Не знаю что и сделать со змием как кроссворд
Не надо мстить! Боль, которую вам причинили, вернется обидчикам обратно!
Если кто-то причинил вам боль, не спешите строить план мести. В жизни все всегда возвращается бумерангом. Ваши обидчики получат по заслугам. А вы ничего не делайте, просто отпустите, и обиды свои забудьте. Однажды тот, кто причинил вам боль, кто вас предал, кто строил козни, столкнется с тем же самым.
И знаете, это не карма. Не о ней я сейчас веду речь. Я говорю об обычной человеческой жизни. Все мы страдаем в ней. Кто-то страдал раньше, кто-то сейчас, а у кого-то все впереди.
Возможно, кто-то страдает даже больше, чем остальные, и это кажется каким-то несправедливым. Но это правда жизни. Однажды она заставляет нас мучиться в особенности в те самые моменты, когда мы этого совсем не ожидали. Нас посещают мысли: «за что», «почему» и т.д. Но дело в том, что в жизни так устроено, всем приходится когда-то испытывать боль.
Вот только все вам казалось таким прекрасным и радужным, как вдруг что-то пошло не так. Все рухнуло. И так может быть ни один раз, в такие моменты охватывает печаль, грусть и даже отчаяние. В такие моменты особенно сложно оставаться человеком благоразумным, спокойным, и осуществлять свои действия рационально.
Если боль, которую мы испытываем, нанесена другим человеком, то первое о чем мы думаем, это месть. Нам хочется сделать обидчику так же больно. Чтобы он страдал, чтобы ему было плохо, невыносимо, так же как и нам. Мы ждем того момента, когда обидчика накажет жизнь, когда она сама с ним поквитается. И вот, мы ждем, а ничего не происходит, и это вызывает подавленное состояние. Почему так происходит? Неужели все против нас? Нет, это не так!
Жизнь обязательно все расставит по своим местам, всему свое время, все возвращается. Однажды в самый неподходящий, возможно, трудный жизненный момент, вашему обидчику непременно все вернется, да так, что он даже и не поймет, откуда и за что. А может, и поймет, может, догадается, что он получает по заслугам.
Однажды ваш обидчик окажется в таком же положении, как и вы, и будет наказан самой жизнью. Это простой факт об энергии. Мы всегда получаем именно то, что вкладываем в этот мир.
Кто-то считает это просто совпадением, кто-то кармой, законом бумеранга. Вы тоже можете это называть, как вам хочется, но истина в том, что каждый человек в итоге получает то, что он отдает. Если он дает добро, это возвращается ему добром. Возможно, и не сразу, а потом, спустя некоторое время. Если он причиняет боль, и живет себе дальше припеваючи, это не значит, что он останется безнаказанным. Все его настигнет, вопрос только времени! Человек всегда получает по заслугам в обществе, на работе, в семье.
И вот, когда вашему обидчику станет больно, он почувствует себя сломленным и беспомощным, таким, каким он заставлял себя чувствовать других, вот тогда он и получит свое возмездие.
А знаете, в чем разница между вами и вашим обидчиком? В личностном росте. Плохие люди просто вредят другим, потому что они просто никогда не учатся на своем опыте. А вот вы растете! Вы растете, в то самое время, когда они страдают от такой же боли, которую они причинили вам.
И ваши обидчики не будут знать, как справиться со своей болью. Они будут сломлены, а вы будете, напротив, собираться по кусочкам словно возрождаясь из пепла.
Поэтому прямо сейчас перестаньте переживать. Ваша боль еще такая свежая или раны затянулись – неважно. Просто забудьте, человек, который сделал вам больно, когда-нибудь получит в ответ такую же боль, а может, еще сильнее.
А вы не думайте об этом. Выносите опыт и живите дальше! Берите из всего произошедшего только хорошее, поднимайтесь и прощайтесь с обидчиками. Только не нужно мстить! Боль, которую вам причинили, однажды вернется к обидчику обратно!
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как рассказывают, правил князь по имени Павел.
И вот случилось так, что дьявол, искони ненавидящий род человеческий, вселился в летающего змия и стал прилетать к жене князя. Жене князя Павла он являлся в виде змия, всем же остальным представлялось, что сам князь сидит с женою своею. Жена не утаила от мужа, что случается с нею, и рассказала ему все.
Когда тот злой змий опять прилетел к жене, она стала льстить ему и с почтением спросила:
— Ты много знаешь, знаешь ли кончину свою, какова она будет и от чего?
Добрый обман верной жены обманул лукавого обманщика, и ненароком он открыл ей свою тайну:
Жена поведала мужу, что сказал ей змий. Князь же недоумевал, что значит «от Петрова плеча, от Агрикова меча».
Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться, и явился ему отрок, сказавший:
Каждый день Петр ходил к брату своему и к снохе приветствовать их. Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него — в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел. Поняв пронырство лукавого змия, он, желая твердо убедиться, пошел к брату и спросил его, выходил ли он из покоев своих. Тот ответил, что не выходил и у жены своей не был. Тогда князь Петр сказал:
— Никуда не выходи из покоев своих. Я иду сразиться с лукавым змием.
И, взяв Агриков меч, пошел в покои к снохе. Там увидел он змия, видом подобного брату; но Петр, твердо удостоверившись, что это не брат, но лукавый змий, ударил его мечом. Змий обратился в свой естественный вид и пал мертвым в судорогах, забрызгав князя Петра своею кровью. От той вражьей крови тело Петра покрылось струпьями и открылись язвы, и напала на него тяжкая болезнь. Стал он искать врачей, но ни один не мог ему помочь.
Прослышав, что в Рязанской земле много врачей, князь Петр повелел везти себя туда, сам же он не мог сидеть на коне от своей тяжелой болезни. Когда его привезли в Рязанскую землю, он послал своих приближенных искать врачей.
Юноша, слуга его, заехал в село Ласково. Подъехал он к воротам одного дома, во дворе не видит никого. Он вошел в дом, нет никого, кто бы его услышал; вошел в горницу и увидел чудное зрелище: сидит девица одна, ткет полотно, а перед нею скачет заяц.
— Плохо дому без ушей, а горнице без очей. Юноша не понял ее слов и спросил:
— Где хозяин этого дома? Она же в ответ:
— Отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошел через ноги смотреть смерти в глаза.
Юноша снова не понял ее речей, только дивился, видя и слыша такие чудеса, и сказал:
— Вошел я к тебе и вижу тебя за работой и зайца, скачущего перед тобою, и слышу странные слова и не пойму, что говоришь.
— Вижу, что ты дева мудрая. Скажи мне свое имя.
— Меня зовут Феврония.
— Тот сможет его излечить, кто потребует князя твоего себе, — сказала девица.
— Что такое ты говоришь — потребует себе. Если кто излечит князя, он того богато одарит. Скажи мне имя врача, кто он и где живет.
— Приведи князя твоего сюда. Если будет добросердечен и не высокомерен, то будет здоров.
Юноша скоро возвратился к своему князю и поведал ему все подробно, что видел и слышал от девицы. Петр велел везти себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила:
— Я — врач, но даров мне не надо. Мое слово таково: если не буду его супругой, нечего мне и лечить его.
Князь же Петр пренебрег ее словами, подумав: «Как князю взять в жены дочь древолаза?» А сам послал к ней сказать:
— Пусть лечит, если излечит, то возьму ее в жены. Когда ей сказали слова князя, она взяла маленький сосудец, почерпнула хлебной закваски, дунула на нее и сказала:
— Истопите своему князю баню и пусть помажет этой мазью свои струпья и язвы, но один струп пусть оставит, и будет здоров.
Князь велел затопить баню и, желая испытать, так ли мудра девица, как сказал юноша слуга, послал ей пучок льна, сказав:
— Сия девица хочет, чтобы я взял ее в жены ради мудрости ее. Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка льна мне сорочку, порты и полотенце.
Девица, услышав слова князя, велела слуге:
— Полезай на печь и сними поленце.
— Отсеки вот столько от поленца.
Когда же слуга сделал, как она повелела, Феврония сказала:
— Возьми чурочку, дай ее князю и скажи: пока я лен очешу, пусть твой князь приготовит мне из этой чурочки станок и все снаряжение, чтобы я могла соткать ему полотно.
Слуга принес князю чурочку и передал ему слова Февронии. Князь же сказал:
— Иди, скажи девице, что невозможно сделать станок из такой чурочки и в столь короткий срок.
Слуга вернулся к Февронии и передал ей речи князя. Феврония же ответила:
— А разве возможно в такой короткий срок из такого малого пучка льна соткать взрослому мужчине сорочку, порты и полотенце?
Слуга снова пошел к князю и сказал ему ответ Февронии. Он же удивился ее мудрости.
Помылся Петр в бане и помазал язвы и струпья мазью, что дала ему Феврония. Только один струп, как она ему велела, оставил непомазанным. Вышел он из бани, а наутро увидел, что все тело здорово и гладко, только остался тот струп, что он не помазал. Дивился князь своему скорому исцелению, но не захотел взять Февронию в жены из-за ее низкого рода и послал ей дары. Она же не приняла их.
