на какой счет отнести аптечку автомобильную в бюджете
КОСГУ для приобретения автомобильной аптечки и ее дальнейший учет
AllaSerebrina / Depositphotos.com |
Наличие аптечки – обязательное условие эксплуатации каждого автомобиля. При этом учитывать аптечку следует как единый объект, ведь входящие в ее состав изделия медицинского назначения и лекарства являются ее неотъемлемой частью, не подлежат замене, поэтому обособленно учитываться не могут (приказ Минздравсоцразвития России от 10 августа 2011 г. № 905н, приказ Минздравмедпрома России от 20 августа 1996 г. № 325).
Главный инструмент для определения конкретного кода КОСГУ и аналитического счета – Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014). Аптечка для оказания первой помощи относится к классу 21 «Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях» – ей присвоен код 21.20.24.170. А приобретение лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, относящихся к классу 21, следует оплачивать по коду КОСГУ 341 и учитывать их в дальнейшем на счете 105 01. На это указывал Минфин России в своих разъяснениях. Более того, необходимость отражения покупки аптечек и сумок санитарных по подстатье 341 финансовое ведомство подчеркивало и в Методрекомендациях к Порядку применения КОСГУ.
На какой счет отнести аптечку автомобильную в бюджете
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В соответствии с приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях, а на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам.
Муниципальное учреждение, не относящееся к сфере здравоохранения, приобретает аптечку первой помощи (автомобильную) или средства, необходимые для формирования аптечки первой помощи (автомобильной) для автомобилей служебного пользования в соответствии с приказом Минздравмедпрома РФ от 20.08.1996 N 325 «Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)».
На какую подстатью КОСГУ следует относить данные расходы: на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» или на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В 2019 году приобретение аптечки скорой помощи для служебных автомобилей и средств, необходимых для ее комплектации, отражается по подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Учет расходов на содержание автотранспортных средств
Автор: Заболонкова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В консультации рассмотрим особенности бюджетного учета чаще всего возникающих расходов, связанных с содержанием автотранспортных средств, например расходов на ремонт, техобслуживание и т.д.
Приобретение и учет запасных частей
Согласно п. 118 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в транспортных средствах, учитываются в составе материальных запасов на счете 10536000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения».
Расходы на их приобретение отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 11.4.6 Порядка № 209н).
Для учета материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием применяется забалансовый счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Перечень материальных ценностей, учитываемых на этом счете (например, двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т. п.), устанавливается учетной политикой учреждения (п. 349 Инструкции № 157н).
Материальные ценности отражаются на забалансовом счете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортных средств.
Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.
При выбытии транспортного средства запасные части, установленные на нем и учитываемые на забалансовом счете, списываются с забалансового учета.
Аналитический учет по забалансовому счету 09 ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров – при их наличии) и их количеству.
В бюджетном учете операции по учету запасных частей отражаются проводками (п. 23, 26 Инструкции № 162н):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Приняты к учету запасные части по фактической стоимости (без дополнительных затрат, в рамках одного договора)
1 302 34 73х*
1 208 34 667
Приняты к учету запасные части по стоимости, сформированной при их приобретении (в том числе по нескольким договорам)
Получены запасные части по централизованному снабжению
Приняты к учету запасные части, полученные после ликвидации основного средства и оставшиеся в распоряжении учреждения
Приняты к учету запасные части, оставшиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, в том числе демонтажа объектов нефинансовых активов
Списаны с балансового учета выданные запасные части
Приняты на забалансовый учет выданные запасные части
Списаны с забалансового учета запасные части после их замены
*По соответствующей подстатье КОСГУ.
Ремонт автомобиля
Если учреждение осуществляет ремонт не собственными силами, в этом случае расходы учреждения на оплату услуг по ремонту автомобиля отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 10.2.5 Порядка № 209н).
В силу производственной необходимости работник казенного учреждения вынужден был за свой счет оплатить ремонт служебного автомобиля, согласовав его с работодателем. Стоимость работ составила 2 000 руб. Расходы на ремонт возмещены работнику путем перечисления денежных средств на его карту. Согласно учетной политике учреждения в случае возмещения произведенных работником расходов без предварительного получения денежных средств под отчет применяется счет 208 00 000*. Данные условные.
В учете необходимо сделать проводки (п. 84, 111 Инструкции № 162н):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Приняты к учету расходы на ремонт автомобиля
Перечислены работнику денежные средства для возмещения ему расходов на ремонт автомобиля
* По мнению Минфина, выраженному в Письме от 30.09.2011 № 02-06-05/4406, согласно общим принципам методологии бюджетного учета, а также с учетом того, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него ЛБО (бюджетных ассигнований), корректно будет принять к учету обязательство учреждения в сумме расходов, произведенных сотрудником, не получившим предварительно денежных средств под отчет, как денежное обязательство учреждения с отражением на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» и 0 502 00 000 «Принятые обязательства». Но и отражение на соответствующем счете аналитического учета счета 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» обязательств учреждения перед своими сотрудниками в таком случае не является нарушением порядка ведения бюджетного учета (Письмо Минфина РФ от 26.04.2019 № 02-06-10/30972).
Автомобильные аптечки
Автомобильные аптечки относятся к лекарственным средствам и материалам, применяемым в медицинских целях (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
Исходя из этого определения, расходы на приобретение автомобильных аптечек необходимо отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 11.4.1 Порядка № 209н, Письмо Минфина РФ от 15.03.2019 № 02-05-10/17875).
Таким образом, в бюджетном учете автомобильные аптечки отражаются в составе материальных запасов на счете 0 105 31 000 «Медикаменты и перевязочные средства – иное движимое имущество учреждения» (п. 117, 118 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н).
К сведению: подготовлен проект приказа Минздрава РФ «Об утверждении требований к комплектации аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (автомобильной)», согласно которому с 1 января 2021 года устанавливается новое наполнение аптечки для водителей. Например, планируется убрать из аптечки бинты малых размеров (5 м х 5 см и 5 м х 7 см), стерильные бинты различных размеров и стерильный перевязочный пакет, бактерицидные лейкопластыри. Предполагается добавить в аптечку дополнительную упаковку стерильных салфеток и нестерильные бинты больших размеров, две нестерильные медицинские маски. Рулонный лейкопластырь размерами не менее 1 х 250 см будет заменен на более широкий (не менее 2 х 500 см). Предусматривается, что аптечки первой помощи (автомобильные), произведенные до 1 января 2021 года, будут действительны в течение срока их годности, но не позднее 31 декабря 2024 года.
Автомобильные огнетушители
Огнетушители – это первичное средство для тушения пожаров. Они могут быть перезаряжаемыми или разовыми. Например, срок службы перезаряжаемого огнетушителя с металлическим корпусом – не менее 10 лет. Срок службы огнетушителя разового пользования определяется техническими документами на огнетушитель (п. 5.53 ГОСТ Р 51057-2001, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 25.10.2001 № 435-ст).
Следовательно, огнетушитель в зависимости от срока службы можно учитывать в составе как основных средств, так и материальных запасов.
Основное средство.
Если срок службы огнетушителя составляет больше 12 месяцев, его учитывают в составе основных средств (п. 7 СГС «Основные средства»). Расходы на его приобретение следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н, п. 11.1 Порядка № 209н).
В ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст) огнетушители включены в группу «Машины и оборудование общего назначения прочие, не включенные в другие группировки» по коду 330.28.29.22.110.
Для их учета можно применять счет 0 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения» (п. 4, 5 Инструкции № 162н).
Огнетушители стоимостью до 10 000 руб. при передаче в эксплуатацию отражаются на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации», и на них не нужно начислять амортизацию (п. 373 Инструкции № 157н, п. 39 СГС «Основные средства»).
Напомним, на забалансовом счете 21 объект отражается на основании первичного документа, подтверждающего его ввод (передачу) в эксплуатацию, в условной оценке «один объект – 1 руб.», в случае утверждения учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка – по балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта.
Внутреннее перемещение огнетушителей в учреждении отражается на забалансовом счете на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения.
Выбытие огнетушителей с забалансового учета производится на основании акта (акта приема-передачи, акта о списании) по стоимости, по которой они ранее были приняты к забалансовому учету.
Аналитический учет ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей.
Обратите внимание: расходы на перезарядку (зарядку) огнетушителей относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка № 209н).
Материальный запас.
Если срок службы огнетушителя составляет менее года, его можно учитывать в составе материальных запасов (п. 7 СГС «Запасы»). В этом случае расходы на его приобретение отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н) и КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Счет учета – 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 21 Инструкции № 162н).
Коврики, чехлы
Расходы на приобретение автомобильных ковриков и чехлов отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н), КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н).
Установка сигнализации
Если и приобретение оборудования (сигнализации), и его установка оформлены одним договором, оплата таких услуг отражается по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» (п. 10.2.6 Порядка № 209н).
В случае приобретения сигнализации по отдельному договору оплата ее стоимости отражается по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов», а установка – по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
В обоих случаях применяется КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».
Прочие расходы
Госпошлина при регистрации автомобиля.
Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий предусмотрены пп. 36 – 46 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.
Положение указанной нормы НК РФ распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение их от уплаты государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 21. Согласно этому документу учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.
В соответствии с законодательством РФ федеральные органы государственной власти осуществляют деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.
В ведении федерального органа исполнительной власти могут находиться научные, образовательные и иные организации.
По мнению Минфина, положение пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ на такие подведомственные учреждения и организации не распространяется (Письмо от 03.07.2020 № 03-05-05-03/57683).
Учреждения, которые должны уплачивать госпошлину при регистрации автомобиля, отражают такие расходы по подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ и КВР 852 «Уплата прочих налогов, сборов» (п. 10.9.1 Порядка № 209н, п. 48.8.5.2 Порядка № 85н).
Обслуживание автомобиля.
Расходы учреждения на оплату услуг по техническому осмотру, шиномонтажу, балансировке колес, мойке автомобиля отражаются по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ и КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 10.2.5 Порядка № 209н, п. 48.2.4.4 Порядка № 85н).
На какой счет отнести аптечку автомобильную в бюджете
Дата публикации 12.03.2020
На каком счете бухгалтерского учета (основные средства или материальные запасы) учитывать реанимационный и педиатрический наборы для автомобилей скорой помощи? В их комплект входят одноразовые медицинские изделия и изделия многократного использования. Все укомплектовано в пластиковый ящик. Непонятно, как списывать эти наборы. Стоимость наборов складывается из ящиков-укладок и содержимого (одноразовых медицинских изделий, ларингоскопа металлического с длительным сроком эксплуатации, тонометра, аппарата ИВЛ механического):
Когда выходит из строя пластиковый ящик (треснул), приобретается обычная пустая укладка для СМП стоимостью 5000 руб. Как правильно заменить ящик? Если списать набор, тогда в учете останутся одни укладки СМП за 5000 руб. Купить пустую укладку и списать ее по акту, отметив, что произведен ремонт набора?
По какому коду КОСГУ приобретать пустые футляры-укладки? Если наборы относятся к материальным запасам, верно ли отражать их ремонт, или ремонтируются только основные средства?
Ни нормативными правовыми актами в области здравоохранения, ни нормативными правовыми актами в сфере бухгалтерского (бюджетного) учета не предусмотрен порядок учета реанимационных и педиатрических наборов и медицинских укладок.
Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, в отношении объекта не установлены правила его отражения в учете, учреждение по согласованию с учредителем и с финансовым органом публично-правового образования определяет такой порядок и отражает его в учетной политике. При этом нужно исходить из требований федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Такое положение содержит п. 7 федерального стандарта «Учетная политика», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.
Критериями отнесения объекта к основным средствам являются:
Если перечисленные критерии не выполняются, объекты нефинансовых активов принимаются к учету в качестве материальных запасов. Кроме того, объекты не могут быть отнесены к основным средствам, если они должны учитываться в составе материалов в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н.
Согласно п. 10 СГС «Основные средства» объектом основных средств признаются:
Кроме того, объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной, могут объединяться в один инвентарный объект. Для целей бухгалтерского учета он признается комплексом объектов основных средств согласно учетной политике.
Реанимационный и педиатрический наборы не могут быть учтены в качестве комплекса конструктивно сочлененных предметов. Предметы, которые входят в состав наборов, не имеют общих приспособлений, могут выполнять свои функции как самостоятельно, так и в составе комплекса.
Ящик-укладка, ларингоскоп металлический, тонометр и механический аппарат ИВЛ, как правило, имеют срок полезного использования более 12 мес. (примерный срок использования от 5 до 7 лет). Кроме того, каждый из объектов способен выполнять определенные самостоятельные функции.
Следовательно, при покупке реанимационного и педиатрического наборов учреждение получает как основные средства, так и материальные запасы. Исходя из положений п. 7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, если расходы учреждения одновременно направлены на капитальные вложения и вложения некапитального характера, такие затраты признаются расходами текущего характера.
В рассматриваемом случае расходы на приобретение наборов относятся к расходам текущего характера, следовательно, материальные ценности целесообразно принять к учету в качестве материальных запасов.
Учреждение выбирает единицу бухгалтерского учета запасов самостоятельно с учетом положений, установленных в учетной политике, таким образом, чтобы сформировать полную и достоверную информацию об этих запасах (п. 8 СГС «Запасы», утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н).
В зависимости от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования единицей запасов является номенклатурная (реестровая) единица либо партия, однородная (реестровая) группа запасов. Как выбрать единицу учета запасов, разъясняется в разд. 2 Методических рекомендаций.
В рассматриваемом случае наборы целесообразно учитывать как номенклатурные единицы. Номенклатурную единицу рекомендуется применять в качестве единицы учета при необходимости ведения раздельного аналитического учета однородных материальных запасов, выпущенных разными производителями, имеющих разные артикулы, торговые марки, размеры, сорт.
Набор может числиться на балансе за ответственным лицом на счете 105 Х1 до момента, когда он станет полностью непригодным к эксплуатации. Тогда он списывается по акту (ф. 0504230), а пригодные к дальнейшему использованию инструменты и материалы принимаются в общеустановленном порядке по справедливой стоимости.
Если в процессе эксплуатации набора какие-то препараты или инструменты выходят из строя, то приобретаются новые материалы для замены по подстатье 341 КОСГУ. Стоимость таких материалов сразу списывается на расходы. При этом стоимость набора не изменяется.
Другим вариантом учета наборов может быть их списание с баланса при выдаче в эксплуатацию. Однако в целях сохранности придется вести их учет на специальном забалансовом счете или в регистрах управленческого учета.
Выбранный вариант целесообразно согласовать с учредителем и закрепить в учетной политике.
Медицинская укладка, имеющая в своем составе только медикаменты, может быть принята к учету по аналогии с аптечками. В соответствии с Методическими рекомендациями медицинские аптечки наряду с медицинскими расходными материалами учитываются на счете 105 31. Следовательно, медицинские укладки также можно учитывать в качестве материальных запасов на счете 105 31.
Окончательное решение о порядке учета указанных нефинансовых активов принимает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции № 157н).
Ящик-укладку, который имеет в составе только медикаменты, целесообразно учитывать по аналогии с аптечками на счете 105 31. Однако в рассматриваемой ситуации ящик для медикаментов приобретается отдельно от изделий медицинского назначения. При этом учреждение в дальнейшем планирует его укомплектовать медикаментами.
В соответствии с пп. 3, 5 примечаний к приказу Минздрава России от 22.01.2016 № 36н лекарственные препараты, которыми комплектуются укладки для оказания скорой медицинской помощи, не подлежат замене, поэтому обособленно учитываться не могут. При этом по истечении сроков годности или в случае использования укладки и наборы для оказания скорой медицинской помощи необходимо пополнить.
Кроме того, согласно п. 11.4 Порядка № 209н материальные запасы относятся на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по целевому (функциональному) назначению материала. Поскольку ящик-укладка предназначен для комплектования изделиями медицинского назначения, полагаем, что расходы на его приобретение можно отнести на подстатью 341 КОСГУ.
Нормативными правовыми актами в сфере бухгалтерского и бюджетного не предусмотрен порядок отражения ремонта материальных запасов. В Инструкции № 157н определен порядок учета ремонтных работ только в отношении объектов основных средств (п. 27 Инструкции № 157н). По нашему мнению, замена ящика в медицинской укладке (при условии ее учета в качестве материальных запасов) не может быть квалифицирована в качестве ремонта.