на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

Тестовый контроль по биологии по теме «Ткани» в формате ОГЭ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тестовый контроль по теме «Ткани» в формате ОГЭ

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

Какой орган человека в своём строении не содержит гладкую мышечную ткань? 1)

Начало формы Какая ткань не участвует в образовании органов человека? 1)

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

Какая ткань не участвует в образовании органов животных и человека? 1)

Начало формы Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению микроскопа к работе. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

поместите приготовленный препарат на предметный столик

в отверстие предметного столика направьте зеркалом свет, добейтесь хорошего освещения поля зрения

пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата

поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края рабочего стола

глядя в окуляр одним глазом, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

Какая ткань выполняет в организме человека защитную и секреторную функции? 1)

Вставьте в текст «Животные ткани» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

У взрослого человека более 200 различных типов клеток, которые объединяют в __________ (А) группы. К самым разнообразным по строению относят __________ (Б) ткани. Их главной особенностью является хорошо развитое __________ (В). У крови и __________ (Г) межклеточное вещество называют плазмой. В животном организме ткани выполняют разнообразные функции.

Соединительную ткань от эпителиальной можно отличить по

количеству ядер в клетках

количеству межклеточного вещества

Какая ткань в организме человека выстилает стенку желудка изнутри?

16. Какая ткань образует поверхностный слой кожи человека?

17Какую ткань относят к животным?

Клетки какой ткани способны выделять в полость органов ферменты?

состоят из одинаковых по форме клеток

имеют хорошо развитое межклеточное вещество

включают в себя клетки, пропитанные минеральными солями

содержат в межклеточном веществе эластические волокна

Прочность и упругость организму растения обеспечивает

клеток с волосками

Волокно как особый вид механической ткани сильно развито в стебле 1)

24. Для какой ткани характерно хорошо развитое межклеточное вещество? Для какой ткани характерно хорошо развитое межклеточное вещество?

состоит из клеток, содержащих хлоропласты

образована клетками с толстыми прочными стенками

входит в состав древесины

обеспечивает синтез органических веществ из неорганических на свету

заполняет внутреннее пространство листовой пластинки

образована в основном мёртвыми клетками

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Основной тканью стенки желудка человека является 1)

29. Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА

Главные клетки, образующие нервную ткань, называют __________ (А). Они состоят из тела и цитоплазматических отростков. Один из отростков нервной клетки обычно длиннее всех остальных, это – __________ (Б). Также от нервной клетки отходят один или несколько коротких, сильно ветвящихся отростков; их называют __________ (В). Скопление тел и коротких отростков в центральной нервной системе образуют __________ (Г).

В какой ткани межклеточное вещество настолько мало развито, что его трудно обнаружить?

Вставьте в текст «Мышечные ткани человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА

Волокна скелетных мышц под микроскопом __________ (А). Их длина составляет __________ (Б). Волокна сердечной мышечной ткани, в отличие от поперечнополосатой, имеют контактные участки. Совокупность клеток, образующих ткань мышц внутренних органов, называют __________ (В) мышечной тканью. Для всех типов мышечных тканей характерные свойства – возбудимость и __________ (Г).

не поперечно исчерчены

Верны ли следующие суждения о свойствах мышечных тканей человека?

А. Основные свойства мышечной ткани – это возбудимость и проводимость.

Б. Стенки кровеносных сосудов, кишечника, мочевого пузыря образованы поперечнополосатой мышечной тканью.

верны оба суждения

оба суждения неверны

Для какой ткани характерно наличие межклеточного вещества в виде жидкости?

Начало формы Вставьте в текст «Нейроны» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Нейроны различаются по форме и функциям. Так, __________ (А) передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Другие, __________ (Б), передают импульсы от спинного и головного мозга
к мышцам и внутренним органам. Связь между двумя типами нейронов осуществляют __________ (В). Основные свойства нервной ткани – это возбудимость и __________ (Г).

37. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению микропрепарата животной клетки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

протрите салфеткой предметное и покровное стёкла

капните раствор йода на приготовленный препарат и накройте покровным стеклом

поместите снятую слизь на предметное стекло

зарисуйте животные клетки, обозначив мембрану, цитоплазму и ядро

рассмотрите микропрепарат под микроскопом

возьмите чистый шпатель и с лёгким нажатием проведите им по твёрдому нёбу или дёснам

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

Номер материала: ДБ-1069311

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов

Время чтения: 1 минута

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений

Время чтения: 1 минута

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Мукоцилиарный клиренс – естественная защита

От чего необходимо нас защищать

Дыхательная система связывает организм человека с окружающей средой, в которой находится огромное количество агрессивных факторов: пылевые частицы, химически агрессивные вещества, сажа, смолы, аллергены, большое количество инфекции (бактерии, вирусы, патогенные грибки). Это обстоятельство в последнее время особенно актуально для крупных мегаполисов из-за экологической обстановки. Дело в том, что, чем грязнее воздух, тем больше инфицируются люди. Происходит это из-за того, что на микроскопических частичках пыли, химических капельках оседает большое количество бактерий и вирусов, которые в воздушной среде находятся в подвешенном состоянии, и люди их вдыхают, инфицируя дыхательные пути. Поэтому первым важным барьером в этом взаимодействии с окружающей средой является мукоцилиарный клиренс.

Что такое реснитчатый мерцательный эпителий?

Слизистые оболочки респираторного тракта (нос, глотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы) выстланы реснитчатым мерцательным эпителием. Это микроскопические жгутики (реснички), которые находятся в постоянном движении, причем, движение их строго координированы в определенном направлении. Колебание ресничек происходит с высокой частотой 10-20 раз в секунду. Такое движение огромного количества ресничек напоминает “поле пшеницы на ветру” или “бегущие волны”.

Из полости пазух реснички движутся в сторону полости носа, откуда движение продолжается в основном в носоглотку, но меньшая часть ресничек передних отделов носа движется вперед, в преддверие носа. Реснички из бронхов двигаются кверху к крупным бронхам и трахеи, а из нее в гортано-глотку. Таким образом, из организма выводится слизь. Из пазух в глотку, и из бронхов также в глотку, а затем слизь непроизвольно и часто незаметно заглатывается человеком или отхаркивается. Этому еще помогает кашель.

Важно отметить, что мукоцилиарный клиренс состоит из двух частей: реснитчатого аппарата, о котором мы написали выше, и секреторного аппарата, основной задачей которого является продукция слизи.

Зачем человеку нужна слизь?

Существует ряд мифов, которые распространяют некоторые врачи о якобы “нежелательном” употреблении продуктов (чаще молочных), из-за которых повышается слизеобразование, тем самым, лишают возможности людям правильно и полноценно питаться.

Некоторые факты о физиологическая слизи

Реснички, приводя слизь в движение, не только механически очищают органы дыхания, но и распределяют по поверхности слизистых дыхательных путей иммунные вещества, иммунные клетки.

Мукоцилиарный клиренс – естественная защита

Резюмируя, можно сказать – мукоцилиарный клиренс оказывает механическую, химическую, гипоаллергенную, противоинфекционную защиту. Поэтому, любое нарушение мукоцилиарного клиренса лежит в основе патологии всех заболеваний дыхательных путей.

Как это происходит?

Поэтому в лечении наших пациентов в клинике ЛОР-Астма мы активно проводим мукоактивную терапию, направленную на восстановление и усиления работы мукоцилиарного клиренса.

Надо отметить еще одну важную функцию слизи – она увлажняет вдыхаемый воздух. Уже в полости носа влажность вдыхаемого воздуха около 90%. Это к разговору о модной тематике об увлажнении воздуха в помещении. Если у вас здоровые слизистые оболочки дыхательных путей, а гигрометр помещения показывает влажность выше 50-60%, то увлажнять не нужно.

Природа предусмотрела защиту и отчистку

И в заключении хочу добавить, если вдруг слизи станет много, надо понимать, что организм человека – это саморегулируемая система, избытки будут выводится из организма незаметно. И когда у человека насморк или бронхит с мокротой, нужно правильно оценивать свое состояние. Возникает это не из-за избытка слизи от выпитого молока, а по причине воспаления. В этом случае, наоборот, слизистые дыхательных путей испытывают особую потребность в этой слизи, т.к. она нужна, чтобы отмыть дыхательные пути от инфекции, токсинов, пыли, сажи (в случае с плохой экологией), а также включить местную иммунную защиту, которая может реализоваться только через эту слизь. То же самое происходит в желудочно-кишечном тракте человека. Хоть там и другой слизистый эпителий, другие ворсинки, слизь так же необходима для того чтобы защищать, увлажнять и смазывать.

Источник

Цилиарный эпителий при респираторных вирусных инфекциях у детей. Влияние лекарственных препаратов

*Пятилетний импакт фактор РИНЦ за 2020 г.

на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий

Читайте в новом номере

Болезни органов дыхания относятся к числу наиболее распространенных заболеваний человека. Респираторные заболевания у детей составляют до 90% всех инфекционных болезней. Среди болезней органов дыхания львиная доля приходится на острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Наиболее высокие показатели заболеваемости отмечаются у детей раннего возраста. Дети младшего возраста в среднем болеют ОРВИ 6–8 раз в год, а 10–15% детей – не менее 12 раз в год. Высокие показатели заболеваемости ОРВИ в детском возрасте делают эту проблему крайне актуальной для педиатрии.

ОРВИ представляют собой этиологически разнородную группу. Причиной заболевания могут стать различные вирусы – гриппа, парагриппа, риновирусы, аденовирусы, респираторно–сентициальный вирус (РСВ), метапневмовирус, реовирусы, коронавирусы и др. Входными воротами для большинства возбудителей ОРВИ является слизистая оболочка верхних дыхательных путей, где и локализуется воспаление при данном заболевании. Однако некоторые вирусы (РСВ, вирусы парагриппа, риновирусы, коронавирусы) поражают не только верхние, но и нижние дыхательные пути, вызывая бронхит, бронхиолит и пневмонию и приводя к тяжелому течению ОРВИ, особенно у детей младшего возраста.
В процессе течения ОРВИ возникает не только воспаление слизистой оболочки дыхательных путей, но и ослабление иммунной защиты, что нередко способствует активации эндогенной микрофлоры или экзогенному бактериальному инфицированию. Бактериальная инфекция является причиной осложнений, отягощающих течение ОРВИ (синусит, отит, пневмония).
Первым барьером на пути возбудителей ОРВИ является слизистая оболочка верхних дыхательных путей. Именно в слизистой оболочке верхних дыхательных путей при ОРВИ чаще всего разворачивается первичный воспалительный ответ и формируются предпосылки для дальнейшего распространения патологического процесса. Носовой мукоцилиарный клиренс (МЦК) является важнейшим звеном защиты нижних дыхательных путей.
Практически все отделы дыхательных путей, начиная от полости носа и вплоть до терминальных бронхиол, покрыты мерцательным (цилиарным) эпителием. Также мерцательный эпителий выстилает околоносовые пазухи, евстахиеву трубу, барабанную полость.
Эпителий слизистой оболочки носа, трахеи, главных, крупных и средних бронхов – многорядный мерцательный, эпителий в мелких бронхах – двухрядный мерцательный, а в терминальных бронхиолах – однорядный мерцательный. В составе слизистой оболочки дыхательных путей находятся не только реснитчатые (которые составляют до 80% от общего количества клеток), но также бокаловидные клетки, которые секретируют слизь, и базальные (недифференцированные) клетки. В норме клетки слизистой оболочки обновляются каждые 4–8 нед. [1]. На каждой реснитчатой клетке находится до 200 ресничек длиной 5–7 мкм и шириной 0,2 мкм.
Цилиарный эпителий, перицилиарный слой секрета и собственно слизь составляют функционально связанный комплекс – мукоцилиарную систему (МЦС), которая является важнейшим механизмом естественной защиты респираторного тракта. Движение ресничек происходит в перицилиарном слое. Выпрямляясь во время удара, реснички своими верхушками погружаются в слизь и проталкивают ее вместе с прилипшими к ней инородными частицами. В норме реснички движутся координированно, формируя однонаправленный поток слизи. Движение реснички мерцательной клетки состоит из двух фаз: быстрого эффективного удара и медленного возвратного движения. Несмотря на свои малые размеры, реснички способны продвигать слизь со скоростью до 0,5 мм/с (что составляет около 3 см в мин.) [2].
Впервые ультраструктура ресничек была описана Fawcett и Porter в 1954 г. и дополнена Afzelius в 1959 г. Реснички представляют собой выросты клетки, центральную их часть занимает аксонема, состоящая из 9 дублетов микротрубочек, в центре расположены 2 отдельные микротрубочки (формула 9+2). Вдоль всей длины микротрубочек расположены динеиновые ручки – внутренние и внешние, которые участвуют в преобразовании химической энергии АТФ в механическую. Радиальные спицы между дублетами и центральной парой микротрубочек обеспечивают структурную устойчивость [3].
Эффективный МЦК возможен лишь при координированной работе ресничек и адекватной продукции слизи как по количеству, так и по составу. Нарушение МЦК является важным звеном в патогенезе ОРВИ, клинических проявлений как в острый период, так и в период восстановления.
Ключевую роль в осуществлении МЦК, помимо координированной работы ресничек, играет частота биения ресничек (ЧБР). По данным разных авторов, ЧБР респираторного тракта человека в норме составляет от 3 до 15,5 Гц, у детей ЧБР, по данным большинства авторов, находится в пределах 9–15 Гц. По–видимому, такая неоднородность данных связана с используемыми методами исследования и условиями среды. Значения ЧБР по данным разных авторов приведены в таблице 1.
Большой разброс результатов по возрасту осложняет сравнение данных. Большинство исследователей указывают на то, что с возрастом ЧБР изменяется: у детей ЧБР выше, чем у взрослых. Однако в некоторых работах было показано, что ЧБР не зависит от возраста. В периферических дыхательных путях ЧБР ниже, чем в полости носа, трахее и крупных бронхах. Понижение температуры приводит к замедлению движения ресничек. Максимальная двигательная активность ресничек в эксперименте наблюдалась при температуре 37ºС.
Острый воспалительный процесс вызывает грубые морфологические изменения слизистой оболочки и нарушение транспортной функции цилиарного эпителия. Отмечаются разрушение и слущивание эпителиальных клеток, ультраструктурные изменения реснитчатых клеток и самих ресничек, нарушение двигательной активности мерцательного эпителия, что приводит к нарушению функции МЦС. Уже через несколько часов после начала острого вирусного ринита отмечается резкое угнетение или прекращение двигательной активности ресничек мерцательного эпителия. В этих условиях микроорганизмы, оседающие на слизистой оболочке, задерживаются на ее поверхности, инфицируют клетки и способствуют усугублению воспаления. Восстановление МЦК происходит в среднем через 3–6 нед. после перенесенной ОРВИ.
Однако не все микроорганизмы вызывают одинаковое повреждение цилиарного эпителия. У части детей на фоне слизисто–гнойного отделяемого из носа структура и функция цилиарного эпителия остаются в норме [4]. Особенно выраженное деструктивное действие на цилиарный эпителий оказывают вирусы гриппа и аденовирусы. В случае инфицирования риновирусами и РСВ явного гистологического повреждения цилиарного эпителия не происходит, однако независимо от гистопатологических изменений инфицирование назального эпителия приводит к острому воспалительному ответу, в ходе которого выделяются воспалительные цитокины и происходит инфильтрация слизистой оболочки воспалительными клетками. В результате воспаления и отека слизистой оболочки может произойти обструкция отверстий околоносовых пазух или евстахиевой трубы, что предрасполагает к развитию бактериального синусита или среднего отита.
Нарушения в работе мукоцилиарного аппарата на фоне действия повреждающих агентов (вирусов) носят вторичный характер (в отличие от врожденных первичных цилиарных дискинезий) и являются обратимыми. Ультраструктурные дефекты ресничек проявляются либо их полной неподвижностью, либо снижением ЧБР, либо изменением паттерна биения ресничек.
Вторичная цилиарная дискинезия – это нарушение работы ресничек, ассоциированное с их ультраструктурными дефектами после перенесенного заболевания (например, инфекции). Изменения в этом случае локальны и полностью обратимы. Характерно, что ультраструктурные дефекты исчезают после культивирования эпителия (в отличие от дефектов при первичной цилиарной дискинезии) [5]. Наиболее часто встречаются дефекты периферических микротрубочек. К нарушениям функции ресничек могут приводить не только их ультраструктурные дефекты, но также и метаболические нарушения. Вторичные ультраструктурные дефекты могут сохраняться до 12 нед. после перенесенной острой респираторной инфекции [6].
Среди детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, немалую долю составляют дети с аллергической патологией – аллергическим ринитом (АР) и бронхиальной астмой (БА). Значение нарушений МЦС в патогенезе аллергических болезней органов дыхания также немаловажно.
МЦК играет большую роль в формировании и поддержании аллергического воспаления дыхательных путей. МЦК является одним из основных механизмов очищения дыхательных путей от неспецифических триггерных факторов и аллергенов, а также продуктов гиперсекреторной деятельности клеток слизистой оболочки и подслизистых желез. При АР происходят довольно выраженные изменения структуры и функции слизистой оболочки: метаплазия бокаловидных клеток, слущивание эпителия, в соскобе слизистой носа снижено количество клеток с подвижными ресничками, потеря ресничек эпителиальными клетками, инфильтрация слизистой клетками воспаления, утолщение базальной мембраны, патологические изменения сосудов. Выраженность патологических изменений напрямую зависит от длительности АР. Ультраструктурные изменения ресничек при АР неспецифичны. Наиболее частым морфологическим признаком при АР является потеря ресничек («облысение эпителия»). Изменение структуры слизистой оболочки носа неизменно ведет к нарушению функции мерцательного эпителия и МЦК, нарушая в результате защиту всего респираторного тракта.
Изучать состояние МЦК можно различными методами. К ним относятся: сахариновый тест, угольный тест, тест с окрашенными полимерными пленками, радиоаэрозольный метод, непосредственное изучение двигательной активности мерцательного эпителия в соскобах слизистых оболочек.
Наиболее доступным источником получения образцов мерцательного эпителия является слизистая оболочка носа. Материал можно получить с помощью цитологической щеточки, но удобнее выполнять соскоб с помощью специальной пластиковой одноразовой ложечки (например, RhinoPro®, США). К ее преимуществам относятся: нетравматичность, возможность забора материала без анестезии, получения материала из конкретного участка слизистой (диаметр рабочей поверхности всего 2 мм), получения достаточного количества клеток, а также более цельных пластов эпителия. Благодаря способности цилиарного эпителия к автономному существованию возможно его изучение ex vivo.
Учитывая важную роль нарушения МЦК в патогенезе ОРВИ, необходимо принимать во внимание влияние назначаемых лекарственных препаратов на функцию цилиарного эпителия. Следует избегать назначения лекарственных средств, обладающих цилиотоксическим действием, т.к. это будет еще больше усугублять патологический процесс и отодвигать выздоровление. Препараты, назначаемые для лечения ОРВИ, должны оказывать положительное действие на восстановление МЦК или, по крайней мере, не оказывать негативного влияния.
Лечение ОРВИ, как правило, сводится к назначению симптоматической терапии. Этиотропная терапия в основном применяется при гриппе и тяжелых ОРВИ и включает противовирусные препараты. Однако сложность выявления вируса гриппа в рутинной практике и необходимость раннего назначения препаратов (в течение 48 ч после появления первых симптомов) ограничивают их применение.
Важное место в лечении ринита, сопровождающего большинство случаев ОРВИ, отводится промыванию полости носа физиологическим раствором или изотоническими растворами морской воды. Изотонические растворы не оказывают повреждающего действия на эпителий и не угнетают ЧБР. Именно поэтому практически все доступные в настоящее время средства для промывания носа на основе морской воды или солевых растворов приведены к изотоническому состоянию. Физиологические солевые растворы (NaCl 0,9%, раствор Рингера и др.), а также изотонические растворы на основе морской воды при регулярном применении оказывают положительное воздействие на состояние цилиарного эпителия.
При бронхите обязательны теплое обильное питье, массаж грудной клетки для улучшения дренажа бронхов и стимуляции кашлевого рефлекса. При сухом надсадном кашле назначают противокашлевые средства. При влажном кашле недопустимо назначение препаратов, снижающих кашлевой рефлекс. Основное место в лечении бронхита отводится средствам, повышающим продуктивность кашля, – муколитикам (амброксол, ацетилцистеин, карбоцистеин и др.). Они способствуют разжижению мокроты, повышению секреции ее жидкой части, стимулируют работу реснитчатого эпителия, способствуют выработке сурфактанта. Основным направлением действия препаратов данной группы является оптимизация реологических свойств секрета дыхательных путей, что может способствовать восстановлению нарушенного МЦК.
При оказании неотложной помощи детям с бронхообструктивным синдромом основу медикаментозного лечения составляют бронхолитические препараты короткого действия. Бронхолитики назначаются при обструктивном бронхите, бронхиолите, угрозе обострения или обострении БА. Используют различные группы бронхолитиков: β2–агонисты, антихолинергические препараты, метилксантины. Способ доставки зависит от возраста ребенка и тяжести заболевания: β2–агонисты могут применяться в виде дозированных аэрозольных ингаляторов (ДАИ), ДАИ со спейсером, растворов для ингаляции через небулайзер, внутрь.
При нетяжелых проявлениях бронхиальной обструкции и наличии трудноотделяемой мокроты на фоне ОРВИ эффективно назначение комплексных препаратов, содержащих муколитики и бронхолитики, например, средства Аскорил®, в состав которого входят сальбутамол, бромгексина гидрохлорид, гвайфенезин, рацементол. Компоненты препарата оказывают бронхолитическое, муколитическое и отхаркивающее действие.
Сальбутамол как быстродействующий β2–агонист оказывает бронхолитическое действие, а также, как и другие β–агонисты, – стимулирующее действие на ЧБР. Этот эффект опосредуется повышением внутриклеточной концентрации цАМФ [7].
Бромгексина гидрохлорид и его активный метаболит амброксол обладает выраженным муколитическим и отхаркивающим действием посредством деполимеризации и разрушения мукопротеинов и мукополисахаридов, входящих в состав мокроты. Он также стимулирует деятельность секреторных клеток слизистых оболочек бронхов, продуцирующих сурфактант. В экспериментах на животных амброксол увеличивал ЧБР респираторного эпителия. Амброксол улучшает бронхиальный МЦК у больных астмой и хроническим бронхитом. В ряде экспериментальных работ было показано, что амброксол обладает выраженной антиоксидантной активностью, которая может играть значимую роль в защите легочной ткани от оксидативного стресса. Амброксол вызывает выраженное ингибирование перекисного окисления липидов, существенно снижает разрушение гиалуроновой кислоты под действием свободных радикалов, подавляет синтез фагоцитирующими клетками супероксидного аниона, миелопероксидазы и эластазы [8].
Амброксол обладает также противокашлевым эффектом, что связано с его местноанестезирующим действием. Местноанестезирующий эффект амброксола подтвержден результатами клинических исследований. В 5 рандомизированных контролируемых исследованиях у взрослых пациентов было показано, что препарат значительно уменьшает боль в горле при рассасывании. Также показано, что амброксол способен значительно снижать гистамин–индуцированное сокращение гладкой мускулатуры дыхательных путей. Установлено, что амброксол способствует повышению концентрации различных антибиотиков (амоксициллина, цефуроксима, эритромицина) в бронхиальном секрете. Также имеются данные о том, что амброксол увеличивает проникновение амоксициллина в легочную ткань [9].
Гвайфенезин стимулирует секрецию жидкой части бронхиальной слизи, уменьшает поверхностное натяжение и адгезивные свойства мокроты. Не оказывает негативного действия на ЧБР цилиарного эпителия [10].
Ментол (рацементол) оказывает мягкое спазмолитическое действие, обладает слабыми антисептическими свойствами.
По нашим данным, применение Аскорила экспекторанта у детей в возрасте от 2 до 10 лет с легким или среднетяжелым течением ОРЗ оказывает выраженное положительное влияние на течение заболевания как по оценке врачей, так и по результатам анкетирования родителей. ОРЗ протекали с кашлем вследствие вовлечения в воспалительный процесс различных отделов респираторного тракта (ларингит, фарингит, трахеит, бронхит). Детям до 6 лет Аскорил экспекторант назначали по 5 мл (1 чайная ложка) 3 р./сут., детям от 6 до 10 лет – по 5–10 мл (1–2 чайные ложки) 3 р./сут. Наиболее эффективен препарат при раннем назначении – с первых суток от начала заболевания. Продолжительность лечения составила 7–10 дней в зависимости от динамики состояния пациентов.
У детей старше 6 лет оценивалась функция внешнего дыхания с помощью спирографии. Также у всех детей, в том числе у детей раннего возраста, для оценки функции внешнего дыхания проводилась бронхофонография. Метод бронхофонографии позволяет оценить звуковые характеристики дыхания, отражающие нарушения проходимости дыхательных путей. Изменения звуковых характеристик дыхания в диапазоне свыше 1200 Гц могут свидетельствовать о наличии бронхиальной обструкции.
Клинические признаки бронхиальной обструкции характеризовались кратковременными эпизодами одышки, приступами малопродуктивного кашля, небольшим количеством хрипов в легких у 15% детей. По данным спирографии легкие и умеренные проявления бронхиальной обструкции были выявлены у 57% детей. По данным бронхофонографии повышенные показатели акустического компонента работы дыхания в высокочастотной части спектра (более 5000 Гц), что свидетельствует о нарушении бронхиальной проходимости, были отмечены у 62% детей.
У детей, получавших Аскорил, наблюдалась более выраженная положительная динамика состояния по сравнению с контрольной группой детей, получавших только муколитик (бромгексин). К 2–3–му дню лечения кашель становился влажным, наблюдалось облегчение отхождения мокроты, к 6–7–му дню терапии у большинства детей симптомы исчезли (p на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Смотреть картинку на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Картинка про на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий. Фото на рисунке под каким номером изображен реснитчатый эпителий
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *