на каком этапе урока проводится разминка
Разминка на уроках физической культуры и её значение.
Содержимое разработки
Разминка и её значение.
Выполнение разминки может предохранить вас от травм и является важной частью вашей тренировки.
Упражнения, которые в целом будут готовить ваш организм к тренировкам и специфическим образом согревать те мышцы, которые вы планируете прорабатывать в каждом отдельном занятии.
РАЗМИНКА ДЕЛИТСЯ НА ДВЕ ЧАСТИ – ОБЩЕРАЗОГРЕВАЮЩУЮ И СПЕЦИАЛЬНУЮ.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ЧАСТЬ СОСТОИТ ИЗ ХОДЬБЫ (2-3 МИН.), МЕДЛЕННОГО БЕГА 4-6 МИН И ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ВСЕ ГРУППЫ МЫШЦ.
Разминка шейных мышц
Разминка мышц плечевого пояса и рук
Разминка мышц груди и спины
Разминка мышц торса
Разминка мышц нижней области спины (поясницы)
Разминка мышц тазового пояса
Махи Удерживайте равновесие с помощью правой руки. Производите махи левой ногой вперед и назад, повторив это несколько раз; затем сделайте то же самое справа налево. Смените ноги и повторите. Выпады в стороны Руки на поясе, ступни расположены параллельно, широкая стойка. Сделайте глубокий выпад в одну сторону, затем в другую, при этом ступни не отрывайте от пола и не перемещайте их. Не наклоняйте торс вперед.
Разминка голеностопного сустава и икроножных мышц
Вращение ступней Держась за что-нибудь рукой для сохранения равновесия, поднимите ногу с пола и вращайте свободной ступней сначала в одном направлении, затем в другом проделав это несколько раз каждой ногой. Подъем на носки Поднимитесь на носки обеих ног, удерживая равновесие, держась за какую-нибудь устойчивую опору. Опускайте и поднимайте пятки, сохраняя параллельным положение ступней. Повторите с носками, развернутыми наружу, затем с носками внутрь.
Самоконтроль при беге
Как правильно дышать во время бега?
Статья «Роль разминки на уроке физической культуры»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГБОУ «Феодосийская специальная школа – интернат»
Статья по самообразованию:
Майоров Михаил Сергеевич
В связи с увеличением интенсивности занятий изменилось и значение разминки, которая не только создает благоприятные условия для проведения основной части тренинга, но и является составляющей всего комплекса тренировочных воздействий. Поэтому подбор упражнений, выполняемых в разминке, и методов их проведения решает задачи не только подготовки к работе, но и сопряженного воспитания двигательных способностей, таких как выносливость, сила, гибкость и умение управлять разнообразными движениями. Правильная разминка есть залог успешного и главное здорового занятия. Без хорошей и грамотной разминки возрастает риск получения травмы.
Теоретически все знают, что разминка необходима перед основной частью тренировки. Однако часто на практике разминку делают халатно, не продуманно, считая ее не важным элементом тренировки, скучным и бесполезным. Насколько это правильно, и так ли необходима разминка? Может, достаточно легкого бега и уже можно приступать к основной работе? Несмотря на очевидную доказанную пользу разминки, еще встречаются спортсмены (да и тренера), которые экономят время на разминке. Однако результаты исследования разминочных упражнений, собранные со всего мира, показывают обратное. Что не удивительно. Например, исследования на опытных группах футболистов говорят, что при систематической разминке число травм, полученных спортсменами в ходе сезона, сокращается в 4 раза, включение упражнений на растяжку увеличивает диапазон движений конечностей, увеличивается потребление кислорода. Это прописные истины, которые еще раз доказывают, как велика роль разминки перед тренировками и тем более соревнованиями мирового уровня.
Переход организма от состояния двигательного покоя к усиленной мышечной деятельности вызывает значительное повышение обмена веществ и энергии, изменение деятельности центральной нервной системы и органов кровообращения и дыхания. В организме происходит усиленная работа многих органов и их, не разогретое состояние, приводит к риску получения травмы. В силу того, что органы и системы человека обладают определенной инертностью, они не могут быстро достигать высокого уровня деятельности. Сложные механизмы нервной и гормональной регуляции не обеспечивают эти изменения сразу. Поэтому необходимо постепенное включение организма в работу с помощью специально подобранных физических упражнений. Это и есть разминка, которая может подбираться соответствующим способом в зависимости от выбранного вида спорта.
Разминка оказывает на организм физиологическое и психологическое влияние. При физиологическом воздействии активизируется деятельность всех систем организма, в том числе сердечно-сосудистой и дыхательной, увеличивается частота сердечных сокращений, ударный и минутный объемы сердца, учащается дыхание, возрастает легочная вентиляция и снабжение кислородом работающих мышц. Психологическое воздействие разминки улучшает эмоциональное состояние занимающихся, настраивает их на выполнение предстоящей тренировочной нагрузки.
Грамотная, продуманная и правильно проведенная разминка способствует более эффективной основной части, снижает риск травмировать мышцы, повышает пользу и результативность всего занятия в целом. Цель данной работы дать общую характеристику разминки и показать ее значение для тренировочного или соревновательного процесса. Еще раз доказать роль разминки в спортивной жизни любого человека.
Создается оптимальная возбудимость центральной нервной системы, что улучшает качество ее работы.
Во время выполнения физических упражнений нервная система посылает исполнительные команды к мышцам, обрабатывает информацию, поступающую от мышц и внутренних органов, обеспечивает координацию органов между собой (их согласованное взаимодействие). В результате разминки улучшается нервно-мышечное взаимодействие, увеличивается скорость реакций, точность и координация движений, облегчается протекание процессов обучения новым двигательным навыкам. Мышцы становятся эластичней и более подготовленными к нагрузкам, так как без хорошей разминки повышается риск получения травмы.
Повышается скорость и интенсивность обмена веществ, увеличивается скорость распада химических веществ, расщепление которых дает энергию для мышечного сокращения. Увеличение скорости распада веществ вызывает повышение температуры тела (отсюда идет понятие «разогреть мышцы»). Повышение температуры тела ускоряет время начала потоотделения при выполнении основной работы, облегчая, таким образом, процессы вывода из организма продуктов распада и процессы поддержания температуры тела в пределах физиологической нормы. Идеальным вариантом является начало потоотделения уже при разминке. Для этого, как правило, происходит более интенсивное окончание разминки с нарастанием темпа и нагрузки, так спортсмен становиться полностью готовым к участию в соревнованиях.
Увеличивается деятельность органов кровообращения и дыхания.
Эти органы обеспечивают работающие мышцы кислородом и химическими веществами, расщепление которых дает необходимую энергию для мышечного сокращения.
Увеличивается эластичность мышц, связок, что снижает риск возникновения травм.
Изменяется деятельность желез внутренней секреции, в результате чего в кровь поступают гормоны, во много раз облегчающие и усиливающие необходимые предрабочие перестройки в организме. Если разминка достаточно интенсивна и длительна, в кровяное русло поступает дополнительное количество крови из мест ее резервного хранения (так называемых «депо крови»). Увеличение общего количества крови в кровяном русле облегчает перенос кислорода и других, важных для жизнедеятельности организма веществ. Происходит перераспределение крови между работающими и неработающими органами. Кровеносные сосуды работающих органов (сердца, легких, работающих мышц) расширяются, и в них поступает больше крови. Кровеносные сосуды неработающих органов (органов пищеварения, неработающих мышц) сужаются, и в них поступает существенно меньше крови.
В виду слабого кровоснабжения и торможения деятельности органов пищеварения во время выполнения более или менее интенсивной физической работы не рекомендуется принимать пищу сразу после тренировки и за 1.5-2 часа до тренировки.
Кровоснабжение головного мозга в целом остается строго постоянным при любом виде деятельности. Это значит, что чем бы мы не занимались, наш мозг постоянно работает и для этого ему необходимо кровоснабжение. Однако во время достаточно интенсивной мышечной работы наблюдается перераспределение мозгового кровотока между различными зонами мозга. Те области мозга, которые управляют процессом сокращения работающих мышц и регулируют деятельность внутренних органов, участвующих в обеспечении мышечной работы, получают большее количество крови по сравнению с другими зонами, не принимающими непосредственного участия в обеспечении мышечной деятельности. Поэтому можно наблюдать, например, снижение высших психических функций (память, внимание, способность к усвоению нового и так далее) сразу и спустя некоторое время после выполнения интенсивной мышечной работы.
В результате разминки повышается текущая работоспособность организма (то есть способность выполнить работу определенной величины в настоящий момент).
Экспериментальные исследования подтвердили, что без предварительной разминки человек способен выполнить работу значительно меньшую, чем после грамотно выполненной разминки.
Разминка должна состоять из общей и специальной частей.
Общая часть направлена на повышение деятельности физиологических систем, обеспечивающих выполнение мышечной работы (нервной, двигательной, дыхательной, сердечно-сосудистой, желез внутренней секреции, терморегуляции, выделения). Основная часть разминки может быть практически одинакова в любых видах спорта. Как правило, это хорошо всем знакомые упражнения еще со школьных уроков физкультуры.
Разминка не должна вызывать утомления и повышения температуры тела выше 38 градусов C.
Для регуляции температурного гомеостаза перед выполнением физических упражнений (тренировка или, особенно, соревнования) наиболее важной является разминка, т. е. предстартовая (предварительная) подготовка тканей организма. Известно, что в покое мышцы получают 15%, а при мышечной работе (деятельности) до 88% минутного объема крови и объемная скорость при этом увеличивается в 20-25 раз.
По данным P. Hedman (1977), температура мышц в покое равна 33-34°С, а после разминки повышается до 38,5°С и становится оптимальной для протекания окислительных процессов в тканях (S. Israel, 1977). Максимальная скорость течения метаболических (обменных) процессов и ферментативного катализа наблюдается при температуре 37-38°С. При снижении температуры она резко замедляется (Ж. Крю, 1979). По теории Ван Гоффа, снижение температуры тканей на 10°С вызывает уменьшение интенсивности обменных процессов на 50%.
Оптимальная продолжительность разминки и длительность интервала между ее окончанием и началом работы определяется многими факторами: характером предстоящей работы (вид спорта), функциональным состоянием (тренированностью) спортсмена, внешними факторами (температура воздуха, влажность и пр.), возраст, пол и масштаб соревнований (первенство области, чемпионат Европы, Мира или Олимпийские игры). Продолжительность разминки строго индивидуальна. Для каждого спортсмена можно подбирать индивидуальные виды разминки, но например в командных видах спорта, разминка проводится всеми спортсменами одновременно.
По данным некоторых источников, длительность разминки зависит от характера предстоящей работы, но не должна быть менее 10 и более 50 минут.
Следует заметить, что на любую физическую работу (нагрузку) человек тратит энергию и разминка не является исключением, поэтому она не должна быть утомительной. Поэтому при общей части разминки спортсмену следует надеть тренировочный (лучше шерстяной) костюм, а в прохладный день с ветром еще и ветрозащитный костюм.
Разминка должна проводиться до пота, отсюда в спортивной среде бытует термин «разогревание»: потоотделение способствует установлению необходимого уровня теплорегуляции, а также лучшему обеспечению выделительных функций. Считается, что разогретые мышцы более эластичны и значит, оптимально готовы к работе.
Большое значение при разминке имеет не только объем работы, но и соответствующий предстоящему упражнению (виду деятельности) ритм движений и интенсивность их осуществления. Оптимальный ритм и интенсивность движений обеспечивают как налаживание межмышечной координации, так и взаимодействие функциональных единиц, составляющих каждую мышцу. Важное значение для налаживания координации движений имеют упражнения на расслабление и растягивание мышц.
После разминки и отдыха, при участии в соревнованиях, пульс не должен быть ниже 130 уд/мин, это особенно важно для спортсменов, выступающих в циклических видах спорта (бег, гребля, плавание, велогонка, лыжные гонки и др.). Иначе процесс врабатываемости затягивается и нередко у слабо подготовленных спортсменов или спортсменов, перенесших заболевания, возникают боли в правом подреберье или даже в области сердца или колики в брюшной полости.
Большое значение при разминке имеет не только объем работы, но и соответствующий предстоящему упражнению (виду деятельности) ритм движений и интенсивность их осуществления. Оптимальный ритм и интенсивность движений обеспечивают как налаживание межмышечной координации, так и взаимодействие функциональных единиц, составляющих каждую мышцу. Важное значение для налаживания координации движений имеют упражнения на расслабление и растягивание мышц.
В зависимости от темпа, ритма и продолжительности разминка может влиять на психоэмоциональное состояние спортсмена. Реакция ЦНС на разминку оценивается как состояние:
2) предстартовой лихорадки
3) предстартовой апатии.
Есть много способов разминки. Можно выполнить короткий сеанс сердечно-сосудистой разминки, заставляющий сердце биться быстрее и разогревающий мышцы, но не лишающей их необходимой энергии. Этого можно достичь обычной пробежкой. Гимнастика и другие легкие упражнения также позволяют размяться, не прикладывая больших нагрузок на разные части тела. Это стандартный способ разминку, который могут использовать абсолютно все люди.
Так же есть способ разминки, в котором используются сами снаряды (штанги и гантели). Сначала выполняются серии потягиваний, а затем проделываются несколько сравнительно легких движений со штангой или гантелями, поочередно разминая каждую часть тела, пока организм не будет готов к чему-то более серьезному. Для такого вида разминки используют, как правило облегченные веса и уже только потом переходят к своим рабочим весам.
Перед началом каждого упражнения нужно проводить разминочную серию, чтобы конкретная мышца или группа мышц успела привыкнуть к данному движению. Когда проделывать движения с большим числом повторений и меньшим весом, мышцы подготавливаются к мощным усилиям при работе с тяжелым весом с большим числом повторений.
В любой разминке главная цель — как следует разогреться и привести свои мышцы к рабочей температуре.
Есть две основные причины травматизма: либо страдает техника (попытки работать со слишком большим весом или плохой контроль веса снаряда), либо невыполнение потягиваний и разминки надлежащим образом. Знание правильной техники упражнений разминки и потягивания важно для всех спортсменов, независимо от возраста. Не выполнение этих правил, скорее всего, приведет вас к травме, так слишком большой весь может повредить мышцы, а не разогретое тело просто не сможет перенести нагрузки.
Разминка является важным звеном тренировочного и соревновательного процесса. Без нее занятия физической культурой и спортом на любых уровнях становятся травмоопасными и могут привести к фатальным последствиям. Во время занятий спортом на сердечнососудистую, дыхательную и центральную нервную систему приходятся большие нагрузки, что спокойно сглаживается грамотной разминкой, так как ваше тело подготовлено к работе.
Грамотная, продуманная разминка подготавливает не только к физическим нагрузкам, но и к психологическим. Основная цель разминки — достижение оптимальной возбудимости центральной нервной системы (ЦНС), мобилизация физиологических функций организма для выполнения относительно более интенсивной мышечной деятельности и «проработка» мышечно-связочного аппарата.
Недооценка значения разминки нередко является причиной различного рода травм опорно-двигательного аппарата, которые не только снижают функциональные возможности организма, но и выводят спортсмена из строя иногда на длительный срок.
Разминка не должна быть монотонной, слишком интенсивной или координационно сложной. Она должна быть постепенной, интересной, охватывающей все группы мышц. Должна прослеживаться связь между разминкой и последующей основной части. Темп разминки может постепенно увеличиваться, чтоб по окончанию разминки спортсмен ощущал на себе капли пота. В таком состоянии он готов работать и показывать максимальные результаты. Хорошая разминка это залог успешной тренировки.
2. Шитикова, Г. Ф. Формы построения занятий физическими упражнениями / Г. Ф. Шитикова. СПб. 2009. 324 с.
3. Спортивная физиология / под ред. Я. М. Коца. М.: Физкультура и спорт, 2006. 240 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Разминки для успешного урока
Методисты и преподаватели английского подтвердят, что успех продуктивного урока зависит от того, как ты начинаешь урок. Для этого преподавателю стоит начать свой урок с разминки (warm-up), которая считается обязательным этапом в начале урока. Длительность разминки от 4 до 6 минут. Этот вид деятельности преследует две цели: первая — помочь ученику войти в языковую среду, настроиться на общение на английском языке; а вторая — дать ему позитивный настрой на весь дальнейший урок. Хорошая разминка — это залог успешно проведенного урока.
Как преподавателю придумать интересную форму речевой зарядки без подготовки? Какие типы разминок существуют на уроках английского? В этой статье представим вашему вниманию пять видов разминок, которые преподаватели могут использовать в начале своих уроков.
Taboo Games/Alias
Похожая игра — Alias, которую можно скачать на телефон и играть в неё на занятии английского. Разница между Taboo games и Alias в том, что в этой игре нет слов-табу. Ученик просто должен объяснить слово, не используя корень этого слова.
5 Second Rule
Многие из вас смотрели телешоу Эллен, где она играет в игру «Ответь за 5 секунд» (5 Second Rule) с известными людьми шоу-бизнеса. А не задумывались ли вы, что эта игра идеально подойдет и для разминок уроков английского? Правила игры просты: нужно успеть дать три ответа на вопрос до истечения пяти секунд. Ее цель — думать на английском как можно быстро и давать правильные ответы. Например: Name 3 parts of face, name 3 types of transport, name 3 phrasal verbs with ‘look’.
Fact or Fiction
Вы можете разговорить своих учеников с помощью разминки «Факт или Выдумка» (Fact of Fiction). Расскажите им одну короткую историю – реальную или выдуманную. А они, в свою очередь, должны задавать вам вопросы, чтобы узнать, правда это или ложь. К примеру, можете начать так: «Yesterday I went to а casino». Ученики задают вам вопросы, как: «With whom did you go?», «What games did you play there?», «Did you win or lose?», «Where is that casino situated?». Составляя все эти вопросы, они практикуют времена, правильный порядок слов в вопросительных предложениях и попробуют догадаться, ваша история – факт или выдумка.
Chairs
20 questions
Если Вы хотите стать настоящим гуру в области проведения уроков, мастерски управлять классом, а также овладеть всеми тайнами проведения по настоящему продуктивного онлайн-урока, то новый курс от Центра повышения квалификации Skyteach School разработан специально для Вас!
В курсе «Effective Lessons: Tips and Tricks» объединен многолетний опыт проведения онлайн-уроков. За 6 лет работы мы помогли сотням преподавателей. Мы знаем как начинать и заканчивать урок, как давать инструкции и исправлять ошибки и даже на каком языке это делать. Все об эффективных онлайн-уроках и повышении мотивации студентов в курсе от ведущих методистов школы. Программа курса соответствует ФГОС.
Методическое пособие для учителей физической культуры «Разминка (вводная часть урока)-основа успешного проведения урока физической культуры»
Данная авторская разработка содержит в себе сборник различных видов и методов проведения ОРУ
Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие для учителей физической культуры «Разминка (вводная часть урока)-основа успешного проведения урока физической культуры»»
Павлодарский Политехнический Колледж
для учителей физической культуры «Разминка (вводная часть урока)-основа успешного проведения урока физической культуры»
Разработала преподаватель ФК:
Павлодар 2013-2014 уч.год.
Разнообразные способы и формы проведения ОРУ.
Игры на внимание в водной части урока.
Относительная простота в обучении общеразвивающим упражнениям (ОРУ) привела к формированию мнения о том, что эти упражнения по своей вариативности могут решать лишь одну задачу: подготовку организма к предстоящей работе в подготовительной части занятия по физической культуре. Это, в свою очередь, привело к тому, что появилось другое мнение – о легкости, да и ненужности формирования умения обучать этим упражнениям, но это совсем не так.
Это методическое пособие для учителей поможет разнообразить урок ФВ и научить основным упражнениям учащихся.
ОРУ – это движения различными частями тела в различных направлениях, с различной скоростью, амплитудой и степенью напряжения, выполняемые как отдельно, так и комплексно, как одновременно, так и последовательно, как в одном направлении, так и в разных.
В разных направлениях выполнять движения одновременно и последовательно. В этом случае количество по всем параметрам возрастает многократно. В самом определении ОРУ заложена возможность составлять неограниченное количество комплексов ОРУ.
Классификация ОРУ в гимнастике ОРУ классифицируются по двум признакам:
1. По анатомическому 2. По направленности воздействия
Упражнения для: Упражнения для:
Это разделение чисто условное, воздействовать на какую-то группу мышц вне развития конкретного физического качества бессмысленно, как бессмысленно воспитывать какое-либо качество безотносительно к конкретной группе мышц.
Задачи, решаемые с помощью ОРУ:
Подготовка организма к предстоящей работе в основной части занятия.
Развитие физических качеств.
Воспитание правильной осанки.
Формирование культуры движения.
Формирование умений дифференцировать свои действия во времени, пространстве и динамике.
Воспитание чувства ритма и темпа движения.
Воспитание нравственных качеств (чувства локтя, ответственности перед коллективом).
Воспитание эстетического вкуса.
Обучение правильному дыханию.
Подготовка организма к предстоящей работе в основной части занятия:
Речь идет о разминке. Здесь нагрузка должна быть использована определенно, то есть – отвечать задаче подготовки. Недостаточная, либо чрезмерная нагрузка, может явиться причиной травматизма. В первом случае это связано со слабой функциональной подготовленностью, а во втором – с утомлением.
Нагрузку можно регулировать многими приемами:
— увеличивать или уменьшать количество упражнений в комплексе;
— изменять количество повторений упражнения;
— изменять интервалы между упражнениями;
— изменять темп выполнения упражнений;
— изменять исходные положения;
— дополнительные движения (руки, ноги, голова, туловище)
— изменять характер исполнения (напряженно, расслабленно);
— использовать предметы и отягощения.
В любом случае комплекс разминки должен отвечать определенным требованиям:
— соответствовать задачам занятия;
— соответствовать возрасту занимающихся;
— соответствовать подготовленности занимающихся;
— охватывать все группы мышц и оказывать комплексное воздействие;
— соответствовать полу занимающихся.
Развитие физических качеств: Выполнение ОРУ само по себе способствует развитию физических качеств, но не в том объеме, который требуется для хорошей физической подготовки. Тем не менее, ряд физических качеств, таких, как быстрота, ловкость, гибкость, специальная выносливость, являются объектом ОРУ.
Выполнение ОРУ с постепенным возрастанием темпа движения путем многократного повторения позволяет развивать быстроту. Изменение темпа выполнения движения, как постепенное, так и мгновенное, дает возможность воспитывать способность быстро переключаться с одного характера выполнения на другой, что также входит в понятие быстроты. Как правило, это – движения, выполняемые по малой амплитуде с напряженным характером исполнения: отведение согнутых рук (рывки), повороты туловища, махи согнутыми ногами в различных направлениях, подскоки на месте (прыжки).
Ловкость – это способность выполнять сложные по координации движения. К ним можно отнести разнонаправленные движения руками или ногами одновременно, изменение последовательности выполнения сложных по координации движений, выполнение движений различными частями тела с разным характером движений (например: руки – расслабленно, ноги – напряженно).
Гибкость – это способность выполнять движения по максимальной амплитуде. К ним относятся наклоны, махи, выпады, круговые движения.
Специальная выносливость – это способность выполнять большие комплексы в течение длительного времени путем многократного повторения этих комплексов.
Воспитание правильной осанки: Правильная осанка – это взаимное расположение частей тела, благоприятно влияющее на работу внутренних органов. Как правило, оно ассоциируется со слегка приподнятой головой, развернутыми плечами, подтянутым животом и слегка развернутыми носками прямых ног. В каком бы положении ни находился человек (сидя, стоя, лёжа), правильная осанка должна сохраняться, т.е. быть своеобразной привычкой, навыком.
Формировать осанку следует двумя путями.
Первый – это подбор упражнений, которые либо напрямую, либо косвенно формируют осанку.
Второй путь – это управление исполнением упражнений, т.е. предотвращение или исправление типичных ошибок, характерных для каждого упражнения, путем методических указаний, подаваемых в процессе выполнения упражнений, без нарушения темпа выполнения. Например, в наклонах, ошибками могут быть согнутые ноги или малая амплитуда: «Не наклоняться» или «Присед на носках». В приседах: «Не наклоняться» или «Присед на носках». И те и другие указания связаны с формированием осанки и развитием мышц сводов стопы, что препятствует развитию плоскостопия.
Способы проведения ОРУ: В гимнастике сложилось три классических способа проведения ОРУ: раздельный, поточный, проходной.
Раздельный способ – между упражнениями в комплексе имеются паузы для объяснения и показа. Выполнение упражнения прекращается по команде или распоряжению, затем выполняется следующее упражнение. И так после каждого выполнения. Используется при разучивании упражнения или комплекса ОРУ при отсутствии соответствующей подготовки занимающихся.
Поточный способ – между отдельными упражнениями нет паузы для объяснения или показа. Комплекс выполняется слитно. Однако для перехода к следующему упражнению существуют распоряжения, подсказывающие сигналы и показ, объяснение следующего упражнения (на последние четыре счета предыдущего).
Наиболее распространенным и легким приемом перехода от упражнения к упражнению является распоряжение: «Последний – можно». Его суть в следующем: в последние четыре счета выполнения, вместо счета «Раз» подается распоряжение «Последний», указывающее на то, что упражнение выполняется на последние четыре счета. Затем подсчитывается: «Два – три». В этот момент проводящий принимает исходное положение для следующего упражнения. Далее, вместо счета «Четыре» подается распоряжение «Можно». В целом это выглядит следующим образом: «Последний – два – три – можно».
Третий вариант предусматривает полный счет, но четкое выделение интонацией завершения выполнения, а затем использование союза «И»: «Раз – два – три – четыре – И – раз – два – три» и т.д. Самый сложный прием – это объяснение следующего упражнения по ходу выполнения предыдущего упражнения. В этом случае объяснения должны быть краткими, отражающими основную суть движения. Например: повороты в сторону с положением рук в стороны. Здесь можно сказать: «Раз – два, а теперь руки вверх, раз – два – три» и т.д.
Особенности поточного способа проведения ОРУ следующие:
— упражнения в комплексе должны быть известными, не требующими специального разучивания и охватывать все основные группы мышц;
— исходные положения должны представлять плавный переход. Например: стойка – полуприсед – стойка на коленях – сед на бедре – сед и т.д.
Проходной способ проведения ОРУ – выполнение движений в ходьбе. Это наиболее трудный способ, т.к. в силу умения ходить в едином темпе и ритме затрудняется объяснение и показ последующих упражнений. Здесь, так же, как и в поточном способе, существует несколько вариантов прохождения.
Обход налево (передвижение по периметру) с выполнением упражнений. В данном случае можно использовать следующие варианты выполнения заданий.
Методика выполнения ОРУ: Перед выполнением упражнения необходимо создать представление о нем у занимающихся. Для этого существует несколько способов: по показу, по рассказу, по показу и рассказу одновременно, по разделениям, игровым методом.
Рассказ (объяснение) представляет собой четкое, краткое, доступное терминологическое описание с соблюдением требований терминологии.
Показ должен быть образцовым, в случае необходимости зеркальным, а также доступным.
Одновременный показ и рассказ включает те же требования. Применение того или иного способа зависит от контингента занимающихся, задач занятия. Например, показ чаще используется в работе с детьми или в движениях, требующих пространственного объяснения. Рассказ – в занятиях старшего возраста, когда уже развито аналитическое мышление.
По разделениям. В сложных по координации упражнениях зачастую целого показа недостаточно для освоения движения. Поэтому используется обучение по разделениям. Делится на части одно движение – круг руками разнонаправленный, одновременный. Осваивается отдельно круг одной рукой, затем круг другой рукой, или же отдельно выполняется каждый счет. При этом используется команда: «Делай – раз, делай – два, делай – три!».
Игровой способ используется, в основном, в работе с детьми младшего возраста. Этот способ содержит в себе два подхода.
Первый – используется конкретная подвижная игра, которая насыщается ОРУ.
Второй – применяются образные сравнения, доброжелательные распоряжения, рекомендации, затрагивающие детские представления. Например, «Помахали руками, как крылышками», или «Машем руками, как мельница».
Методика составления комплекса ОРУ: Комплексы ОРУ составляются в соответствии с различными задачами физического воспитания. При этом нужно учитывать место и время проведения занятий, возраст и физическую подготовленность занимающихся. При подборе упражнений необходимо руководствоваться следующими принципами:
— упражнения должны отвечать назначению комплекса;
— упражнения должны быть доступны занимающимся.
Определяя очередность упражнений в комплексе, рекомендуется использовать несколько подходов: по характеру нагрузки, анатомическому признаку, последовательному задействованию мышц:
— первым должно быть упражнение на ощущение правильной осанки;
— вторым и третьим – простые упражнения для больших группы мышц;
— далее упражнения с преимущественной работой разных группы мышц с последовательным включением разных частей тела сверху – вниз;
— затем несколько наиболее сложных упражнений для всех частей тела (комплексные);
— упражнения силового характера предшествуют упражнениям на растягивание, затем на расслабление;
— в конце комплекса выполняются упражнения умеренной интенсивности.
Другой подход определяет следующую последовательность:
— упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
— упражнения для мышц туловища;
— упражнения для мышц ног;
— упражнения комплексного воздействия.
Последовательное задействование мышц с наращиванием интенсивности выполнения предполагает последовательное включение в работу:
— вначале мелких групп мышц (пальцы, кисти, стопы, отдельные звенья);
— далее – средних групп мышц (руки-ноги: сгибание-разгибание, круговые движения, махи);
— затем крупных групп мышц (туловище: наклоны, повороты, круговые движения);
Однако в чистом виде использовать существующие подходы в подборе упражнений в комплексе не рекомендуется. Обычно используется смешанный подход.
Резюме. Для разработки основ методики обучения умениям использовать ОРУ во всем многообразии их содержания, задач и особенностей следует выделить основные требования к преподавателю физического воспитания и студенту, как будущему специалисту. Он должен:
— уметь составлять комплекс ОРУ согласно правилам и требованиям;
— уметь пользоваться различными способами представления о движении;
— уметь пользоваться различными способами проведения ОРУ;
— уметь правильно выбирать место перед группой;
— уметь вовремя замечать ошибки и исправлять их различными приемами, не нарушая темпа и ритма выполнения упражнений;
— владеть образцовым и зеркальным показом;
— уметь точно и кратко называть упражнения;
— знать характер музыкального сопровождения;