система кодирования движений лица
Система кодирования движений лица
F.A.C.S. (Facial Action Conding System) представляет собой систему кодирования лицевой мимики, так называемый атлас лица. Система была разработана Полом Экманом, Уоллесом Фризеном и Ричардом Дэвидсоном в 1978 году. В 2002 году вышло обновленное издание. На данный момент система содержит в себе 500 страниц.Руководство не повествует об эмоциях, оно показывает действия, которые мышцы совершают и соответствуют их с эмоциями.
Зачем нужен FACS:
• Знание этой системы значительно упрощает процесс диагностики лжи.
• Помогает лучше распознавать эмоции и читать мимику.
• Облегчает процесс калибровки, так как намного проще запомнить изменения мимики в виде формулы, особенно если изменений на лице много. Например, 4С + L7B, что равно “заметно опустились брови и возникло незначительное напряжение в левом нижнем веке.
• Дает знание про мышцы лица, их движения и представление в разных степенях напряжения. Что поднимает умение калибровки, делает его точнее и качественнее.
• Понимание FACS дает возможность изучить EMFACS (Emotional FACS) – метод использования FACS для оценки только тех AU, которые имеют отношения к эмоциональным выражениям. Это дает навык точно определять основные эмоции, их комбинации и вариации.
Интенсивность.
Для обозначения интенсивности AU, в FACS к номеру AU добавляют латинские буквы от A по E по возрастанию интенсивности (например, 1Е):
• A — Слабо различимое (след)
• B — Незначительное
• C — Заметное или ярко выраженное
• D — Сильное или крайне заметное
• E — Предельное (максимальное)
Симметричность.
Двигательные единицы также могут быть:
• Двусторонние, симметричные (B — bilateral). Например, B1.
• Односторонние (U — unilateral). Например, U12, U14:
• левая (L — left). Например, L12. (отображается только на левой части лица)
• правая (R — right). Например, R14. (отображается только на правой части лица)
FACS или система кодирования лицевых движений
В 70-х годах минувшего столетия знаменитый специалист по выявлению лжи Пол Экман совершил в области профайлинга настоящий прорыв. В сотрудничестве с Уоллесом Фризеном он сумел разработать уникальную систему кодирования выражений лица, которая в оригинале получила наименование FACS. Эта аббревиатура расшифровывается как Facial Action Coding System.
FACS или система кодирования лицевых движений – это система, которая исчерпывающе описывает мимику, стала единственной в своем роде за счет своей научной объективности. Фиксируя все возможные выражения человеческих лиц, FACS получила распространение во всем мире. Ее можно справедливо назвать золотым стандартом, который используется в различных областях знания, где идет речь о связи эмоционального состояния и его мимических проявлений.
Профайлинг с математической точностью
FACS оперирует так называемыми единицами действия (ЕД), имеющими свои коды. Уоллес и Экман создали систему кодирования выражения лиц путем сведения воедино всех возможных сочетаний ЕД, а также исчерпывающих правил их считывания и толкования. Система описана на 500-х страницах довольно увлекательной, но требующей максимального погружения в анализ научной работы.
Так, например, в ней исследованы и описаны все существующие движения губ, которые могут вытягиваться, раздвигаться, стягиваться, распластываться, сужаться и сжиматься (всего 6 возможных движений). Также внимание в научной работе уделяется 4-м видам состояний кожи, которая находится между щеками и глазами: изменения могут быть представлены мешками и мешочками, выпуклостями и морщинками. Авторы последовательно описывают крайне важные отличия, существующие между носогубными складками и складками под глазами, которые обязательно должен иметь в виду специалист-профайлер.
Система FACS так успешно зарекомендовала себя как документальный и объективный подход к изучению мимики, что новые статьи на тему исследований мимических выражений и эмоций, которые не основывались на ней, попросту не допускались к публикации в серьезных научных журналах.
Области применения FACS
Популярность системы кодирования выражений лица привела к тому, что FACS стала использоваться во многих смежных областях, имеющих лишь косвенное отношение к детекции лжи и профайлингу.
Так, она успешно применяется известными специалистами в области исследования внутрисемейных отношений, так как позволяет достоверно изучать и определять эмоциональное состояние супругов, желающих наладить разлаженные отношения.
Помимо подобного применения, FACS используется и в области медицины, так как позволяет визуально определять психические заболевания, сердечно-сосудистые патологии и многие другие недуги.
Удивительно, но даже ведущие кинокомпании, которые известны широкой публике по мультфильмам «История игрушек» и «Шрек», также использовали в создании своей мультипликации разработки Экмана и Уоллеса.
Для того, чтобы освоить систему кодирования выражений лица на достаточном уровне, необходимо несколько месяцев обучения. Система довольно сложна для понимания и требует отработки на практике, поэтому на данный момент сертификатами на применение системы владеют лишь пятьсот человек во всем мире. Тот, кто сумеет набраться терпения и освоить FACS полностью, станет обладателем мощнейшего инструмента, помогающего понимать эмоции окружающих.
Единицы действия как основа FACS
Анализ движения – это основа системы кодирования выражений лиц, поэтому динамика мимических актов исследуется прежде всего. Динамика, в отличие от статичного выражения, дает более точную информацию, поэтому анализ видео всегда намного информативнее и достовернее, чем анализ фотографии.
Единицы действия, сокращаемые как «ЕД», в оригинале звучат как Action Units (AUs). Почему именно они берутся во внимание, а не движения мышц? На это есть следующие причины:
единица действия заключает в себе движение мускулов, количество которых больше 1, так как изменения в мимическом выражении не могут быть различимыми. Исключение составляют лишь несколько выражений;
существуют случаи, при которых один мускул производит такие изменения выражения лица, которые могут делиться на 2 или более единицы действия.
Система кодирования выражений лиц содержит специальный кодировщик, который разбирает выражение лица как с т.з. единиц действия, так и со стороны длительности такого выражения, его интенсивности и асимметрии. Коды системы носят описательный характер и не составляют заключения о поведении человека и его значении.
Иными словами, FACS способна кодировать все возможные анатомически мимические выражения лица. Составляющие кодировку коды описывают конкретные ЕД.
Рассмотрим примеры наложения ЕД друг на друга, которое позволяет вычленить сложное выражение, по которому мы судим о той или иной эмоции:
Эмоция счастья. При ней происходит сочетание единиц действия под номерами 6 (AU6) и 12 (AU12). Эмоция обеспечивается мускулами, приподнимающими щеку (орбикулярными скуловыми мышцами) и главными скуловыми мускулами, приподнимающими уголки рта.
Эмоция страха. В ней задействованы единицы действия №1, №2 и №4 (соответственные AUs по кодировщику), или же в максимально выраженном варианте + №5 и №20. Единицы действия №25-27 могут как принимать участие в эмоции страха, так и не проявляться в ней, т.е. являются вспомогательными, необязательными. Иными словами, такая эмоция считывается нами за счет слаженной работы: поднимающей внешней надбровной мышцы; поднимающей внутренней надбровной мышцы; опускающих брови надбровных мускулов-угнетателей; мышц, поднимающих верхние веки; мускула смеха, растягивающего губы; губного мускула-угнетателя, раздвигающего губы; жевательных мышц, опускающих челюсть.
Эмоция отвращения. Ее мы считываем в основном тогда, когда человек морщит нос. Главным образом такое выражение появляется за счет ЕД №9, когда работает мускул, поднимающий крылья носа и верхнюю губу. Но в ряде случаев правило не соблюдается и срабатывает ЕД №10. Оба варианта могут как существовать сами по себе, так и сочетаться с единицами действия №15, №16 или №17 (с подъемом подбородка).
