для какого инструмента писал вальсы шопен
Шопен: биография, интересные факты, творчество
Фридерик Шопен: YouTube / HALIDONMUSIC
Даже далекие от музыки люди знают, что композитор Шопен писал красивые вальсы. Профессионалы, оценивая его талант, отмечали, что он был духом и душой фортепиано. Моцарт из Варшавы — такое прозвище заслужил Шопен. Биография этого человека — отражение эпохи романтизма.
Биография Шопена: детство, образование
Будущий музыкальный гений Фридерик Шопен родился во франко-польской семье 1 марта 1810 года. Француз Николя Шопен служил гувернером в доме графа, что было тогда обычным для образованных иностранцев. Мать Текла Кшижановская — родовитая полячка, хорошо образованная и музыкальная.
Польская местность, где родился Шопен, на тот момент была завоевана Наполеоном, но вскоре отошла к Российской империи. В год, когда родился сын, семья переехала в Варшаву. Мальчик и две его сестры росли, окруженные любовью, заботой и чуткостью. Мать оказала большое влияние на формирование музыкального мира будущего композитора:
Одаренность мальчика проявилась не только в музыке: он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, рисовал карикатуры, в которых легко узнавали кого-то из близкого окружения.
Пять лет, пока мальчику не исполнилось 12, с ним занимался знаменитый чешский пианист Войцех Живный. К отрочеству Фридерик (Фредерик во французской транскрипции) был уже виртуозным исполнителем.
Общее образование получал в лицее, а профессиональные музыкальные знания Шопен-композитор приобрел в Варшавской консерватории, которую посещал в 1826–1829 гг.
Летние каникулы юноша проводил в загородных имениях своих друзей. Именно здесь он, слушая деревенских музыкантов, познакомился близко с польской народной музыкой. Так Шопен впитал мотивы национальной музыки, которые позже использовал как основу для оригинальных произведений. У юного Шопена была возможность посещать ведущие оперные театры Германии, Чехии, где давали концерты выдающиеся музыканты.
В воспоминаниях и отзывах известных творцов встречается информация о Шопене как об обаятельном юноше с изысканными манерами. Невысокий, хрупкий, с врожденными аристократическими манерами — таким был Шопен. Портрет его в юности передает романтическую внешность: голубые глаза, мягкая улыбка, вьющиеся волосы.
Фридерик Шопен: YouTube / CLASSICAL CHANNEL
Фридерик Шопен: творчество
С 19 лет музыкант начинает артистическую деятельность — выступает с концертами в Польше и в соседних странах. В одной из гастрольных поездок он узнает о восстании на родине, вспыхнувшем из-за национального угнетения. Юноша стремится присоединиться к восставшим, среди которых было много его друзей.
Но по пути в Варшаву его настигает весть о разгроме восстания и арестах, он вынужден покинуть Польшу. Отчаяние из-за поражения музыкант выплескивает в эмоциональных записях («Штутгартский дневник») и созданном тогда «Революционном этюде».
Разлука стала сильнейшей личной трагедией композитора. Она повлияла на жизнь и творчество Шопена, наполнила его произведения драматизмом. Дальше краткая биография Шопена проходит вдали от Отчизны.
С 21 года он живет в Париже, его концерты имеют успех, но дает он их мало — предпочитает камерные выступления в аристократических салонах. Юноша входит в среду молодых талантливых музыкантов, литераторов, художников из разных стран. Столица Франции стала тогда центром нового направления в искусстве — романтизма, который противопоставлялся рационализму и классицизму. Творчество Шопена как раз развивалось в таком ключе, и музыкант влился в ряды романтиков.
Композитор оставался приветливым и дружелюбным, но сдержанным. Свой внутренний мир никому не открывал, а о музыке говорил очень редко: все, что хотел сказать, воплощал в произведениях.
Он создал два концерта, три сонаты, четыре баллады и множество ноктюрнов, этюдов, полонезов, вальсов и других фортепианных произведений. Исследователи его творчества выделяют новаторские методы композитора, повлиявшие на развитие музыки:
Отличало Шопена от других творцов то, что ему нравилось преподавать фортепианную игру. Он один из немногих, кто проявил себя как педагог. И писал Шопен для детей развивающую музыку, красивые колыбельные.
Музыка Шопена — сочетание классических форм с богатой мелодичностью и фантазией. Ее отличительные черты — смелость и изобразительность.
Шопен и Жорж Санд: YouTube / История Композитора
Фридерик Шопен: факты, личная жизнь, последние годы
Всего 39 лет прожил Фридерик Шопен. Годы жизни его наполнены и радостью творчества, и восхищением поклонников, и губительной страстью.
Современники оставили воспоминания, из которых узнаем такие интересные факты из жизни музыканта:
Памятник Шопену и Жорж Санд в Париже: Pixabay
В Париже случился один из самых невероятных романов того времени — между утонченным композитором и сильной решительной женщиной, которая носила мужские костюмы и курила сигары. Это была Аврора Дюпен, известная как писательница Жорж Санд.
Они встретились в творческой среде. Она была на несколько лет старше композитора, имела сына и дочь, давно ушла от мужа, пережила несколько бурных романов. Независимая, эпатажная, Жорж Санд произвела на Шопена при первой встрече неприятное впечатление.
Но он ее поразил. Она старалась часто пересекаться с ним. После общения с женщиной Фридерик изменил первоначальное мнение: она вызвала страсть, которую музыкант не смог побороть до конца жизни. Сначала они встречались тайно, но вскоре стали открыто жить вместе.
В 1838 году Шопен и Жорж Санд с детьми отправляются на отдых на испанский остров Мальорку (Майорка). Годом раньше Шопен пережил первые проявления болезни легких, теперь надеялся поправить здоровье в теплом климате.
Но вопреки ожиданиям его состояние ухудшилось, Жорж Санд пришлось ухаживать за ним. Возникли проблемы с жильем: хозяева боялись, что у постояльца туберкулез, поэтому выставили их, заставив заплатить за мебель (ее сожгли из опасений подхватить заразную болезнь). Пара с большими трудностями вернулась в Париж. Летние месяцы они теперь проводили в поместье Ноан, принадлежавшем писательнице.
Отношения осложнились из-за детей:
В конце концов это почти разрушило отношения. После особо крупной ссоры с сыном Санд Шопен ушел. Но была еще переписка.
Разрыв с Жорж Санд музыкант переживал тяжело: он признавался, что не может создать ничего нового, перестал писать музыку. Весной 1848 года Шопен отправляется в долгую гастрольную поездку в Англию. Но нервное напряжение и сырой климат обострили его болезнь. Осенью он дал последний концерт и вернулся в Париж. Здоровье уже не восстановилось, и 5 октября 1849 года Фридерик Шопен умер.
Памятник Шопену в Варшаве: Pxhere
Романтические произведения Шопена стали классикой, увлекают слушателей уже более двух веков. Известные музыканты включают их в свой репертуар, проводится международный конкурс пианистов имени Шопена. Чтут композитора как на его родине, в Польше, так и в мире. В Казахской национальной консерватории в год 200-летия композитора открыли зал имени Фридерика Шопена.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Для какого инструмента писал вальсы шопен
Вальсы Шопена
Историю создания Вальсов Шопена и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Фредерик Шопен прожил недолгую жизнь, но написал много замечательных произведений, среди которых вальсы занимают не последнее место. Своё первое творение в этом жанре композитор сочинил в четырнадцать лет, а последнее за два года до своей преждевременной кончины. К сожалению, сегодня никто не может точно сказать, какое вальсовое наследие у Шопена , но есть предположение, что оно насчитывает более двадцати произведений. При жизни композитор опубликовал всего лишь восемь вальсов, остальные девять, вошедшие в полное собрание сочинений были напечатаны лишь после смерти Шопена.
Особую популярность вальс получил в первое десятилетие XIX века: он покорил всех своими полётными, кружащимися движениями. Фридерик Шопен тоже был не равнодушен к этому танцу, а сочинённые произведения этого жанра посвящал дамам своего сердца.
Первой девушкой, к которой Фредерик испытал настоящие чувства, была Констанция Гладковская. Эта красавица, обладающая прекрасным голосом, училась в Варшавской консерватории и мечтала выступать на оперной сцене. Влюблённый Шопен, шесть месяцев страдая от любви, стеснялся с ней даже заговорить.
Образ Констанции следовал за юношей повсюду и размышления о ней вдохновили молодого композитора на создание четырёх великолепных вальсов: изысканного Ре-бемоль мажорного, поэтичного и грустного си минорного, лёгкого и грациозного ми минорного и виртуозного Ми-бемоль мажорного. Его Фридерик дописал в Париже, назвав затем Большим блестящим вальсом». К сожалению, пылкие романтические отношения между Шопеном и Констанцией закончились печально: когда Фредерик уехал в гастрольную поездку по городам Европы, его возлюбленная вышла замуж за другого.
Несомненно, нельзя оставить без внимания историю любви Шопена и французской писательницы Жорж Санд. Десять лет продолжались романтические отношения, вдохновившие композитора на сочинение прекрасных произведений, среди которых «Вальс Фа мажор», «Вальс Ля-бемоль мажор» и «Вальс фа минор». Увы, но и этот роман закончился для Шопена очень грустно. Фредерик близко к сердцу принял разрыв с любимой женщиной и даже на смертном одре мучительно вспоминал о ней.
Интересные факты
Содержание вальсов Шопена
Вальсы Фредерика Шопена – это выразительные и изящные концертные произведения, прекрасные образцы романтической миниатюры, своего рода вдохновенные музыкальные поэмы. Глубокие по музыкальному содержанию и блистательные, с широким использованием богатого арсенала виртуозной пианистической техники, они являются эффектными произведениями для концертных выступлений. Свои вальсовые композиции Шопен украшает стремительными гаммообразными пассажами, различной аккордовой и октавной техникой, а также обилием интересных фигураций, являя слушателю грациозный и элегантный стиль.
Вальсы Шопена можно поделить на два вида. Одни из них яркие, феерические и стремительные, живописно отображающие помпезные балы. Другие – лирические, мечтательные и меланхоличные, погружающие в атмосферу романтических воспоминаний.
По своему строению вальсы Шопена различны, но большинство из них имеют трёхчастную форму. В основном они состоят из нескольких разделов и первый из них, как в рондо, периодично повторяется.
Фредерика Шопена величают музыкальным аристократом, а его вальсы называют поэтическими произведениями, в которых каждая эмоция выражена самым изысканным языком. Ясное выражение музыкальных мыслей, заключённых в отточенную, стройную форму, является неотъемлемым качеством произведений композитора данного жанра. Это делает их совершенными творениями, которые занимают достойное место в золотом фонде мировой музыкальной литературы.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Вальсы Шопена
Музицировал в темноте, а «Собачий вальс» написал по просьбе любимой. 5 необычных фактов о Шопене
Как и многие другие его коллеги-гении — Вольфганг Амадей Моцарт, Феликс Мендельсон или Франц Шуберт, — он умер, не достигнув 40-летия. Кажется, что польский композитор с трудом мог выносить тяготы и, принимая все слишком близко к сердцу, сокращал свой жизненный срок. Может быть, поэтому все его работы, даже самые светлые, проникнуты такой тоской и печалью. Шопен родился 1 марта 210 лет назад
Однажды кто-то спросил у Фредерика Шопена, каким словом он мог бы описать настроение всех своих произведений. Композитор подумал и сказал, что в его родном польском языке есть слово «жаль» (zal). И в нем для Шопена заключалась целая радуга чувств: скорбь, ненависть, печать, предчувствие угрозы. Такую окраску он приписывал своему творчеству.
Станислав Рихтер, прославленный русский пианист, говорил про него: «Таинственный, дьявольский, женственный, непонятный, всем понятный трагический Шопен». Такой же разной была и его жизнь, но, пожалуй, в большей степени она была трагичной.
Родившись в 1810 году в музыкальной семье, он был с детства будто окутан каким-то неземным флером — у него были голубые глаза, белая, почти прозрачная кожа, а сам он проявлял удивительные интеллектуальные способности. Маленький Фредерик буквально проглатывает книгу за книгой, сочиняет стихи, концертирует с восьми лет, даже рисует. Его привлекают народное творчество и музыка, потому особое место в его жизни займут мазурки — польские танцы. А многие шопеновские мелодии появятся из простых песен, будут написаны в народных ладах, содержать народную ритмику, а иногда даже имитировать звучание разных национальных инструментов. Например, как в Балладе №2, F-dur (Оp. 38).
Великий русский композитор и пианист Антон Рубинштейн сказал про Шопена легендарную фразу, которая есть во всех учебниках по музыкальной литературе: «Шопен — это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». Поляк всего себя посвятил музыке, а именно — этому инструменту, действительно заставив его петь.
Шопен музицировал в темноте
Еще будучи ребенком, Фредерик страдал от ночных кошмаров и эпилепсии, но, несмотря на это, прямо посреди ночи он мог вскочить с кровати и побежать к фортепиано что-нибудь наигрывать.
Позже он понял, что темнота дает ему настроиться на нужную волну. Поэтому, музицируя, он просил погасить все свечи, даже если был в гостях, при огромном количестве людей. Эта привычка сохранилась у него до конца жизни.
В этом есть смысл, особенно если обратиться к его популярным ноктюрнам (в переводе с французского «ночной»). Их еще иногда называют песнями при луне. Как правило, это небольшая пьеса лирического характера — его ранние работы в этом жанре именно такие. Послушайте один из самых знаменитых — Ноктюрн №2, Es-dur (Оp. 9), написанный 1829–1830 годах.
Всего Шопен написал более двух десятков ноктюрнов, и более поздние миниатюры не похожи на ранние — они мрачные, со сложной гармонией и драматическим сюжетом. Один из таких примеров — Ноктюрн №1, c-moll (Оp. 48), который он написал за семь лет до смерти, в 1841 году.
Шопен писал исключительно для фортепиано
Как бы странно это ни звучало, но такой большой композитор не писал больших произведений для оркестра или ансамбля. Ну, в целом не писал. Он, скажем так, пробовал — у него есть, например, два концерта для фортепиано с оркестром, и их даже исполняют на больших конкурсах или на концертах. Но все это были ранние опусы, когда он еще только искал себя. А нашел, как известно, в миниатюрах для фортепиано.
Возможно, это было связано с тем, что сам Шопен предпочитал играть не на большую аудиторию, а в маленьких салонах. Он вообще не любил публичные выступления — за всю свою карьеру дал от силы три десятка живых концертов. Он был таким странным исключением из правил, учитывая то, что многие музыканты зарабатывали (и до сих пор зарабатывают) в основном именно этим.
Между тем Шопен был превосходным пианистом. О нем писали: «Совершенно не верится, что эта музыка создана человеком», «Он играл так самозабвенно, как никакой другой музыкант…» Про него говорили: «Единственный в своем роде, непохожий ни на одного музыканта». А многие исполнители-современники признавались, что исполнить его музыку так же, как это делал он, — невозможно. Послушайте, как Шопена играет другой великий композитор — Сергей Рахманинов.
Шопен придумал специальное приспособление для растяжки пальцев
У Шопена была небольшая ладонь. Возможно, поэтому у него так много красивых филигранных произведений, как говорят пианисты, на мелкую технику. Послушайте его «Фантазию-экспромт» (Оp. post. 66) с такими пассажами.
Но чтобы быть настоящим виртуозом, нужно уметь совладать с любой техникой. Поэтому он придумал некий прибор, который носил с самой юности, даже во сне. Хотя он, конечно, приносил нестирпимую боль, но был, безусловно, очень эффективным. С помощью растяжки композитор и пианист мог работать со своей давней проблемой — сложными большими аккордами.
Похожий способ был и у его современника — композитора Роберта Шумана. Тот фиксировал свои пальцы в растянутом положении, это закончилось довольно серьезной травмой, из-за чего Шуману пришлось закончить карьеру пианиста.
Шедевральный «Собачий вальс» Шопен написал по просьбе любимой
Они познакомились в Париже, в 1837 году. Аврору Дюпен знали под именем Жорж Санд, она была довольно знаменитой писательницей и эпатажной личностью — носила брюки, курила трубку, но, несмотря на это, была натурой чрезвычайно тонкой, нежной и влюбчивой (она была любовницей Проспера Мериме, Альфреда Мюссе и многих других).
Однажды в салоне у композитора и пианиста Ференца Листа собралась литературная и музыкальная аристократия. В тот вечер Шопен впервые увидел свою будущую возлюбленную. «Какая малоприятная женщина», — сказал он, влюбился в нее и прожил с ней девять лет своей жизни.
Их отношения были очень нежными, Аврора всегда заботилась о своем возлюбленном, проявляя к нему чуткость и трепетность, ведь у Шопена было довольно слабое здоровье. Тот всегда отвечал ей взаимностью. Однажды, когда женщина играла со своей собачкой, она сказала, что если бы сама была композитором, то обязательно бы сочинила для своей собачки что-то шедевральное. Ну, Шопен и написал вальс, который впоследствии назовут «Собачьим вальсом», или «Вальсом маленькой собачки» (не тот, который из «Джентльменов удачи», а другой).
В 1847 году их отношения закончились — композитор, который в тот момент уже страдал от туберкулеза, собрав все вещи, покинул поместье Жорж Санд в Париже. Это для столь хрупкой натуры, как Фредерик Шопен, стало очередным ударом, который он с трудом мог перенести.
Шопен глубоко переживал разлуку с родиной
В 1829 году в Варшаве прошла коронация русского императора Николая I. Это привело к гражданским волнениям, и 2 ноября 1830 года Шопен покидает Варшаву. Его друзья устроили ему пышные проводы и подарили сосуд с польской землей. Принимая его, композитор заявил, что уже никогда не сможет вернуться на родину. Эти слова оказались пророческими.
Как известно, восстание не увенчалось успехом. Приняв эти события близко к сердцу, Шопен написал свой знаменитый «Революционный этюд».
Композитор написал более пяти десятков мазурок — польских народных танцев. Тяжело переживая разлуку с родиной, он создал свою последнюю, пожалуй, самую проникновенную и печальную, Мазурку №4, f-moll (Оp. post. 68).
В 1848 году, незадолго до смерти, композитор отправился в свое последнее турне — по Англии и Шотландии. Климат этих стран, как и переживание разрыва с Жорж Санд, пагубно сказались на его и без того хрупком здоровье. Вернувшись в Париж, великий композитор скончался в октябре 1849 года. Сердце Фредерика Шопена, согласно его желанию, было возвращено на родину, в Польшу. Оно хранится в церкви Святого Креста, где его замуровали в одну из колонн.
Лига историков
8K поста 35.4K подписчиков
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Спасибо за истинное удовольствие от прекрасной музыки, за интересный рассказ, за память и любовь, с которыми вы создали этот пост!
Пост интересный, но « Станислав Рихтер, прославленный русский пианист, говорил про него»?!
Не было прославленного русского пианиста Станислава Рихтера, а вот Святослав Рихтер был.
Собачий вальс это же другое произведение.
Парапам пам пам. Парапам пам пам. Парапапа папа пам пам пам.
Этим словом можно всю польскую историю описать.
Мда, не потаскуха, а чрезвычайно тонкая и влюбчивая натура, ононо чо.
Шопеновские произведения от Идиль Бирет для меня эталон звучания Шопена. 🙂
Моцарт был австрийцем..
где учиться композиции без консерватории?
Чо-то не нравится мне, как играют азиаты.
Мелкой техники полно, но не нравится. Смотришь со стороны, как на аттракцион.
Под Шопена можно отлично чилить. На третьем видео ноктюрн в исполнении Дмитрия Шишкина хорошо дополняет мимика пианиста ))
В Московской области за 2 дня уничтожено Щербинское городище
Щербинское городище (также известное как Конопелкинское) — городище раннего железного века и I тыс. н. э. в городском округе Домодедово. Расположено на правом берегу реки Пахры близ устья реки Конопелька, откуда и получило второе название.
Культурный слой городища содержит керамику дьяковской культуры. В юго-восточной части городища, близ шоссе Подольск — Домодедово, сохранились остатки валов и рвов.
За городищем закреплен статус объекта культурного наследия.
Теперь его больше нет.
В пятницу приехали бульдозеры и разровняли площадку под строительство, полностью уничтожив культурный слой.
1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.
Это видео посвящается местным жителям, которые пытались спасти памятник! Щербинское городище (также известное как Конопелкинское) — городище раннего железного века и I тыс. н. э. в городском округе Домодедово. Расположено на правом берегу реки Пахры близ устья реки Конопелька, откуда и получило второе название.
Культурный слой городища содержит керамику дьяковской культуры. В юго-восточной части городища, близ шоссе Подольск — Домодедово, сохранились остатки валов и рвов.
Теперь его больше нет.
Культурный релятивизм и психические расстройства
Автор: Дмитрий Сувеев.
Несколько лет назад по сети гуляла копипаста с названием типа «25 фраз, за которые вас 25 лет назад отправили бы в психушку». Все они строились вокруг мысли, что пришедшие в нашу жизнь коммуникационные технологии до неузнаваемости изменили наше восприятие вещей в сравнении с недавним прошлым. Действительно, присутствовавшие там реплики типа: «скинь мне фото на мыло», «будешь в лесу – перезвони» и т.п., еще в 90-х выглядели бы бессвязным бредом сумасшедшего. Возможна и другая ситуация: некий человек вам рассказывает, что в доме у него живет невидимое существо. Оно регулярно скрипит половицами, перекладывает вещи с места на место, изводит домашних животных, путает хвосты и гривы лошадям. По ночам оно садится на грудь хозяину дома и начинает душить мохнатыми лапами. В то же время, если его задобрить, оно начинает помогать, предотвращать беду, отводить стороной воров и пожары. Здесь уже современному человеку стоит начать разговаривать с собеседником ласково, во всем с ним соглашаться и поскорее вызывать врача. Ведь перед нами явно психбольной.
Но тогда к категории полоумных должны относиться и наши недавние крестьянские предки, потому как описанное невидимое существо очень похоже на домового или скотника, в существовании которых восточные славяне не сомневались до начала XX века.
Действительно, в подавляющем большинстве человеческих сообществ господствуют взгляды, для которых в психиатрии присвоен отдельный код МКБ. Племена, живущие традиционным укладом, верят в колдовство, черную магию и объясняют причины происходящих событий с этих позиций. Вокруг них живут духи, колдуны и прочие сказочные существа. Они ревностно верят в приметы, болезни, а несчастные случаи объясняют порчей и сглазом, а поскольку ни первая, ни второй ничем не фиксируются, это рождает крайнюю форму подозрительности к окружающим: соседям, родственникам. С точки зрения психиатрии такие представления укладываются в рамки т.н. религиозно-архаического бредового комплекса (РАБК), который объединяет в себя религиозные (мистические, мессианские, религиозного реформаторства, греховности) и архаические (колдовства и одержимости) бредовые фабулы. Но тогда безумцами пришлось бы считать поголовно жителей большей половины земного шара, и это без учета людей предыдущих эпох.
В настоящее время антропология, этнография и другие науки, изучающие человеческие сообщества, стоят на позициях так называемого культурного релятивизма, который признает, что все культуры уникальны и имеют собственные системы ценностей. Это означает, что понятие нормы, в том числе психической, относительно и для каждого социума оно свое. Поэтому не стоит всех оценивать меркой европейца, взращённого на рационализме и научном подходе.
Например, для среды университетских профессоров верить в колдовство – не норма, если какой-то член-корреспондент РАЕН чрезмерно увлекся каббалистическими практиками, его надо показать психиатру. Если же человек родился в средневековой деревне и утверждает, что колдовства нет, заговоренные амулеты не приносят удачу, а бытие определяет какая-то там квантовая механика и теория суперструн, то с большой вероятностью перед нами не гений, а больной. По крайней мере, с точки зрения окружающего коллектива.
Отсюда может родиться и обратное заблуждение: если с точки зрения культурного релятивизма норма подвижна, то выявить психиатрическое заболевание в традиционном обществе невозможно. Но это не так. Российский антрополог Ольга Христофорова в 90-х гг. несколько лет прожила в деревне староверов в Верхнем Прикамье. Ни колхоз, ни советская власть не отучили ее обитателей глядеть на мир глазами магического мышления, а Перестройка эти взгляды усилила. Там все смотрят на своих соседей, как на «портунов», которые много чего «сделали» окружающим (отправили на тот свет корову, навели болезни, вызвали пожар и т.д.). Короче, обычная современная деревня, у меня в области такие тоже есть.
Но даже на общем фоне Христофорова выделила двух старушек: Ефросинью Никитьевну и Нину Игнатьевну. Обе объясняют все окружающие события с точки колдовства и сглаза. Рассказы обеих можно запросто признать за бред РАБК. Ефросинью Никитьевну окружают «еретики»-колдуны. Она списывает свои старческие болячки на козни соседок: одна наслала головную боль, вторая – звон в ушах и т.д. В поисках исцеления она обошла всех старообрядческих и православных священников в округе, но ничего не помогло. К концу беседы Никитьевна даже начала подозревать, что с самой этнографом-антропологом не все чисто и выпроводила ее из хаты восвояси. Нина Игнатьевна рассуждает очень похоже со своей односельчанкой: ей постоянно что-то «делает» колдунья соседка. Но если у Ефросиньи Никитьевны механизм передачи порчи происходит в виде, что кто-то за ее спиной дунул-плюнул-нашептал, то Игнатьевна действительно видит в руках у «портунов» змей, на нее летят насекомые, невидимые для окружающих, которые забираются под одежду. А на коже во время приступов у старушки высыпают бугры и пятна. Проанализировав две истории, Ольга Христофорова приходит к выводу, что в первом случае перед нами особенности характера, а во втором – явная психиатрическая патология.
Культурная среда часто определяет сюжет бреда, который посещает головы психически больных. Российские психиатры отмечают, что с падением популярности Наполеона, как исторической персоны, он заметно реже стал посещать палаты дурдомов. Зато с конца 80-х – начала 90-х к ним валом повалили жертвы колдовства, непризнанные мессии, пророки и тому подобные персонажи.
Некоторые относят к культурно-специфическим синдромам и шизофрению в том виде, в каком знают ее европейцы. По крайней мере, в 70-х гг. XX века в Ирландии зафиксировали мировой рекорд по числу госпитализированных шизофреников. Это заинтересовало многих ученых, в том числе молодого антрополога Сидни Шепер-Хьюз, которая отправилась в ирландскую глубинку, чтобы разобраться с причинами этого явления. Шепер-Хьюз пришла к выводу, что сама среда ирландских деревень продуцирует людей, очень похожих на шизофреников. Дело в том, что Ирландия – островная страна с малоземельем. В 70-е она начала свой путь по интеграции в Евросоюз, отчего маленькие фермы начали массово разоряться. Многие старики доживали свой век в одиночестве. Чтобы перенести тяжелые зимы они с радостью были готовы лечь в психлечебницу. Кроме того, родственники были рады сплавить поскорее одинокого старика в больницу, чтобы он освободил земельный участок. Помимо перечисленных чисто практических причин на картину шизофрении накладывалось ирландское мировосприятие, не слишком отличавшееся от взглядов в верхнекамской деревне, о которой шла речь выше. Также на рост шизофреников повлияло изменение в брачном поведении на селе. После наступившей эмансипации девушки смогли сами выбирать себе женихов и за поиском лучшей партии уезжали в города или в Америку. Парни же проявляли застенчивость и неумение общаться. Они не имели социальных навыков, как им заводить знакомства, так как традиционно было принято, что сватать их будут родители. В итоге в ирландских деревнях появился пласт одиноких, замкнутых, социально не адаптированных мужчин, у которых с годами возрастала эмоциональная холодность, характерная для шизофреников. Ирландские психиатры же получали образование в Великобритании, поэтому, когда они приезжали к себе на родину и начинали практиковать, не зная местных особенностей, возникала ситуация гипердиагностики несчастных, но не слишком больных людей.
Таким образом, к выявлению психических расстройств в разных культурах и эпохах следует подходить с осторожностью. В научно-популярной литературе весьма популярен жанр, когда психиатры или нейробиологи направо и налево расставляют диагнозы известным личностям прошлого, совершенно не учитывая контекст той среды, в которой они жили. Так делать нельзя. Ведь без прямого обследования и сравнения с окружающими можно не только неверно поставить диагноз, но и здорового исторического деятеля записать в больные. Ведь психиатрическая диагностика – вещь далеко не универсальная.
Автор: Дмитрий Сувеев.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!