьтесь что вам есть что пить

Толкование Евангелия на каждый день года.
Понедельник 2-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь: не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Все слова Спасителя, призывающие «не заботиться» о завтрашнем дне, опираются на непоколебимость веры Церкви – «Отец ваш Небесный знает». О молитве Христос говорит: «Молясь, не говорите лишнего как язычники», «ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения» ( Мф. 6, 7–8 ). Два различных представления о Боге противостоят друг другу – магический бог язычников и Бог Отец, любящий Своих детей. Человек, живущий по Евангелию, – вовсе не «не заботящийся» ни о чем. Это тот, чья забота о ином. Он весь поглощен заботой о Царстве Божием. «Ищите Царства Божия!» Служить маммоне – практически означает заботу только о себе. Служить Богу – значит посвятить себя служению любви и обрести истинную свободу.

«Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем». Господь знает, о чем говорит. Он Сам, восходя ко Кресту, живет такой жизнью. Для чего прибавлять заботы завтрашнего дня к сегодняшним? Бог дал нам жизнь, и Он дает нам жизнь вечную – неужели Он не даст меньшего, того, что потребно для нашего тела, – одежды и пищи на каждый день? Многозаботливость – болезнь мира, отпавшего от Бога. Она не только бесполезна, она – разрушительна. Как часто люди проводят дни в ожидании бед, которые, может быть, никогда не случатся! Господь хочет научить нас всецелому доверию Богу – искусству жить одним днем. Не заботьтесь о завтрашнем дне, потому что вы не знаете, что принесет вам сегодняшний. Может быть, вы уже не будете живыми, и что будет значить ваша тревога о том, что никогда не случится! Когда придут новые заботы, Бог даст новую помощь и силу для их преодоления.

Господь показывает это на примере земных родителей. Внутренне они всегда готовы дать своим детям то, чего те у них просят. «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» Мы должны приходить к Богу как дети к Отцу Небесному. Сколь естественно для ребенка, когда он в нужде или в беде, бежать с жалобами к родителям. Мы должны приходить к Богу в надежде получить благие дары от Него, ибо Он дает просящим у Него. Он знает, что есть благо для нас, потому мы должны все предоставить Ему: «Да будет воля Твоя». Мы часто просим у Бога то, что оказалось бы неполезным для нас. Он знает это, и потому не дает нам просимого. Отказ, продиктованный любовью, лучше всех даров без любви.

Мы знаем, что нам не дадут камень вместо хлеба, чтобы сокрушить наши зубы, ни змею, которая может смертельно ужалить нас, вместо рыбы. Бог вместил в сердца родителей сострадательную заботу о детях. Не требуется никакого закона, чтобы обязать родителей содержать детей. Хотя мы уже дожили до таких времен, когда при живых родителях – дети сироты. Господь сравнивает Свою заботу о Своем народе с заботой отца о своих детях. Но на самом деле Его любовь, Его доброта несравненно превосходит любовь земных родителей. Святые отцы говорят, что Божие милосердие по сравнению с нашим – как солнце перед свечей, как океан перед каплей воды. Богатство Божиих даров, Его готовность ничего не пожалеть для нас – несопоставимы с тем, что родители по плоти могут дать своим детям.

Бог никогда не отвергает наши молитвы. Но Он отвечает на них в Божественной мудрости и любви. Жизнь испытывает, насколько истинно то, о чем мы молимся и насколько искренни мы в наших молитвах.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 6:25

Свт. Василий Великий

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды

Свт. Иоанн Златоуст

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды

Спаситель, доказав выше, что презрение богатств имеет свои выгоды, и именно, сохраняет самые богатства и доставляет душевную радость, способствует приобретению любомудрия и ограждает благочестие, — теперь доказывает, что заповедь Его и исполнить можно. Дело лучшего законодательства не в том только состоит, чтобы предписывать полезное, но особенно в том, чтобы сделать его удобоисполнимым. Поэтому Спаситель и присовокупляет: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть». Но, может быть, сказали бы: что же, неужели все бросать? Тогда как же будем жить? На эти возражения Спаситель отвечает заранее. Если бы Он с самого начала сказал: «не заботьтесь», то Его заповедь показалась бы тяжкой; но как скоро Он показал вред от сребролюбия, то тем самым уже сделал настоящее увещание Свое удобоприемлемым. Потому теперь не просто сказал: «не заботьтесь», но присоединил к заповеди и причину. После того, как сказал: «не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24), — говорит: «посему говорю вам: не заботьтесь», — т. е. по причине великого вреда. Не только попечение о снискании богатства для вас вредно, но даже вредна излишняя заботливость о самонужнейших вещах, поскольку ею подрывается ваше спасение; она удаляет вас от сотворившего, промышляющего и любящего вас Бога. «Посему говорю вам: не заботьтесь»! Показав величайший вред от пристрастия к богатству, Христос простирает далее Свое повеление. Он не только повелевает презирать богатство, но запрещает печься и о нужной пище, говоря: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть». Христос не потому сказал так, будто душа имеет нужду в пище, — она бестелесна, — а применительно к обычному способу выражения у людей. Ведь, хотя душа и не имеет нужды в пище, но не может пребывать в теле, если оно не питается. И это наставление Христос не оставляет так, а опять приводит и здесь доказательства, заимствуя их из нашей природы и из других примеров. Из нашей природы: «душа не больше ли пищи, и тело одежды»? Т. е. Тот, Кто дал большее, не даст ли и меньшее? Тот, Кто образовал плоть, имеющую нужду в пище, не даст ли ей пищи? Потому не просто сказал: «не заботьтесь, что есть и во что одеться», но присоединил: «телом и душой», — так как отсюда хотел заимствовать Свои доказательства через сравнение.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 21-я.

Свт. Афанасий Великий

Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди

Душа превосходнее пищи, поколику она есть жизненный дух, а пища — нечто земное и удоборазлагаемое. И тело превосходнее одежды, потому что оно есть дело рук Божиих, а одежда — вóлна с бессловесного животного. Многие удивляются необычным словам, когда слышат, что душа вкушает, и видят, что рука подносит пищу к устам. Но ты, возлюбленный, не удивляйся, когда слышишь, что душа вкушает; ибо так и есть в действительности, а не как-либо иначе. Съедает же душа подносимое к устам, так как по природе своей она горяча, по слову Премудрости: душа тепла, яко огнь горящ (Сир. 23, 21). Следовательно, как огонь варит ввергаемое в котел, так и огневидная душа мельчит и потребляет пищу, вводимую в желудок. И хотя она называется ψυχή, однако-же называется так не потому, что холодна (ψυχρά) по своей природе, как думали некоторые из необразованных, но потому, что при большой горячности она изсушает влажное (τὰ ὑγρὰ), как можно убедиться в том и из действия солнца: будучи горячим и огневидным, оно изсушает болото и разрешает в пар все влажное. А что душа по природе своей горяча, в этом, брат, ты должен убедиться и из примера умирающих. Ибо, когда душа отделяется от тела, все члены оказываются окоченевшими и холодными не менее зимнего льда или снега. Можно убедиться в сказанном и из того, что случается во время голода: пока душа имеет пищу в изобилии, тело цветет и крепнет, — когда же явится недостаток в пище, тело истощается и разрушается; ибо тело без пищи не может устоять против горячности души, как и медный сосуд, поставленный на жаровне, не может без воды выдержать силу огня, но раскаляется и разрушается совершенно. Так и сосуд телесный, не получая пищи, совершенно разрушается, сжигаемый огневидною душею. А самое главное во всем этом то, чтó сказано Господом: «не заботьтесь для души вашей, чтó вам есть, ни для тела вашего, во что одеться», ибо душа больше пищи, и тело — одежды. Поэтому, если, по милости Всеблагого, сподобились мы иметь лучшее и важнейшее, то тем паче будем изобиловать менее важным и низшим.

Из Бесед на Евангелие от Матфея.

Сщмч. Петр Дамаскин

Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди

Человек мудрый искусно проходит свой подвиг, уменьшая, по силе своей, телесные потребности, чтобы чрез то сделаться малопопечительным или и беспопечительным, для хранения заповедей, как сказал Господь: Не пецытеся и прочее. При многом попечении и самого себя человек не может видеть, как же может он видеть прежде времени приготовленные сети врагов.

Творения. Книга первая.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 25-26 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их

Поэтому Я говорю вам: Не будьте обеспокоены в душе своей тем, что будете есть, ни телом своим, во что будете одеваться

Эти слова имеют смысл такого рода: Тот, кто имеет попечение о большем, будет заботиться, конечно, и о меньшем.

Посмотрите на птиц небесных, что они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Разве же вы не гораздо больше их

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться

«Посему», то есть почему? Потому, что имуществами отторгаются люди от Бога. Душа, как не имеющая тела, не ест, но Господь сказал это по общему обыкновению, ибо душа, по-видимому, не может оставаться в теле, если плоть не питается. Господь не запрещает трудиться, но запрещает целиком предавать себя заботам и пренебрегать Богом. Должно и земледелием заниматься, но должно заботиться и о душе.

Душа не больше ли пищи, и тело одежды

То есть Тот, Кто дал большее, образовав душу и тело, разве Он не даст пищи и одежды?

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди

Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся

Отклонив собирание сокровищ на земле и убедив лишнее раздавать нищим, научает далее не заботиться и о существенной необходимости. Не пецытеся душею вашею, т.е. для души вашей, что ясте, или что пиете. Хотя душа не ест и не пьет, но люди пьют и едят ради души, потому что она не может обитать в теле, которое не кушает и не пьет, до тех пор, пока оно станет нетленным… Это и другим способом может быть истолковано. Так как люди иногда беспокоятся в душе, именно: когда заботятся об одном только уме, а иногда – в теле, именно когда делают усилия к приобретению желаемого, – то Господь, удерживая их от той и от другой заботы, сказал: не пецытеся ни душою вашею, ни телом о пище, питии и одежде.

Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди

Сказал это, показывая, что Давший нам большее, даст и меньшее. Болши, т.е. дороже.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды

Посему. То есть потому, что излишняя привязанность к сокровищам временным отвлекает от попечения об истинном духовном благе, маммона отвлекает от Бога.

Не заботьтесь. Господь предостерегает от беспокойной, томительной заботливости о благах временных, от пристрастия к ним (ср.: Лк. 8:14; Лк. 21:34; Флп. 4:6). В известных пределах необходимо заботиться о нуждах житейских; трудиться для удовлетворения их заповедуют и Спаситель, и Апостолы, тогда как беззаботность всегда порицается. Не беззаботности научает Господь, а излишнюю заботливость запрещает.

Для души вашей, что вам есть и прочее. Душа — в смысле общей жизненной силы человеческого организма, которая поддерживается пищей и питьем (ср.: Мф. 10:39; Мф. 16:25).

Душа не больше ли пищи. Если Бог даровал человеку большее, то не тем ли легче для Него дать меньшее? (ср.: Златоуст, Феофилакт, Афанасий Великий). Он даровал человеку жизнь, которая больше, важнее, драгоценнее пищи и питья, поддерживающих жизнь. Он сотворил тело, которое больше, важнее, драгоценнее одежды. Если же Он явил столько могущества и благости в отношении к человеку, даровав ему жизнь, то ужели не станет у Него столько могущества и благости, чтобы давать человеку и то, что малоценнее жизни и тела, — пищу, питье и одежду? К чему же беспокойная, тревожная заботливость об этом меньшем?