Оценка интенсивности и симметрии
Все ЕД могут иметь ту или иную степень интенсивности, которая учитывается в коде и шифруется латинскими буквами А-Е:
А – единица действия слабо различима;
В – ЕД незначительно выражена;
С – единица действия заметна или ярко выражена;
D – ЕД выражена крайне сильно;
Е – единица действия имеет предельно возможную интенсивность.
Шифр 1А, к примеру, означает едва различимое поднятие уголков бровей.
Что касается симметричности, то она оценивается, исходя из вертикальной воображаемой оси лица человека. Для обозначения симметрии и асимметрии так же используются латинские буквы:
В – билатеральное, симметричное, двустороннее проявление ЕД, которое может обозначаться, например, так: В1;
U – унилатеральное, одностороннее, асимметричное проявление ЕД;
L – левая асимметрия (от англ. «left»);
R – правая асимметрия (от англ. «right»).
В заключение стоит отметить, что система FACS вполне пригодна для самостоятельного обучения, и освоить ее может любой желающий. Сегодня существует достаточное количество источников для самообучения, начиная руководствами, и заканчивая семинарами. Также имеется возможность получить сертификат, который удостоверяет необходимый уровень подготовки специалиста-профайлера.
Содержание
Использует
Использование FACS [5] Человеческие кодеры могут вручную кодировать практически любое анатомически возможное выражение лица, деконструируя его на определенные единицы действия (AU) и их временные сегменты, которые произвели это выражение. Поскольку AU не зависят от какой-либо интерпретации, их можно использовать для любого процесса принятия решений более высокого уровня, включая распознавание основных эмоций, или предварительно запрограммированные команды для окружающей интеллектуальной среды. Руководство FACS занимает более 500 страниц и предоставляет AU, а также интерпретацию их значения Экманом.
FACS определяет AU, которые представляют собой сокращение или расслабление одной или нескольких мышц. Он также определяет ряд дескрипторов действий, которые отличаются от AU тем, что авторы FACS не указали мышечную основу для действия и не различают конкретные поведения так же точно, как для AU.
Например, FACS можно использовать для различения двух типов улыбается следующее: [6]
Хотя маркировка выражений в настоящее время требует обученных экспертов, исследователи добились определенных успехов в использовании компьютеров для автоматической идентификации кодов FACS. [7] Компьютерные графические модели лиц, например КАНДИД или Artnatomy, позволяют искусственно создавать выражения, задавая желаемые единицы действия.
Было предложено использовать FACS для анализа депрессия, [8] а также измерение боли у пациентов, не способных выражать свои мысли вербально. [9]
FACS предназначен для самообучения. Люди могут изучить эту технику из ряда источников, включая руководства и семинары, [10] и получить сертификат путем тестирования. [11] Оригинальный FACS был модифицирован для анализа движений лица у нескольких нечеловеческих приматов, а именно: шимпанзе, [12] макаки-резус, [13] гиббоны и сиаманги, [14] и орангутаны. [15] Совсем недавно он был разработан также для домашних животных, в том числе для собак, [16] лошадь [17] и кот. [18] Подобно FACS человека, FACS животных имеет онлайн-руководства для каждого вида с соответствующими сертификационными тестами. [19]
Таким образом, FACS можно использовать для сравнения репертуаров лиц разных видов из-за его анатомической основы. Исследование, проведенное Виком и другими (2006), предполагает, что FACS можно модифицировать, принимая во внимание различия в основной морфологии. Такие соображения позволяют сравнить гомологичные лицевые движения людей и шимпанзе, чтобы показать, что выражения лиц обоих видов являются результатом чрезвычайно заметных изменений внешнего вида. Разработка инструментов FACS для разных видов животных позволяет объективно и анатомически изучать выражения лица в коммуникативном и эмоциональном контексте. Кроме того, межвидовой анализ мимики может помочь ответить на интересные вопросы, например, какие эмоции присущи только человеку. [20]
EMFACS (Система кодирования эмоционального лица) [21] и FACSAID (Словарь интерпретации, влияющий на систему кодирования движений лица) [22] рассматривать только эмоции, связанные с действиями лица. Примеры из них:
Эмоции | Единицы действия |
---|---|
Счастье | 6+12 |
Печаль | 1+4+15 |
Сюрприз | 1 + 2 + 5B + 26 |
Страх | 1+2+4+5+7+20+26 |
Гнев | 4+5+7+23 |
Отвращение | 9+15+17 |
Презрение | R12A + R14A |
Коды для боевых единиц
Для наиболее точной аннотации FACS предлагает согласие как минимум двух независимых сертифицированных кодировщиков FACS.
Оценка интенсивности
Другие модификаторы букв
Существуют и другие модификаторы, присутствующие в кодах FACS для эмоциональных выражений, такие как «R», который представляет действие, которое происходит с правой стороны лица, и «L» для действий, которые происходят с левой стороны. Одностороннее действие (происходит только на одной стороне лица), но не имеющее определенной стороны, обозначается буквой «U», а действие, которое является односторонним, но имеет более сильную сторону, обозначается буквой «A».
Список единиц действия и дескрипторов действий (с основными лицевыми мышцами)
Основные коды
Номер Австралии | Имя FACS | Мышечная основа |
---|---|---|
0 | Нейтральное лицо | |
1 | Поднятие внутренней брови | frontalis (pars medialis) |
2 | Поднятие наружных бровей | frontalis (латеральная часть) |
4 | Опускание бровей | депрессор глабеллы, депрессор supercilii, corrugator supercilii |
5 | Подъемник верхнего века | levator palpebrae superioris, верхняя тарзальная мышца |
6 | Поднятие щеки | Круговая мышца глаза (pars orbitalis) |
7 | Фиксатор крышки | Круговая мышца глаза (pars palpebralis) |
8 | Губы друг к другу | orbicularis oris |
9 | Средство для морщин для носа | levator labii superioris alaeque nasi |
10 | Подъем верхней губы | levator labii superioris, caput infraorbitalis |
11 | Носогубный углубитель | малая скуловая мышца |
12 | Съемник углов кромки | большая скуловая мышца |
13 | Съемник с острыми губами | леватор anguli oris (также известный как Caninus) |
14 | Ямочка | букцинатор |
15 | Депрессор уголков губ | депрессор anguli oris (также известный как треугольный) |
16 | Депрессор нижней губы | depressor labii inferioris |
17 | Подбородок | mentalis |
18 | Сморщивание губ | incisivii labii superioris и incisivii labii inferioris |
19 | Язык показать | |
20 | Носилки для губ | ризорий ж / платизма |
21 | Утяжелитель шеи | платизма |
22 | Воронка для губ | orbicularis oris |
23 | Подтяжка губ | orbicularis oris |
24 | Прессор для губ | orbicularis oris |
25 | Часть губ | depressor labii inferioris, или расслабление mentalis или orbicularis oris |
26 | Челюсть отвисла | жеребец; расслабленный височная и внутренний крыловидный |
27 | Растяжка рта | крыловидные кости, двубрюшный |
28 | Сосать губы | orbicularis oris |
Коды движения головы
Номер Австралии | Имя FACS | Действие |
---|---|---|
51 | Поверните налево | |
52 | Поверните направо | |
53 | Возглавить | |
54 | Головой вниз | |
55 | Наклон головы влево | |
M55 | Наклон головы влево | Возникновению симметричной 14 непосредственно предшествует или сопровождается наклоном головы влево. |
56 | Наклон головы вправо | |
M56 | Наклон головы вправо | Возникновению симметричной 14 сразу предшествует или сопровождается наклоном головы вправо. |
57 | Вперед | |
M57 | Выталкивание головы вперед | Начало 17 + 24 непосредственно предшествует, сопровождается или сопровождается выпадом головы вперед. |
58 | Назад | |
M59 | Встряхните голову вверх и вниз | Начало 17 + 24 непосредственно предшествует, сопровождается или сопровождается покачиванием головой вверх-вниз (кивком). |
M60 | Покачать головой из стороны в сторону | Начало 17 + 24 непосредственно предшествует, сопровождается или сопровождается покачиванием головы из стороны в сторону. |
M83 | Двигайтесь вверх и в сторону | Возникновению симметричной 14 непосредственно предшествует или сопровождается движением головы вверх, поворотом и / или наклоном влево или вправо. |
Коды движения глаз
Номер Австралии | Имя FACS | Действие |
---|---|---|
61 | Глаза поворачиваются налево | |
M61 | Глаза остались | Возникновению симметричного 14-го сразу предшествует или сопровождается движением глаз влево. |
62 | Глаза поворачиваются направо | |
M62 | Глаза прямо | Возникновению симметричного 14-го сразу предшествует или сопровождается движением глаз вправо. |
63 | Глаза вверх | |
64 | Глаза вниз | |
65 | Судак | |
66 | Косоглазие | |
M68 | Закатывание глаз вверх | Возникновению симметричного 14-го типа сразу предшествует или сопровождается закатыванием глаз вверх. |
69 | Глаза расположены так, чтобы смотреть на другого человека | 4, 5 или 7, по отдельности или в комбинации, появляются, когда положение глаз фиксируется на другом человеке в разговоре. |
M69 | Голова и / или глаза смотрят на другого человека | Возникновение симметричных 14 или ЕД 4, 5 и 7, по отдельности или в комбинации, непосредственно предшествует или сопровождается движением глаз или головы и глаз, чтобы посмотреть на другого человека в разговоре. |
Коды видимости
Номер Австралии | Имя FACS |
---|---|
70 | Брови и лоб не видны |
71 | Глаза не видны |
72 | Нижняя часть лица не видна |
73 | Лицо целиком не видно |
74 | Неизвестный |
Кодексы грубого поведения
Эти коды зарезервированы для записи информации о грубом поведении, которое может иметь отношение к оцениваемым мимическим действиям.
По ту сторону слов
Развитый речевой аппарат и способность членораздельно произносить слова — один из важнейших факторов, сделавших животное человеком. Тем не менее вербальная (словесная) часть занимает в человеческой коммуникации всего лишь от 20 до 40%. Остальное — «невербалика».
Чтобы проиллюстрировать, что общение — это не только слова, мы приведем широко известный пример: телефонный разговор. Насколько чаще случается не понимать друг друга при невозможности смотреть на собеседника! Казалось бы, все слова сказаны, все проговорено не по одному разу — но снова и снова чего-то не хватает. Нам кажется: вдруг человек по ту сторону телефонной линии лишь делает вид, что серьезен, а на самом деле едва сдерживает смех, зевает от скуки или еще что-нибудь в таком роде?
Еще хуже дело обстоит с общением по переписке, когда мы не только не видим собеседника, но даже не слышим интонаций его голоса. Ситуацию отчасти спасают смайлики, неизменный атрибут сетевого эпистолярного жанра, но и они по большому счету не то. Ничто не заменит возможности видеть человека, слышать его, а при необходимости дотронуться и убедиться, что он настоящий.
Существует наука, занимающаяся невербальными компонентами коммуникации, есть и прикладные наработки, которыми может воспользоваться любой желающий. А некоторым людям способность видеть, что находится по ту сторону слов, дана от природы.
Научная невербалика
Называется упомянутая наука паралингвистикой, она возникла на рубеже 1940–1950-х годов в США. Предмет ее интереса в настоящее время — комплекс явлений, представляющих собой часть человеческой коммуникации, но невербализуемых. Пусть вас не пугает сомнительная приставка «пара-»: в данном случае она обозначает «около, рядом», то есть, по сути, мы исследуем явления, находящиеся близко к лингвистике, но не входящие в сферу ее изучения.
Еще в 1930-х советский лингвист Николай Юшманов начал исследования различных звуковых средств, обогащающих речь, но не передающихся (или передающихся лишь приблизительно) с помощью фонем языка. Он назвал эту область «экстранормальной фонетикой». К ней относятся всевозможные хмыканья, покашливания, присвистывания, междометия и звукоподражания, а также смех. На первый взгляд оно кажется несерьезным, но на самом деле все это код, несущий не меньше информации, чем собственно язык: мы куда чаще используем «неа» (которое на самом деле что-то вроде «м-м»), «угу» и «ага» вместо «да» и «нет», мы произносим что-то похожее на «хм-м-м. », когда хотим сообщить, что нам нужно время подумать, а в смешки, всевозможные «ха-ха», «хе-хе» и «хи-хи» можно вложить бездну смыслов, равно как и в междометия вроде «о-о. », «у-у. », «ы-ы. ».
Другое направление, которым занимается паралингвистика, — это фонационные особенности речи — то, как именно люди произносят слова. К средствам этой категории относятся интонация, тембр, громкость, скорость и внятность произношения, голосовые акценты отдельных слов и т. п. Одну и ту же фразу можно произнести так, что она будет иметь противоположные значения.
Еще одна дисциплина (кто-то из исследователей относит ее к паралингвистике, кто-то выносит в отдельную науку) называется «кинесикой». Она занимается изучением жестикуляции, телодвижений и поз, сопровождающих коммуникацию, а также мимики, передающей эмоции. О жестах, позах и выражениях лица будет отдельный рассказ, эти части коммуникационного процесса способны транслировать информации едва ли не больше, чем собственно слова.
Направление, изученное значительно хуже, — это проксемика, занимающаяся пространством и временем в контексте знаковых систем. Термин ввел американский антрополог Эдвард Холл, он же положил начало исследованиям в этом направлении. Те или иные дистанции между людьми в различных контекстах могут восприниматься по-разному; согласно Холлу, можно выделить четыре основные дистанции: интимную (0–0,5 м), личностную (0,5–1,2 м), социальную (1,2–3,65 м) и общественную (более 3,65 м). Можно спокойно относиться к тому, что родные и друзья во время общения подходят близко, иногда вплотную, но если чужой человек будет нависать над вами и хлопать по плечам, это, скорее всего, вызовет неприятие, чувство угрозы; посторонних комфортнее воспринимать с дистанции в пару метров — но представьте, если любимый человек станет держаться от вас на расстоянии!
А вообще передавать информацию без слов можно разными способами: одеждой, украшениями, макияжем (например, можно вспомнить понятия «дресс-код» и «встреча без галстуков»); запахами (в европейских культурах обонянию уделяется чрезвычайно мало внимания, но на востоке запах — очень значимая часть восприятия собеседника); движениями глаз и зрительными контактами («выдержать чей-то взгляд», или «отвести глаза», или «стрелять глазками»), кроме того, у разных народов существуют сложные ритуалы, например, совместного приема пищи или встречи после долгого расставания, в традиционную часть которых обычно вплетается множество косвенной, несловесной информации.
Зачем вы меня обманываете?
Все средства невербальной коммуникации по происхождению делятся на две категории: культурно обусловленные и биологические. Если первые, как правило, совершаются осознанно или полуосознанно, то вторые, уходящие корнями в глубину эволюции Homo sapiens, не осознаются и слабо поддаются контролю. Хотим мы того или нет, но если есть стимул — мы улыбаемся, смеемся, плачем, краснеем или отдергиваем руку от чего-то опасного либо неприятного.
Случается, эти неконтролируемые действия входят в противоречие с тем, что мы говорим словами, – и выдают нас с головой. Иной соврет — и давай бегать глазами по стенам, или говорит, что ему интересно, а сам едва не зевает. И это видят все окружающие. А даже если не видят, то чувствуют фальшь, противоречие. Такое несоответствие поведения словам психологи называют «неконгруэнтностью».
С необходимостью прятать ложь рано или поздно сталкиваются все. Обычно это происходит в раннем детстве, и некоторые впоследствии изрядно преуспевают в этом навыке. До поры единственным средством, на которое приходилось полагаться при общении с обманщиками, была собственная природная проницательность, пока однажды американский психолог Пол Экман не взялся за это явление научной хваткой и не разработал «теорию лжи».
Система кодирования лицевых движений
В 1978 году профессор Пол Экман и его коллега Уоллес Фризен разработали систему FACS, позволяющую кодировать, то есть записывать в виде буквенно-цифровых последовательностей, любые выражения человеческого лица, соответствующие всевозможным эмоциям (всего до 7000 вариантов).
Список двигательных единиц и дескрипторов
0: лицо не выражает ничего.
1–46 (кроме 40): задействованные двигательные единицы (каждая цифра — это отдельная лицевая мышца или группа мышц).
51–60 и 83: движения головы (повороты, наклоны, кивки).
61–69: движения глаз.
70–74: коды видимости (показывают, что какая-то часть лица не видна).
40, 50, 80–82, 84–85, 91–92, 97–98: коды общего поведения (дрожь, пожатие плечами, глотание и др.).
Буквы A–E: степень интенсивности двигательной единицы.
Буквы B, U, L, R: симметричность / несимметричность движения.
Примеры кодировки эмоций:
искренняя улыбка («улыбка Дюшена»): 6+12
неискренняя («американская») улыбка: 12
брезгливость: 9
страх: 1+2+4+5+20+26
презрение: R12A+R14A
Первоначально выражения кодировались вручную, но сегодня существуют компьютерные программы, позволяющие как считывать, так и воспроизводить практически любое возможное сочетание двигательных единиц.
Избранные коды мышц лица по Экману
1, 2 — лобная мышца
4 — мышца гордецов
6, 7, 22–24 — круговая мышца глаза
8 — круговая мышца рта
9, 10 — квадратная мышца верхней губы
11 — малая скуловая мышца
12 — большая скуловая мышца
13 — мышца, поднимающая угол рта
14 — щечная мышца
15 — мышца, опускающая угол рта
17 — подбородочная мышца
38, 39 — носовая мышца
По определению Экмана, ложь — это намеренное решение ввести в заблуждение человека, которому адресована информация, без предупреждения о своем намерении сделать это. Сюда относится не только сообщение заведомо недостоверных сведений, но и умалчивание, полуправда, различные используемые в разговоре хитрости и даже истина, поданная под видом неправды, — всё это значит «ввести в заблуждение».
Есть целая система изменений в поведении, выдающих неискренность человека. Еще больше о человеке говорят проявляемые эмоции — их трудно натуралистично подделать, искусственный смех всегда звучит и выглядит чуть по-другому, чем искренний, настоящий. Выдают человека и микровыражения его лица. Микровыражениями называются мимические движения, быстро подавляемые (они длятся не дольше четверти секунды), соответствующие эмоциям, испытываемым на самом деле. Большинство людей не обращают на них внимания, а зря.
Это похоже на то, как работает детектор лжи, но и здесь недостаточно уметь фиксировать малейшие несоответствия эмоций и изменения в поведении. Надо понимать, как правильно интерпретировать полученную информацию, а это отнюдь не просто. Обычно бывает как: мы подозреваем человека в чем-то, потом видим подтверждение его неискренности (например, он стал волноваться) и думаем: «ага! попался!» — а между тем причиной для его волнения могло быть что угодно, и ваше пристальное внимание в том числе. Впрочем, этому можно научиться, — например, по книгам Пола Экмана, которые выходили на русском языке.
Язык телодвижений
Те невербальные элементы коммуникации, которые заложены в человеческую природу, зачастую не только воспроизводятся невольно, но и воспринимаются собеседником неосознанно. Этим вполне можно пользоваться; искренние эмоции подделать трудно, позы и жесты — куда проще. Главное знать, что и какую информацию несет.
Исследование языка телодвижений связано с именем австралийца Алана Пиза. В отличие от Пола Экмана, Алан не ученый в академическом смысле этого слова — он как раз из тех, кого природа наделила наблюдательностью и способностью анализировать увиденное. Алан с детства работал — сначала коммивояжером, потом страховым агентом — в таких неблагодарных областях, где ты либо гений коммуникации, либо тебя гонят взашей от каждой двери. Именно ему принадлежит известная фраза: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Алан Пиз в совершенстве постиг искусство располагать к себе людей, используя язык телодвижений, а потом написал об этом книгу и стал миллионером. Он больше не торгует вразнос, теперь он ездит по разным странам с лекциями и консультирует крупнейшие корпорации.
Итак, что же это за позы, жесты и движения, и что за информацию люди передают друг другу с их помощью? Интересно понаблюдать за собой и за окружающими, обращая внимание на несловесные, часто неосознаваемые сообщения, транслируемые собеседникам или обществу вообще. Большая часть их происходит из доисторического прошлого Homo sapiens, а потому обозначают они самые что ни на есть первобытные проявления человеческой натуры: стремление доминировать, разные формы агрессии либо, наоборот, пассивность, готовность подчиняться, потребность в защите. Отдельный большой пласт представляют всевозможные знаки внимания к сексуально привлекательным субъектам противоположного пола.
Флирт как кодовая система
Это сегодня под словосочетанием «строить глазки» понимают только умение посматривать на объект своего интереса соблазнительно и таинственно, а вот в целомудренном XIX веке это была целая кодовая система, с помощью которой влюбленные могли незаметно для окружающих обмениваться сообщениями.
Подмигивания разными глазами, в разной последовательности и с разной продолжительностью, прикосновения пальцами к векам и прочие как бы естественные действия могли означать «Я тебя (не) люблю», «Осторожно, на нас смотрят», «Я замужем» и многое другое.
Человека, властного от природы либо чувствующего себя хозяином ситуации, можно узнать по манере закладывать руки за спину, прислоняться плечом или рукой к стене, как бы обозначая претензии на территорию; садясь, такой человек с вероятностью оседлает стул, поставив его спинкой вперед, либо закинет ноги на стол или еще куда-нибудь — он чувствует себя вольготно в пространстве, которое считает своим. Напротив, субъект неуверенный, готовый идти на уступки, становится как будто меньше ростом, сутулясь, — старается «не высовываться».
Если человек волнуется, то нередко он грызет ногти, или ручку, или еще что-нибудь, что подвернется, либо просто то и дело тянет пальцы в рот. Различные прикосновения к лицу означают, что человек либо говорит, либо слышит ложь; наиболее непосредственное проявление этого жеста — рука, прикрывающая рот или лицо. Однако если человек держится за подбородок, это значит, что в настоящий момент он, скорее всего, принимает какое-то решение.
Скрещенные на груди руки или нога, закинутая за ногу, — это знак, что человек чего-то опасается или не согласен с тем, что слышит; вообще перекрещенные конечности — это барьер, попытка отгородиться от противника. Если руки на поясе — значит, человек не просто не согласен, но и готов дать отпор. Об этом же свидетельствует и низкий наклон головы, взгляд исподлобья. В противоположность этому человек, руки которого не перекрещены и никуда не уперты, а большую часть времени обращены ладонями к собеседнику, благорасположен или пытается казаться таковым. Это только основные, наиболее широко известные жесты и позы, за исчерпывающим перечислением можно обратиться к книге Алана Пиза «Язык телодвижений».
В завершение материала следует сделать оговорку: не надо воспринимать отдельно взятые жесты как стопроцентную истину. Если человек положил ногу на ногу, это может значить, что он с вами не согласен, но в равной степени может оказаться, что у него мерзнут ноги или он хочет в туалет; если он то и дело трогает себя за нос — вполне возможно, что у него, скажем, насморк. Жесты-знаки и позы-знаки проявляются комплексно: чем больше подтверждений вы увидели, тем вернее ваша догадка. Ну и наконец, всегда следует делать поправку на контекст, в котором проходит общение.