Поехал князь Петр в свою отчину, в город Муром, и был совсем здоров. Но от непомазанного струпа с первого же дня стали расходиться струпья на теле его, и вскоре он вновь покрылся струпьями и язвами.
Снова поехал князь к Февронии за исцелением. Приехав к ее дому, со стыдом послал к ней посла, прося излечить его.
Феврония же, нимало не гневаясь, сказала:
— Если будет мне супругом, будет исцелен.
Тогда он дал ей твердое слово, что возьмет ее в жены. Она же опять дала ему ту же мазь и сделала все, как я раньше писал. Князь вскоре выздоровел и взял ее в жены. Так Феврония стала княгинею. Прибыли они в отчину свою, в град Муром, и жили благочестиво и праведно.
Вскоре скончался князь Павел, о котором речь была прежде, и князь Петр стал самодержцем в городе Муроме. Бояре муромские невзлюбили Февронию из-за наветов своих жен, ибо те не хотели, чтобы государыней над ними была неродовитая. И стали они наговаривать на нее князю:
— Она за столом не умеет сидеть. А перед тем как встать, собирает со стола крохи, как голодная.
Князь Петр захотел испытать свою княгиню и повелел Февронии обедать за одним с ним столом. Когда кончился обед, она собрала в руку крохи, по своему обыкновению. Князь Петр взял ее за руку, разжал ей пальцы и увидел на ее ладони зерна благовонного ладана. С того дня он больше ее не испытывал.
Через некоторое время пришли к нему бояре в ярости и говорили:
— Хотим служить тебе по правде как нашему самодержцу, но не хотим, чтобы княгиня Феврония была государыней над нашими женами. Если хочешь быть самодержцем, найди себе другую княгиню, а Феврония пусть возьмет себе богатства всякого и идет куда хочет.
Блаженный 4 князь Петр никогда не впадал во гнев и спокойно ответил:
— Скажите о том Февронии, послушаем, что она скажет.
Неистовые же бояре, потеряв всякий стыд, устроили пир и, когда охмелели, начали как псы лаять и говорить:
— Госпожа княгиня Феврония! Весь город и бояре говорят тебе: «Дай нам то, что мы у тебя просим».
— Возьмите, что просите.
Они все в один голос закричали:
— Мы, госпожа, все хотим князя Петра, пусть будет самодержцем над нами. Но наши жены не хотят, чтобы ты была госпожою над ними. Возьми богатство всякое и уходи куда хочешь.
— Обещала вам, что вы получите то, что просите. Дайте же и вы мне, что я попрошу у вас.
Они же, злодеи, обрадовались, не ведая будущего своего, и клятвенно обещали ей беспрекословно дать то, что она попросит. Она сказала:
— Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра.
— Если сам захочет, не будем спорить, — ответили бояре.
Дьявол подсказал им: если не будет князя Петра, то поставят себе другого князя. И каждый боярин в уме своем хотел стать самодержцем.
Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою ради княжения и решил покинуть Муром.
Злочестивые бояре приготовили им суда на реке, ибо под Муромом течет река, называемая Ока. И поплыли они вниз по реке.
Когда пришел вечер, пристали они к берегу. Князь же Петр начал думать: «Что будет дальше? Сам я своей волей отказался от княжения».
Княгиня же Феврония, поняв его мысли, сказала:
— Не скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде.
Когда готовили ужин, повар срубил ветки и повесил на них котлы. После ужина княгиня Феврония ходила по берегу и, увидев срубленные ветки, благословила их и сказала:
— Пусть вырастут из них наутро высокие деревья с ветвями и листьями.
Так и сбылось. Встав утром, нашли, что те ветки стали большими деревьями.
Когда слуги стали складывать пожитки в суда, чтобы плыть дальше, пришли вельможи из Мурома и сказали:
— Господине княже! Мы пришли к тебе от всех вельмож и от всего города. Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество свое. Многие вельможи в городе друг друга перебили, ибо каждый хотел стать самодержцем, и все от меча погибли. Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.
Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония. И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Худ. И. Пчелко
Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.
Когда же подошел конец их жизни, они стали молить Бога, чтобы им преставиться в один час. И повелели вытесать из одного большого камня единый гроб с преградой посредине и завещали положить тела их в том гробу. Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония — Ефросинией.
Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала для соборного храма Богородицы воздух 5 с ликами святых. Блаженный же князь Петр, нареченный Давыдом, прислал к ней сказать:
— Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.
— Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.
Он вторично посылает к ней:
— Еще недолго могу ждать тебя. И третий раз послал к ней:
После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви Пречистой Богородицы, а Февронию — вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять пустым в соборной церкви внутри города.
Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они повелели для себя истесать. Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым их телам и положили их в едином гробе, как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.
Вопросы и задания
Обогащайте свою речь
Каковы особенности речи Февронии и как они Февронию характеризуют?
Не знаю что и сделать со змием как кроссворд
«ПОВЕСТЬ Уроки литературы в 7 классе[1] В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа. УРОК 9 Основное содержание урока Основные виды деятельности. I. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси 1. Сообщение «Нравственные заветы Древней Руси» с показом презентации. 2. Рассказ учителя о русских святых Петре и Февронии Муромских, об учреждении в России Дня семьи, любви и верности, посвящённого этим святым. Из материалов Википедии II. Внимание к личности, гимн любви и верности Чтение фрагмента «Повести…» на древнерусском языке: «Сеи убо в Русиистеи земли град, нарицаемыи Муром. В нем же бе самодръжствуяи благоверный князь, яко же поведаху, именем Павел. Искони же ненавидяи добра роду человечю, диавол всели неприазненнаго летящаго змиа к жене князя того на блуд. И являшеся еи своими мечты яко же бяше и естеством, приходящим же людем являшеся, яко же князь сам седяше з женою своею». — Как звучит древнерусский текст? В чём его торжественность и необычность? III. Групповая работа: Группа 1. Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам отрок, скважня, алтарная стена, пронырство, лукавый, струпья. Найдите в тексте элементы фантастики. Чем фрагмент близок к русским сказкам? Группа 2. Почему Феврония говорила со слугой загадками? Приведите примеры её загадок. Выпишите метонимические обороты речи Февронии и их прямые соответствия: Почему умение говорить загадками — признак мудрости? Чем Феврония удивила Петра? Как понять слова: «Если будет добросердечен и невысокомерен, то будет здоров»? Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» и на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Группа 3. Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам наветы, неродовитая, благовонный ладан, злочестивые, сирые. Как проявилась её мудрость в словесном поединке с боярами? Почему Пётр не мог оставить жену ради княжения? Какой чудесной силой обладала Феврония? Ответы на вопросы 3—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Группа 4. Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям иноческие одежды, соборный храм, покров, обретаются. *Как понять слова: «И лежат они там на просвещение и на спасение граду сему»? Почему Пётр и Феврония захотели преставиться вместе? Как это им удалось? IV. Житие как жанр древнерусской литературы Чтение учителем фрагментов «Жития Петра и Февронии Муромских». Работа со словарём литературоведческих терминов. Выявление смысла понятия житие: — Что такое житие? Кто является героем житийной литературы? — Чем житие отличается от биографии? Кто является автором житий? *В работе П. А. Николаева «Словарь по литературоведению» даётся такое определение агиографической литературы: «АГИОГРАФИЯ — жития святых. Это литературные произведения, посвящённые описанию людей, близких к церкви, совершивших духовные подвиги или пострадавших за свою религиозную веру». — Предположите, как относится к агиографической литературе Церковь. Всегда ли одинаково? V. Практическая работа. Вариант 1. Выберите из «Требований житийного канона» положения, которые проявились в «Повести о Петре и Февронии». Приведите примеры из текста повести. — В чём особенность жанра «Повести о Петре и Февронии Муромских»? *Почему жанр «Повести…» «не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической»? VI. Народно-поэтические мотивы в повести Вариант 2. К указанным фольклорным элементам подберите примеры из текста «Повести…». |
Заполнение таблицы может быть закончено дома.
— Почему «Повесть…» нельзя считать фольклорным произведением?
VII. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в актёрском исполнении
Прослушивание и рецензирование актёрского исполнения «Повести…».
Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
VIII. Обсуждение иллюстраций к «Повести…», иконописных и скульптурных изображений святых Петра и Февронии
Вопросы 1, 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Домашнее задание
Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» к «Повести о Петре и Февронии Муромских» (по выбору учителя).
Домашняя контрольная работа.
Письменно ответить на один из вопросов:
1. Каковы художественные особенности былин?
2. Что воспевает народ в героическом эпосе?
3. Каковы нравственные идеалы и заветы Древней Руси?
4. В чём значение древнерусской литературы для современного читателя?
5. Чем важна для нашего времени история Петра и Февронии?
Групповое задание.
Подготовить групповое устное сообщение (компьютерную презентацию) на тему «Чем близки „Повести о Петре и Февронии Муромских“ сюжеты о любви и верности в мифологии, фольклоре и мировой литературе (Дафнис и Хлоя, Орфей и Эвридика, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, Фархад и Ширин, Лейла и Меджнун и др.)?».
Индивидуальное задание.
Подготовить устные рассказы о М. В. Ломоносове (естественно-научная деятельность, гуманитарные науки, изобразительное искусство) с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.
КАНОНЫ
ДРЕВНЕРУССКОЙ АГИОГРАФИИ
Принятие христианства на Руси обусловило подчинение не только религиозной, но и бытовой жизни людей христианской традиции, обычаю, новой обрядности, церемониалу или (по Д.С.Лихачеву) этикету.
Под литературным этикетом и литературным каноном ученый понимал «наиболее типичную средневековую условно-нормативную связь содержания с формой». Житие святого – это, прежде всего, описание пути подвижника к спасению, типа его святости, а не документальная фиксация его земной жизни, не литературная биография. Житие получило специальное назначение — стало видом церковного поучения.
Вместе с тем агиография отличалась от простого поучения: в житийном жанре важен не отвлеченный анализ, не обобщенное нравственное назидание, а изображение особых моментов земной жизни святого. Отбор биографических черт происходил не произвольно, а целенаправленно: для автора жития было важно только то, что вписывалось в общую схему христианского идеала. Все, что не укладывалось в устоявшуюся схему биографических черт святого, игнорировалось или редуцировалось в тексте жития.
Древнерусский житийный канон — это трехчастная модель агиографического повествования:
1) пространное предисловие;
2) особо подобранный ряд биографических черт, подтверждающий святость подвижника;
3) похвальное слово святому;
4) четвертая часть жития, примыкающая к основному тексту, появляется позже в связи с установлением особого культа святых.
Христианские догматы предполагают бессмертие святого после завершения его земной жизни — он становится «ходатаем за живых» перед Богом.
Загробное бытие святого: нетление и чудотворение его мощей — и становятся содержанием четвертой части житийного текста. Причем в этом смысле агиографический жанр имеет открытый финал: житийный текст принципиально не завершен, поскольку посмертные чудеса святого бесконечны. Поэтому «каждое житие святого никогда не представляло законченного творения».
Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Начиная с древнейших образцов житийного жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий.
Повторение стандартных мотивов в различных произведениях агиографии обусловлено «христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь «другом Божиим», входит в Царство Христово». Именно поэтому вся группа стандартных мотивов относится к содержанию жития, отражает путь спасения, проложенный святым. Обязательными становятся не только словесное выражение и определенный стиль, но и сами жизненные ситуации, которые соответствуют представлению о святой жизни.
Уже житие одних из первых русских святых Бориса и Глеба подчиняется литературному этикету. Подчеркиваются кротость и покорность братьев старшему брату Святополку, то есть благочестие — качество, прежде всего соответствующее представлению о святой жизни. Те же факты биографии князей-мучеников, которые ему противоречат, агиограф либо особым образом оговаривает, либо замалчивает. Очень важным становится и принцип подобия, который лежит в основе житийного канона.
Автор жития всегда пытается найти соответствия между героями своего повествования и героями Священной истории. Так, Владимир I, крестивший Русь в X веке, уподобляется Константину Великому, признавшему христианство равноправной религией в IV веке; Борис — Иосифу Прекрасному, Глеб — Давиду, а Святополк — Каину. Средневековый писатель воссоздает поведение идеального героя, исходя из канона, по аналогии с уже созданным до него образцом, стремится все действия житийного героя подчинить уже известным нормам, сопоставить с имевшими место в Священной истории фактами, сопроводить текст жития цитатами из Священного писания, которые соответствуют происходящему.
(вернуться к уроку)
«ПОВЕСТЬ
О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»[2]
Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как рассказывают, правил князь по имени Павел.
И вот случилось так, что дьявол, искони ненавидящий род человеческий, вселился в летающего змия и стал прилетать к жене князя. Жене князя Павла он являлся в виде змия, всем же остальным представлялось, что сам князь сидит с женою своею. Жена не утаила от мужа, что случается с нею, и рассказала ему все.
Когда тот злой змий опять прилетел к жене, она стала льстить ему и с почтением спросила:
— Ты много знаешь, знаешь ли кончину свою, какова она будет и от чего?
Добрый обман верной жены обманул лукавого обманщика, и ненароком он открыл ей свою тайну:
Жена поведала мужу, что сказал ей змий. Князь же недоумевал, что значит «от Петрова плеча, от Агрикова меча».
Была же вне города церковь Воздвижения. Пришел в нее князь Петр помолиться, и явился ему отрок, сказавший:
— Княже! Я покажу тебе Агриков меч. Иди за мной.
Каждый день Петр ходил к брату своему и к снохе приветствовать их. Случилось ему прийти в покои брата своего, и от него — в покои снохи. У нее увидел брата своего, от которого он только что вышел. Поняв пронырство лукавого змия, он, желая твердо убедиться, пошел к брату и спросил его, выходил ли он из покоев своих. Тот ответил, что не выходил и у жены своей не был. Тогда князь Петр сказал:
— Никуда не выходи из покоев своих. Я иду сразиться с лукавым змием.
И, взяв Агриков меч, пошел в покои к снохе. Там увидел он змия, видом подобного брату; но Петр, твердо удостоверившись, что это не брат, но лукавый змий, ударил его мечом. Змий обратился в свой естественный вид и пал мертвым в судорогах, забрызгав князя Петра своею кровью. От той вражьей крови тело Петра покрылось струпьями и открылись язвы, и напала на него тяжкая болезнь. Стал он искать врачей, но ни один не мог ему помочь.
Прослышав, что в Рязанской земле много врачей, князь Петр повелел везти себя туда, сам же он не мог сидеть на коне от своей тяжелой болезни. Когда его привезли в Рязанскую землю, он послал своих приближенных искать врачей.
Юноша, слуга его, заехал в село Ласково. Подъехал он к воротам одного дома, во дворе не видит никого. Он вошел в дом, нет никого, кто бы его услышал; вошел в горницу и увидел чудное зрелище: сидит девица одна, ткет полотно, а перед нею скачет заяц.
— Плохо дому без ушей, а горнице без очей.
Юноша не понял ее слов и спросил:
— Где хозяин этого дома?
— Отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошел через ноги смотреть смерти в глаза.
Юноша снова не понял ее речей, только дивился, видя и слыша такие чудеса, и сказал:
— Вошел я к тебе и вижу тебя за работой и зайца, скачущего перед тобою, и слышу странные слова и не пойму, что говоришь.
— Вижу, что ты дева мудрая. Скажи мне свое имя.
— Меня зовут Феврония.
— Тот сможет его излечить, кто потребует князя твоего себе, — сказала девица.
— Что такое ты говоришь — потребует себе. Если кто излечит князя, он того богато одарит. Скажи мне имя врача, кто он и где живет.
— Приведи князя твоего сюда. Если будет добросердечен и не высокомерен, то будет здоров.
Юноша скоро возвратился к своему князю и поведал ему все подробно, что видел и слышал от девицы. Петр велел везти себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила:
— Я — врач, но даров мне не надо. Мое слово таково: если не буду его супругой, нечего мне и лечить его.
Князь же Петр пренебрег ее словами, подумав: «Как князю взять в жены дочь древолаза?» А сам послал к ней сказать:
— Пусть лечит, если излечит, то возьму ее в жены.
Когда ей сказали слова князя, она взяла маленький сосудец, почерпнула хлебной закваски, дунула на нее и сказала:
— Истопите своему князю баню и пусть помажет этой мазью свои струпья и язвы, но один струп пусть оставит, и будет здоров.
Князь велел затопить баню и, желая испытать, так ли мудра девица, как сказал юноша слуга, послал ей пучок льна, сказав:
— Сия девица хочет, чтобы я взял ее в жены ради мудрости ее. Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка льна мне сорочку, порты и полотенце.
Девица, услышав слова князя, велела слуге:
— Полезай на печь и сними поленце.
Он подал ей поленце. Она, отмерив пядь[5], сказала:
— Отсеки вот столько от поленца.
Когда же слуга сделал, как она повелела, Феврония сказала:
— Возьми чурочку, дай ее князю и скажи: пока я лен очешу, пусть твой князь приготовит мне из этой чурочки станок и все снаряжение, чтобы я могла соткать ему полотно.
Слуга принес князю чурочку и передал ему слова Февронии. Князь же сказал:
— Иди, скажи девице, что невозможно сделать станок из такой чурочки и в столь короткий срок.
Слуга вернулся к Февронии и передал ей речи князя. Феврония же ответила:
— А разве возможно в такой короткий срок из такого малого пучка льна соткать взрослому мужчине сорочку, порты и полотенце?
Слуга снова пошел к князю и сказал ему ответ Февронии. Он же удивился ее мудрости.
Помылся Петр в бане и помазал язвы и струпья мазью, что дала ему Феврония. Только один струп, как она ему велела, оставил непомазанным. Вышел он из бани, а наутро увидел, что все тело здорово и гладко, только остался тот струп, что он не помазал. Дивился князь своему скорому исцелению, но не захотел взять Февронию в жены из-за ее низкого рода и послал ей дары. Она же не приняла их.
Поехал князь Петр в свою отчину, в город Муром, и был совсем здоров. Но от непомазанного струпа с первого же дня стали расходиться струпья на теле его, и вскоре он вновь покрылся струпьями и язвами.
Снова поехал князь к Февронии за исцелением. Приехав к ее дому, со стыдом послал к ней посла, прося излечить его.
Феврония же, нимало не гневаясь, сказала:
— Если будет мне супругом, будет исцелен.
Тогда он дал ей твердое слово, что возьмет ее в жены. Она же опять дала ему ту же мазь и сделала все, как я раньше писал. Князь вскоре выздоровел и взял ее в жены. Так Феврония стала княгинею. Прибыли они в отчину свою, в град Муром, и жили благочестиво и праведно.
Вскоре скончался князь Павел, о котором речь была прежде, и князь Петр стал самодержцем в городе Муроме. Бояре муромские невзлюбили Февронию из-за наветов своих жен, ибо те не хотели, чтобы государыней над ними была неродовитая. И стали они наговаривать на нее князю:
— Она за столом не умеет сидеть. А перед тем как встать, собирает со стола крохи, как голодная.
Князь Петр захотел испытать свою княгиню и повелел Февронии обедать за одним с ним столом. Когда кончился обед, она собрала в руку крохи, по своему обыкновению. Князь Петр взял ее за руку, разжал ей пальцы и увидел на ее ладони зерна благовонного ладана. С того дня он больше ее не испытывал.
Через некоторое время пришли к нему бояре в ярости и говорили:
— Хотим служить тебе по правде как нашему самодержцу, но не хотим, чтобы княгиня Феврония была государыней над нашими женами. Если хочешь быть самодержцем, найди себе другую княгиню, а Феврония пусть возьмет себе богатства всякого и идет куда хочет.
Блаженный[6] князь Петр никогда не впадал во гнев и спокойно ответил:
— Скажите о том Февронии, послушаем, что она окажет.
Неистовые же бояре, потеряв всякий стыд, устроили пир и, когда охмелели, начали как псы лаять и говорить:
— Госпожа княгиня Феврония! Весь город и бояре говорят тебе: «Дай нам то, что мы у тебя просим».
— Возьмите, что просите.
Они все в один голос закричали:
— Мы, госпожа, все хотим князя Петра, пусть будет самодержцем над нами. Но наши жены не хотят, чтобы ты была госпожою над ними. Возьми богатство всякое и уходи куда хочешь.
— Обещала вам, что вы получите то, что просите. Дайте же и вы мне, что я попрошу у вас.
Они же, злодеи, обрадовались, не ведая будущего своего, и клятвенно обещали ей беспрекословно дать то, что она попросит. Она сказала:
— Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра.
— Если сам захочет, не будем спорить, — ответили бояре.
Дьявол подсказал им: если не будет князя Петра, то поставят себе другого князя. И каждый боярин в уме своем хотел стать самодержцем.
Блаженный князь Петр не мог оставить жену свою ради княжения и решил покинуть Муром.
Злочестивые бояре приготовили им суда на реке, ибо под Муромом течет река, называемая Ока. И поплыли они вниз по реке.
Когда пришел вечер, пристали они к берегу. Князь же Петр начал думать: «Что будет дальше? Сам я своей волей отказался от княжения».
Княгиня же Феврония, поняв его мысли, сказала:
— Не скорби, князь, милостивый Бог не оставит нас в нужде.
Когда готовили ужин, повар срубил ветки и повесил на них котлы. После ужина княгиня Феврония ходила по берегу и, увидев срубленные ветки, благословила их и сказала:
— Пусть вырастут из них наутро высокие деревья с ветвями и листьями.
Так и сбылось. Встав утром, нашли, что те ветки стали большими деревьями.
Когда слуги стали складывать пожитки в суда, чтобы плыть дальше, пришли вельможи из Мурома и сказали:
— Господине княже! Мы пришли к тебе от всех вельмож и от всего города. Не оставь нас сирыми, возвращайся в отечество свое. Многие вельможи в городе друг друга перебили, ибо каждый хотел стать самодержцем, и все от меча погибли. Оставшиеся в живых все мы, хоть и прогневили тебя, молим тебя и твою княгиню: не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим.
Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония. И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.
Когда же подошел конец их жизни, они стали молить Бога, чтобы им преставиться в один час. И повелели вытесать из одного большого камня единый гроб с преградой посредине и завещали положить тела их в том гробу. Сами же в одно время облачились в иноческие одежды и приняли монашество. Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония — Ефросинией.
Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала для соборного храма Богородицы воздух[7] с ликами святых. Блаженный же князь Петр, нареченный Давыдом, прислал к ней сказать:
— Сестра Ефросиния! Душа моя уже хочет покинуть тело, но жду тебя, дабы вместе отойти.
— Подожди, господине, дошью я покров в святую церковь.
Он вторично посылает к ней:
— Еще недолго могу ждать тебя.
И третий раз послал к ней:
— Уже час мой настал, не могу больше ждать тебя.
Она же заканчивала воздух, только у одного святого не вышила ризы[8]. Кончив вышивать лицо, воткнула в покров иглу и обмотала вокруг нее нитку, которой шила, и послала к блаженному Петру, нареченному Давыдом, о том, что она готова преставиться вместе с ним. Помолившись, предали оба вместе чистые свои души в руки Божии месяца июня в 25-й день.
После их преставления захотели люди похоронить Петра внутри города, в соборной церкви Пречистой Богородицы, а Февронию — вне города, в женском монастыре, в церкви Воздвижения. И сделали им отдельные гробы и положили их врозь. Общий же гроб, который они повелели истесать из единого камня, остался стоять пустым в соборной церкви внутри города.
Наутро люди увидели, что их гробы пусты, и тела их обретаются внутри города, в соборной церкви, в едином гробе, который они повелели для себя истесать. Неразумные люди, которые и при жизни хотели их разлучить, не захотели оставить их вместе и после их преставления. Они снова переложили их в отдельные гробы и опять разнесли по разным местам. И снова наутро обрели их в едином гробе. Уже больше не осмеливались прикоснуться к святым лх телам и положили их в едином гробе, как они сами повелели, в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы внутри града. И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому.
1. Какими чувствами пронизаны поступки главных героев?
2. На что надеялась Феврония в трудные минуты жизни?
3. Почему вельможи и народ города стали просить героев вернуться назад?
Каковы особенности речи Февронии и как они Февронию характеризуют?
Долгие годы, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы и поговорки, песни и потешки, загадки и частушки, утешая, веселя.
Но вот в тихих кельях(1) монастырей начинают переписывать летописи, поучения. В X веке появляется древнерусская литература. «В ней сформировалось то удивительное чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой русской литературы нового времени, — утверждает исследователь древнерусской литературы Д. С. Лихачев. — Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь „обитаемый мир”, который стал характерен для нее в XIX веке».
В древнерусской литературе сохранилось много похвал книгам. Ценились они высоко. Летописец, желая похвалить Ярослава Мудрого, отмечал, что он прилежно читал днем и ночью. Книжные центры умножались на Русской земле, и свои летописания вместе с Киевом и Великим Новгородом завели Чернигов, Галич, Ростов, Владимир-Залесский. По свидетельствам литературоведов(2), над рукописной книгой трудились многие. Доброписец чернописный воспроизводил основной текст, статейный писец — вязь(3) киноварью, заставочный писец — заставки и буквицы, живописец иконный — миниатюры; златописец покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр. Златокузнец, среброкузнец и сканный(4) оформляли оклад(5).
2. Литературове́д — специалист, изучающий науку о художественной литературе.
3. Вязь — соединение, сплетение смежных букв в один сложный знак (например, в заглавиях старинных рукописей).
4 Скань — металлические покрытия на иконе, книге.
5. Окла́д — металлические покрытия на иконе, книге.
1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим. ». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)
2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» О времени возникновения «Повести о Петре и Февронии Муромских» идут споры. Одни исследователи относят ее к XV в., другие — к началу XVI-го. Судя по тому, что церковный культ Петра и Февронии в Муроме сложился уже во второй половине XV в., вероятнее, что «Повесть» в каком-то неизвестном нам первоначальном виде была составлена уже в это время. Однако свой окончательный вид «Повесть» приобрела, как это доказала сейчас Р. П. Дмитриева, под пером Ермолая Еразма — писателя, работавшего в середине XVI в.
«Повесть о Петре и Февронии» представляет собой соединение двух фольклорных сюжетов: одного о змее-соблазнителе и другого — о мудрой деве. Сюжеты эти в «Повести» соединены и приурочены к Мурому, а вся повесть претендует на историческую достоверность. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. – Л.: Худож. лит., 1987. – С. 3-342. См. подробнее на сайте «К уроку литературы». (вернуться)
4. Керами́ды — керамические плиты, обычно закрывающие погребения. (вернуться)
5. Пядь — старинная мера длины, равная расстоянию между концами растянутых пальцев — большого и указательного. (вернуться)
6. Блаже́нный — благой, добрый. (вернуться)
7. Возду́х — покров для чаши. (вернуться)
8. Ри́за — парчовое, тканное золотом или серебром одеяние без рукавов; верхнее церковное облачение священнослужителя. (вернуться)
- Не знаю что и думать запятая
- Не знаю что лестней для мудрости людской