если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать

Если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать

если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Смотреть фото если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Смотреть картинку если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Картинка про если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Фото если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Смотреть фото если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Смотреть картинку если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Картинка про если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Фото если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ЗАО относится к субъектам малого предпринимательства. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организации за 2020 год подлежит обязательному аудиту, как следствие, в соответствии с п. 1 части 5 ст. 6 Федерального закона 06.12.2011 N 402-ФЗ организация не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и отчетности. За 2020 год были своевременно сданы только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Какая ответственность установлена за представление годовой бухгалтерской отчетности в неполном объеме? В какие сроки предоставляется уточненная бухгалтерская отчетность?

если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Смотреть фото если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Смотреть картинку если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Картинка про если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Фото если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать

Обоснование вывода:

Ответственность за представление отчетности в неполном объеме

Корректировка бухгалтерской отчетности

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Сдача ООО, подлежащим в 2019 году обязательному аудиту (превышение валюты баланса), субъектом малого предпринимательства, применяющим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в налоговый орган бухгалтерской отчетности в полном объеме (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.);
— Вопрос: Представление уточненной бухгалтерской отчетности (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.);
— Вопрос: Имеет ли право ЗАО представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенной форме? К какой ответственности может быть привлечено ЗАО за представление отчетности в упрощенной форме? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2016 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник

Аудит 2021: отмена обязательного аудита для субъектов малого предпринимательства

С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», устанавливающей условия для проведения обязательного аудита (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ).

Самые значимые поправки, касающиеся малого бизнеса — повышение «стоимостных» критериев для его проведения: с 400 млн. до 800 млн руб. — по доходам компании, и с 60 млн. до 400 млн руб. — по активам баланса. Это значит, что субъекты малого предпринимательства в большинстве случаев будут освобождены от обязательного ежегодного аудита.

Но здесь необходимо учесть некоторые нюансы.

1. Изменился финансовый критерий

Одним из условий, когда компания попадает под обязательный аудит является соблюдение одного из вышеперечисленных финансовых условий по итогам года, предшествующего отчетному году.

Ранее в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности в качестве одного из финансовых критериев указывалась выручка, а согласно поправкам, таким критерием стал доход, который фиксируется в налоговом учете. В расчет принимаются доходы по всем налоговым режимам.

Если компания не применяла спецрежимы, то доход можно посчитать так (письмо Минфина России от 30 января 2018 г. N 03-11-06/2/4870):

строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

Для того, чтобы понять, нужен ли обязательный аудит отчетности за 2020 год, для расчета критерия необходимо взять данные декларации за 2019 год.

2. Перечень случаев обязательного аудита не ограничен

Изменилась структура ст. 5 Закона об аудиторской деятельности. Из нее исключили те положения, которые упоминаются в других законах, с оговоркой, что обязательный аудит проводится не только в случаях, установленных данной нормой, но и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Например, проведение обязательного аудита

Т.е. бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит.

Таким образом, если компания имеет организационную форму АО, она обязана проводить аудит, даже если относится к субъектам малого предпринимательства и у нее не выполняются критерии для проведения обязательного аудита по доходам (см. Информационное сообщение Минфина РФ от 11 января 2021 г. № ИС-аудит-37).

3. Начало работы поправок

Поправки, изменяющие критерии, вступили в силу с 1 января 2021 года, т.е. могут относиться к отчетности за 2020 год.

Но для их применения установлен «переходный период»: по договорам на проведение обязательного аудита отчетности за 2020 год и (или) более ранние периоды должна применяться старая редакция Закона об аудиторской деятельности, если аудиторы уже приступили к исполнению договора, т.е. начали проверку или провели этап проверки до 2021 года. В этом случае считается, что бухгалтерская отчетность СМП за 2020 год и (или) ранние периоды подлежит обязательному аудиту, если компания соответствует «старым» критериям, т.е. организации необходимо продолжить проверку и получить аудиторское заключение.

4. Если теперь обязательный аудит не обязателен.

Мы уже рассказывали о том, какие последствия и выгоды может принести малому бизнесу отмена обязательного аудита.

И сейчас хотим напомнить: аудит — это не затраты, а инвестиции в безопасный бизнес!

Если Ваша организация теперь НЕ подлежит обязательному аудиту, не спешите отказываться от услуг аудиторов, ведь до этого Вы проводили аудит не только для «галочки», а получали УВЕРЕННОСТЬ, что:

Почему же сейчас лишать себя этого? Тем более, что стоимость аудиторской проверки по сравнению с возможными налоговыми доначислениями, потерей имущества из-за хищений или нерационального бизнес-процесса закупок или продаж незначительна. Что выйдет компании дешевле: аудит стоимостью 300-400 тыс. руб. или выездная налоговая проверка с доначислениями от 32 млн. руб.?

Средства, запланированные на проведение обязательного аудита, компания может потратить с наибольшей пользой, проведя инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию, например, на системный комплексный или налоговый аудит со страховкой от налоговых претензий.

Как видим, отказ от «обязаловки» — это новые возможности для действительно полезного аудита.

Источник

Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2021 году

если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Смотреть фото если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Смотреть картинку если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Картинка про если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Фото если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ)

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29

Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3

Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22

Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Источник

Обязательный аудит в 2021 году: кто должен проводить и кто освобожден

если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Смотреть фото если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Смотреть картинку если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Картинка про если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать. Фото если малое предприятие подлежит обязательному аудиту какой баланс сдавать

Кто освобожден от обязательного аудита бухотчетности за 2020 год

Федеральный закон от 29.12.2020 №476 изменил критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Новые нормы вступили в силу с 1 января 2021 года.

До 2021 года обязательный аудит проводился в случаях, если объем выручки организации (за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельхозкооперативов) за предшествовавший отчетному год превышал 400 млн рублей либо сумма активов превышала 60 млн рублей (согласно закону об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Но законом о развитии малого и среднего предпринимательства (от 24.07.2007 № 209-ФЗ) к малому бизнесу относятся организации с доходом за предшествующий календарный год не более 800 млн рублей.

В связи с этим законом № 476 финансовые критерии обязательного аудита по выручке повышены с 400 до 800 млн рублей, а по сумме активов бухгалтерского баланса – с 60 до 400 млн рублей. Таким образом, малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

Кто должен проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год

Минфин опубликовал перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Такой перечень публикуется министерством каждый год. В нем указывается законодательное обоснование проведения обязательного аудита, вид отчетности, подлежащей аудиту, а также кто вправе проводить аудит в каждом случае.

Перечень содержит 75 случаев проведения обязательного аудита.

СКАЧАТЬ

перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Как проверить, подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности за 2020 год

В 2021 году (т. е. с отчетности за 2020 год) обязательный аудит проводится для организаций:

Обратите внимание! Чтобы определить, должна ли организация проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год, данные о доходах нужно смотреть за 2019 год, как год, предшествующий отчетному 2020 году.

Организациям, которые не подпадают под обязательный аудит по новым правилам, проходить его в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год не нужно.

Есть исключение: если в 2020 году организация подпадала под требование об обязательном аудите и начала аудиторскую проверку за 2020 год до 1 января 2021 года, то такую проверку необходимо завершить. А изменения, принятые Федеральным законом от 29.12.2020 № 476, для этих организаций будут действовать с отчетности за 2021 год.

Куда представлять заключение о проведении обязательного аудита бухотчетности

Аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).

В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2019 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.

Кроме того, организация, которой требуется обязательный аудит, должна внести информацию о нем в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). В число передаваемых в Реестр входят следующие сведения:

Что грозит организации, которая не представит в налоговую аудиторское заключение

Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц «стоит» дороже.

Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).

Напомним, ранее налоговики часто штрафовали компании по ст. 126 НК РФ за несдачу в составе обязательной отчетности аудиторских заключений.

Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 № А55-24924/2015). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.

Теперь оспорить в суде штраф за непредставление вместе с бухотчетностью аудиторского заключения не удастся, поскольку и эта обязанность, и штраф прямо предусмотрены в законодательстве. Равным образом не получится оспорить и штраф/предупреждение за неразмещение данных о проведении обязательного аудита в Едином реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) в бухгалтерском балансе указать, подлежит ли организация обязательному аудиту

Форма бухгалтерского баланса начиная с отчетности за 2019 год дополнена строкой, в которой необходимо указывать, подлежит ли организация обязательному аудиту (приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н).

Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган.

Источник

Организация утратила право на упрощенную бухгалтерскую отчетность 2020

Как известно, субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и участники проектов Сколково (за исключением отдельных случаев) имеют право на ведение бухгалтерского учета упрощенными способами и на составление бухгалтерской отчетности по упрощенным формам (п. 4 п. 5 ст. 6 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ » О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).

Преимущества упрощенных способов бухгалтерского учета и отчетности очевидны — они облегчают учетный процесс и экономят средства организаций на ведение бухгалтерского учета.

Рассмотрим, с чем сталкивается организация, утратившая «учетные льготы» и право на упрощенные формы бухгалтерской отчетности.

СМП подлежит обязательному аудиту — прощаемся с упрощенным бухучетом

Напомним, что к упрощенным способам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности относятся возможность руководителя самостоятельно вести бухучет, отказ от применения некоторых ПБУ, сокращенный перечень форм бухгалтерской отчетности. Полный перечень льгот по упрощенному учету для малых предприятий размещен на сайте Минфина РФ в информации от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».

Одной из распространенных причин утраты права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и упрощенную отчетность для малых предприятий является необходимость проведения обязательного аудита в соответствии с законодательством РФ (пп. 1 п. 5 ст. 6 Закон N 402-ФЗ).

Случаи, когда обязательный аудит бухгалтерской отчетности необходим, перечислены в п. 1 ст. ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ). Ежегодно Минфин РФ актуализирует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) и формирует подробный перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, размещая его на сайте.

В частности, обязательный аудит проводится, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) коммерческой организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб (пп. 4 п. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ, п. 72 из перечня Минфина России от 09.01.2020).

К сведению! Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения собираются ужесточить. Штраф может составить 700 тыс. рублей. Подробнее.

Как видим, по критерию размера выручки организация может иметь статус субъекта малого (не более 800 млн. руб.) предпринимательства и при этом подлежать обязательному аудиту по критериям Закона «Об аудиторской деятельности».

Обратите внимание: для целей отнесения к малым предприятиям доходы определяются по налоговым декларациям, для целей проведения обязательного аудита учитываются данные из форм бухгалтерской отчетности.

Данные о выручке для определения необходимости обязательного аудита берутся из отчета о финансовых результатах прошедшего года по строке 2110 «Выручка» (это выручка без НДС (п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации»)), данные о сумме активов из строки 1600 «Баланс» бухгалтерского баланса прошедшего года.

Например, обязательному аудиту за 2019 год подлежит отчетность малых предприятий в форме ООО, у которых по данным за 2018 год в Балансе сумма строки 1600 превысила 60 млн. руб. или выручка без НДС, отраженная по строке 2100 в отчете о финансовых результатах превысила 400 млн. руб. Это означает, что с 2019 года организация теряет свои преимущества по упрощенным способам ведения бухучета и отчетности и у нее возникает обязанность вести полноценный бухгалтерский учет и составлять отчетность в полном объеме. Даже если по итогам 2019 года указанные выше показатели будут ниже этих лимитов, обязательный аудит отчетности за 2019 год не отменяется, т.к. Закон N 307-ФЗ ориентируется на данные прошлого отчетного периода. При этом право на упрощенный учет и отчетность за 2018 год у организации сохраняется.

Совет. Проверьте свои показатели по строке 2110 «Выручка» и строке 1600 «Баланс» в отчетности. Если хотя бы один из лимитов превышен — наступило время получить первое аудиторское заключение и задуматься о выборе аудиторской организации. Как проводится обязательный аудит и что нужно знать о нем руководителю и собственнику организации читайте в нашей статье.

Исправление ошибки или изменение учетной политики

Сама по себе утрата права на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и упрощенной отчетности не является ошибкой в смысле п. 2 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Это событие следует рассматривать как изменение учетной политики организации, так как организация в силу закона обязана изменить прежние способы ведения бухгалтерского учета на новые способы, предполагающие повышение качества информации об объектах бухгалтерского учета (п. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 10 ПБУ 1/2008).

Если организация своевременно не примет мер по изменению учетной политики, то это может привести к искажению бухгалтерской отчетности за периоды неправомерного применения упрощенных способов учета и к необходимости представлять исправленную (пересмотренную) отчетность по правилам ПБУ 22/2010 в случае существенности размера искажений.

К сведению: вносить в отчетность изменения после ее утверждения недопустимо (п.9 ст. 13, п. 5 ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

В начале года ФНС разъяснила, что пересмотренная из-за ошибок бухгалтерская отчетность, может быть принята в ГИРБО не позднее 10 дней после 30 апреля для ООО и 30 июня для АО (п. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, п. 1 ст. 47 Закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 34 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об ООО»). В 2020 году АО и ООО располагают возможностью пересдать исправленную бухгалтерскую отчетность за 2019 год до 30.09. 2020 г., т.к. из-за пандемии крайний срок проведения годовых собраний для АО и ООО перенесен на 30 сентября 2020 года (п.4 ст.12 Федерального закона от 07.04.2020 № 115-ФЗ).

Необходимые мероприятия переходного момента

Объем работы, который предстоит провести в организации в связи с утратой права на упрощенные методы бухучета, зависит от того, насколько широко организация пользовалась «учетными льготами».

1. Если руководитель организации использовал свое право самостоятельно вести бухучет, то при утрате права на упрощенные методы учета он обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо своей организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). Руководитель может в зависимости от объема учетной работы передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту (п. 7 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, письмо Минфина РФ от 03.02.2017 N 07-01-10/5865).

2. Организации необходимо внести изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета в связи с необходимостью применения ранее не используемых стандартов бухгалтерского учета или с необходимость исключения из учетной политики способов учета, допустимых только при упрощенном учете. Данные изменения вводятся с начал года и оформляются приказом (распоряжением) руководителя (п. 8, п. 11, п. 12 ПБУ 1/2008).

Так, если организация утратила право на упрощенный учет с 2020 года, то с начала 2020 года организация обязана применять все ПБУ в полном объеме (конечно, при наличии соответствующих объектов учета).

Как показывает практика, при переходе к полноценному бухгалтерскому учету у большинства малых предприятий возникает необходимость отразить оценочное обязательство по расходам на оплату отпускных сотрудникам (ПБУ 8/2010), а также отразить отложенный налог на прибыль (ПБУ 18/02), в пояснениях к отчетности раскрыть информацию об аффилированных лицах (ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»). Для строительных организаций, утративших право на упрощенный бухучет, становится обязательным применение ПБУ 2/2008 с признанием выручки по готовности.

Также следует проанализировать применяемые в организации методы формирования первоначальной стоимости основных средств (см. п. 8.1 ПБУ 6/01), порядок оценки материально-производственных (см. п. 13.1 ПБУ 5/01), порядок признания расходов на приобретение нематериальных активов (см. п. 3.1 ПБУ 14/2007) и другие разрешенные отступления от правил оценки и отражения в учете фактов хозяйственной жизни, допустимые для упрощенных способов бухучета и нуждающиеся в изменении при переходе к общим правилам учета.

То есть малому предприятию необходимо провести актуализацию учетной политики для целей бухгалтерского учета в связи с утратой права на упрощенные способы учета. При этом необходимо учесть изменения, внесенные в ПБУ с 01.01.2020 г.

Грамотная Учетная политика помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах.

3. Организации следует скорректировать состав форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и заполнить все надлежащие формы (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложения в виде пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах в табличной и текстовой форме). С учетом того, что упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), при переходе к общим формам организации особое внимание следует обратить на необходимость детализации показателей форм отчетности. С одной стороны, организация определяет ее самостоятельно (п. 3 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н), а с другой стороны при определении детализации следует учитывать, что сведения об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно:

— в случае их существенности;

— если без знания о них заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности (п. 11 ПБУ 4/99).

Уровень существенности показателей организация определяет самостоятельно, исходя из величины и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности. С целью детализации показателей форм отчетности допустимо установить как общий критерий существенности, так и индивидуальные критерии для отдельных (наиболее значимых для организации) статей отчетности.

Обратите внимание, для отдельных случаев стандартами учета установлены количественные критерии существенности. Так доходы организации, превышающие 5% от общей суммы доходов за отчётный период, должны представляться в отчёте о финансовых результатах обособленно (п. 18.1 ПБУ 9/99). Аналогичная норма есть в отношении расходов (п. 21.1 ПБУ 10/99).

Как отразить изменения учетной политики при утрате права на упрощенные способы учета

Специальных правил по отражению изменения учетной политики при утрате права на упрощенные способы бухгалтерского учета положения по бухгалтерскому учету не содержат. Если соответствующее законодательство РФ и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном п. 15 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (письмо Минфина РФ от 11.02.2016 N 07-01-10/7297).

Последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью (п. 15 ПБУ 1/2008). Когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно). Например, сумма новых показателей не является существенной, либо не может быть получена с достаточной достоверностью без привлечения существенных временных, трудовых и/или финансовых ресурсов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *