в еде попался камень примета
Народные приметы о еде
Для жизни человеку всегда было необходимо полноценное питание. Именно поэтому с едой связано множество народных примет. Соблюдая их, вы сможете избежать бед и неприятностей, а также узнаете, что произойдет с вами в будущем.
Народная мудрость не раз выручала людей в сложных ситуациях. Наши предки верили, что порой судьба сама подает нам знаки о том, что вскоре с нами произойдет что-то важное. Большинство народных примет связано с домом, бытом и, конечно же, едой. На Руси люди относились к еде иначе, ведь она доставалась им с большим трудом. По этой причине стали возникать и приметы, которые предупреждали о важных событиях и порой помогали избежать неприятностей.
Приметы о еде
Если не хотите, чтобы ваши дети стали ворами или мошенниками, никогда не ешьте в темноте.
Наверное, все слышали о том, что нельзя передавать вещи через порог, так как именно в этом месте скапливается нечисть. Если при этом вы еще и будете есть, то навлечете на себя неприятности.
Никогда не ешьте во время учебы, иначе «съедите» все выученное.
Хлеб в печи плохо пропекается — к расставанию или долгой разлуке.
Выбрасывать хлеб — страшный грех. Если у вас остались недоеденные корки, скормите их птицам, иначе придется жить в бедности.
Кто черствый хлеб съест, тому стихийные бедствия никогда не навредят.
Первый блин называется «заупокойным». Его кладут на подоконник, призывая на ужин души усопших.
Нельзя есть горох натощак, чтобы никого не сглазить.
Рассыпать соль — к горю. Чтобы избежать опасности, нужно собрать рассыпанную соль и бросить ее через плечо.
Если во время готовки соль случайно попала в огонь, значит, в семье произойдет разлад.
Разлить чай — к приятной неожиданности.
Если после обеда на столе осталась грязная ложка — ожидайте незваных гостей.
Прикусить язык во время еды — ко лжи.
Если в яичнице попалась скорлупа, значит, кто-то готовится навредить вам.
Пересоленная яичница означает, что вам хотят насолить.
Нельзя жевать или пить пред зеркалом — красоту свою проглотите.
Чтобы обрести счастье, перед и после обеда необходимо съедать кусок белого хлеба.
Уронить тарелку с едой — к голоду.
Нельзя начинать есть рыбу с головы — можно беду накликать.
Если в соуснике находится одна ложка, поставьте к ней другую, и тогда вскоре вы встретите свою любовь.
Если в стакане с водой плавает чаинка, ожидайте хороших новостей.
Чтобы не овдоветь, никогда не расстегивайте ремень после еды.
Никогда не доедайте кусок, надкусанный другим человеком, иначе вы заберете себе его проблемы и беды.
Вода — важный источник сил и энергии. Наши предки придавали ей особое, магическое значение. По этой причине появилось множество примет и поверий о воде, благодаря которым вы сможете защитить себя и своих близких от неприятностей. Желаем вам успехов и благополучия,
Приметы о еде: как привлечь удачу и избежать неприятностей
Множество примет сложилось о еде у простого народа. Наши предки были уверены, что если соблюдать все приметы и следовать суевериям, можно избежать беды и привлечь к себе удачу. Приметы о еде встречаются и в современном обществе, однако их смысл уже потерян. Раскроем секрет поверий, которыми пользовались люди в прошлом, и тайны примет, которые уже тесно вошли в нашу повседневность.
Первый блин – комом. Те, кто любит печь блины всегда знают, что зачастую первый блин получается не таким красивым, а то и вовсе может испортиться. Такой блин либо быстро съедают «на пробу», либо отдают домашним животным. Но мало кто знает, что в древние времена первый блин предназначался для заупокойных. Его отдельно клали на подоконник, для того, чтобы почтить умерших родственников.
Выбрасывать хлеб – к беде. Многие люди с детства знают, что недоеденные куски хлеба нельзя выбрасывать, это грех. В древности хлеб имел большое значение для людей. Он был выращен силами бога Солнца, и на его выращивание тратилось много времени и сил. Того, кто не почитает хлеб и выбрасывает его, ждет бедность.
Нельзя есть, переступая порог. Раньше пороги были символом границы между чужим миром, населенным разными существами, и своим миром, домашним. Переступая через порог, да еще и прожевывая пищу, нечисть может вселиться в человека через открытый рот. Сегодня это поверье можно трактовать по-иному: поглощая пищу на ходу, можно споткнуться о порог и поперхнуться.
Нельзя допивать напитки за другим человеком. В большой семье или во время застолья часто становится неважно, где чей стакан и кто за кем допивает. Однако по мнению наших предков, если допить за кого-то остатки напитка, то можно взять на себя часть грехов этого человека или принять на себя его энергетику.
В конце и начале трапезы нужно съесть кусок черного хлеба с солью, тогда благополучие, деньги и любовь не покинут дом. Хлеб и соль считались символами гостеприимства и добра. Это был своеобразный магический талисман, который отгонял злые силы и защищал ото всех напастей.
Яблоко упало со стола – к любви и встрече с суженным. Яблоко издревле считается символом любви. Упавшее яблоко означало приближение сватовства и брака для молодой девушки.
Нельзя есть с ножа, иначе будешь злым. Эта примета имеет довольно понятное обоснование. Все острые предметы и углы считаются источниками отрицательной энергии. Пробуя пищу с ножа, человек рискует зарядиться негативной энергией, стать раздражительным и агрессивным.
Если девушка пересолила пищу во время готовки, значит, влюбилась. В древности соль считалась дорогим продуктом, деликатесом. Позволить себе купить соль могли только зажиточные люди. С солью обращались очень аккуратно и экономично. И если при готовке девушка вдруг пересаливала пищу, то значит, с ней было что-то не так. Считали, что на нее действует влюбленность, и от этого она не может сосредоточиться на готовке. Действительно это так. Влюбленный человек, как правило, витает в облаках и забывает про все на свете. Тут уж ничего не поделаешь: суп будет пересолен, а чай переслащен.
Кто ест черствый хлеб, тот будет хорошо плавать и не бояться грозы. В основе этой приметы, скорее всего, лежит простое лукавство. Эта примета применялась в небогатых семьях, когда родители давали детям черствый хлеб, и, чтобы те не капризничали, рассказывали им о том, как хорошо они смогут плавать во время грозы. А плавание во время грозы считалось очень полезным занятием. Во время этой процедуры человек находился в полном единении с природой и заряжался положительной энергией. Сегодня мало кому придет в голову купаться в грозу, но тем не менее, черствый хлеб и сухари полезны для нашего организма.
Все эти народные приметы родились еще во времена язычества. Но что удивительно, большая их часть сохранились до наших времен и активно используется в повседневной жизни.
В еде попался камень примета
Нельзя есть в темноте и украдкой, не то дети ворами станут. – Мы уже говорили об этой примете в связи с заботой о беременных, но это относится и ко всем людям. Вероятно, поверье имеет, прежде всего, этический смысл. Еда – важный жизненный процесс, и проходить он должен в удобных, комфортных условиях. В отличие от животных, которые, добыв пищу или украв её, едят, скрываясь от постороннего взора, человек питается открыто: ему незачем таиться, свой хлеб он сам и заработал. Если же кто-то ест в темноте, это значит, что он скрывается. Почему? Может, он – вор? Тогда и дети его могут стать ворами, по пословице о яблоньке и яблочке. Здесь уместна притча об отце, который послал сына украсть барана. Сын не стал красть, а купил барана, но отцу об этом не сказал. Ели они барана целый месяц. Сын поздоровел, выглядел упитанным, а отец оставался таким же худым. И все потому, что один был спокоен, а второй постоянно боялся, что кража раскроется, и еда не шла ему впрок.
Большой урожай хлеба – к близкому голоду. – В основе поверья лежит наблюдение над цикличностью урожаев и неурожаев. Обычно из-за малого надела земли крестьяне сеяли злаковые на одном и том же месте, не имея возможности чередовать культуры. В результате земля не могла постоянно плодоносить, требовала «отдыха», и за урожайным годом нередко следовал неурожайный. Поверье настраивало на экономию и предусмотрительность.
С ножа не ешь – злым будешь. – Поверье связано с мистическим восприятием ножа как оберега от нечистой силы. Следовательно, относиться к нему надо уважительно. Бытовая сторона вопроса куда проще: если человек ест с ножа, он может поранить язык или губы. Тут уж поневоле злым станешь.
Телятину есть – грех. – Казалось бы, вот уж странный запрет, ни на чём не основанный! Тем более что сейчас, особенно в городах, телятину (коль средства позволяют) едят с превеликим удовольствием. Но поверье это не городское, а сельское. Коровы хорошо доятся, пока рядом с ними телята. Не будет их – и молока меньше станет. Так что грешно или не грешно, но уж точно – неразумно.
Кто чёрствый хлеб ест, тот хорошо плавает и грозы не боится. – Современные медики тоже говорят о пользе подсушенного, «вчерашнего» (но не залежалого, не плесневелого) хлеба. Может быть, потому веками так популярны сухари. Но, думается, лучше согласиться с В.И. Далем, что в основе лежит обычная педагогическая «обманка»: мол, ешьте, дети, что дают, не привередничайте. А поскольку все хотят хорошо плавать, сулится и это умение. Интересна тут связь плавания с грозой. Дело в том, что в старину считалось очень полезным купаться в грозу: люди, жившие в единении с природой, не могли не заметить энергетической насыщенности воды в грозу. Шли и общаться с богом грома и молнии – Перуном.
Хлеб выбрасывать – большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет. – Поверье очень древнее, и смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Дажьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Это верно и в бытовом смысле: кто не бережлив, тот обречён быть бедным. Что касается птиц, то к ним у народа издревле было бережное отношение, так как птицы символизировали души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок, чем выбросить кусок без всякого смысла.
Первый блин – заупокойный. Его кладут на подоконник, приговаривая: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!» Кто на поминки блины печёт, тот о насыщении души покойного печётся. Нельзя, чтобы чужие смотрели, как блины печёшь: могут сглазить, и блины не зададутся. – Блины у славян – любимое обрядовое блюдо. Это связано с тем, что блин олицетворял собою Солнце, солнечный диск, а Солнцу славяне в древности поклонялись как верховному богу. Потому блины пекли и на Масленицу (встречая приход весны, яркого Солнца), и на свадьбу, и на поминки. С первым блином связано немало поверий, и каждое из них основано на том, что он предназначен для души умершего. Блин специально оставляют либо на подоконнике, либо на могилке. Второе из приведённых выше поверий (кто блины печёт, о душе покойного печётся) восстанавливает корневую связь между словами печь и печься. Блин по праву считается старше любого другого хлебного изделия; больше того, это и символ вечности (круг). Хозяйки подметили, что если посторонний смотрит, как пекут блины, то они выпекаются не столь безупречно. Вероятно, причину надо искать не в сглазе, а в том, что при посторонних женщина начинает спешить, нервничает – и в результате следит за блинами не так тщательно, как в привычной обстановке.
Отговев, надо купить связку бубликов и разделить с друзьями и близкими – тогда увидишься с ними и на том свете. – Говеть – означает соблюдать строгий пост, ничего не есть. Говеют, готовясь к исповеди и причастию. Соответственно разговеться – означает: завершить пост, начать есть. Вот здесь и предлагается, отговев, разговеться бубликами. Бублик – ещё один символ круга, вечности. Связка бубликов включает в эту символическую вечность всех близких, друзей. Это и как бы совместное преломление хлеба. А встреча на том свете – благое последствие такой символической круговой связи на Земле.
Не ешь горох натощак – кого-нибудь сглазишь. – Поверье связано с двояким отношением к гороху. С одной стороны, это один из магических символов плодородия (не случайно им обсыпают невесту, желая новой семье много детей). С другой стороны, горох – еда достаточно тяжёлая и добавляться должна в пищу понемногу. Завтрак, начатый с гороха, может испортить человеку настроение на весь день. А это плохо отразится и на отношении к окружающим.
Горшок с кашей в печи треснул – не к добру. – Горшок с кашей – один из символов благополучия в доме. Уважительное отношение к горшку в печи усиливается ещё и тем, что он круглый и горячий (отзвуки обожествления Солнца). С помощью печного горшка (как и веника) переносили из старого жилища в новое домового. Печной горшок нередко использовался и при гадании, для связи с душами умерших. Но и без этой древней мистики горшок с кашей, треснувший в печи, – конечно, не к добру: о каком добре может идти речь, если и семья без каши осталась, и горшок новый покупать надо.
Не ешь, переступая через порог: нечистый тобою овладеть может. – Как мы уже говорили, порог отделяет своё, домашнее, защищённое пространство от чужого, населённого разными силами, в том числе и недобрыми. Поэтому, переступая эту границу с открытым (жующим) ртом, человек даёт возможность нечистому вселиться в него. Но, наверное, ещё важнее бытовой смысл поверья: занимаясь едой на ходу, можно споткнуться о порог. Есть надо за столом.
Не ешь во время учения: заешь выученное. – Это же поверье относится и к чтению во время еды. Суть его основана на физиологии: во время еды кровь приливает к желудку, а не к мозгу, поэтому выученное «заедается», то есть попросту не воспринимается, не запоминается. В поверье отражено и уважительное отношение к еде, к самому процессу приёма пищи, который в народе достаточно строго регламентирован: когда, где и как можно есть.
Ложку на столе после обеда забыть – к гостю. – Эти и многие иные приметы и поверья, связанные с гостем, основаны на нераздельности гостя и угощения, пищи. Оставить ложку на столе после того, как все уже сыты, отобедали, можно только для гостя. Отметим и частичную перекличку этой приметы с поверьем о двух кусках хлеба: начал есть второй кусок, когда первый ещё недоеден, – значит, кто-то близкий голодает. То есть всё, что случайно оказалось за столом лишним, – для другого или в память о другом. В день поминовения близкого человека для него даже ставили отдельный прибор.
Если солонину готовить во время новолуния, то она скоро испортится. – С новолунием в народе связана порча почти всех продуктов питания. Это не случайно, ибо многие предания и мифы строятся на том, что Луна – это планета мёртвых, там обитают их души, улетевшие с Земли; соответственно свет Луны – это мёртвый свет, отрицательно влияющий на все живое. В этом смысле Луна противопоставляется животворящему Солнцу. «На возрастающей Луне» (от новолуния до полнолуния) свет её активнее, чем «на уходящей Луне». Поэтому и все заготовки продуктов в это время обречены на неудачу. Есть некоторый резон прислушаться к этой примете, основанной на опытных народных наблюдениях, ибо в разные фазы Луны некоторые процессы (в том числе засолка) протекают по-разному.
На Воздвиженье солёные огурцы надо встряхивать в кадке – тогда они будут лучше храниться. – Засоленные огурцы желательно встряхивать не только на Воздвиженье. Но тут мы имеем дело с частым в народе обыгрыванием слов: Воздвиженье – двигать, передвигать. Точно так же в народе говорят: на Тихона Солнце тише идёт. В этом случае игра слов отражает астрономическое явление: к концу июня Земля действительно вращается вокруг Солнца со скоростью, которая на 3600 километров в час меньше, чем в начале года.
Не пей нападкой (то есть лёжа или став на колени), не то подтолкнёт черт лопаткой. – На основе этого поверья созданы сказки о братце Иванушке и сестрице Алёнушке, о мужике и черте и т.д. В основе лежит мистический запрет пить воду из открытых водоёмов, не отделяя себя от них, а наоборот – соединяясь с ними, как бы кланяясь водяному и другой нечисти, покоряясь им. Ещё более ярко просматривается бытовой смысл: ведь пить, наклонившись к воде (реке, озеру), – значит подвергать себя опасности утонуть. К тому же, используя для питья стакан или кружку, человек способен и оценить качество, чистоту воды.
Кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста Богу молятся. Во время постов нельзя говорить слово «мясо» – надо говорить «скоромь». Кто в пост скоромное ест, у того рябая невеста будет. Кто перед Успением Пресвятой Богородицы постится, тот от покушения лукавого сохранится. Кто в пятницу перед Вознесением постится, тот от утопления сохранится. Кто в пятницу перед сошествием Духа Святого постится, тот от меча сохранится. Кто перед днём Козьмы и Демьяна постится, тот от смертного греха сохранится. Кто в пятницу перед Ильиным днём постится, тот от вечных мук сохранится. – Все эти поверья построены, естественно, на желании поддержать тех, кто постится, то есть не вкушает скоромного, говеет, средопятничает (соблюдает пост в среду и пятницу) и т.д. В данном случае мы видим сплетение церковных предписаний с народным творчеством, которое по-своему поясняет и оправдывает эти предписания. Медицина подтверждает необходимость и строгую продуманность постов, которые направлены на поддержание здоровья.
Бумагой стол вытирать – к ссоре. – Поверье это не столь уж старинное, но основано оно именно на старинном уважении к столу, который надо не просто вытереть, а тщательно вымыть, и протереть не кое-как, а бережно, предназначенной для этого мягкой тряпочкой или даже полотенцем. Поверье основано и на ассоциации: шум, шелест бумаги – шум ссоры.
Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придётся. – Запретительное поверье, подчёркивающее уважение к хлебу. Даже крошки надо собрать и съесть. Или птицам отдать, но ни в коем случае не смахивать на пол.
В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью – к счастью. – Хлеб-соль – не только символ гостеприимства, но и магический оберег. Считалось, что соль защищает от нечистой силы и её полезно съесть вместе с другим святым продуктом – хлебом. Само происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь (так, кстати, назывался македонский город – ныне греческий порт Салоники); «идти посолонь» (старинное выражение, ещё бытующее кое-где) – означает: «идти по Солнцу». «Хлеб да соль!» – традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита. А хлебосольство близко по значению к гостеприимству. Наконец, ещё одно пояснение к этой примете: если можешь перед обедом хлеб с солью съесть – значит, голоден; а если и после обеда можешь – значит, не переел. Хорошая примета.
Хлеб в печи раздвоился – к отъезду кого-то из домочадцев. – Имеется в виду отслоение части каравая от целого. Хлеб – символ единства семьи: о том, кто оказался вне семьи, говорят: «отрезанный ломоть». И по ассоциации «раздвоение каравая – раздвоение семьи» делают предположение, что кто-то может уехать.
Чай пролить – к недоразумению. – Одна из многочисленных «смягчающих» примет, которая не несёт ни положительной, ни отрицательной нагрузки. Смысл её лишь в том, чтобы разрядить обстановку, не дать возникнуть психологическому дискомфорту. Кто-то пролил чай (уже недоразумение!) – и все вспоминают о примете. Тем недоразумение и исчерпано, о нём можно тут же забыть.
Чаинка в стакане плавает – к подарку. – Подобное же поверье существует и о мухе, попавшей в суп. Мы имеем дело с функцией приметы, которая направлена на то, чтобы успокоить человека, гипотетической посулой скрасить небольшую досаду.
Яблоко со стола упало – к свиданию с возлюбленным. – Дело тут в символике яблока, как плода любви (можно вспомнить и миф о Парисе, и библейское яблоко, и яблочко на тарелочке, которое помогает увидеть милого). Второй символ – упавший предмет; считается, что он предвещает встречу: упал предмет мужского рода (нож) – к встрече с мужчиной, женского рода (ложка, вилка) – к встрече с женщиной. Поскольку яблоко среднего рода, то его легко трактовать в свою пользу как девушке, так и юноше.
До Иванова дня женщины ягод не едят, а то дети умирать будут. – Запрет построен на том, что не все ягоды к этому времени созревают, а незрелые ягоды опасны для здоровья. С другой стороны, созревшие ягоды, пока их немного, в первую очередь отдают именно детям. Поэтому поверье отчасти трактуется и как напоминание: сначала накорми ребёнка («чтобы он не умер»), а уж потом ешь сама.
Скорлупу от съеденного яйца надо раздавить на мелкие части. Если она попадает в воду, то русалки построят из неё кораблики. Оставишь не раздавленную скорлупу на дворе – сорока из неё воды напьётся, а у тебя лихорадка будет. – Причина этих двух поверий проста. Выброшенную в воду скорлупу склёвывают утки, «наклёвывая» и собственные яйца. А к не раздавленным скорлупкам, валяющимся на дворе, может пристраститься собака или курица – и потом портить настоящие яйца. Вот и появилась угроза лихорадкой – для пущей острастки.
Пересаливает женщина еду – значит, влюбилась. – Связано с одним из любовных заговоров, который предполагает соление пищи для возлюбленного: чтобы все получилось, девушка соли не жалела. Один из свадебных обрядов требовал, чтобы пищу для родителей жениха солила невеста; в этом случае, дабы её не заподозрили в жадности, она бросала соли в горшок побольше. В подобных случаях пересол был следствием не ошибки, а умысла, первопричина которого – в желании добиться любви. Кстати, не столь давно в печати появилось и ещё одно пояснение, проливающее свет на эту давнюю примету. Оказывается, в состоянии влюблённости женский организм ощущает нехватку соли, – поэтому женщина и пересаливает пищу, сама того не ведая, ибо то, что солоно для других, ей кажется в самую пору.
За кем допиваешь, того грехи принимаешь. – Помимо мистического смысла, в данном случае допустимо и самое простое объяснение: допивая из чужого стакана, можно заразиться (принять чужие грехи).
Соль рассыпать – к ссоре. Собери просыпанную соль в щепоть и брось через левое плечо, смеясь при этом – тогда все обойдётся. – Соль – один из наиболее древних пищевых оберегов. В этом качестве она известна с добиблейских времён. То, что она не портится от времени, позволило относиться к ней как к символу вечности. На Руси соль долгое время была дорогой, что способствовало отношению к ней как к очень ценному продукту. Соответственно просыпать соль – значило навлечь на себя гнев. Считается, что соли боится нечистая сила. Именно поэтому возник обычай встречать гостей хлебом-солью – символом благополучия (хлеб) и оберегом от тёмных сил (соль). Тот, кто отведал с тобой хлеба-соли, не может быть врагом. Просыпать соль – значит способствовать торжеству враждебных сил. Чтобы этого не случилось, надо или трижды сплюнуть через левое плечо, или бросить через левое плечо щепотку соли. Считалось, что именно за левым плечом – искуситель. И раз уж ты просыпал соль, то брось в него – не огорчаясь, а смеясь. Смеяться рекомендовано традицией по двум причинам: во-первых, не должно выказывать лукавому своего страха и уныния; во-вторых, не надо излишне огорчаться из-за какой-то потери – можно навлечь этим ещё большую потерю. К тому же у смеющегося человека непроизвольно улучшается настроение, что и помогает ему избежать «запланированной» ссоры.
Если за столом попросят передать соль, обязательно надо улыбаться, передавая, – не то поссоритесь. – Потаённый смысл совета кроется в том, что передающий рискует просыпать соль, – и тогда он невольно рассердится на попросившего. Чтобы этого не случилось, улыбайтесь, не нервничайте. К тому же улыбка – непременный атрибут застольного этикета, проявление хороших манер. Об осторожности в поверье даже и не упоминается: все знали, что, передавая солонку, надо опасаться уронить её или опрокинуть. Так сделал Иуда во время Тайной вечери. Плачевный результат этой оплошности известен.
Посуду с питьём нельзя держать открытой – вражья сила поселится. В оставленной на ночь открытой посуде с питьём нечистая сила резвится. – Подобные поверья встречаются часто (иногда с конкретизацией вреда от нечистой силы: «черт в ведро плюнет»). Считалось, что открытые, незащищённые сосуды подвержены нападению всякой нечисти чаще, чем закрытые. Автору этих строк довелось перевести с украинского языка – для книги «Сказки, легенды, мифы и предания славян» – несколько подобных случаев, рассказанных «очевидцами». На самом же деле суть поверья в том, что воду (как и прочее питье) надо закрывать, чтобы не попадали в неё мошки, мухи, пыль и т.д.
Каша выходит из горшка к выходу из печи – это к несчастью, а если к дальней стене – к изобилию. – Несмотря на то, что в этом поверье собрано сразу три символа (каша, горшок, печь), суть его довольно проста, ибо строится на внешнем сопоставлении: к выходу из печи – значит, и к выходу из дому, а к стенке – значит, в доме прибавится, изобилие будет. На мистическом уровне это толкуется как деяния обитающих в печи духов: выталкивают они пищу или оставляют себе, тем самым, выражая благосклонность.
Хлеб не выпекается, сырым остаётся – к разлуке или к разорению. – В предыдущих случаях мы имели дело с отношением человека к хлебу, а в данном случае – с отношением хлеба к человеку. Считалось, что при выпечке каравая души умерших питаются запахом, который при этом исходит (то есть духовной субстанцией пищи). Хлеб не выпекается – значит, души предков не нуждаются в кормлении, покинули печь и дом. А тогда уж жди любой беды.
Поперхнулся за столом – значит, кто-то к обеду спешит. – Торопливость в принятии пищи переносится на торопящегося гостя. Все, что происходит за столом, толкуется широко и иносказательно. «Сколько за столом, столько и в Царстве Небесном», и потому не спеши, относись к еде с уважением. Любое происшествие за столом – не случайность, а знак свыше. Поспешность за едой всячески осуждалась – такой, например, шуткой: «Ест, аж заталкивается, чтобы другому не досталось, если успеет».
Соль в огонь просыпать – к ссоре. – Поверье очень близки к одному из предыдущих: «соль просыпать – к ссоре». Но если, просыпав соль на пол, можно собрать её и бросить через левое плечо в глаза искусителю, то, просыпав в огонь, её уже не соберёшь. И тогда искуситель устраивает ссоры с ближними. Бытовой же смысл поверья заключался в дороговизне соли.
Не убирай в дому, когда хлеб в печи, – достатка не будет. – Во время выпечки хлеба запрещалось и выходить из дому, и даже шуметь. Все это связано с тем, что к хлебу относились как к живому (одухотворённому) существу. Выйдешь из дому – хлеб обидится, что его оставили в одиночестве. А шум может его испугать. Что же касается уборки, то это просто оскорбление хлеба! На бытовом уровне поверье толкуется как полезное и рациональное: не надо делать несколько дел сразу – ни одно не удастся. Тем более такое сложное, как выпечка хлеба, требующая постоянного присутствия хозяйки у печи.