Какие образы олицетворяют зло в чудесном сне светланы
Светлана Жуковский
романтическая поэма жуковского Светлана как образей творчества Жуковского
Просмотр содержимого документа
«Светлана Жуковский»
Тема: В.А.Жуковский «Светлана» Нравственный мир героини баллады
Цели :образовательные: познакомить учащихся с творчеством Жуковского, рассмотреть народность и поэтичность баллады «Светлана», способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, неудовлетворённость действительностью, элегическая грусть, мечтательность, устремлённость к идеальному;
-развивающие: развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета;
-воспитательные: воспитывать любовь к произведениям русских классиков.
Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность.
Разочарованный балладой «Людмила», опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана».
(баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими обычаями и традициями.)
-Какой вам представляется главная героиня – Светлана?
Это облик милой русской девушки, которая грустна, ведь ее жених где-то далеко. Она немного пуглива, когда гадает. Но она какая-то светлая и чистая.)
Какие средства создания образа главной героини использует Жуковский? (имя, сон, бытовые детали).
— С помощью чего создаётся эффект белизны? (имени героини, искрящегося под луной снега, огонька свечи, зажженной Светланой, света из распахнутых дверей церкви).
-Какой пейзаж выбрал автор, чтобы показать нам необычность происходящего! (Пейзаж усугубляет фантастичояность действия. «Тускло светится луна», «сумрак тумана», «пусто все вокруг», «черный вран», «гроб».)
— Пейзажные зарисовки баллады тесно связанны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении? (глухую тревогу, напряжённое ожидание опасности, обострённость чувств Светланы).
-Зачем такой страшный сон показывает нам автор? Ведь мы говорили о том, что это самая радостная баллада. (Жуковский формулирует главную идею баллады словами: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…».Что вы можете на это сказать? Может быть, автор хотел нам сказать, что жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное – в загробном мире.)
-Важную роль играет в балладе диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь? (подружкам).
— В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха мертвеца? (белоснежный голубок).
-Какие приёмы народного сказочного повествования использует поэт в балладе? (фольклорный зачин, изображение черт русского национального быта, описание обычаев и обрядов, включение полного текста обработанной гадальной песни, постоянные эпитеты).
— Для чего вводит Жуковский фрагмент песенки «Идёт кузнец из кузницы…»? (намёк на счастливую развязку).
4. Подведение итогов. Сегодня мы окунулись в Россию девятнадцатого века. Благодаря произведениям Василия Андреевича Жуковского, мы ощущаем душевное благородство, патриотизм, торжество справедливости и любви. Имя его живет и будет жить долго благодаря произведениям словесной живописи, природе и культуре, красоте и музыке его слова. Не зря А.С. Пушкин сказал пророческие слова: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль».
Основные темы баллады «Светлана» — тема возмездия и тема счастья. В центре произведения — гадание в крещенскую ночь и страшный сон, разрешившийся благополучно. Начинается повествование с рассказа о том, как девушки гадают:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Героиня баллады, Светлана, молчаливая, грустная, милая русская девушка, ждет своего суженого, просит ангела-хранителя утолить ее печаль, пытается заглянуть в будущее. Автор подробно описывает реалии того времени: «Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою; Два прибора на столе», «В тонкий занавес окна Светит луч денницы; Шумный бьет крылом петух, День встречая пеньем; Все блестит. ». Но автора все же гораздо больше интересует внутренний мир героини: ее мечты, надежды, чувства. Она то «молчалива и грустна», оттого что нет рядом ее жениха, то «с тайной робостью. В зеркало глядится», «робость в ней волнует грудь, Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи». Условный романтический пейзаж подчеркивает необычность происходящего (появляется жених Светланы, который увозит ее) и помогает передать состояние девушки:
Сели. кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут. пусто все вокруг;
При описании избушки с мертвецом автор использует различные средства художественной выразительности: олицетворения («Смолкло все опять кругом. », «сорвался покров»), эпитеты («безответный житель», «мертвом сне», «белоснежный голубок»),
В конце баллады все страшное оказывается сном, и появляется любящий, живой и невредимый жених Светланы. Автор наставляет своих читателей и героиню: настоящее не бесконечно, а загробная жизнь — вечна, поэтому нельзя роптать на свою судьбу, нужно верить в Провидение. Для Светланы вера в Провидение обернулась верой в жизнь: «Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье». Героиня бретает счастье, потому что не роптала на судьбу и верила в своего ангела-утешителя.
Разработка урока по литературе «В.А.Жуковский.»Светлана». Нравственный мир героини баллады.» 9 класс
Тема: В.А.Жуковский «Светлана» Нравственный мир героини баллады
Цели образовательные : познакомить учащихся с творчеством Жуковского, рассмотреть народность и поэтичность баллады «Светлана», способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, неудовлетворённость действительностью, элегическая грусть, мечтательность, устремлённость к идеальному;
— развивающие : развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета;
— воспитательные: воспитывать любовь к произведениям русских классиков.
1. Организационный момент.
2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта.
Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию и отчество получил от крестного отца, бедного дворянина А. Г. Жуковского. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1802 году напечатал элегию «Сельское кладбище», которая принесла ему широкую известность. Современник Жуковского Ф.Ф. Вигель откликнулся на элегию словами: «Как можно так трогательно, всею душою грустить и потом от всего сердца смеяться?». В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 года, которая повлияла на мировоззрение поэта. В этом же году Жуковский становится знаменит благодаря стихотворению «Певец во стане русских воинов». Жуковский является одним из основателей и активным участником литературного общества «Арзамас». В 1841 году уехал в Германию. Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.
Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность.
Разочарованный балладой «Людмила», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана».
3.Чтение и анализ баллады
-Скажите, пожалуйста, с чем связал автор свою балладу?
(баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими обычаями и традициями.)
— Какой вам представляется главная героиня – Светлана?
Это облик милой русской девушки, которая грустна, ведь ее жених где-то далеко. Она немного пуглива, когда гадает. Но она какая-то светлая и чистая.)
— Современники называли Жуковского «певцом Светланы». Считается, что это первый в отечественной поэзии художественно убедительный образ русской девушки. Каковы черты русской женщины в образе Светланы? (верность, покорность, поэтичность, кротость)
Какие средства создания образа главной героини использует Жуковский? (имя, сон, бытовые детали).
— Но что же происходит в балладе дальше? (Светлана засыпает, и ей снится сон. Милый сердцу везет её венчаться в церковь.)
-Писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения. Каковы признаки сна Светланы? (не является вещим, занимает большую часть пространства произведения, сон является кульминацией произведения, несчастье страшного сна противопоставлено счастью пробужденья).
— Какие образы олицетворяют зло во сне Светланы? (чёрный гроб, «чёрный вран», метель и вьюга, мертвец в хижине).
-Какой цвет преобладает в балладе? (белый).
— С помощью чего создаётся эффект белизны? (имени героини, искрящегося под луной снега, огонька свечи, зажженной Светланой, света из распахнутых дверей церкви).
— Какой пейзаж выбрал автор, чтобы показать нам необычность происходящего! (Пейзаж усугубляет фантастичояность действия. «Тускло светится луна», «сумрак тумана», «пусто все вокруг», «черный вран», «гроб».)
— Пейзажные зарисовки баллады тесно связанны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении? (глухую тревогу, напряжённое ожидание опасности, обострённость чувств Светланы).
-Зачем такой страшный сон показывает нам автор? Ведь мы говорили о том, что это самая радостная баллада. (Жуковский формулирует главную идею баллады словами: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…».Что вы можете на это сказать? Может быть, автор хотел нам сказать, что жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное – в загробном мире.)
-Важную роль играет в балладе диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь? (подружкам).
— В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха мертвеца? (белоснежный голубок).
-Какие приёмы народного сказочного повествования использует поэт в балладе? (фольклорный зачин, изображение черт русского национального быта, описание обычаев и обрядов, включение
полного текста обработанной гадальной песни, постоянные эпитеты).
— Для чего вводит Жуковский фрагмент песенки «Идёт кузнец из кузницы…»? (намёк на счастливую развязку).
— Какие реалии природного мира представлены в балладе? (поле, дорога, небо, луна).
4. Подведение итогов.
Сегодня мы окунулись в Россию девятнадцатого века. Благодаря произведениям Василия Андреевича Жуковского, мы ощущаем душевное благородство, патриотизм, торжество справедливости и любви. Имя его живет и будет жить долго благодаря произведениям словесной живописи, природе и культуре, красоте и музыке его слова. Не зря А.С. Пушкин сказал пророческие слова: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль».
5.Домашнее задание: выучить наизусть начало баллады.
Чем заканчивается баллада и в чем смысл. Анализ баллады «Светлана» (В
Жанр и направление
Трудно представить эпоху романтизма без жанра баллады, где повествование излагается напевным слогом, а с героем зачастую происходят сверхъестественные события.
Романтизм в балладе «Светлана» представлен довольно широко. Характерной чертой этой эпохи является интерес к фольклору. Стремясь сделать историю наиболее русской, Жуковский не лишает её и одного из основных мотивов немецкого народного творчества — умыкания невесты мертвецом. Таким образом, фантастическое в балладе «Светлана» принадлежит двум культурам: от русской произведение получило тему крещенского гадания, а от немецкой – восставшего из гроба жениха.
Баллада богата символикой русского фольклора. Например, ворон – вестник смерти, избушка, дающая отсылку к Бабе-Яге, чьё жилище находится на границе мира живых и мёртвых. Голубь в балладе символизирует Святого Духа, который подобно Ангелу спасает Светлану от мрака ада. Пенье же петуха развеивает чары ночного мрака, возвещая о рассвете — всё возвращается на круги своя.
Другим типичным для романтизма приёмом является мотивация сном. Видение ставит героиню перед выбором: искренне верить, что Бог поможет её жениху вернуться, или же поддаться сомнениям и разувериться в силе Создателя.
О чем?
Суть баллады «Светлана» заключается в нижеследующем: в крещенский вечер девушки традиционно собираются погадать на суженого. Но героиню не веселит эта затея: она волнуется о своём возлюбленном, который на войне. Ей хочется узнать, вернётся ли жених, и девушка садится за гадание. Она видит возлюбленного, церковь, но далее всё это оборачивается страшной картиной: избой, где стоит гроб с любимым.
Сюжет «Светланы» заканчивается прозаично: на утро девушка пробуждается ото сна в смятении, она напугана злым предзнаменованием, но всё заканчивается хорошо: жених возвращается невредим. Вот, о чем это произведение.
Основные персонажи баллады
В произведении несколько главных героев:
Юная девушка, ожидающая жениха, — основное действующее лицо. Читая произведение Жуковского «Светлана» в кратком содержании, учащиеся могут заметить, как изменялся её настрой. В первой части она предстаёт встревоженной и опечаленной, ведь ей неизвестно, какая судьба постигла жениха.
О девушках не говорится прямо, что они беспечны и беззаботны, но это нетрудно понять по тому, как они себя ведут. Девичьи забавы хоть и привлекают молодую героиню, однако она терпеливо молится и не позволяет себе проявлять любопытство. Однако в крещенский вечер простые человеческие слабости одерживают верх над светлыми помыслами, и Светлана принимает решение погадать. Ей интересно узнать, что её ждёт и какого суженого уготовила ей судьба.
Хотя главной героине свойственны слабости, автор наделил её образ положительными чертами. Если сравнить её с Ленорой — героиней другого произведения, которое Жуковский взял за основу, можно заметить ключевую разницу в поведении. Когда Светлана узнаёт, что жених умер, она не гневается на Спасителя, не ропщет и не впадает в отчаянье, а молится. Если читать балладу в очень кратком содержании, можно этого не заметить, а ведь обращение девушки к Богу очень важно для понимания замысла автора.
Главные герои и их характеристика
Повествование выводит на первый план одну лишь главную героиню. Остальные образы в балладе «Светлана» находятся в дымке от не рассеявшегося сна, их характерные черты разглядеть сложно, ведь основные герои в данном случае сравнимы с декорациями в пьесе, то есть самостоятельной роли не играют.
В самом начале произведения Светлана предстаёт читателю печальной и встревоженной: ей не известна судьба любимого. Девушка не может быть такой же беспечной, как подружки, в её сердце нет места девичьим забавам. Уже год она находит в себе силы праведно надеяться и молиться, что всё будет хорошо, но в крещенский вечер любопытство берет верх над праведностью – героиня гадает.
Характеристика Светланы Жуковского представлена положительной, не идеальной, но образцовой. В ее поведении есть деталь, которая в корне отличает ее от девушек в других вариантов перевода самого автора и от оригинальной Леноры. Узнав о смерти возлюбленного, невеста не ропщет на Бога, а молится Спасителю. Душевное состояние Светланы в момент страшного видения скорее можно охарактеризовать как испуг, но не отчаяние. Главная героиня готова смириться и с «горькой судьбиной», но только не обвинять Бога в том, что он её не услышал.
За свою стойкость Светлана получает награду – жених возвращается к ней: «Та ж любовь в его очах». Небольшое количество строк о женихе даёт основание предполагать, что это человек слова, верный и честный. Он достоин такой искренне любящей и доброй невесты.
Сочинение на тему » в чем смысл финала баллады «Светлана»? В.А. Жуковского
Сочинение на тему » в чем смысл финала баллады «Светлана»? В.А. Жуковского
Жуковский закончил балладу «Светлана» в 1812 году, в период войны. Все произведение пропитано русским духом: черты характера самой героини, гадания на Святки, метелица, сани с бегущими лошадьми под звон колокольчиков. Подружки гадают, полные радостных надежд и желаний, а Светлана грустит. На душе ее неспокойно – от любимого человека уже целый год нет известий. Мрачные мысли одолевают ее в момент гаданья. Страшный сон, где Светлана видит своего жениха мертвецом, может быть вызван ее унылым настроением. Слабая, практически незаметная грань между сном девушки и реальностью создает большое напряжение, мистический ужас в сюжете. Вся история предполагает драматический финал, но неожиданное пробуждение Светланы и внезапное возвращение возлюбленного вносят резкий непредвиденный оборот в произведение. Основной смысл, который вкладывает Жуковский в развязку баллады, выражен в следующих строках: «Лучшей друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье». Страшные сны зачастую беспочвенны, вера в провиденье возвращает нас к счастливой действительности, развеивая наши опасения, сомнения. Баллада говорит о том, что тревожащие нас фантазии, предположения, страшные сновидения – это всего лишь сон. Реальность может быть совсем другой. Если спутать сон с реальностью, как это происходит в произведении, то можно пребывать в достаточно тяжелых состояниях души, натерпеться страхов. Светлана всем своим поведением демонстрирует смирение, покорность воле Божьей. В дом стучит с молитвою. Заходит и сразу, обращаясь к Богу, молится перед иконой, проявляя непоколебимость веры. Чудесный голубок, спасающий Светлану в момент встречи с женихом-мертвецом, указывает на то, что девушку защищает Святой Дух, вера в которого способна сохранить от любых напастей и бед. В конце произведения Жуковский восклицает: «О! не знай сих страшных снов ты, моя Светлана…», тем самым выражая уверенность в том, что человек рождается для радости и счастливой жизни.
Похожие сочинения:
Темы произведения
Главная мысль
Как известно, у Жуковского есть три варианта перевода баллады Бюргера «Ленора», но почему именно «Светлана» обрела такую популярность ещё при жизни писателя и остаётся актуальным произведением по сей день?
Быть может, секрет успеха книги – это ее идея и способ её выражения. В мире, где существует добро и зло, свет и тьма, знание и неведение человеку приходится нелегко: он поддаётся волнению, сомнению. Но путь к обретению уверенности и внутренней гармонии есть — это вера.
Очевидно, вариант, который имеет счастливый конец, был более привлекателен для публики. Но именно такой финал и позволил Жуковскому убедительнее донести свою авторскую позицию, ведь смысл баллады «Светлана» в том, чтобы человек всегда стремился к просветлению. Судьба главной героини ярко иллюстрирует, какие блага приносит спасительная сила искренней веры.
И ночь сменяет свет дневной
Действие жутких романтических баллад обычно происходит под покровом ночи — самого тёмного и загадочного времени суток, покрывающего мраком различные тайны. Жуковский заканчивает действие дневным светом, звоном колокольчика и криком петуха. Тьму и страхи сменяет возвращение любимого и долгожданная свадьба, страшный сон остаётся позади. И здесь сам автор подсказывает нам, в чём смысл баллады: «Светлана» — это торжество света над тьмой, победа любви над смертью и веры над искушением.
Проблемы
В.А. Жуковского как образованного человека, учителя императора Александра Второго, волновала проблема того, что русские практически никогда не были православными до конца. Человек идёт в церковь, но чурается чёрной кошки, а когда возвращается домой, забыв что-то, смотрится в зеркало. Наряду с христианской Пасхой отмечается и языческая масленица, что происходит и по сей день. Таким образом, на первый план в балладе «Светлана» выходит религиозная проблематика.
Жуковский поднимает в произведении проблему суеверного невежества, актуальную для русских с самого момента принятия христианства. В своей балладе он обратил внимание, что, отмечая праздник Крещения Господня, верующие девушки предаются греховному гаданию. Автор осуждает это, но в то же время не наказывает жестоко свою любимую героиню. Жуковский лишь по-отечески журит её: «Что же твой, Светлана, сон…?»
Баллада «Светлана»: краткое содержание
Действие разворачивается крещенским вечером, когда по народным поверьям с помощью гаданий можно заглянуть в будущее, узнать судьбу. Автор описывает виды гаданий: девушки кидают за ворота «башмачок», кормят зерном курицу, поют гадальные песни и ворожат суженого, глядя ночью при свечах в зеркало. Светлана грустна, потому что давно нет вестей от её любимого, она мечтает, чтобы он скорее вернулся.
Мучаясь в ожидании, она решает заглянуть в зеркало. Внезапно появляется её жених, радостно сообщая, что небеса укротились, ропот услышан. Он зовёт её венчаться. Увлекая за собой, сажает Светлану в сани, и они отправляются сквозь снежную равнину к странному храму, где вместо ожидаемого венчания идёт отпевание умершего.
Путешествие обрывается, когда сани останавливаются возле небольшой хижины. Внезапно пропадает жених и лошади.
Оставшись одна ночью в незнакомом месте, Светлана, перекрестившись, входит в дом, где стоит гроб. Жуткий покойник, в котором Светлана узнаёт своего возлюбленного, встаёт и протягивает к ней свои мёртвые руки. На помощь приходит белый голубок, чудесным образом защищая героиню от ужасного мертвеца.
Светлана просыпается у себя дома. Всё происходящее оказывается всего лишь дурным сном. В тот же час возвращается долгожданный жених, здоровый и счастливый.
Такова баллада «Светлана». Краткое содержание заканчивается сыгранной героями свадьбой.
Историзмы в «Светлане» Жуковского
Баллада «Светлана» написана Жуковским в 1812 году. Несмотря на это она, в целом, читается и воспринимается легко и сегодня, но всё же содержит устаревшие слова. Важно учитывать и то, что Жуковский писал своё произведение в период, когда русский литературный язык ещё формировался, поэтому книга содержит и краткие формы прилагательных (венчальну, тесовы) и неполногласные варианты некоторых слов (плат, златое), что придаёт лирическому произведению торжественность и некую архаичность.
Лексика баллады богата устаревшими словами: историзмами и архаизмами.
Историзмы – это слова, покинувшие лексикон вместе с именуемым предметом. Здесь они представлены в основном лексикой, относящейся к церкви:
многи леты – имеется в виду «Многая лета» — песнопение, исполнявшееся хором, как правило, а капелла, по случаю торжественного праздника.
Песенки подблюдны — обрядовые песни, исполнявшиеся во время гадания, когда девушка бросала в блюдце личный предмет (кольцо, серёжку) в сопровождении специальной песни.
Налое – род столика для чтения, также используется в качестве подставки для икон.
Запона – белая ткань, часть одежды священника.
Архаизмы – устаревшие слова, заменённые более современными:
Почему баллада светлана имеет счастливый финал. Своеобразие жанра баллады в творчестве В.А
Жуковский начал свое поэтическое поприще
балладами. Этот род поэзии им начат, создан
и утвержден на Руси.
Имя Василия Андреевича Жуковского, друга и учителя А С. Пушкина, вошло в русскую литературу как автора целого ряда баллад. Он воскрешал в балладах образы феодального Средневековья и полные наивной веры народные предания. Впервые определение баллады как жанра дал В.Г. Белинский. Он так определил его своеобразие: «В балладе поэт берет какое-нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде, но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя. » Большинство баллад Жуковского — переводные. Сам поэт так писал о специфике таланта поэта-переводчика: «Переводчик: в прозе есть раб, в поэзии — соперник».
Первой балладой Жуковского была «Людмила» (1808), являющаяся вольным переводом баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора». Используя сюжет немецкого поэта, Жуковский придал иной национальный колорит, перенеся действие в Московскую Русь XVI — XVII веков, дал героине русское имя Людмила, ввел песенные обороты и фольклорные особенности, присущие русскому народу.
Следующая баллада «Светлана», написанная в 1812 году, также на сюжет бюргеровой «Леноры». Но в «Светлане» уже усилен национальный колорит, который создается деталями быта и картинами русской природы. Поэтому «Светлана» была воспринята читателями как подлинно народное, русское произведение. Она была построена на широкой и устойчивой народной основе: здесь и гадания, приметы, обрядовые песни, и народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок.
Сюжет баллады «Светлана» напоминает во многом сюжет «Людмилы». Грустная Светлана гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Она грустит о своем женихе, о котором давно нет известий:
Год промчался — вести нет:
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит.
Светлана смотрит в зеркало и слышит голос любимого, который зовет ее за собой венчаться в церкви. По дороге в церковь она видит в темноте черный гроб в открытых вратах. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него истает мертвец и тянет к ней руки. Но Светлану спасает чудесный голубок, закрывающий ее от страшного призрака:
Чему учит?
Баллада учит непреклонности и преданности, а главное – почитанию Божьего закона. Сон и пробуждение здесь нельзя понимать только однозначно: это не только физическое состояние человека: сон — заблуждение, которое напрасно волнует душу. Пробуждение – прозрение, понимание истиной веры. По мнению автора, внутреннее спокойствие и гармонию можно обрести, соблюдая заповеди Господни и твёрдо веря в могущество Создателя. Отвлекаясь от христианского контекста, скажем, что человек, согласно морали Жуковского, должен быть твёрд в своих убеждениях, а сомнения, постоянные метания и отчаяние могут привести его к беде и даже гибели. Надежда, стойкость и любовь приводят к счастью, что ярко иллюстрирует пример героев баллады «Светлана».