на каком музыкальном инструменте играл григ
Презентация к уроку
1 – Титульный слайд
Дети проходят в зал под музыку Э.Грига, садятся.
– Сегодня мы проведем викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. Если вы сможете выполнить все задания – вас ждет сюрприз!
2 – Посмотрите на слайд и назовите имя композитора. (о.д. – Эдвард Григ)
– Да, это Эдвард Григ – известный композитор. Его музыка, яркая и самобытная, близка и понятна слушателям, широко известна и любима.
– В какой стране родился Эдвард Григ? (о.д. – Эдвард Григ родился в Норвегии)
3–8 – Слайды о природе Норвегии
– Далеко на северо-западе есть такая страна – Норвегия. Это суровый, холодный, но необыкновенно красивый край: неприступные горные скалы летом одеты в ярко-зеленый наряд, а зимой – в сверкающий белый. По крутым склонам низвергаются водопады и шумят горные речушки. Глубоко врезаются в берег узкие и извилистые морские заливы – фьорды. На их берегах приютились живописные рыбацкие селения и деревеньки. Северное небо отражается в синих бездонных озерах. Здесь, в Норвегии, городе Бергене 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. Дом Григов всегда был полон музыки. Его мама, фрау Гезина, считалась лучшей пианисткой в городе. Она давала Эдварду первые уроки музыки, и заметила раннее композиторское дарование у сына. Кроме нее, яркий талант мальчика оценил композитор и скрипач, ученик самого Паганини – Улле Булль.
9 – Слайд – портрет Улле Булля
Слушая импровизации Эдварда, Булль предсказал, что тот своей музыкой прославит Норвегию, и посоветовал Григу продолжить музыкальное образование в Лейпциге.
– Кто назовет, в каком музыкальном учреждении учился Григ? (о.д. – в консерватории) В переводе с итальянского «консерватория» – это хранилище искусств. Консерватория – это музыкальное учебное заведение, готовящее музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов. Лейпциг в те времена был славен своей музыкальной жизнью. В консерватории преподавали лучшие музыканты того времени. Эдвард Григ занимался день и ночь.
– На каком музыкальном инструменте играл Э. Григ? (о.д. – фортепиано)
Да, действительно, он занимался по классу фортепиано.
– Как называют человека, который играет на фортепиано или пианино?(о.д. – пианист)
10 – Слайд – пианист
Лейпциг раскрыл перед Григом огромный мир музыки. По окончании консерватории Григ получил диплом композитора и пианиста.
Григ писал произведения самых различных жанров. Он сочинял крупные произведения и инструментальные миниатюры (циклы «Поэтические картинки», «Листки из альбома», «Лирические пьесы»), а также вокальные миниатюры – романсы и песни. (240 песен)
После окончания консерватории Григ объездил с концертами все крупнейшие европейские страны и всюду имел оглушительный успех. Григ был не только знаменитым композитором, но и прославленным дирижером и пианистом. За активную музыкальную деятельность композитор был избран членом французской академии изящных искусств.
На музыкальных занятиях мы слушали произведения Эдварда Грига. Назовите пьесы Грига, с которыми вы знакомы. (о.д. – «Утро», «Шествие гномов», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг»)
Эти пьесы из сюиты «Пер Гюнт».
Узнайте пьесу по музыкальному отрывку. (о.д. – «Утро»)
11 – Слайд – рассвет
Какие инструменты играют основную мелодию и перекликаются?
12 – Слайд – Флейта, гобой
Сначала флейта-дудочка
Была из тростника.
Она из древней Греции
Пришла через века.
Красивые мелодии
Она умеет петь,
Изобразить сражение
И просто посвистеть.
Н.Я.Соломыкина
Слайд – Гобой
Задумчивый, мечтательный гобой.
На нем сыграет не любой…
Н.П. Бобкова
Звучит фрагмент пьесы «Шествие гномов»
– Скажите, какие сказочные существа шествуют под музыку Грига? (о.д. – гномы)
– Как называется пьеса? (о.д. – Пьеса называется «Шествие гномов»)
13. Слайд – гномы Дети встают в круг
Игра со словом «Гномы» Лопухиной
Жил да был веселый гном, – поставить руки на бочок
Он в лесу построил дом. – поднять и соединить руки над головой
Рядом жил поменьше гномик, – опустить руки немного пониже
Под кустом он сделал домик. – соединить руки перед собой на уровне груди
Самый маленький гномишка – присесть, показать руками около пола
Под грибом сложил домишко. – соединить «домиком» пальцы рук
Старый мудрый гном – гномище, – выпрямиться, расставить ноги
Выстроил большой домище. – соединить руки над головой
Был он стар и был он сед, – покачаться вправо-влево, поставив руки на пояс
И большой был домосед.
Каждый день соседи-гномы – шагать на месте
Навещали деда-гнома.
Их встречал радушно гном, – поклоны вправо-влево, раскрыв руки в стороны
Все любили этот дом. – хлопки в ладоши
Давайте изобразим шествие гномов.
Возьмите колпачки.
Импровизация детей под музыку Э. Грига «Шествие гномов»
Звучит отрывок к пьесе «В пещере горного короля»:
Зловещие звуки звучат тут и там,
И карлик коварный является нам:
«На службе у горного я короля,
Пугать всех людей – вот задача моя!
Скачу по камням и крадусь в тишине,
Да, очень силен я в своем колдовстве!»
14 – Слайд – портрет Э. Грига
Игра «Музыкальная угадай-ка». Разделитесь на 3 группы. Я раздам вам карточки. Прослушав музыкальный фрагмент, поднимите подходящую к этой пьесе карточку.
Вы отлично справились с заданиями. И теперь – обещанный сюрприз! Посмотрите мультфильм, созданный по мотивам сказки «Пер Гюнт» и еще раз послушайте прекрасную музыку композитора Эдварда Грига (6 мин.).
Вот и закончилась наша музыкальная викторина, посвященная музыке норвежского сказочника Эдварда Грига. До свидания, до новых встреч с музыкой.
Эдвард Хагеруп Григ
Фото Все
Видео Все
Михаил Казиник. 10. Большая музыка маленького человека. Эдвард Григ.
Эдвард Григ. «4 псалма» / Библейский сюжет / Телеканал Культура
Эдвард Григ — биография
Эдвард Григ – композитор, дирижер, пианист, общественный деятель. Писал свои мелодии в стиле музыкального романтизма. Автор более шестисот произведений, которые сегодня звучат саундтреками в художественном и мультипликационном кино.
Эдварда Грига часто называют певцом скандинавских легенд, и это полностью соответствует истине. Он любил свою Норвегию, сказочно прекрасную и величавую, с ее ослепительно-белыми горными вершинами и синими озерами, волшебным северным сиянием и бездонным небом. Он с детства впитал в себя своеобразную народную музыку, песни и танцы, увлекался древними легендами и сказаниями. В его музыке нашел отражение сказочный скандинавский фольклор, с троллями и гномами, живущими в своих пещерах. Произведения Грига глубоко национальны, поэтому нет ничего удивительного в том, что норвежцы обожают своего композитора.
Детство
Родился Эдвард Хагеруп Григ 15 июня 1843 года в провинциальном норвежском городе Бергене. Семья мальчика была достаточно образованной, и музыка играла в ней не самую последнюю роль. Прадед Эдварда по отцовской линии был шотландцем, занимал должность британского вице-консула в городе Берген. Деду мальчика досталась эта должность по наследству, и кроме этого, все знали его как профессионального музыканта, одного из участников городского ансамбля. Он женился на дочери главного режиссера этого ансамбля.
Должность вице-консула получил и отец Эдварда – Александр Григ, который тоже женился на музыкально одаренной женщине.
Эдвард Григ в юности
Маму звали Гесина Хагеруп, она была профессиональной пианисткой. Именно она научила двух своих сыновей и трех дочерей любить музыку Моцарта и Шопена. Эдвард впервые сел за фортепиано в четыре года, а спустя год уже сам писал небольшие пьесы.
В 12 лет Григ стал автором первой фортепианной мелодии. Когда мальчику исполнилось 15 лет, у них в гостях побывал прославленный норвежский скрипач Уле Булль, который рассмотрел в нем яркий талант и невероятные способности к музыке.
Именно он посоветовал родителям отдать сына в Лейпцигскую консерваторию. Талантливого юношу приняли, но его требования к педагогам были настолько высоки, что однажды он потребовал заменить ему наставника, обвинив нынешнего в непрофессионализме.
Во время пребывания в Лейпциге, Эдвард часто бывал в концертном зале «Гевандхауз», куда приезжали мировые знаменитости с произведениями Вагнера, Баха, Шумана. Именно Роберт Шуман оказал большое влияние на формирование раннего творчества Грига.
Музыка
Свою творческую биографию Эдвард Григ начал еще в годы студенчества. Он стал автором четырех пьес для фортепиано и такого же количества романсов. В них явно прослеживаются нотки произведений известных композиторов – Мендельсона, Шумана, Шуберта.
Эдвард Григ за пианино
Из консерватории Эдвард вышел в 1862 году с красным дипломом. По мнению наставников и профессоров, Григ был одним из самых талантливых и незаурядных пианистов, имел свою выразительную манеру исполнения. Они прочили ему большое будущее на музыкальном поприще. Буквально сразу после выпуска Эдвард выступил с первым концертом в Швеции, но жить в этой стране он не собирался, его манил к себе родной город Берген. Однако по приезду молодой человек откровенно заскучал – музыкальная культура родного города пребывала на очень низком уровне.
Тогда Эдвард переезжает в Копенгаген, который в то время считался законодателем музыкальной моды. Именно в те годы композитор пишет шесть пьес для фортепиано, которые объединяет в сборник под названием «Поэтические картинки». Критики дали положительную оценку произведениям, отметив в них присутствие национального колорита.
В 1864-м Григ и еще несколько музыкантов, основали музыкальное общество «Эвтерп», которое и стало продвигать в массы творчество композиторов Скандинавии.
Эдвард трудится не покладая рук, он пишет «Юморески» для фортепиано, потом становится автором Первой скрипичной сонаты и увертюры под названием «Осенью».
На тот момент музыкант уже успел жениться и с женой отправился в Осло, куда его позвали дирижером филармонии. Эти годы стали самыми насыщенными в биографии композитора – выходит первая тетрадь «Лирических пьес», Вторая скрипичная соната и цикл под названием «25 норвежских народных песен и танцев». В это же время среди его знакомых появляется норвежский литератор, лауреат Нобелевской премии Бьернстьерн Бьернсон, который вдохновил Грига на написание пьесы «Сигурд Крестоносец» в 1872 году.
Григ Эдвард дирижирует
В 1870-м состоялась встреча Грига и Ференца Листа. Известный композитор пришел в восторг после прослушивания Первой скрипичной сонаты Эдварда, и долго восхищался талантом норвежского композитора. Для Грига эта поддержка оказалась бесценной.
В 1870-х Эдвард получил поддержку от норвежского правительства в виде пожизненной стипендии от государства, таким образом, государственные мужи решили отметить его вклад в развитие национальной культуры. Тогда же композитор знакомится с Генриком Ибсеном, поэтом, творчество которого любил с детских лет. Григ стал автором музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт», которая впоследствии названа самой известной из всех увертюр композитора. После того, как в 1876-м состоялась ее премьера, Эдвард получил мировую известность.
Григ вернулся в родной город на пике славы и всеобщей любви. Кроме этого он был еще и достаточно обеспеченным. Эдвард выбрал себе для жительства виллу «Тролльхауген», где занимался любимым делом до самой смерти. Вдохновленный родными пейзажами и народным фольклором, он пишет свои шедевры – «Кобольд», «Шествие гномов», «Песню Сольвейг», и многое другое.
Одно из своих произведений – «Утро», композитор подарил молодой девушке Дагни Педерсен, дочери местного лесника. В 20-м веке кинокомпания «Уорнер Бразерс» из США частенько озвучивала свои мультфильмы этой мелодией.
Григ переписывался с многочисленными друзьями, и в своих посланиях восхищался величественной природой родного края, а музыку, созданную в те годы, можно смело назвать гимном лесам и рекам родной Норвегии.
Дом «Тролльхауген» Эдварда Грига в Норвегии
Эдвард не вел затворнический образ жизни, он частенько выезжает в Европу, выступает с концертами, собирающими полные залы любителей музыки. Он мог сам сесть за пианино, стать на место дирижера или выступить в качестве аккомпаниатора своей супруги. В те годы он выпустил десятки сборников, куда вошли его романсы и песни. Однако он неизменно возвращался в свой «Тролльхауген», ставший самым любимым местом на земле.
В 1888 году, во время пребывания в Лейпциге, Григ познакомился с русским композитором Петром Чайковским. Впоследствии они стали настоящими друзьями, много сотрудничали.
Чайковский написал в честь Грига увертюру под названием «Гамлет», посвятил ему несколько страниц в своих мемуарах. В 90-х годах обоим музыкантам было присвоено звание доктор Кембриджа. Задолго до этого Эдварда приняли в члены академии изящных искусств во Франции, университета в Лейдене и шведской королевской академии.
В 1905 году Григ издал свою автобиографическую повесть «Мой первый успех», и читатели сумели убедиться, что он обладает еще одним талантом – литераторским. Он легко и с юмором описал свою жизнь и путь, который привел его на музыкальный Олимп.
Эдвард не прекращал трудиться до самой смерти. В 1907-м композитор предпринял гастрольный тур, посетил Германию, Данию, выступил с концертами в родной Норвегии. Он не предполагал, что этот тур станет прощальным.
Личная жизнь
После окончания консерватории Григ немного пожил в родном Бергене, но вскоре заскучал и решился на переезд в Копенгаген. Там он встретился со своей двоюродной сестрой по материнской линии Ниной Хагеруп, которую не видел много лет. Он помнил ее смешной восьмилетней девчонкой, а теперь перед ним стояла настоящая красавица, обладательница сильного и мелодичного голоса.
Эдвард Григ с Ниной Хагеруп
Родственники были в шоке от этого романа между братом и сестрой, однако Григ не стал никого слушать. На рождество в 1864-м он признался девушке в любви и позвал замуж. Ничто не помешало им стать счастливыми, они не слушали никаких сплетен и пересудов за спиной, поженились в 1867 году. Однако вскоре моральное давление оказалось слишком высоким, и супруги отправились жить в Осло. В 1869 году они стали родителями дочери Александры.
Наверное, небесам тоже был неугоден их брак, потому что спустя год девочка умерла. Причиной ее смерти стал менингит. Это печальное событие сказалось на их браке – Нина замкнулась, пребывала в состоянии депрессии. Супруги отдалились, единственное, что их теперь объединяло, это концертная деятельность, но былая близость и родство душ навсегда ушло. Детей супруги больше не родили.
В 1883-м Нина бросила супруга, и на протяжении трех месяцев он жил в полном одиночестве. В это время у него обостряется плеврит, и доктора говорят, что он может со временем дорасти до туберкулеза. Это обстоятельство помирило супругов, Нина вернулась и окружила мужа заботой и вниманием.
Для восстановления здоровья композитора они приняли решение сменить место жительства. В горной местности построили роскошную виллу и поселились среди первозданной природы. Их соседями были лесорубы и рыбаки, супруги много времени проводили в прогулках по лесу, где все дышало покоем и умиротворением. Теперь личная жизнь приносила композитору силы и вдохновение к дальнейшему созиданию.
Смерть
Весной 1907 года композитор решился на гастрольный тур по городам Германии, Дании, и родной Норвегии. Осенью этого же года он планировал участвовать в музыкальном фестивале в Британии. Супруги поселились в портовом отеле Бергена, там они собирались сесть на корабль до Лондона. Внезапно Григу стало плохо, его немедленно госпитализировали.
Памятник Эдварду Григу
Сейчас вилла «Тролльхауген», которая была приютом для композитора на протяжении четырнадцати лет, стала музеем Грига. Ее могут свободно посетить все желающие. Там все осталось в том же виде, что и при жизни выдающегося музыканта. Сохранились его личные вещи, шляпа, скрипка. Недалеко от усадьбы расположен небольшой домик, в котором Григ уединялся во время занятий музыкой. Там же установлена статуя Эдварда Грига в полный рост.
Слушать произведения
Ссылки
mir_hudojnika
С МИРА ПО НИТКЕ
Об искусстве,о великих людях,о прошлом,о жизни
Эдвард Хагеруп Григ (норв. Edvard Hagerup Grieg; 15 июня 1843 — 4 сентября 1907) — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.
Эдвард Григ родился и провёл молодость в Бергене. Город славился национальными творческими традициями, особенно в области театра: здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон. В Бергене родился и долго жил Оле Булл, который первым заметил музыкальный дар Эдварда (сочинявшего музыку с 12 лет) и посоветовал родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию, что и состоялось летом 1858 года.
Одним из самых знаменитых произведений Грига считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг», «В пещере у горного короля» и «Утро».
Драматическая пьеса — «Жалоба Ингрид», одна из танцевальных мелодий, которая звучала на свадьбе Эдварда Грига и Нины Хагеруп, приходившейся композитору двоюродной сестрой. Брак Нины Хагеруп и Эдварда Грига подарил супругам дочь Александру, скончавшуюся от менингита после одного года жизни, из-за чего началось охлаждение отношений между супругами.
Григ опубликовал 637 песен и романсов. Посмертно издано ещё около двадцати пьес Грига. В своей лирике он обращался почти исключительно к поэтам Дании и Норвегии, и изредка к немецкой поэзии (Г. Гейне, А. Шамиссо, Л. Уланда). Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка.
Гесина Хагеруп — мать Эдварда Грига
Александр Григ — отец Эдварда Грига
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене. По отцовской линии семья происходила от шотландского купца Александра Грига, перебравшегося в Берген около 1770 года и некоторое время исполнявшего обязанности британского вице-консула в этом городе. Пост британского представителя в Бергене унаследовали сперва дед, а затем и отец композитора, также Александр Григ. Дед Эдварда-Джон Григ играл в бергенском оркестре и женился на дочери его главного дирижёра Нильса Хаслунна[1]. Мать композитора Гесина Хагеруп, была пианисткой, окончившей Гамбургскую консерваторию, куда обычно принимали только мужчин. Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В возрасте десяти лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу. Однако его интересы лежали совсем в другой области, кроме того, независимый характер мальчика часто толкал его на обман учителей. Как рассказывают биографы композитора, в начальных классах Эдвард, узнав, что учеников, вымокших под частыми на его родине дождями, отпускают домой, чтобы они переоделись в сухое, Эдвард стал специально мочить одежду по дороге в школу. Так как жил он далеко от школы, то к его возвращению занятия как раз заканчивались.
Нина Хагеруп и Эдвард Григ в период помолвки
Первый из музыкантов, кому Григ сыграл на фортепиано пару собственных композиций был Оле Булл. Слушая музыку, обычно улыбчивый Оле вдруг стал серьёзным и тихо сказал что-то Александру и Гесине. После подошёл к мальчику и объявил: «Ты отправляешься в Лейпциг, чтобы стать композитором!». Годы, проведённые в Копенгагене, отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего, Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится с видными её представителями, например, со знаменитым датским поэтом и сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена и норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.
Эдвард Григ в год знакомства с Уле Буллем. Фотография 1858 г.
В Копенгагене Григ нашёл интерпретатора своих произведений, певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с которыми певица исполняла песни и романсы Грига, были тем высоким критерием их художественного воплощения, которое всегда имел в виду композитор, создавая свои вокальные миниатюры.
Эдвард Григ в Лейпциге
Стремление молодых композиторов к развитию национальной музыки выражалось не только в их творчестве, в связи их музыки с народной, но и в пропаганде норвежской музыки. В 1864 году в содружестве с датскими музыкантами Григ и Рикард Нурдрок организовали музыкальное общество «Эвтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии. Это было началом большой музыкально-общественной, просветительской деятельности. В годы жизни в Копенгагене (1863—1866) Григ написал множество музыкальных произведений: «Поэтические картинки» и «Юморески», сонату для фортепиано и первую скрипичную сонату. С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора-норвежца.
В лирическом произведении «Поэтические картинки» (1863) очень робко пробиваются национальные черты. Ритмическая фигура, лежащая в основе третьей пьесы, часто встречается в норвежской народной музыке; она стала характерна для многих мелодий Грига. Изящные и простые очертания мелодии в пятой «картинке» напоминают некоторые из народных песен. В сочных жанровых зарисовках «Юморесок»
(1865) гораздо смелее звучат острые ритмы народных танцев, жестковатые гармонические сочетания; встречается лидийская ладовая окраска, характерная для народной музыки. Однако в «Юморесках» ещё чувствуется влияние Шопена (его мазурок) — композитора, которого Григ, по собственному признанию, «обожал». В одно время с «Юморесками» появились фортепианная и первая скрипичная сонаты. Драматизм и порывистость, свойственные фортепианной сонате, кажутся несколько внешним отражением романтики Шумана. Зато светлый лиризм, гимничность, яркие краски скрипичной сонаты выявляют типичный для Грига образный строй.
Эдвард Григ и Нина Хагеруп росли вместе в Бергене, но восьмилетняя девочка Нина вместе с родителями переехала в Копенгаген. Когда Эдвард увидел её вновь, она была уже взрослой девушкой. Подруга детства превратилась в красивую женщину, певицу с прекрасным голосом, словно созданным для исполнения пьес Грига. Прежде влюблённый лишь в Норвегию и музыку, Эдвард ощутил, что теряет разум от страсти. На Рождество 1864 года в салоне, где собрались молодые музыканты и композиторы, Григ подарил Нине сборник сонетов о любви, названный «Мелодии сердца», а после встал на колени и предложил стать его женой. Она протянула ему руку и ответила согласием.
Однако Нина Хагеруп приходилась Эдварду двоюродной сестрой. Родственники отвернулись от него, родители прокляли. Вопреки всему они поженились в июле 1867 года и, не в силах терпеть давления родни, переехали в Осло.
Nina and Edvard Grieg, 1886
Первый год совместной жизни был типичным для молодой семьи — счастливым, но трудным в материальном отношении. Григ сочинял, Нина исполняла его произведения. Эдварду пришлось устроиться дирижёром и преподавать игру на фортепиано, чтобы спасти финансовое положение семьи. В 1868 году у них родилась дочь, которую назвали Александрой. Спустя год девочка заболеет менингитом и умрёт. Cлучившееся поставило крест на будущей счастливой жизни семьи. После смерти дочери Нина замкнулась в себе. Однако супруги продолжали совместную концертную деятельность и вместе ездили на гастроли в Италию. Одним из тех, кто услышал в Италии его сочинения, был знаменитый композитор Ференц Лист, которым Григ восторгался в юности. Лист оценил талант двадцатисемилетнего композитора и пригласил его на частную встречу. Прослушав фортепианный концерт, шестидесятилетний композитор подошёл к Эдварду, сжал его руку и произнёс: «Продолжайте в том же духе, у вас есть к этому все данные. Не дайте себя запугать!» «Это было нечто вроде благословения», — писал впоследствии Григ.
В 1872 году Григ написал «Сигурда Крестоносца» — первую значительную пьесу, после чего Шведская академия искусств признала его заслуги, а норвежские власти назначили ему пожизненную стипендию. Но мировая слава утомляла композитора и растерянный и усталый Григ уехал в родной Берген, подальше от столичного гомона.
В одиночестве Григ написал своё главное сочинение — музыку к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». В ней воплотились его переживания той поры. Мелодия «В пещере горного короля» (1) отражала неистовый дух Норвегии, который композитор любил показывать в своих произведениях. В «Арабской пляске» узнавался мир лицемерных европейских городов, полный интриг, сплетен и предательств. Финальный эпизод — «Песня Сольвейг», пронзительная и волнующая мелодия, — говорил об утерянном и забытом и не прощённом.
В силах избавиться от сердечной боли, Григ ушёл в творчество. От сырости в родном Бергене обострился плеврит, возникло опасение, что он может перейти в туберкулёз. Нина Хагеруп отдалялась всё дальше. Медленная агония длилась восемь лет: в 1883 году она ушла от Эдварда. Долгие три месяца Эдвард жил один. Но старый друг Франц Бейер убедил композитора ещё раз встретиться с женой. «На свете так мало по-настоящему близких людей», — сказал он потерянному другу.
Эдвард Григ и Нина Хагеруп воссоединились и в знак примирения отправились на гастроли в Рим, а по возвращении продали свой дом в Бергене, купив чудесную усадьбу в пригороде, которую Григ назвал «Тролльхауген» — «Холм троллей». Это был первый дом, который Григ действительно полюбил.
С годами Григ становился всё более замкнутым. Его мало интересовала жизнь — своё жилище он покидал лишь ради турне. Эдвард и Нина бывали в Париже, Вене, Лондоне, Праге, Варшаве. Во время каждого выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Талисман работал: на концертах каждый раз был невообразимый успех.
В 1887 году Эдвард и Нина Хагеруп вновь оказались в Лейпциге. Их пригласил на встречу Нового Года выдающийся русский скрипач Адольф Бродский (впоследствии первый исполнитель Третьей скрипичной сонаты Грига). Помимо Грига присутствовали ещё двое именитых гостей — Иоганн Брамс и Пётр Ильич Чайковский. Последний стал близким другом четы, между композиторами завязалась оживлённая переписка. Позже, в 1905 году, Эдвард хотел приехать в Россию, но этому помешали хаос русско-японской войны и нездоровье композитора. В 1889 году, в знак протеста против дела Дрейфуса, Григ отменил выступление в Париже.
Всё чаще у Грига были проблемы с лёгкими, выезжать на гастроли становилось сложнее. Несмотря на это, Григ продолжал творить и стремиться к новым целям. В 1907 году композитор собирался отправиться на музыкальный фестиваль в Англию. Они с Ниной остановились в маленьком отеле в родном городе Бергене, чтобы подождать корабль до Лондона. Там Эдварду стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. Скончался Эдвард Григ в родном городе 4 сентября 1907 года.
Первая скрипичная соната F-dur соч. 8 (1866)
Вторая скрипичная соната G-dur соч. 13 (1871)
Третья скрипичная соната c-moll соч. 45 (1886)
Виолончельная соната a-moll соч. 36 (1883)
Струнный квартет g-moll соч. 27 (1877—1878)
Вокально-симфонические произведения (театральная музыка)
«У врат монастыря» для женских голосов — соло и хора — и оркестра соч. 20 (1870)
«Возвращение на родину» для мужских голосов — соло и хора — и оркестра соч. 31
«Одинокий» для баритона, струнного оркестра и двух валторн — соч. 32
Музыка к пьесе Ибсена «Пер Гюнт» соч. 23 (1874—1875)
«Берглиот» для декламации с оркестром соч. 42 (1870—1871)
Сцены из «Олафа Трюгвасона», для солистов, хора и оркестра соч. 50 (1888)
Фортепианные произведения (всего около 150)
Небольшие пьесы (соч. 1 издано в 1862 г.); 70
содержится в 10 «Лирических тетрадях» (изд. с 70-х гг. по 1901)
Среди крупных произведений: Соната e-moll соч. 7 (1865),
Баллада в форме вариаций соч. 24 (1875)
Для фортепиано, в 4 руки
Симфонические пьесы соч. 14
Норвежские танцы соч. 35
Вальсы-каприсы (2 пьесы) соч. 37
Старонорвежский романс с вариациями соч. 50 (есть орк. ред.)
4 сонаты Моцарта для 2-х фортепиано в 4 руки (F-dur, c-moll, C-dur, G-dur)
Романс на слова Андерсена «Сердце поэта»(1864)
Хоры (всего — с посмертно изданными — свыше 140)
Альбом для мужского пения (12 хоров) соч. 30
4 псалма на старинные норвежские мелодии, для смешанного хора a capella с баритоном или басом соч. 70 (1906)
Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо, в особенности на родине композитора — в Норвегии. Его сочинения активно исполняет как пианист и дирижёр один из наиболее известных сегодня норвежских музыкантов Лейф Ове Андснес Андснес. Дом, где композитор прожил большие годы — «Тролльхауген» стал открытым для посещения домом-музеем. Здесь посетителям показаны родные стены композитора, его усадьба, интерьеры, также сохранены памятные вещи, принадлежащие Эдварду Григу. Постоянные вещи, принадлежавшие композитору: пальто, шляпа и скрипка по-прежнему висят на стене его рабочего домика. Рядом с усадьбой открыт памятник Эдварду Григу, который, может увидеть каждый посетивший «Тролльхауген» и рабочая избушка, где Григ сочинил свои лучшие музыкальные произведения и написал аранжировки народных мотивов. Музыкальные корпорации продолжают выпускать компакт-диски и аудиокассеты с записями величайших произведений Эдварда Грига. Выпускаются CD мелодий Грига в современной обработке (см. в этой статье Музыкальные фрагменты — «Эротика», «Свадебный День в Тролльхаугене»). Имя Эдварда Грига по-прежнему связывают с норвежской культурой и музыкальным творчеством страны. Классические пьесы Грига используются в различных художественных и культурных мероприятиях. Ставятся различные музыкальные спектакли, сценарии выступлений профессионалов на льду и другие постановки.
«В пещере горного короля» является, пожалуй, наиболее популярной и узнаваемой композицией Грига. Она пережила множество обработок эстрадными музыкантами. Кэндис Найт и Ричи Блэкмор даже написали к «Пещере горного короля» текст и обработали её в виде песни «Hall of the Mountain King». Композиция, её фрагменты и обработки часто используются в саундтреках к фильмам, телепередачам, компьютерным играм, рекламным роликам и пр., когда требуется создать загадочную, слегка зловещую или слегка ироничную атмосферу. Например, в фильме «М» она чётко показала характер героя Питера Лорре — Бекерта, маньяка, охотившегося на детей.
«Утро» было любимой пьесой Карла Столлинга, который часто использовал композицию в эпизодах мультфильмов киностудии «Уорнер-бразерс». Эта пьеса теперь типично связывается со скандинавскими сценами; однако мелодия предназначалась, чтобы изобразить восход солнца в Пустыне Сахара.
Первая часть фортепианного концерта Грига используется в фильме 1997 года Адриана Лайна — Лолита. Танец Анитры из оркестровой сюиты «Пер Гюнт», служит музыкальным фоном для Поисков Глории IV.
Мюзикл «Песня Норвегии», основанный на событиях жизни Грига и использующий его музыку, был создан в 1944 году Робертом Райтом и Джорджем Форрестом, и снимался в 1970 году.
В 1957 кино, музыкальный спектакль «Разноцветный Трубочист» по рассказу Братьев Гримм использовало исключительно музыку, написанную Эдвардом Григом. В конце 1990-х и в начале 2000-х американская компания Набиско показала песню во многих коммерческих радиопередачах.
На альбоме «Heart Of The Ages» норвежской метал группы «In the Woods. » есть песня «Mourning The Death Of Aase», посвященная памяти композитора.
«Асгард», опера-эпос для детского исполнения; либретто: Лев Конов (текст: «Младшая Эдда»/«Видение Гюльви»/ Снорри Стурлусона); музыка: Эдвард Григ (ор.50 — «Олаф Трюгвасон») и Лев Конов; Соч. 1994 г. Россия. Москва.