на рисунке покажите где образуется родник объясните почему какие горизонты обозначены буквами а б в
Мы ответим на следующие вопросы.
1. Что называют озером?
2. Какая вода бывает в озерах?
3. Что называют ледниками?
4. Где образуются горные и покровные ледники?
5. Чем опасны ледники для человека?
6. Как образуются подземные воды?
7. Как залегают подземные воды?
Мы проведем опыт и измерим скорость просачивания воды в различных горных породах, создадим модель родника.
Ледник Сосновый остров – один из крупнейших ледников Западной Антарктики (космический снимок).
Вывод. В мае – октябре 2007 г. на леднике Сосновый остров происходило образование айсберга.
Вывод. Если в почве есть водоупорный слой, то он служит препятствием, над которым образуется насыщенный водой слой – болотистая местность.
Вывод. Скорость просачивания воды возрастает при увеличении размеров частиц и пор между ними.
2) Создай модель родника.
1) На рис. 2 покажи, где образуется родник. Какие горизонты обозначены буквами А, Б и В? Какие породы обозначены римскими цифрами I, II, III?
Впиши пропущенные слова.
На схеме сделай соответствующие надписи, стрелками покажи, к какой группе относятся названные озера.
2. Ледники. Впиши пропущенные слова в определение.
Подпиши на диаграмме названия тех районов, где распространены ледники.
Рассмотри космические снимки ледника Сосновый остров. Определи, какой процесс происходил на леднике в мае-октябре 2007 года.
Впиши пропущенные слова.
На рисунке подпиши водоносные пласты (горизонты) и водоупорные слови и покажи стрелками пути просачивания воды.
Школа географа-следопыта.
1) Докажи, что в различных горных породах вода просачивается с разной скоростью (см. план работы на с. 107 учебника).
На рис. 1 стрелками соответствующей длины покажи относительную скорость просачивания воды.
Вывод. Скорость просачивания воды возрастает при увеличении размеров частиц и пор между ними.
2) Создай модель родника.
1) На рис. 2 покажи, где образуется родник. Какие горизонты обозначены буквами А, Б и В? Какие породы обозначены римскими цифрами I, II, III?
Обозначения на рисунке.
2) На рис. 3 показано образование гейзеров (артезианских) подземных вод.
Буквами А и Б обозначены пути поступления воды в подземные горизонты.
3) Сделай модель родника.
а) Вырежи рисунок, на основе которого будешь создавать модель родника (рис. 4).
б) Подготовь две пластины из оргстекла размером 12 х 12 см (можно использовать прозрачную часть коробки для компакт-диска).
в) Подложи под одну пластину из оргстекла рисунок и нанеси слой пластилина (толщиной 1 — 1,5 см) на внешнюю сторону пластины.
г) Сверху и снизу насыпь песок, наложи вторую пластину из оргстекла.
д) По краям полученной модели нанеси пластилин.
е) Попробуй модель в работе: сверху наливай воду. В месте, обозначенном синей стрелкой, образуется выход воды.
ж) Сделай фотографию созданной тобой модели родника и вклей её в тетрадь.
Тема урока: Родник, его образование
МБОУ СОШ №32 г. Хабаровск
Тема урока: Родник, его образование.
обучающийся научится использовать понятия темы «Гидросфера» для решения учебных задач по созданию модели родника, устанавливать взаимосвязи между составом горных пород и скоростью просачивания воды
обучающийся получит возможность продемонстрировать умения: объяснять существенные признаки понятия на примере понятия «подземные воды», создавать презентацию, кроссворд по теме урока,
обучающийся применит умение приобретать самостоятельно новые знания и практические умения по теме урока,
обучающийся продемонстрирует умение управлять своей познавательной деятельностью для решения практических задач,
обучающийся получит возможность научиться изучать модель «Процесс образования родника» для решения учебных и познавательных задач
обучающийся получит возможность организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность в группе со сверстниками,
обучающийся получит возможность осознать роль земных «кладовых» для природы и человека,
обучающийся получит возможность Развитие умения фиксировать проводимые наблюдения в письменном описании результатов сравнения
I. Повторение домашнего задания
1. Проверка знаний географической номенклатуры
“Что это?” (данную разминку учащиеся проводят сами, так как уже имеют опыт по ее составлению). Тот, кто проводит разминку, называет только первую часть, а класс должен назвать, что это суша или вода и т. д.
2. Проверка знаний определения географических терминов
Методическая разработка урока по георафии «Родник, его образование», 6 класс для коррекционной школы 8 вида
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
казенное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежская школа-интернат № 7 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
План-конспект урока географии в коррекционной школе V III вида.
Тема: « Родник и его образование ».
учитель географии ВКК
Ивлева Наталья Митрофановна
Тема: Родник и его образование.
Цель: Сформировать у учащихся понятие о роднике.
дать учащимся представления о том, как образуются родники.
корригировать логическое мышление учащихся через выполнение упражнений в установлении причинно-следственных связей
пополнять активный и пассивный словарь учащихся.
воспитывать наблюдательность и самостоятельность.
мультимедиооборудование, карточки для самостоятельной работы.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
Проверка готовности к уроку, проверка посадки, сообщение темы и целей урока.
Проверка домашнего задания:
На предыдущих уроках мы познакомились с водоемами суши. Давайте повторим, какие водоемы есть на суше.
Работа по карточкам:
Задание: выбери правильный ответ, подчеркни его (приложение)
Как мы знаем водоемы бывают искусственные и естественные.
Работа с презентацией: Назови искусственных водоемов (слайд 2).
ПРУД, ВОДОХРАНИЛИЩЕ, ОЗЕРО, БОЛОТО
Покажи какое озеро сточное и какое бессточное (слайд 3).
Остальной класс работает с учителем:
1.Кем создаются естественные водоемы? (Естественные водоемы создает природа)
2.Назовите естественные водоемы суши
А теперь послушаем ________________, который работал по карточке.
3.Где чаще всего образуются озера.
4.Покажи на рисунке проточное озеро
5.Покажи на рисунке бессточное озеро
6.Для чего люди используют пруды?
7.Расскажи о наносимым вреде при постройки водохранилищ.
8.Расскажи о пользе водохранилищ
АКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, ИМЕЮЩИХСЯ У УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ
Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятием как родник. Тема сегодняшнего урока «Родник и его образование»
Работа в тетради: Откройте тетради, запишите число, тему урока: « Родник и его образование» (слайд 4).
В ходе урока мы должны найти ответ на вопрос:
Как образуется родник? (написан на доске)
А помогут ответить на этот вопрос, знания, полученные вами на уроке биологии и природоведения.
Давайте вспомним, откуда на Земле берется вода?
У: выпадают в виде осадков
А какие осадки вы знаете?
Итак: Весной тает снег, летом идут дожди. Что происходит с водой, выпавшей на землю?
У: появляются лужи и ручьи, стекает в реки.
Что происходит с водой под действием солнца?
Как мы сказали часть воды стекает в реки, часть воды испаряется, другая же ее часть впитывается в почву (слайд 6).
Что растет на поверхности почвы? (растения). Растениям нужна вода? А откуда они ее берут?
Итак, в почве, воду всасывают корни растений.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА: Родник, его образование
Но что, же происходит с большей частью воды, которая просачивается в почву?
Чтобы ответить на этот вопрос внимательно посмотрим на экран.
Слайд 7 : Вода выпала на землю в виде дождя. Что будет происходить с водой?
Большая ее часть просочилась через слой почвы и встретила на своем пути слой песка (вспомните, а может ли песок пропускать воду?)
Правильно песок пропускает воду, поэтому слои почвы и песка называют водопроницаемыми породами (слайд 8)
через слой песка вода доходит до слоя глины или каменных пород.
Вспомните, из курса биологии, пропускают ли глина и твердые каменные породы воду?
Вода скапливается над этими слоями. Но может ли вода скапливаться здесь до бесконечности?
Совершенно верно, вода начинает медленно стекать в ту сторону, куда породы наклонены. Вода под землей течет до тех пор, пока не дойдет до выхода этих слоев на поверхность. Это родник, источник, ключ.
Слайд 10: с определением Никита А. что такое родник? (читает)
Работа в тетради: запишите определение родника.
РОДНИК – это место, где подземная вода выходит на поверхность земли.
Давайте еще раз посмотрим, как происходит образование родника на опыте:
На столе в сосуде я создала небольшой участок земли. Нижний слой состоит из глин, выше расположен слой песка и самый верхний это почва. Из слоя песка и глины выведены трубочки, которые помогут увидеть нам процесс образования родника.
Как вы предполагаете, из какого слоя начнет выходить вода? (Слоя почвы, песка или глины?)
ОПЫТ: Начнем проводить опыт: на землю из облака выпали осадки (налить воду).
Правильно ли было наше предположение?
Какой слой остановил воду?
А как называют породы, которые не пропускают воду?
Как называется место, где выходит подземная вода на поверхность?
Поднимите руку те, кто когда-нибудь видел родник.
Как вы можете описать родниковую воду?
Вода в роднике чистая, прозрачная, холодная. Как вы думаете почему?
От чего нагревается вода на поверхности земли: в лужах, реках, озерах т д.
А может ли солнце нагреть воду, которая бежит под землей?
У: нет, солнце нагреть ее не может
Вывод: поэтому вода холодная.
Через какие слои вода проходит, перед тем, как выйти на поверхность?
У: через почву и песок
А что, произойдет с грязной водой, которую пропустить через песок.
Вывод: поэтому вода чистая.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, обратите внимание на то, как описывается в стихотворении родниковая вода.
Слайд 12. Стихотворение: Родник
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный :
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.
Как Бунин описал в своем стихотворении воду в роднике?
Слайд 13 : А теперь давайте еще раз рассмотрим на рисунке как образуется родник.
— Расскажите по рисунку, через какие слои вода проходит?
— Какие слои задерживают воду
— На экране покажите, в каком месте вода выходит на поверхность земли
— Показать родник на рисунке
— Покажи на рисунке начало ручья
Слайд 14: Какой слой является водоупорным? Выбери на экране правильный ответ
а) Игра «Образование родника»
На магнитной доске 4 карточки с изображением: почвы, песка, глины, воды, расположенные не по порядку (глина, песок, вода, почва).
глина
песок
вода
почва
— Возникнет ли при таком расположении родник? Почему?
— Переставьте карточки в нужной последовательности для образования родника.
б) Игра «Найди ошибку»
На доске прикреплены карточки, которыми можно описать воду. Но все ли эти слова подходят для описания родниковой воды? Кто из вас выйдет и уберет лишнее одно лишнее слово. Каждый снимает только одну карточку:
мутная, чистая, холодная, грязная, прозрачная, горячая.
— Объясните, почему вода в родниках чистая и прозрачная? (Проходя через почву и песок, вода очищается)
— Объясните, почему вода в родниках холодная? (Солнце не может нагреть подземную воду)
— В какую сторону ползут улитки с правильными ответами? (в левую сторону)
Подведение итогов урока и выставление оценок
Какую тему изучали на уроке?
Через какие слои проходит вода при образовании родника?
Как образуются родники?
Игра «Восстанови последовательность»
Прочитай. Определи последовательность образования родника. Впиши в прямоугольники номера этапов по порядку.
1) Вода после дождя и таяния снега впитывается в почву.
2) Холодная чистая вода выходит на поверхность.
3) Вода скапливается над водоупорным слоем.
4) Вода просачивается сквозь водопроницаемые породы.
5) Вода течет по водоносному слою до выхода на поверхность Земли.
ОБЪЯСНЕНИЕ И ЗАПИСЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Стр.56-57 отвечать на вопросы 1;2,3,4
Зарисовать в тетрадях схему образования родника. Раскрасить водопроницаемые слои коричневым карандашом, водоупорные слои красным карандашом.
Какую тему изучали на уроке?
Через какие слои проходит вода при образовании родника?
На рисунке покажите где образуется родник объясните почему какие горизонты обозначены буквами а б в
На каком берегу реки Михалёвки находится церковь?
В каком направлении от церкви расположен родник?
Какова протяжённость проложенного на карте маршрута А–В? Для выполнения задания используйте линейку. Расстояние измеряйте по центрам точек. Ответ дайте в метрах.
Ответ округлите до десятков метров и запишите без единиц измерения.
Для определения расстояния необходимо измерить линейкой расстояние между точками, разделить его на длину масштабного отрезка и умножить результат на 100 м (т. к. именованный масштаб в 1 см 100 м).
Таким образом, расстояние между точками 2,5 см:
м.
Прежде чем измерять расстояние между точками, соотнесите масштаб карты с целыми делениями на линейке.
Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на участке, по которому проходит маршрут А–В? Обоснуйте свой ответ.
Линию АБ пересекают 6 линий горизонталей, что указывает на перепад высот в 15 метров, то есть, это хороший склон для санного спуска.
На этом склоне не указана растительность, то есть, нет объектов, препятствующих скатыванию.
1) указание объекта: Б – санный спуск;
2) обоснование, например: маршрут проложен по склону с достаточным для санного спуска уклоном, на склоне нет никаких объектов, которые могут помешать спуску, а для сооружения футбольного поля необходим ровный участок.
Для определения направления из точки, от которой определяют направление, проведите основные линии горизонта: север, юг, запад, восток. Линия Север-Юг показана на карте. Совместите с направлением на нужный объект.
1. На правом берегу.
2) В западном направлении / в направлении на запад.
На каком берегу реки находится овраг?
В каком направлении от точки А находится болотистый участок?
Определите расстояние между точками А и В по прямой. Для выполнения этого задания воспользуйтесь линейкой. Расстояние измеряйте по центрам точек.
Ответ округлите до десятков метров и запишите без единиц измерения.
Для определения расстояния необходимо измерить линейкой расстояние между точками, разделить его на длину масштабного отрезка и умножить результат на 100 м (т. к. именованный масштаб в 1 см 100 м).
Таким образом, расстояние между точками 9,8 см:
м.
Прежде чем измерять расстояние между точками, соотнесите масштаб карты с целыми делениями на линейке.
Какой из объектов, представленных на фотографиях, может быть сооружён на участке 2? Обоснуйте свой ответ.
1. Указание объекта Б: футбольное поле;
2. Участок 2 ровный, и на нём нет никаких растений (кроме луговой травы) и иных преград, которые могли бы помешать игре в футбол, а для сооружения горнолыжного спуска необходим уклон, по которому будет спускаться горнолыжник.
Каким притоком реки Черной (левым или правым) является река Тихая?
В каком направлении от оврага расположен участок 2?
1. Левым (чтобы верно определить, обращаем внимание на направление течения реки Черной).
2. В северо-восточном (СВ) направлении или в направлении на северо-восток (при ответе на данный вопрос обращаем внимание на стрелку-указатель сторон горизонта).
1. На правом берегу (чтобы верно определить берег, обращаем внимание на направление течения реки).
2. В восточном направлении / в направлении на восток.
На каком берегу реки, недалеко от воды, расположен большой массив смешанного леса?
В каком направлении от колодца находится озеро Глубокое?
Определите расстояние между точками А и В по прямой. Для выполнения этого задания воспользуйтесь линейкой. Расстояние измеряйте по центрам точек.
Ответ округлите до десятков метров и запишите без единиц измерения.
Для определения расстояния необходимо измерить линейкой расстояние между точками, разделить его на длину масштабного отрезка и умножить результат на 100 м (т. к. именованный масштаб в 1 см 100 м).
Таким образом, расстояние между точками 8,2 см:
м.
Прежде чем измерять расстояние между точками, соотнесите масштаб карты с целыми делениями на линейке.
Какой из объектов, представленных на фотографиях, может быть сооружён на участке 1? Обоснуйте свой ответ.
1. Указание объекта Б: футбольное поле.
2. Участок 1 ровный, и на нём нет никаких растений (кроме луговой травы) и каких-либо других преград, которые могли бы помешать игре в футбол, а для сооружения горнолыжного спуска необходим уклон, по которому будет спускаться горнолыжник, а на участке 1 этого уклона нет.
1. На правом берегу (чтобы верно определить берег, обращаем внимание на направление течения реки).
2. В северо-восточном (С-В) направлении или в направлении на северо-восток (при ответе на данный вопрос обращаем внимание на стрелку-указатель сторон горизонта).
На каком берегу реки, недалеко от воды, расположен большой массив смешанного леса?
В каком направлении от озера Глубокого находится колодец?
Определите расстояние между точками А и В по прямой. Для выполнения этого задания воспользуйтесь линейкой. Расстояние измеряйте по центрам точек.
Ответ округлите до десятков метров и запишите без единиц измерения.
Для определения расстояния необходимо измерить линейкой расстояние между точками, разделить его на длину масштабного отрезка и умножить результат на 100 м (т. к. именованный масштаб в 1 см 100 м).
Таким образом, расстояние между точками 8,2 см:
м. С учетом погрешности верными ответами являются: 800 м, 810 м, 820 м, 830 м, 840 м.
Прежде чем измерять расстояние между точками, соотнесите масштаб карты с целыми делениями на линейке.