Толковое Евангелие.

Прот. Иоанн Бухарев

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды

Нам должно меньше заботиться, напр., о пище и одежде, чем о душе, потому что Бог дал нам больше пищи и одежды, – дал душу, жизнь, дал тело; тем легче для Него дать, и Он непременно даст нам меньшее, т. е. пищу и одежду – душа ли не больше ли пищи, и тело одежды?

Неужели и трудиться для удовлетворения житейских наших нужд грешно? Нет, это заповедуется и Спасителем, и апостолами, и совершенно необходимо, пока мы живем на земле. Излишнюю заботливость, т. е. такую, как будто мы не имеем Бога-Промыслителя, Господь воспрещает, а не беззаботности научает. Господь Сам повелел быть весне и лету для произрастания плодов. И если бы мы летом не собирали и не запасали плодов, то чем бы мы стали питаться зимой?

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.

В этих словах Господь указывает другую причину, почему не должно чрезмерно привязываться к земному, например, очень заботиться о пище и одежде. Сего ради (посему), т. е. потому что излишняя привязанность к земным благам отвлекает от Бога, глаголю вам: не пецытеся (не заботьтесь) душею вашею, т. е. не предавайтесь всею душею, – не предавайтесь излишней заботливости (Лк. 8, 14. Фил. 4, 6), – не то, чтобы совсем не заботиться. В Евангелии иногда встречаются такие отрицания, которые нужно принимать не в смысле совершенного отрицания, а только ограничения (чит. выше, ст. 19 и 20). Это видно и из дальнейших слов Господа: ищите же прежде царствия Божия и правды его, т.е. прежде и больше всего заботьтесь о душевных нуждах, а затем – и о телесных, земных. В известных пределах необходимо заботиться и о нуждах житейских. Трудиться для удовлетворения их повелевает и Сам Бог (Быт. 3, 19). Апостол Христов пишет: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Сол. 3, 10). «Не беззаботности научает Господь, а запрещает излишнюю заботливость» (Мих.), запрещает неумеренные желания, излишние приобретения и т. п. Господь Сам повелел быть весне и лету для произрастания плодов; и если бы летом не собирали плодов, то чем бы стали питаться зимою? Душою вашею (для души вашей), что вам есть. Здесь под душою разумеется общая жизненная сила человеческого организма, которая поддерживается пищею и питанием (10, 39; 16, 25). Не душа ли больши есть пищи и тело одежди?, – т. е. если Бог дал человеку жизнь, которая важнее пищи и питья, и сотворил тело, которое важнее одежды; то ужели у Него не станет могущества и благости, чтобы дать ему пищу, питье и одежду? К чему же чрезмерная заботливость об этом, менее важном?

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды

Связь с предыдущим стихом выражена через δια τούτο, поэтому, посему, по этой причине. Спаситель говорит здесь как бы так: “так как вы не можете собирать сокровищ одновременно и на земле и на небе, потому что это значило бы служить двум господам, то оставляйте, поэтому, мысли о земных сокровищах, и даже о самом необходимом для вашей жизни”. По Феофилакту Спаситель “есть здесь не препятствует, а препятствует говорить: что будем есть? Так говорят богачи с вечера: что будем есть завтра? Видишь, что Спаситель здесь запрещает изнеженность и роскошь”. Иероним замечает, что слово “пить” добавлено только в некоторых кодексах. Слова “и что пить” опущены у Тишендорфа, Вест. Хорта, Вульгата и мн. др. Смысл почти не изменяется. Слова “для души” противополагаются дальнейшим “для тела”, но их нельзя принимать в значении только души, а, как правильно замечает об этом Августин, для жизни. Иоанн Златоуст говорит, что “для души” сказано не потому, чтобы она нуждалась в пище, и что здесь просто Спаситель обличает дурной обычай. Дальнейшего слова нельзя перевести через “жизнь”; не больше ли жизнь пищи и тело одежды? Стало быть ψυχή имеет здесь какое-нибудь другое значение. Нужно думать, что здесь разумеется нечто близкое к σώμα, живой организм, и что ψυχή употреблено в каком-нибудь простонародном смысле, вроде того, как у нас выражаются: душа не принимает и проч.

Троицкие листки

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды

Троицкие листки. №801-1050.

Источник

«Итак, не заботьтесь и не говорите. »

Продолжая излагать истины Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» ( Матф.6:31–32 ). Как нужно понимать эти слова Иисуса Христа?

Эти слова содержат в себе итог всего того, о чем было сказано ранее, что подтверждается словом «итак». А в предыдущих словах Иисус Христос говорил о том:

чтобы люди не заботились о еде, питье и одежде, потому что «душа не больше ли пищи, и тело одежды?»;

что птицы небесные ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, а Отец Небесный питает их;

что лилии полевые не трудятся ни прядут, но одеты лучше чем царь Соломон во время славы своей.

Иисус Христос в виде вывода из этих примеров указал на то, что Отец Небесный заботится не только о птицах и лилиях полевых, но и о людях. Так было сказано в предыдущей части поучения Христова.

Языческая религия, в противоположность христианству, указывала на то, что человек должен заботиться в первую очередь об удовлетворении своих бытовых (мирских) потребностях. В языческой религии бытовые заботы человека обожествлялись и по представлениям язычников, специальные божества должны были помочь человеку удовлетворять его мирские заботы и потребности. Причем каждая забота и потребность человека имела свое отдельное языческое божество.

Так в языческой религии, для того чтобы достигнуть власти, человек должен был служить и приносить жертвы языческому богу Зевсу. Успех в торговле, прибыль и богатство должен обеспечивать языческий бог Гермес. Этот же бог под именем Бахуса покровительствовал виноделию и винопитию. Успех в любви обеспечивала языческая богиня Афродита, языческий бог Эрот, Гименей и т.д.

Как видим язычники получению своих чувственных наслаждений и удовлетворению бытовых потребностей придавали огромное, первостепенное значение, обожествляя эти потребности, ставя во главе той или другой бытовой сферы отдельного языческого бога, якобы заботящегося о достижении успеха для удовлетворения этих потребностей.

Христианство, в отличии от язычников, давая объективную картину мира, призывает человека в первую очередь служить Единому Истинному Богу и заботиться о спасении души и о достижении Царства Небесного, что осуществляется путем собирания во время земной жизни сокровищ небесных. То есть христианство призывает человека служить Богу путем совершения добрых поступков, через исполнение Божиих заповедей, через соблюдение закона Божьего и таким образом достичь духовно-нравственного совершенства человеческой личности.

Исходя из первостепенности духовно-нравственного развития человека, проявляющегося в служении Богу (а не мнимым языческим богам) через совершение добрых дел, христианство объявляет чрезмерное удовлетворение бытовых потребностей человека (стремление к богатству, роскоши, власти, славе, чувственным наслаждениям) греховными помыслами, которые уводят человека от главной цели – служению Богу. В процессе чрезмерно усердного удовлетворения бытовых потребностей и достижения чувственных наслаждений человек уходит с истинного пути нравственного развития и погрязает в мирских делах и заботах, в то время как нужно заботиться о спасении души. Поэтому в разбираемых словах Иисуса Христа и звучит призыв о том, чтобы человек не уделял первостепенного значения тому, что ему кушать, что пить, или во что одеться потому, что «всего этого ищут язычники», которые в первую очередь заботятся об удовлетворении чувственных и бытовых потребностей. То есть Иисус Христос говорит о том, чтобы человек не уподоблялся язычникам и не жил их потребительской моралью.

Наряду с этим Иисус Христос указывает на то, что Бог, Отец Небесный, как Высшая и Всезнающая Сущность, знает обо всех нуждах людей. «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом». И потому что Бог является Творцом мира и всего сущего, в том числе и человека, Он будет проявлять внимание и заботу к человеческим нуждам, и как любящий Отец, помогать человеку во всех его добрых делах.

В последующих словах Иисус Христос указывает на то, в каком случае Господь Бог будет помогать в делах человека и для чего Он это делает. Помогать Бог будет не всем, а только тем людям, которые своими добрыми поступками служат Богу, соблюдая заповеди Божьи. «И будет Господь с добрым» ( 2Пар.19:11 ). И помогает Бог людям для того, чтобы дать им возможность выполнять их главное назначение в жизни – служить Богу. И через это служение достигать спасения своей души. В словах Иисуса Христа такое служение обозначено в виде поисков Царства Небесного как главной задачи земной человеческой жизни. А об условиях для удовлетворения бытовых нужд позаботится Господь Бог, таким образом давая возможность человеку тратить свою жизнь не на бытовые проблемы и нужды, а на духовно-нравственное развитие и совершенствование, проявляющееся в спасении души, в достижении Царства Небесного. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» ( Пс.54:23 ). Высказанная мысль, подтверждается в Новом Завете словами Иисуса Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» ( Матф.6:33 ) (то есть приложится удовлетворение бытовых забот и потребностей).

Иными словами разбираемый отрывок с наставлениями Иисуса Христа можно пояснить следующим образом. Говоря о том, чтобы люди не заботились о том, что кушать, пить и во что одеваться, Иисус Христос не отрицает труд, направленный на удовлетворение перечисленных нужд человека. Спаситель, разрешая трудиться, предостерегает человека о чрезмерном, излишнем беспокойстве, о мучительных заботах, связанных с поисками хлеба насущного (пищи, питья, одежды). Говоря людям «не заботьтесь», Иисус Христос предостерегает людей от чрезмерного усердия, от повышенного старания в деле добывания еды, питья и одежды. От того чтобы заботы о еде, питье, одежде не стали самоцелью существования человека, не поглощали всё время и внимание человека, все его силы и способности, а в конечном счете и жизнь, ложно направленную на удовлетворение бытовых потребностей, тем самым отвлекая человека от главной его цели – служения Богу и спасения души.

Иисус Христос говорит о том, что если Отец Небесный питает птиц, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, если Он одевает лилии полевые в такие прекрасные одежды, в которые не одевался и царь Соломон во время своего величия, то конечно и обязательно Господь Бог позаботится о людях, если они прежде всего будут искать Царствия Божьего и правды Его. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» ( Матф.6:33 ). Словосочетание «не заботьтесь», стоящее в начале разбираемой фразы Иисуса Христа, говорит не о проявлении заботы (то есть не о хлопотах и заботах) в прямом её смысле, а о том, чтобы человек не проявлял уныния и отчаяния, томительного беспокойства по поводу того, что ему есть, пить и во что одеваться. Иисус Христос говорит о том, чтобы отчаяние человека, связанное с тем, как обеспечить себя пищей, питьем и одеждой не приводило человека в уныние, вызывающее потерю веры в Милосердие Божье и в Отцовскую заботу Бога о человеке. С другой стороны словосочетание «не заботьтесь» предостерегает человека от другой крайности, связанной с увлечением роскошью и чрезмерной заботой о достижении чувственных наслаждений и бытовых благ, развлечений и удовольствий. В связи с этим Иисус Христос и дает наставление людям, определяющее цель и смысл жизни человека. «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» ( Матф.6:33 ). Как нужно понимать эти слова Спасителя мира?

Согласно представлениям христианства, существует два таких понятия как Царство Божие и Царство Небесное. В Царство Небесное попадает душа человека после земной жизни, обретая там вечное блаженство. В Царство Небесное могут попасть души не всех людей, а только тех, которые во время земной жизни совершали добрые поступки, соблюдали заповеди Божии, чем служили Богу и заслужили спасение своей души.

Согласно богословским представлениям, термин Царство Божие определяет весь окружающий человека мир, потому что этот мир сотворен Богом Творцом и Создателем всего сущего. Однако гармония мира, окружающего человека, нарушена проявлением зла, исходящего от злого духа, который всячески противодействует Господу Богу и назван в Библии противостоящим Богу. Поэтому между Богом, воплощением Света и Добра, и сатаной, представляющем собой зло, в естественном и сверхъестественном мире идет постоянная непримиримая борьба. Таким образом, человек в окружающем его мире сталкивается не только с проявлениями добра, но и зла. Поэтому Иисус Христос в Своем поучении уточняет то, что человек в окружающем его мире, то есть в Царстве Божьем (потому что этот мир – царство, сотворен Богом) должен искать «правды Его», то есть правды и истины Царства Божьего. Иными словами Правды, Добра и Света, и не концентрировать своё внимание на зле и лжи, присутствующем в окружающем мире.

Правда Царства Божьего представляет собой Истинность, Непогрешимость, Святость понятий и явлений. А Истинность и Непогрешимость как раз и являются теми чертами, которые присущи Богу Творцу, как воплощению Света, Мудрости, Добра и Всемогущества. Злая сила, противостоящая Богу, проявляет себя не в правде и истине, а во лжи, зле, искушениях, соблазнах, направленных во вред человеку. Ибо сатана это «лжец и отец лжи» ( Иоан.8:44 ), источник тьмы и греха.

Многие внимательные читатели могут указать на то, что в Библии дословно сказано «Ищите же прежде всего Царства Божьего и правды Его», а не Царства Небесного. Вышеприведенную фразу нужно понимать следующим образом. В христианском богословии термин «Царство Божие» употребляют не только для обозначения мира, сотворенного Богом Творцом, но и во втором смысловом значении, обозначающем всё самое лучшее и светлое, существующее в мире, окружающем человека. То есть всё то, что исходит от Бога и приносит человеку истинную пользу.

Таким образом разбираемые слова Иисуса Христа о том, что человек прежде всего должен искать Царства Божьего и правды Его, нужно понимать в двух смысловых значениях этого термина.

Во-первых, человек должен искать Царства Божьего в том смысле, чтобы направлять свои поиски на самое доброе, светлое и хорошее из того, что находится в окружающем его мире, то есть на то, что исходит от Господа Бога. Это и понимается под словосочетанием «Царство Божье».

Во-вторых, направляя свои действия на поиски Царства Божьего, человек должен найти в окружающем его мире (как в создании Божием) правду Царства Божьего, то есть проявления истины и добра. Иными словами всего того, что исходит от Бога.

Поиски Царства Божьего и правды Его обозначают в разбираемых словах не только сам поиск христианских истин, объясняющих устройство мира, цель и смысл человеческой жизни, но и служение правде Божией, то есть идеалам Истины, Добра и Света. Человек, ищущий в окружающем мире правду Царства Божьего, должен уметь отличать её ото лжи и зла окружающего его мира с тем, чтобы следовать этой Божьей правде, исповедывать и исполнять её в своей жизни. То есть человек, ищущий правду Царства Божьего в окружающем его мире, является не только соискателем этой Божьей правды, но и сторонником, приверженцем и исполнителем её в своей жизни. И если человек посвящает свою жизнь поиску Царства Божьего и правды Его и воплощает правду Божью в свою жизнь, то Бог проявляет заботу и внимание к такому человеку, обеспечивая удовлетворение нужд человека не только в еде, питье, одежде, но и в достижении других необходимых бытовых потребностей такого человека.

Господь помогает удовлетворить жизненно необходимые, насущные потребности человеку для того, чтобы предоставить человеку возможность искать «прежде Царства Божия и правды Его». То есть для того, чтобы человек, не растрачивая свою жизнь на удовлетворение насущных и бытовых потребностей, мог посвятить себя искреннему служению Богу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *