танин для консервации и реставрации железа

Стабилизация металла

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

После того как металл прошел стадию очистки от коррозии, то есть были полностью удалены рыхлые слои коррозии, нужно стабилизировать металл. Стабилизация металла предполагает собой проведение таких процедур, благодаря которым ржавчина переходит из активного состояния в не активное Благодаря стабилизации возможность дальнейших рецидивовочагов коррозии сводиться к минимуму.

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

В реставрационных мастерских для стабилизации металла принято использовать танин. Он очень хорошо зарекомендовал себя. Используется спиртовой раствор танина. Приготовить танин можно приблизительно в следующих соотношениях. В одном литре дистиллированной воды разводят двести грамм танина, затем ставят все это на водяную баню до полного растворения. По завершении процедуры растворения танина в раствор добавляют сто миллиграмм этилового спирта. Благодаря наличию спирта, раствор более глубоко проникает в поры и быстро испаряется, удаляя находящуюся в растворе влагу, которая, как известно не желательна для металла. Проводить обработку металла танином нужно несколько раз. Наносим раствор танина с помощью щетинной кисти круговыми движениями, нужно стараться, как бы втереть его. После нанесения танина, излишки раствора нужно убрать мягкой ветошью и оставить предмет на сутки. По истечении суток нужно повторить процедуру с самого начала. Нужно избегать высыхания излишков танина на предмете, так как это приводит к образованию фиолетовых разводов. Если предмет после обработки тщательно вытирать от излишков раствора, то фиолетовых пятен удастся избежать.

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

По завершении процедуры стабилизации металла, предмет проходит стандартную для реставрации процедуру консервации. При консервации металла применяют синтетический воск, который растворяют в небольшом количестве Уайт-спирита.

Чтобы проверить насколько правильно и результативно была проведена процедура стабилизации металла, нужно поместить обработанный предмет во влажную камеру. В бытовых условиях влажной камерой может служить обычная кастрюля, в которую наливают немного воды и ставят небольшой постамент, на который кладут предмет и затем накрывают крышкой. Если спустя несколько суток на предмете появились небольшие очаги коррозии, значит, процедура стабилизации не была выполнена успешно, и нужно повторить все мероприятия заново. В случае же успеха предмет будет абсолютно чистым, то есть на нем не будет очагов коррозии, в таком случае процедура реставрации выполнена успешно.

Источник

Как чистить находки из железа

Изучив тщательным образом данный вопрос, решил создать наглядную тему по реставрации археологического железа.

С целью выведения солей было принято решение прокипятить пациента в щелочном растворе ( 20 г гидрооксида натрия (NaOH) и 60 г сульфита натрия (Na2SO3) на литр дисцилированной воды) в течении 3-4 часов, затем столько же в просто дисцилированной воде.

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

Далее пациент был высушен при температуре 105 гр. (сушить можно в обыкновенной духовке с термометром, температуру повышать постепенно) и я приступил к механической расчистке.

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

Вот результат чистки. По мне так не очень, думал сохран будет получше.

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

Одно неосторожное движение привело к отколу небольшого кусочка (позже будет приклеен) и показало наглядно, что металлическое ядро в тонких местах практически не сохранилось.

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

Результат (потом пере фотографирую при дневном свете).

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

Пятна голого метала через 2-3 месяца потемнеют и будут практически незаметны.
Извиняюсь, но просто пришлось местами задеть металлическое ядро, чего делать не желательно.

Вопросы и критику в студию. танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

А вот что бывает, если к подобным объектам применить агрессивную химию (различные кислоты) или электролиз танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа
танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

Должно быть вот так (прошлогодняя находка). Мех расчистка, консервация. по описанной выше схеме.
танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа
танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа
танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

baz, Та что нужно делать если нашел железный артефакт? напиши по пунктам плз, как правильно все делать

Как только нашел, положить в полиэтиленовый пакет?
не обстукивать(или можно)?
По приезду нужно замочить на несколько часов в дистиляте?
и т.д.

и как это называется в простонародье? Есть ли простые аналоги, ну там сода, лимонка или еще что.

Спасибо за инструктаж!
танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железатанин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

После извлечения артефакта из земли нужно не допуская высыхания положить его вместе с землей в плотно закрывающийся контейнер (полиэтиленовый пакет подойдет), обстукивать естественно ничего нельзя.

По приезду на три месяца в щелочной раствор (раз в две-три недели переворачивать) и на три месяца в дисциляте. Предварительно из дисцилированной воды надо удалить кислород, бросив на пару дней туда горсть гвоздей или железной стружки.
Для замачивания идеально подойдет контейнер из этой темы http://smolklad.ru/forum/24-833-1 только надо не допускать наличия в нем воздуха.
В принципе можно действовать и по вышеописанной упрощенной схеме с кипячением, но это не совсем верно.

• Гидроксид натрия (NaOH) Гидроксид натрия химическая формула NaOH.(лат. Natrii hydroxidum; другие названия — каустическая сода, каустик, едкий натр, едкая щёлочь) — самая распространённая щёлочь.

• Сульфит натрия (Na2SO3) Натрия сульфит, сернисто-кислый натрий, Na2SO3
Натрия сульфит — сильный восстановитель, применяют как компонент фиксажей и проявителей в фотографии.

НЕ ПУТАТЬ С
• Сульфат натрия (Na2SO4)
• Сульфид натрия (Na2S)

Данные реактивы проще всего приобретать на вес в магазинах химреактивов.

Источник

Консервация вместо реставрации

Консервация/реставрация археологических объектов

Танин.

Танин.

Re: Танин.

Оговорюсь сразу, в большинстве случаев покрытие танином ни как не влияет на консервацию предмета. И вот почему: продукты коррозии сами по себе очень стабильны и плотные. Повторная коррозия, как и вообще коррозия протекает на границе металла, под коркой окислов. По отношению к железным археологическим объектам повторная коррозия развивается всегда под оригинальной поверхностью в местах, где сконцентрированы хлориды.

Активные очаги хлоридов обычно имеют капиллярную систему, ведущую к поверхности, через которую и поступает столь необходимые для процесса коррозии элементы (кислород и влага). К сожалению, после того, как мы извлекаем находку из земли эта капиллярная система в прямом смысле «забивается», если не принять первичные меры (не дать высохнуть, как можно быстрее начать обессоливание). Уже буквально через несколько дней, в процессе высыхание капиллярная система забивается настолько, что прогнать через неё раствор танина к активным очагам становится практически невозможно. Но газы (воздух и влага) по-прежнему могут поступать к активному очагу. Даже, если мы «сразу же» начнём обрабатывать предмет танином, то всё равно, учитывая короткую продолжительность такой процедуры, ко всем очагам раствор просто не успеет добраться. Если мы качественно проведём процесс обессоливания, то применение танина можно опустить (не использовать).

В каких случаях можно и нужно применять танин? Во-первых: тогда, когда на предмете присутствует незначительный налёт (хаух) ржи. Это музейные экспонаты, или же археологические находки утратившие слои ржавчины. В обоих случаях раствор танина в состоянии добраться до металла. Кроме консервационного свойства, обработка танином может нести и эстетическую сторону. Подчеркнуть рельеф или структуру поверхности (пре соответствующей последующей механической обработки).

Во-вторых: танин можно применять, если на поверхности предмета образовались маленькие трещинки, ведущие к активным очагам. Например, мы имеем дело с обработанной воском, маслом или лаком находкой. В связи с тем, что процесс обессоливания по тем или иным причинам не был провёдён или был проведён, но не полностью, оригинальная поверхность начинает приподниматься под действием образующихся продуктов. В этих местах и появляются трещинки. Удалить агрессивный хлорид не разрушая (вскрывая) оригинальную поверхность в таких случаях очень сложно, но появляется возможность воздействовать раствором танина через образовавшиеся трещинки. Главное здесь не проспать, а то всё отвалится. Поэтому очень важно постоянно наблюдать за предметом.

Тёмный слой танатов возможно удалить механически, например стальной ватой. Или возьмем такой пример: у нас полурасчищенная находка, в процессе мы обнаружили появления новых трещинок вызванных последующей коррозией. В том случае, если процесс обессоливания может привести к дальнейшим разрушениям, то как альтернатива (пуская и не самая оптимальная) можно воспользоваться пропиткой танином. Выварить в растворе танина, убрать излишки, закрепить, а затем продолжать расчищать. Тем самым мы удалим танаты с поверхности.

Вообще говоря о цвете поверхности после обработки танином… не такой уж он и скучный. Необходимо просто поиграться с ним, где то убрать, где то осветлить, где то оставить. Иногда можно получить очень интересные результаты.

4. на какой срок, после обработки этим реактивом (+ воск), в приемлемых условиях хранения (без резких колебаний температур и высокой влажности) предметы гарантированы от коррозии?

Гарантию здесь очень сложно давать. Железо очень не предсказуемы, капризный и не побоюсь сказать…. самый сложный с точки консервации материал.

5. придаёт ли танин металлической поверхности некий неестественный блеск?

Всё зависит от последующей обработки. В некоторых случаях обработку танином вообще не должно быть видно (и такое возможно), а иногда эффект обработки желаем.

6. существует ли достойная альтернатива (возможно, реактив НЕ изменяющий внешнего вида и цвета металла)?

Затрудняюсь ответить на этот вопрос…. Как по мне так лучше вообще избегать применение ингибиторов.

7. какие «косяки» могут вылезти у новичка, впервые использующего танин? существуют ли способы исправления допущенных при его использовании ошибок?

Источник

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

Advanced Member

Ну или вообще чем лучше произвести консервацию?

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

Андрей Ис

Junior member

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

Бурят

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

Андрей Ис

Junior member

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

TimNord

Advanced Member

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

Mdsan

танин для консервации и реставрации железа. Смотреть фото танин для консервации и реставрации железа. Смотреть картинку танин для консервации и реставрации железа. Картинка про танин для консервации и реставрации железа. Фото танин для консервации и реставрации железа

Джонс

Самое главное, перед консервацией убедиться, что активных очагов коррозии нет.

Вот по косерации ископаемого железа интересная информация:

Для предупреждения коррозии на заключительном этапе реставрационной обработки предметы из металла покрывают защитными составами на органической основе. В реставрационной практике для консервации используют масла, смазки и пленкообразующие покрытия. Выбор консервационного материала определяется состоянием поверхности металла, условиями, в которых он будет храниться, а также эстетическими требованиями.

Основным защитным материалом для длительного хранения металлических музейных предметов до недавнего времени были пластичные смазки (вазелин, пушечная, ПВК), которые защищают металл от коррозии только при нанесении их толстым слоем 2-5 мм. Они трудоемки в консервации и расконсервации, портят внешний вид предметов. Из эстетических соображений при консервации музейных предметов наносят тонкий слой смазки, который обеспечивает защиту металла от коррозии на срок не более 1 года.

В реставрационной практике для консервации металла широко применяют природный и синтетический воск: пчелиный воск, парафин, церезин, монтанвоск (буроугольный воск), полиэтиленовый воск и их смеси.

Популярный в последние годы полиэтиленовый воск характеризуется преимущественным содержанием высокомолекулярных углеводородов парафинового ряда. В отличие от пластичного церезина он хрупкий, а дисперсии в растворителе более вязкие и тиксотропные.

Микровоск химически инертен и гидрофобен, благодаря чему давно применяется в производстве защитных смазок. Он растворяется в алифатических и ароматических растворителях (бензин, ксилол, толуол, бензол), образуя после охлаждения дисперсии с размером частиц 20-100 мкм.

Дисперсии микровоска используют для защиты лакокрасочных покрытий автомобилей).

Для консервации музейного металла применяют либо 2-5%-ные дисперсии церезина, отбеленного пчелиного воска, полиэтиленового воска в растворителе, либо расплавы этих видов воска. Консервацию восковыми дисперсиями проводят путем окунания предметов, распыления дисперсии или кистью. При использовании расплавленного воска хрупкое железо механически укрепляется. Однако этот способ малопригоден для консервации предметов, имеющих склеенные фрагменты и восполнения, из-за того, что процесс проводится при повышенной температуре (80-1200 С). Полиэтиленовый воск с трудом удаляется при повторной реставрации. Как сообщается, старое покрытие из полиэтиленового воска удаляется только с помощью горячих растворителей (ксилола, толуола).

В последнее время большое применение имеют пленкообразующие покрытия на основе полимеров полимеризационного и конденсационного типов. Для защиты металлов используют бесцветные лаки на основе полиакрилатов, поливинилбутираля, кремнийорганические, алкидные и другие типы лаков. Большинство реставраторов отдают предпочтение акриловым лакам. Однако защитные свойства этих материалов недостаточны, потому что по микропорам или при малейшем нарушении целостности пленки влага и агрессивные вещества (О2, SO2) проникают под пленку и стимулируют процесс коррозии.

Консервационные материалы, используемые реставраторами в музейной практике, обеспечивают защиту от коррозии художественных изделий на срок не более 2-3 лет.

Контактные ингибиторы коррозии по механизму действия делят на экранирующие и хемосорбционные.

Ингибиторы экранирующего типа, высокомолекулярные жирные кислоты, эфиры этих кислот со спиртами, мыла жирных кислот, окисленный микровоск физически адсорбируются на поверхности металла, образуя ориентировочный слой молекул («барьер»), благодаря чему повышается защитная способность консервациoнныx материалов. К недостаткам экранирующих ингибиторов следует отнести отсутствие «эффекта последействия», так как они легко удаляются растворителями.

К ингибиторам хемосорбционного механизма действия относят нефтяные и синтетические сульфонаты кальция, магния, бария, продукты на основе нитрованных масел, соли алкиламинов, амиды и др. Адсорбируясь на поверхности металла, они образуют хемосорбционную пленку, энергия связи с металлом которой значительно выше чем у экранирующих ингибиторов. При сочетании в консервационном составе ингибиторов различного механизма действия достигается синергетический эффект, т.е. усиление защитных свойств. Летучие ингибиторы, обладая высокой упругостью пара, защищают металл от коррозии, находясь в газовой или паровой фазе. К летучим ингибиторам относят нитриты и карбонаты замещенных аминов, сложные эфиры карбоновых кислот и др. В реставрации нашли применение ингибиторы Г-2, ХЦА, НЦА и др., которые используют двумя способами.

Ингибитор в виде порошка помещают в витрине, где он, испаряясь, предохраняет металлические предметы от коррозии. По второму способу чистые предметы заворачиваю в бумагу, пропитанную ингибитором коррозии, и помещают в закрытые шкафы или ящики. Защитное действие ингибитора прекращается при полном испарении его из оберточной бумаги. Продолжительность защитного действия летучих ингибиторов коррозии зависит от герметичности витрин, ящиков.

Несмотря на все преимущества, летучие ингибиторы коррозии мало применяются в практике музеев из-за их токсичности.

Для консервации различных видов техники сейчас широко применяют ингибированные пленкообразующие составы, которые по способу удаления с поверхности можно разделить на снимаемые «кожурой» и смываемые.

К группе снимаемых относятся покрытия легко удаляемые с поверхности изделия в виде «кожуры» после надреза пленки. Эта особенность покрытия объясняется тем, что силы когезии в пленке превышают силы адгезии ее к металлу. Толщина пленки составляет 50-100мкм при нанесении ее из растворителя и 1-3 мм при нанесении из расплава при температуре 170-200°С. К покрытиям такого типа относятся: ЗИП, ВАП, ХС-596, АК-535, ЗВВС-СП др.

Снимаемые покрытия для временной защиты металлов делят на три группы составов, которые наносят из органического растворителя, из расплава, из водной среды (вододисперсионные).

Для практической реставрации представляют интерес составы, содержащие органический растворитель, благодаря легкости нанесения их на поверхность изделий.

Составы, наносимые из расплава, непригодны в тех случаях, когда недопустимо нагревание предметов до высокой температуры, например, при сочетании в изделии металлов с другими материалами (наличие инкрустаций, склеек, восполнений), а также из-за большой толщины пленки.

Несмотря на отсутствие токсичности и безопасность в использовании, вододисперсионные составы мало применяются для консервации музейных предметов из-за недостаточного уровня их защитных свойств.

Смываемые ингибированные пленкообразу-ющие составы наносятся на поверхность изделий из растворителей путем окунания, распыления или кистью и удаляются растворителем. Составы такого типа после испарения растворителя образуют на поверхности металла полутвердую пленку толщиной 10-100 мкм, обеспечивающую защиту от коррозии на срок до 10 лет при хранении изделий в закрытом помещении.

Композиции смываемых ингибированных покрытий включают полимерные смолы, микровоск, битум, водо- и маслорастворимые ингибиторы коррозии и растворители. Кроме экранирующих ингибиторов, в их состав входят ингибиторы хемосорбционного механизма действия. При этом экранирующие ингибиторы обеспечивают быстрое обезвоживание поверхности металла. На освободившейся от воды поверхности происходит сорбция ингибиторов хемосорбционного типа. При одновременном использовании ингибиторов доноров и акцепторов образуются прочные хемосорбционные пленки как на отрицательно, так и на положительно заряженных участках металла. Затем хемосорбционные пленки достраиваются слоем экранирующих ингибиторов, образуя так называемую структуру «сэндвича». Наличие в со-ставе ингибиторов коррозии обеспечивает образование прочного адсорбционно-хемосорбционного слоя на поверхности металла.

Неоспоримыми преимуществами покрытий этого типа являются способность защищать металл от коррозии в тонком слое на более длительные сроки, а также легкость нанесения и расконсервации. Благодаря этому ингибированные пленкообразующие составы успешно вытесняют пластичные смазки, воск и другие неингибированные материалы из различных областей техники.

Ингибированные пленкообразующие составы широко применяют во всем мире для консервации металлоизделий. Их выпускают нефтяные фирмы большинства развитых стран.

Исследование свойств перечисленных материалов проводили в сравнении с традиционными материалами, используемыми в реставрации ранее. Были взяты: 5%-ные дисперсии церезина в уайт-спирите, отбеленного пчелинoro воска в скипидаре, полиэтиленового воска (температура плавления 1000С) в уайт-спирите, раствор поливинилбутираля (ПВБ) в этиловом спирте, 10%-ный раствор ПБМА в ксилоле. Концентрации этих растворов и дисперсий были выбраны на основании практического опыта реставрации металлов.

В табл. 1 представлены результаты проведенных нами испытаний физико-химических свойств ингибированных и неингибированных материалов. Для оценки их свойств был использован комплекс известных методов испытаний.

Как видно из табл. 1, все исследованные материалы, кроме дисперсии церезина и раствора ПВБ, хорошо смачивают поверхность металла, о чем свидетельствуют результаты по определению растекаемости.

Дисперсии пчелиного и полиэтиленового воска обладают большой водовытесняющей способностью, хорошо пропитывают порошок окиси железа, но совершенно не защищают поверхность металла, смоченную раствором хлористого натрия. Чистую поверхность металла пленка этих восков защищает в условиях повышенной влажности и температуры в течение3 суток ( табл. 2).

Дисперсия церезина обладает низким уровнем поверхностных свойств, плохо вытесняет воду и агрессивный электролит с поверхности металла, почти не пропитывает продукты коррозии. Но, благодаря химической инертности, пленка церезина обеспечивает защиту от коррозии в камере влажности в течение 7 суток и прекрасно изолирует металл от воздействия агрессивной среды SO2.

Из полимерных материалов раствор ПВБ отличается лучшим водовытеснением, но недостаточной смачивающей и пропитывающей способностью. Результаты по определению вытеснения хлористого натрия показывают, что полимерные материалы не обладают быстродействием.

Результаты испытаний показывают (табл 2.), что пленки неингибированного воска (кроме церезина) и полимерных материалов имеют невысокий уровень защитных свойств как в условиях повышенной влажности и температуры, так и в агрессивной среде сернистого газа.

Результаты ускоренных испытаний защитных свойств показывают, что пленка ингибированных составов автоконсерванта «Мовиль» и ЗВВС-СП по уровню защиты в условиях повышенной влажности и агрессивной среды превосходит воск и полимерные покрытия.

При реставрационной обработке музейные предметы, особенно археологические, не всегда можно полностью очистить от продуктов коррозии, не изменяя их внешнего вида. Практика показывает, что даже предметы, прошедшие реставрационную обработку, включающую и консервацию полимерными либо восковыми составами, при хранении в неконтролируемых условиях музейных фондов через некоторое время начинают корродировать.

В настоящей работе была поставлена задача изучить возможность использования консервационных материалов, обладающих модифициpyющими свойствами по отношению корродированной поверхности предметов. В промышленности для защиты от коррозии металлических поверхностей, имеющих плотно сцепленную с металлом ржавчину, применяют преобразователи ржавчины (модификаторы). В состав преобразователей ржавчины входят неорганические вещества, которые образуют с продуктами коррозии железа нерастворимые соли, или органические соединения, содержащие реакционно способные группы, создающие с продуктами коррозии комплексные соединения.

Основным компонентом большинства модификаторов является ортофосфорная кислота, которая связывает ионы железа в трудно растворимые фосфаты, блокирующие поверхность металла. Реакция с фосфорной кислотой протекает ступенчато, с образованием промежуточных соединений, кислых фосфатов, растворимых в воде.

Присутствие кислых фосфатов опасно для музейных предметов из-за возможности разложения их во влажных условиях, в результате чего высвобождается вода и выделяется свободнaя фосфорная кислота, которая взаимодействует с участками чистого металла.

Широкое применение получили модификаторы ржавчины на основе органических соединений типа таннина. Таннидные модификаторы ржавчины рекомендуют для обработки поверхности со слоем ржавчины толщиной до50-70 мкм. При более толстых слоях ржавчины продукты взаимодействия не способны сохранять достаточную адгезию с металлом, что может привести к отслаиванию ржавчины и пленки. Однако фирменные модификаторы мало используются в реставрации из-за того, что многие из них содержат кислоту в больших количествах либо сильно изменяют внешний вид предметов.

Растворы таннина используются в реставрации для пассивации археологического железа. В то же время не существует однозначного мнения об эффективности модификатора на основе таннина. Большинство реставраторов применяют спиртовые растворы таннина в основном для тонировки металла. Для исследований были взяты: 10%-ный водный раствор фармакопейного таннина с добавкой этилового спирта и этилцеллозольва, аналогичный раствор, подкисленный ортофосфорной кислотой до рН 1,7 и автоконсервант «Мовиль», который рекомендуется и для защиты корродированного металла.

Защитную способность составов оценивали на чистой и предварительно корродированной поверхности стали 10 по ускоренному методу в 3%-ном растворе хлористого натрия с подачей воздуха. Испытание проводили в течение 1 месяца.

Автоконсервант наносили на поверхность чистых и ржавых пластин кистью, затем обработанные пластины сушили при комнатной температуре в течение суток. Раствор танина также наносили кистью 4 раза в течение 2 суток с последующим высушиванием. Модифициpoваннyю таннином поверхность стальных пластинок покрывали пленкой автоконсерванта или 3 слоев ПВБ.

Для оценки способности исследуемых материалов пропитывать продукты коррозии были взяты оксид железа (Fe2O) и синтезированный нами лепидокрокит (y-FеООН).

Результаты испытаний защитных свойств, представленные в табл. 3, показывают, что таннин на чистой поверхности стали незначительно тормозит скорость процесса коррозии. На прокорродированной поверхности, в отличие от чистой, наблюдается уменьшение скорости коррозии почти в 3 раза, что, очевидно, связано с образованием комплексов таннина с активными составляющими продуктов коррозии.

Раствор таннина, подкисленный ортофосфорной кислотой, глубже пропитывает оксид и гидрооксид железа и более эффективно тормозит растворение стальных пластин.

При обработке чистой и прокорродированной поверхности стали автоконсервантом «Мовиль» происходит значительное торможение процесса коррозии. Однако защитные свойства пленки автоконсерванта снижаются, если поверхность предварительно обротана таннином. Это, по-видимому, связано с взаимодействием карбоксильных групп таннина с избыточной щелочью, вызванной присутствием окиси кальция (СаО) в консерванте.

Как показали исследования, комплексная консервация, включающая обработку таннином и 3-слойное покрытие пленкой ПВБ обеспечивает эффективную защиту от коррозии чистой И корродированной стали.

На основании полученных данных paствор таннина и автоконсервант «Мовиль» были использованы для консервации железных предметов из фонда Отдела металлов. Железные копья, бердыши, накладки сундуков, ларцы, инструменты, решетки обеспыливали щеткой и смазывали консервантом «Мовиль».

Наблюдения в течение 8 лет показали, что законсервированные предметы из железа при хранении в условиях отдела фонда металлов не корродируют. Только на предметах, имевших активные очаги в период консервации, через 1,5 года хранения появились признаки peцидивной коррозии.

Обработка таннином активных очагов коррозии на поверхности неочищенных железных предметов малоэффективна, так как обеспечивает защиту на небольшой срок.

Для археологического железа с металлическим ядром, покрытого небольшим слоем оксидов, более эффективна консервация модифицирующим раствором таннина с последующим покрытием полимерной пленкой ПВБ ПБМА.

Добавлено через 11 минут 41 секунду

Самый качественный тонкий слой воска образуется при таком методе:

1. В широкую в данном случае посуду наливается вода.
2.Вовнутрь ставится другая посуда (в которую потом влезет предмет), куда кладется воск.
3. Путем нагрева вода доводится до кипения, воск плавится.
4.Когда воск полностью дойдет до жидкого состояния, туда помещается предмет. Через несколько секунд вынимается и просушивается.

Это называется консервация воском в водяной бане.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *