на сценах каких театров выступала м кабалье
Монсеррат Кабалье (Montserrat Caballé)
Монсеррат Кабалье родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне.
Отец работал на химическом предприятии.
Мать подрабатывала прислугой в домах богатых людей.
С ранних лет у Монтсеррат был идеальный слух и отличный голос. Но проблемой была бедность семьи и она долгое время не могла развивать свой талант.
С 12-ти лет обучалась в лицее Барселоны. Ей приходилось совмещать учебу с работой на ткацкой фабрике, а затем в магазине и швейной мастерской. Параллельно брала уроки французского и итальянского.
В Барселоне брала уроки у венгерской певицы Э. Кемени.
Обучалась в консерватории при барселонском театре Лисео, которую окончила в 1954 году с золотой медалью. Затем работала во второстепенных швейцарских и западногерманских труппах.
В 1956 году поступила в Базельскую оперу, где в её репертуар вошли роли Тоски, Аиды, Арабеллы и Саломеи.
Дебют Кабалье состоялся в 1956 году на сцене Оперного театра в Базеле, где она выступила в партии Мими в опере Дж. Пуччини «Богема». Оперные театры Базеля и Бремена стали на последующее десятилетие основными оперными площадками для певицы. Там она исполнила множество партий в операх разных эпох и стилей. Кабалье пела партию Памины в «Волшебной флейте» В. Моцарта, Марины в «Борисе Годунове» М. Мусоргского, Татьяны в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Ариадны в «Ариадне на Наксосе». Выступала с партией Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса, исполнила заглавную партию Тоски в «Тоске» Дж. Пуччини.
Постепенно Кабалье начинает выступать на сценах оперных театров Европы. В 1958 году она поет в Венской государственной опере, в 1960 году впервые появляется на сцене «Ла Скала».
Монсеррат Кабалье в молодости
Международная известность пришла к Кабалье в 1965 году, когда в связи с болезнью Мэрилин Хорн она заменила американскую певицу в партии Лукреции Борджии в одноимённой опере Гаэтано Доницетти (концертное исполнение в «Карнеги-холле»). Триумф Кабалье был столь велик, что публика устроила певице 20-минутную овацию. Она показала, что не только обладает чистым и прекрасным голосом, но и превосходно владеет вокальным мастерством.
В 1965 году Кабалье по личному приглашению Рудольфа Бинга дебютировала в «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк), где исполнила партию Маргариты в «Фаусте». После этого выступала на сцене «Метрополитен-опера» вплоть до 1988 года. Среди лучших партий, исполненных на сцене прославленного театра: Луиза в «Луизе Миллер», Леонора в «Трубадуре», Виолетта в «Травиате», Дездемона в «Отелло», Аида, Норма в одноименной опере Винченцо Беллини.
В театре «Ла Скала» исполнила Лукрецию Борджию, Марию Стюарт, Норму, Луизу Миллер, Анну Болейн.
С 1972 года выступала на сцене «Ковент-Гардена» в Лондоне, дебютировав в партии Виолетты в «Травиате».
К выдающимся вокальным достижениям Кабалье относится партия Нормы в одноименной опере Винченцо Беллини, партия Имоджене в опере Винченцо Беллини «Пират» (партия из репертуара эпохи бельканто и, по признанию самой Кабалье, самая трудная в её репертуаре за всю карьеру), партия королевы Елизаветы в опере Гаэтано Доницетти «Роберто Деверё», партия Леоноры в «Трубадуре» Джузеппе Верди.
В 1976 году на 18 церемонии «Грэмми» Кабалье присудили премию за исполнение лучшего классического вокального соло. Монтсеррат Кабалье увлекало не только оперное искусство. Оперная дива выступала с рок-звездой Фредди Меркьюри, лидером музыкального коллектива «Queen». В конце 1980-х годов они совместно записали песни для альбома «Барселона».
Одноименная композиция была исполнена знаменитым дуэтом на Олимпийских играх 1992 года, которые проходили в Каталонии. Хит побил все рекорды мировых чартов и стал гимном не только Олимпиады, но и всего автономного сообщества Испании.
Позже Монтсеррат Кабалье записывалась совместно с рок-группой «Gotthard» из Швейцарии, а также дала совместное выступление с итальянским поп-певцом Аль Бано в Милане.
