крафтовая еда это такое что
Крафтовое, с чем ее едят?
Создание крафтового пива происходит на небольших пивоварнях в небольших объёмах, чтобы не потерять вкус. В пабы поступает сразу после производства. Хранение такого пива намного меньше, желательно насладиться не позже 3 месяца. Дизайнерские этикетки и креативное оформление зацепит глаз.
Видов существует много – это «Светлый Эль» – это основа других видов, где почувствуешь вкусы солода, аромат хмеля и карамели; «Портер» – тёмное пиво с выраженным вкусом солода с послевкусием в виде сладости и небольшой горечи и другие. Видов не считать и они появляются каждый год, потому что вкусы у каждого разные.
В современном мире значение крафт приобрело другой окрас. Его стали понимать, как “органический», «чистый». А мы знаем, что в 21 века экология играет не последнее место в жизни человека. Но именно в этом веке все формулировки соединились, тем самым создавая новую эпоху понимания крафтовой еды.
Чтобы получить признание крафтовая еда должна еще соблюсти правила производства и презентации. Создатель должен быть “частником”, владеть не менее 75% продукта, уникальным, который вкладывает весь свой потенциал в продукт. А также производитель эмоционально привязан к продукту и экспериментирует с ним постоянно, выискивая идеальную формулу. Рецептура всегда традиционная, но дополняется добавками, которые дополняют и усложняют вкус. Тем самым, обычные пельмени, используя экологические продукты и добавляя свой неповторимый вкус, производитель создает уникальный и ограниченный продукт. Жажда заработка уходить на второй план, здесь главное творческий подход и создание чего-то лимитированного.
Стоимость, конечно будет выше рыночной, потому что сырье должно использоваться качественное для создания деликатеса. Но и вкус крафтового бургера должен отличаться от обычного, иначе зачем переплачивать. Нужно отметить, что крафтовая еда для ценителей экспериментов и нестандартных вкусов. Не каждый оценит сыр с халапеньо, шоколад с розой или пельмени с семгой.
В крупных городах с каждым годом появляются заведения где предлагают крафтовую еду, где можно попробовать что-то совсем новое и необычное, по результату стать постоянным посетителем этого заведения.
Крафтовые продукты — эксклюзивные вкусняшки или деньги на ветер?
К рафтовые продукты — что это такое и что это значит? Необычное модное слово буквально заполонило продуктовый рынок. В этой статье разбираемся, почему все больше людей отдают предпочтение эксклюзивной продукции, чем она отличается от массового производства и стоит ли денег, которые за нее просят?
Содержание:
Крафтовые продукты — что это такое и как возникло направление
С английского языка слово «craft» дословно переводится как «ремесло». Понятие определяет предметы и продукты, выполненные в ограниченном количестве вручную. В обиход термин вошел в 80-х годах 20-го века в Америке. Тогда небольшая домашняя пивоварня начала в лимитированных объемах продавать классическое пиво.
Приготовленное вручную на основе натуральных компонентов, оно пришлось по вкусу истинным ценителям пенного напитка. Отсутствие пастеризации, свежий и насыщенный вкус стали отображать сущность крафтового пива.
Постепенно крафтовыми стали называть напитки, продукты питания и блюда, приготовленные вручную в малом количестве из природных составляющих. Весь мир захватила волна отказа от массового производства и поиск качественного товара, сделанного с душой.
Сегодня в этой нише можно встретить сыр, шоколад, варенье, колбасы, мед, хлеб, бургеры, масло, косметику и множество других вещей. По сути, это мини-производство, ориентированное на домашние вкусовые ценности и качество, а не на массовые продажи.
Особенности крафтовой продукции
Основное отличие эксклюзивных продуктов питания и напитков — натуральность ингредиентов, ручное производство, естественный вкус. Строгих норм и требований как к оформлению, так и рецептуре нет. Важно отсутствие консервантов, красителей, пищевых добавок и химии. И преимущественно ручной, семейный труд на всех стадиях процесса.
Так, если это крафтовый сыр, то он должен быть из натурального молока. А фермерская корова должна питаться только природными кормами и содержаться в соответствующих условиях. Никаких искусственных загустителей и ферментов в истинно домашнем сыре быть не должно. Аналогичное правило применимо и к другой продукции.
Крафтовая еда не означает отсутствие сертификатов и несоответствие санитарным требованиям. Чтобы продавать подобную продукцию, необходимы подтверждения ее безопасности для здоровья.
Соотношение цены и качества
Отборные компоненты и уникальная рецептура делают крафтовые изделия уникальными и высококачественными. Такая продукция не может быть дешевой, как в масс-маркетах. Для ее изготовления используется только лучшее сырье и уходит максимально много времени. Единичные товары или маленькие партии по заказу позволяют тщательно контролировать итоговое качество на всех этапах создания.
Часто крафтовое производство вырастает из хобби и не несет в себе первоначальной цели много заработать. Главная идея подобной еды в том, чтобы поделиться любимыми эмоциями и вкусами, показать свое мастерство.
Оригинальная упаковка
В идеале крафтовая продукция должна «от» и «до» быть выполнена из природных материалов с минимальным использованием технических приспособлений.
Простые бумажные пакеты, неброские или, наоборот, яркие этикетки, стеклянная тара максимально подчеркивают натуральность и принадлежность к эксклюзивным товарам. На этикетке важно четко сфокусировать внимание потребителя на уникальные характеристики.
Гурманы заостряют внимание не только на качестве продукта, но и на его подаче. Деревянные досточки в ресторане вместо тарелок, неожиданные закуски в оригинальном оформлении формируют правильное представление о изделии и подчеркивают его вкус.
Крафтовые продукты — что это такое, популярные ниши
Одна из самой распространенной продукции — домашние пивоварни. Бокал ароматного свежего хмельного напитка обойдется ценителю в копеечку. И путать истинное крафтовое пиво с разливными заведениями на каждом углу не стоит. Только натуральные составляющие и естественный процесс приготовления может дать пиву звание крафтового.
Фермерские хозяйства повсеместно переименовывают экологически чистую продукцию в крафтовую, следуя модным веяниям. Однако это не одно и то же. Весь процесс производства на каждой стадии должен быть особенным, семейным, в результат вложена душа и талант. А количество товара — лимитировано и эксклюзивно.
Даже сыр от одной и той же коровы никогда не получится одинаковым. Все зависит от сезона и времени суток, когда произошел сбор молока.
Небольшие булочные, в которых всегда свежий и ароматный хлеб без вредных добавок и по уникальной рецептуре, все более востребованы. Оценить настоящий хрустящий багет из печи может каждый, но мало кто готов выложить за него соответствующую цену, поскольку буханка из супермаркета будет в несколько раз дешевле.
Обороты популярности набирают колбасные мини-заводы, домашняя консервация, кондитерские изделия, фаст-фуд, мясные фермы и пасеки. И если ведь мир уже давно захлестнула крафтовая революция, то у нас она только зарождается.
Пиво: немного о крафте
Крафт совершил революцию не только в пивоварении, но и в культуре потребления пенного напитка
«Крафтовая эволюция», или Причины роста популярности маленьких пивоварен
На заре развития пивоварение было сугубо домашним занятием. И вплоть до XIX века пивоварни были небольшими, их было великое множество, и у каждой были свои рецепты, секреты, свой стиль.
Промышленная революция постепенно вытеснила ремесленников. На смену им пришли пивзаводы, поставившие производство пенного напитка на поток и унифицировавшие его. Справедливости ради нужно отметить, что многие из них выпускали качественный, технологически грамотный продукт, но стандарты выхолостили из пива индивидуальность. Оно стало предсказуемым и скучным.
И когда стандартный ассортимент пивных монополистов перестал удовлетворять потребителя, начался новый виток в развитии пивоварения, пришедшийся на конец второго тысячелетия.
Точкой его отсчета принято считать правление в США Джимми Картера, давшего добро на домашнее пивоварение, ставившее во главу угла не количество, а качество напитка. Начинается возрождение традиций, забытых рецептов, уникальных сортов и мини-пивоварен. Именно в это время и возникает термин «крафтовое», т. е. ремесленное, самодельное пиво.
В России возможность купить пиво из крафтовых пивоварен появилась чуть позже – на рубеже XX–XXI веков.
Одна из известнейших крафтовых пивоварен мира «BrewDog» (Шотландия) выросла из любительских гаражных экспериментов
Как отличить крафтовое пиво от некрафтового?
Однозначного определения понятия на сегодняшний день нет, но есть два подхода – европейский и американский.
Американцы акцентируют внимание на формальных признаках крафтовой пивоварни.
Европейцы на первое место выводят концепцию и мотивы создания напитка. Меркантильные интересы для увлеченного своим делом пивовара уходят на второе место, главное – творческий процесс, вдохновение, авторская идея.
Если объединить эти взгляды, то крафтовым можно назвать пиво, сваренное:
Кроме творческой составляющей, важна технологичность и безопасность продукта на микробиологическом уровне
Распространенные сорта крафтового пива
В крафтовых пивоварнях принято варить необычные сорта пива с ярким вкусом и ароматом в противовес обычным – причесанным и приглаженным светлым лагерам. Рассмотрим некоторые из них.
Индийский пэйл эль (IPA)
Чистый и стойкий вкус британских пэйл элей привлекает многих пивоваров. Один из таких востребованных сортов – крепкий, горький и очень ароматный India Pale Ale (IPA).
Сорт был создан в XIX веке и предназначался для британских поселенцев в Индии. Чтобы эль не испортился во время транспортировки, его делали более охмеленным и крепким. Благодаря повышенному содержанию спирта напиток во время длительного путешествия не только не портился, но становился еще интереснее – из него уходила чрезмерная горечь, отчетливее проявлялся цветочно-цитрусовый аромат.
Экспериментируя со стилем, современные мастера создают новые версии напитка – двойной IPA, имперский IPA – плотный, тягучий, с «двойной» дозой горечи, почти парфюмерными ароматами, крепостью до 10 %.
Рекомендуем попробовать IPA датского производителя Mikkelle светлое пиво Hair in The Mailbox. Легкий и горький эль покоряет феерией ароматов – в одном бокале переплелись ноты манго, папайи, маракуйи, апельсина, лимона. Вкус пряный и сухой.
Американский пэйл эль (APA)
Американская разновидность пэйл эля похожа на IPA, но поскольку местные сорта хмеля более душистые, они придают напитку незабываемый цветочно-цитрусовый характер. Золотисто-янтарный напиток с густой кремовой пеной обладает солодово-карамельным вкусом и гармоничным ароматом с нотами хлеба, травы, фруктов.
APA очень благодатен для различных вариаций стиля. Особенно впечатляют напитки с тропическими ароматами, такие как продукция британской крафтовой пивоварни Magic Rock Brewing. Солодово-хмелевая база в их элях оригинально подчеркнута экстрактом грейпфрута, манго, личи.
Кислый эль (Sour Ale)
Если хотите купить эль, но не знаете, что выбрать, обратите внимание на сорта, в последние годы стремительно набирающие популярность, – Кислые или Дикие эли.
Название этот стиль получил по культуре пивных дрожжей, придающих напитку чуть кисловатый терпкий вкус. Разновидности Sour Ale:
Сорта пива крафтовой «Волковской пивоварни»
Стаут
Истинные поклонники стаута называют этот сорт пива одной из тех маленьких радостей, ради которых стоит жить.
Стаут – тоже эль, но крепкий и очень темный. Все разновидности напитка, объединенные этим стилем, имеют общую черту – их делают из жженого и карамельного солода с добавлением жженого ячменя. Благодаря особой термической обработке его можно хранить до трех лет. Стаутов существует великое множество:
Первое, что слышно во вкусе стаута, независимо от сорта – сладость, обычно из-за более высокого содержания спирта. Кроме того, в нем почти всегда присутствуют ноты кофе, шоколада, поджаренного хлеба, дублирующиеся и в аромате.
Русский имперский стаут
Русский имперский – один из самых насыщенных, темных и крепких стаутов. Это связано с тем, что этот сорт был создан с учетом длительной перевозки морем – напиток из Лондона поставляли к русскому двору.
Сначала это был обычный портер, полюбившийся Петру I во время его поездок в Англию. Но напиток не всегда мог преодолеть длительное путешествие и портился в дороге, поэтому «экспортную версию» стали делать с большим содержанием спирта и выдерживать в бочонках. Так родился Русский имперский стаут.
Напиток обладает широким диапазоном допустимой плотности, крепости, хмелевой горечи, что дает пивоварам простор для творчества.
Чтобы уловить стиль легендарного пива, попробуйте РИС «Раскольников» ЗАО МП 10 % крепости. Красновато-коричневый бархатистый напиток оставляет впечатление мощи и глубины. Нельзя сказать, что пьется он легко, но вкус яркий и запоминающийся: в меру сладкий, жженый, с кислинкой на финише.
Считается, что хороший Русский имперский стаут по вкусу и крепости может соперничать с портвейном
Траппистское пиво – Dubbel, Tripel, Quadrupel
Самые хмельные эли в Бельгии варили монахи ордена траппистов. Чтобы не спутать, бочки с менее крепким напитком обозначали «ХХ», с более крепким – «ХХХ». Так появились двойные (Dubbel), тройные (Tripel), а позже и четверные (Quadrupel) эли.
Траппистские эли сейчас варят не только в Бельгии, представляют они интерес и для крафтовых пивоваров.
Пилзнер (Pilsner)
В противовес описанным выше сортам, Pilsner имеет имидж легкого приятного напитка с отменным вкусом и соблазнительным ароматом.
Пилзнер – низовое пиво, впервые сваренное в 1842 г. в городе Пльзень (Богемия). Для его приготовления использовали светлый солод – на тот момент это было новшеством. Важное влияние на стиль напитка оказывает и особый сорт хмеля (Жатецкий), придающий ему приятную горечь и узнаваемый цветочно-пряный аромат.
Несмотря на кажущуюся простоту технологии, сварить хороший пилзнер и не скатиться к обычному евролагеру, не так просто. Чтобы почувствовать разницу, продегустируйте «Хамовники Пильзенское» ЗАО МПК. Напиток – приятный, но отнюдь не банальный.
Международный фестиваль крафтового пива Craft Depo Fest 2018 в Москве
Мы рассказали о крафте действительно немного, лишь приоткрыв дверь в этот удивительный самобытный мир с особым сообществом единомышленников, языком, культурой потребления пива. Но если вам понравилось, присоединяйтесь.
Крафт против масс-маркета: за какими товарами будущее
Крафтовая революция. Кто завоюет сердца и кошельки покупателей – штучные товары или масс-маркет? В вопросе разбирался корреспондент телеканала «МИР 24» Борис Чесноков.
Торты, сделанные как произведения искусства, не только вкусные, но и полезные. Марина и Полина готовят их на собственной кухне небольшими партиями без сахара, с использованием так называемого суперфуда: ягоды макуа, кокосового масла и ирландского мха. Продукт эксклюзивный, что и отражается на конечной цене. Она как минимум в 2-3 раза выше, чем у обычных сладостей из магазина.
«Себестоимость такого торта не очень низкая, мы пытаемся ее снизить. Продукты зачастую идут дорогие, но для людей, которые придерживаются ЗОЖ, наши десерты – панацея», – говорит основатель проекта Марина Виллер.
Такие ремесленные пирожные, конечно, не найти на полках супермаркетов. Это штучный товар, произведенный маленькой партией и по индивидуальным рецептам, другими словами – крафтовый, от английского слова craft – ремесло.
Крафтовая экономика – мировой тренд. Все началось в США, когда продукция массового потребления вышла из моды. Потребители устали от одинаковых брендов и агрессивной рекламы. Им понадобилось нечто свое, произведенное с душой, а не на фабрике в Китае. Вскоре эту тенденцию почувствовали и в России. И принялись, стряпать, шить, мастерить.
«Крафтовые продукты очень популярны, это товары и продукты питания кустарного или ремесленного производства. Все, что относится к крафту, – это ограниченное производство», – отмечает маркетолог Андрей Арно.
Самая популярная крафтовая продукция в России – это пиво. Предполагается, что его варят на маленькой семейной пивоварне по уникальному рецепту из самых отборных материалов. Однако хитрые маркетологи уже воспользовались популярностью слова «крафт» и называют им массовую продукцию, лишь бы пена разливалась по бокалам.
«Если человек хочет подчеркнуть, что он любитель пива и не согласен пить пиво массового производства, то он выбирает крафтове пиво. Хотя в большинстве случаях пиво сварено на заводах и просто имеет шильдик», – поясняет Андрей Арно.
Эта крафтовая революция – далеко не первая. Всплеск интереса к ремеслам экономисты фиксируют раз в несколько десятилетий. Как показывает предыдущий опыт, части кустарных производителей удается существенно нарастить объемы и выйти на большой рынок. В этом случае их товары теряют индивидуальность и становятся частью масс-макета. Самый яркий пример – американский фастфуд. Ведь известные мировые сети ресторанов быстрого питания начинались с уютных семейных кафе, где гамбургеры и куриные крылья готовили с теплом и любовью.
Крафтовая революция. Кто такие биргики и как они меняют культуру потребления в России
Фото: Christin Hume/ Unsplash
Рождение биргиков
Биргики — субкультура любителей пива, которые ищут редкие и экзотические сорта, дегустируют их, рассказывают об этом в соцсетях и иногда коллекционируют экземпляры из лимитированных линеек. В отличие от обычных любителей пива, биргики отлично разбираются в сортах пива и видах хмеля, хорошо знают, как устроен рынок и какие линейки кто из производителей представляет. По сути, их легко сравнить с поклонниками моды, которые ориентируются в дизайнерах и брендах, могут отличить винтажные коллекции от новых и ведут охоту за определенными моделями.
Первыми биргиками можно считать коллекционеров пива, которые появились в начале XVII века. Историки находили письма, в которых описывался вкус разных сортов с такой же детальностью и вниманием, как описывают вино. Более-менее массовые формы увлечение поиском редких или необычных сортов пива приняло около 200 лет назад. Вокруг европейских пабов формировались сообщества любителей, которые охотились за «дефектным» пивом: слишком горькими биттерами или выдержанными элями. В документах, описывающих развитие пивной культуры в Великобритании, упоминались посетители, которые обходили паб за пабом в поисках новых вкусов и, найдя, приглашали туда своих друзей.
Массовое распространение субкультуры биргиков связано с крафтовой революцией, которая началась в США в 1965 году. Именно тогда у ремесленного пивоварения открылось второе дыхание, и в стране появились небольшие пивоварни, которые стали варить не самые популярные на тот момент сорта. Считается, что причиной крафтовой революции стала усталость небольших пивоваров и энтузиастов от господствующего и тогда, и сейчас сорта — лагера.
У популярности лагера несколько причин. Это максимально «понятный» и универсальный по вкусу сорт, который удовлетворял запросы широкого круга потребителей. Поэтому он лучше подходил для промышленного производства в больших объемах. За последние пятьдесят лет вкусовые предпочтения радикально не изменились, и на сегодняшний день, по данным внутреннего исследования AB InBev Efes, лагер составляет более 91% от всего производимого в мире пива.
В 1970-х небольшие ремесленные или, как их сейчас называют, крафтовые пивоварни США смогли предложить любителям новые экзотические вкусы. При этом небольшие объемы производства позволяли таким пивоварам подстраиваться под запросы целевой аудитории и быть более гибкими.
Биргики мало чем отличаются от любых коллекционеров: попробовав классические и популярные сорта, такие люди начинают искать более редкие экземпляры. Производители же, зная о существовании таких энтузиастов, специально выпускают особенное лимитированное пиво.
Например, в Шотландии в 2010 году выпустили пиво «Конец истории» крепостью 55%. Всего было сварено 11 бутылок, каждая из которых была вложена в чучело сбитого на дороге грызуна. «Конец истории» продавался по 50 тысяч рублей за бутылку и до сих пор считается самым дорогим пивом в мире: его вполне можно назвать мечтой биргика-коллекционера.
Фото: Cottonbro/ Pexels
Российские охотники за крафтом
В Россию крафтовая революция пришла с опозданием почти на пятьдесят лет. Если в США в 2016 году насчитывалось почти 5 тысяч крафтовых пивоварен, то в России они начали появляться только в 2010-х годах, и только к 2015 году понятие «крафтовое пиво» вошло в повседневный обиход. Но взрывного роста популярности не произошло: к 2018 году в США крафтовые пивоварни занимали 18% рынка, в России на них приходилось только 1–2%.
Говорить о численности биргиков в России сложно — нет объективных метрик, которые помогли бы посчитать хотя бы примерное количество. Пока можно сказать, что ценители крафтового пива в стране автоматически становятся биргиками в силу относительно слабого развития сегмента и своей небольшой численности.
При этом субкультура развивается. Об этом говорит появление все большего числа специализированных пабов, в которых подается не просто крафтовое пиво, но и очень редкие сорта, а также появление небольших пивоварен, выпускающих лимитированные линейки.
Иногда количество экземпляров ограничено и вовсе крошечным по меркам промышленного пивоварения числом, например, 500 бутылками. Для создания ажиотажа некоторые пивовары вручную нумеруют бутылки, закрывают их винными пробками, а горлышко обмакивают в каучук. Кроме того, в России существует около десяти фестивалей крафтового пивоварения. Однако о массовости субкультуры и внимании со стороны широких слоев аудитории говорить пока не приходится.
Тренды пивоварения
Есть мнение, что крафтовые пивовары конкурируют с крупными игроками рынка. На деле же все как раз наоборот: крафтовое пивоварение способствует развитию культуры потребления в целом и положительно влияет на отрасль. Более того, именно ему мы обязаны появлением такого явления, как «крафти» — это крафтовые линейки, которые выпускаются крупными производителями.
Несмотря на то что крупные производители всегда стремятся реагировать на желания потребителей, часто именно малые пивоварни представляют на рынке экспериментальные вкусы. Биргики и любители крафта в такой ситуации становятся своего рода дегустаторами, а в дальнейшем и популяризаторами, благодаря которым знание о новых сортах расходится дальше. В конечном счете, когда какой-то сорт крафтового пива становится популярен, его начинают производить и крупные пивоварни, предлагая новый вкус массовому потребителю. Подобная практика встречается среди практически всех крупных производителей.
Конечно, есть и подводные камни. Некоторые крафтовые пивоварни в погоне за вниманием биргиков пытаются варить быстро, экзотично, но «разово». В то время как крупные производители осознают свою ответственность перед миллионами потребителей и ставят во главу угла качество и безопасность продукта, инвестируя в это большие средства. История таких брендов может исчисляться столетиями. Поэтому производителю важно не столько экспериментировать, сколько сохранить эталонный традиционный вкус.
Но можно смело сказать, что крафтовые пивоварни и массовые производители не столько конкурируют, сколько взаимодополняют друг друга. Одни ставят в приоритет традиционные вкусы, другие способны быстро создавать и поддерживать микротенденции, которые задают биргики и которые впоследствии получают широкое распространение и среди массового потребителя.
Больше текстов о культуре, обществе и политике — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь