на каком музыкальном инструменте играл гленн миллер
Глен Миллер
Alton Glenn Miller
Американский музыкант. Тромбонист. Аранжировщик. Композитор. Создатель и руководитель оркестра носящего его имя. Один из ведущих представителей танцевально-развлекательной музыки в стиле свинг 1930-х годов, который являлся самым высокооплачиваемым оркестром в мире.
Олтон Гленн Миллер родился 1 марта 1904 года в городе Кларинда, США. Воспитывался в небогатой семье, которая кочевала по стране. Когда она оказалась в Колорадо, к парню пришла первая в его жизни популярность. Его признали лучшим правым крайним игроком во всех школьных футбольных командах штата. Впервые юноша полюбил джаз в тринадцать лет. Тогда же купил тромбон и создал со своими друзьями свой первый бэнд. Но у него еще нет твердого намерения стать профессиональным музыкантом и он поступил в Колорадский университет.
Однако в 1924 году студент Миллер познакомился с джазменом Томом Уоткинсом, который пригласил его в свой оркестр, в Лос-Анджелес. Там у Глена завязалась дружба с восходящей звездой джаза, Бенни Гудменом. И вскоре музыкальная карьера начинает раскручиваться.
До 1927 года Миллер играл в оркестре Бена Поллока, затем, у Пола Аша, Реда Николса. Весной 1934 года Гленн стал тромбонистом и аранжировщиком в оркестре братьев Томми и Джимми Дорси. Тогда как раз начиналась новая эра джаза: пора свинга. Дюк Эллингтон записал пластинку с песней «Без свинга нет ничего». Эта музыка существенно отличалась от начального, новоорлеанского джаза. В ритме свинга большие оркестры звучали, как один многократно усиленный инструмент. Параллельно, музыкант занимался изучением техники аранжировки.
В 1937 Глен Миллер создал свой оркестр, пользовавшийся большой популярностью. Характерная окраска звучания миллеровского оркестра прежде всего связана с главенствующей ролью язычковой группы: квартет саксофонов и кларнет. Впоследствии, найденные Миллером оригинальные приемы аранжировки стали стандартами в коммерческой развлекательной музыке. Исполненную им мелодию «В настроении» начали передавать все радиостанции США.
Своей популярностью оркестр Миллера обязан также выступавшим с ним певцам, таким как Рэй Эберл, «Текс» Бенеке, Марион Хаттон. Большим успехом пользовались снятые с участием Глена и его оркестра фильмы, особенно «Серенада Солнечной Долины». К началу 1940-х годов его оркестр стал самым любимым в Америке, давай по три концерта в день.
В 1942 году Гленн Миллер оказался призван на военную службу, где организовал новый музыкальный коллектив, который выступал в армейских частях, по радио, побывал в Англии и Франции. Началась лихорадочная пора для него и его ребят: концерты, съемки в музыкальных фильмах, снова концерты. Лучшая музыка Миллера записана в эти годы. Через два года, вместе со своим оркестром приехал в Европу.
В Лондоне Миллер чудом избежал гибели. По приезде в британскую столицу его биг-бэнд был расквартирован на Слоун-стрит. Этот район особенно часто подвергался налетам немецких бомбардировщиков и ракет «Фау-1». Опасаясь за жизнь музыкантов, Глен добился 2 июля 1944 года передислокации своего оркестра в Бедфорд. На следующий день мощная авиабомба разрушила лондонское здание, где до этого размещался оркестр Миллера. При этом погибло 100 человек.
Оркестр Миллера планировал провести полуторамесячные гастроли в Париже. Там должен состояться большой радиоконцерт с участием европейских и американских джазовых звезд. Глен решил отправиться в Париж чуть раньше своих музыкантов так как хотел получше подготовиться к приезду товарищей. Случайное знакомство с летчиком в офицерском клубе привело к тому, что Глену предоставили место на борту маленького самолета «Норсемент».
Ранним утром 15 декабря 1944 года самолет с Гленом Миллером вылетел с военного аэродрома близ Лондона и взял курс на Париж через Ла-Манш. Через несколько часов воздушное судно бесследно исчезло. Ни тело, ни остатки его самолета не были найдены.
Награды и Признание Глена Миллера
Бронзовая звезда (США)
Медаль «За Американскую кампанию»
Медаль «За Европейско-африканско-ближневосточную кампанию»
Медаль Победы во Второй мировой войне
Творчество Глена Миллера
Музыкальные композиции, получившие наибольшую известность и популярность в исполнении Гленна Миллера:
«Я знаю почему» / «I Know Why» из фильма Серенада Солнечной долины (1941).
«В настроении» / «In the Mood» из фильма Серенада Солнечной долины (1941).
«Перекресток смокинг» / «Tuxedo Junction»
«Поезд на Чаттанугу» (Чаттануга Чу-чу) / «Chattanooga Choo Choo» из фильма Серенада Солнечной долины (1941).
«Серенада лунного света» / «Moonlight Serenade».
«Маленький коричневый кувшинчик» / «Little Brown Jug».
«Пенсильвания 6-5000» / «Pennsylvania 6-5000».
«Сонное время девчонки» / «англ. Sleepy Time Gal».
Оркестр Г. Миллера, Сёстры Эндрюс. «Не сиди под яблоней (с кем-то, кроме меня)» / «Don′t Sit Under the Apple Tree (with Anyone Else but Me)».
«Американский патруль» / «American Patrol»
С участием оркестра Гленна Миллера были сняты фильмы «Серенада солнечной долины» (1941), «Жены оркестрантов» (1942).
Память о Глене Миллере
В 1953 году снят фильм «История Гленна Миллера» с Джеймсом Стюартом в главной роли. В 1955 году фильм получил премию Оскар за лучшую звукозапись.
В 1983 году в Великобритании снят документальный фильм «Гленн Миллер. Полуночная серенада». Этот фильм показан по каналу 100 ТВ в 2009 году по случаю 105-летия со дня рождения Миллера.
В 2005 году на русском языке вышла книга Д. Саймона «Гленн Миллер и его оркестр» с нотным приложением наиболее популярных тем оркестра.
В 2011 году вышла новая книга о Гленне Миллере. Автор В. Учаев. «Книга о выдающемся джазовом музыканте Гленне Миллере и Юрии Владимировиче Андропове. Выдающийся джазовый музыкант Олтон Гленн Миллер и Генеральный секретарь ЦК КПСС».
Семья Глена Миллера
Личная жизнь пары была безоблачной и счастливой, и вскоре музыкант с супругой стали родителями двоих приемных детей. Позже один из сыновей Гленна и Хеллен продолжил дело отца и создал блюзовую группу, в истории которой был эпизод совместного творчества с участником ливерпульской четверки Полом Маккартни.
На каком музыкальном инструменте играл гленн миллер
Гленн Миллер
Человек с железной дисциплиной и силой воли, при этом неимоверно музыкально одаренный — в этих словах весь Гленн Миллер. Оставив после себя неисчерпаемое наследие, он золотыми буквами вписал свое имя в список людей, перевернувших мир джазовой музыки. Исполнитель и дирижер, непревзойденный организатор и аранжировщик, актер и режиссер — Миллер был яркой звездой, горевшей на небосводе все отведенное ей время. К сожалению, как нередко бывает, он трагически ушел из жизни в расцвете сил, но оставил после себя последователей, продолжающих его дело и прославляющих джазовую музыку. Неоднозначный человек, чья фигура вызывает много вопросов, необычайно талантливый, он всю жизнь потратил на то, чтобы дарить окружающим заложенный в нем гений, гений волшебного творчества.
Краткая биография
Будущий всемирно известный музыкант Олтон Гленн Миллер появился на свет 1 марта 1904 года в провинциальном американском городе Кларинда. Его семья не могла похвастаться богатством, отец и мать постоянно переезжали, пытаясь заработать побольше денег.
Маленький Гленн в детстве был окружен музыкой. Его мать — Мэтти Лу Миллер, постоянно напевала ему незатейливые песенки, а когда он стал постарше, начала обучать его нотной грамоте и пению. Отец тоже не оставался в стороне, когда мальчику стукнуло 5 лет, Элмер Миллер подарил ему старинный щипковый инструмент — мандолину . Но Гленну больше нравились духовые инструменты, так что вскоре он расстался с мандолиной, обменяв ее на старую трубу . В это же время они перебрались в Небраску.
Когда Миллеру исполнилось 13 лет, семья в очередной раз переехала, на этот раз в Миссури. Здесь Гленн начал слушать духовые оркестры, играющие на танцплощадках. Чтобы поддержать семью, подросток устраивается работать в мясную лавку, где зарабатывает деньги на еду. Активный интерес к музыке не остался незамеченным, и Миллер получает в подарок от мясника свой первый тромбон . Через некоторое время, накопив нужную сумму, он покупает инструмент получше и начинает получать первые гонорары, играя в любительских оркестрах.
Поменяв три штата, в 1918 году семья решила обосноваться в Колорадо. Здесь Миллер организует собственный школьный оркестр, исполняющий как известные произведения, так и первые аранжировки музыканта.
В 1921 году он оканчивает обучение в средней школе и одновременно с этим присоединяется к группе «Boyd Senter band» — довольно известному в то время музыкальному коллективу. В 1923 году из-за поступления в университет Колорадо он бросает группу. Обучение не давало ему развернуться, так что университет он так и не закончил.
Юноша решил переехать в Лос-Анджелес, где вовсю кипела музыкальная жизнь, по приглашению дирижера Макса Фишера. Вскоре он уезжает и оттуда, прямиком в Нью-Йорк, где знакомится с Беном Поллаком — человеком, перевернувшим его жизнь. Поллак увидел в Миллере талантливого исполнителя и незамедлительно пригласил его в свой оркестр. Обладая навыками аранжировщика, Миллер пишет инструментовки для оркестра Поллака, получая за это деньги.
Оркестр Рея Ноубла стал ключевым моментом в жизни Гленна. Перейдя в этот симфоническо-джазовый коллектив в 1935, он начал показывать свои таланты аранжировщика. Знаменитый «звук Миллера» из кларнета и саксофонов появился именно в этот период и стал визитной карточкой музыканта.
Через два года Миллер собирает свой первый профессиональный оркестр. Из-за малой загруженности и трудностей с контрактами, коллектив пришлось распустить. Не впав в отчаяние, он предпринял еще одну попытку, и в этот раз все вышло гораздо удачнее. Новый биг-бэнд получает право выступать в казино «Глен-Айленд», а также заключает договор с известнейшей в то время звукозаписывающей компанией RCA. В 1938 году биг-бенд Гленна Миллера становится известен на всю Америку, а также за ее пределами. Пропагандируя джазовую музыку, он много гастролирует, снимается в кино и делает все возможное для продвижения джаза.
В 1942 году Миллер призывается в армию добровольцем и организует собственный биг-бенд. Прежний коллектив он распускает и отныне отдает все силы на пропаганду джаза в армии, давая бесчисленное множество концертов. В 1944 году Миллер поднялся в воздух на небольшом самолете и бесследно исчез. На землю самолет так и не опустился. Причина его смерти до сих пор не установлена.
Интересные факты
Музыка на века
В репертуаре Миллера оказались произведения, востребованные до сих пор. Благодаря его тонкому чувству музыкального стиля, эти композиции выверены до мелочей, а их названия известны буквально каждому. Кто из нас не слышал о «Серенаде лунного света» или «Поезде на Чаттанугу»? Многие его произведения являются признанной мировой классикой, до сих пор исполняемой оркестрами всего мира.
Великолепные аранжировки быстрых и зажигательных мелодий, а также задумчивых неторопливых баллад определили их популярность на много лет вперед. Несколько композиций стали попросту культовыми, во многом благодаря тому, что биг-бенд Миллера блестяще их сыграл в «Серенаде солнечной долины». Эти вещи известны каждому любителю музыки: «I Know why», «In The Mood», «Moonlight Serenade». Последняя стала неимоверно популярна среди советских стиляг, выбравших эту музыку своим негласным гимном в 1948 году. Вообще, в СССР мелодии Миллера были весьма востребованы с 1944 по 1948. Они игрались везде, причем не только профессионалами, но и любительскими оркестрами. Простота аранжировок, отсутствие сложных сольных партий и непривычная для советских людей легкость звучания просто покорили Советский Союз. К большому сожалению, негативное отношение к джазу в СССР после 1948 года погрузило композиции Миллера в некую пучину неофициального забвения. После выхода печально известного постановления «Об опере «Великая дружба» Вано Мурадели» само понятие джаз попало под негласный, но ужасающий в своей бессмысленности запрет. Целых 8 лет имя Гленна Миллера, как и его музыка, были запрещены в Советском Союзе.
Миллер написал не так много собственных композиций, и тем прекрасней те немногочисленные авторские сочинения, которые поистине гениальны в своей простоте.
Лучшие композиции
«In the Mood» — культовая мелодия 1983 года, известная всем по знаменитому вступлению, где главную тему играет группа саксофонов, полюбишаяся публике по всему миру.
«Tuxedo Junction» — классика джаза, аранжированная Миллером в 1940, где филигранные трубные соло и выверенный аккомпанемент звучат просто и четко.
«Chattanooga Choo Choo» — идеально четкое подражание поезду и простая тема сделали эту композицию любимым номером у многих коллективов, начиная с 1941 года, когда она была написана.
«Moonlight Serenade» — композиция, сыгранная первый раз в 1939 году и построенная на контрасте двух оркестровых групп, стала любимейшим произведением, входящим в репертуар каждого оркестра.
«Little Brown Jug» — четкая и безукоризненная аранжировка известной песни, написанная в 1939 году. Одна из признанных вещей мировой джазовой классики.
Служба в армии
Во время Второй мировой войны, в 1942 году, Миллер принимает жесткое и волевое решение — оставить свой оркестр, чтобы пойти добровольцем в Вооруженные силы США. Командование отклонило первое прошение, поскольку его возраст являлся непризывным. Музыкант написал еще одну просьбу, напрямую в Министерство обороны, и на этот раз она была удовлетворена. 7 октября 1942 года, одновременно с зачислением в ряды Военно-воздушных сил, Гленну Миллеру было присвоено звание капитана. Видимо, чувствуя вину за то, что ему пришлось бросить свой оркестр, он попросил своих бывших музыкантов присоединиться к нему. Абсолютно все они отказались. Но даже это не смогло сломить музыканта и он приступил к своим новым обязанностям.
Далеко не сразу он смог воплотить свои планы в жизнь. Сначала его назначили руководителем Центра подготовки музыкальных коллективов для подразделений технического управления. Только после того, как он подготовил около 50 оркестров, ему разрешили заняться своим проектом.
Его идеи были просто революционными. Так, он хотел включить струнные инструменты в состав действующих коллективов, чтобы улучшить их звучание и приблизить его к симфоническому. Командование далеко не одобрительно отнеслось к этой идее. 6 сентября 1943 года Гленн Миллер дал интервью газете «Тайм», в котором раскритиковал военную музыку. «Чтобы солдаты наслаждались звучанием оркестра, оно должно быть современным», — за эти слова, как и за само интервью, Миллер получил выговор от начальства. После он утверждал, что журнал переиначил его слова, но опровержение так и не было напечатано.
В ноябре 1943 года, Миллера наконец-то полностью освободили от обязательной поддержки других, созданных им коллективов, и все свои силы он сконцентрировал на собственном оркестре. Для своих музыкантов он был настоящим диктатором. Пытаясь добиться идеального звучания ансамбля и оркестровых групп, он полностью запрещал импровизации. Кроме того, отпуска всему личному составу не давались, так как он считал, что их жизнь чересчур легка, по сравнению с теми, кто воевал на передовой.
В 1944 году Миллер выбивает разрешение на заграничную поездку в Англию, в Лондон. Из-за боязни бесконечных воздушных налетов, он тут же попросил перевезти его в город Бедфорд. Вскоре, здание в Лондоне, где размещался оркестр, было подвергнуто бомбардировке. Если бы Гленн не настоял на переезде, все его люди неминуемо бы погибли.
15 ноября он получает разрешение на концерт во Франции. По предложению полковника Базелла, они вместе полетели на небольшом самолете «Норсман C-64» на предварительную разведку. Произошло это 15 декабря 1944 года. В небе над Парижем самолет так и не появился, бесследно пропав в районе Ла-Манша.
Гленн Миллер в кино
Безусловно, вторая его картина, снятая в 1941 году — « Серенада солнечной долины », известна не только поклонникам творчества Миллера, но и многим любителям джазовой музыки. Легкая комедия, пронизанная великолепными мелодиями миллеровского оркестра, заслуженно вошла в золотой фонд мирового кинематографа. Для кинокомпани и 20th Century Fox эта картина до сих пор является одной из лучших в своем жанре. Публике очень понравился фильм, а кинокритики высоко оценили мастерство музыкантов и актерскую игру. Во многом благодаря этому фильму, многие композиции, исполненные биг-бендом Гленна Миллера, стали всемирно известными.
Съемки картины, в основном, проходили на горнолыжном курорте Сан-Вэлли. Сюжет был абсолютно стандартным и непритязательным, можно сказать, классическим по тем временам. Любовный треугольник, искрометный юмор и известный оркестр, аккомпанирующий на фоне, — вот три составляющих, широко использовавшихся режиссерами того времени. Гленн Миллер был очень известным, настолько, что компания была вынуждена подписать договор на его условиях. Он получил одну из главных ролей, а также гарантию от киностудии в том, что отныне он будет сниматься только в высокобюджетных фильмах.
Довольно большие проблемы возникли с другой актрисой — Соней Хени, в основном из-за ее ужасного характера. Она была очень своевольной, абсолютно не слушала режиссеров и норовила всегда поступить по-своему. Именно из-за нее концовка фильма получилась немного скомканной. Под самый конец съемок она начала выражать свое возмущение по самым разным поводам, и только жесткое высказывание продюсера о большом штрафе возымело свое действие. В итоге, картина получила всемирное признание, а в СССР была воспринята неимоверно тепло и очень полюбилась публике.
В 1942 году был снят фильм «Жены оркестрантов». Он не так запомнился зрителям, как предыдущий, но музыка в нем была по-прежнему на высоте. В 1943 году он был номинирован на Оскар.
Всего двух фильмов хватило, чтобы еще больше прославить коллектив Гленна Миллера и его выдающиеся способности музыканта и руководителя. Благодаря прекрасному звучанию оркестра и талантливым аранжировкам, многие мелодии из этих картин полюбились зрителям по всему миру.
Фильмы с участием Гленна Миллера и его музыкой
Сегодня можно много спорить о Гленне Миллере, в частности, о том, является ли его музыка джазом. Ведь многие музыковеды так не считают, да и импровизаций, столь присущих джазовой музыке, у него не встретишь. Тем не менее, не вызывает сомнений тот факт, что Гленн Миллер был великим музыкантом, для которого честь, самопожертвование и скромность значили очень много. Не каждый сможет, находясь в зените славы, «всё проиграть и всё начать сначала», уйдя из под блеска софитов, чтобы противостоять натиску фашисткой Германии тем, что он умеет — гениальной музыкой.
Рассматривая произведения Миллера с точки зрения их формы и звучания, приходишь к мнению, что это все-таки джаз, но при этом — особенный, умелой рукой аранжировщика вычищенный и тщательно структурированный. Безусловно, нужно обладать большим даром, чтобы твои произведения узнавались с первой ноты, а звучание твоего оркестра на многие десятилетия вперед стало эталоном и нарицательным именем. Сегодня уже не осталось ни одного человека, изначально игравшего в первом составе Гленна Миллера, но дело его живет и поныне, а оркестр, названный его именем, все так же радует слушателей своей безупречно выверенной игрой и чистейшим звуком.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Гленн Миллер
Миллер Гленн
Миллер Гленн
Гленн Миллер Glenn Miller | |
Гленн Миллер во время службы в ВВС США | |
Дата рождения |
---|