Монсеррат Кабалье и Россия:
Впервые в СССР она побывала в 1959 году, когда только-только начинался ее путь на сцену. Тогда вместе с матерью она пыталась разыскать своего дядю, эмигрировавшего сюда, как и многие его соотечественники, после Гражданской войны в Испании, спасаясь от диктатуры Франко.
В 1974 году Кабалье приезжает на свои первые гастроли в Москву. С той поры она не раз посещала столицу России.
В 2002 году она выступила вместе с российским певцом Николаем Басковым.
Скандалы с участием Монсеррат Кабалье:
4 июня 2013 года во время визита в Армению, Кабалье посетила и непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику. Президент Бако Саакян принял оперную певицу. Приезд Кабалье в Карабах вызвал недовольство со стороны Азербайджана, так как его власти рассматривают НКР как оккупированную территорию. В связи с поездкой Кабалье в НКР посольство Азербайджана вручило ноту протеста Министерству иностранных дел Испании. В ноте было указано, что Кабалье не получит азербайджанской визы, так как становится персоной нон грата. 8 июня президент Армении Серж Саргсян подписал указ о награждении Кабалье орденом Чести.
Монсеррат Кабалье умерла 6 октября 2018 года в Барселоне в возрасте 85 лет. Незадолго до смерти была госпитализирована в одну из больниц Барселоны из-за проблем с мочевым пузырём.
Рост Монсеррат Кабалье: 161 сантиметр.
Личная жизнь Монсеррат Кабалье:
Поженились в 1964 году.
В 1966 году у них родился сын Бернабе, а в 1972-м – дочь Монсеррат.
Монсеррат Кабалье и Бернабе Марти
Награды и звания Монсеррат Кабалье:
Дама ордена Изабеллы Католической (Испания, 1966);
Большой крест ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия, 26 ноября 2009 года);
Командор Ордена искусств и литературы (Франция, 27 июня 1986 года);
Орден Дружбы (Россия, 1997);
Почётный доктор Российского химико-технологического университета (2000);
Орден княгини Ольги I степени (Украина, 2006);
Почётное звание «Каммерзенгер» Венской государственной оперы (2007);
Орден Почета (Армения, 2013);
Введена в Зал славы журнала Gramophone.
Дискография Монсеррат Кабалье:
Песни Монсеррат Кабалье:
Кабалье Монсеррат: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Биография: детство и юность
Монсеррат Кабалье рождена 12 апреля 1933 года в Барселоне. Полностью ее имя и фамилия звучат так – Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фольк. Она названа в честь горы Монсеррат, которая считается сакральной и высится в Пиринеях, в полусотне километрах от каталонской столицы, недалеко от известного бенедиктинского монастыря. Казалось бы, имя предопределило судьбу девочки. Кабалье можно смело назвать «горой», «глыбой» оперного мира.
Детство Монсеррат было мало примечательным. Она родилась в семье с весьма скромным достатком. Ее родители – простые рабочие – не имели отношения ни к опере, ни к искусству. Отец трудился на химическом заводе, а мать была поломойкой у обеспеченных людей. Талант к пению у Монсеррат начал проявляться рано.
Семья постоянно испытывала нехватку денег, и юной Кабалье приходилось подрабатывать, чтобы оплачивать учебу в Филармоническом лицее и брать дополнительные занятия по итальянскому и французскому. Девочка бралась за всякую работу. Сначала она подрабатывала за прилавком, затем освоила шитье и стала трудиться на ткацкой фабрике. При этом Монсеррат успевала хорошо учиться в лицее и быть одной из лучших учениц. Его она окончила с отличием.
Поскольку у семьи не было лишних денег, сначала Кабалье обучала сольфеджио ее мать. Она делала это как могла, но педагог по музыке настаивал, чтобы Кабалье занималась пением с профессиональными учителями. Вскоре, благодаря стараниям одного богатого семейства, девочка продолжила учебу в консерватории при местном театре «Лисео». Тогда ей едва исполнилось 11 лет.
Карьера
Монсеррат выпустилась из консерватории в 1954 году. Ее боевым крещением на оперных подмостках стало исполнение арии в творении Джакомо Пуччини «Богема». В 1956 году Кабалье уже блистала в Базельском театре. Вскоре она выступила и в опере «Норма» Винченцо Беллини на подмостках легендарного «Ла Скала» в Милане.
Всемирную славу Монсеррат познала только в 1965 году, после выступления в стенах «Карнеги-холла». Она спела перед нью-йоркской публикой вместо внезапно захворавшей дивы Мэрилин Хорн, американской оперной примы. Кабалье исполнила арию Лукреции Борджиа в одноименной постановке Гаэтано Доницетти. Избалованная публика на протяжении получала одаривала певицу бурной овацией. Самые строгие критики пели ей дифирамбы, отмечая в первую очередь ее благородному сопрано, в котором не было ни фальшивого надрыва, ни бурной аффектации. «Она поет, как дышит» – это выражение относится к ней в полной мере.
В том же году еще одна оперная звезда, Мария Каллас, ушла на заслуженный отдых. И Монсеррат стала «номером один», новым лучшим сопрано. Критики поспешили назвать ее преемницей Каллас. Сама Кабалье считала ее своим кумиром.
За спродолжительную певческую карьеру Монсеррат блистала на подмостках самых известных оперных театров. Помимо миланской «Ла Скала», ее бельканто звучало в стенах «Ковент-Гардена», «Метрополитен-опера», «Гранд-Опера», государственной оперы Вены.
Она одна из тех исполнительниц, которая была одинаково шикарна как в оперном, так и эстрадном жанре. Среди ее партнеров по творчеству – лучшие тенора своего времени Лучано Паваротти, Пласидо Доминго. Монсеррат поспособствовала тому, чтобы Хосе Каррерас стал «тем самым Каррерасом», спев с ним дуэтом.
Кажется, что она настолько боготворила музыку, что и оперы ей было мало. В 1988 году прима решилась записать альбом с солистом рок-коллектива Queen Фредди Меркьюри. Он получил название «Барселона». Заглавная песня прозвучала на летней Олимпиаде, которую принимала в 1992 году Барселона. Гимн этих Игр быстро стал и мировым хитом.
Кабалье была в дружеских отношениях и с оперными певцами из России. Так, она общалась с Еленой Образцовой и преподавала вокал ее дочери. Монсеррат спела дуэтом с Николаем Басковым во времена его оперной карьеры. Они исполнили легендарную «Аве Марию» и партию из «Призрака оперы».
Своим наиболее удачным исполнением Кабалье считала арию Саломеи в одноименной опере Рихарда Штрауса. Впервые она была исполнена в конце шестидесятых годов. Но и спустя полвека она по-прежнему производила ошеломляющее впечатление.
Монсеррат на протяжении всей жизни практиковала особую систему дыхания и выполняла ряд упражнений для укрепления диафрагмы. Это позволило ей блестяще петь и в 85 лет. Выступать не мешали даже лишние килограммы. Ее они никогда не смущали, в отличие от той же Марии Каллас, которая истязала себя голодовками, пока не потеряла голос. Вес Кабалье стремительно рос не из-за огрехов в рационе, а после аварии. В ней она получила травму черепа и у нее произошел сбой в работе рецепторов, отвечающие за жировой обмен.
Монсеррат выходила на сцену до самой смерти. В последние месяцы жизни прима пела сидя в инвалидном кресле.
6 октября 2018 года Кабалье не стало. С ее уходом мир оперы осиротел.
Личная жизнь
Кабалье была замужем за Бернабе Марти. Супруг примы был известным тенором. Их свадьба состоялась в 1964 году в церквушке на горе Монсеррат.
В браке родилось двое детей: сын Бернабе и дочь Монсеррат. Последняя пошла по родительским стопам, став оперной дивой. Они часто выступали вместе. Сын тоже выбрал творческую стезю, но узнаваемым так и не стал.
Монтсеррат Кабалье
Биография
Монтсеррат Кабалье – известнейшая испанская оперная певица, величайшее сопрано современности. Сегодня ее имя знают даже люди, далекие от оперного искусства. Широчайший диапазон голоса, непревзойденное мастерство и яркий темперамент дивы покорили главные сцены ведущих театров планеты. Она лауреат всевозможных премий. Является послом Мира, Послом доброй воли ЮНЕСКО.
Детство и юность
12 апреля 1933 года в Барселоне родилась девочка, которой дали имя Монтсеррат Кабалье. Ее полное имя вряд ли выговоришь без тренировки – Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фольк. Родители назвали ее так в честь священной горы святой Марии Монтсеррат.
Монтсеррат Кабалье в детстве и молодости
В дальнейшем ей суждено было стать величайшей оперной певицей, которой присвоили неофициальный статус «Непревзойденная». Малышка родилась в бедной семье рабочего химзавода и домработницы. Мать будущей певицы вынуждена была подрабатывать где придётся. Монтсеррат с детства была неравнодушна к музыке, она часами слушала оперные арии на пластинках. В 12 лет девочка поступила в лицей Барселоны, где проучилась до своего 24-летия.
Так как в семье было плохо с деньгами, Монтсеррат помогала родителям, работая сначала на ткацкой фабрике, затем в магазине и в швейной мастерской. Параллельно с получением образования и дополнительными заработками девушка брала уроки французского и итальянского.
Монтсеррат Кабалье в молодости
Она 4 года проучилась в консерватории «Liceo» в классе Эугении Кеммени. Венгерка по национальности, бывшая чемпионка по плаванью, певица, Кеммени разработала собственную систему постановки дыхания, основой которой стало укрепление мускулатуры торса и диафрагмы. До сих пор Монтсеррат пользуется дыхательными упражнениями своего педагога и её распевками.
Музыка
Получив высший балл на выпускных экзаменах, девушка начинает профессиональную карьеру. Покровительство знаменитого мецената Бельтрана Мата помогло молодой девушке попасть в труппу оперного театра Базеля. Дебютом молодой Монтсеррат стало исполнение главной партии в опере «Богема» Джакомо Пуччини.
Молодую артистку стали приглашать в оперные коллективы других городов Европы: Милана, Вены, Лиссабона, родной Барселоны. Монтсеррат осваивает музыкальный язык романтических, классических и барочных опер. Но особенно ей удаются партии из произведений Беллини и Доницетти, в которых раскрывается вся мощь и красота её голоса.
К 1965 году испанскую певицу уже знают за пределами родины, но мировой успех к ней пришёл после исполнения в американской опере «Карнеги-холл» партии Лукреции Борджиа, когда Монтсеррат Кабалье пришлось заменить другую звезду классической сцены Мэрилин Хорн.
После спектакля публика не отпускала главную героиню вечера со сцены около получаса. Примечательно то, что как раз в этот год завершилась сольная карьера оперной дивы Марии Каллас. Таким образом, предшественница как бы передала пальму первенства Монтсеррат Кабалье, как самому лучшему сопрано мира.
Монтсеррат Кабалье и Мария Каллас
Следующей вершиной в творческой биографии певицы стала её роль в опере Беллини «Норма». Эта партия появилась в репертуаре Монтсеррат в 1970 году. Премьера спектакля прошла в театре «Ла Скала», а через четыре года итальянский коллектив приехал с гастролями в Москву. Советские слушатели впервые могли насладиться звучанием голоса талантливой испанки, которая так блистала в арии «Норма». Помимо этого, певица выступала на сцене «Метрополитен-опера» в ведущих партиях опер «Трубадур», «Травиата», «Отелло», «Луиза Миллер», «Аида».
За время карьеры Монтсеррат Кабалье удалось посотрудничать с оркестрами таких звёздных дирижеров, как Леонард Бернстайн, Герберт фон Караян, Георг Солти, Зубин Мета, Джеймс Ливайн. Её партнерами по сцене были лучшие тенора мира: Хосе Каррерас, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. Монтсеррат была дружна с Еленой Образцовой и Мэрилин Хорн.
Монтсеррат Кабалье на сцене “Ла Скала”
Помимо ведущих оперных сцен мира, испанка выступала в Большом Колонном зале Кремля, Белом доме в США, в Аудитории ООН и даже в Зале Народа, который находится в столице КНР. За всю творческую жизнь великая артистка спела более чем в 120 операх, с её участием выпущены сотни дисков. В 1976 году на 18 церемонии «Грэмми» Кабалье присудили премию за исполнение лучшего классического вокального соло.
Монтсеррат Кабалье увлекает не только оперное искусство. Она пробует себя и в других проектах. Впервые оперная дива выступила с рок-звездой Фредди Меркьюри, лидером музыкального коллектива «Queen», в конце 80-х годов. Совместно они записали песни для альбома «Барселона».
Одноименная композиция была исполнена знаменитым дуэтом на Олимпийских играх 1992 года, которые проходили в Каталонии. Хит побил все рекорды мировых чартов и стал гимном не только Олимпиады, но и всего автономного сообщества Испании.
В конце 90-х годов Монтсеррат Кабалье записывается совместно с рок-группой «Gotthard» из Швейцарии, а также даёт совместное выступление с итальянским поп-певцом Аль Бано в Милане. К тому же певица экспериментирует с электронной музыкой: женщина записывает композиции с автором из Греции Вангелисом, который является одним из создателей нового стиля Нью Эйдж.
Монтсеррат Кабалье и Николай Басков
Среди поклонников оперной певицы немалую популярность приобрела песня-баллада «Нijodelaluna» («Дитя луны»), которая впервые была исполнена коллективом из Испании «Mecano». Монтсеррат в своё время отметила российского исполнителя Николая Баскова. Она опознала в молодом теноре большого певца и предложила ему занятия вокалом. Впоследствии Монтсеррат и Басков спели вместе дуэт из мюзикла Э. Л. Уэббера «Призрак оперы» и знаменитую оперу «Аве Мария».
Личная жизнь
В 31 год Монтсеррат Кабалье вышла замуж за коллегу, оперного баритона Бернабе Марти. Познакомились они, когда Марти попросили подменить заболевшего исполнителя в «Мадам Баттерфляй». В этой опере есть сцена поцелуя. И вот тогда Марти поцеловал Монтсеррат так чувственно и страстно, что женщина чуть не упала в обморок прямо на сцене. Певица уже и не надеялась встретить любовь и выйти замуж.
Свадьба Монтсеррат Кабалье и Бернабе Марти
После свадьбы вместе с мужем они пели на одной сцене не единожды. Но через несколько лет Марти решил сцену оставить. Одни говорили, что у него обнаружили проблемы с сердцем, другие – что, оказавшись в тени популярности Кабалье, решил посвятить себя семье. Так или иначе, брак любящие супруги сохранили на протяжении всей жизни. Вскоре после свадьбы Монтсеррат подарила любимому двух детей: сына Бернабе и дочку Монтсеррат.
Девочка решила связать свою жизнь с пением, как и её родители. На сегодняшний момент она входит в число лучших вокалисток Испании. В конце 90-х годов мама с дочкой выступили в совместной программе «Два голоса, одно сердце», которой открывался очередной оперный сезон Европы.
Монтсеррат Кабалье с дочкой
Счастью Кабалье и Марти не помешали ни популярность Монтсеррат, ни её лишний вес, который стал стремительно увеличиваться после автомобильной аварии. В автокатастрофу она попала ещё в молодости, после полученной травмы головы в мозге отключились рецепторы, которые отвечают за липидный обмен. В интервью оперная дива объяснила это следующим образом – когда выпивает стакан воды, организм реагирует на него так, будто она съела кусок пирога.
При росте в 161 см Монтсеррат Кабалье стала весить более 100 кг, ее фигура со временем стала выглядеть непропорционально, но гениальной певице удавалось этот недостаток скрыть с помощью специального покроя одежды. К тому же Монтсеррат старается придерживаться специфических диет, и периодически ей удаётся сбрасывать лишние килограммы. Женщина уже давно отказалась от алкоголя, по большей части в ее рационе – фрукты, овощи, зелень и зерновые.
Монтсеррат Кабалье и Катерина Осадчая
Были у певицы проблемы и посерьезнее, чем лишний вес. В далеком 1992 году на концерте в Нью-Йорке ей стало плохо, ее госпитализировали, и врачи поставили Монтсеррат неутешительный диагноз – рак. Они настаивали на срочной операции, но ее друг Лучано Паваротти посоветовал не спешить, а обратиться к швейцарскому врачу, который лечил его дочь.
В итоге операция не понадобилась. Через некоторое время Кабалье почувствовала себя лучше, но решила ограничиться сольной концертной деятельностью, так как на оперной сцене она сильно волнуется и переживает, а доктора посоветовали избегать стрессов.
Монтсеррат Кабалье с семьей
Накануне нового 2016 года разразился скандал вокруг имени певицы Монтсеррат Кабалье. Налоговые службы Испании обвинили оперную диву в укрывании части налогов начиная с 2010 года. Для этого Кабалье вот уже несколько лет указывала местом проживания государство Андорру.
За неуплату налогов суд приговорил 82-летнюю вокалистку к тюремному аресту сроком на 6 месяцев и штрафу. Но эта мера была применена условно в связи с болезнью Монтсеррат. В 80 лет певица перенесла инсульт, который сильно подорвал её здоровье.
К началу 2017 года конфликт между властями и Кабалье был уже улажен.
Монтсеррат Кабалье сейчас
В 2018 году оперная дива отметила свое 85-летие. Несмотря на возраст, она продолжает выступать. В июне певица приехала в Москву, чтобы дать концерт в Кремлевском дворце. А накануне пришла в гости к Ивану Урганту на программу «Вечерний Ургант», где и рассказала о предстоящем выступлении.
Монтсеррат Кабалье в гостях у Ивана Урганта
Концерт получился семейным, вместе с ней вышли дочь Монтсеррат Марти и внучка Даниэла. Из 16 номеров оперная певица исполнила только 7. Весь концерт прима провела в инвалидном кресле. В последнее время у Кабалье проблемы с ногами, ей тяжело ходить.
6 октября 2018 года стало известно о смерти певицы. Её не стало в Барселоне, в больнице, куда она была госпитализирована из-за проблем с мочевым пузырем.
На сценах каких театров выступала м кабалье
Монтсеррат Кабалье по справедливости называют сегодня достойной наследницей легендарных артисток прошлого — Джудитты Пасты, Джулии и Джудитты Гризи, Марии Малибран.
С. Николаевич и М. Котельникова так определяют творческое лицо певицы:
Кабалье — правоверная католичка, и вера в Бога — основа ее пения. Эта вера позволяет ей не обращать внимания на страсти театральной борьбы, закулисного соперничества.
«Я верю в Бога. Бог — наш создатель, — говорит Кабалье. — И неважно, кто какую религию исповедует или вообще, может быть, ничего не исповедует. Важно, чтобы Он был здесь (показывает себе на грудь). В вашей душе. Всю жизнь я вожу с собой то, что было отмечено Его благодатью, — маленькую оливковую веточку из Гефсиманского сада. А вместе с ней еще и крохотное изображение Богоматери — Пресвятой Девы Марии. Они всегда со мной. Я брала их, когда выходила замуж, когда рожала детей, когда ложилась в больницу на операции. Всегда»».
Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне. Здесь же она училась у венгерской певицы Э. Кемени. Ее голос обратил на себя внимание еще в Барселонской консерватории, которую Монтсеррат окончила с золотой медалью. Однако затем последовали годы работы во второстепенных швейцарских и западногерманских труппах.
Дебют Кабалье состоялся в 1956 году на сцене Оперного театра в Базеле, где она выступила в партии Мими в опере Дж. Пуччини «Богема». Оперные театры Базеля и Бремена стали на последующее десятилетие основными оперными площадками для певицы. Там она исполнила множество партий «в операх разных эпох и стилей. Кабалье пела партию Памины в «Волшебной флейте» В. Моцарта, Марины в «Борисе Годунове» М. Мусоргского, Татьяны в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Ариадны в «Ариадне на Наксосе». Выступала с партией Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса, исполнила заглавную партию Тоски в «Тоске» Дж. Пуччини.
Постепенно Кабалье начинает выступать на сценах оперных театров Европы. В 1958 году она поет в Венской государственной опере, в 1960 году впервые появляется на сцене «Ла Скала».
«И в ту пору, — рассказывает Кабалье, — мой брат, ставший позднее моим импресарио, не позволял мне расслабляться. Я думала тогда не о славе, но прежде всего стремилась к настоящему, всепоглощающему творчеству. Во мне все время билось какое-то беспокойство, и я нетерпеливо разучивала все новые и новые роли».
Насколько собранна и целеустремленна певица на сцене, настолько неорганизованна она в жизни — умудрилась даже опоздать на собственную свадьбу.
Об этом рассказывают С. Николаевич и М. Котельникова:
«Дело было в 1964 году. Первое в ее жизни (и единственное!) бракосочетание — с Бернабе Марта — должно было состояться в храме при монастыре на горе Монтсеррат. Есть такая гора в Каталонии, неподалеку от Барселоны. Матери невесты, строгой донне Анне, казалось, что это будет очень романтично: церемония, осененная покровительством самой преподобной Монтсеррат. Жених согласился, невеста тоже. Хотя каждый про себя подумал: «Август. Жара страшная, как мы будем туда взбираться со всеми нашими гостями?» А у Бернабе родня, прямо скажем, не первой молодости, ведь он был самым младшим в семье, где было десять детей. Ну, в общем, деваться некуда: на горе так на горе. И вот в день свадьбы Монтсеррат выезжает со своей мамой на стареньком «фольксвагене», который она купила с первых денег, еще когда пела в Германии. И надо же такому случиться, чтобы в августе в Барселоне зарядил дождь. Все льет и льет. Пока доехали до горы, дорогу развезло. Машина застряла. Ни туда ни сюда. Заглох мотор. Монтсеррат пыталась его сушить с помощью лака для волос. Им оставалось 12 километров. Все гости уже наверху. А они тут барахтаются, и никаких шансов взобраться наверх. И тогда Монтсеррат, в подвенечном платье и фате, мокрая, хоть выжимай, встает на дороге и начинает голосовать.
За такой кадр любой папарацци отдал бы сейчас полжизни. Но тогда ее никто не знал. Легковые машины равнодушно проезжали мимо крупной темноволосой девушки в нелепом белом платье, отчаянно жестикулирующей на проезжей дороге. К счастью, все-таки притормозил какой-то потрепанный грузовик для перевоза скота. Монтсеррат с Анной на него взобрались и рванули в церковь, где бедный жених с гостями уже не знал, что и думать. Тогда она опоздала на целый час».
В том же году 20 апреля настал звездный час Кабалье, — как часто бывает, следствие неожиданной замены. В Нью-Йорке, в «Карнеги-холл», малоизвестная певица спела арию из оперы Доницетти «Лукреция Борджа» вместо заболевшей знаменитости Мерилин Хорн. В ответ на девятиминутную арию — двадцатиминутные овации…
На следующее утро «Нью-Йорк таймс» вышла с броским заголовком во всю первую полосу: «Каллас + Тебальди + Кабалье». Пройдет не так много времени, и жизнь подтвердит эту формулу: испанская певица перепоет всех великих див XX столетия.
Успех позволяет певице получить контракт, и она становится солисткой «Метрополитен-опера». С этого времени лучшие театры всего мира стремятся заполучить Кабалье на свою сцену.
Специалисты считают, что репертуар Кабалье — один из самых обширных среди всех певиц, обладающих сопрано. Она поет итальянскую, испанскую, немецкую, французскую, чешскую и русскую музыку. На ее счету 125 оперных партий, несколько концертных программ и более сотни дисков.
Для певицы, как и для многих вокалистов, своеобразной землей обетованной был театр «Ла Скала». В 1970 году она исполняет на его сцене одну из своих лучших партий — Норму в одноименной опере В. Беллини.
Именно с этой ролью в составе театра Кабалье приезжает в 1974 году на свои первые гастроли в Москву. С той поры она не раз посещала нашу столицу. В 2002 году она выступила вместе с молодым российским певцом Н. Басковым. А впервые в СССР она побывала еще в 1959 году, когда только-только начинался ее путь на сцену. Тогда вместе с матерью она пыталась разыскать своего дядю, эмигрировавшего сюда, как и многие его соотечественники, после Гражданской войны в Испании, спасаясь от диктатуры Франко.
Когда поет Кабалье, кажется, что она вся растворяется в звуке. При этом всегда любовно выводит мелодию, стараясь тщательно отграничивать один пассаж от другого. Голос Кабалье звучит ровно во всех регистрах.
Певица обладает совершенно особым артистизмом, и каждый образ, который она создает, закончен и проработан до мельчайших деталей. Она «показывает» исполняемое произведение отточенными движениями рук.
Свою внешность Кабалье сделала предметом поклонения не только зрителей, но и ее самой. Она никогда не переживала по поводу своего большого веса, поскольку считает, что для успешной работы оперного певца «важно держать диафрагму, а для этого нужны объемы. В худеньком теле все это просто негде разместить».
Кабалье любит плавание, прогулки, прекрасно водит машину. Не отказывается и вкусно поесть. Когда-то певица обожала пироги своей матери, и теперь, когда позволяет время, сама печет пирожки с клубникой для домашних. Кроме мужа, у нее есть еще и двое детей.
«Люблю завтракать со всей семьей. Неважно, когда кто проснется: Бернабе может встать в семь, я — в восемь, Монсита — в десять. Завтракать мы все равно будем вместе. Это закон. Потом каждый занимается своими делами. Обед? Да, иногда я готовлю его. Правда, я не очень хорошая повариха. Когда тебе самой столько всего нельзя есть, вряд ли вообще стоит становиться к плите. А вечерами я отвечаю на письма, которые ко мне приходят пачками отовсюду, со всех концов света. Моя племянница Изабель помогает мне в этом. Конечно, большая часть корреспонденции остается в офисе, где ее обрабатывают и готовят ответы за моей подписью. Но есть письма, на которые должна ответить только я. Как правило, на это уходит два-три часа в день. Не меньше. Иногда подключается Монсита. Ну а если мне ничего не надо делать по дому (бывает же такое!), рисую. Мне так нравится это занятие, не могу описать словами. Я, конечно, знаю, что у меня получается очень плохо, наивно, глупо. Но меня это так успокаивает, дает такое умиротворение. Мой любимый цвет зеленый. Это какое-то наваждение. Бывает, сижу, пишу какую-нибудь очередную картину, ну, например, пейзаж, и думаю, надо сюда обязательно добавить зелененького. И вот сюда тоже. А в результате получается какой-то один бесконечный „зеленый период Кабалье“. Однажды к годовщине нашей свадьбы я решила подарить мужу картину — „Рассвет в Пиренеях“. Каждое утро вставала в четыре утра и отправлялась на машине в горы, чтобы застать восход солнца. И вы знаете, получилось очень красиво — такое все розовое, цвета нежной семги. Довольная, я торжественно вручила свой подарок мужу. И, что вы думаете, он сказал? „Ура! Это твоя первая не зеленая картина“».
Но главным делом ее жизни остается работа. Наталья Троицкая, одна из известнейших русских певиц, считающая себя «крестницей» Кабалье, рассказывала: в начале ее творческой деятельности Кабалье посадила ее в машину, отвезла в магазин и купила шубу. При этом сказала, что для певицы важен не только голос, но и то, как она выглядит. От этого зависит и ее популярность у зрителей, и ее гонорар.
В июне 1996 года вместе со своим давним партнером М. Бургерасом певица подготовила камерную программу из изящных вокальных миниатюр: канцоны Вивальди, Паизиелло, Скарлатти, Страделлы и конечно же произведения Россини. Как обычно, Кабалье исполнила и любимые всеми испанцами сарсуэллы.
В своем доме, напоминающем небольшое поместье, Кабалье сделала традиционными рождественские встречи. Там она поет сама и представляет опекаемых ею певцов. Иногда она выступает вместе со своим мужем, тенором Барнабой Марти.
Певица всегда близко к сердцу принимает все, что происходит в обществе, и старается помочь ближнему. Так, в 1996 году вместе с французским композитором и барабанщиком Марком Сероне Кабалье дала благотворительный концерт в поддержку Далай-ламы.
Именно Кабалье организовала на площади в Барселоне грандиозный концерт для больного Каррераса: «Все газеты уже заказали по этому поводу некрологи. Сволочи! А я решила — Хосе заслужил, чтобы ему устроили праздник. Он должен вернуться на сцену. Музыка его спасет. И видите, оказалась права».
Гнев Кабалье может быть страшен. За долгую жизнь в театре она хорошо усвоила его законы: нельзя быть слабой, нельзя уступать чужой воле, нельзя прощать непрофессионализм.
Говорит продюсер Вячеслав Тетерин: «Вспышки гнева у нее бывают невероятные. Гнев выплескивается мгновенно, как вулканическая лава. При этом она входит в роль, принимает угрожающие позы, глаза сверкают. Вокруг — выжженная пустыня. Все раздавлены. Не смеют сказать ни слова. Причем гнев этот может быть совершенно неадекватен событию. Потом она быстро отходит. А может даже попросить прощения, если заметит, что человек всерьез испугался».
К счастью, в отличие от большинства примадонн у испанки на редкость легкий характер. Она отходчива, и у нее великолепное чувство юмора.
Елена Образцова вспоминает:
«В Барселоне, в театре „Лисео“, я впервые слушала оперу Альфредо Каталани „Валли“. Я совсем не знала этой музыки, но она захватила меня с первых же тактов, а после арии Кабалье — она исполнила ее на своем дивном совершенном piano — просто чуть не сошла с ума. В антракте прибежала к ней в гримуборную, упала на колени, сняла с себя норковую накидку (тогда это была самая дорогая моя вещь). Монтсеррат засмеялась: „Элина, оставь, мне этого меха хватит только на шляпку“. А на следующий день я пела „Кармен“ с Пласидо Доминго. В антракте смотрю — ко мне в артистическую вплывает Монтсеррат. И тоже заваливается на колени, словно древнегреческое божество, а потом лукаво смотрит на меня и говорит: „Ну, теперь тебе надо подъемный кран вызывать, чтобы поднять меня“».
Одним им самых неожиданных открытий европейского оперного сезона 1997/98 года стало выступление Монтсеррат Кабалье с дочерью Монтсеррат Марти. Семейный дуэт исполнил вокальную программу «Два голоса, одно сердце».