до какого года выпускали семерки
История «семерки»: почему советской легенде жить в веках
Для многих советских автолюбителей ВАЗ-2107 такой же сакральный автомобиль, как для белорусов Volkswagen Passat B3. «Семерка» — машина удивительной судьбы: появившись в 1982 году как русский «мерседес», в 2012-м она превратилась в один из самых дешевых автомобилей мира. О том, как менялся за 30 лет самый неизменяемый автомобиль, наш сегодняшний материал.
В переходные периоды, когда в производстве одновременно находились две модели, нередко новая позиционировалась в качестве люкс-версии старой и отличалась повышенной ценой. В инструкции к «жигулям» на первой странице было написано: «Конструкция автомобилей постоянно совершенствуется, поэтому отдельные узлы и агрегаты могут несколько отличаться от описанных в руководстве». Несмотря на это, «жигули» менялись слабо. И на то были две причины.
Причина первая — итальянцы предоставили советской стороне сразу три модели: «норма» (2101), «люкс» (2103) и «универсал» (2102). Хотя самостоятельными моделями их назвать, по правде говоря, сложно — скорее это были разные комплектации одного автомобиля.
Причина вторая — на ВАЗе достаточно быстро сформировался четкий план действий, который подразумевал производство совершенно нового переднеприводного автомобиля, как только заводское оборудование отработает гарантийный срок. Правда, был один нюанс — Fiat 124 был автомобилем 1967 модельного года, ВАЗ-2101 стал на конвейер только в 1970-м.
А ведь мир не стоял на месте, ужесточались нормы по безопасности и экологичности. Чтобы хоть как-то удержать экспортные продажи, было необходимо модернизировать имеющийся Fiat, оставив без изменений пол, каркас кузова и крышу, чтобы не менять еще относительно новое оборудование.
Главным конструктором новых «жигулей» стал Георгий Мирзоев, который взялся за них, можно сказать, одновременно со вступлением в должность. Дизайнером, который «нарисовал» облик обновленной «классики», был В.Степанов, работавший под руководством вазовского мэтра М.Демидовцева. Для выполнения норм безопасности автомобиль лишился форточек передних дверей, получил бамперы с трубчатым креплением, радиальные шины, в каркасах дверей были предусмотрены крепления для защитных брусьев. Моторы получили 5-ступенчатые коробки передач и более «зеленый» карбюратор «Озон», из-за которого мощность двигателя снизилась со 77 до 72,5 л.с. На семействе 2105/07 были «обкатаны» и некоторые вещи, которые нашли свое отражение в новой «Самаре». Это галогенное головное освещение, гидрокорректоры фар, блок-фары, задняя оптика на печатных платах, единый монтажный блок реле и предохранителей, цельноформованные детали интерьера, пластиковые бамперы и ременный привод ГРМ.
Нужно отдать должное дизайнеру Степанову. Ему предстояло «нарисовать» сразу три автомобиля — «норму», «универсал» и «люкс», причем нарисовать так, чтобы автомобили нельзя было спутать на улице. С «люксовой» тройкой итальянским дизайнерам было проще: ее «люксовость» подчеркивал не только поясной молдинг и четырехфарная оптика, но и более длинные крылья, благодаря которым машина получила «акулий» передок. Вот только технологам было не очень удобно — из-за крыльев и оптики многие детали 2103/06 не являются взаимозаменяемыми с деталями 2101.
Степанову удалось нарисовать ВАЗ-2107 так, чтобы он не был похож на 2105. При этом все детали оказались взаимозаменяемыми. Счастье для технологов!
Сегодня это кажется глупым, но в то время АвтоВАЗ пообещал партии каждый год выпускать по одному новому автомобилю. Первые авто семейства 2105/07 выехали на испытания в 1977 году. А уже 1980-м на конвейер встала только модель 2105, которая продавалась по цене 8000 рублей, и лишь в 1982 году свет увидел серийный 2107, который можно было приобрести за 9000 рублей. Для сравнения: «люксовые» собратья 2103 и 2106 стоили 7500 и 8400 рублей соответственно. Два года разницы позволили устранить «детские болезни» на базовой модели. Они были связаны с новыми колесными дисками, из-за дефекта которых первые 2105 сходили с конвейера с привычными дисками от 2103 и хромированными «пирожками», а также была изменена конструкция стеклоподъемника передних дверей, которая позволила снизить вес двери и убрать ненужные скрипы.
Изначально для ВАЗ-2107 предполагались следующие модификации:
— модель ВАЗ-2107 оснащалась двигателем ВАЗ-2103 объемом 1450 куб. см и мощностью 72,5 л.с. Праворульный аналог — ВАЗ-21076;
— модель ВАЗ-21072 оснащалась двигателем ВАЗ-2105 объемом 1300 куб. см и мощностью 63,5 л.с. Праворульный аналог — ВАЗ-21077;
— модель ВАЗ-21074 оснащалась двигателем ВАЗ-2106 объемом 1570 куб. см и мощностью 75,5 л.с. Праворульный аналог — ВАЗ-21078.
Экспортные автомобили традиционно получили название Lada вместо неблагозвучного «жигули». В Великобритании и Канаде в названии автомобиля не было индекса. «Англичанки» именовались Lada Riva, «канадки» — Lada Signet GL. При этом в зависимости от рынка менялось не только название, но и «начинка» автомобиля: например, «заряженная» британская имела паспортный разгон 9 секунд до 100 км/ч. А финская «зажигалка»могла похвастать турбомотором мощностью 110 л.с. и дополнительной шумоизоляцией. В обоих случаях доработки автомобиля производились дилерами и к АвтоВАЗу отношения не имели.
Еще один любопытный момент: ремни безопасности устанавливались на все автомобили, при этом некоторые экземпляры комплектовались инерционными ремнями безопасности с сигнализацией о непристегнутых ремнях. Однако такие продвинутые ремни при покупке автомобиля оплачивались отдельно. Стоит отметить, что для ВАЗ-2107 первоначально предполагалось более 15 (!) вариантов оформления салона. Самое популярное — черное, самое редкое — светло-бежевое. Однако все это разнообразие было доступно лишь западному покупателю, который заказывал автомобиль по каталогам «Автоэкспорта». Советские граждане довольствовались тем, что получали в порядке очереди.
Как уже говорилось, ВАЗ-2107 был «люксовой» версией модели 2105. Что же отличало модель «люкс» от модели «норма»? Начнем с внешних отличий.
В первую очередь на ВАЗ-2107 применялись пластиковые бамперы, с которыми случилась воистину детективная история. Дело в том, что в СССР умели делать самые лучшие танки, самые маневренные самолеты, запускать людей в космос на самых лучших ракетах и делать огромные хромированные детали. А вот сделать большую пластиковую деталь в Союзе не могли. К слову, именно поэтому ГАЗ-2410 с пластмассовой облицовкой радиатора ценился сильнее, нежели с хромированной. Суть в том, что изготовить пластиковый бампер необходимой прочности в СССР не могли до 1990 года, поэтому обратились в Югославию, но и там не особенно торопились. Пришлось заказать в туринской фирме «Галлино» не только пресс-формы, но и сами бамперы. Узнав про итальянских конкурентов, югославы предоставили свои бамперы подходящего качества. Детективность данной истории заключается в том, что по официальным данным в Турине было изготовлено 70 тысяч бамперов. Каково же было мое удивление, когда обнаружил итальянские бамперы на автомобиле, выпущенном для внутреннего рынка в конце ноября 1991 года!
Примечательно, но ВАЗ-2107, экспортировавшиеся в Северную Америку (назывались Lada Signet GL), оснащались бамперами 2105 с гидроопорами, так как они лучше подходили к более жестким американским требованиям безопасности.
Второе отличие — мерседесовская решетка радиатора. По умолчанию она хромированная, но встречались автомобили и с черной пластмассовой решеткой. К слову, та пластмассовая решетка первоначально также выпускалась в Турине!
С ней связана одна история. Дело в том, что данная решетка стала причиной жалоб владельцев ВАЗ-2107 на повышенный расход топлива, — широкая «хрюшка» и «горб» на капоте здорово портили аэродинамику автомобиля! К сожалению, это выяснилось, когда ВАЗ-2107 уже вовсю выпускался.
Последнее внешнее отличие 2107 от 2105 — это задняя светотехника. Стоит отметить, что привычный формат фонарей появился на 2107 не сразу. На предсерийных машинах рисунок задних фонарей был совершенно иной, похожий на таковой у ВАЗ-2106, с маленькой секцией огней заднего хода, расположенной по центру. Затем появилась более привычная схема, однако по центру фонаря проходила хромированная полоса. Она хорошо видна на снимке, где ВАЗ-2107 проходит, — те самые испытания, на которых установили причину повышенного расхода топлива.
Вскоре хромированная полоса пропала. Встретить ее даже на машинах ранних лет выпуска сегодня большая удача.
Наиболее заметным отличием в интерьере ВАЗ-2107 является приборная панель. Здесь стоит упомянуть про вариант модернизации 2103, предложенный фирмой Porsche, с которой Волжский автозавод довольно плотно сотрудничал. Так вот, в серию этот вариант не пошел, зато некоторые элементы интерьера можно найти на серийных машинах. ВАЗ-2105 получил скомпонованные вокруг щитка приборов кнопки управления, а 2107 — приборную панель с тахометром, расположенными в углах датчиками и контрольными лампами, скомпонованными в одном месте.
Традиционным «люксовым» элементом советских автомобилей были «часы», кроме того, панель 2107 отличалась наличием установочных мест для стереофонической магнитолы, а также функцией «летнего обдува». На момент выхода ВАЗ-2107 в свет это была достаточно популярная вещь, которую можно встретить, в частности, на Mercedes: небольшие воздуховоды гнали в салон воздух напрямую с улицы, но за счет особой конструкции температура поступающего воздуха была на пару градусов ниже, чем за бортом. Завершающий мерседесовский штрих — руль характерной формы.
Люксовость» перед моделью 2105 подчеркивали и сиденья: в задних был встроенный подлокотник на манер 2106, а передние щеголяли литыми подголовниками и развитой боковой поддержкой. К слову, именно передние сиденья стали одним из самых популярных нареканий к «семерке» наряду с повышенным расходом топлива. Дело в том, что в СССР машин хоть и было мало, но автотуризм процветал. И когда ставили на конвейер ВАЗ-2101, с этим фактом считались — одной из модернизаций были измененные крепления сидений, которые позволяли трансформировать салон «копейки» в относительно ровную импровизированную «кровать». Ночевка же в 2107 оказалась делом довольно проблематичным.
Любопытное отличие 2107 от 2105 — в «люксовой» модели использовались дверные карты от 2106, в то время как модель 2105 получила особые карты из цельноформованной пластмассы. Объяснялось это тем, что велюровые карты от 2106 выглядели богаче.
Вот такой скромный список отличий. Сегодня он кажется даже смешным, однако в СССР в 1982 году ВАЗ-2107 действительно воспринимался как совершенно новая модель, русский «мерседес», несмотря на то что, по сути, являлся лишь очередной модернизацией старого доброго Fiat 124. Это был дорогой и желанный автомобиль, который стоил 9000 рублей. Дороже была только «Нива» (10.300 рублей), а также «Волга» (11.200 рублей).
В 1984 году в серию пошел совершенно новый ВАЗ-2108. Многие решения для этого автомобиля испытывались на «пятом» семействе. Ну а когда «восьмерка» встала на конвейер, пришла пора ей делиться со «стариками». Что и послужило причиной для последующих модернизаций «жигулей», в том числе и ВАЗ-2107.
С 1986 года на ВАЗ-2107 стали устанавливать другой стартер, однако первая действительно серьезная модернизация постигла его в 1988-м. Основное отличие — другая разметка приборной панели.
В первую очередь в глаза бросается то, что на автомобилях после 1988 года вместо датчика давления масла стали устанавливать появившийся впервые на тех же «Самарах» расходомер. По сути, и датчик давления масла, и расходомер — это самые обычные манометры. Просто с 1988 года этот манометр стал измерять разряжение во впускном коллекторе. Кроме того, изменился шрифт на спидометре, а тахометр получил не только другой рисунок «редлайна», но и множество тарировочных меток. Также с 1988 года стали устанавливать «восьмерочный» генератор на 55 А вместо прежнего на 45. Но было и отрицательное изменение: с 1988 года перестали ставить датчики износа передних тормозных колодок (да-да, до 1988 года «семерки» щеголяли такой опцией!).
С того же 1988 года на модификации ВАЗ-21072 мотор 2105 с ременным приводом ГРМ стал вытесняться старым проверенным цепным мотором 21011. Это связано с тем, что мотор 2105 свою задачу выполнил, — с ним ВАЗ освоил производство ременных двигателей, а когда был налажен выпуск переднеприводной «Самары», надобность в моторе 2105 отпала. Ведь его нужно было производить на одной ветке с цепными моторами, а это было технологически нецелесообразно.
С освоением ВАЗ-2108 некоторые (преимущественно экспортные) «семерки» стали оснащаться бесконтактной системой зажигания, а также карбюратором «Солекс» с механическим приводом обеих камер. Где-то в то же время свет увидела модификация ВАЗ-2107-71 для рынка Китая. Особенность этого автомобиля — двигатель ВАЗ-21033-10, который при объеме 1450 куб. см выдавал 66,2 л.с. за счет того, что был настроен на бензин А-76. Основной его конструктивной особенностью были поршни от ВАЗ-2108.
Следующая модернизация была по-настоящему глобальной и произошла с ВАЗ-2107 в 1992 году. Правда, ее причина была весьма нетривиальной. Когда в 1982 году появился ВАЗ-2107, это был «люксовый» автомобиль, который стоял лишь на одну ступеньку ниже «Волги», хотя и стоил дешевле «Нивы». Если расположить легковые автомобили по цене на 1983 год, то можно увидеть следующую картину:
— ГАЗ-24 «Волга» — 11.200 рублей;
— ВАЗ-2121 «Нива» — 10.300 рублей;
— ВАЗ-2107 «Жигули» — 9000 рублей;
— ВАЗ-2106 «Жигули» — 8400 рублей;
— АЗЛК-2140SL «Москвич» — 8000 рублей;
— ВАЗ-2105 «Жигули» — 8000 рублей;
— ВАЗ-2103 «Жигули» — 7500 рублей;
— АЗЛК-2140 «Москвич» — 7500 рублей;
— ВАЗ-2102 «Жигули» — 7400 рублей;
— ВАЗ-21011 «Жигули» — 6400 рублей;
— ЗАЗ-968М «Запорожец» — 5600 рублей.
С появлением «восьмерки» в 1984 году «семерка» не утратила свою «люксовость», ведь у нее было 4 двери. Да и к вышедшей в свет «девятке», новому хэтчбеку, советские люди относились с некоторым предубеждением — старый седан по прежнему оставался тем самым «люксом». По состоянию на 1991 год «семерка» по цене равнялась АЗЛК-2141 и стоила на 600 рублей дороже полуторалитрового ВАЗ-21093. По состоянию на 1 января 1991 года в СССР были установлены следующие цены на автомобили:
— ГАЗ-24-10 «Волга» — 16.200 рублей;
— ВАЗ-2107 «Жигули» — 9700 рублей;
— АЗЛК-2141 «Москвич» — 9600 рублей;
— ВАЗ-21093 «Лада Самара» — 9100 рублей;
— ВАЗ-2104 «Жигули» — 9100 рублей;
— ВАЗ-2109 «Лада Самара» — 8900 рублей;
— ВАЗ-2121 «Нива» — 9000 рублей;
— ВАЗ-2106 «Жигули» — 9000 рублей;
— ВАЗ-2108 «Лада Спутник» — 8300 рублей;
— ВАЗ-2105 «Жигули» — 8300 рублей;
— Иж-21251 «Комби» — 7800 рублей;
— Иж-412ИЭ «Москвич» — 7100 рублей;
— ЗАЗ-1102 «Таврия» — 5100 рублей;
— ЛуАЗ-969М — 5100 рублей;
— ЗАЗ-968М — 3900 рублей;
— ВАЗ-1111 «Ока» — 3500 рублей.
А потом в 1991 году началась невероятная вакханалия с ценами и дефицитом, которая все перемешала. Однако у ВАЗа уже был готов переднеприводный седан 21099, который в том же 1991-м встал на конвейер. И у устаревшей 2107 уже не было шансов «удержать трон», тем более что к тому времени автомобилисты успели распробовать «зубило» и поняли, что переднеприводные машины по многим параметрам лучше «классики». Поэтому в 1992 году некогда «люксовый» седан ВАЗ-2107 прошел через модернизацию, основной целью которой было снижение себестоимости автомобиля.Внешне эти машины можно отличить по прорезиненным водостокам (раньше они были хромированными), а также по колесным дискам, которые были унифицированы с ВАЗ-2106, но не имели хромированных накладок-«пирожков». С передних дверей пропали лампочки в торце. Внутри изменений больше: дерматиновые дверные карты без карманов вместо велюровых, более дешевые, но при этом более износостойкие новые обивки сидений. Цельноформованные детали внутреннего оформления крыши и задних стоек были заменены виниловыми, аналогичными ВАЗ-2106. Соответственно вместо одного потолочного плафона появились два плафона в средних стойках от все той же «шестерки». Появился «дутый» руль.
Уменьшилось количество слоев теплоизоляции пола. Но самое главное — переход на более дешевую технологию окраски, которая отрицательно сказалась на коррозийной стойкости «жигулей».
Из положительного стоит отметить, что именно в 1992 году до мелкосерийного производства дошла «догонялка» ВАЗ-21079, оснащенная 140-сильным роторно-поршневым двигателем
В начале 90-х АвтоВАЗ начал разработку впрыскового мотора для своих новых автомобилей. Первоначально работы по впрыску велись с американцами из General Motors. Одним из «побочных эффектов» этого сотрудничества стало появление в 1993 году модификации ВАЗ-21073-40 с центральным впрыском топлива и объемом двигателя 1690 куб. см, которая шла на экспорт. В 2002-м производство ВАЗ-2107 было налажено в Украине, где этот автомобиль выпускался до 2012 года. В конце 2003-го, когда экологические нормы стали ужесточаться и в России, появились инжекторные модификации «семерки».
Здесь стоит сказать, что система питания «жигулей» модернизировалась всегда с одной целью — для снижения вредных выбросов морально устаревшего мотора. Поэтому с каждой модернизацией машины теряли в мощности. Даже на момент выхода в 1982 году ВАЗ-2107 был слабее, чем ВАЗ-2103. Мощность 21073-40 хоть и достигала 80 л.с., но это было за счет увеличения объема двигателя до 1,7 л. Литровая мощность моновпрысковых моторов была ниже, чем у карбюраторных, из-за «экономичных» настроек чипа и применения катализаторов, которые «душили» маленький мотор.
В 2006 году была налажена сборка ВАЗ-2107 в Египте, где он выпускается до сих пор, в 2008-м — на заводе «Пищемаш» в Чечне. Тогда же в целях унификации с ВАЗ-2105 и дальнейшего снижения цены ВАЗ-2107 получил «пятерочный» капот с выштамповками.
С апреля 2011 года Тольяттинский завод «открестился» от «семерки», перенеся производство в Ижевск, где оно прекратилось через год, — последний «неегипетский» ВАЗ-2107 увидел свет 17 апреля 2012 года. История производства автомобиля, рожденного как модернизация древнего Fiat 124, прослывшего русским «мерседесом», которого откровенно «передержали» на производстве, превратив из дорогого «люкса» в один из самых дешевых автомобилей в мире, закончилась…
ВАЗ-2107 «Как она изменялась с 1982 по 2012 г»
Здравствуйте дорогие друзья!
Перед вами, ВАЗ-2107 ‘1984 года (Представим, что она 1982 года.)
А также, ВАЗ-2107 ‘2012 года.
Начнём с того, что конфигурации двигателей я разбирать не буду!
Двигатели на них ставили от разных моделей жигули, при желании (см. здесь).
Возможно вы уже заметили первые отличия!
1. Бампера (почему они на Советской 07 серые? — выцвели?)
— Как бы не так! Серые они только из-за того, что они Югославской сборки!
(На тот момент, наши АвтоВАЗовцы не могли производить собственные бампера).
(Пришлось просить Югославцев и их умельцев, помочь «нам»)
2. Хром водостоки!
Их прекратили выпускать в середине 1995 года, после чего, они уступили место пластику…
Смотрим дальше 🙂
Далее, мы видим следующее:
3. На машине 2012 года, отсутствует пластиковый молдинг порога!
Пропал он на всей классике, с 2008 года и связано это с максимальным удешевлением автомобилей.
4. Также, на машине 2012 года отсутствует хромированные рукоятки открывания дверей.
Они стали пластмассовые в 2008 году.
Помимо этого, на заводе отказались от окрашивания дверных стоек и рамок в чёрный цвет…
Вообщем стали делать всё, лишь бы затраты на производстве автомобилей были минимальные.
5. На желтенькой 2107 мы видим хром фонари!
Ставились такие фонари всего чуть-чуть, а если быть конкретнее, то полтора года.
6. В 2008 году, 2107 лишилась своей собственной «ровной» крышки багажника.
После 2008 года, на 2107 стали ставить крышку багажника 2105 (с выштамповкой).
Тут мы видим, дверные габариты дверей. С 1997 года от них окончательно отказались…
Ну а после, прекратили ставить выштамповку под них.
7. Ну а тут мы добрались, до скучного салона 2107 поздних лет…
Салон автомобиля ВАЗ-2107, 1982 и 2012 года.
8. До 1989 года на автомобили ВАЗ-2107 ставили датчик уровня масла!
Однако, от него отказались и он уступил своё место, датчику «Econ»…
9. Тут мы видим фароочистители 2107, которые устанавливались с 1982 по 1994 год.
10. Вот мы и добрались с вами, до последнего пункта 🙂
Штампы!
Изначально планировалось, что ВАЗ-2107 будет иметь свои собственные штампы!
Однако, в последний момент, представители АвтоВАЗа решили от этой идеи отказаться…
(Лишние расходы и затраты…)
В итоге, первая партия 2107 успела выехать с своими родными штампами.
Ну а остальным «Семёркам», достались Штампы ВАЗ-2105.
В 1993 году, производство штампов 2105 (сошло на нет).
Их стали ставить с 2106, до окончания производства всей классики…
Вот такая нелёгкая судьба была у нашей, горячо любимой семёрочки ))
Комментарии 23
Привет, подскажи пожалуйста, не знаешь название цвета на последнем фото, очень надо, везде искал, но не нашел.
Скорее всего это Яшма (код 140)😀
Я бы про расцветки салонов почитал
Очень интересно какого цветового варианта в разные года были например сиденья.
Почему бы и нет 🙂
Попробую организовать 🙂
К примеру даже в последние года выпуска Я замечал, что у новых машин они разного рисунка или расцветка, сейчас мне перепала семерка 2010го года там сиденья вообще не знаю от какого года😂, но точно не из последних
Я знаю что на крайних годах у 04 и 07, стали ставить сидухи от Иж Ода, или как там её
07 если честно не видел с сидениями от иж оды.
а вот 04 совершенно верно, когда их на иже стали выпускать стали ставить передние сидения от оды, ещё ижевские четверки славились кривизной дверей которые нужно было закрывать чутьли не с ноги.Так же на ижевских 06 крайних годов выпуска ставили такие же сидения.Скажу честно ездил на таких показались ужасно не удобными и какими то высокими чтоли, сидишь как на высоком ящике
Да уж… я с такими ещё не сталкивался, видеть видел, но не сидел 🙂
У меня 2012-го года Семёрка, и у меня с завода хромированные ручки шли.И салон какой-то голубо-серый
Ещё про шильдики на задних крыльях забыли указать
Да, про это подзабыл😅
У меня 21072, экспорт из Австрии, 1990год. Пригнана к нам в 1995-1996гг. Есть сервисная с отметками Австрии, Венгрии, Словении.
Бампера, облицовка радиатора, задняя полка салона, пластик багажника, некоторый мелкий пластик салона — чего-то там Torino Italia
Водостоки черный пластик.
Штампы 2105
Передняя оптика вроде как Киржач (логотип буква К), но есть фраза «по лицензии Cibie» на французском языке.
Электрооборудование частично Сименс, частично бош, частично наше.
Стартер Болгария
Электровентилятор Югославия.
Ремни Норма, инерционные.
Ну это что по быстрому вспомнил…
Все вышеперечисленное родное и до сих пор живое. Разве что стартер на днях поменял (пробой обмотки возбуждения).
Привет! Знаю владельца 2107 с габаритами дверей 1998 года выпуска.