как называется традиционный ритуал с участием спортсмена и судьи

Ритуалы в спорте

Содержание

Использование ритуала в работе спортивного психолога [ править | править код ]

Спортивная деятельность ставит перед психологом различные задачи, и большинство из них требуют целенаправленного воздействия на психическое состояние спортсмена. В современной психологии существует немало форм и методов влияния на психику человека, но эффективность их использования зависит от многих факторов — задач и условий воздействия, доминирующего и актуального состояния, мировоззрения и черт личности, индивидуальных и типологических особенностей нервной системы, мастерства психолога и т.д.

Практика показывает, что даже самые эффективные приемы психологического воздействия в одном виде деятельности при прямом переносе в другой нередко утрачивает свою эффективность и не оправдывает возложенных на него надежд. Различные виды спорта являются психологически разными видами деятельности, поэтому для адекватного выбора средств для психологической работы в конкретном виде спорта следует четко представлять себе механизм воздействия на психику спортсмена. Нередко техники и методики, разработанные в рамках принципиально разных концепций, приводят к похожим результатам или активируют одинаковые механизмы, но бывает и наоборот — один и тот же, казалось бы, прием оказывается разнообразным по своему воздействию. В данном подразделе рассматриваются особенности создания и использования регламентированных поведенческих актов (ритуалов) для целенаправленного воздействия на психическое состояние спортсмена.

Ритуал — это детерминированная последовательность действий, регулярное выполнение которых приводит к определенному психическому состоянию.

Основными признаками ритуала следует считать регламентируемость действий (вплоть до мысленного проговаривания словесных формул), их обусловленность соревновательной ситуацией (в одинаковые моменты — одинаковые действия) и целостную смысловую направленность: восстановить оптимальный баланс эмоций, сконцентрировать внимание на конкретных объектах, «отключиться» от внешних помех.

В классификации методов психорегуляции В. П. Некрасова создание и использование ритуала следует отнести к наивным или простейшим методам, в зависимости от механизма воздействия на психику.

Например, талисманы, «счастливые» места, номера или стороны, способы шнуровки обуви, последовательность одевания снаряжения и тому подобные особенности, которые могут строго контролироваться спортсменом, несут в себе элемент веры в сверхъестественные силы, удачу или судьбу, что является принципиально непроверяемым и позволяет назвать эти методы психического воздействия наивными, несмотря на их значимость для состояния спортсмена.

Простейшими методами психорегуляции являются стандартизированные последовательности действий, которые имеют психофизиологическое обоснование: определенный ритм дыхания, закрывание глаз (или взгляд «в никуда») для мысленного повторения действия, конкретные движения и т.п.

Ритуал в спорте может быть создан для решения различных задач, среди которых чаще всего можно выделить следующие:

1) формирование адекватного эмоционального настроя на выполнение соревновательной попытки;

2) формирование конкретной установки на выполнение последующего действия, приема, подхода;

3) подготовка функциональных систем организма к предстоящему выполнению соревновательного действия;

4) формирование уверенности в успешном завершении предстоящего действия и всего выступления в целом;

5) закрепление полученной информации, создание психологической «опоры» в процессе обучения (в психологии этому есть еще одно название: психологический «якорь», техника «якорения»);

6) деактуализация негативных последствий неудачной попытки, приема или действия как противоположность предыдущей задаче с целью восстановления эмоционального баланса до оптимального уровня.

Таким образом, выполнение ритуала преимущественно является средством регуляции психического состояния перед выполнением деятельности. Такую оптимизацию готовности человек проводит практически перед любым запланированным действием, но сознательное отношение к этому процессу позволяет существенно повысить его эффективность. Ритуал может стихийно возникнуть в процессе деятельности человека как защитный или регуляционный механизм, и осуществляться даже без осознания его выполнения, но в большинстве случаев имеет место сознательно выполняемая последовательность действий. В процессе создания и использования ритуала можно выделить отдельные этапы, каждый из которых может стать «ключевым» в работе с ритуалом и имеет свои особенности. С позиции особенностей практического использования рекомендуют выделять создание ритуала, его освоение, осознание ограничений, преодоление и осознание преодоления ограничений как своеобразный цикл жизни ритуала.

Создание ритуала — это один из самых творческих этапов работы психолога, когда следует учесть множество различных факторов: цель, возможности и условия выполнения, индивидуальные особенности спортсмена и т.д. Ритуалы создаются и осваиваются в рамках общей психологической подготовки, а конкретизируются и совершенствуется в период подготовки к определенным условиям предстоящих соревнований, т.е. в процессе специальной психологической подготовки.

Содержание ритуала обусловлено психологической проблемой, которую предстоит решить. Существование проблемы может не осознаваться спортсменом и даже тренером или психологом, но она может быть выявлена путем анализа соревновательной деятельности, психодиагностических исследований или эмпирически по итогам выступлений. В процессе создания ритуала важно выявить истинные причины и разрабатывать последовательность действий для целенаправленного изменения их негативного воздействия на психическое состояние.

Например, переход спортсмена от «предстартовой лихорадки» в состояние «предстартовой апатии», т.е. эмоциональное «перегорание» от сильных переживаний непосредственно перед состязанием, которое бывает результатом индивидуальных особенностей спортсмена, высокой значимости соревнований, непредвиденных внешних условий и других факторов, может не иметь явных внешних проявлений и не осознаваться самим спортсменом. Для каждого из этих случаев нужен свой ритуал, выполнение которого будет возможным при любых условиях и, если необходимо, по внешней команде тренера или психолога.

Интересна тактическая рекомендация заслуженного тренера СССР по фехтованию Виктора Харитоновича Быкова, которая в свое время стала для автора индивидуальным открытием: «Если не «чувствуешь» противника, делай преднамеренные действия».

Преднамеренные действия, т.е. заранее отработанные до автоматизма движения, в соответствии с рекомендациями тренера выступают типичным примером ритуала для использования в состоянии пониженной сенсорно-перцептивной чувствительности к соревновательной ситуации, проще говоря, при отсутствии специализированного «чувства боя». Позже подобную рекомендацию я нашел в инструкциях по восточным единоборствам, а также успешно использовал этот принцип в работе с представителями игровых видов спорта.

По форме последовательность действий, составляющая создаваемый ритуал, может быть:

По механизму формирования последовательность действий может:

Отдельно следует выделить взаимодействие в группе, когда при выполнении одинаковых действий ритуал разнообразится тем, что каждый член группы вносит свои коррективы в форму исполнения действия.

По характеру взаимодействия в этом случае можно выделить:

1) индивидуально-одновременные — купание, пробежка, самостоятельная разминка под музыку;

2) индивидуально-последовательные — выход из автобуса, раздевалки, вручение наград, перекличка.

По типу действий ритуалы могут быть:

Следует отметить, что последовательность действий не сразу переходит в ритуал, когда становится частью арсенала спортсмена для психологической настройки, а лишь тогда, когда она:

1) стандартизируется, т.е. конкретизируется в алгоритме и доводится до автоматизма путем многократного повторения, при этом формируется индивидуальный ритмический рисунок выполнения действия;

2) становится целостным действием, т.е. присутствует стремление к завершению всей последовательности после выполнения начальных элементов и появляется общая для всех элементов цель, которая может и не осознаваться;

3) ассоциируется с конкретными видами деятельности и конкретными ситуациями, когда следует использовать данный ритуал, а также приводит к ожидаемому результату независимо от возможных внешних помех.

После создания ритуал апробируется в тренировочных условиях и его выполнение совершенствуется в течение следующего этапа.

Освоение действий ритуала до безошибочного выполнения [ править | править код ]

Этот этап имеет важное значение в работе с разработанными или «копируемыми» ритуалами, когда требуется воспроизведение мельчайших деталей последовательности действий. Принципиальным моментом может оказаться даже незначительная, казалось бы, деталь, особенность выполнения: чередование и глубина вдоха-выдоха, положение пальцев, последовательность, направление и акцент движения и т.д. В большинстве случаев, освоение последовательности действий происходит согласно методическим рекомендациям к двигательному обучению, т.е. с учетом следующих правил:

Чаще всего освоение ритуала гармонично вписано в тренировочное занятие и приводит к переходу фокуса внимания от внешних атрибутов (поза, мимика, дыхание, местоположение) к внутренним ощущениям (расслабление или напряжение мимических и скелетных мышц, осознание пульса и т.д.). Результатом освоения становится идеомоторный образ всей последовательности как одного действия. Несмотря на интериоризацию, т.е. переход от ощущения внешних раздражителей к внутренним переживаниям, часто именно концентрация внимания на формальном соблюдении «правильной» последовательности действий ритуала помогает достичь желаемого эффекта.

Некоторые спортсмены составляют для себя сложнейшие комплексы действий, с помощью которых они заполняют паузы между выступлениями. Если такая последовательность сформирована без анализа индивидуальных особенностей спортсмена, например, «скопирована» с более опытных товарищей, это может привести к самым негативным последствиям. Также возможной является ситуация, когда автоматизация ритуала, включающего взаимодействие с внешними объектами (перемещение предметов, экипировка и т.п.), становится новой психологической проблемой, особенно, если формируется зависимость от ритуала или если выполнение ритуала по каким-либо причинам невозможно. В этом случае нарушается адекватность ритуальных действий для текущей ситуации и необходим переход к следующему этапу.

Осознание ограничений ритуала и нарастание желания их преодолеть [ править | править код ]

Последовательность действий, навязанная извне или сформированная в определенных условиях, через определенный промежуток времени перестает оправдывать ожидания. Ощущение неудовлетворенности ритуалом может быть обусловлено утратой новизны впечатлений, физической сложностью повторяемых действий, необходимостью перемен в образе жизни, формирующейся зависимостью от ритуала и т.п. После осознания ограниченности ритуала его выполнение требует дополнительных волевых усилий, и иногда именно необходимость проявления воли делает ритуал развивающим упражнением и обосновывает целесообразность его использования в тренировке.

В малой группе, где ее члены контактируют преимущественно друг с другом, а общение с другими людьми ограничено — например, в сборной команде на этапе подготовки к ответственному соревнованию, следование ритуалу до мельчайших подробностей может стать признаком «преданности» групповым идеалам и послужить фактором сплочения коллектива. В этом случае ритуал может постепенно преобразоваться из психорегуляционного механизма в аналог культовой процедуры, и новые члены группы, например молодые игроки спортивной команды, принимают ранее сформированный в группе ритуал как внешний. По мере повышения значимости их социального статуса возрастает и желание внести свои изменения в ритуалы, созданные предшественниками.

Мотивация сохранения ритуала после осознания его неэффективности может быть разной, но среди основных причин можно выделить следующие:

Нарушение регламента ритуала (преодоление ограничений) [ править | править код ]

На этом этапе внутреннее неудовлетворение ритуалом приводит к протесту против его выполнения. Это может произойти, когда достигнутый после выполнения ритуала результат не соответствует возлагаемым на него надеждам или когда усилия, необходимые для выполнения ритуала, не компенсируются полученным состоянием.

Самая простая и, к сожалению, распространенная форма нарушения ритуала — это отказ от его выполнения. Но такое решение следует признать целесообразным только тогда, когда нет нужды продолжать использование ритуала. Если же существует потребность в его выполнении, то более эффективным будет изменение ритуальных действий.

Изменение ритуала может происходить в следующих направлениях:

Изменение ритуала может быть:

Плановые изменения существующих ритуалов используются в долговременном процессе и ориентированы на конкретные показатели, например, форма общения с собеседником в разные периоды знакомства, когда формально-нейтральное преобразовывается в личностно ориентированное.

Ожидаемые изменения отличаются неопределенностью во времени — должно произойти событие, но неизвестно когда именно: проявление отставленного эффекта в серии психорегуляционных воздействий, например, сеансов аутогенной или идеомоторной тренировки, осознание сущности изучаемого действия и формирование его целостного образа в сознании (при этом тренеры нередко говорят о «прочувствовании» приема).

Стихийные изменения характеризуются вероятностью появления — спортсмен случайно что-то сделал и получил положительный эффект, и путем повторения закрепляется новая последовательность действий.

Стихийное изменение ритуала может сопровождаться таким изменением психического состояния, о котором в спорте часто говорят: «Поймал кураж». Это состояние, когда получается любое задуманное движение и удается переиграть соперника в быстроте, в ловкости, в решениях, когда возникает своеобразный спортивный инсайт, известно большинству спортсменов. Именно в этом состоянии совершаются спортивные подвиги, ставятся рекорды, играются лучшие игры. Спортсмены стремятся «поймать» это состояние как никакое другое, экспериментируют с условиями и своим поведением, создавая при этом различные ритуалы.

Аналогично конструктивным состояниям, стихийно может произойти и деструктивное воздействие, которое может быть как случайным, так целенаправленно созданным соперником, например, низкий контроль своих действий в состоянии «слепой» ярости после сознательного грубого контакта.

Вынужденное изменение привычного ритуала является проявлением конформности и часто не осознается: спортсмен просто подчиняется групповым действиям большинства или указанию тренера.

В отличие от этого, добровольное изменение — практически всегда результат определенной интеллектуальной работы, сознательное и целенаправленная модификация привычной последовательности действий, например, для снижения значимости негативных факторов.

Групповое изменение выполняется одновременно несколькими членами группы и может носить подражательный характер, а индивидуальное в большинстве случаев является переходом на новую ступень личностного развития или проявлением демонстративности поведения, претензия на лидерство в группе.

Перечисленные выше виды изменения ритуала проявляются одновременно, что позволяет использовать для описания характера изменения трехсимвольную аббревиатуру.

Стихийно-добровольно-индивидуальное (СДИ) изменение существующего ритуала может рассматриваться как результат анализа ситуации и формирования наиболее адекватной на данном этапе последовательности действий. Например, для преодоления психологических «барьеров», фактора «неудобного» соперника, «чужого» поля и т.д. в привычную последовательность действий могут быть внесены изменения, что превращает СДИ-изменение в ОДИ-изменение (ожидаемое добровольно-индивидуальное). Если индивидуальное изменение не приносит ожидаемого результата, то для достижения положительного эффекта может использоваться ПВГ-изменение (планово-вынужденно-групповое), например, настройка членов команды на конкретный матч в игровых видах спорта.

Осознание факта преодоления [ править | править код ]

Для закрепления успешной регуляции психического состояния важно осознание самого факта изменения. Некоторые ритуалы целенаправленно создаются для достижения стремления к изменению, проявлению волевых усилий в преодолении ограничений ритуала. Когда это происходит, то в дальнейшем может исчезнуть необходимость использования ритуала. Добровольное и сознательное изменение ритуала — это практически всегда вызов: традициям, окружению, себе или судьбе. Успешное изменение ритуала может использоваться психологом для увеличения веры спортсмена в свои возможности, повышению уверенности в своих силах и конечном победном результате.

Таким образом, ритуал как стандартная, т.е. регламентируемая и повторяемая последовательность действий, является широко распространенной формой человеческого поведения, потенциальные возможности которого еще недостаточно изучены. В работе спортивного психолога ритуал может использоваться для психологической подготовки и психорегуляции, как диагностическое и развивающее упражнение, существенно расширяя методический арсенал средств воздействия на психическое состояние спортсменов.

Источник

Ритуал в спорте

Ритуал в спорте часто используется как эффективный прием для поддержания боевого духа команды или отдельного спортсмена. Помимо ритуала на сегодняшний день существует немало методов влияния на психическое состояние людей. Их эффективность зависит от самых разных факторов:

Специалисты утверждают, что даже самые эффективные психологические методы могут быть актуальны в одном виде спорта, но быть абсолютно бесполезными в другом. Разные спортивные дисциплины отличаются по своему психологическому воздействию на спортсмена. Поэтому при работе с конкретным видом спорта следует провести анализ и понять, какие способы воздействия на психическое состояние человека будут наиболее эффективными.

Сегодня мы рассмотрим само понятие ритуала в спорте, особенности его создания и использования в спортивной психологии.

Что такое ритуал в спорте?

Ритуал в спорте – это четкая последовательность действий. Их регулярный повтор приводит к определенному психическому и эмоциональному состоянию спортсмена.

Разнообразие, продолжительность и количество выполняемых действий зависят только от условий их применения. Лучшим результатом ритуала в спорте считается изменение в положительную сторону психического состояния спортсмена и межличностных отношений в команде. Ритуал в спорте имеет разные внешние проявления, например боевые стойки в восточных единоборствах, или определённые жесты во время забитого или пропущенного гола, тайм-аут или брейк.

Основные признаки ритуала в спорте:

Спортсмены используют разные ритуалы для поддержания собственного психического состояния.

Многие из этих методов могут быть достаточно наивными и простыми или попросту странными:

Некоторые ритуалы носят чисто символический характер, но благодаря им спортсмены начинают верить в свою «удачу» и «магию». В этом блоге есть статья о самых странных ритуалах спортсменов.

Сложно проверить их действенность, однако такие ритуалы в спорте способны создавать мощную уверенность у спортсмена.

Стандартными методами психической саморегуляции являются действия, у которых есть психофизиологическое обоснование, например, особый дыхательный ритм и закрытые глаза помогают мысленно повторять свои действия.

Какие задачи решает ритуал:

Таким образом, ритуал в спорте является способом регуляции своего психического состояния, который помогает сохранять спокойствие и уверенность в себе. Это стандартная практика при любых запланированных действиях. Но сознательный подход к ритуалу помогает существенно усилить эффективность его действия.

Ритуал в спорте способен возникнуть случайно в процессе деятельности спортсмена как защитный механизм. Он может повторяться бессознательно, помогая человеку прийти в себя и успокоиться (например, убирать волосы за уши, поправлять очки, отдергивать майку). Но в большинстве случаев ритуал является сознательным действием с регулярными повторениями.

как называется традиционный ритуал с участием спортсмена и судьи. Смотреть фото как называется традиционный ритуал с участием спортсмена и судьи. Смотреть картинку как называется традиционный ритуал с участием спортсмена и судьи. Картинка про как называется традиционный ритуал с участием спортсмена и судьи. Фото как называется традиционный ритуал с участием спортсмена и судьи

Как создается ритуал в спорте?

Создание ритуала – творческий этап работы тренера или спортивного психолога. Во время создания ритуала в спорте необходимо учитывать разные факторы: условия и возможности выполнения, индивидуальные особенности характера и психического состояния спортсмена. Процесс создания идет в период общей психологической подготовки спортсмена перед соревнованиями или во время тренировок.

Исходя из чего формируется содержание ритуала?

Обычно оно формируется на основе психологической проблемы, которая требует своевременного решения со стороны спортивного психолога. Сам спортсмен не всегда понимает, что у него есть проблемы с мотивацией или уверенностью в себе. Обычно это выявляется с помощью анализа активности и поведения на соревнованиях, психодиагностических исследований. Ритуал в спорте должен стать блоком для негативных мыслей и страха человека.

Преднамеренная практика (отработанные до автоматизма упражнения и движения) являются хорошим примером ритуала. Благодаря повторениям человек успокаивается, у него падает уровень стресса. Человек не просто теряет все свое волнение, но и воодушевляется. Преднамеренная практика часто используется в восточных единоборствах, где концентрация и выдержка спортсмена играют ключевые роли.

Источник

Традиционные обряды Олимпийских игр

Ритуал Олимпийских игр известен еще с античных времен. Их богатая история в современном мире была возобновлена в 1986 году. Изначально олимпиада зародилась в Древней Греции. Сначала проводили только летние состязания, а спустя четыре года были введены и зимние. Традиционные ритуалы проведения ввел специальный олимпийский комитет.

Традиционные ритуалы Олимпийских игр

Один из основных ритуалов Олимпийских игр — церемония открытия. Ритуал открытия очень важен, поэтому ему всегда уделяли большое внимание. В древнем и современном мире церемония открытия всегда яркая, торжественная и грандиозная. Любое государство, где запланировано проведение этого масштабного мероприятия, тщательно готовится к нему. Ведь это главное событие в мире спорта.

Страна, которая встречает спортсменов со всего мира, стремится придумать что-то новое и незабываемое для церемонии открытия и закрытия. Поэтому для разработки сценариев и организации торжества приглашают лучших специалистов. Это организаторы массовых мероприятий, профессиональные сценаристы, аниматоры, певцы и известные личности. Обязательно должны присутствовать выдающиеся люди страны. По традиции, программа церемоний открытия и закрытия хранится в строжайшей тайне.

Согласно традициям, в церемониях должно быть включено особое представление, которое в полной мере отображает образ государства и города, где проходят соревнования. Это необходимо для того, чтобы познакомить участников и зрителей с историей и культурой страны-хозяйки.

Представление спортсменов

По главному стадиону должны пройти все участники состязаний. Представители разных государств проходят отдельными группами. По традиции первой группой должны идти греки – представители страны, где было основано проведение летних соревнований. Остальные делегации проходит в алфавитном порядке, на языке того государства, где проходит состязание. Первым выходит представитель страны-хозяйки, которая встречает гостей со всего мира.

Главный представитель несет табличку, на которой указано название государства участников. За этим человеком идет человек с флагом. Обычно это право предоставляют почетным спортсменам.

Торжественная речь и клятвы

Обязательный этап на открытии и закрытии – речь, которую произносит президент комитета. Также официально к участникам обращается представитель принимающего государства. После этого президент страны должен объявить игры открытыми. Затем запускают фейерверки. В современном мире запуск салютов стал настоящим ритуалом.

После объявления открытия поднимают флаг Греции, исполняют ее национальный гимн. Сразу после этого ритуал повторяет принимающая страна. Один из спортсменов должен произнести клятву от имени всех участников. Таким образом, участники обещают честную борьбу согласно всем правилам спорта. Судьи состязаний также дают клятву о беспристрастном судействе.

Поднятие флага и зажжение олимпийского огня

После речей официальных представителей, клятв спортсменов и судей поднимают олимпийский флаг под звучащий гимн. Огонь зажигают в Храме Аполлона. Нести факел – большая честь. После церемонии открытия факел эстафетой доставляют самые известные спортсмены страны.

Зажигают его также лучшие из лучших. Огонь поджигают в специальной чаше, оформление которой выбирает принимающая страна. Факел будет гореть до окончания мероприятий.

Церемония награждения победителей и ритуал закрытия

Награждение победителей – самая волнующая и трогательная часть. Призеры заходят на специально подготовленный подиум, на котором обозначены призовые места. Медали вручают под национальные гимны государств победителей.

После процедуры награждения переходят к этапу закрытия. Процесс сопровождается красочными представлениями, шествием участников, речью президентов страны и комитета игр. В самом конце страна, которая будет проводить следующую олимпиаду, должна продемонстрировать небольшое представление. Затем огонь гаснет. Ритуалы проведения Олимпийских игр соблюдаются каждый раз.

Олимпиада – это не просто спортивные соревнования. Это грандиозное шоу, захватывающая, неповторимая атмосфера которого передается даже зрителям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *