на каком языке поет джипси кинг
Gipsy Kings
Биография
Активность (лет)
1987 – сегодня (34 года)
Место основания
Arles, Bouches-du-Rhône, Provence-Alpes-Côte-d’Azur, Франция
Участники
Однажды в конце 1970-х, в деревушке Арле на Юге Франции, известный исполнитель фламенко Хосе Рэйес, два его сына Николас и Андрэ Рэйес, а также шурин Чико Боучикхи создали музыкальную группу. Тогда в 1979 группа получила называние «Los Reyes» и некоторое время играла на местных сценах. Поклонникам нравился их стиль испанской гитары, романтический и зажигательный. После смерти Хосе Рэйеса в коллектив пришел виртуозный фламенко-гитарист Тони Бальярдо со своими братьями Морисом и Пако Бальярдо. Вскоре состав группы еще более увеличился за счет гитаристов Диего Бальярдо, Пабло и Пачай Рэйес, а также Кану Рэйес, заменившего Боучикхи (ушедшего в новую группу «Chico & the Gipsy»).
Окрыленные успехом, «Los Reyes» выпустили два альбома, но те прошли незамеченными, и команда вернулась к эстрадно-кочевой жизни. Они успешно выступали на городских гуляниях, свадьбах, в барах и просто на публике. Присовокупив к стилю исполнения своих песен также и стиль жизни под открытым небом, переезжая с места на место, как настоящий цыганский табор и пользуясь популярностью благодарной публики, группу решили переименовать в «Gipsy Kings» — «Цыганские Короли». Братья оставались привержены своему традиционному стилю — фламенко, с виртуозным аккомпанементом гитар всех членов группы, среди которых особенно выделялись две звезды — гитара Тони Бальярдо и голос Николаса Рэйес. Уже тогда в их музыке поражало богатство инструментов, их красота и ритмичность.
В 1986 году судьба свела музыкантов с Клодом Мартинесом, продюссировавшим молодые группы, и жизнь для них потекла по новому руслу. Творчество Gipsy Kings впитало в себя традиционную цыганскую музыку французского юга, осовремененную талантливыми певцами и гитаристами и достигшую мировой популярности благодаря стараниям продюсера Мартинеса. К тому времени их стиль исполнения стал более интересен, появились ритмичные зажигающие композиции, элементы поп-музыки, латиноамериканские мотивы, и композиции Gipsy Kings стали покорять широкие массы. Виртуозное исполнение собственных гитарных композиций, сплетение легких намеков на латиноамериканский джаз и самбу, перемежающиеся с романтическими композициями, африканскими напевами и даже арабскими мотивами — все это поражало поклонников и все надежнее завоевывало их сердца.
В 1987 году родились две из ряда наиболее известных песен Gipsy Kings — «Djobi Djoba» и «Bamboleo», хиты на долгие годы и всемирная узнаваемость. Результатом стал контракт с Sony Music Group, и первый альбом был назван, так же как и группа — Gipsy Kings. Альбом, принесший группе оглушительный успех и славу, вошел в Top Ten хит-парадов двенадцати европейских стран, а в Англии продержался в чартах 40 недель. В конце 80-х Gipsy Kings были представлены Новому Свету. New York New Music Seminar в США стал первым взятым рубежом, и, добившись признания на американском континенте, группа закрепила свой всемирный успех. В 1989-м году Gipsy Kings были даже приглашены на инаугурационный бал в честь президента Джорджа Буша (старшего), но они вместо этого вернулись домой на отдых и к своим семьям. Годом позже они выступили в Royal Albert Hall
Среди наиболее известных хитов Gipsy Kings можно также отметить такие как «Inspiration» («Вдохновление»), «Volare», «Vamos A Bailar», «Soy», «Baila Me», «Campesino», «Escucha Me», «Caminando Por La Calle», «Magia Del Ritmo», «Salsa de Noche», «Aven Aven» и многие другие. Gipsy Kings исполняют свои песни циганском диалекте Gitane.
Позже Gipsy Kings испробовали свой талант в композициях в стиле румба, сальса и самба, соул и R’n’B. Довольно экзотический и очень привлекательный для слушателей стиль Румба-Фламенко был сформирован в основном под влиянием творчества Gipsy Kings, а в Испании стиль музыки Gipsy еще иногда называют Sevillana. И всякий раз, до сих пор, поклонники встречают их с неизменным восхищением. Gipsy Kings ценятся своими выразительными, страстными песнями, и всемирно-известной мастерской игрой на гитере. В настоящее время Gipsy Kings активно гастролируют по США, бывают и в других странах. Так 18-го и 19-го февраля 2003 года Gipsy Kings дали грандиозный концерт на сцене Государственного Кремлевского Дворца в Москве.
Gipsy Kings (Гипси Кингс): Биография группы
В конце 1970-х годов прошлого столетия в небольшом городке Арль, который расположен в южной части Франции, был основан коллектив, исполняющий музыку в стиле фламенко.
В его состав вошли: Хосе Рейс, Николас и Андрэ Рейсы (его сыновья) и Чико Бучикхи, который был «шурином» основателя музыкальной группы.
Gipsy Kings(Гипси Кингс): Биография группы
Первое название группы было Los Reyes. Сначала музыканты выступали на местных сценах, однако со временем поняли, что пора расширить ареал своей деятельности.
Слушатели сразу же полюбили коллектив за романтические и проницательные мелодии, тон которым задавала испанская гитара.
История появления названия группы Gipsy Kings
К сожалению, Хосе Рейс рано ушёл из жизни. Его заменил Тони Бальярдо. Вместе с ним в музыкальную группу пришли его два брата — Морис и Пако.
Через небольшой промежуток времени в коллектив органично влились Диего Бальярдо, Пабло, Кану и Пачай Рейесы. Чико вскоре покинул группу, перейдя в новый коллектив.
Мелодичное звучание и профессиональное отношение к своему делу предопределили популярность музыкантов. Их приглашали на городские праздники, свадебные торжества, в бары.
Нередко они выступали прямо на улицах. Так как они постоянно кочевали и часто ночевали под открытым небом, музыканты решили сменить название группы.
Всемирное признание Гипси Кингс
Резкий поворот в творческой карьере группы Gipsy Kings произошёл в 1986 году прошлого века после знакомства с Клодом Мартинесом, который занимался «раскручиванием» молодых коллективов.
Ему понравилось сочетание музыки цыганов Южной Франции и талантливого и оригинального пения. К тому же музыканты играли настолько виртуозно и зажигательно, что Клод не мог пройти мимо и поверил в успех группы.
Кроме того, в репертуаре коллектива присутствовал не только стиль фламенко, но и поп-музыка, мотивы Латинской Америки, Африки и Азии, благодаря чему они стали известны за пределами Франции.
В 1987 году музыканты группы Gipsy Kings (окрылённые успехом и признанием) сочинили песни Djobi Djoba и Bamboleo, которые стали настоящими международными хитами. Коллектив подписал выгодный контракт со звукозаписывающей компанией Sony Music Group.
После попадания некоторых композиций группы в хит-парады европейских стран музыканты решили отправиться в Соединенные Штаты Америки, чтобы окончательно закрепить успех.
Кстати, они настолько понравились американской публике, что их пригласили на инаугурацию президента США. После гастролей музыканты решили немного отдохнуть и провести свободное время со своими родными и друзьями.
Дальнейшая судьба группы Gipsy Kings
После нескольких выступлений в Новом Свете (в Америке) у них появился собственный фан-клуб. В январе 1990 года прошлого столетия музыканты дали сразу три оглушительных концерта на своей родине, после чего их признали даже самые привередливые французские меломаны. На волне успеха группа Gipsy Kings отправилась на гастроли в Москву.
Gipsy Kings(Гипси Кингс): Биография группы
После записи альбома Live (1992 год) коллектив записал пластинку Love and Liberty. Альбом стал одним из самых успешных. В ней присутствовали не только композиции в стиле фламенко.
Ребята понимали, что теперь им необходимо сочетать разные стили, для того чтобы угодить каждому фанату. Тем не менее они не изменяли себе и на пластинку попали и традиционные песни группы.
В 1994 году ребята решили сделать небольшой перерыв и не записывали новые альбомы, а выпустили пластинку с лучшими хитами, добавив в неё всего лишь одну новую песню. В 1995 году музыканты вернулись в Россию и дали два концерта на Красной площади.
Следующий альбом Compas группа записала в 1997 году. Пластинка группы Gipsy Kings произвела настоящую революцию в музыкальной индустрии. Полностью акустический диск решено было назвать Roots.
Gipsy Kings(Гипси Кингс): Биография группы
Альбом был спродюсирован и записан лейблом в Соединенных Штатах Америки. Фанаты продолжительное время ждали именно акустической пластинки, поэтому невероятно обрадовались её выходу.
В 2006 году группа записала ещё один акустический альбом Pasajero. Однако на этот раз они решили добавить в музыку ритмы джаза, регги, рэпа Кубы, поп-музыки. В некоторых композициях поклонники и меломаны могли различить даже арабские мотивы.
Доныне многие ценители настоящей гитарной музыки с радостью встречают эту всемирно известную группу. Музыкальные эксперты считают группу Gipsy Kings уникальным явлением в музыке.
До их появления массовую популярность удавалось добиться тем, кто исполнял рок и поп-музыку, но ни как не фламенко, соединённое с другими национальными стилями разных стран.
Gipsy Kings(Гипси Кингс): Биография группы
Музыка группы Gipsy Kings доныне является узнаваемой, её можно часто услышать по радио, из окон домов, в различных видео в глобальной сети и на телевидении.
Конечно, музыканты не потеряли своей популярности и всё также бодры и энергичны. Правда, совсем немного постарели.
Gipsy Kings
Николя (Николас) Рэйес,
Пабло Рэйес,
Франко Кану Рэйес,
Пачай Рэйес,
Андре Рэйес,
Тони Бальярдо
Диего Бальярдо,
Пако Бальярдо.
Gipsy Kings — музыкальная группа, играющая в стиле фламенко. Название группы обыгрывает национальность и фамилию основателей, цыган из династии Рэйес (буквальный перевод фамилии — «короли»).
Содержание
Биография
В конце 1970-х, в городке Арль на юге Франции, известный исполнитель фламенко Хосе Рэйес, два его сына Николя (Николас) и Андрэ Рэйес, а также шурин Чико Бучикхи создали музыкальную группу. Тогда, в 1979 году, группа получила название «Los Reyes» (буквальный перевод с испанского — «короли», обыгрывалось значение фамилии) и некоторое время играла на местных сценах. Поклонникам нравился их стиль испанской гитары, романтический и зажигательный. После смерти Хосе Рэйеса в коллектив пришёл виртуозный токаор Тони Бальярдо со своими братьями Морисом и Пако Бальярдо. Вскоре состав группы ещё более увеличился за счёт гитаристов Диего Бальярдо, Пабло и Пачай Рэйес, а также Кану Рэйес, заменившего Бучикхи (ушедшего в новую группу «Chico & the Gipsy»).
Окрыленные успехом, «Los Reyes» выпустили два альбома, но те прошли незамеченными, и команда вернулась к эстраде. Они успешно выступали на городских гуляниях, свадьбах, в барах и просто на публике. Тем временем группу переименовали в «Gipsy Kings» (буквальный перевод с английского — «цыганские короли»). Братья оставались верны цыганскому фламенко, с виртуозным аккомпанементом гитар всех членов группы, среди которых особенно выделялись две звезды — гитара Тони Бальярдо и голос Николя Рэйеса. Уже тогда в их музыке поражало богатство инструментов, их красота и ритмичность.
В 1986 году судьба свела музыкантов с Клодом Мартинесом, продюсировавшим молодые группы, и жизнь для них потекла по новому руслу. Творчество «Gipsy Kings» базировалось на традиционной музыке цыган-кале, осовремененную талантливыми певцами и гитаристами и достигшую мировой популярности благодаря стараниям продюсера Мартинеса. К тому времени их стиль исполнения стал более интересен, появились ритмичные зажигающие композиции, элементы поп-музыки, латиноамериканские мотивы, и композиции «Gipsy Kings» стали покорять широкие массы. Виртуозное исполнение собственных гитарных композиций, сплетение лёгких намеков на латиноамериканский джаз и самбу, перемежающиеся с романтическими композициями, африканскими напевами и даже арабскими мотивами все надёжнее завоёвывало сердца поклонников.
В 1987 году родились две из ряда наиболее известных песен «Gipsy Kings» — «Djobi Djoba» и «Bamboleo», хиты на долгие годы. Результатом стал контракт с Sony Music Group, и первый альбом был назван, так же как и группа — «Gipsy Kings». Альбом, принёсший группе оглушительный успех и славу, вошёл в хит-парады двенадцати европейских стран, а в Англии продержался в чартах 40 недель.
В конце 80-х «Gipsy Kings» были представлены Новому Свету. New York New Music Seminar в США стал первым взятым рубежом, и, добившись признания на американском континенте, группа закрепила свой всемирный успех.
В 1989 году «Gipsy Kings» были даже приглашены на инаугурационный бал в честь президента Джорджа Буша (старшего), но они вместо этого вернулись домой, к своим семьям, на отдых. Годом позже они выступили в «Royal Albert Hall».
Среди наиболее известных хитов «Gipsy Kings» можно также отметить такие как «Inspiration» («Вдохновление»), «Magia Del Ritmo» («Магия ритма»), «Allegria», «Caminando Por La Calle» («Прогулка по улице»), «Salsa de Noche» («Ночная сальса»), «Mosaique» («Мозаика»), «Volare», «Pharaon» («Фараон») и многие другие. «Gipsy Kings» исполняют свои песни на цыганском диалекте «житан».
Позже «Gipsy Kings» испробовали свой талант в композициях в стиле румба, сальса и самба, соул и R’n’B. Довольно экзотический и очень привлекательный для слушателей стиль румба-фламенко был сформирован в основном под влиянием творчества «Gipsy Kings», а в Испании стиль их музыки ещё иногда называют «севильяна». «Gipsy Kings» ценятся своими выразительными, страстными песнями, и всемирно известной мастерской игрой на гитаре. В настоящее время «Gipsy Kings» активно гастролируют по США, бывают и в других странах. Так 7 февраля 1995 года, а также 18 и 19 февраля 2003 года «Gipsy Kings» дали концерты на сцене Государственного Кремлевского дворца в Москве.
Gipsy Kings
«Австралийские СМИ были в шоке оттого, что никто из нас не говорит по-английски».
T.Boliardo
Цыгане без музыки представляются с трудом. Всё-таки это самое позитивное достояние «вечных скитальцев», не считая завидной плодовитости и дара пускать пыль в глаза. Случай Gipsy Kings по-своему радостный, поскольку представляет собой победу традиционного, истинно народного искусства над медийными извратствами и тотальным засилием ширпотреба, который так умело нашей молодёжи впаривают взращенные на идеях глобализации маркетологи от шоу-бизнеса.
Так всё начиналось
Никакого имиджа и новомодных, всегда шумных, но зачастую пустых рекламных «фенечек», только музыка и симбиоз «корней» и свободы мысли. Уверенность в собственной самодостаточности – гитара, голос и история своего народа. Такое встречается довольно редко. Да, и ещё язык, который до сих пор едва ли понимает полпроцента поклонников Gipsy Kings. Они всю жизнь поют на языке Gitane, цыганском диалекте, в котором смешаны испанский, каталанский и французский языки. Хорошо, что в истории современной музыки главенствующую роль занимают не победы борцов за чистоту стиля, а стремление к универсальности, подпираемое, разумеется, в идеальном случае, характерными чертами исполнителя. Никто бы и не услышал Gipsy Kings дальше южных французских курортов, продолжай они по-старинке азартно «мочить» на семи акустических гитарах и голосить о превратностях цыганской судьбы. Кого можно было этим удивить? Но сначала именно так и было, хотя предыстория нехилая.
Крутилось всё вокруг семейства Reyes. Дед Reyes торговал лошадьми и весьма в этом преуспел. А его сынуля Jose, поработав сначала с батей, решил, что лошадиные запахи не для него, и стал певцом. И тоже в этом преуспел. Да так, что, объединившись с гитаристом Manitas de Plata и начав со скромных выступлений в окрестностях Барселоны, они дожились до концертов в Carnegie Hall и получили признание у таких величин, как Picasso, Cocteau, Steinbeck, Miles Davis, Dali и Charlie Chaplin. Jose практиковал характерную манеру глубокого пения, под названием Cante Jondo, — одну из разновидностей вокализов в музыке фламенко. Музыкально же дуэт исполнял французскую разновидность фламенко – Rumba-Flamenca (смесь фламенко с афро-кубинской музыкой), ещё более заводную, беззаботную и жизнерадостную. Хотя радости в жизни цыган и сейчас не много. Опасаясь за своё семейство, во время гражданской войны, развязанной фашистским генералом Франко в Испании в прошлом веке, Reyes перевёз своё огромное семейство из Каталонии на юг Франции. У цыган есть поверье, что если цыган чувствует, что умирает, он должен сыграть перед беременной женщиной, и тогда его талант достанется ещё не родившемуся ребёнку. К жене Jose Reyes было, судя по всему, паломничество умирающих, но ещё играющих и поющих цыган: нарожали они с мужем пять сыновей и шесть дочерей. В конце концов, семья с трудом осела в доме на улице Rue Des Douaniers в курортном французском городке Arlie. «Мы были вынуждены вести кочевой образ жизнь, потому что ни одна община не хотела иметь с нами ничего общего», – рассказывает один из сыновей Nicolas. – Решение жить в доме пришло только тогда, когда для этого было достаточно денег. Пришлось и металл собирать, и на виноградниках работать. И позвольте напомнить, что для того, чтобы отправить ребёнка учиться в школу, вам необходимо иметь, по крайней мере, легальный адрес!» Расставшись с Manitas de Plata, Jose Reyes решил приобщить к своему искусству подросших детей и сформировал семейную группу “Jose Reyes and Los Reyes”, сократившись потом до “Los Reyes”. Семейный коллектив по-прежнему предпочитал туземно-цыганскую rumba-flamenco более распространённым и привычным любителям танцевального фолка традициям андалузской музыки. Другими словами, благодаря постоянным перемещениям цыганских таборов в тех регионах, и их способности ассимилировать в себе любую чужую культуру, андалузское фламенко с юга Испании постепенно впитало в себя колониальные традиции мавров, африканцев и евреев. Оно прижилось на правах самостоятельного направления rumba flamenco на юге Франции и значительно обогатилось в вокальном отношении.
Вроде все в сборе
Начались бесконечные выступления по городам Cannes, Perpignan, Arles, Montpelier и всем возможным приморским углам. Везде, где придётся: на улицах, на свадьбах, на рыночных площадях, на пляжах. Первое знаменательное событие в истории коллектива произошло в 1978 году, когда известный резидент дачных домиков St. Tropez Бриджит Бардо пригласила Los Reyes выступить на одной их своих вечеринок. После того, как музыканты подняли весь дом Бардо на уши, группа стала желанным музыкальным сопровождением на пирушках окрестных миллионеров – обитателей Сан-Тропе. В её составе тогда числились: Nicolas, Pablo и Andre со стороны семьи Reyes, их родственники Tonino, Paco и Diego из клана Baliardo, а так же марокканский музыкант Jahloul Bouchikhi («Chicо»), который был женат на одной из дочерей Jose Reyes. Рэйесы были сильны в пении, в то время как клан Болиардо искуснее наяривал на гитарах. Но на концертах играли и пели все. В 1979 году их приглашает выступить у себя на разогреве во время концерта в парижской «Олимпии» Enrico Macias; позже, в этом же году от рака лёгких умирает патриарх цыганской музыки Jose Reyes, и его сыновья с ещё большим рвением стали продолжать традиции, привитые им родителем. Группа много выступала по городкам южного побережья Франции, и на одном концерте в Saintes-Maries-de-la-Mer в 1982 году их игрой была впечатлена независимый продюсер Jacqueline Tarta. Она помогла группе заручиться поддержкой компании Phonogram, на котором Los Reyes выпустили свой первый альбом “Allegria”(83). Аутентичное исполнение (7 гитар, голоса, хлопанье в ладоши и перкуссии в виде гитарных дек) вряд ли в тот момент можно было назвать актуальным явлением во Франции. Остальная страна (о международном успехе вообще никто не думал) не заметила весёлой, жизнерадостной пластинки. Но добрые люди водились и там. Одному из них – французской «звезде» Francis Lalanne – так понравился бесхитростный и честный звук и зажигательные мелодии Los Reyes, что он организовал им запись второго альбома. Щедрые на песни цыгане не замедлили этим воспользоваться и записали в 1984 году диск “Luna de Fuego”. Его постигла та же судьба, что и дебют. Впрочем, ничто не могло остановить группу: подумаешь, пластинка! Они и раньше были предоставлены сами себе, и рассчитывали только на живые концерты, на свои силы и умение. Francis Lalanne устроил им ещё одно выступление в «Олимпии» и десятидневную аудиенцию в парижском клубе “Cafe de la Gare”. Избалованная парижская публика в тему вообще не въехала, и Los Reyes, забив на тамошних энтузиастов от музыки, уехала в свой любимый край, давать жару на вечеринках и свадьбах.
Любимое место – сцена
В августе 1986 года выступление цыганского бэнда в Arles заметил парижский продюсер Сlaude Martinez. Восхищённый талантом музыкантов и их позитивной концертной подачей, он становится менеджером Los Reyes, которые вскоре переименовались, когда, по легенде, одна заезжая туристка на английский лад назвала группу Gipsy Kings. Самым важным делом, которое осуществил Martinez, была модернизация общего саунда команды, в которую были добавлены современные аранжировки и рОковая динамика за счёт участия в перформансах и записях гостевых музыкантов и общепринятой ритм-секции. Во главе угла, однако, были, есть и будут певучие хриплые голоса и виртуозные, витиеватые акустические гитарные дуэли. В декабре 86 года группа на целых пять месяцев засаживается в студию, записывать усовершенствованную версию Gipsy Kings. Первым синглом новой программы была выбрана перезаписанная песня “Bamboleo”; ни одна крупная звукозаписывающая компания не обратила на это внимания. Но менеджер группы не сдавался и организовал выпуск сингла на небольшом независимом лейбле MD. После чего молва и восторг отлично проведших на побережье отпуск людей сделала песню “Bamboleo” летним хитом 87 года и пробила дорогу не только в парижские клубы и бары, но и на все французские радиостанции и чуть дальше. Опомнившийся лейбл Phonogram решил переиздать альбом “Luna de Fuego”, в которым широкая публика расслушала великолепные синглы “Djobi Djoba” и “Luna de Fuego”. Это была уже серьёзная игра. Нюх Мартинеса (а может миллион проданных дисков “Luna de Fuego”) незамедлительно погнал Gipsy Kings в студию, перезаписывать потенциальный хит “Djobi Djoba”. Вскоре группе предложил весьма выгодный контракт мажорный «значок» CBS. После этого Gipsy Kings попали в книгу музыкальных рекордов как первые, чьи пластинки штурмовали чарты одновременно на трёх рекорд-лейблах! Теперь, когда коммерческий потенциал был очевиден, за права на издание пластинок Gipsy Kings началась нешуточная грызня.
Европейская публика была покорена. А американским слушателям удружил Bob Krassnow, который тогда являлся президентом американского лейбла Elektra. Буквально за год цыганская группа обзавелась мощной фэн-базой в Штатах и Канаде, где её диски стали в последствие переиздаваться, не всегда дублируя европейские релизы и внося путаницу альтернативными обложками. Вышедший в Америке диск “Gipsy Kings”(88) объединил в перезаписанном виде лучшие треки из первых релизов команды и провёл в чартах 40 недель, что с неанглоязычными дисками там случается крайне редко. С этого, первого для США альбома обычно и начинают отсчёт «интернациональных» записей Gipsy Kings. А как же иначе! Неверно, но по сравнению с Октябрьской революцией мелочёвка. В конце 88 года из-за проблем со слухом группу был вынужден покинуть один из её основателей Pablo, но его место занял ещё один братец Reyes Francois (aka Canut). Gipsy Kings безостановочно выступали и в 1989 году, по обе стороны Атлантики. Новый альбом “Mosaique” отлично пошёл благодаря хиту “Volare” – рубма-перепевке итальянского шлягера Domenico Modugno “Nel Blu Dipinto Di Blu” и толкающим в пляс трекам “Soy” и “Vamos A Bailar”. Бывшие Los Reyes на глазах матерели в плане коммерчески вкусной подачи своих песен. Их музыку отлично приняли в Великобритании, где группа выступила в лондонском зале Royal Albert Hall и на стадион Wembley. Во Франции группу окончательно признали после трёх к ряду оглушительных концертов в январе 1990 года в знаменитом французском зале «Зенит». Весу команде добавили и первые гастроли в Москве, где Gipsy Kings встречала внушительная аудитория. Позже в том же году цыганский ансамбль ненадолго завалился в студию и записал развесёлую кавер-версию Eagles “Hotel California”. Трек вошёл в звуковую дорожку к фильму братьев Коэнов «Большой Лебовский».
Мастер сante jondo
Юридическая война за обладание правами на песни Gipsy Kings продолжалась и переросла персональные баталии между менеджером Мартинесом и Чико. В результате, Чико был вынужден покинуть коллектив. Позднее он сформировал свои группы Alma De Noche и Chico et les Gypsies и явился одним из организаторов фестиваля “Mosaiques Gitanes”. Последним альбомом Gipsy Kings, который записывался с Чико, стал выпущенный в 1991 году “Este Mundo”. Помимо умудренной заглавной песни и хукового трека “Baila Me”, стоило отметить приятные лирические композиции “Habla Me”, “No Volvere” и неспешный босанова-трек “Mi Vida”. Группу пригласили выступить в «лёгких» Нью-Йорка – в Центральном Парке, куда набилось тридцать тысяч восторженных поклонников поющих на диковинном языке цыган. C сентября 91 года короли цыганской музыки снова отправились в европейское турне, которое вылилось в начале 92 в серию выступлений в Японии и Австралии. По следам блестящей концертной деятельности в последние годы, Gipsy Kings в 92 году выпускают альбом “Live”, после чего садятся записывать свой самый мэйнстримовый по звучанию и стабильный альбом “Love and Liberty”(93). Упругий бас, духовая секция, электронные пэды, аккордеон и арсенал перкуссий уже воспринимались как само собой разумеющееся; группа трансформировалась в world-music формацию, чего, собственно и добивался в своё время первый нормальный манагер Мартинес. На “Love and Liberty” практически отсутствовала удалая бесшабашность и показной праздник жизни. Исключение – дежурный поп-фламенко номер “La Quiera” под самый занавес программы. По большей части здесь царила «умная» музыка, грусть и сытая усталость. Хитами стали песня “Escucha Me” и инструментал “Love And Liberty”, хотя красотой мелодии наповал разил «медляк» “Campana”.
Дальше пошло всё спокойно и без истерик, если не считать ещё одной судебной тяжбы. Многочисленным родственниками Reyes не давало покоя имя Gipsy Kings, каждый хотел с этого что-то поиметь. Ясен перец! Кому охота работать, когда у братьев столько бабла? Музыкальный же материал Gipsy Kings оставался на зависть крепким, и на каждом последующем релизе воспринимался вполне свежо. Пара-тройка проходных песен общей картинки не портили, а с мелодиями и техническими данными у Gipsy Kings всегда было в порядке. В 94 году было решено сделать небольшой перерыв выпуском первой компиляции “The Greatest Hits” с новой песней “Pida Me La”. Но долго коллектив не усидел и в декабре на парижском стадионе Olympia устроил трёхдневный концертный расколбас. В феврале 95 группа даёт два концерта на Красной Площади в Москве. И, понимаешь, как говорится, что расти дальше некуда. В том же году появляется новая студийная пластинка “Estrellas”, с душевными балладами “Mujer” и “Mi Corason”, инструментальными откровениями “Tierra Gitana” и “Estrellas” и «танцевалками» “A Ti A Ti”, “Egual Se Entonces” и “La Rumba de Nicolas”. Диск радовал вновь обретённой энергией и вкусом к жизни. Кстати, годом позже под названием “Tierra Gitana” и с изменёнными обложкой и трек-листом он был переиздан в Америке. Там интерес к команде не спадал, цыгане лидировали параллельно в хит-парадах world-music и latino. Поэтому в списке гастрольных остановок Gipsy Kings стали всё больше преобладать американские города.
А годы летят…
На десятилетие первого появления группы в хит-парадах пришёлся выход нового диска 1997 года “Compas”. Его продюсировал Chris Kimsey, работавший ранее с Rolling Stones. Дискографии коллектива это не навредило: новая пачка песен на стыке самбы, салсы и уже проверенных ингредиентов не могла не радовать поклонников. Стоит выделить песни “Ami Wa Wa”, “Di Me”, мелодию “Pecuerdo Apasionado” и вытягивающую всю душу песню одинокого влюблённого странника “Amor Gitano”. В свойственной ухарской манере был переигран ещё один итальянский хит “Que Si Que No”. Дальше пришла пора всевозможных компиляций, которые в разных странах имели разные форматы и большое разнообразие в собранных песнях (альбомы “Volare”, “Canto de Amor”, “Instrumental Best”, “Rare&Unplugged”). Было подо что, и повеселиться, и погрустить. Ближайшие новые песни появились на альбоме 2001 года “Somos Gitanos”. Диск, может, не столь яркий, как ранние работы. Но несколько исключительно приятных треков на нём было, особенно свободолюбивая песня “Quire Libertad” с вкраплениями синтезаторов, инструментал “Felices Dias” и традиционные номера “Magia del Rimto” и “Mi Fandango”. На “Somos Gitanos” нашлось место и бразильским ритмам и ближневосточным мотивам.
Следующий диск Gipsy Kings стал шедевром современной традиционной музыки. Полностью акустический “Roots”(2004) продюсировал Craig Street (помощник modern-jazz звезды Norah Jones); к исконным талантам музыкантов группы он всего лишь добавил немного перкуссий, аккордеон, безладовый бас, дебуку и кору. «Предложение сделать полностью акустический альбом исходило от нашего американского лейбла, — вспоминает Тонино. – Мы все понимали, что погрязли в рутине, записывая дорогие, запродюсированные и сведённые где-то альбомы с кучей сессионных музыкантов». Фэны «цыганских» Gipsy Kings давно ждали такой альбом, если честно, подустав от затянувшейся worldbeat-эпопеи. Уединившись в маленьком городке St.Andre de Bueges в области Herault на юге ставшей родной Франции, Рейесы и Болиардо создали и аранжировали все 16 треков “Roots”. «Это очень хорошо для нас. В какой-то момент мы начали терять себя, — признаётся Николас. – И были счастливы снова обратиться к корням». «Этот альбом, скорее, смешение разных песен, которые мы играем в таборах, на встречах цыган и некоторых новых песен» — добавляет Пачай. “Roots” выдался превосходным, с сильной ностальгией (“Como Siento Yo”,“Como Ayer”, “Soledad”) и традиционными элементами (“Aven, Aven”, оба трека “Fandango”). Приложение в виде DVD диска служило визуальным дополнением к музыке группы и своеобразным историческим экскурсом в историю цыганской музыки 20 века.
Один в поле не воин
Осенью 2006 года Gipsy Kings выдали ещё один диск “Pasajero”, выполненный в ключе “Roots”. Но аутентики стало меньше, видимо приличный приём “Roots” у критиков не вызвал должного энтузиазма у покупателей. Терпкие мелодии и появившийся было надрыв, как в треке “Rhytmic”, сменились новой попыткой скрестить нестареющую музыку фламенко с другими производными пожилых музыкальных культур. В одном котле были заново сварены фламенко, джазовая акустика, латиноамериканские ритмы, кубинский поп, реггей и даже арабская музыка. Был выдержан стабильный баланс между достойными внимания зажигательными танцевальными наигрышами (“Si Tu Mes Quieres”, “Mira La Chica”, “Donde Esta Mi Amor”, “Amor”), балладами (“Sol Y Luna” и “La Tounga”) и инструментальными композициями (“Canastero” и “Guaranga”). Но в целом всё осталось по-прежнему ровно: узнаваемые голоса, класс игры и романтическое очарование южно-европейских курортов. Только ещё больше постарели лица, и тачки стали круче.