деятельность человека это какой фактор
Деятельность человека как особый экологический фактор и ее влияние на окружающую естественную среду
Вы будете перенаправлены на Автор24
Влияние человека на природу
Антропогенный фактор – это фактор, обусловленный воздействием человека на окружающую природную среду или его деятельностью.
По мере развития производительных сил, а также увеличения оборота вовлекаемых в хозяйственный оборот веществ, воздействие человеческой деятельности на природу неуклонно растет.
Так, на заре развития цивилизации негативное влияние на природу ограничивалось выпасом скота, выжиганием и вырубкой лесов для земледелия, охотой на диких животных. Целые регионы опустошались в результате войн.
После промышленной революции XX века начались серьезные изменения в биосферных процессах. Человеческую деятельность стало возможным сопоставить с естественными энергетическими и материальными процессами, происходящими в биосфере. К этому привело развитие химии, энергетики, транспорта, машиностроения.
Человечество потребляет материальные ресурсы и энергетику в масштабах, пропорциональных росту населения.
Последствия антропогенной деятельности человечества:
Результатом антропогенного воздействия человека является нарушение протекания почти всех биогеохимических циклов.
Общая характеристика загрязнения природной среды
Готовые работы на аналогичную тему
Загрязненность – это процесс появления в окружающей природной среде в результате человеческой деятельности или природных явлений компонентов, не свойственных данному региону.
Загрязненность характеризуется наличием в природной среде вредных соединений, способных нарушить функционирование экологических систем, ведущее к снижению качества среды проживания человека и ведения им хозяйственной деятельности.
Экологическое действие может затрагивать как отдельные организмы, так и более высокие уровни организации живых существ: популяции, биоценозы, экосистемы, биосферу.
Негативное влияние загрязнений проявляется в
Загрязняющие вещества, возникшие в результате антропогенной деятельности человека, весьма разнообразны: соединения серы, углерода, азота, органические соединения, тяжелые металлы, радиоактивные элементы и др.
Антропогенное воздействие проявляется в истощении природных ресурсов биосферы. В результате огромных масштабов использования природных ресурсов во многих регионах значительно изменились ландшафты (угольные бассейны).
Пути решения экологических проблем
Рациональное управление природными ресурсами решает общую задачу: нахождение оптимальных и наилучших способов эксплуатации экосистем.
Решение этой задачи осложняется необходимостью многих критериев оптимизации:
Восстановление природных ресурсов и охрана окружающей среды предусматривают:
Деятельность человека
9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Деятельность человека и активность животного
Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.
Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.
Деятельность человека
Активность животного
Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя
Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)
Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации
Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту
Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности
Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело
Деятельность человека носит созидательный характер
Активность животного носит потребительский характер
Отличительные признаки деятельности
Для деятельности характерны такие отличительные черты:
Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.
Виды (формы) деятельности
В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.
Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.
Мотивы деятельности
Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.
Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.
Социальные установки — ориентация человека на что-либо.
Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности
Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.
Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.
В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.
Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.
Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:
познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.
Творческая деятельность
Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.
Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.
Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:
комбинировать уже существующие знаний;
создавать новые образы в сознании (воображение);
создавать яркие, сильные представления (фантазия);
получать знания неосознанно (интуиция).
Вопросы для самопроверки
Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
Кто может быть субъектом деятельности?
Ученики 5А класса средней школы №151.
В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?
В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?
Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?
Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.
Основные факторы производства
Факторы производства — это экономические ресурсы, которые участвуют в производственном процессе товаров и услуг.
Принято выделять 5 факторов производства:
Разберем подробнее характеристики факторов производства.
Труд как фактор производства
Труд — умственные или физические способности человека, которые требуются при производстве. Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.
Интенсивность труда — это его напряженность, степень расходования рабочей силы в единицу времени. Интенсивность труда можно измерять, например, в часах.
Производительность труда — это его результативность. Измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени.
Земля как фактор производства
Земля — все виды природных ресурсов, которые используются для производства экономических благ. Например: земельные участки, леса, земли, которые используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, полезные ископаемые.
Капитал как фактор производства
Капитал — совокупность созданных человеком ресурсов производства: оборудование, инструменты, производственные здания, транспортные средства, сырье.
Экономисты выделяют две разновидности капитала: физический и денежный.
Физический капитал — все изделия, которые созданы человеком. Например: сооружения, здания, транспорт, дороги.
Денежный капитал — валюта и ценные бумаги, которые используются для приобретения сырья и материалов для производства.
По длительности использования капитала его еще разделить на основной и оборотный:
Основной капитал характеризуется большой продолжительностью использования. Издержки покрываются постепенно и в долгосрочной перспективе. К основному капиталу относится технологическое оснащение — приборы, станки, роботы, машины.
Оборотный капитал отличается маленьким сроком использования, а затраты на него возмещаются сразу. Используется в течение одного производственного цикла. Примеры оборотного капитала: сырье и расходные материалы, топливо, запчасти.
Предпринимательская активность как фактор производства
Предпринимательство (предпринимательские способности) — совокупность навыков и знаний, которые позволяют оптимально использовать факторы производства и получать максимальный доход.
Для реализации предпринимательской деятельности требуются особые навыки:
организация всех факторов и средств производства для выпуска определенного количества товаров;
принятие правильных решений и разрешение конфликтных ситуаций;
освоение новой информации, введение новой технологии и продукции на производство;
риск неправильного управления денежными средствами, потери деловой репутации, как следствие — мобильность и способность подстраиваться под меняющиеся условия;
способность брать на себя ответственность за принятые решения.
Информация как фактор производства
С развитием технического прогресса и экономики появляются новые, дополнительные факторы производства. Так, сегодня в этот список добавляют информацию, хотя в некоторых учебниках вы можете встретить только 4 фактора производства.
Информация — сведения, знания, способствующие успешной экономической деятельности.
У информации есть особенности, которые отличают ее от других факторов производства:
ресурс ее использования не ограничен — например, схему, по которой собирается оборудование, можно использовать бесконечное количество раз, в то время как запас расходных материалов придется постоянно пополнять;
в современном мире информация быстро передается благодаря интернету и другим способам связи;
информацию легко тиражировать — например, мгновенно отправить тысяче рабочих новую инструкцию.
Теперь мы знаем, что относится к факторам производства. Перейдем к определению факторного дохода.
Факторный доход
Каждый фактор производства создает определенный факторный доход, то есть прибыль, которая получается в результате использования экономических ресурсов.
Доходы, которые создаются факторами производства — это заработная плата за труд, арендная плата за землю (рента), процент за капитал, прибыль от предпринимательства.
Другими словами, факторные доходы — это доходы от использования факторов производства.
Рассмотрим в таблице определения факторных доходов.
Заработная плата — материальное вознаграждение за труд.
Рента — сумма, выплаченная за пользование земли и других природных ресурсов.
Процент — доход от капитала, предоставляемого в использование.
Прибыль — это все, что остается от общей выручки за вычетом постоянных и переменных издержек, затрат на производство.
Роялти — вознаграждение за использование авторских прав.
Взаимоотношение и комбинации факторов производства
Для производства товара или услуги требуется несколько производственных факторов, так как все они взаимодополняют друг друга и взаимодействуют между собой. Вернемся к примеру из начала статьи: для производства телефона или компьютера нам понадобится капитал (оборудование и расходные материалы), труд (инженеров, рабочих и других людей), предпринимательские навыки владельца компании и информация (накопленные знания, необходимые для производства такой техники).
Одни факторы производства могут заменять другие. Например, природные материалы можно заменить на искусственные, а труд рабочего — на машинное оборудование.
Таким образом, наличие факторов производства является необходимым условием для функционирования как одного предприятия, так и экономики государства. Различные комбинации позволяют сбалансировать производство, увеличить прибыль и минимизировать затраты.
Экология. 10 класс
Конспект урока
Урок 14. «Основные виды воздействия человека на окружающую среду»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— основные виды воздействия человека на окружающую среду;
— какие последствия возникают в окружающей среде в результате деятельности человека.
— классифицировать виды воздействия человека на окружающую среду, приводить примеры видов воздействия;
— выявлять последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.
— определять роль антропогенного воздействия в биосферных процессах, взаимодействие с другими факторами среды;
— выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных экологических проблем.
Антропогенные воздействие – деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных и других интересов человека, вносящую изменения в окружающую природную среду (физические, химические, биологические и другие).
Разрушительное (деструктивное) воздействие – деятельность человека, ведущая к утрате природной средой своих полезных качеств.
Стабилизирующее действие – деятельность человека, направленная на замедление разрушения (деструкции) природной среды в результате как хозяйственной деятельности человека, так и природных процессов.
Конструктивное воздействие – деятельность человека, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности или природных процессов.
Преднамеренное воздействие – происходит в процессе материального производства с целью удовлетворения определенных потребностей общества.
Источник воздействия на окружающую среду – ограниченная в пространстве область, к которой могут быть отнесены все характеристики определенного воздействия на окружающую среду.
Волонтёрство – добровольческая, безвозмездная деятельность, направленная на решение различных социально значимых проблем.
Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):
1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
2. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
3. Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
4. Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
5. Энергия и окружающая среда. И. Лорентзен, Д.А. Хойстад, О.Н. Сенова, К.А.К. Шорлиен, М. Радованович. Сайт: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/474/70474/45841.
6. Экологическая экспертиза и мониторинга объектов окружающей среды. Шелковников В.В. Сайт: https://ido.tsu.ru/schools/chem/data/res/ecolexpert/UMP/.
7. Тенденции и динамика загрязнения природной среды РФ. Сайт: http://dynamic.igce.ru/.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Антропогенные воздействия – деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других его интересов, вносящая физические, химические, биологические и другие изменения в природную среду. Воздействие человека на природу можно классифицировать различным образом. К примеру, разделить на разрушительное, стабилизирующее и конструктивное; прямое и косвенное; преднамеренное и непреднамеренное; долгое и кратковременное; статическое и динамическое; площадное и точечное; глубинное и приповерхностное; глобальное, региональное и локальное; механическое, физическое, химическое и биологическое и т. д.
Все источники воздействия по происхождению принято разделять на природные и антропогенные. Антропогенные источники связаны с хозяйственной деятельностью человека. Антропогенное воздействие может быть положительным и отрицательным.
Источник воздействия на окружающую среду – это ограниченная в пространстве область, к которой могут быть отнесены все характеристики определенного воздействия на окружающую среду. Различают передвижные и стационарные источники воздействия на окружающую среду. Источником воздействия может являться: точка выброса загрязняющего вещества; хозяйственный или природный объект, производящий загрязняющее веществ; регион, откуда поступает загрязняющее вещество (при дальнем и трансграничном переносе). Источниками антропогенного воздействия являются предприятия промышленного производства, предприятия энергетического комплекса, сельское хозяйство, транспорт. Все источники воздействия имеют свою специфику: определенный набор различных загрязнителей, различны и объекты воздействия (воздух, воды, почва и др.).
Последствия антропогенного давления на природную среду чаще всего проявляется в форме нарушения равновесия природных экосистем, их загрязнения, обеднения видового и популяционного разнообразия, снижения их способности к самовосстановлению и эффективности функционирования в процессе поддержания качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв.
Важное значение имеют знания о том, что каждый человек в процессе жизнедеятельности оказывает воздействие на окружающую среду. Решая проблему рационального использования природных ресурсов, общество сохраняет природные ресурсы от истощения и снижает загрязнение природной среды.
Создание Братского водохранилища
Бра́тское водохранилище – второе по объёму водохранилище мира, расположено в Иркутской области. Образовано на реке Ангара в результате строительства Братской ГЭС, является частью Ангаро-Енисейского каскада водохранилищ. На берегах расположен город Братск, по которому оно и получило название. Площадь –5 470 км², объем 169 300 млн м 3 , максимальная глубина – 150 м, общая протяжённость береговой линии 6036 км.
В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся более чем на 100 метров. Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом.
При создании водохранилища было затоплено около 250 тыс. га сельскохозяйственных угодий, а также около 300 тыс. га хвойных и лиственных лесов различного бонитета с эксплуатационным запасом древесины от 30 до 100 м 3 и более на гектар. Было переселено около 75 тыс. человек, при этом вне зоны затопления расширено семь населённых пунктов и 14 вновь построено.
В настоящее время водохранилище используется комплексно в целях гидроэнергетики (установленная мощность 2400 МВт), водного транспорта, хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения (крупные водозаборы сосредоточены в городах Свирске, Черемхове, Братске, Балаганске) лесосплава, рыбного хозяйства и рекреации.
Начиная с наполнения водохранилища, береговые склоны начали подвергаться воздействию ветровых волн. Усть-Ордынский округ впервые столкнулся с таким стихийным бедствием как размыв берегов, подвержено 90% береговой линии.
Приоритетными загрязняющими веществами являются нефтепродукты, токсичные соединения тяжёлых металлов, фенолы и ряд органических соединений. Обусловлено это поступлением от химических, лесопромышленных и коммунальных предприятий больших объёмов недостаточно очищенных сточных вод. Сильнейшее воздействие на качество воды оказывает разложение плавающей и затопленной древесины, так ка при строительстве не успели вырубить тайгу, около 20 млн м 3 древесины ушло под воду. Отмечается высокий уровень загрязнения донных отложений водохранилища соединениями ртути, концентрация которых на отдельных участках превышает фоновые в 100 раз. Концентрация ртути в тканях и органах рыб превышает допустимые нормы в 2–10 раз. Более 16% рыбных запасов Братского водохранилища (на участке от г. Усолье-Сибирского до г. Балаганска – более 50%) содержит ртуть в концентрациях, превышающих ПДК.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):
1. природными процессами
2. человеческой деятельностью
3. космическим пространством
4. биосферными процессами
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
2. человеческой деятельностью
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
1. природными процессами
2. человеческой деятельностью
3. космическим пространством
4. биосферными процессами
Разрушающее антропогенное воздействие. Уничтожение дождевых лесов и загрязнение ртутью при добыче золота в Гаване.