на каком расстоянии устанавливаются тупиковые упоры
Железнодорожный тупиковый упор: гост, размеры и фото призмы на ЖД путях
При проектировании магистралей и подъездных полотен важно правильно выбирать не только шпалы или рельсы, но и устройства заграждения. Поэтому мы хотим всесторонне рассмотреть тупиковый упор железнодорожный: ГОСТы, фото, чертежи, размеры и другие его особенности. Изучив все это, вы будете знать, что из себя представляет этот элемент ВСП, как его верно установить и эксплуатировать.
Сразу отметим, что данные элементы предназначены не только для ЖД-транспорта (в общем случае), но и конкретно для всех типов грузоподъемных кранов. Они предохраняют спецтехнику (как оснащенную компенсационным противовесом, так и нет) от аварийного схода. Кроме того, снижая нагрузку на подвижные части, они продлевают срок службы всех моделей, оснащенных стрелой и обладающих грузоподъемностью до 20 тонн.
Железнодорожные тупиковые упоры: определение, особенности
Итак, это устройства путевого заграждения: конструкции простой дельтовидной, Г или U-образной формы, которые устанавливаются на конечных участках полотна.
У них сразу тройное предназначение:
Виды тупиковых упоров ЖД-пути
Их условно классифицируют по двум глобальным признакам – по материалу изготовления и по типу ударной нагрузки. Рассмотрим первый параметр.
Итак, сегодня делают следующие заграждения:
Похожие новости
У таких заградительных устройств есть пара тяжей, обеспечивающих растяжение, а также два подкоса, наклоненных вперед и работающих на сжатие. Если расположить конструкцию под правильным углом, автоматическая сцепка вагона не заденет передние шпалы, а будет контактировать только с верхней частью буфера.
В целях предохранения полотна от вспучивания (а его металлических элементов – еще и от изгиба) допустимо укрепление наиболее напряженных участков тягами или поперечными стальными соединителями, а также прокладка дополнительных опор. Такие преграды удобны не только прочностью, но и компактностью: принимающая балка расположена на расстоянии всего лишь в 106,7 – 183 мм от концевой точки полотна.
Рельсовый путевой упор – изготавливают из выведенных из эксплуатации железнодорожных опор. Их гнут по форме прессами, и сваривают дуговой сваркой.
Тупиковый упор ударного типа
Упор тупиковый рельсовый безударного типа
Тупиковый упор паркового типа
Парковый путь с централизованными или нецентрализованными стрелками, расположен на участке, прилегающем к электродепо, ремонтным мастерским или производственным базам, позволяет выполнять маневры, обкатку, выдачу на линию или прием прибывших поездов.
По своей конфигурации классический металлический, то есть с парой тяжей и двумя подкосами устанавливается на не самых нагруженных колеях, чаще всего – на концевых участках транспортной системы промышленных предприятий, на полотнах, используемых для перевозки грузов. Скорость перемещения подвижных составов в данном случае не сильно высока, поэтому преграда не испытывает значительных физических воздействий, а значит не обязана быть массивной.
Конструкция
Когда в экстренном случае машинист направляет транспорт с колеи на полезную преграду, он сначала попадает именно в эту насыпь и, таким образом, эффективнее тормозит.
В целом эти устройства заграждения подразумевают безаварийную остановку, хотя возможны ситуации, в которых появляется вероятность повреждения перевозимого груза/оборудования. Зная это, в наиболее критичных моментах необходимо устанавливать дополнительные амортизаторы.
Требования при проектировании
Изготовление
Устройства заграждения делаются строго по чертежам, в соответствии с ТУ и с учетом марки спецтехники, используемой на маршруте.
К технологии изготовления предъявляются следующие требования:
Установка рельсового путевого тупика
Монтаж осуществляется на расстоянии 4,5-7,6 м от конца колеи – чтобы обеспечить вагону или крану достаточно пространства в том случае, если он наедет на преграду в результате внезапного толчка.
Перед выполнением работ все заготовки, детали, материалы проверяются на соответствие, как конкретным стандартам и техническим условиям, так и общему внешнему виду.
После чего выполняются следующие действия:
Благодаря нанесенной маркировке «под зебру» тупик визуально заметен издалека, даже в условиях частично ограниченной видимости, например, в утреннем тумане.
После установки в обязательном порядке проводят испытания, в ходе которых проверяется общее состояние конструкции, измеряется сила затяжки болтовых соединений, устанавливается практическая величина деформации.
Мы постарались максимально подробно рассмотреть вопрос полезных преград. Теперь вы знаете, какими они бывают, из чего состоят, как устанавливаются, и даже как выглядит знак тупикового упора Ж Д пути, а значит можете перейти к их выбору и покупке. Заказать их по ценам производителя вы можете в компании «ПромПутьСнабжение» – обращайтесь, гарантируем качество.
Согласованы
с Госгортехнадзором России
письмом от 27.03.02 № 12-50/246
ТУПИКОВЫЕ УПОРЫ.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ,
ИЗГОТОВЛЕНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
1. ВВЕДЕНИЕ
1.2. В настоящих ВМУ рассмотрен комплекс вопросов, связанных с тупиковыми упорами, обеспечивающими безопасную эксплуатацию башенных, портальных и мостового типа (козловых) грузоподъемных кранов*.
1.3. Безопасность и надежность эксплуатации грузоподъемных кранов обеспечиваются правильным выбором конструктивных и прочностных показателей элементов тупиковых упоров.
1.4. Настоящие ВМУ служат руководством для владельцев грузоподъемных машин, специализированных организаций при обследовании крановых путей и кранов.
1.5. Настоящие ВМУ устанавливают:
требования к проектированию, изготовлению, эксплуатации тупиковых упоров;
программу и методику испытания тупиковых упоров как новой конструкции, так и находящихся в эксплуатации;
порядок обследования и паспортизации тупиковых упоров, находящихся в эксплуатации.
1.6. Упоры должны обеспечивать:
гашение остаточной скорости крана;
предотвращение схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях при отказе ограничителя передвижения крана или тормозов механизма передвижения крана;
остановку крана с заданным замедлением.
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Для ограничения передвижения грузоподъемных кранов в конце направляющих кранового пути должны устанавливаться четыре тупиковых упора, расстояние от которых до концов направляющих или от края опорных элементов должно быть не менее 500 мм.
2.2. Тупиковые упоры воспринимают нагрузки от крана и предотвращают его сход с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях и при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.
2.3. Для гашения остаточной скорости крана при наезде (ударе) применяются тупиковые упоры ударного или безударного типа.
2.4. Настоящие ВМУ распространяются на изготовление тупиковых упоров ударного и безударного типов грузоподъемных кранов (кроме железнодорожных), перемещающихся по крановым путям.
2.5. Программа и методика испытаний, изложенная в настоящем документе, распространяется на тупиковые упоры ударного и безударного типов грузоподъемных кранов (кроме железнодорожных), перемещающихся при работе по крановым путям.
2.6. В настоящем документе программа и методика устанавливают объект, виды, цели и условия испытаний, сроки, место, объем, последовательность и порядок проведения испытаний, отчетность, методы испытаний, требования к средствам, процедуре испытаний и другие требования, обеспечивающие необходимую точность, воспроизводимость и достоверность результатов испытаний, а также безопасность проведения испытаний.
2.7. ВМУ устанавливают цели, объект, сроки, объем, программу и методику обследования тупиковых упоров, форму отчетности и другие требования, обеспечивающие необходимую точность, воспроизводимость, достоверность результатов и безопасность проведения работ.
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА И ТУПИКОВОГО УПОРА
3.1. Для остановки кранов могут применяться тупиковые упоры ударного и безударного типов.
3.2. Кинетическая энергия крана U передается тупиковым упорам при наезде крана, поэтому энергоемкость конструкции тупикового упора А должна соответствовать условиям
3.3. Тупиковые упоры должны обеспечивать остановку крана, двигающегося с расчетной скоростью V р с замедлением а, не превышающим 4 м/с 2 :
3.4. Применение тупиковых упоров ударного типа допускается, если обеспечивается условие устойчивости крана
3.5. Применение тупиковых упоров безударного типа допускается, если обеспечивается условие устойчивости крана
4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ТУПИКОВОГО
УПОРА
4.1. Тупиковые упоры следует проектировать на полную кинетическую энергию крана с учетом невыгодного сочетания дополнительных нагрузок, таких, как продольный уклон пути, нагрузки от ветра с динамическим давлением Д = 125 Па (12,5 кг/м 2 ) по ГОСТ 1451.
4.2. Параметры элементов конструкции и крепление тупиковых упоров необходимо рассчитывать на нагрузку, возникающую при накатывании крана на тупиковый упор с расчетной скоростью.
4.3. Длина накатной части тупикового упора безударного типа или суммарная величина упругой деформации упругих элементов, установленных на кране и тупиковом упоре ударного типа, определяется по формуле
для кранов мостового типа приведенная масса крана определяется по формуле
тупикового упора, кН.
Расчетное значение рассматриваемой нагрузки с учетом коэффициента надежности по нагрузке g f = 1,1 принимается равным не более предельных значений, указанных в табл. 4.1. Следовательно, должно соблюдаться условие
Предельные значения нагрузок на строительные конструкции от кранов
Предельные значения нагрузки ,
кН (тс)
Мостовые подвесные и опорные с ручным приводом, мостовые с электрическим приводом
Мостовые с электрическим приводом групп режима работы:
8К с подвесом груза:
4.7. Площадь поперечного сечения F упругого элемента амортизатора тупикового упора ударного типа определяется по формулам:
4.8. Общая длина упругих элементов, установленных на кране и тупиковом упоре ударного типа, определяется по формулам:
4.9. Силы, удерживающие тупиковые упоры от сдвига, должны обеспечивать условие
4.10. Для тупиковых упоров ударного типа необходимо рассматривать условие устойчивости исходя из неравенства
Расчетные формулы усилий и напряжения
Проверка сечения упора
Сечение упора принимать по ГОСТ
Расчетные формулы параметров сварных швов
Примечание
4.12. Расчет на устойчивость стойки тупика двутаврового сечения, изгибаемой в плоскости стенки:
ВСт3пс5 Ry = 350 (3550) МПа (кгс/см 2 )
09Г2 Ry = 420 (4300) МПа (кгс/см 2 )
10ХСНД Ry = 480 (4900) МПа (кгс/см 2 )
y = 1,0 + 0,16 a при 4 £ a £ 28 ;
y = 4,0 + 0,05 a при 28 a £ 100 ;
Характеристика сечений двутавра
Момент инерции сечения,
см 4
Момент сопротивления,
см 4
Устойчивость балки не требуется проверять при отношении расчетной длины l к ширине сжатого пояса b и ширины пояса к толщине, если:
h ст / t ст > ,
то стенку следует укреплять поперечным ребром,
5. ТРЕБОВАНИЯ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТУПИКОВЫХ
УПОРОВ
5.1. Технические требования
5.1.1. Упор должен соответствовать требованиям ВМУ и комплекту конструкторской документации, где указаны:
кинетическая энергия крана;
скорость передвижения крана, м/мин;
типы опорных элементов.
5.1.2. Основные параметры:
габаритные размеры упора, мм;
5.1.3. Применяемые марки стали для температурных режимов эксплуатации:
5.1.4. Все применяемые материалы и покупные изделия по качеству и сортаменту должны соответствовать государственным стандартам и техническим требованиям, указанным в рабочей документации.
5.1.6. Заготовки из сортового проката после их резки любым способом должны быть очищены от загрязнений, окалины, коррозии, заусенцев, наплывов и должны быть отрихтованы, а острые кромки притуплены.
5.1.7. Места изгибов деталей из сортового проката не должны иметь трещин, надрывов и короблений.
5.1.8. Детали из сортового проката, не подвергающиеся в дальнейшем механической обработке, должны быть очищены, отрихтованы, острые кромки притуплены, вмятины и забоины на их поверхности не допускаются.
5.1.9. Для упругих амортизаторов тупиковых упоров должны применяться монолитные резиновые буфера по ОСТ 24.191.37. Основные размеры приведены в табл. 5.1.
5.1.10. Обработанные поверхности деталей не должны иметь заусенцев и других механических повреждений, острые кромки должны быть притуплены.
5.1.11. Шероховатость поверхностей деталей должна соответствовать указаниям чертежей и ГОСТ 2789.
5.1.12. Допуски на основные и сборочные размеры, а также формы и расположения поверхностей не должны выходить за пределы допусков на соответствующий размер.
Основные данные монолитных резиновых буферов (по ОСТ 24.191.37-78)
Пример условного обозначения. Буфер диаметром 40 мм.
Буфер БР40 по ОСТ 24.191.37-78
Энергоемкость Е, Н × м
Примечания: 1. Буфера рассчитаны на условия эксплуатации У и Т по ГОСТ 15150-69.
2. Буфер БР225 в новых разработках применять не рекомендуется.
3. Корпуса буферов следует изготовлять из морозостойкой резины средней твердости, предназначенной для формовых изделий по ТУ 38-105376-82.
5. Конструкцию опорной части фланца ОСТ не определяет.
5.1.13. Резьба не должна иметь сорванных ниток, искаженного профиля, забоин, выхватов. Допускаются незначительные местные срывы резьбы общей протяженностью не более половины витка. На заходных частях резьбы должны быть фаски.
5.1.15. Перед сваркой детали должны быть сухими, выправленными, очищенными от заусенцев, загрязнений, масла и окалины.
5.1.16. Сварные швы должны удовлетворять следующим требованиям:
отсутствие трещин, пор, непроваров, несплавлений по кромкам, наплывов, прожогов, незаделанных кратеров, шлаковых включений и подрезов;
наличие ровной мелкочешуйчатой поверхности и плавных переходов к основному металлу;
по окончании сварочных работ сварные швы и прилежащие к ним поверхности основного металла должны быть очищены от шлака, наплывов, брызг металла, окалины и т.п. и приняты техническим контролем;
заварку дефектных участков сварного шва производить тем же методом и с использованием тех же сварочных материалов (по марке и типу), которыми выполнялась сварка данного шва.
5.1.17. Детали и сборочные единицы, поступающие на сборку, должны удовлетворять следующим требованиям:
быть чистыми и не иметь загрязнений;
иметь клеймо отдела технического контроля (ОТК) или документы, удостоверяющие их качество и соответствующие проекту;
резьбовые соединения должны быть законтрены так, чтобы потери деталей в процессе работы изделия были исключены;
затягивание болтов и гаек должно производиться ключами с нормальными рукоятками без применения удлинителей. Сведения о сборке заносятся в акт (см. приложение 4).
5.1.18. Требования к лакокрасочным покрытиям:
все наружные поверхности изделия, кроме нижней поверхности основания и рифленой поверхности прижимов и стопора, должны иметь лакокрасочные покрытия;
наружная поверхность изделия должна быть загрунтована;
для грунтовки применять грунт ФЛ-03к по ГОСТ 9109 или другой, не ухудшающий качество покрытия;
наклонная (рабочая) поверхность изделия должна быть окрашена эмалью ПФ-115 красного цвета по ГОСТ 6465. Применять флюоресцентные краски.
5.1.19. Требования к маркировке, упаковке.
На боковой стороне тупикового упора должны быть табличка или клеймо, где указаны:
наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;
год и месяц выпуска;
транспортная маркировка по ГОСТ 14192.
5.1.20. Комплектность тупикового упора на один крановый путь:
5.1.21. Срок службы тупиковых упоров должен быть не менее 10 лет.
5.1.22. Изготовитель тупиковых упоров должен вести журнал учета изготовления тупиков (форма журнала приведена в приложении 7).
5.2. Требования безопасности
5.2.1. Эксплуатация тупиковых упоров должна соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00) и инструкции по эксплуатации крана.
5.2.2. В случае аварийного наезда крана на тупиковый упор проводится внешний осмотр последнего, оценка технического состояния элементов тупика и при необходимости его замена или ремонт.
5.2.3. Запрещается эксплуатация тупиковых упоров:
с трещинами в основном металле и сварных швах элементов конструкций;
при уменьшении толщины элементов и деталей вследствие коррозии более чем на 7 %;
при износе осей, втулок свыше 3 % первоначального размера;
при неполном комплекте или ослаблении болтовых соединений.
Для тупиковых упоров ударного типа разрывы резиновых амортизаторов не должны превышать 10 мм.
5.3. Правила приемки и методы испытаний
5.3.1. Изготовленные детали и узлы должны быть приняты ОТК предприятия-изготовителя.
5.3.2. Контроль деталей и узлов должен проводиться в соответствии с требованиями рабочих чертежей и настоящих ВМУ.
5.3.3. Приемка изделия должна оформляться свидетельством о приемке.
5.3.4. Контроль качества сварных швов металлоконструкций должен проводиться внешним осмотром и обмером с помощью шаблонов в соответствии с ГОСТ 3242. При необходимости должны применяться методы неразрушающего контроля.
5.3.5. Внешний вид сварных швов, форма и размеры должны соответствовать указаниям рабочих чертежей с учетом допусков.
5.3.6. Качество лакокрасочных покрытий контролируется визуально в соответствии с ГОСТ 9.032.
5.3.7. Каждый комплект тупиковых упоров (4 шт.) должен подвергаться приемке ОТК с занесением в журнал.
5.3.9. Приемосдаточные испытания должны включать:
проверку на соответствие конструкторской документации;
проверку присоединительных размеров.
5.3.10. Периодическим испытаниям подвергают один комплект тупиковых упоров (4 шт.) из партии 100 комплектов, прошедший приемку ОТК, для проверки выполнения требований настоящих ВМУ и стабильности качества изготовления.
5.3.11. Периодические испытания предусматривают проведение испытаний тупиковых упоров под нагрузкой согласно программе и методикам испытаний. По результатам испытаний составляется акт (приложение 5).
5.3.12. Для приемки ОТК должна быть представлена следующая документация:
наличие сертификатов на применяемый металл и материалы;
сведения об аттестации сварщика(ов);
акт приемки сборки и сварки;
свидетельство о приемке;
указать место клейма ОТК.
5.3.13. После сборки и контроля качества составляется акт соответствия тупиковых упоров проектно-конструкторской документации (форма акта приведена в приложении 4).
5.3.14. Для периодических испытаний должны представляться:
рабочая конструкторская документация:
программа и методика испытаний;
паспорт тупиковых упоров.
5.3.15. При неудовлетворительных результатах периодических испытаний хотя бы по одному из пунктов программы и методики должны быть проведены повторные испытания на удвоенном числе образцов, взятых из той же партии тупиковых упоров. Результаты повторных испытаний являются окончательными.
5.3.16. Результаты испытаний считаются положительными, если в процессе их не выявлены недостатки, влияющие на использование продукции по назначению.
5.3.17. По результатам испытаний составляется акт пригодности тупиковых упоров к серийному производству (форма акта приведена в приложении 4).
5.4. Транспортирование и хранение
5.4.1. При транспортировании тупиковые упоры должны быть защищены от механических повреждений посредством рационального размещения (закрепления) на транспортных средствах или с помощью частичной упаковки.
5.4.2. Упаковка сопроводительной технической документации, отгружаемой вместе с комплектом тупиковых упоров, должна обеспечивать полную ее сохранность во время транспортирования.
5.5. Указания по эксплуатации
5.5.1. На концах направляющих кранового пути должны устанавливаться четыре тупиковых упора, расстояние до которых от оси последней полушпалы или до крайней точки опирания направляющей на опорном элементе должно быть не менее 500 мм.
5.5.2. Тупиковые упоры необходимо устанавливать таким образом, чтобы наезд крана происходил одновременно на два тупиковых упора.
5.5.3. Обслуживание тупикового упора сводится к его правильному использованию и постоянному наблюдению за его состоянием, с этой целью необходимо проводить:
5.5.4. Плановая проверка состояния тупиковых упоров должна совпадать по времени с плановой проверкой кранового пути.
5.5.5. При плановой проверке необходимо обеспечить правильность установки тупиковых упоров, проверить их техническое состояние и произвести подтяжку гаек крепления к рельсу.
5.5.6. В случае аварийного наезда на тупиковый упор при несрабатывании концевых выключателей механизма передвижения крана проводится проверка состояния тупикового упора в объеме плановой.
5.5.7. В зимний период тупиковые упоры следует очищать от снега и наледи.
5.6. Гарантии изготовителя
5.6.1. Тупиковые упоры должны быть приняты ОТК предприятия-изготовителя и занесены с соответствующим номером в журнал учета (см. приложение 7).
5.6.2. Изготовитель гарантирует соответствие тупиковых упоров требованиям настоящих ВМУ при соблюдении условий эксплуатации, хранения, транспортирования, установленных техническими условиями.
5.6.3. Срок гарантии устанавливается 18 мес со дня ввода в эксплуатацию, но не более 24 мес со дня получения потребителем.
5.6.4. Срок службы 10 лет.
6. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ
6.1. Объект испытаний
6.1.1. Объектом испытаний являются тупиковые упоры ударного и безударного типов грузоподъемных кранов (кроме железнодорожных), перемещающихся при работе по крановым путям.
6.1.2. Тупиковые упоры предназначены для гашения остаточной скорости крана с допускаемым коэффициентом замедления и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в рабочем состоянии и в аварийных ситуациях.
Аварийная ситуация характеризуется отказом или неисправностью одного или нескольких элементов механизма передвижения.
6.1.4. Тупиковые упоры представляются на испытания в комплектности, предусмотренной техническими условиями на их изготовление.
6.1.5. При необходимости по усмотрению организации, проводящей испытания, тупиковые упоры могут дополнительно комплектоваться быстроизнашивающимися деталями.
6.1.6. Тупиковые упоры, представляемые на испытания, должны быть приняты ОТК предприятия-изготовителя.
6.1.7. В комплекте с тупиковыми упорами предъявляются следующие документы:
комплект рабочих чертежей;
программа и методика испытаний;
акт приемки упора ОТК предприятия-изготовителя;
ведомость допущенных отступлений от требований, содержащихся в конструкторской документации.
6.2. Виды, цели и процедура испытаний
6.2.1. Программа и методика предусматривает следующие виды испытаний тупиковых упоров: предварительные, межведомственные приемочные и периодические.
6.2.2. Предварительные испытания опытных образцов тупиковых упоров проводят для определения соответствия продукции требованиям стандартов и конструкторской документации, оценки работоспособности и решения вопроса о возможности представления тупиковых упоров на приемочные испытания.
6.2.3. Предварительные испытания тупиковых упоров организует и проводит организация-разработчик с привлечением предприятия-изготовителя.
6.2.5. Межведомственные приемочные испытания опытных образцов тупиковых упоров проводят для определения соответствия продукции требованиям стандартов и конструкторской документации и принятия решения о возможности и целесообразности производства и применения тупиковых упоров.
6.2.6. Межведомственные приемочные испытания тупиковых упоров проводит комиссия, в состав которой включаются представители заказчика (основного потребителя), разработчика и изготовителя, органов госгортехнадзора и специализированной организации по данному виду продукции. В работе комиссии могут принять участие представители органов, осуществляющих надзор за охраной здоровья и природы, безопасностью труда.
6.2.7. Председателем комиссии назначают заказчика (основного потребителя).
6.2.8. Периодические испытания серийных образцов тупиковых упоров проводят для определения их соответствия требованиям стандартов и технических условий и оценки стабильности качества выпускаемой продукции.
6.2.9. Методы и периодичность проведения периодических испытаний устанавливаются в технических условиях на тупиковые упоры. Периодические испытания должны проводиться не реже одного раза в 3 года в объеме не менее, чем предусмотрено при проведении приемочных испытаний.
6.3. Сроки и место проведения испытаний
6.3.1. Испытания тупиковых упоров проводятся в сроки, установленные приказом на проведение испытаний.
6.3.2. Испытания тупиковых упоров проводятся на рельсовых путях крана, для работы с которым они предназначены. Крановые пути должны находиться в исправном техническом состоянии в соответствии с требованиями Правил (ПБ 10-382-00).
6.3.3. Место испытаний выбирается организацией, проводящей испытания (см. п. 6.2), по согласованию с председателем комиссии.
6.4. Измеряемые параметры, показатели и условия испытаний
6.4.1. Критерием оценки работоспособности тупиковых упоров является безусловное обеспечение остановки крана в случаях, предусмотренных подпунктом 6.1.3.
6.4.2. На основании опыта эксплуатации и испытаний тупиковых упоров установлено предельное значение величины продольного перемещения тупикового упора по рельсу при наезде на него крана в рабочем состоянии (см. подпункт 6.1.3):
6.4.3. При аварийном наезде крана продольное перемещение тупикового упора вдоль рельса не должно превышать 250 мм.
6.4.4. Перечень параметров (П), показателей надежности (Н) и условий испытаний (У) приведен в табл. 6.1.
Перечень параметров, показателей надежности и условий испытаний
Условное обозначение параметров, показателей надежности и условий испытаний
Сведения о применяемых методах испытаний
Усилие затяжки болтов упора, кГм
Продольное перемещение упора по рельсу после наезда крана, мм, не более:
Техническое состояние упора после наезда крана
Рекомендуемые марки кранов при испытаниях
Скорость передвижения крана при наезде на упор, м/мин
Температура окружающего воздуха, °С
Скорость попутного ветра, м/с
Не более допустимой для рабочего состояния крана
6.5. Методы испытаний
Измеряемые параметры, показатели надежности и условия испытаний (см. табл. 6.1) определяются следующими методами:
6.5.1. Усилие затяжки болтов крепления тупикового упора к рельсу определяется с помощью динамометрического ключа.
6.5.2. Продольное перемещение тупикового упора по рельсу после каждого наезда крана измеряется с помощью металлической линейки или штангенциркуля. Первоначальное положение тупикового упора на рельсе фиксируется до начала проведения испытаний путем нанесения отметки на рельсе.
6.5.4. Количество наездов крана на тупиковый упор фиксируется непосредственным подсчетом.
6.5.5. При каждом наезде на тупиковые упоры замеряется общая величина деформации упругих элементов или величина наезда на наклонную часть (путь замедления Пз).
6.5.6. Скорость передвижения крана при наезде на тупиковые упоры определяется следующим образом. На фиксированном расстоянии от одного из тупиковых упоров устанавливается кран. При проведении испытаний в момент прохождения передним колесом крана первой отметки включается секундомер, который выключается в момент касания краном тупиковых упоров. Искомая скорость передвижения V, м/мин, определяется из выражения
6.5.7. Определяется фактический коэффициент замедления, который должен быть не более допустимого значения для крана или человека:
6.5.8. Определяется фактическая горизонтальная сила, опрокидывающая кран, которая не должна превышать предельно допустимой для данного крана:
6.5.9. По результатам трех-четырех наездов строится график вероятности прогнозируемых величин или подтверждаются проектные параметры конструкции тупикового упора (рис. 3).
Рис. 3. Зависимость коэффициента и пути замедления от скорости
движения крана
6.6. Средства испытаний
Перечень средств измерений, необходимых для проведения испытаний в соответствии с требованиями испытаний, приведены в табл. 6.2.
Перечень средств измерений
Условное обозначение параметров, показателей надежности и условий испытаний
Наименование, номер стандарта
Линейка металлическая по ГОСТ 427-75
Рулетка металлическая по ГОСТ 7502-89
Секундомер по ГОСТ 5072-79
6.7. Объем, последовательность и порядок проведения приемочных испытаний
6.7.1. Для проведения испытаний предъявляется не менее двух образцов тупиковых упоров, которые комплектуются технической документацией в соответствии с подпунктом 6.1.7.
6.7.2. Испытания тупиковых упоров проводятся в такой последовательности:
6.7.2.1. Проверка состояния технической документации на тупиковые упоры.
6.7.2.2. Оценка соответствия параметров и показателей тупиковых упоров технической документации на них.
6.7.2.3. Проведение испытаний тупиковых упоров под нагрузкой.
6.7.2.4. Обобщение и анализ результатов испытаний и принятие решений. Оформление документации.
6.7.4. Оценка соответствия параметров и показателей тупиковых упоров технической документации на них проводится на основании внешнего осмотра и геометрических замеров.
6.7.5. Результаты испытаний по подпунктам 6.7.3 и 6.7.4 вносятся в протокол.
6.7.6. До начала проведения испытаний тупиковых упоров под нагрузкой выполняются следующие подготовительные работы.
6.7.6.1. Формируется бригада испытателей, которая должна состоять из:
крановщика (не ниже 6-го разряда);
стропальщика (1 чел.);
6.7.6.2. Руководитель испытаний осуществляет взаимодействие членов бригады испытателей и обеспечивает безопасность проведения испытаний.
6.7.6.3. Непосредственно перед испытаниями бригада испытателей и члены приемочной комиссии знакомятся с системой команд и сигналов при проведении испытаний.
6.7.6.5. Производится проверка комплектации крана и работы его систем с выносного пульта.
6.7.6.6. Испытуемые образцы тупикового упора устанавливаются и закрепляются на двух рельсовых «нитях» таким образом, чтобы при наезде крана передние колеса двух его ходовых тележек или буфера касались обоих тупиковых упоров одновременно. Испытываемые тупиковые упоры устанавливаются на расстоянии не менее 3 м от штатных тупиковых упоров, которые в ходе испытаний выполняют страховочные функции.
Тупиковые упоры устанавливаются относительно отключающих линеек (копиров) на расстоянии, равном 0,4 длины тормозного пути (по паспорту крана) для мостовых и козловых кранов и 0,8 длины тормозного пути (по паспорту крана) для башенных кранов.
6.7.6.7. Проводится разметка рельсового пути в соответствии с указаниями подпунктов 6.5.2 и 6.5.5.
6.7.6.8. Непосредственно перед началом испытаний из зоны возможного падения крана (груза) удаляется весь персонал.
6.7.7. При проведении испытаний тупиковых упоров под нагрузкой имитируется два режима работы крана (см. подпункт 6.1.3):
6.7.7.3. Испытания по подпункту 6.7.7.2 проводятся по завершении испытаний по подпункту 6.7.7.1.
6.7.8. Испытания тупиковых упоров проводятся при работе крана с максимальным рабочим грузом и без груза. Место расположения груза относительно направления движения и элементов конструкции крана определяется и назначается комиссией по проведению испытаний, исходя из конкретного типа и конструкции крана.
6.7.9. Испытания тупиковых упоров под нагрузкой в рабочем состоянии крана проводятся в два этапа:
6.7.9.1. Испытания без груза на крюковой обойме крана.
6.7.9.2. Испытания с грузом на крюковой обойме крана.
6.7.10. Испытания тупиковых упоров по подпункту 6.7.9.1 выполняются в такой последовательности:
6.7.10.1. Кран отводится от испытываемых тупиковых упоров на расстояние не менее 10 м.
6.7.10.2. Производится включение механизма передвижения крана для осуществления его движения в сторону испытываемых тупиковых упоров.
6.7.10.3. При прохождении передними колесами крана 1-й отметки, предусмотренной подпунктом 6.5.5, включается секундомер, который выключается при прохождении теми же колесами крана 2-й отметки.
6.7.10.4. После наезда крана на тупиковые упоры он отводится в первоначальное положение.
6.7.10.5. Внешним осмотром оценивается техническое состояние испытываемых тупиковых упоров. В результате испытаний в деталях и узлах тупиковых упоров не должно быть никаких остаточных деформаций, ослабления соединений или нарушения работы. При обнаружении во время испытаний каких-либо дефектов последние должны быть устранены.
6.7.10.6. Замеряется величина продольного перемещения тупиковых упоров согласно п. 6.1 и фиксируется разметкой их новое положение.
6.7.10.7. Повторность экспериментов в каждой серии испытаний по подпункту 6.7.7.1 (рабочее состояние) составляет не менее пяти раз.
6.7.10.8. Во время испытаний фиксируются наибольшая скорость попутного ветра при передвижении крана и температура окружающего воздуха.
6.7.10.9. Критерием приостановки испытаний являются продольное перемещение тупиковых упоров свыше 60 мм, неисправности механизмов и предусмотренные паспортом крана климатические условия.
6.7.10.11. После завершения первого этапа испытаний (подпункт 6.7.9.1) приступают ко второму этапу (подпункт 6.7.9.2).
Выполняют процедуры, предусмотренные подпунктом 6.7.10.2.
6.7.10.14. После завершения испытаний тупиковых упоров под нагрузкой в рабочем состоянии крана последний отводится на участок стоянки, груз опускается на землю и открепляется от крюковой обоймы крана.
6.7.10.15. Тупиковые упоры снимают с рельсового пути и проводят их внешний осмотр. Оценка и описание технического состояния тупиковых упоров заносятся в протокол испытаний.
6.7.11. Испытания тупиковых упоров под нагрузкой в аварийной ситуации (подпункт 6.7.7.2) проводятся в два этапа.
6.7.11.1. Испытания без груза на крюковой обойме крана.
6.7.11.2. Испытания с грузом на крюковой обойме крана.
6.7.12. Испытания по подпункту 6.7.11.1 выполняются в такой последовательности:
6.7.12.1. Кран отводится от установленных тупиковых упоров на расстояние не менее 10 м.
6.7.12.2. Проводится демонтаж отключающей линейки (копира).
6.7.12.3. Производится включение механизма передвижения крана и выполняются процедуры по определению скорости, предусмотренные подпунктом 6.7.10.3.
6.7.12.4. После наезда крана на тупиковые упоры и его остановки производится выключение механизма передвижения.
6.7.12.7. Проводятся испытания в аварийной ситуации с грузом на крюковой обойме крана (подпункт 6.7.11.2), для чего выполняют процедуры, предусмотренные подпунктами 6.7.10.1, 6.7.10.12, 6.7.10.13, 6.7.10.15, 6.7.12.
6.8. Требования безопасности
6.9. Результаты испытаний
6.9.1. По результатам испытаний тупиковых упоров в соответствии с ГОСТ 15.001 составляется протокол (протоколы), где отражаются основные данные и оценки, полученные в ходе испытаний.
6.9.2. Протоколы испытаний подписывают председатель и члены комиссии по проведению испытаний.
6.9.3. На основании протокола (протоколов) испытаний тупиковых упоров составляется акт (см. приложение 5), в котором указывают:
6.9.3.1. Соответствие разработанной (изготовленной) продукции заданным требованиям и рекомендации о ее производстве.
6.9.3.2. Результаты оценки работоспособности и технического уровня тупиковых упоров.
6.9.3.3. Рекомендации об изготовлении установочной серии (партии) тупиковых упоров и ее объем.
6.9.3.4. Замечания и предложения по доработке продукции (при необходимости).
6.9.3.5. Акт комиссии по проведению испытаний подписывают все ее члены и утверждает председатель.
6.9.4. Утверждение акта приемочной комиссии означает окончание разработки, согласование представленных нормативных технических и эксплуатационных документов, а также разрешение на производство и использование тупиковых упоров.
6.9.5. Составление и подготовка протоколов и проекта акта испытаний возлагаются на организацию, проводившую испытания.
7. ОБСЛЕДОВАНИЕ ТУПИКОВЫХ УПОРОВ
7.1. Общие положения
7.1.2. Задачами обследования являются проверки:
технического состояния тупиковых упоров;
наличия нормативно-технической и конструкторской документации;
соответствия технической документации требованиям ЕСКД;
соответствия тупиковых упоров своему назначению, нормативной и конструкторской документации.
7.1.3. Обследование тупиковых упоров включает:
проверочный расчет прочности конструктивных и присоединительных элементов тупикового упора;
проверку габаритных и присоединительных размеров;
выборочные испытания тупиковых упоров;
оформление документации по результатам обследования. Результаты обследования оформляются актом (приложение 8).
7.1.4. Критерии оценки и браковочные показатели тупиковых упоров приведены в п. 7.4.
7.1.5. Обследование тупиковых упоров проводят:
7.2. Объект обследования
За объект обследования принят тупиковый упор безударного или ударного типа, предназначенный для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.
7.3. Проведение обследования
7.3.1. Обследование тупиковых упоров организует и проводит организация, эксплуатирующая краны.
7.3.2. Приказом по организации, эксплуатирующей краны, назначается комиссия и определяются сроки проведения обследования. На основании приказа формируется бригада испытателей тупиковых упоров.
7.3.2.1. В состав комиссии могут входить:
специалисты специализированной организации;
инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов;
инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
Председателем комиссии назначается представитель специализированной организации.
7.3.2.2. В состав бригады испытателей должны входить:
крановщик (не ниже 6-го разряда);
Руководитель испытаний осуществляет взаимодействие членов бригады и обеспечивает безопасность проведения испытаний.
7.3.3. Выборочные испытания тупиковых упоров проводят на крановом пути, который должен находиться в технически исправном состоянии и отвечать требованиям Правил (ПБ 10-382-00) и другой нормативной документации.
7.3.4. Место испытаний (производственного участка, оборудованного крановым путем и краном) определяется председателем комиссии и руководителем организации, эксплуатирующей краны, и указывается в приказе.
7.3.5. В процессе подготовки к испытаниям члены комиссии и бригады испытателей должны быть ознакомлены с техническим описанием и конструкцией(ями) тупиковых упоров, инструкцией по эксплуатации, методикой проведения испытаний и системой команд сигналов.
7.3.6. Бригада испытателей должна иметь набор необходимых средств измерения.
Рекомендуемый перечень средств измерений и их основные характеристики приведены в табл. 7.1.
Перечень средств измерений
Наименование,
номер стандарта
Линейка металлическая (188) по ГОСТ 427-75
Штангенциркуль ШЦ-1 по ГОСТ 166-89
Рулетка измерительная по ГОСТ 7502-89
Секундомер по ГОСТ 5072-79
7.3.7. Организация, эксплуатирующая краны до начала проведения испытания тупиковых упоров, должна:
оборудовать кран наземным (напольным) выносным пультом управления;
обеспечить наличие контрольного груза на объекте, где будут проводиться испытания.
7.3.8. С места испытаний должен быть удален посторонний персонал.
7.3.9. Необходимо ограждение опасной зоны испытаний.
7.4. Условия испытаний, измеряемые параметры и показатели
7.4.2. Критерием оценки работоспособности тупиковых упоров является безусловное обеспечение остановки крана.
7.4.3. Перечень измеряемых и контролируемых параметров (П)
и условий испытаний (У) приведен в табл. 7.2.
Перечень измеряемых и контролируемых параметров и условий испытаний
Обозначение параметров, показателей надежности и условий испытаний
Допускаемая погрешность измерений
Усилие затяжки болтов
Перемещение упора по рельсу после наезда крана, мм, не более
суммарное (после пяти наездов), не более
Рекомендуемые марки кранов при испытаниях
Скорость передвижения крана при наезде на упор
Температура окружающего воздуха
Скорость попутного ветра, м/с
Не более допустимой для рабочего состояния крана
7.4.5. Усилие затяжки болтов крепления тупикового упора к рельсу определяют с помощью динамометрического ключа.
7.4.6. Продольное перемещение тупиковых упоров по рельсу после наезда на них крана измеряется с помощью металлической линейки или штангенциркуля, первоначальное и конечное положения тупиковых упоров на пути должны быть зафиксированы путем нанесения отметки на рельсе.
7.4.7. Скорость попутного ветра во время проведения испытаний определяют с помощью анемометра.
7.4.8. Температуру окружающего воздуха во время проведения испытаний определяют с помощью термометра.
7.4.9. Контрольный груз, применяемый при испытании, должен соответствовать номинальной грузоподъемности крана или определен с помощью динамометра.
7.4.10. Испытания разрешается проводить при скорости ветра не более 7,5 м/с (50 % допускаемой скорости ветра для рабочего состояния крана, указанной в документации на кран).
7.4.11. При проведении испытаний отклонение напряжения в сети от номинального не должно превышать 15 %.
7.4.12. Техническое состояние тупиковых упоров после наезда на них крана оценивают внешним осмотром, а при необходимости с применением измерительных приборов и инструментов.
7.5. Проверка документации
Организация, эксплуатирующая краны, должна представить комиссии, проводящей обследование тупиковых упоров, документацию в соответствии с табл. 7.3.
Состав эксплуатационной документации
Тупиковые упоры, изготовленные
собственными силами организации
Журнал учета тупиковых упоров
Журнал учета технического освидетельствования тупиковых упоров
Акты технического освидетельствования тупиковых упоров
Конструкторская документация на тупиковые упоры
Журнал учета ремонта тупиковых упоров
тип и размерную группу кранов, для которых тупиковый упор предназначен к эксплуатации;
общие требования по эксплуатации;
меры безопасности и свидетельство о приемке;
7.5.2. Организация, эксплуатирующая краны и использующая тупиковые упоры, изготовленные собственными силами, должна вести журналы: изготовления, ремонта и учета обследования тупиковых упоров.
7.6. Оценка технического состояния и браковка упоров
7.6.1. Обследование тупиковых упоров проводят на ремонтном участке организации, эксплуатирующей краны в соответствии с требованиями ВМУ и указаниями, приведенными в технической документации и паспорте на тупиковые упоры.
7.6.2. Оценке технического состояния подлежат:
конструкция тупикового упора в целом;
базовые элементы и детали;
разборные (болтовые и винтовые) соединения;
неразборные (сварные) соединения.
7.6.3. Оценка технического состояния тупиковых упоров первоначально производится внешним осмотром. Перед осмотром тупиковый упор очищают (щетками, сжатым воздухом и т.п.) от грязи и ржавчины, натеков масел и т.п.
7.6.4. При проведении внешнего осмотра устанавливают:
наличие клейма или прочно прикрепленной бирки с указанием номера, даты изготовления и предприятия-изготовителя;
комплектность тупикового упора в соответствии с данными, приведенными в технической документации;
отклонение данных от сведений, содержащихся в журналах учета тупиковых упоров или соответствующих паспортах.
7.6.5. В случае отсутствия клейма его наносят на тупиковый упор наплавкой или выбиванием. Клеймение тупиковых упоров производит организация, эксплуатирующая краны. Нанесение клейма краской не допускается.
7.6.6. Измерения габаритных и присоединительных размеров проводят на тупиковом упоре в собранном виде и установленном в рабочее положение.
Отклонения размеров габаритных, присоединительных и базовых деталей тупиковых упоров не должны превышать 3 % первоначальных размеров, приведенных в конструкторской документации.
7.6.8. Наличие трещин в основном металле и в сварных швах выявляют, используя 10-кратную измерительную лупу, приборы дефектности, а также применяя способы смачивания, снятия стружки и т.п. Признаками скрытых трещин могут быть ржавчина, выходящая на поверхность металла, шелушение краски, подтеки и т.п.
7.6.9. Крепежные детали подлежат выбраковке, если при их осмотре обнаружены смятие, срез металла, срыв резьбы или неустранимые ослабления соединений.
7.6.10. Тупиковые упоры выбраковываются при выявлении трещин и разрывов в элементах металлоконструкций протяженностью более 5 мм.
Повторное проваривание по сварному соединению не допускается.
7.6.11. Степень поражения металлоконструкций коррозией оценивают по уменьшению толщины элементов и деталей. Измерение толщины проводят толщиномерами.
Уменьшение толщины элементов и деталей вследствие коррозии более чем на 7 % не допускается.
7.6.12. Степень износа трущихся поверхностей оценивают по изменению размеров деталей и величине зазоров (увеличение люфта). Зазоры (люфт) осей, пальцев, втулок не должны превышать 3 % их первоначального размера, приведенного в конструкторской документации. Допустимый зазор в сопряжении вал-втулка не должен превышать 2,5 размера зазора, установленного в конструкторской документации.
7.6.13. Деревянные бруски амортизатора тупикового упора не должны иметь трещин и сколов по торцевой части. Резиновый амортизатор не должен иметь разрывов более 10 мм.
7.6.14. Выбракованные тупиковые упоры подлежат уничтожению в присутствии комиссии путем резки ответственного элемента (плоскости накатывания, стойки и т.д.).
7.6.15. После предварительной (визуальной) оценки технического состояния и соответствующей выбраковки тупиковых упоров проводят выборочные испытания.
7.6.16. В журналах учета и проведения обследования тупиковых упоров делаются соответствующие записи о выбраковке, ремонте или замене элементов и деталей упоров.
7.7. Выборочные испытания тупиковых упоров
7.7.1. Объем выборки по каждому типу тупиковых упоров (ударного, безударного), подлежащих испытаниям, приведен в табл. 7.4.
7.7.2. Номера тупиковых упоров, подлежащих испытаниям из прошедших предварительное обследование, определяют методом случайных чисел.
Количество комплектов тупиковых упоров в эксплуатации