день камазиста в россии какого числа
День автомобилиста в 2021 году: какого числа отмечают праздник, история, интересные факты 15:00, 4 марта 2021 Версия для печати
31 октября (воскресенье) в 2021 году — День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта (День автомобилиста). История, традиции и интересные факты о празднике.
Хоть День водителя и имеет сугубо профессиональные корни в России, сегодня с этим праздником поздравляют и автомобилистов-профессионалов, и любителей.
У Дня водителя (или как его ещё называют «День автомобилистов», «День шофёра», «День работников автомобильного транспорта») плавающая дата, его принято отмечать в последнее воскресенье октября. Например, в 2020 году он выпал на 24-е число.
Итак, День работников автомобильного транспорта был провозглашён Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза в 1976 году и закреплён указом того же органа в октябре 1980-го. Согласно Указу № 3018-Х «О праздничных и памятных днях», День автомобилиста должен был отмечаться в последнее воскресенье октября — ежегодно. До сих пор, уже на постсоветском пространстве, водители автомобилей (легковых и грузовых), троллейбусов, автобусов и т.д. чтут и отмечают данный профессиональный праздник.
В связи с постоянно усиливающейся автомобилизацией в современном мире грань между профессиональными шофёрами и автолюбителями, — а именно так у нас было принято называть человека, который водит машину, но при этом не работает водителем, — почти стёрлась.
В наши дни любой рядовой автомобилист может переквалифицироваться в стан профессионалов автомобилевождения, элементарно зарегистрировавшись таксистом или курьером от какого-либо мобильного приложения. Владельцы грузовых машин открывают ИП и оказывают услуги по перевозке грузов. Поэтому и современный День автомобилиста стал праздником для всех, у кого есть права на вождение автомобиля, и они его отмечают.
Однако в эпоху СССР для того, чтобы устроиться работать шофёром, одного только желания было недостаточно. А самые жёсткие требования предъявлялись к водителям-международникам, то есть к дальнобойщикам, совершающим рейсы за рубеж.
Парадокс СССР: профессия водителя-международника
Как это ни парадоксально, но в Советском Союзе существовала профессия водителя-международника. Причём у них были рейсы не только в страны социалистического лагеря, но и в Западную Европу
В 1933 году начались рейсы советских автоперевозчиков в Монголию по знаменитому Чуйскому тракту, прежде всего, перевозивших горючее. После 1963 года водителей-международников стали отправлять в дружественные социалистические государства, а потом в страны Западной Европы.
Развитию международных перевозок поспособствовало появление такого учреждения, как Кунцевское автохозяйство междугородных сообщений Главмежавтотранса Минавтошосдора РСФСР, в 1963 году и «Совтрансавто» — в 1968-м.
Водителей-международников отбирали по следующим критериям:
Ещё одним неофициальным, но очень весомым требованием будущему шофёру-международнику предписывалось, что он должен быть хотя бы кандидатом в члены КПСС, а лучше – действующим членом.
Предпочтение отдавалось в пользу семейных людей, минимум с двумя детьми. Считалось, что холостого и бездетного сотрудника можно не дождаться обратно из рейса, так как его «мало что держит на родине».
Безусловно, такие водители постоянно находились под наблюдением у представителей госбезопасности, а в их отношении велась тщательно продуманная пропаганда.
Шофёры-международники проходили жёсткий инструктаж с представителями КГБ, которые разъясняли им, как вести себя в той или иной ситуации, как и с кем вести разговор. Причём сразу в капстрану новоиспечённый водитель поехать не мог. Ему предстояло сначала простоять слесарем в ремонтной зоне, в народе именуемой «ямой», до двух лет, поработать на внутренних рейсах, само собой, пройти обучение и защитить полученные знания на экзамене.
Несколько лет международник проходил «обкатку» поездками в дружественные Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, ГДР и Югославию, а вот в «настоящую заграницу» он отправлялся уже в статусе высококвалифицированного специалиста и самого что ни на есть благонадёжного гражданина СССР.
День автомобилиста (день водителя)
Названия праздника, кем учрежден: | День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта (День автомобилиста) Указ Президента РФ № 897 от 25.06.2012 |
Традиции: | поздравление работников автомобильного транспорта, вручение дипломов, почетных грамот |
День автомобилиста (День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта) – профессиональный праздник работников автомобильного транспорта. В торжествах принимают участие водители рейсовых маршрутов, обслуживающий и ремонтный персонал предприятий-перевозчиков, работники, инженеры и конструкторы автозаводов, фабрик по изготовлению запасных частей и комплектующих. К ним присоединяются преподаватели, студенты, выпускники профильных учебных заведений, жители населенных пунктов, для которых изготовление колесной техники является градообразующей отраслью.
В России праздник ежегодно отмечается в последнее воскресенье октября. В 2021 году день автомобилиста приходится на 31 октября и отмечается на официальном уровне в 45 раз. Торжество утратило исключительно профессиональное значение, его также начали отмечать владельцы личных транспортных средств и водители-любители.
Суть праздника – показать важность автотранспорта в экономике страны и почтить уважением работников этой сферы.
В этот день поздравляют людей, причастных к празднику. На автотранспортных предприятиях устраивают корпоративы, на которых сотрудникам вручают премии и подарки. В городах проводят парады и показы ретро-машин. Любители гонок принимают участие в соревнованиях и автопробегах.
История праздника
Праздник возник в советские времена. Он был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1976 года № 2847-IX «О Дне работников автомобильного транспорта» и подтвержден Указом от 1 октября 1980 года № 3018-Х. Обычай чествования автомобилистов в последнее воскресенье октября сохранился и после распада Советского Союза.
С 1996 по 2000 год автомобилисты начали отмечать свой профессиональный праздник вместе с работниками дорожного хозяйства, согласно Указу Президента РФ от 14 октября 1996 года № 1435.
Указ Президента РФ от 23 марта 2000 года № 556 разделил торжества. Работников дорожного хозяйства стали чествовать в третье воскресенье октября, а автомобилистов – в последнее воскресенье октября.
Указ Президента РФ от 25 июня 2012 года № 897 установил праздник – День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Его стали отмечать не только автомобилисты, а и сотрудники городского пассажирского транспорта.
Традиции праздника
В День автомобилиста руководство предприятий вручает лучшим сотрудникам почетные грамоты, дипломы.
В населенных пунктах, в которых производится колесная техника, устраиваются праздничные концерты.
На телевидении и радиостанциях транслируются передачи об автомобильном транспорте.
К празднику станции технического обслуживания и заправки устраивают акции, делают клиентам скидки и бонусы.
В городах проводят парады ретро-машин, показы кастомизированых автомобилей. На специальных площадках проводят гонки и соревнования.
Владельцы автомобилей в этот день традиционно собираются в компаниях, устраивают посиделки, вылазки на природу.
Задание на день
Сделайте себе и своему автомобилю приятный подарок к празднику. Помойте машину и подготовьте фотоотчет.
Тосты
«Водитель — это профессия, это состояние души. Желаю, чтобы душа испытывала радость от дороги, езды и автомобиля. Пускай не будет никаких преград и препятствий: ни жезла милицейского, ни красного огня светофора. Пускай радостными будут встречи на всех остановках, а дома всегда ожидают приезда».
«Поднимем бокал за то, чтобы лошади не дохли под капотом, а если и дохли, то оставляли подковы на счастье».
«Пусть машина всегда будет на ходу, пусть в жизни будут повороты только в лучшую сторону. Желаю уверенности за рулём, успеха в любой поездке, удачи на любой дороге и счастья в каждом дне».
«Поздравляю с Днём автомобилиста. Ни гвоздя, ни жезла, ни слякоти, ни дыма, ни крепкого мороза, ни дорогого бензина, ни скучных поездок, ни трудных расстояний. Желаю всегда ездить с улыбкой и бодростью души, желаю за рулём своей машины чувствовать себя королём автострады и всего мира».
Подарки
Гаджеты для машины.Навигатор, видеорегистратор,автодержатель для телефона, адаптер питания, манометр будет полезным подарком для водителя. Электронные приспособления сделают процесс поездки на автомобиле более комфортным и безопасным.
Подарочный сертификат. Подарочный сертификат на техническое обслуживание или заправку автомобиля послужит полезным и практичным подарком.
Набор инструментов. Набор инструментов послужит полезным тематическим презентом к этому празднику. Он позволит иметь под рукой набор для экстренного ремонта, что выручит в длительных поездках и путешествиях.
Массажный подголовник. Массажный подголовник станет отличным презентом для водителя, который много времени проводит за рулем. Этот аксессуар предотвратит затекание и боли в шее, что избавит от дискомфорта от длительных поездок.
Конкурсы
Дорожные знаки
Участникам конкурса предлагают нарисовать макет дорожных знаков с забавными названиями: «Осторожно, за рулем блондинка», «В салоне автобуса шансон запрещен», «Перевозить жирафов в салоне легкового автомобиля, запрещено», «Уступить дорогу водителю с тещей в салоне». Победит тот участник, чьи зарисовки будут наиболее юмористичными.
Танцы за рулем
На площадке необходимо подготовить импровизированный салон автомобиля. В этом помогут четыре стула, поставленные в два ряда. Участников конкурса делят на группы, которые выбирают себе водителя. Компании садятся по очереди в импровизированный транспорт. Водителю вручают руль и включают музыку. Группа, чьи танцы в салоне автомобиля будут наиболее зажигательными, одержит победу в конкурсе.
Авто-рынок
Для конкурса необходимо заранее подготовить карточки с изображением автомобилей. Это могут быть дорогие гоночные машины, спец-техника, ретро-автомобили или старые развалюхи отечественного производства. Участники по очереди выбирают карты и пытаются прорекламировать попавшееся транспортное средство. Чья реклама будет наиболее креативной, тот получит первое место в конкурсе.
Интересные факты
О профессии работника автомобильного и городского пассажирского транспорта
Автомобилисты перевозят людей и грузы, обеспечивают исправность подвижного состава, его ремонт и обслуживание. Они работают на легковом, грузовом транспорте.
Путь в профессию начинается с получения прав на управление автомобилем. К руководящим должностям допускают после выпуска из профильного высшего учебного заведения. Водители общественного транспорта должны получить соответствующую категорию.
Перед выездом на маршрут необходимо пройти медицинский осмотр врача, который разрешает садиться за руль. Работа связана с постоянной концентрацией внимания и относится к категории опасных для здоровья и жизни.
Этот праздник в других странах
В Украине и Белоруссии День автомобилиста приходится на последнее воскресенье октября.
Казахстан отмечает этот праздник в первое воскресенье августа.
Похожие праздники в РФ
В вооруженных силах РФ существует родственный праздник – День военного автомобилиста. Он проходит ежегодно 29 мая.
Поздравления
День автомобилиста наступил,
Я с ним вас от души поздравляю.
Внимательности на дороге, сил
И полного бака всегда вам желаю!
С Днем автомобилиста, шофера!
Пусть завтра станет лучше, чем вчера,
Машина будет верной, как жена,
Дорога к дому пусть ведет одна.
Жизнь на колесах, словно серпантин,
Ловите за рулем адреналин.
Нескользких вам дорог в период дождя,
Ни жезла, ни поломки, ни гвоздя!
В первый нерабочий день в России два антирекорда — по заразившимся и умершим
Лента новостей
Все новости »
Власти опровергли информацию о «перезагрузке» прививочной пиар-кампании, а огромное число россиян продолжают сомневаться в необходимости вакцинации. Как еще можно их убедить?
В первый из осенних нерабочих дней в России зафиксированы сразу два абсолютных рекорда пандемии. 40 тысяч новых больных и 1159 умерших.
Теперь заболеваемость на 10 тысяч случаев больше зимнего максимума, а смертность — в два раза выше летних пиков.
Также в четверг в Кремле опровергли сообщения о «перезагрузке» пиар-кампании вакцинации, а оперштаб Подмосковья попробовал агитировать сомневающихся с помощью матерного мема про кота.
«Наверное, самая прикольная реклама вакцинации за полтора года. Зачет автору!» — так креатив оперативного штаба Московской области по коронавирусу оценивают подписчики РБК в Telegram. Видео, на котором пухлый кот заходит в комнату и ритмичным мяуканьем требует от хозяина каких-то действий, давно используют в TikTok. Обычно коту приписывают какие-то риторические вопросы — скажем, ту самую цитату из фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».
Мособлштаб решил актуализировать мем в рамках прививочной кампании. На видео, озаглавленном «Когда друг сделал прививку», кот рассказывает о своей вакцинации, укоряет хозяина за то, что тот «разносит бациллу», и хвастается, что скоро полетит за границу.
В первой версии видео, которую успели скачать журналисты РБК, ролик заканчивался не совсем цензурной фразой, которую можно переиначить как «дуй на прививку». По данным телеканала, буквально через несколько минут мем удалили и выложили заново — теперь кот заканчивает монолог призывом «Иди делай прививку, пожалуйста» и хвастается не зарубежным отпуском, а возможностью пойти в музей.
Публикация смелого креатива подмосковного оперштаба совпала с выходом в газете «Коммерсантъ» материала о новом подходе властей к пиару вакцинации. По данным источников издания, Кремль признал старую кампанию «неэффективной» из-за «недостаточного внимания к регионам и слишком агрессивной агитации». Как утверждается, привлеченные эксперты среди прочего рекомендовали властям «четче провести логическую связь между отменой ограничений и вакцинацией». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков оперативно опроверг сообщение газеты. По словам представителя Кремля, «никакого перезапуска нет и быть не может», а пиар-кампания «есть, и она будет продолжаться».
Как бы там ни было, темпы российской вакцинации говорят сами за себя — огромное число россиян все еще сомневаются в необходимости прививки. На какие вопросы общества — какими бы странными они ни были — нужно ответить организаторам прививочной кампании? Комментирует социальный психолог, преподаватель МГУ Алексей Рощин:
Алексей Рощин социальный психолог, преподаватель МГУ «Первое — почему у нас в стране одновременно с ростом вакцинации пошел рост смертности? Второе — как же быть с тем, что вакцины до сих пор не прошли своего полного цикла испытаний. Это тоже очень сильно волнует людей. Наконец, почему люди все равно заболевают, и даже некоторые все равно умирают. И тогда, собственно, какой смысл в этой вакцинации? В конце концов, очень хорошо было бы, если бы наконец опубликовали точную статистику по количеству вакцинированных и невакцинированных в тех же самых больницах. Раздельной статистики на этот счет почему-то нигде не публикуют все это время. Вот если действительно показать, все эти вопросы объяснить людям, то я думаю, тогда и сама ситуация пойдет гораздо веселее».
Ответы на каждый из вопросов лежат на поверхности. Заболеваемость и смертность растут, потому что многие все еще не привились, а с приходом «дельты» вирус стал более заразным. Вакцинация не защищает от тяжелого течения болезни на 100%, но значительно снижает вероятность негативных сценариев — это видно не только по странам с высоким процентом привитых, но и по отдельным регионам России. Например, в Москве заболеваемость такая же, как летом, а смертность заметно ниже. И даже если перезапускать прививочную пиар-кампанию никто не собирается, таким вопросам сомневающихся можно уделять чуточку больше внимания. Желательно подкрепляя ответы открытой статистикой.
По подсчетам агрегатора Gogov, темпы вакцинации в России с начала октября выросли более чем в два раза — с 200 тысяч до 500 тысяч уколов в сутки.
Это все еще заметно ниже летних пиков, когда показатель доходил до 800 тысяч. Официальные цифры по этой неделе должны быть опубликованы в пятницу.
«13 декабря не день рождения КАМАЗа, а день зачатия»
«Подготовка к так называемому 50-летию КАМАЗа идет вовсю. Прошло всего чуть больше двух лет с тех пор, как завод отметил 40-летие выпуска первого автомобиля, а впереди еще один юбилей. Камазовцев можно понять: чем больше дней рождения, тем больше подарков от Казани и, что очень важно, Москвы. Ради этого можно пренебречь и элементарной логикой, и исторической достоверностью», — заметил руководитель РОО «Комитет культурных и гражданских инициатив» Владимир Кольцов.
«26 сентября 1969 года вышел приказ министра автомобильной промышленности о наименования строящегося завода. Ему было присвоено название «Камский автомобильный завод» Фото: «БИЗНЕС Online»
КАКУЮ ИЗ ЭТИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАТ МОЖНО СЧИТАТЬ ДНЕМ РОЖДЕНИЯ КАМАЗА?
Приближается славная дата — 50-летие начала строительства КАМАЗа и автограда. Вспомним самые важные даты летописи событий:
а) 14 августа 1969 года принято постановление ЦК КПСС и совета министров СССР о строительстве завода в Набережных Челнах.
б) 26 сентября 1969 года вышел приказ министра автомобильной промышленности о наименовании строящегося завода. Ему было присвоено название «Камский автомобильный завод (КАМАЗ)».
в) 30 сентября 1969 года Л.Б. Васильев (замминистра автомобильной промышленности) был назначен первым генеральным директором КАМАЗа. Началось формирование гендирекции КАМАЗа в Москве.
г) 13 декабря 1969 года вынут первый ковш грунта на строительной площадке завода.
д) 16 февраля 1976 года с главного конвейера сошел первый камский грузовик.
«16 февраля 1976 года с главного конвейера сошел первый камский грузовик» Фото: «БИЗНЕС Online»
В связи с этим возникает интересный вопрос: какую из этих исторических дат можно считать днем рождения КАМАЗа? Элементарная человеческая логика подсказывает: это пункт «д» — день выпуска первой продукции. Все логично: автозавод родился в тот момент, когда он выпустил первый автомобиль. Кстати, это и есть сложившаяся практика летоисчисления возраста предприятий в нашей стране. Примеров масса. Так, совсем недавно одно из крупнейших предприятий соседнего Нижнекамска отметило свой день рождения — годовщину выпуска первой продукции. Все правильно. Все как у человека: днем рождения младенца считается день его появления на свет, а не день зачатия, и тем более не тот день, когда будущие родители еще только приняли решение о необходимости завести ребенка.
А какой день рождения себе назначил КАМАЗ? Выбрали 13 декабря 1969 года. День, когда на месте будущего завода был вынут первый ковш грунта. По человеческим меркам — это день зачатия. Что ж — хозяин-барин. Он волен придумать себе любой день рождения. Тем более что в некоторых африканских странах днем рождения ребенка принято считать день зачатия. Что можно человеку, то разрешено и заводу.
Подготовка к так называемому 50-летию КАМАЗа идет вовсю. Прошло всего чуть больше двух лет с тех пор, как завод отметил 40-летие выпуска первого автомобиля. А впереди еще один юбилей. Камазовцев можно понять: чем больше дней рождения, тем больше подарков от Казани и, что очень важно, от Москвы. Ради такого можно пренебречь и элементарной логикой, и исторической достоверностью. Но это еще цветочки…
«Все памятные даты, связанные с историей строительства города и автогиганта на Каме, должны стать общегородскими праздниками. В городе живут много первостроителей, а также их дети и внуки» Фото: предоставлено Владимиром Кольцовым
ПОЯВИЛСЯ ДАЖЕ ТЕРМИН «КАМАЗОВСКиЙ ШОВИНИЗМ»
Не раз я слышал от первостроителей города и завода удивительные факты о праздновании исторических дат строительства города и завода. Пользуясь тем, что руководители города эти даты игнорируют, камазовцы фактически приватизировали данные праздники. Празднуют регулярно, но как-то кулуарно и келейно. Никогда не приглашают на них первостроителей и даже не вспоминают о них никак. Говорят только о себе и взахлеб себя хвалят. В том, что появился КАМАЗ — исключительно заслуга самих камазовцев! КАМАЗ сам себя построил! Это может понять, выйдя с такого праздника, молодой рабочий завода, не знавший до этого историю города и КАМАЗа.
Что могу сказать по этому поводу я, приехавший в Набережные Челны за два месяца до объявления начала стройки? Все происходило на моих глазах. Обманывать меня современными байками бесполезно. Согласен с оценкой позиции нынешних руководителей КАМАЗа, данной одним из работников мэрии: «КАМАЗ ведет себя как неблагодарное дитя». Появился даже по этому поводу термин «камазовской шовинизм». А я бы еще добавил: «камазовская фанаберия». И что интересно, чем меньшую роль в жизни города играет КАМАЗ, тем больше он себе приписывает чужих заслуг.
А может, они, нынешние руководители КАМАЗа, просто не знают историю великих событий нашего города? Ведь бывают же в жизни такие парадоксы: человек 30 лет за рулем, а правил движения не знает. Права купил давно. Правила хотел выучить, но все как-то некогда.
«КАМАЗ строила вся страна! Лучшие строители, имевшие опыт крупнейших строек Союза, приехали сюда, на Каму. Это они построили ваш завод и преподнесли его вам, как на блюдечке: работайте!» Фото: «БИЗНЕС Online»
Многие из камазовских начальников еще под стол пешком ходили, когда началось строительство их завода. А кто-то еще даже не родился. Но это не освобождает их от ответственности. Не нужно в угоду своим амбициям создавать исторические небылицы и внедрять их в сознание своих работников. Этим оскорбляются сотни тысяч людей, тех, кто строил город, завод, плотину, пригородную зону. Они отдали этому делу лучшие годы своей жизни. Отдали здоровье. Некоторые не дожили до нынешних дней.
КАМАЗ строила вся страна! Лучшие строители, имевшие опыт крупнейших строек Союза, приехали сюда, на Каму. Это они построили завод и преподнесли его, как на блюдечке: работайте! Это они возвели прекрасные дома, детские сады, школы, кинотеатры. Так будьте достойны их трудового подвига!
Все памятные даты, связанные с историей строительства города и автогиганта на Каме, должны стать общегородскими праздниками. В городе живут много первостроителей, а также их дети и внуки. Лишать этих людей заслуженного праздника — акт неуважения к ним.
Пора заканчивать противостояние КАМАЗа и города и для начала объединиться всем в едином порыве — в подготовке и проведении замечательных праздников. А 13 декабря было бы правильнее назвать не днем рождения КАМАЗа, а Днем первостроителя, и, соответственно, 13 декабря 2019 года нужно праздновать 50-летие начала строительства.
«13 декабря не день рождения КАМАЗа, а день зачатия»
«Подготовка к так называемому 50-летию КАМАЗа идет вовсю. Прошло всего чуть больше двух лет с тех пор, как завод отметил 40-летие выпуска первого автомобиля, а впереди еще один юбилей. Камазовцев можно понять: чем больше дней рождения, тем больше подарков от Казани и, что очень важно, Москвы. Ради этого можно пренебречь и элементарной логикой, и исторической достоверностью», — заметил руководитель РОО «Комитет культурных и гражданских инициатив» Владимир Кольцов.
«26 сентября 1969 года вышел приказ министра автомобильной промышленности о наименования строящегося завода. Ему было присвоено название «Камский автомобильный завод» Фото: «БИЗНЕС Online»
КАКУЮ ИЗ ЭТИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАТ МОЖНО СЧИТАТЬ ДНЕМ РОЖДЕНИЯ КАМАЗА?
Приближается славная дата — 50-летие начала строительства КАМАЗа и автограда. Вспомним самые важные даты летописи событий:
а) 14 августа 1969 года принято постановление ЦК КПСС и совета министров СССР о строительстве завода в Набережных Челнах.
б) 26 сентября 1969 года вышел приказ министра автомобильной промышленности о наименовании строящегося завода. Ему было присвоено название «Камский автомобильный завод (КАМАЗ)».
в) 30 сентября 1969 года Л.Б. Васильев (замминистра автомобильной промышленности) был назначен первым генеральным директором КАМАЗа. Началось формирование гендирекции КАМАЗа в Москве.
г) 13 декабря 1969 года вынут первый ковш грунта на строительной площадке завода.
д) 16 февраля 1976 года с главного конвейера сошел первый камский грузовик.
«16 февраля 1976 года с главного конвейера сошел первый камский грузовик» Фото: «БИЗНЕС Online»
В связи с этим возникает интересный вопрос: какую из этих исторических дат можно считать днем рождения КАМАЗа? Элементарная человеческая логика подсказывает: это пункт «д» — день выпуска первой продукции. Все логично: автозавод родился в тот момент, когда он выпустил первый автомобиль. Кстати, это и есть сложившаяся практика летоисчисления возраста предприятий в нашей стране. Примеров масса. Так, совсем недавно одно из крупнейших предприятий соседнего Нижнекамска отметило свой день рождения — годовщину выпуска первой продукции. Все правильно. Все как у человека: днем рождения младенца считается день его появления на свет, а не день зачатия, и тем более не тот день, когда будущие родители еще только приняли решение о необходимости завести ребенка.
А какой день рождения себе назначил КАМАЗ? Выбрали 13 декабря 1969 года. День, когда на месте будущего завода был вынут первый ковш грунта. По человеческим меркам — это день зачатия. Что ж — хозяин-барин. Он волен придумать себе любой день рождения. Тем более что в некоторых африканских странах днем рождения ребенка принято считать день зачатия. Что можно человеку, то разрешено и заводу.
Подготовка к так называемому 50-летию КАМАЗа идет вовсю. Прошло всего чуть больше двух лет с тех пор, как завод отметил 40-летие выпуска первого автомобиля. А впереди еще один юбилей. Камазовцев можно понять: чем больше дней рождения, тем больше подарков от Казани и, что очень важно, от Москвы. Ради такого можно пренебречь и элементарной логикой, и исторической достоверностью. Но это еще цветочки…
«Все памятные даты, связанные с историей строительства города и автогиганта на Каме, должны стать общегородскими праздниками. В городе живут много первостроителей, а также их дети и внуки» Фото: предоставлено Владимиром Кольцовым
ПОЯВИЛСЯ ДАЖЕ ТЕРМИН «КАМАЗОВСКиЙ ШОВИНИЗМ»
Не раз я слышал от первостроителей города и завода удивительные факты о праздновании исторических дат строительства города и завода. Пользуясь тем, что руководители города эти даты игнорируют, камазовцы фактически приватизировали данные праздники. Празднуют регулярно, но как-то кулуарно и келейно. Никогда не приглашают на них первостроителей и даже не вспоминают о них никак. Говорят только о себе и взахлеб себя хвалят. В том, что появился КАМАЗ — исключительно заслуга самих камазовцев! КАМАЗ сам себя построил! Это может понять, выйдя с такого праздника, молодой рабочий завода, не знавший до этого историю города и КАМАЗа.
Что могу сказать по этому поводу я, приехавший в Набережные Челны за два месяца до объявления начала стройки? Все происходило на моих глазах. Обманывать меня современными байками бесполезно. Согласен с оценкой позиции нынешних руководителей КАМАЗа, данной одним из работников мэрии: «КАМАЗ ведет себя как неблагодарное дитя». Появился даже по этому поводу термин «камазовской шовинизм». А я бы еще добавил: «камазовская фанаберия». И что интересно, чем меньшую роль в жизни города играет КАМАЗ, тем больше он себе приписывает чужих заслуг.
А может, они, нынешние руководители КАМАЗа, просто не знают историю великих событий нашего города? Ведь бывают же в жизни такие парадоксы: человек 30 лет за рулем, а правил движения не знает. Права купил давно. Правила хотел выучить, но все как-то некогда.
«КАМАЗ строила вся страна! Лучшие строители, имевшие опыт крупнейших строек Союза, приехали сюда, на Каму. Это они построили ваш завод и преподнесли его вам, как на блюдечке: работайте!» Фото: «БИЗНЕС Online»
Многие из камазовских начальников еще под стол пешком ходили, когда началось строительство их завода. А кто-то еще даже не родился. Но это не освобождает их от ответственности. Не нужно в угоду своим амбициям создавать исторические небылицы и внедрять их в сознание своих работников. Этим оскорбляются сотни тысяч людей, тех, кто строил город, завод, плотину, пригородную зону. Они отдали этому делу лучшие годы своей жизни. Отдали здоровье. Некоторые не дожили до нынешних дней.
КАМАЗ строила вся страна! Лучшие строители, имевшие опыт крупнейших строек Союза, приехали сюда, на Каму. Это они построили завод и преподнесли его, как на блюдечке: работайте! Это они возвели прекрасные дома, детские сады, школы, кинотеатры. Так будьте достойны их трудового подвига!
Все памятные даты, связанные с историей строительства города и автогиганта на Каме, должны стать общегородскими праздниками. В городе живут много первостроителей, а также их дети и внуки. Лишать этих людей заслуженного праздника — акт неуважения к ним.
Пора заканчивать противостояние КАМАЗа и города и для начала объединиться всем в едином порыве — в подготовке и проведении замечательных праздников. А 13 декабря было бы правильнее назвать не днем рождения КАМАЗа, а Днем первостроителя, и, соответственно, 13 декабря 2019 года нужно праздновать 50-летие начала строительства.