система кодирования лицевых движений facs
Система кодирования лицевых движений facs
F.A.C.S. (Facial Action Conding System) представляет собой систему кодирования лицевой мимики, так называемый атлас лица. Система была разработана Полом Экманом, Уоллесом Фризеном и Ричардом Дэвидсоном в 1978 году. В 2002 году вышло обновленное издание. На данный момент система содержит в себе 500 страниц.Руководство не повествует об эмоциях, оно показывает действия, которые мышцы совершают и соответствуют их с эмоциями.
Зачем нужен FACS:
• Знание этой системы значительно упрощает процесс диагностики лжи.
• Помогает лучше распознавать эмоции и читать мимику.
• Облегчает процесс калибровки, так как намного проще запомнить изменения мимики в виде формулы, особенно если изменений на лице много. Например, 4С + L7B, что равно “заметно опустились брови и возникло незначительное напряжение в левом нижнем веке.
• Дает знание про мышцы лица, их движения и представление в разных степенях напряжения. Что поднимает умение калибровки, делает его точнее и качественнее.
• Понимание FACS дает возможность изучить EMFACS (Emotional FACS) – метод использования FACS для оценки только тех AU, которые имеют отношения к эмоциональным выражениям. Это дает навык точно определять основные эмоции, их комбинации и вариации.
Интенсивность.
Для обозначения интенсивности AU, в FACS к номеру AU добавляют латинские буквы от A по E по возрастанию интенсивности (например, 1Е):
• A — Слабо различимое (след)
• B — Незначительное
• C — Заметное или ярко выраженное
• D — Сильное или крайне заметное
• E — Предельное (максимальное)
Симметричность.
Двигательные единицы также могут быть:
• Двусторонние, симметричные (B — bilateral). Например, B1.
• Односторонние (U — unilateral). Например, U12, U14:
• левая (L — left). Например, L12. (отображается только на левой части лица)
• правая (R — right). Например, R14. (отображается только на правой части лица)
Глава 3. Визуальная психосемиотика. Стратегии (модели) оценки информации.
§ 10. Лицо как мультисигнальная система. Особенности кодирования лицевых движений (FACS и EmFACS).
Система кодирования лицевых движений (СКЛД — FACS) представляет собой систему для таксономизации выражений лица человека, изначально разработанную Полом Экманом и Уоллесом Фризеном в 1978 г. Это общепринятый стандарт систематической классификации физического выражения эмоций, и она доказала свою пользу для психологов.
С использованием СКЛД можно вручную закодировать практически любое, анатомически возможное выражение лица, конструируя его из действий конкретных единиц действия (ЕД) и требуемого ими времени для воспроизведения того или иного выражения лица. В то время как ЕД являются независимыми, они могут быть использованы для любого принятия решения высшего порядка, в том числе и для распознавания эмоций.
Руководство СКЛД — это более 500 страниц, в которых представлены ЕД и мнение доктора Пола Экмана об их интерпретации.
СКЛД определяет единицы действия, которые сокращают или расслабляют одну или более мышц. Она также определяет номера действия дескрипторов, которые отличаются от единицы действия тем, что авторы СКЛД не указали мышечную основу для совершения действий и они не проявляются в поведении настолько точно, насколько точно проявляются ЕД.
Например, СКЛД может быть использована для определения двух типов улыбок следующим образом: неискренняя намеренная улыбка ( сокращение только главной скуловой мышцы); искренняя и невольная улыбка (сокращение главной скуловой мышцы и нижней части круговой мышцы глаза).
Хотя маркировка выражений лица в настоящее время и требует обученных экспертов, исследователи в этой области добились определенных успехов в использовании компьютеров для автоматической идентификации кодов СКЛД, и тем самым определяя типы эмоций.
СКЛД была предложена для анализа степени депрессии, измерения боли у пациентов, которые не в состоянии говорить.
Примеры применения: полиция, спецслужбы, антитерроризм и т. д.; психология и психотерапия; работа интервьера (HR) и журналиста; ведение переговоров и т. д.
Система кодирования лицевых движений — это детализированное техническое руководство, объясняющее, как категоризировать мимические движения, базируясь на мышцах, которые их производят, т. е. на том, каким образом сокращения мышц связаны с внешними проявлениями. Оно иллюстрирует изменения выражения лица, используя письменные описания, фотографии и цифровые видеообразцы. Проработка упражнений, предложенных в руководство СКЛД (FacsManual), позволяет развить осознавание и чувствительность к малозаментным лицевым выражениям, что может быть полезно для психотерапевтов, интервьеров и других практиков, которые должны хорошо разбираться в межличностной коммуникации.
П. Экман и У. Фризен также разработали EmFACS, или ЭСКЛД (Эмоциональная Система Кодирования Лицевых Движений), которая рассматривает эмоции, связанные только с лицевыми движениями. Например:
FACS или система кодирования лицевых движений
В 70-х годах минувшего столетия знаменитый специалист по выявлению лжи Пол Экман совершил в области профайлинга настоящий прорыв. В сотрудничестве с Уоллесом Фризеном он сумел разработать уникальную систему кодирования выражений лица, которая в оригинале получила наименование FACS. Эта аббревиатура расшифровывается как Facial Action Coding System.
FACS или система кодирования лицевых движений – это система, которая исчерпывающе описывает мимику, стала единственной в своем роде за счет своей научной объективности. Фиксируя все возможные выражения человеческих лиц, FACS получила распространение во всем мире. Ее можно справедливо назвать золотым стандартом, который используется в различных областях знания, где идет речь о связи эмоционального состояния и его мимических проявлений.
Профайлинг с математической точностью
FACS оперирует так называемыми единицами действия (ЕД), имеющими свои коды. Уоллес и Экман создали систему кодирования выражения лиц путем сведения воедино всех возможных сочетаний ЕД, а также исчерпывающих правил их считывания и толкования. Система описана на 500-х страницах довольно увлекательной, но требующей максимального погружения в анализ научной работы.
Так, например, в ней исследованы и описаны все существующие движения губ, которые могут вытягиваться, раздвигаться, стягиваться, распластываться, сужаться и сжиматься (всего 6 возможных движений). Также внимание в научной работе уделяется 4-м видам состояний кожи, которая находится между щеками и глазами: изменения могут быть представлены мешками и мешочками, выпуклостями и морщинками. Авторы последовательно описывают крайне важные отличия, существующие между носогубными складками и складками под глазами, которые обязательно должен иметь в виду специалист-профайлер.
Система FACS так успешно зарекомендовала себя как документальный и объективный подход к изучению мимики, что новые статьи на тему исследований мимических выражений и эмоций, которые не основывались на ней, попросту не допускались к публикации в серьезных научных журналах.
Области применения FACS
Популярность системы кодирования выражений лица привела к тому, что FACS стала использоваться во многих смежных областях, имеющих лишь косвенное отношение к детекции лжи и профайлингу.
Так, она успешно применяется известными специалистами в области исследования внутрисемейных отношений, так как позволяет достоверно изучать и определять эмоциональное состояние супругов, желающих наладить разлаженные отношения.
Помимо подобного применения, FACS используется и в области медицины, так как позволяет визуально определять психические заболевания, сердечно-сосудистые патологии и многие другие недуги.
Удивительно, но даже ведущие кинокомпании, которые известны широкой публике по мультфильмам «История игрушек» и «Шрек», также использовали в создании своей мультипликации разработки Экмана и Уоллеса.
Для того, чтобы освоить систему кодирования выражений лица на достаточном уровне, необходимо несколько месяцев обучения. Система довольно сложна для понимания и требует отработки на практике, поэтому на данный момент сертификатами на применение системы владеют лишь пятьсот человек во всем мире. Тот, кто сумеет набраться терпения и освоить FACS полностью, станет обладателем мощнейшего инструмента, помогающего понимать эмоции окружающих.
Единицы действия как основа FACS
Анализ движения – это основа системы кодирования выражений лиц, поэтому динамика мимических актов исследуется прежде всего. Динамика, в отличие от статичного выражения, дает более точную информацию, поэтому анализ видео всегда намного информативнее и достовернее, чем анализ фотографии.
Единицы действия, сокращаемые как «ЕД», в оригинале звучат как Action Units (AUs). Почему именно они берутся во внимание, а не движения мышц? На это есть следующие причины:
единица действия заключает в себе движение мускулов, количество которых больше 1, так как изменения в мимическом выражении не могут быть различимыми. Исключение составляют лишь несколько выражений;
существуют случаи, при которых один мускул производит такие изменения выражения лица, которые могут делиться на 2 или более единицы действия.
Система кодирования выражений лиц содержит специальный кодировщик, который разбирает выражение лица как с т.з. единиц действия, так и со стороны длительности такого выражения, его интенсивности и асимметрии. Коды системы носят описательный характер и не составляют заключения о поведении человека и его значении.
Иными словами, FACS способна кодировать все возможные анатомически мимические выражения лица. Составляющие кодировку коды описывают конкретные ЕД.
Рассмотрим примеры наложения ЕД друг на друга, которое позволяет вычленить сложное выражение, по которому мы судим о той или иной эмоции:
Эмоция счастья. При ней происходит сочетание единиц действия под номерами 6 (AU6) и 12 (AU12). Эмоция обеспечивается мускулами, приподнимающими щеку (орбикулярными скуловыми мышцами) и главными скуловыми мускулами, приподнимающими уголки рта.
Эмоция страха. В ней задействованы единицы действия №1, №2 и №4 (соответственные AUs по кодировщику), или же в максимально выраженном варианте + №5 и №20. Единицы действия №25-27 могут как принимать участие в эмоции страха, так и не проявляться в ней, т.е. являются вспомогательными, необязательными. Иными словами, такая эмоция считывается нами за счет слаженной работы: поднимающей внешней надбровной мышцы; поднимающей внутренней надбровной мышцы; опускающих брови надбровных мускулов-угнетателей; мышц, поднимающих верхние веки; мускула смеха, растягивающего губы; губного мускула-угнетателя, раздвигающего губы; жевательных мышц, опускающих челюсть.
Эмоция отвращения. Ее мы считываем в основном тогда, когда человек морщит нос. Главным образом такое выражение появляется за счет ЕД №9, когда работает мускул, поднимающий крылья носа и верхнюю губу. Но в ряде случаев правило не соблюдается и срабатывает ЕД №10. Оба варианта могут как существовать сами по себе, так и сочетаться с единицами действия №15, №16 или №17 (с подъемом подбородка).
Оценка интенсивности и симметрии
Все ЕД могут иметь ту или иную степень интенсивности, которая учитывается в коде и шифруется латинскими буквами А-Е:
А – единица действия слабо различима;
В – ЕД незначительно выражена;
С – единица действия заметна или ярко выражена;
D – ЕД выражена крайне сильно;
Е – единица действия имеет предельно возможную интенсивность.
Шифр 1А, к примеру, означает едва различимое поднятие уголков бровей.
Что касается симметричности, то она оценивается, исходя из вертикальной воображаемой оси лица человека. Для обозначения симметрии и асимметрии так же используются латинские буквы:
В – билатеральное, симметричное, двустороннее проявление ЕД, которое может обозначаться, например, так: В1;
U – унилатеральное, одностороннее, асимметричное проявление ЕД;
L – левая асимметрия (от англ. «left»);
R – правая асимметрия (от англ. «right»).
В заключение стоит отметить, что система FACS вполне пригодна для самостоятельного обучения, и освоить ее может любой желающий. Сегодня существует достаточное количество источников для самообучения, начиная руководствами, и заканчивая семинарами. Также имеется возможность получить сертификат, который удостоверяет необходимый уровень подготовки специалиста-профайлера.
Система кодирования лицевых движений facs
Это общепринятый стандарт систематической классификации физического выражения эмоций, и эта система доказала свою пользу. СКЛиД используется психологами, аниматорами, врачами. Используют для анализа степени депрессии, для измерения боли у пациентов неспособных говорить. Был также разработан вариант СКЛиД для анализа мимики шимпанзе.
В настоящее время появилось много «специалистов», которые начинают говорить или писать что «FACS не работает!», это очень забавно слышать, во-первых это система кодировки, а это значит просто «отцифрованные» движения мышц; во-вторых есть один важный нюанс, который не лежит в интернете на поверхности: движения мышц, а соответственно «цифровой код» не показывает наличие/искренность/лживость эмоции, именно из-за поверхностного отношения к данной методике, складывается такое впечатление и из-за отсутствия знания функциональных значений, каждого движения мышц.
Простым языком говоря, с помощью СКЛиД человек, глядя на определенное выражение лица, может описать его в виде кода таким образом, что другой человек сможет по этому коду представить это выражение лица. Ну и в дальнейшем сможет сказать что это выражение означает. Для примера ниже представлена таблица
Начните тренинг для того, чтобы посмотреть как выглядят некоторые AU,
Проверить ваши знания СКЛиД можно по следующей ссылке.
Была также разработана ЭмСКЛиД — Эмоциональная система кодирования лицевых движений, авторами которой также являются П. Экман и У. Фризен. Эта разновидность системы СКЛиД рассматривает только лицевые движения, связанные с эмоциями.
Так как СКЛиД это система кодирования лицевых движений, то кодами в этой системе должны быть: Двигательные единицы и Двигательные дескрипторы.
Двигательные единицы (ДЕ) это основные движения, совершаемые отдельными мышцами или группой мышц.
Двигательные дескрипторы (ДД) это движения, совершаемые группами мышц (например, выдвигание нижней челюсти вперед). Мышечная основа для этих движений не указана.
И так как все двигательные единицы могут быть разной интенсивности то СКЛиД должна учитывать и это.
Для обозначения интенсивности задействования ДЕ, в СКЛиД к номеру ДЕ добавляют латинские буквы с A по E, в зависимости от минимальной — максимальной интенсивности движения. Например, ДЕ 1А является самым трудноразличимым движением ДЕ 1, а ДЕ 1Е является максимально возможной интенсивностью для определенного человека.
A Слабо различимое
B Незначительное
C Заметное или ярко выраженное
D Сильное или крайне заметное
E Предельное
Симметричность
А для не симметричных двигательных единиц в этой системе имеется соответствующие обозначения Двигательные единицы относительно воображаемой вертикальной оси лица могут быть:
Двусторонние, симметричные (B — bilateral). Например, (B)1.
Односторонние (U — unilateral). Например, U12, U14:
левая (L — left). Например, L12.
правая (R — right). Например, R14.
Ниже приведена таблица кодов ЭмСКЛиД семи основных эмоций.
Эмоция | Прототип | Главные варианты |
Удивление | 1+2+5B+26 1+2+5B+27 | 1+2+5B 1+2+26 1+2+27 5B+26 5B+27 |
Страх | 1+2+4+5*+20*+25, 26, или 27 1+2+4+5*+25, 26, или 27 | 1+2+4+5*+L или R20*+25, 26, или 27 1+2+4+5* 1+2+5*, с/без 25, 26, 27 5*+20* с/без 25, 26, 27 |
Радость | 6+12* 12C/D | |
Печаль | 1+4+11+15B с/без 54+64 1+4+15* с/без 54+64 6+15* с/без 54+64 | 1+4+11 с/без 54+64 1+4+15B с/без 54+64 1+4+15B+17 с/без 54+64 11+15B с/без 54+64 11+17 |
25 или 26 могут встречаться со всеми прототипами и основными вариантами | ||
Отвращение | 9 9+16+15, 26 9+17 10* 10*+16+25, 26 10+17 | |
Презрение | 9 или U10 12 U14 или B14 | L12+L14 R12+R14 |
Гнев | 4+5*+7+10*+22+23+25, 26 4+5*+7+10*+23+25, 26 4+5*+7+23+25, 26 4+5*+7+17+23 4+5*+7+17+24 4+5*+7+23 4+5*+7+24 | Любые из прототипов без любой из следующих ДЕ: 4, 5, 7 или 10. |
Звёздочка означает, что ДЕ в этой комбинации может быть любой интенсивности.
Список двигательных единиц и двигательных дескрипторов (с указанием мышц)
№ ДЕ | Оригинал | Перевод | Мышечная основа |
---|---|---|---|
0 | Neutral face | Нейтральное лицо | |
1 | Inner Brow Raiser | Подниматель внутренней части брови | лобная мышца (медиальная часть) |
2 | Outer Brow Raiser | Подниматель внешней части брови | лобная мышца (латеральная часть) |
4 | Brow Lowerer | Опускатель брови | мышца гордецов; мышца, опускающая бровь; мышца, сморщивающая бровь |
5 | Upper Lid Raiser | Подниматель верхнего века | мышца, поднимающее верхнее веко |
6 | Cheek Raiser | Подниматель щеки | круговая мышца глаза (глазничная часть) |
7 | Lid Tightener | Натягиватель века | круговая мышца глаза (вековая часть) |
8 | Lips Toward Each Other | Губы навстречу друг другу | круговая мышца рта |
9 | Nose Wrinkler | Сморщиватель носа | мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа |
10 | Upper Lip Raiser | Подниматель верхней губы | мышца, поднимающая верхнюю губу (также известна как квадратная мышца верхней губы), нижнеглазничная головка |
11 | Nasolabial Deepener | Углубитель носогубной складки | малая скуловая мышца |
12 | Lip Corner Puller | Подниматель уголка губы | большая скуловая мышца |
13 | Sharp Lip Puller | Острый подниматель уголка губы | мышца, поднимающая угол рта (также известна как собачья мышца) |
14 | Dimpler | Ямочка | щёчная мышца (также известна как мышца трубачей) |
15 | Lip Corner Depressor | Опускатель уголка губы | мышца, опускающая угол рта (также известна как треугольная мышца рта) |
16 | Lower Lip Depressor | Опускатель нижней губы | мышца, опускающая нижнюю губу (также известна как четырёхугольная мышца нижней губы) |
17 | Chin Raiser | Подниматель подбородка | подбородочная мышца |
18 | Lip Pucker | Сморщиватель губ | резцовая мышца верхней губы и резцовая мышца нижней губы |
19 | Tongue Show | Показ языка | |
20 | Lip Stretcher | Растягиватель губ | мышца смеха с/без подкожной мышцей шеи |
21 | Neck Tightener | Натягиватель шеи | подкожная мышца шеи |
22 | Lip Funneler | Губы воронкой | круговая мышца рта |
23 | Lip Tightener | Натягиватель губ | круговая мышца рта |
24 | Lip Pressor | Сжиматель губ | круговая мышца рта |
25 | Lips Part | Губы разведены | мышца, опускающая нижнюю губу или расслабление подбородочной мышцы или круговой мышцы рта |
26 | Jaw Drop | Челюсть опущена | жевательная мышца, расслабленные височная мышца и медиальная крыловидная мышца |
27 | Mouth Stretch | Рот широко открыт | медиальная крыловидная мышца и латеральная крыловидная мышца, двубрюшная мышца |
28 | Lip Suck | Втягивание губ | круговая мышца рта |
29 | Jaw Thrust | Нижняя челюсть вперёд | |
30 | Jaw Sideways | Челюсть вбок | |
31 | Jaw Clencher | Сжиматель челюстей | жевательная мышца |
32 | Lip Bite | Покусывание губы | |
33 | Cheek Blow | Выдувание | |
34 | Cheek Puff | Раздувание щёк | |
35 | Cheek Suck | Втягивание щёк | |
36 | Tongue Bulge | Язык высунут | |
37 | Lip Wipe | Облизывание губ | |
38 | Nostril Dilator | Расширитель ноздрей | носовая мышца (внутренняя, или крыльная часть) |
39 | Nostril Compressor | Суживатель ноздрей | носовая мышца (наружная, или поперечная часть) и мышца, опускающая перегородку носа |
41 | Glabella Lowerer | Опускатель надпереносья | Отдельная часть ДЕ 4: мышца гордецов |
42 | Inner Eyebrow Lowerer | Опускатель внутренней части брови | Отдельная часть ДЕ 4: мышца, опускающая бровь |
43 | Eyes Closed | Глаза закрыты | Расслабление мышцы, поднимающей верхнее веко |
44 | Eyebrow Gatherer | Сведение бровей | Отдельная часть ДЕ 4: мышца, сморщивающая бровь |
45 | Blink | Моргание | Расслабление мышцы, поднимающей верхнее веко; сокращение круговой мышцы глаза (вековая часть) |
46 | Wink | Подмигивание | круговая мышца глаза |
№ ДЕ | Оригинал | Перевод | Действие |
---|---|---|---|
51 | Head Turn Left | Поворот головы влево | |
52 | Head Turn Right | Поворот головы вправо | |
53 | Head Up | Голова вверх | |
54 | Head Down | Голова вниз | |
55 | Head Tilt Left | Наклон головы влево | |
M55 | Head Tilt Left | Наклон головы влево | Начало симметричной ДЕ 14 немедленно предваряется или сопровождается наклоном головы влево. |
56 | Head Tilt Right | Наклон головы вправо | |
M56 | Head Tilt Right | Наклон головы вправо | Начало симметричной ДЕ 14 немедленно предваряется или сопровождается наклоном головы вправо. |
57 | Head Forward | Голова вперёд | |
M57 | Head Thrust Forward | Толчок головы вперёд | Начало ДЕ 17+24 немедленно предваряется, сопровождается либо завершается толчком головы вперёд. |
58 | Head Back | Голова назад | |
M59 | Head Shake Up and Down | Кивок головой | Начало ДЕ 17+24 немедленно предваряется, сопровождается либо завершается кивком головы. |
M60 | Head Shake Side to Side | Голова из стороны в сторону | Начало ДЕ 17+24 немедленно предваряется, сопровождается либо завершается движение головы из стороны в сторону. |
M83 | Head Upward and to the Side | Голова вверх и в сторону | Начало симметричной ДЕ 14 немедленно предваряется или сопровождается движением головы вверх и в сторону и/или наклоном головы влево или вправо. |
№ ДЕ | Оригинал | Перевод | Действие |
---|---|---|---|
61 | Eyes Turn Left | Отведение глаз влево | |
M61 | Eyes Left | Глаза влево | Начало симметричной ДЕ 14 немедленно предваряется или сопровождается движением глаз влево. |
62 | Eyes Turn Right | Отведение глаз вправо | |
M62 | Eyes Right | Глаза вправо | Начало симметричной ДЕ 14 немедленно предваряется или сопровождается движением глаз вправо. |
63 | Eyes Up | Глаза вверх | |
64 | Eyes Down | Глаза вниз | |
65 | Walleye | Расходящееся косоглазие | |
66 | Cross-eye | Сходящееся косоглазие | |
M68 | Upward Rolling of Eyes | Закатывание глаз | Начало симметричной ДЕ 14 немедленно предваряется или сопровождается закатыванием глаз. |
69 | Eyes Positioned to Look at Other Person | Глаза на другом человеке | ДЕ 4, 5, 7, по отдельности или в сочетании, происходят в момент, когда взгляд сосредоточен на другом человеке в разговоре. |
M69 | Head and/or Eyes Look at Other Person | Голова и/или глаза на другом человеке | Начало симметричной ДЕ 14 или ДЕ 4, 5, 7, по отдельности или в сочетании, немедленно предваряется или сопровождается движением глаз или движением головы и глаз для взгляда на другого человека в разговоре. |
№ ДЕ | Оригинал | Перевод |
---|---|---|
70 | Brows and forehead not visible | Брови и лоб не видны |
71 | Eyes not visible | Глаза не видны |
72 | Lower face not visible | Нижняя часть лица не видна |
73 | Entire face not visible | Всё лицо не видно |
74 | Unscorable | Оценивание невозможно |
Эти коды зарезервированы для записи информации о поведении, которая может быть значимой для оцениваемых лицевых движений.
№ ДЕ | Оригинал | Перевод |
---|---|---|
40 | Sniff | Втягивание носом |
50 | Speech | Речь |
80 | Swallow | Глотание |
81 | Chewing | Жевание |
82 | Shoulder shrug | Пожатие плечом |
84 | Head shake back and forth | Движение головой назад и вперёд |
85 | Head nod up and down | Кивок головой вверх и вниз |
91 | Flash | |
92 | Partial flash | |
97* | Shiver/Tremble | Дрожь/Озноб |
98* | Fast up-down look | Быстрый взгляд вверх-вниз |
Информация частично заимствована из wikipedia.