Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света

Ответы на вопросы по балладе В. А. Жуковского «Светлана»

Ниже приводятся ответы на вопросы по балладе В. А. Жуковского «Светлана», которые размещены в качестве примера подобного рода сочинений, не претендуют на идеальность и безошибочность, не предназначены для дословного копирования.

1. Вы прочитали балладу «Светлана» Жуковского. Какое впечатление оставило чтение?

Василий Андреевич Жуковский написал балладу «Светлана» более двух столетий назад: работу над произведением он начал в 1808 г., а закончил в 1812 г. В тексте мы встречаем слова и сочетания, вышедшие из употребления в современном русском языке («ярый воск», «песенки подблюдны», «песни круговой», «при святом налое» и др.), это дает читателю понять, что описываемые события относятся к далекому прошлому. В целом баллада создает ощущение страшной зимней сказки со счастливым концом. Сначала автор передает грусть и тоску героини, затем нагнетается атмосфера мрачной мистики, но последние строки внушают оптимизм и сглаживают тяжелое впечатление, позволяют порадоваться за Светлану.

2. В чем смысл баллады «Светлана»? Почему автор начинает ее с описания гаданий «в крещенский вечерок»? С чего начинается сон героини и чем он завершается?

В балладе «Светлана» В. А. Жуковский воплотил характер русской девушки, подчеркивая такие ее качества, как терпение, открытость любви, простодушие, вера в Бога. В итоге автор «вознаграждает» Светлану за её стойкость, показывает, насколько реальная жизнь лучше мрачных сновидений, желает ей светлой и весёлой жизни.

Описывая в начале баллады гадания, традиционные для крещенской поры, автор, с одной стороны, готовит правдоподобный переход от реальности к фантастическому миру ночных грёз, с другой – раскрывает внутренний мир Светланы, показывает, какие мысли беспокоят её. Так мы понимаем, что героиня переживает из-за разлуки с женихом и по поводу грядущих перемен в её жизни.

Сон Светланы начинается с появления в зеркальном отражении жениха, стоящего за её спиной. Суженый зовет героиню ехать в храм венчаться. Они едут туда на санях, но в церкви не слышно венчальных песен, там отпевают покойника. Кони отвозят Светлану в одинокую избушку, где также стоит гроб. Девушка узнает в покойном своего жениха и в этот миг просыпается перед зеркалом.

3. Жуковский признавался: «Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надобно импровизировать в выражение и в дополнение чужих мыслей. Мой ум – как огниво, которым надобно ударить об кремень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти все или чужое, или по поводу чужого – и всё, однако, моё». Замечали ли вы эту особенность поэта? В каких произведениях?

Многие произведения В. А. Жуковского – это переводы работ зарубежных авторов. Чужое творчество писатель переосмысливал, преобразовывал, дополнял своими идеями, превращал в достояние русской литературы. Первым широко известным произведением Жуковского стала элегия «Сельское кладбище», которая представляла собой перевод стихотворения английского поэта Т. Грея. Сюжет произведения немецкого автора Г.-А. Бюргера лег в основу балладу Жуковского «Людмила». Через творческое переосмысление поэта мы можем познакомиться с «Одиссеей» Гомера, с творчеством Вергилия, Овидия, В. Скотта, Ф. Шиллера, Дж. Г. Байрона. Безусловно, передать талант иностранных авторов в полной мере мог только переводчик, обладавший особым литературным и поэтическим даром.

4. Почему Жуковского называют новатором в области поэтического языка?

В. А. Жуковского называют новатором в области поэтического языка потому, что он первым из русских поэтов решает отказаться от рационалистической поэтики, характерной для XVIII века. Поэт расширяет выразительные средства лирический речи, уделяя большое внимание переживаниям персонажей своих произведений и лирического героя. Так внутренний мир человека стал достоянием русской поэзии.

Кроме того, новаторство Жуковского заключалось и в том, что в своих произведениях он представлял личность как неотъемлемую часть народа, а народ – как совокупность личностей. Таким образом, читатели могли лучше понять создаваемые поэтом образы, более глубоко им сопереживать. В русской литературе после Жуковского национальные традиции стали обязательными штрихами к портрету персонажей.

5. Расскажите о жанре баллады в творчестве Жуковского и назовите основные признаки его баллад. Аргументируйте суждение о том, что Жуковский – новатор и в области балладного жанра, что он создал национальную балладу. Подтвердите своё суждение цитатами из баллады «Светлана».

С творчеством В. А. Жуковского связывали начало романтизма в России. Баллады поэта, в отличие от произведений предшественников, обладали содержательной завершенностью и признаками, позволяющими выделить русскую балладу в отдельный жанр, сочетающий в себе традиции исторической песни и фантастический, мистический сюжета с ярким, чаще всего, пугающим событием.

В стихотворном произведении «Светлана» есть и четкая сюжетная линия, и мистика, и описание переживаний персонажа, ставшие характерными для русской баллады. Для того, чтобы передать читателю эмоции тревожности, страха, которые испытывает Светлана, автор использует эмоционально-окрашенные слова, например: «бледен и унылый», «печаль», «гроб», «взят могилой», «в страшных… местах», «страшен хижины пустой безответный житель» и др.

Источник

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

Разделы: Литература

Цели и задачи: повторить изученный материал и познакомить с новым, учить анализировать текст, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.

Тип урока: анализ литературного текста.

Оформление урока: фотографии и репродукции картин разных художников, чтобы создать атмосферу, близкую эмоциональному настрою «Светланы».

1. Вступительное слово.

Сегодня мы продолжим ряд уроков, на которых вы не только учитесь анализировать произведения, знакомитесь с литературоведческими материалами, учитесь делать выводы, вычленяя суть, но и приобщаетесь к миру прекрасного, понимаете, чем для человека являются такие чувства как любовь, вера в Бога, вера в лучшее, счастье:

2. Проверка домашнего задания.

Домашним заданием было прочесть балладу «Светлана» и ознакомиться со статьёй в учебнике, посвящённой балладам, записав основную мысль статьи.

Прошу озвучить основную мысль указанной статьи.

«Легендарный сюжет, который часто используется в балладе, как будто защищает автора от лукавого вопроса: а верит ли он сам в то, о чём рассказывает? :Автор как будто смотрит на описываемые им события не извне (как в эпосе) и не изнутри (как в лирике), а как будто сбоку. Авторский взгляд на события вроде бы точен и ясен, но, в то же время, и скрыт от читателя. Поэтому и читатель баллады получает возможность решать, что здесь сказка и что быль, что правда и что ложь, чему верить, чему нет. На этой своеобразной игре с читателем и построена баллада «Светлана» В.А. Жуковского». [1]

Хочется отметить, что Жуковский дал новый взгляд на балладу и именно с его «Светланы» начинается эпоха русских баллад, которые, хоть и написаны в данном жанре, но являют собой нечто особенное. Почему же это произошло? Для этого нужно познакомиться с некоторыми аспектами в мировой литературе.

3. Сообщение новых знаний.

(Заранее желающим давала задание познакомиться с определёнными статьями, чтобы они подготовили сообщения, которые помогут учащимся не только в анализе произведения, но и погрузиться в атмосферу создания «Светланы» Василием Андреевичем Жуковским).

С) Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Словом, у человека есть выбор. В балладе «Светлана» торжествуют народные начала, носителем которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить. [2]

Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.

4. Анализ произведения.

Зачитываю начало баллады (2 части):

С чего начинается «Светлана»?

Почему с описания крещенского гадания?

Почему не испытывает веселья Светлана?

Выделите в тексте отдельные слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы.

Луна = ночь, что-то таинственное, тревожное;

«В сумраке тумана» = таинство;

«Мне судьбина умереть»; молчаливость героини; «я молюсь и слёзы лью»:; печаль;

Белая пелена = таинственность, не веселье(!), ассоциация с саваном, смертью;

«зеркало с свечою» = таинство, гадание;

«Робость в ней волнует грудь..»; «Страх туманит очи»:и т.д. на протяжении всего произведения вплоть до её пробуждения: «Ах. и пробудилась».

Почему мы считаем Жуковского в данном случае новатором? Вспомните другие изученные нами баллады.

До Жуковского дорога героев баллад вела из сумерек, из тьмы (где своей властью обволакивают героев тёмные силы) в ещё большую тёмноту, где ждал его трагичный финал. Жуковский же свою героиню вёл через сумерки, темноту, метель (смятение чувств) к свету, к счастливому завершению путешествия.

Все неспокойные и даже трагические события прошли во сне: «С треском пыхнул огонёк, Крикнул жалобно сверчок», «Занялся от страха дух», зов суженого венчаться ночью, нетерпеливые кони, «Вкруг метель и вьюга», «На луне туманный круг», суженый молчит, он «Бледен и унылый», на пути одинокий храм, в котором «чёрный гроб», одиночество в ночи, мёртвец в избушке и т.д. Всё это было во сне, то есть Жуковский как будто отделил реальность от нереальности, чего не было в других балладах.

Предсказывает плохое, страшное.В народе:

Символ счастья, любви, нежности, защиты; символ благословления ГосподаВ народе:

Некий часовщик, заступник.В балладе:

:Чёрный вран,
Свистя крылом,
Вьётся над санями:
Ворон каркает: печаль.

Это происходит во сне Светланы, то есть велика вероятность, что «печаль» уйдёт вместе со сном, таким образом, пророчество становится не таким страшным.В балладе:

: в тишине
Лёгкое журчанье:
Вот глядит: к ней
в уголок
белоснежный голубок
с светлыми глазами,
тихо, вея, прилетел,
к ней на перси тихо сел,
обнял их крылами:
:но не спит
Голубочек белый.
Встрепенулся, развернул
Лёгкие он крылы;:

:шумным
Бьёт крылом петух,
День встречая пеньем:

Немаловажную символику несёт собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении.

цветзначениедоводыместоположение
белыйпечальснег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запонасон Светланы
белыйчистотабелая скатерть, белый голубьИ наяву (до сна) и во сне Светланы
чёрныйпечальчёрная даль, чёрный воронсон Светланы
алыйтеплота, забота, нежность«пар алеет топкий» (на рассвете); сладостные уста любимогопробуждение Светланы

И свет, и краски, и звуки, и эмоции, которые вдруг «окутывают» Светлану после сна, «кричат» нам о том, что жизнь прекрасна! И, несмотря на то, что мы, вместе с героиней, ещё не «скинули» с себя впечатления от страшного сна, мы знаем (доказали): добро и счастье победят! Да и доказывать уже ничего не нужно, остаётся только прочесть:

Подошёл к концу наш урок. Что нового и интересного вы для себя узнали сегодня?

Вообще произведение «Светлана» очень яркое, чувственное, несущее в себе огромную смысловую нагрузку. Ведь Жуковский как поэт, как писатель-романтик, как человек русской культуры поставил себе цель создать такое произведение, которое бы отображало всю глубину русской души, «:выразило бы характер человека в его неразъёмной связи с обычаями, традициями и верованиями.: После Жуковского личность нельзя уже было выразить вне усвоенных ею национальных традиций. Может, именно это привело к тому, что мы впоследствии получили плеяду гениев, прославивших своими творениями Россию, русский народ, загадочную русскую душу «. [2]

6. Домашнее задание.

— выучить отрывок баллады;

— проиллюстрировать «Светлану» (2-3 рисунка) и прокомментировать каждый рисунок.

Источник

Фольклорные образы и символы в поэме «Светлана» (В. Жуковский)

Автор: Guru · Опубликовано 10.05.2018 · Обновлено 10.05.2018

(297 слов) Известно, что произведение Жуковского «Светлана» изначально являлось лишь переводом немецкой баллады. Однако позже писатель значительно переписал текст: заменил имена и добавил «русский характер». Такие изменения ничуть не испортили балладу. Наоборот стихотворение стало более понятным и близким для нашего народа.

Особой чертой работы Василия Андреевича является органичное вплетение в повествование русского фольклора. Основные события происходят в «крещенский вечерок». Издревле считается, что это идеальное время для гаданий. Уже с первых строк мы видим перечисление старинных обрядов: бросание башмака, пение над блюдечком с кольцом, прополка снега и т.д. Так, и главная героиня решает узнать свою судьбу. Девушка хочет увидеть своего суженного и поэтому выбирает одно из древнейших таинств со свечой и зеркалом. Писатель хорошо передаёт обстановку древней Руси: светлица, сани, метель. Но в эти образы вторгается мрачность повествования. Гадания для церкви считаются грехом, и Светлана нарушила эту заповедь. Предвестником трагедии становится образ чёрного ворона, прокаркавшего «печаль». Ворон – символ смерти, именно эта птица прилетает на поля брани и питается падалью. Героиню окружает метель, которая дает почувствовать могильный холод, дыхание смерти. И, наконец, виден гроб, в котором она замечает своего жениха. Кульминации действие достигает в избушке, словно находящейся на границе между миром живых и мёртвых. В момент, когда всё кажется безнадёжным, девушка обращает свои мысли к Богу, что и становится её спасением. Светлана видит белоснежного голубка, который спасает её и укрывает своими крыльями. Голубь – символ мира, в этой птице не раз воплощался Святой Дух. Словно это ангел хранитель пытается защитить юную девицу от тьмы. Постепенно всё вокруг начинает светлеть, и героиня просыпается. Оказывается, всё это был лишь сон. Завершает мысль о том, что нечистая сила отступила, пение петуха, символизирующее восход солнца. И в этот же момент к Светлане возвращается её «милый».

Именно обращение к старым поверьям, приметам и народным приданиям помогло произведению Жуковского передать наш национальный характер и показать жизнь русского народа.

Источник

Анализ баллады «Светлана» (В. А. Жуковский)

Имя В. А. Жуковского в нашей литературе связано в первую очередь в таким жанром поэтического творчества, как баллада. Несмотря на то, что большинство произведений поэта являются переводами, «Светлана» считается символом раннего романтизма в России, так как в ней усилен национальный колорит нашей Родины, который нельзя прочувствовать в оригинальных немецких балладах.

История создания

Первой балладой Жуковского становится «Людмила» (1808), которая на самом деле является вольным переводом «Леноры» (1773) немецкого поэта Г. Бюргера. С целью адаптировать текст для российского читателя писатель меняет имя главной героини, ее местоположение, вводит отсылки к фольклору русского народа и его мифам.

В 1812 году в свет выходит «Светлана», также основанная на сюжете «Леноры», но здесь еще больше усиливается национальный колорит за счет деталей и пейзажей, чего, конечно, в «Леноре» не было; кроме того, Жуковский меняет финал баллады.

Кому же Жуковский посвятил балладу? Он адресовал ее своей племяннице А. А. Протасовой в качестве подарка на ее свадьбу с его другом А. Войековым.

В 1831 году он переводит «Ленору» в третий раз, теперь с минимальными изменениями.

Жанр и направление

Баллада — это стихотворение, в основе которого лежит остродраматический сюжет, необычайный случай. Сам термин происходит из французского языка и переводится как «танцевальная песня». Возникают баллады в средние века. Они во многом связаны с народными преданиями, древними легендами. Здесь соединяются черты песенного повествования и рассказа.

Романтизм в балладе «Светлана» очевиден. На первый план выходит присущий романтизму конфликт, который здесь представлен как борьба мира вымышленного с миром реальным. Чувства главной героини ярко выражены через пейзажи, которые становятся действующими героями; такие элементы сюжета, как сон, гадания, символика русского фольклора, также присущи романтизму, в отличие от, например, предшествующего ему классицизма.

Интересным в балладе становится соотношение реального и фантастического. Выходит, реальное здесь – это гадание, сон, встреча с любимым в конце. Реальное (сон как процесс) порождает фантастическое (содержание сна): мертвого жениха, гроб в избушке, ворона и голубя, путешествие на лошадях и т.д. Фантастическое удивительным образом в «Светлане» приобретает и иной смысл: вера спасает главную героиню. Получается, оно, фантастическое, может не только губить человеческую душу, но и становиться ее защитником. Обычно в балладах случается наоборот: и в «Людмиле», и в «Леноре», и в «Лесном царе» И. Гете, и в «Кубке» А. С. Пушкина герои проигрывают волшебным силам.

Композиция

В основе композиции баллады лежит прием антитезы: противопоставляются сон и реальность. Это столкновение обусловлено содержанием, ведь действительность в произведении противопоставлена вредоносной иллюзии, вера – суеверию, правда – лжи.

Роль композиции – показать контраст и необходимость нравственного выбора между мистикой, суеверием, сном и явью, верой, правдой. Героиня выбрала свой путь и вернулась в реальный мир, где ее ждало счастье.

О чем?

Сюжет данного произведения во многом повторяет сюжет предшествующей ему «Людмилы». Жуковский в них как бы воскрешает обыденный для народа мотив песен: молодая девушка ждет возлюбленного с войны.

Светлана очень тоскует по своему жениху, от которого уже как год нет никаких вестей, и решается погадать в крещенский вечер у зеркала. Героиня смотрит в зеркало и неожиданно слышит голос своего ненаглядного, который зовет ее в церковь, чтобы наконец-то связать их сердца узами брака. Конечно, девушка соглашается.

Дорога становится для нее большим испытанием: она чувствует опасность, слышит крики ворона, видит гроб. Многое предзнаменует беду. Когда сани с героиней останавливаются около какой-то хижины, лошади и жених исчезают. Светлана заходит в дом и снова видит гроб, из которого встает ее умерший возлюбленный и протягивает к ней руки, чтобы скрепить их брачный союз. Девушку спасает чудесный голубь, закрыв ее от мертвеца.

От испуга героиня просыпается и понимает, что все ее приключение оказалось страшным сном. Она в смятении, ведь, скорее всего, это было предзнаменованием, однако в финале ее ждет счастливый конец: жених возвращается целым и невредимым.

Главные герои и их характеристика

Многие образы в балладе «Светлана» имеют символический подтекст, то есть представляют собой мистическую силу, заключенную в теле.

Призрак жениха, который появляется в страшном сне, сам жених и подруги Светланы не имеют проработанной характеристики, однако читатель узнает, что возлюбленный девушки хорош собой, смел и верен.

Основными темами произведения являются любовь и вера.

Проблемы

Проблематика «Светланы» достаточно многогранна и оригинальна даже для нашего времени.

Главная мысль

«Светлана» стала очень популярной у читателей. Это связано, в первую очередь, с тем, что в балладе очень много деталей национального колорита, она была близка народу и воспринималась как подлинно русское и понятное читателю произведение. Здесь широка фольклорная, народная основа: какие-то приметы, типичные гадания, отсылки к известным песням и преданиям, мотивы русских сказок и легенд. Православной России в те времена нравился конец произведения, где, благодаря вере в Бога, девушка спасается от злых сил. Это и есть основная идея произведения: религиозность оберегает человека от скверны и является залогом счастливой жизни.

Так, Жуковский обращается и к русской истории, которая в начале XIX века приобретает популярность благодаря работам Н. М. Карамзина, и к идеям православной веры. Автор баллады показывает, что не нужно верить снам, гаданиям и суевериям, а полагаться можно на то, что происходит на самом деле; никогда не нужно терять веру в лучшее и надежду. Смысл баллады он выражает в следующих строках: «Здесь несчастье – лживый сон; / Счастье – пробуждение».

Устаревшие слова

Благодаря достаточно легкому языку современный читатель может спокойно понимать текст баллады. Однако стоит упомянуть об историзмах и архаизмах, которые встречаются в тексте.

Чему учит?

Баллада «Светлана» учит преданности, вере и кротости, а также терпеливости и стойкости. Героиня предана своему любимому человеку и Богу, в которого искренне верит и в трудные минуты не забывает. Она попадает в беду, потому что нарушает закон божий, решившись погадать, но она так поступает из-за того, что не получает вестей от жениха. Девушку спасают ее смиренность и почитание Творца, пославшего ей голубка-хранителя.

В конце произведения Жуковский прописывает мораль: «Слава – нас учили – дым…». Таким образом, он призывает читателя соблюдать божьи законы и остерегаться ненастоящих ценностей и иллюзий.

Средства выразительности

Здесь также присутствует большое количество средств художественной выразительности, среди которых эпитеты («милый», «белоснежный», «приятный», «мирный»), метафоры («свет-судья лукавый», «слава – дым»), сравнения («в ней душа, как ясный день», «мчат, как будто на крылах»), гиперболизация («тьма людей во храме»), олицетворения («ноет грудь», «крикнул сверчок»).

Подобные приемы помогают Жуковскому добиться образности текста, которая на интуитивном уровне понятна русскому читателю.

Фольклорные элементы

В тексте много фольклорных отсылок, среди которых – образ дороги как жизненного пути. Он часто используется в сказках. В «Светлане» дорога, которую она преодолевает с тревожностью, ведет ее от венчания к погибели.

Кроме этого, противопоставляются свет и тьма с помощью цветовой символики («белоснежный», «белый» голубок и «черный» ворон). Также в качестве источника света в балладе выступает снег, который «валит клоками» и «на солнышке блестит», в то время как тьма присутствует без активного действия: «темно в зеркале», «темна даль», «впотьмах».

Творчество В. А. Жуковского, как переводы, так и оригинальные произведения, имеет неоценимое значение для мировой литературы. Поэт экспериментировал с темами и форматами, знакомил русскую публику с опытом западных писателей и создавал что-то новое, свое. В «Светлане» он отобразил в какой-то мере менталитет народа своей страны, что существенно отличает это произведение и от его немецкого оригинала, и от того, что публиковалось в толстых журналах того времени.

Источник

Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Смотреть фото Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Смотреть картинку Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Картинка про Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Фото Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света

В сюжете используется часто встречающийся в германских сказаниях мотив похищения живой невесты мертвым женихом. Литературоведы называют балладу Жуковского символом российского романтизма.

История создания

Конец XVIII — начало XIX века стали расцветом эпохи романтизма. Ярким представителем этого жанра было произведение немецкого поэта Готфрида Бюргера — баллада «Линора».

Его считают основоположником этого направления в поэзии.

Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Смотреть фото Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Смотреть картинку Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Картинка про Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Фото Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света

В основе сюжета лежит страшная история о том, как к девушке приезжает мертвый жених, погибший в сражении. Он привозит невесту к своей могиле и утаскивает в адскую бездну. Вина Линоры была в том, что она не могла примириться со смертью своего суженого, роптала и кляла Бога.

Поэма Бюргера заинтересовала Жуковского, и он сделал ее три перевода. Первые два поэт адаптировал к русской действительности и даже изменил имя главной героини.

Это следующие произведения:

Анализ и краткое содержание

В балладе «Светлана» Жуковского события происходят в ночь на Крещение.

В ней действуют следующие герои :

Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Смотреть фото Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Смотреть картинку Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Картинка про Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Фото Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света

Крещенское гадание

Балладу «Светлана» изучают на уроках литературы в 6 классе средней школы. Ее краткое содержание состоит в следующем: крещенским вечером девушки собираются погадать на суженого. Они веселятся, поют «подблюдные песни», бросают на улицу башмачок, кормят курицу «счетным зерном». Лишь одной Светлане грустно.

Девушки пытаются ее развеселить, предлагают спеть вместе с ними песню. Но Светлана отказывается. Она грустит из-за того, что ее жених уже целый год не подает о себе вестей.

Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Смотреть фото Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Смотреть картинку Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Картинка про Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Фото Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света

Тогда девушки предлагают ей совершить старинный обряд, чтобы узнать о суженом. Нужно постелить стол белой скатертью, поставить два прибора, свечу и зеркало. «В полночь, без обмана», в зеркале должен появиться жених и сесть за накрытый стол.

Светлана проводит обряд гадания. Она садится за накрытый стол и с робостью смотрит в зеркало. В полночь чудится шепот за спиной. Она оборачивается и видит своего жениха. Он предлагает ей немедленно ехать в церковь венчаться, так как там уже все подготовлено. Светлана выходит с ним во двор, где уже ждут запряженные сани. Они садятся в них и мчатся по заснеженной равнине. Но на сердце у девушки тревожно. Она смотрит на жениха и видит, что тот «бледен и уныл».

Светлана спрашивает, что с ним, но суженый не отвечает. Вскоре они проезжают мимо церкви, полной людей: там происходит отпевание покойника. Начинается метель, валит снег. Вокруг саней вьется и каркает черный ворон. Жених молчит.

Сани мчатся и вскоре подъезжают к одинокой хижине, занесенной снегом. Неожиданно кони и возлюбленный пропадают, и героиня остается в одиночестве.

Вернуться назад она не может, так как метель никак не стихнет. Тогда девушка, перекрестившись, отворяет дверь и входит в избушку.

Страшное видение и счастливый конец

В пустой хижине Светлана видит гроб, икону и свечку перед ней. Девушка молится на образ Спаса и робко садится в уголке, зажав в руке нательный крест. Неожиданно в избушку влетает белый голубок и садится ей на грудь, обняв крыльями. Воцаряется тишина.

Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Смотреть фото Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Смотреть картинку Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Картинка про Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Фото Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света

Вдруг девушка с ужасом видит, что покойник в гробу начинает шевелиться. Он приподнимается, и девушка узнает своего возлюбленного. Мертвец пытается разомкнуть руки, из его уст доносится стон. Но тут голубок взлетает и садится на него, лишая сил.

Раздается крик петуха. Девушка просыпается и понимает, что это был всего лишь сон. Но на душе у нее тяжело. Ее мучают мрачные предчувствия. Чтобы развеяться, девушка садится у окна. Вдруг она слышит радостный звон колокольчика. К дому подъезжают сани, из них выходит ее возлюбленный, живой, невредимый, все так же влюбленный в Светлану.

В отличие от баллады «Ленора», где главную героиню за ропот на судьбу постигает страшная кара, концовка «Светланы» радостная и позитивная. Молодые идут под венец, их чествует стар и млад. Автор призывает не верить страшным снам и возлагать надежду на провидение.

Жанр и направление

Сюжет и стиль повествования «Светланы» полностью соответствуют жанру баллады. Его основные признаки: текст написан напевным лирическим языком, с героиней происходят сверхъестественные события. Размер стихов — хорей с перекрестной рифмой.

Фантастика произведения относится сразу к двум культурам:

Главная особенность произведения Жуковского — использование символики русского фольклора.

Это следующие образы:

Другие черты романтизма в балладе «Светлана» — это мотивация сном. Перед главной героиней встает выбор: либо отдаться сомнениям и разувериться в Божьей воле, либо верить, что провидение спасет жениха и вернет его живым.

Характеристика героев

В сюжете баллады Жуковского «Светлана» на первый план выведена лишь одна главная героиня. Прочие действующие лица самостоятельной роли не играют. Они как декорации в пьесе, их черты трудноразличимы. В первой части произведения читатель видит Светлану встревоженной и печальной. Она целый год не получает весточки от возлюбленного.

Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Смотреть фото Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Смотреть картинку Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Картинка про Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Фото Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света

Девушка не может быть такой же веселой и беспечной, как ее подруги. Она постоянно молится о возвращении жениха. Но в крещенский вечерок любопытство одерживает верх над праведностью, и Светлана решает погадать. Согласно описанию, девушка не идеальна, но ее можно считать образцовой. В отличие от Леноры и Людмилы, Светлана не ропщет, а прилежно молится Богу.

Даже в момент страшного видения она скорее испытывает испуг, но не отчаяние. Девушка готова смириться с горькой судьбиной, но не роптать на Бога и не обвинять в том, что он ее не слышит.

Наградой за стойкость Светлане служит возвращение ее возлюбленного. В стихотворении лишь несколько слов посвящено описанию жениха, но по ним видно, что это человек честный и порядочный, достойный такой невесты, как Светлана.

Раскрытие темы и проблематика

Жуковский сделал три перевода немецкой баллады, но именно «Светлана» пользовалась наибольшей популярностью у публики. В отличие от мрачных «Людмилы» и «Леноры», благополучный конец больше нравился читателю.

В «Светлане» автор выразил мысль о том, что человек всегда стремится к свету. На примере героини он показывает, что спасительная сила искренней веры приносит благо. В своем произведении Жуковский раскрывает следующие темы:

Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Смотреть фото Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Смотреть картинку Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Картинка про Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света. Фото Какие образы в этом сне позволяют надеяться на конечное торжество сил добра и света

Жуковского, как высокообразованного человека, не могла не беспокоить проблема суеверий, широко распространенных среди неграмотного народа. Люди верили в самые дикие и нелепые приметы, колдовство, гадания и сны. В своем произведении поэт не наказывает девушку за то, что в православный праздник Крещения она занимается языческими гаданиями. Он лишь мягко журит ее: «Что же твой, Светлана, сон?».

Основная мысль баллады состоит в том, что человеку не стоит верить в приметы и вещие сны. В трудный момент его поддержит вера в себя и Бога. Если он будет твердым в своих убеждениях, то все плохое обойдет стороной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *