на каком языке разговаривают в дербенте

Дербент. Народы и их историческое прошлое

Дербент. Второго такого города в мире точно нет. Причём город уникален не только своей архитектурой, но и своими жителями. Здесь зайдя в обычный магазин или в кафе, можно увидеть, как люди сидят и смотрят иранское или арабское телевидение.

Население города составляет около 120 тыс. человек, здесь проживают представители 103 национальностей, и это не только народы СНГ, но также персы, курды и арабы. Они для Дербента отнюдь не чужаки, их предки внесли вклад в историю города. Курдская, персидская и арабская общины существуют здесь более 1000 лет, поддерживая при этом связь со своей исторической родиной.

Дербент город интересный, но сфотографировать кого-то на улице довольно большая проблема. Скажу прямо, что люди здесь особого желания попасть в кадр не проявляют. Возможно, это было от того, что во время нашего посещения Дербента у мусульман шёл священный месяц Рамадан. В любом случае жители города вежливы и доброжелательны, по их внешнему виду трудно определить кто они по национальности, впрочем, приставать с подобными вопросами как-то и не особо прилично.

Да не обидятся на меня представители 100 народов, проживающих в Дербенте, ибо я расскажу здесь только о трёх: о кумыках, о горских евреях и о татах.

В Дагестане численность кумыков составляет чуть менее 500 тыс. человек. Кумыки это осёдлый тюркоязычный народ, крупнейший среди тюркоязычных на Северном Кавказе. Чеченцы называют кумыков – гумки (степные жители). Землю, где исторически располагаются их поселения можно назвать житницей всего Дагестана.

Кумыки – кто они? Какова история происхождения этого народа?

Кумыки имеют восточные черты лица. Кумыков можно смело назвать внуками хазар, сыновьями половцев. Один из кумыкских родов до сих пор называется шезары (хазары).

3 июля 964 г. Святослав разгромил хазар, и далее на исторической сцене Прикаспия появляются кипчаки (для европейцев – куманы, для русских – половцы). Кипчаки выходцы с Алтая. В 11 веке они заселили и подчинили обширные степные районы от Иртыша до Дуная.
Половцы не были единым народом и представляли собой конфедерацию племён. Степняки являлись извечным врагом Руси, отчего в русских летописях их, как правило, именовали «погаными», причём русские князья, стремясь достичь мира, не единожды заключали с этими самыми «погаными» родственные союзы.

В 13 веке у половцев начинает происходить формирование государства. Образуется некий племенной союз, который возглавляет хан Кончак, над которым сразу нависает страшная опасность в виде монголов, движущихся на Запад.
Помню в фильме «Живёт такой парень» есть эпизод, когда Л. Куравлёв приходит в гости к разведёнке Катьке Лизуновой, и её сестра, заучивая домашнее задание, читает:

Битва на Калке (31 мая 1223 г.) ничему русских князей не научила, и выводов из неё никто не сделал. Всё последующее десятилетие в русских летописях буквально пестрит сообщениями о междоусобных войнах.

Учёные монахи старательно отображают все те события, которые происходят в их княжествах и в соседних, изредка упоминается Европа, и при этом летописцев нисколько не интересует, то, что происходит в степи. Нужно, правда отметить, что кочевники в Лесную Русь с набегов никогда не совершали, вот и не интересовались степной жизнью летописцы, хотя враг, мощный и жестокий, стоял в те годы уже у самого порога.

Любопытно, что в 1237 г. самый могущественный Владимиро-Суздальский князь Юрий, захватил в плен татарских послов, которые везли послание королю Венгрии (на каком языке оно было написано, на монгольском, на персидском, на арабском – это так и осталось неизвестным). Кто-то из толмачей при этом погиб, и самый влиятельный русский князь так и не сумел найти переводчика. Заметим, что монголы в последующем были прекрасно информированы обо всех тонкостях жизни как на Руси, так и в Европе.

У половцев после разгрома на Калке ситуация была кардинально другой, ибо монголы в покое их так и не оставили. Из персидских и китайских источников мы узнаём, что в 1230 г. произошло восстание покорённых кипчаков. Началась партизанская война, которую возглавил некий Бачман.
Для борьбы с Бачманом на западную окраину своей новой империи монголы направили лучшие части во главе с полководцем Судебэйем.

Некогда большая орда кипчаков дробится на части, одна из которых, ища спасения от монголов, движется на Юг по узкому коридору между горами и Каспийским морем, где и оседает. Персидские летописцы сообщают, что в этот период (за несколько лет до нашествия Батыя на Русь) кипчакам даже удаётся хитростью взять Дербент.

Другая часть кипчаков под предводительством хана Котяна, известного участника битвы при Калке, продолжает оставаться в степях Причерноморья, куда после своего похода на Лесную Русь в 1239 г. приходит армия Батыя. Монголы вновь громят кипчаков, после чего хан Котян принимает христианство и уводит остатки своей орды в Венгрию, где его народ со временем растворяется среди местного населения, тогда как кипчакам, оставшимся на территории Северного Кавказа, удаётся через века пронести свою самобытность.

Пришедший на Кавказ Тамерлан заставил кумыков подчиниться и вступить в его войско. Кумыкский полк воевал на стороне Тамерлана против Тохтамыша.

Кумыки образовали на территории Дагестана несколько княжеств, крупнейшим из которых являлось Тарковское шамхальство. Трудно говорить о том, какие первоначально у них были взаимоотношения с горцами, однако вспомним, что последние незамедлительно приходили шамхалу Тарков на помощь – например, вспомним 1594 и 1604гг., когда русские стрельцы дважды пытались завоевать Тарки.
Отметим, что в дальнейшем кумыки являлись проводниками Российской политики на Кавказе, с русскими они практически не воевали, соблюдая как минимум нейтралитет. Вспомним, что именно в бою с кумыкской милицией сложил свою голову легендарный Хаджи-Мурат.

Нравы кумыков в одежде, в быту и в культуре практически неотличимы от дагестанских горцев. Единственное, у кумыков до 1917 г. существовало чёткое деление на множество различных сословий (подобное было не особо присуще горцам).

В Дагестане кумыков в шутку называют евреями, ибо здесь никто не сомневается, что именно они являются потомками хазар, государственной религией которых почти 150 лет являлся иудаизм.

Помню, что в советское время я впервые узнал, что на Кавказе тоже есть евреи, и называют их татами. В 1985 г. Дербент был третьим городом СССР по численности еврейского населения, уступая только Москве и Ленинграду.

Вопрос о том, кто такие таты и горские евреи довольно сложен. На абсолютную истину я не претендую, однако попробую донести свою версию по-поводу татов и по-поводу горских евреев.

В 1888 г. профессор И.Ш.Анисимов изучая татов и горских евреев, сделал вывод о том, что это народы родственные. В пользу его версии говорил тот факт, что таты и горские евреи говорили на похожем татском языке, который входит в одну из иранских языковых подгрупп.

Само слово «тат» имеет тюркские корни и обозначает осёдлых земледельцев, причём у курдов значение этого слова точно такое же. Таким образом, можно говорить, что в этом регионе слово тат до определённого периода не обозначало какого-либо народа, тат – это просто земледелец.

Междуречье в те горы являлось более развитым регионом, отчего многие из них решили не возвращаться в Палестину и остались в Персии. Евреи приняли активное участие в жизни своей новой родины, как в культурном и экономическом, так и в политическом плане.

По описанию историков из Персии первые евреи начинают попадать на Кавказ в 5 веке н.э. (хотя, я уверен, это могло начаться и раньше). В последующем столетии в Персии начинает происходить множество различных политических событий, в которых с обеих сторон участвуют евреи. В результате проигравшие, стремясь избежать расправы, спасая свои жизни и свою веру, стремятся покинуть Персию и уходят на Кавказ. Далее в 7 веке в Персию приходят арабы, заставляя местное население принимать ислам, что для евреев было неприемлемо. В результате подобного поток эмигрантов на Кавказ только усиливается.

Можно ли назвать горских евреев потомками этих первых переселенцев? Думаю, что да, ведь они говорят на татском языке, что свидетельствует об их персидском прошлом.

В 651 г. завоевавшие империю Сасанидов арабы впервые захватывают Дербент, 690 по 693 хазары его отвоёвывают. Как я уже писал, Арабо-Хазарские войны идут с переменным успехом и растягиваются почти на 200 лет.

Но людскими ресурсами халифат ограничен, поэтому для ведения всевозможных войн арабы стараются привлекать своих новых подданных, тасуя людскую колоду, они начинают туда-сюда переселять покорённые ими народы. Дабы укрепить границы, арабы заселяют на Кавказ татов (земледельцев), в качестве противовеса хазарам.

Если вспомнить историю, то в Персии, перед нашествием арабов, евреи были достаточно влиятельной общиной. Ища их поддержки, один из претендентов на йеменский престол в 5 веке принял иудаизм, перешли в эту религию и его подданные. Нечто похожее происходило и в Эрбиле, на территории нынешнего Курдистана.

В 733-734 гг. местное население в Дербенте усиленными темпами обращал в ислам арабский полководец Маслама. В старом городе возле Джума-мечети есть некий непонятный столбик. По легенде Маслама приказал ложкой выковыривать глаза тем, кто не желал переходить в новую веру. Всё это происходило как раз на том месте, где стоит столбик – или входишь в мечеть, или становишься слепцом (правда отметим, что по другой версии столбик был солнечными часами).

В любом случае, после Масламы нечто подобное во время своего правления на Кавказе совершали монголы, после монголов горцев в свою веру обращал Тимур. По некоторым данным последних иудеев, проживавших вплоть до середины 19 века в Андийском ущелье, привёл к исламу имам Шамиль.

Тогда чем же изначально отличались таты и горские евреи? Горские евреи пришли на Кавказ гораздо раньше, и селились они в труднодоступных местах. Здесь они прижились, впитав в себя горскую культуру и обычаи, сохраняя при этом свою веру.

В Дагестане существовало огромное количество языков и наречий, международным был кумыкский, тогда как в аулах разговаривали на своих родных языках. Горские евреи жили обособленно, и это дало им возможность сохранить в общинах тот язык, на котором они общались до переселения на Кавказ, при этом свой родной, на котором они говорили в Палестине, за 1000 лет пребывания в Персии они естественным образом забыли.

Таты попали на Кавказ гораздо позже. Возможно, что речь идёт об одном, или даже о нескольких столетиях. Причём селили татов (земледельцев) не в горах, а именно в тех местах, где можно было заниматься земледелием. Таты, что в Персии, что на Кавказе, жили рядом с тюрками, отчего впитали в себя культуру не горскую, а именно культуру тюрок, но при этом таты также сохраняли верность своей религии.

Указ вызвал волну эмиграции. Многие евреи устремились, как в Европу, так и в Хазарию – эта страна на тот момент была союзницей Византии против арабов, но это не мешало ей проводить самостоятельную политику.

Хазария для византийских евреев была привлекательна ещё и тем, что там уже успели обосноваться их персидские единоверцы. Горские евреи на тот момент уже проживали на Кавказе, и контакт с хазарами у них, безусловно, был.

Переселенец при выборе нового места ищет что-то похожее на то, что у него было. Голландцы в 16-17 веке обустроили южноамериканские болота, ибо подобное, в отличие от англичан, им было хорошо знакомо. Неизвестный народ (предположительно аланы) распавшись на части, образовал осетин, проживающих на Кавказе и ягнобцев, обосновавшихся на Памире – язык этих народов практически идентичен – следовательно, раньше это был один народ, представители которого искали для жизни именно горы. Ну а про расселение славян думаю, говорить даже не стоит…

Будем следовать подобной логике – следовательно, хазарские евреи, жившие в дельте Волги, в горы никогда бы не пошли. Они стали искать именно то, что им знакомо, соответственно хазарские евреи ушли куда-то на Запад.

Есть и ещё одна не менее веская причина, по которой горских евреев никак нельзя называть потомками хазар.

В любой стране евреи принимают её язык и культуру, точнее, они берут всё кроме веры. Хазарские евреи должны были говорить на тюркском языке, и именно с ним уйти из Хазарии. Татский язык совсем другой, следовательно, ни таты, ни горские евреи прямого отношения к хазарам не имеют, хотя, в совместном государстве с последними они, безусловно, проживали.

Горские евреи наладили в своих аулах мелкое кустарное производство, поставляя, меняя и продавая соседям горцам свои изделия. Многие из горских евреев прославились как искусные лекари.

Понимая, что русские на свободу их вероисповедания претендовать не будут, горские евреи во время Кавказской войны, также как и кумыки, приняли на себя миссию проводников Российской политики на Кавказе.

Главный раввин Кавказа в специальном обращении к единоверцам попросил их всеми силами содействовать русской армии. Призыв был услышан. Горские евреи оказали русской армии огромную службу, поставляя Барятинскому агентурные данные разведки, они также служили в царской армии проводниками и переводчиками.

Подобное привело к тому, что мусульмане начали преследовать горских еврев. В ответ царское правительство предложило своим новым союзникам поселиться на подконтрольной территории. Это привело к тому, что горские евреи стали жить возле крепостей, или правильнее сказать в городах (Грозный, Махачкала, Кизляр и конечно Дербент). Напомню, что таты итак жили на равнине, на подконтрольных России землях.

Вхождение в состав России в некоторой степени не оправдало ожиданий горских евреев и татов, ибо российские собратья по вере захотели над ними главенствовать на правах старшего брата. Вдобавок к этому у общин обнаружились религиозные расхождения.

В середине 19 века в Дагестане насчитывалось 27 синагог и 36 религиозных училищ.

Горские евреи и таты в подавляющем большинстве поддержали Великую Октябрьскую революцию. Новые власти упразднили из их жизни религиозную составляющую, отчего горские евреи в массовом порядке стали записываться татами.

Образно говоря, советская власть настолько всех перемешала, что о каких-то отличительных особенностях татов и горских евреев остаётся только вспоминать, и, говоря об этих народах, их объединяют единым словом – таты.

В настоящем татов в мире около 100 тыс. Таты живут в США, в Израиле, в России и даже в Китае, но при этом в Дагестане татов осталось чуть более 10 тыс.

Большое количество и кумыков и татов во время ВОВ было награждено орденами и медалями, и кумыки и таты внесли громадный вклад в экономическую, научную и культурную составляющую России.

Источник

Родные языки и этническая структура Дагестана: сюрпризы и неожиданности

Опубликовано 02.07.2020 06:03

на каком языке разговаривают в дербенте. Смотреть фото на каком языке разговаривают в дербенте. Смотреть картинку на каком языке разговаривают в дербенте. Картинка про на каком языке разговаривают в дербенте. Фото на каком языке разговаривают в дербенте

Свод статистических сведений об изучающих родной язык в дагестанских школах содержит массу важной информации, которая особенно актуальна в преддверии предстоящей переписи населения. Подробные сведения за 2019-2020 учебный год были предоставлены РИА «Дербент» Минобрнауки Дагестана, что дает нам возможность обстоятельно изучить эту важнейшую для республики сферу и сделать интересные выводы.

Во-первых, можно сравнить новые данные с 2017-2018 учебным годом (см. подробнее аналитический материал Что, где и как: сколько же языков учат на Кавказе?). Число изучающих родные языки (за исключением русского как родного) выросло почти на 5% за два года. Почти на четверть в дагестанских школах увеличилось количество изучающих агульский язык. Также большой прирост наблюдается у лезгинского языка – 11,4%. Выше среднего этот показатель по школьникам, изучающим цахурский (9,1%) и чеченский (5,5%) языки.

Важным трендом стал ожидаемый резкий рост дагестанских школьников изучающих в качестве родного русский язык с 12,1 тыс. до 53,3 тыс., то есть в 4,4 раза. В результате за два года русский язык обогнал 5 языков Дагестана по этому показателю!

Чуть ниже среднего (4,1-4,8%) был прирост у кумыкского, лакского, аварского и даргинского языков. На 3% меньше стало изучающих рутульский язык. По остальным языкам ситуация почти не изменилась. Таким образом, динамика существенно различается у разных языков и ее причины не совсем ясны. Кстати, среди всех языков народов Дагестана, на которых издаются государственные газеты, как и ранее, в школе не изучается только татский язык.

Интересно сопоставить количество изучающих родной язык с численностью народа, точнее сравнить удельный вес того или иного языка (в общем количестве изучающих родные языки кроме русского) с удельным весом народа в численности населения Дагестана (правильнее – в совокупной численности этих народов).

Тем не менее, надо отметить некую условность получаемого показателя. Дело в том, что жесткой привязки количества изучающих родной язык в школе к общей численности народа быть не может. Существует множество факторов влияющих на это соотношение, важнейшими из которых являются актуальная на данный момент половозрастная структура и степень охвата школьников возможностью изучать родной язык (включая отношение к нему со стороны администрации школы и педколлектива), а также скорость перехода на русский язык в качестве родного. Конечно же, большое значение имеет и релевантность самих данных.

Но, все же, принимая эти нюансы, и понимая условность данного показателя, стоит его рассмотреть, так как в ряде случаев он является довольно показательным.

на каком языке разговаривают в дербенте. Смотреть фото на каком языке разговаривают в дербенте. Смотреть картинку на каком языке разговаривают в дербенте. Картинка про на каком языке разговаривают в дербенте. Фото на каком языке разговаривают в дербенте

Так, у табасаран он равен 1,18, то есть условный вес табасаран, изучающих родной язык больше на 18% их доли в населении республики, а у аварцев (со всеми народами, которые учитываются в его составе) – почти 1,16, но выше всех у чеченцев – 1,47. Безусловно, в данном случае можно говорить о том, удельный вес чеченцев в населении Дагестана сильно снижен, также он занижен и у табасаран.

С аварцами дело обстоит немного сложнее, так как во многих горных районах численность жителей сильно завышена (в целом в Дагестане реальная численность населения не превышает 3 млн, вероятно она составляет около 2,5 млн). Скорее всего, это имеет место и в отношении школьной статистики.

Правда, в представленных материалах отдельно учитываются данные Центра по обслуживанию деятельности образовательных учреждений, расположенных в зонах отгонного животноводства (ЗОЖ). Согласно им в ЗОЖ учатся 10,6 тыс. школьников, более 88% в качестве родного языка изучают аварский. Если вычесть эти цифры, то показатель снижается до 1,1. Но остается проблема двойного учета населения, проживающего вне ЗОЖ, главным образом в городах.

У даргинцев (также выражен двойной учет) данный показатель равен примерно единице (без ЗОЖ – 1,04), у кумыков – 0,98 (без ЗОЖ 1,01), а у остальных – меньше. Представители народов с низким показателем видимо имеют недостаточно возможностей (в сравнении с другими народами) изучать родной язык, и (или) численность этого народа завышена. Так, у лезгин показатель равен 0,87 (без ЗОЖ – 0,9), а азербайджанцев – 0,78 (без ЗОЖ – 0,8), у ногайцев – 0,69 (без ЗОЖ – 0,72), у лакцев – 0,6, а у агулов, рутульцев и цахуров – меньше половины. Для цахуров второй показатель на графике 2 нерелевантен, так как для Рутульского района двойной учет учащихся не прослеживается (это касается и аварцев из этого района).

В школах Хасавюрта, Кизляра и Кизлярского района не изучается лакский язык, несмотря на большое количество проживающих там лакцев. Лезгины в Избербаше, а ногайцы в Махачкале также фактически не изучают родной язык. Имеются и другие подобные факты, которые также необходимо учитывать. Тем не менее, при всех этих и других обстоятельствах можно достаточно уверенно говорить о том, что численность азербайджанцев, лакцев, агулов, рутульцев и цахуров представляется завышенной.

Эти крайне условные цифры и показатели, полученные в масштабах всего Дагестана, гораздо более значимы при сопоставлении этнического состава определенной территории с удельным весом изучающих языки данных народов в школе.

Источник

Дагестанцы говорили на едином языке

Дагестан — единственное место в мире, где на площади 50 тысяч квадратных километров проживают представители 121 народностей, из которых 36 являются коренными.

Еще в глубокой древности ходили легенды о необычной многоязычии Дагестана. Этот факт неизменно подчеркивали греческие, арабские, персидские и европейские географы средневековья.

Численность населения республики по данным Росстата на 2020 год составляет 3110858

на каком языке разговаривают в дербенте. Смотреть фото на каком языке разговаривают в дербенте. Смотреть картинку на каком языке разговаривают в дербенте. Картинка про на каком языке разговаривают в дербенте. Фото на каком языке разговаривают в дербенте

Во многих дагестанских аулах известна сказка о всаднике, который давным-давно разъезжал по миру с мешком в котором были разные языки. Всадник раздавал народам земли разные языки. Когда всадник появился на Кавказе, он разорвал свой мешок об одну из неприступных скал Дагестана. Языки рассыпались по горам, и все перемешалось.

Вот почему в республике так много языков. Но это всего лишь красивая легенда. А как с научной точки зрения можно объяснить такое разнообразие языков?

Дагестанские языки относятся к иберийско-кавказской языковой семье, куда относят и картвельские, абхазо-адыгские и нахско-дагестанские языки.

Дагестанские языки, в свою очередь, делятся на аваро-андоцезские, лезгинские, лакский и даргинский языки. В Дагестане проживают носители тюркских языков: азербайджанцы, кумыки и ногайцы. Из представителей иранских языков здесь представлены горские евреи (тати). Возникновение такого количества языков на сравнительно небольшой территории объясняют по-разному. Ранее была распространена теория, гласящая, что причиной такого разнообразия явилась изоляция, ведь всем известно, что в Дагестане очень много изолированных друг от друга естественными горными границами мест, поэтому в каждой сложился свой язык или диалект.

Однако, например в Германии, где равнинная территория, также много диалектов — баварский, саксонский и другие. И это объясняется тем, что каждая немецкая земля — Бавария, Саксония и другая — была независима, имела свои «священные» границы, и только после объединения земель возник единый язык, хотя на каждой территории продолжает говорить на своем наречии. Такую же ситуацию можно наблюдать и у нас на Хунзахском плато, где возникло Хунзахское ханство, которое способствовало процессу стирания диалектических различий на данной территории. Ныне здесь говорят на одном хунзахском диалекте аварсксго языка, который слабо делится на говоры.

Так что, скорее всего, главная причина многоязычия Дагестан в политической самостоятельности отдельных сел, объединений и ханств. В Дагестане было много вольных обществ, которые имели свои земли, был и независимый и практически у каждого был свой диалект. Отметим, что экономической изоляции, конечно же быть не могло — люди торговали и общались. Практически не было, ни одного села, в котором не могли бы понять язык соседей.

на каком языке разговаривают в дербенте. Смотреть фото на каком языке разговаривают в дербенте. Смотреть картинку на каком языке разговаривают в дербенте. Картинка про на каком языке разговаривают в дербенте. Фото на каком языке разговаривают в дербенте

Самым первым, кто описал языки Дагестана, был Иоганн Антон Гольденштедт. Он был одним из персов европейцев, исследовавших быт и культуру дагестанских народов. Гольденштедт осуществлял свои экспедиционные исследования Кавказа по заданию российской Академии наук. Однако при сборе сведений он руководствовался не только предписаниями свыше, но и собственными представлениями о долге ученого перед наукой и обществом.

Таркинский шамхал не дал ему разрешения на посещение Дагестана, и он побывал только на одном из участков его западных границ в Кахетии. Там он нашел возможность собрать ценные и достоверные сведения по географии, логическому устройству, лингвистике значительной части горного края. Материалы Гольденштедта были изданы академиком Лапласом в двух томах в 1787 и 1791 годах.

Ко второму тому приложен «Сборник слов для сравнения языков, которые употребляется на Кавказе».

Научное изучение дагестанских языков начинается в середине XIX века. Пионером научного изучения является барон Петр Карлович Услар. Он написал 5 монографий по дагестанским языкам. Будучи царским генералом и имея задачу приобщить дагестанцев к русской культуре, он открывал русские школы, однако признавал, что среди горцев практически не было неграмотных, все получали начальное образование на арабском языке. Более же полная (и точная) классификация была проведена уже после революции в 20-30-х годах и в 50-х годах XX века, тогда уже решали, куда какой язык отнести по его структуре.

на каком языке разговаривают в дербенте. Смотреть фото на каком языке разговаривают в дербенте. Смотреть картинку на каком языке разговаривают в дербенте. Картинка про на каком языке разговаривают в дербенте. Фото на каком языке разговаривают в дербенте

В науке утвердилась такая точка зрения что все родственные языки имеют одного общего предка — праязык. К примеру, практически все европейские языки, за исключением финно-угорских, относятся к индоевропейской языковой семье.

Так и дагестанские языки, видимо, имели одного общего предка. Как это определяется? Берется 100 исконных слов, к примеру слово «огонь» — это слово употребляется всеми и имеет одинаковый корень во всех дагестанских языках — и отделяется, какие изменения произошли в этих словах за определенный промежуток времени, полученные данные умножает на коэффициент. Этот метод получил название метод Сводеша — по фамилии американского языковеда Мориса Сводеша, который первым его предложил. Таким образом, было установлено, что все дагестанские языки относящиеся к кавказской языковой семье, имели общего предка, то есть пять тысяч лет назад у дагестанцев был общий язык.

Восемь тысяч лет назад дагестанцы и грузины тоже говорили на одном языке. Ян Браун, известный польский языковед, занимался баскским языком и выявил, что этот язык также родственен кавказским языкам. Баскский язык отделился около девяти тысячи лет назад. Албанского языка не существовало, как не существует сейчас дагестанского или российского. Кавказская Албания была государством, в которое входили все дагестанские народы со своими языками, так что говорить о том, что существовал какой-то единый албанский язык, нельзя…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *