на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер

Глен Миллер
Alton Glenn Miller

Американский музыкант. Тромбонист. Аранжировщик. Композитор. Создатель и руководитель оркестра носящего его имя. Один из ведущих представителей танцевально-развлекательной музыки в стиле свинг 1930-х годов, который являлся самым высокооплачиваемым оркестром в мире.

Олтон Гленн Миллер родился 1 марта 1904 года в городе Кларинда, США. Воспитывался в небогатой семье, которая кочевала по стране. Когда она оказалась в Колорадо, к парню пришла первая в его жизни популярность. Его признали лучшим правым крайним игроком во всех школьных футбольных командах штата. Впервые юноша полюбил джаз в тринадцать лет. Тогда же купил тромбон и создал со своими друзьями свой первый бэнд. Но у него еще нет твердого намерения стать профессиональным музыкантом и он поступил в Колорадский университет.

Однако в 1924 году студент Миллер познакомился с джазменом Томом Уоткинсом, который пригласил его в свой оркестр, в Лос-Анджелес. Там у Глена завязалась дружба с восходящей звездой джаза, Бенни Гудменом. И вскоре музыкальная карьера начинает раскручиваться.

До 1927 года Миллер играл в оркестре Бена Поллока, затем, у Пола Аша, Реда Николса. Весной 1934 года Гленн стал тромбонистом и аранжировщиком в оркестре братьев Томми и Джимми Дорси. Тогда как раз начиналась новая эра джаза: пора свинга. Дюк Эллингтон записал пластинку с песней «Без свинга нет ничего». Эта музыка существенно отличалась от начального, новоорлеанского джаза. В ритме свинга большие оркестры звучали, как один многократно усиленный инструмент. Параллельно, музыкант занимался изучением техники аранжировки.

В 1937 Глен Миллер создал свой оркестр, пользовавшийся большой популярностью. Характерная окраска звучания миллеровского оркестра прежде всего связана с главенствующей ролью язычковой группы: квартет саксофонов и кларнет. Впоследствии, найденные Миллером оригинальные приемы аранжировки стали стандартами в коммерческой развлекательной музыке. Исполненную им мелодию «В настроении» начали передавать все радиостанции США.

Своей популярностью оркестр Миллера обязан также выступавшим с ним певцам, таким как Рэй Эберл, «Текс» Бенеке, Марион Хаттон. Большим успехом пользовались снятые с участием Глена и его оркестра фильмы, особенно «Серенада Солнечной Долины». К началу 1940-х годов его оркестр стал самым любимым в Америке, давай по три концерта в день.

В 1942 году Гленн Миллер оказался призван на военную службу, где организовал новый музыкальный коллектив, который выступал в армейских частях, по радио, побывал в Англии и Франции. Началась лихорадочная пора для него и его ребят: концерты, съемки в музыкальных фильмах, снова концерты. Лучшая музыка Миллера записана в эти годы. Через два года, вместе со своим оркестром приехал в Европу.

В Лондоне Миллер чудом избежал гибели. По приезде в британскую столицу его биг-бэнд был расквартирован на Слоун-стрит. Этот район особенно часто подвергался налетам немецких бомбардировщиков и ракет «Фау-1». Опасаясь за жизнь музыкантов, Глен добился 2 июля 1944 года передислокации своего оркестра в Бедфорд. На следующий день мощная авиабомба разрушила лондонское здание, где до этого размещался оркестр Миллера. При этом погибло 100 человек.

Оркестр Миллера планировал провести полуторамесячные гастроли в Париже. Там должен состояться большой радиоконцерт с участием европейских и американских джазовых звезд. Глен решил отправиться в Париж чуть раньше своих музыкантов так как хотел получше подготовиться к приезду товарищей. Случайное знакомство с летчиком в офицерском клубе привело к тому, что Глену предоставили место на борту маленького самолета «Норсемент».

Ранним утром 15 декабря 1944 года самолет с Гленом Миллером вылетел с военного аэродрома близ Лондона и взял курс на Париж через Ла-Манш. Через несколько часов воздушное судно бесследно исчезло. Ни тело, ни остатки его самолета не были найдены.

Награды и Признание Глена Миллера

Бронзовая звезда (США)
Медаль «За Американскую кампанию»
Медаль «За Европейско-африканско-ближневосточную кампанию»
Медаль Победы во Второй мировой войне

Творчество Глена Миллера

Музыкальные композиции, получившие наибольшую известность и популярность в исполнении Гленна Миллера:

«Я знаю почему» / «I Know Why» из фильма Серенада Солнечной долины (1941).

«В настроении» / «In the Mood» из фильма Серенада Солнечной долины (1941).

«Перекресток смокинг» / «Tuxedo Junction»

«Поезд на Чаттанугу» (Чаттануга Чу-чу) / «Chattanooga Choo Choo» из фильма Серенада Солнечной долины (1941).

«Серенада лунного света» / «Moonlight Serenade».

«Маленький коричневый кувшинчик» / «Little Brown Jug».

«Пенсильвания 6-5000» / «Pennsylvania 6-5000».

«Сонное время девчонки» / «англ. Sleepy Time Gal».

Оркестр Г. Миллера, Сёстры Эндрюс. «Не сиди под яблоней (с кем-то, кроме меня)» / «Don′t Sit Under the Apple Tree (with Anyone Else but Me)».

«Американский патруль» / «American Patrol»

С участием оркестра Гленна Миллера были сняты фильмы «Серенада солнечной долины» (1941), «Жены оркестрантов» (1942).

Память о Глене Миллере

В 1953 году снят фильм «История Гленна Миллера» с Джеймсом Стюартом в главной роли. В 1955 году фильм получил премию Оскар за лучшую звукозапись.

В 1983 году в Великобритании снят документальный фильм «Гленн Миллер. Полуночная серенада». Этот фильм показан по каналу 100 ТВ в 2009 году по случаю 105-летия со дня рождения Миллера.

В 2005 году на русском языке вышла книга Д. Саймона «Гленн Миллер и его оркестр» с нотным приложением наиболее популярных тем оркестра.

В 2011 году вышла новая книга о Гленне Миллере. Автор В. Учаев. «Книга о выдающемся джазовом музыканте Гленне Миллере и Юрии Владимировиче Андропове. Выдающийся джазовый музыкант Олтон Гленн Миллер и Генеральный секретарь ЦК КПСС».

Семья Глена Миллера

Личная жизнь пары была безоблачной и счастливой, и вскоре музыкант с супругой стали родителями двоих приемных детей. Позже один из сыновей Гленна и Хеллен продолжил дело отца и создал блюзовую группу, в истории которой был эпизод совместного творчества с участником ливерпульской четверки Полом Маккартни.

Источник

На каком музыкальном инструменте играл гленн миллер

Гленн Миллер

на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер

Человек с железной дисциплиной и силой воли, при этом неимоверно музыкально одаренный — в этих словах весь Гленн Миллер. Оставив после себя неисчерпаемое наследие, он золотыми буквами вписал свое имя в список людей, перевернувших мир джазовой музыки. Исполнитель и дирижер, непревзойденный организатор и аранжировщик, актер и режиссер — Миллер был яркой звездой, горевшей на небосводе все отведенное ей время. К сожалению, как нередко бывает, он трагически ушел из жизни в расцвете сил, но оставил после себя последователей, продолжающих его дело и прославляющих джазовую музыку. Неоднозначный человек, чья фигура вызывает много вопросов, необычайно талантливый, он всю жизнь потратил на то, чтобы дарить окружающим заложенный в нем гений, гений волшебного творчества.

Краткая биография

Будущий всемирно известный музыкант Олтон Гленн Миллер появился на свет 1 марта 1904 года в провинциальном американском городе Кларинда. Его семья не могла похвастаться богатством, отец и мать постоянно переезжали, пытаясь заработать побольше денег.

на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер

Маленький Гленн в детстве был окружен музыкой. Его мать — Мэтти Лу Миллер, постоянно напевала ему незатейливые песенки, а когда он стал постарше, начала обучать его нотной грамоте и пению. Отец тоже не оставался в стороне, когда мальчику стукнуло 5 лет, Элмер Миллер подарил ему старинный щипковый инструмент — мандолину . Но Гленну больше нравились духовые инструменты, так что вскоре он расстался с мандолиной, обменяв ее на старую трубу . В это же время они перебрались в Небраску.

Когда Миллеру исполнилось 13 лет, семья в очередной раз переехала, на этот раз в Миссури. Здесь Гленн начал слушать духовые оркестры, играющие на танцплощадках. Чтобы поддержать семью, подросток устраивается работать в мясную лавку, где зарабатывает деньги на еду. Активный интерес к музыке не остался незамеченным, и Миллер получает в подарок от мясника свой первый тромбон . Через некоторое время, накопив нужную сумму, он покупает инструмент получше и начинает получать первые гонорары, играя в любительских оркестрах.

Поменяв три штата, в 1918 году семья решила обосноваться в Колорадо. Здесь Миллер организует собственный школьный оркестр, исполняющий как известные произведения, так и первые аранжировки музыканта.

В 1921 году он оканчивает обучение в средней школе и одновременно с этим присоединяется к группе «Boyd Senter band» — довольно известному в то время музыкальному коллективу. В 1923 году из-за поступления в университет Колорадо он бросает группу. Обучение не давало ему развернуться, так что университет он так и не закончил.

на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер

Юноша решил переехать в Лос-Анджелес, где вовсю кипела музыкальная жизнь, по приглашению дирижера Макса Фишера. Вскоре он уезжает и оттуда, прямиком в Нью-Йорк, где знакомится с Беном Поллаком — человеком, перевернувшим его жизнь. Поллак увидел в Миллере талантливого исполнителя и незамедлительно пригласил его в свой оркестр. Обладая навыками аранжировщика, Миллер пишет инструментовки для оркестра Поллака, получая за это деньги.

Оркестр Рея Ноубла стал ключевым моментом в жизни Гленна. Перейдя в этот симфоническо-джазовый коллектив в 1935, он начал показывать свои таланты аранжировщика. Знаменитый «звук Миллера» из кларнета и саксофонов появился именно в этот период и стал визитной карточкой музыканта.

Через два года Миллер собирает свой первый профессиональный оркестр. Из-за малой загруженности и трудностей с контрактами, коллектив пришлось распустить. Не впав в отчаяние, он предпринял еще одну попытку, и в этот раз все вышло гораздо удачнее. Новый биг-бэнд получает право выступать в казино «Глен-Айленд», а также заключает договор с известнейшей в то время звукозаписывающей компанией RCA. В 1938 году биг-бенд Гленна Миллера становится известен на всю Америку, а также за ее пределами. Пропагандируя джазовую музыку, он много гастролирует, снимается в кино и делает все возможное для продвижения джаза.

на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер

В 1942 году Миллер призывается в армию добровольцем и организует собственный биг-бенд. Прежний коллектив он распускает и отныне отдает все силы на пропаганду джаза в армии, давая бесчисленное множество концертов. В 1944 году Миллер поднялся в воздух на небольшом самолете и бесследно исчез. На землю самолет так и не опустился. Причина его смерти до сих пор не установлена.

на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер

на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер

Интересные факты

на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер

на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер

Музыка на века

В репертуаре Миллера оказались произведения, востребованные до сих пор. Благодаря его тонкому чувству музыкального стиля, эти композиции выверены до мелочей, а их названия известны буквально каждому. Кто из нас не слышал о «Серенаде лунного света» или «Поезде на Чаттанугу»? Многие его произведения являются признанной мировой классикой, до сих пор исполняемой оркестрами всего мира.

на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер

Великолепные аранжировки быстрых и зажигательных мелодий, а также задумчивых неторопливых баллад определили их популярность на много лет вперед. Несколько композиций стали попросту культовыми, во многом благодаря тому, что биг-бенд Миллера блестяще их сыграл в «Серенаде солнечной долины». Эти вещи известны каждому любителю музыки: «I Know why», «In The Mood», «Moonlight Serenade». Последняя стала неимоверно популярна среди советских стиляг, выбравших эту музыку своим негласным гимном в 1948 году. Вообще, в СССР мелодии Миллера были весьма востребованы с 1944 по 1948. Они игрались везде, причем не только профессионалами, но и любительскими оркестрами. Простота аранжировок, отсутствие сложных сольных партий и непривычная для советских людей легкость звучания просто покорили Советский Союз. К большому сожалению, негативное отношение к джазу в СССР после 1948 года погрузило композиции Миллера в некую пучину неофициального забвения. После выхода печально известного постановления «Об опере «Великая дружба» Вано Мурадели» само понятие джаз попало под негласный, но ужасающий в своей бессмысленности запрет. Целых 8 лет имя Гленна Миллера, как и его музыка, были запрещены в Советском Союзе.

Миллер написал не так много собственных композиций, и тем прекрасней те немногочисленные авторские сочинения, которые поистине гениальны в своей простоте.

Лучшие композиции

«In the Mood» — культовая мелодия 1983 года, известная всем по знаменитому вступлению, где главную тему играет группа саксофонов, полюбишаяся публике по всему миру.

«Tuxedo Junction» — классика джаза, аранжированная Миллером в 1940, где филигранные трубные соло и выверенный аккомпанемент звучат просто и четко.

«Chattanooga Choo Choo» — идеально четкое подражание поезду и простая тема сделали эту композицию любимым номером у многих коллективов, начиная с 1941 года, когда она была написана.

«Moonlight Serenade» — композиция, сыгранная первый раз в 1939 году и построенная на контрасте двух оркестровых групп, стала любимейшим произведением, входящим в репертуар каждого оркестра.

«Little Brown Jug» — четкая и безукоризненная аранжировка известной песни, написанная в 1939 году. Одна из признанных вещей мировой джазовой классики.

Служба в армии

на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер

Во время Второй мировой войны, в 1942 году, Миллер принимает жесткое и волевое решение — оставить свой оркестр, чтобы пойти добровольцем в Вооруженные силы США. Командование отклонило первое прошение, поскольку его возраст являлся непризывным. Музыкант написал еще одну просьбу, напрямую в Министерство обороны, и на этот раз она была удовлетворена. 7 октября 1942 года, одновременно с зачислением в ряды Военно-воздушных сил, Гленну Миллеру было присвоено звание капитана. Видимо, чувствуя вину за то, что ему пришлось бросить свой оркестр, он попросил своих бывших музыкантов присоединиться к нему. Абсолютно все они отказались. Но даже это не смогло сломить музыканта и он приступил к своим новым обязанностям.

Далеко не сразу он смог воплотить свои планы в жизнь. Сначала его назначили руководителем Центра подготовки музыкальных коллективов для подразделений технического управления. Только после того, как он подготовил около 50 оркестров, ему разрешили заняться своим проектом.

Его идеи были просто революционными. Так, он хотел включить струнные инструменты в состав действующих коллективов, чтобы улучшить их звучание и приблизить его к симфоническому. Командование далеко не одобрительно отнеслось к этой идее. 6 сентября 1943 года Гленн Миллер дал интервью газете «Тайм», в котором раскритиковал военную музыку. «Чтобы солдаты наслаждались звучанием оркестра, оно должно быть современным», — за эти слова, как и за само интервью, Миллер получил выговор от начальства. После он утверждал, что журнал переиначил его слова, но опровержение так и не было напечатано.

В ноябре 1943 года, Миллера наконец-то полностью освободили от обязательной поддержки других, созданных им коллективов, и все свои силы он сконцентрировал на собственном оркестре. Для своих музыкантов он был настоящим диктатором. Пытаясь добиться идеального звучания ансамбля и оркестровых групп, он полностью запрещал импровизации. Кроме того, отпуска всему личному составу не давались, так как он считал, что их жизнь чересчур легка, по сравнению с теми, кто воевал на передовой.

В 1944 году Миллер выбивает разрешение на заграничную поездку в Англию, в Лондон. Из-за боязни бесконечных воздушных налетов, он тут же попросил перевезти его в город Бедфорд. Вскоре, здание в Лондоне, где размещался оркестр, было подвергнуто бомбардировке. Если бы Гленн не настоял на переезде, все его люди неминуемо бы погибли.

15 ноября он получает разрешение на концерт во Франции. По предложению полковника Базелла, они вместе полетели на небольшом самолете «Норсман C-64» на предварительную разведку. Произошло это 15 декабря 1944 года. В небе над Парижем самолет так и не появился, бесследно пропав в районе Ла-Манша.

на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер

Гленн Миллер в кино

Безусловно, вторая его картина, снятая в 1941 году — « Серенада солнечной долины », известна не только поклонникам творчества Миллера, но и многим любителям джазовой музыки. Легкая комедия, пронизанная великолепными мелодиями миллеровского оркестра, заслуженно вошла в золотой фонд мирового кинематографа. Для кинокомпани и 20th Century Fox эта картина до сих пор является одной из лучших в своем жанре. Публике очень понравился фильм, а кинокритики высоко оценили мастерство музыкантов и актерскую игру. Во многом благодаря этому фильму, многие композиции, исполненные биг-бендом Гленна Миллера, стали всемирно известными.

на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер

Съемки картины, в основном, проходили на горнолыжном курорте Сан-Вэлли. Сюжет был абсолютно стандартным и непритязательным, можно сказать, классическим по тем временам. Любовный треугольник, искрометный юмор и известный оркестр, аккомпанирующий на фоне, — вот три составляющих, широко использовавшихся режиссерами того времени. Гленн Миллер был очень известным, настолько, что компания была вынуждена подписать договор на его условиях. Он получил одну из главных ролей, а также гарантию от киностудии в том, что отныне он будет сниматься только в высокобюджетных фильмах.

Довольно большие проблемы возникли с другой актрисой — Соней Хени, в основном из-за ее ужасного характера. Она была очень своевольной, абсолютно не слушала режиссеров и норовила всегда поступить по-своему. Именно из-за нее концовка фильма получилась немного скомканной. Под самый конец съемок она начала выражать свое возмущение по самым разным поводам, и только жесткое высказывание продюсера о большом штрафе возымело свое действие. В итоге, картина получила всемирное признание, а в СССР была воспринята неимоверно тепло и очень полюбилась публике.

В 1942 году был снят фильм «Жены оркестрантов». Он не так запомнился зрителям, как предыдущий, но музыка в нем была по-прежнему на высоте. В 1943 году он был номинирован на Оскар.

Всего двух фильмов хватило, чтобы еще больше прославить коллектив Гленна Миллера и его выдающиеся способности музыканта и руководителя. Благодаря прекрасному звучанию оркестра и талантливым аранжировкам, многие мелодии из этих картин полюбились зрителям по всему миру.

Фильмы с участием Гленна Миллера и его музыкой

Сегодня можно много спорить о Гленне Миллере, в частности, о том, является ли его музыка джазом. Ведь многие музыковеды так не считают, да и импровизаций, столь присущих джазовой музыке, у него не встретишь. Тем не менее, не вызывает сомнений тот факт, что Гленн Миллер был великим музыкантом, для которого честь, самопожертвование и скромность значили очень много. Не каждый сможет, находясь в зените славы, «всё проиграть и всё начать сначала», уйдя из под блеска софитов, чтобы противостоять натиску фашисткой Германии тем, что он умеет — гениальной музыкой.

Рассматривая произведения Миллера с точки зрения их формы и звучания, приходишь к мнению, что это все-таки джаз, но при этом — особенный, умелой рукой аранжировщика вычищенный и тщательно структурированный. Безусловно, нужно обладать большим даром, чтобы твои произведения узнавались с первой ноты, а звучание твоего оркестра на многие десятилетия вперед стало эталоном и нарицательным именем. Сегодня уже не осталось ни одного человека, изначально игравшего в первом составе Гленна Миллера, но дело его живет и поныне, а оркестр, названный его именем, все так же радует слушателей своей безупречно выверенной игрой и чистейшим звуком.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Гленн Миллер

Источник

Миллер Гленн

Миллер Гленн

Содержание

Ранние годы

Олтон Гленн Миллер родился 1 марта 1904 года в городке Кларинда, в юго-западной части кукурузного штата Айова. Его предки были американскими пионерами, отправившимися в середине XIX века на запад континента в поисках лучшей доли.

Первый тромбон 14-летнему Гленну подарил мясник, в лавке которого он временами подрабатывал. Он заиграл на нём в школьном танцевальном оркестре. 17-летний Гленн был так захвачен новомодными танцевальными ритмами, что в день вручения школьных аттестатов сбежал из дома, чтобы поиграть на танцах в оркестре городка Лэрами в штате Вайоминг. Уже в пору учебы в Колорадском университете в 1923 году Миллер стал играть в университетском танцевальном оркестре. Через полтора года он бросил учёбу и отправился в Лос-Анджелес в составе оркестра Макса Фишера.

Начало карьеры, становление

В 1920—30-х годах Миллер работал как тромбонист и аранжировщик с Б. Поллаком, Р.Николсом, писал аранжировки для оркестра братьев Дорси, в котором затем выступал как солист; записывался с Бенни Гудменом, изучал технику аранжировки. Когда Гленна Миллера спросили, какое событие можно назвать поворотным пунктом в его музыкальной карьере, он ответил: «Интерес, который проявил ко мне Бен Поллак, когда пригласил играть в своем оркестре и писать для него аранжировки». Биг-бэнд Поллака был подлинным джаз-оркестром, и именно там Миллер прошел джазовое крещение. В этом оркестре он встретил игравшего там Бенни Гудмена, с которым у него завязалась дружба, длившаяся всю его жизнь. Миллер продемонстрировал завидную джазовую интуицию, написав в 1931 г. аранжировку композиции Уильяма Хэнди «Beal Street Blues» для гудменовского ансамбля Сharlеston Chasers, в которой предвосхитил многие стилистические черты музыки «короля свинга» последующих десятилетий. Он был также инициатором написания и соавтором (совместно с Джеком Тигарденом) текста знаменитого «Basin Street Blues». (Кстати, это Гудмен одолжил Миллеру деньги на свадьбу, когда тот женился в 1928 году на Хелен Бергер, за которой ухаживал еще в Колорадском университете).

Серьезной подготовкой к руководству собственным оркестром стала для Миллера работа аранжировщиком в оркестре братьев Джимми и Томми Дорси, которым он помог в 1934 г. создать их первый оркестр, а также организация оркестра для английского бэнд-лидера Рэя Ноубла в 1935-м.

Собственный оркестр

В 1937 г. Миллер решил реализовать свою мечту и собрать собственный биг-бэнд. Однако первый блин оказался комом: оркестр не вызвал особого интереса у публики и просуществовал лишь чуть больше года. В январе 1938-го Миллер предпринял вторую попытку, включив в новый оркестр как своих старых друзей, так и рекомендованных ими музыкантов — саксофонистов Хэла Макинтайра и Текса Бенеке, трубача Боба Прайса, пианиста Чамми Макгрегора, басиста Ролли Бандока. Пели в оркестре Марион Хаттон и Рэй Эберли. Именно из этого ростка и взошло могучее древо миллеровского бэнда, звучанию которого подражают бесчисленные его музыкальные клоны в разных странах. На этот раз фортуна не отвернулась от Миллера: неожиданно он получил ангажемент в престижном казино «Глен Айленд», откуда велись радиотрансляции. Оркестр играл там весь летний сезон 1938 г. Осенью 1939-го биг-бэнд Миллера начал серию радиопередач, рекламирующих сигареты «Честерфилд», которые увеличили растущую популярность оркестра. Все это принесло Миллеру контракт с крупнейшей фирмой звукозаписи RCA. Между сентябрем 1938-го и июлем 1942-го оркестр Гленна Миллера записал на пластинки более двухсот композиций. Среди них такая миллеровская классика, как «Chattanooga Choo-Choo», «Tuxedo Junction», «The American Patrol», «Kalamazoo», «Little Brown Jug», «Pennsylvania 6-5000», «String of Pearls».

Его оркестр обрел фантастическую, невиданную в джазе популярность, не меркнущую до нашего времени, за счет расширения жанровой основы своей музыки. Обширный репертуар отличался тем, что помимо популярных бродвейских мелодий, маэстро предложил слушателям оригинальные произведения, впервые прозвучавшие именно в его оркестре и определившие эстетику коллектива. Характерными были даже сами названия композиций, например, «Коктейль лунного света» или «Серенада в стиле блюз». Помимо мечтательных, лирико-романтических и элегических баллад особенную популярность снискали быстрые моторные пьесы, такие, как «Чаттануга Чу-Чу» и «В настроении», ставшие первыми образцами танца, который в дальнейшем получит название джайв. Оркестр Миллера стал не только самым высокооплачиваемым оркестром в мире, но и самым востребованным оркестром конца 30-х-начала 40-х годов.

Миллер был жестким и необычайно педантичным лидером. В его оркестре — в отличие, скажем, от биг-бэнда Дюк Эллингтон — царила железная дисциплина. На сцене были запрещены разговоры. Платки в нагрудных карманах пиджаков музыкантов должны были соответствовать цвету носков. Оркестрантам было приказано курить сигареты только марки «Честерфильд» — фирма спонсировала оркестр, выступавший в ее рекламных радиошоу. Однако своим успехом оркестр Гленна Миллера был обязан не только деловым качествам его лидера, но и его выдающемуся таланту аранжировщика. Бобби Хэккет называл своего шефа «гением аранжировки, способным несколькими штрихами придать новое звучание старой теме». Вот пример того, из какого «сора» росла музыка Миллера. В свое время Джо Гарленд написал музыку, которая была основана на композиции Флетчера Хендерсона «Hot and Anxious». Арти Шоу приспособил ее для своего оркестра и часто исполнял, однако никогда не записывал, потому что ее длительность не соответствовала трехминутному лимиту одной стороны пластинки на 78 оборотов. Миллер заинтересовался этой пьесой, сделал в ней нужные, по его мнению, изменения, сократил и в результате превратил в один из популярнейших хитов своего бэнда — «In the Mood». Одно из изобретений Миллера-аранжировщика придавало уникальный колорит музыке его оркестра — так называемый «crystal chorus» — верхний голос в группе саксофонов был поручен кларнету; со временем это прием стал расхожим в джазе. Следует также отметить, что Миллер одним из первых бэндлидеров увеличил секцию язычковых духовых (саксофонов) до пяти инструментов.

Гленн Миллер был сложной и противоречивой натурой. Его друг и биограф Джордж Саймон отмечает, что он открывался лишь очень немногим близким людям. Его любимым изречением, как он сам говорил, было название одной из композиций Дюка Эллингтона: «Это не вещь, если в ней нет свинга».

Два популярнейших кинофильма, в которых снялся биг-бэнд Гленна Миллера, — «Серенада солнечной долины» (1941) и «Жены оркестрантов» (1942) — завершили восхождение его лидера на Олимп американской популярной музыки. В «Серенаде» снималась норвежская чемпионка мира по фигурному катанию Соня Хени. Сюжет фильма был лишь поводом для оркестровых интермедий. Этот комичный развлекательный фильм, снятый в мирной Америке в разгар второй мировой войны в Европе, в 1944 г. был показан в Советском Союзе и стал глотком свежего музыкального воздуха для воюющей страны. Сразу же профессиональные и самодеятельные советские эстрадные оркестры начали копировать миллеровские оркестровки, и музыка «Серенады» (особенно «Moonlight Serenade» и «In the Mood») широко звучала в России вплоть до 1948 г., когда оджазированная эстрадная музыка была запрещена в СССР; тогда же запрещено было и употребление в советских СМИ слова «джаз». Спустя некоторое время «Чаттануга Чу-Чу» в исполнении оркестра Гленна Миллера стала своеобразным «гимном» стиляг.

В годы войны

После вступления США в войну с Японией (декабрь 1941 г.) Гленн Миллер решил записаться добровольцем во флот. Однако он вышел из призывного возраста (ему было 38), и его прошение было отклонено. Тогда он написал в августе 1942 г. письмо в министерство обороны, предлагая создать армейский оркестр для работы в войсках, «чтобы, — как он витиевато выразился, — вдохнуть немного энергии в ноги наших марширующих солдат и немного больше радости в их сердца». Предложение Миллера было принято. 27 сентября 1942 г. его оркестр дал свой последний концерт в Пассейке, штат Нью-Джерси.

Находясь на вершине славы и успеха, Гленн Миллер распустил свой знаменитый бэнд, а в июне 1943 г. его Армейский оркестр военно-воздушных сил (Glenn Miller Army Air Force Band) в составе 45 музыкантов стал реальностью. К оркестру были прикомандированы популярные эстрадные вокалисты — Джонни Дезмонд, Тони Мартин и Дайна Шор. В новый оркестр Миллер, следуя примеру Арти Шоу, включил большую группу струнных. В июле того же года военный оркестр во главе с капитаном (впоследствии майором) Миллером был переправлен в Лондон, где размещался штаб американских вооруженных сил в Европе. В Англии в течение последующих пяти с половиной месяцев биг-бэнд американских ВВС выступал на военных базах союзников и играл на радио Би-би-си. Интенсивность его работы была поразительной. Миллер писал в одном из писем жене, что в течение одного месяца его оркестр 35 раз выступил в войсках и участвовал в 40 радиопрограммах. Любопытно, что биг-бэнд Миллера принимал участие в серии пропагандистских музыкальных радиопередач, предназначавшихся для немецких войск, — джаз был запрещен в нацистской Германии. В Лондоне Миллер чудом избежал гибели. По приезде в британскую столицу его биг-бэнд был расквартирован на Слоун-стрит. Этот район особенно часто подвергался налетам немецких бомбардировщиков и ракет «Фау-1». Опасаясь за жизнь музыкантов, Миллер добился 2 июля 1944 г. передислокации своего оркестра в Бедфорд. На следующий день мощная авиабомба разрушила лондонское здание, где до этого размещался оркестр Миллера; при этом погибло сто человек.

Трагическая гибель

Война близилась к концу, союзники освободили Париж. Планировалась переброска оркестра Миллера на континент. Майор Гленн Миллер должен был вылететь в Париж, чтобы подготовить там условия для предстоящего рождественского выступления своего оркестра в зале «Олимпия». 15 декабря 1944 г. он вылетел во Францию на небольшом одномоторном самолете «Норсман С-64» с авиабазы «Твинвуд Фарм». Стоял густой туман, даже птицы, как заметил перед отлетом Миллер, опустились на землю. Самолет, в котором он летел, так и не достиг Франции, его след затерялся где-то над Ла-Маншем. Ни тело Миллера, ни остатки его самолета не были найдены.

«…За его спокойной, но строгой внешностью скрывался активный, пытливый ум, прекрасно понимавший и глубоко уважавший все, что есть хорошего в музыке и в людях; ум сильного, но чувствительного человека, который достиг столь многого за столь короткое время и который, безусловно, достиг бы еще большего, если бы у него была такая возможность.»

Джордж Саймон, исследователь джаза.

Произведения

Музыкальные композиции, получившие наибольшую известность и популярность в исполнении Гленна Миллера:

С участием оркестра Гленна Миллера были сняты фильмы «Серенада солнечной долины» (1941) г., «Жёны оркестрантов» (1942).

Памяти Гленна Миллера

В 1953 г. был снят фильм о его жизни «История Гленна Миллера» со Джеймсом Стюартом в главной роли. Данный фильм получил премию Оскар в 1955 г. за лучшую звукозапись.

В 2005 году на русском языке вышла книга Д. Саймона «Гленн Миллер и его оркестр» с нотным приложением наиболее популярных тем оркестра.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Гленн Миллер
Glenn Miller
на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Смотреть картинку на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Картинка про на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер. Фото на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер
Гленн Миллер во время службы в ВВС США
Дата рождения