наблюдайте за собой чтобы какой горький корень
Толкования на Евр. 12:15
Прп. Ефрем Сирин
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие
Наблюдайте, чтобы кто из вас не лишился благодати Божией, которая излилась на нас чрез Евангелие Господа нашего. И чтобы какой-либо корень горечи, вверх возросши, то есть какая-либо (еретическая) секта, не причинил вам вреда и чтобы многие не погибли чрез него.
Блж. Феофилакт Болгарский
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией
Подобно тому, как некто, проходя длинный путь в сопровождении множества людей, говорит: смотрите, чтобы кто-нибудь не отстал. Ибо я стараюсь не о том, только, чтобы не сблизились, но чтобы вы и за другими наблюдали, то есть навещали, узнавали, разведывали, что касается немощных: если бы и один оказался последним, то чтобы и им не пренебрегали. Веру же и доброе поведение и будущие блага называет благодатью Божией, ибо все это от благодати.
Чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда
И чтобы им не осквернились многие
Ибо, видя нечестивых, легкомысленные вступают в соревнование с ними и таким образом оскверняют души. Итак, пусть будут вырублены такие корни.
Евфимий Зигабен
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие
Смотряюще, да не кто лишится благодати Божия
Наблюдая друг за другом, зорко смотря, тщательно следя, как бы кто не отстал от благодати Христовой, подобно тем, которые во время путешествия отстают от других по слабости. » Благодатию« Христовою Апостол называет здесь будущия блага, которых лишаются хромающие на поприще добродетели, и не успевающие, или же теряющие их по нерадению.
Да не кий корень горести, выспрь прозябали, пакость сотворит
Об этом сказано во Второзаконии (Втор. 29:18), и образ взят с растений. «Корнем горести» называет здееь испорченную жизнь и вредное учение. «Выспрь же прозябает», когда увеличивается вросте и выступает наружу. Пакость творит, когда, прикасаясь к другим, заражает их порчею. Или и иначе: корнем горести называет грех, как причину горести. В самом деле, хотя в момент совершения греха грешник и ощущает удовольствие, но за то после горьким образом расплачивается за него, и это знают жестоко терзаемые и угнетаемые совестию по совершении греха. И Апостол не сказал: горький корень, а сказал: корень горести; потому что горький корень может приносить плоды сладкие и приятные, а корень горести, как источник и причина горечи, никогда: ибо все, от него исходящее, горько и неприятно.
И тем осквернятся мнози
Сделавшиеся причастниками заразы, отсюда происходящей; а посему нужно таковые обретаемые корни вырывать й выбрасывать, чтобы они, произращая из себя ветви, не причинили вреда многим.
Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.
Лопухин А.П.
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие
Толкование на Евреям 12:15
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Евреям 12:15 / Евр 12:15
Ефрем Сирин (
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие
Наблюдайте, чтобы кто из вас не лишился благодати Божией, которая излилась на нас чрез Евангелие Господа нашего. И чтобы какой-либо корень горечи, вверх возросши, то есть какая-либо (еретическая) секта, не причинил вам вреда и чтобы многие не погибли чрез него.
Феофилакт Болгарский (
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией
Подобно тому, как некто, проходя длинный путь в сопровождении множества людей, говорит: смотрите, чтобы кто-нибудь не отстал. Ибо я стараюсь не о том, только, чтобы не сблизились, но чтобы вы и за другими наблюдали, то есть навещали, узнавали, разведывали, что касается немощных: если бы и один оказался последним, то чтобы и им не пренебрегали. Веру же и доброе поведение и будущие блага называет благодатью Божией, ибо все это от благодати.
Чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда
Это находится во Второзаконии (Втор. 29:18). Метафору же он взял от растений. Что говорит в другом месте: «малая закваска заквашивает все тесто» (Гал. 5:9), то говорит и здесь, чтобы кто-нибудь лукавый не был допущен на погибель большинства: отсеки корень горечи, то есть греха, чтобы не дал ростков, то есть чтобы других не сделал такими же. А что грех горек, что нет ничего более горького, — это знали те, кто после совершения его угрызается совестью. Заметь, не сказал: горький корень, но: корень горечи; ибо горький корень может приносить сладкие плоды, но корень горечи, то есть источник и причина (этой самой горечи, — Прим.Ред.) не может принести когда-либо сладкий плод.
И чтобы им не осквернились многие
Ибо, видя нечестивых, легкомысленные вступают в соревнование с ними и таким образом оскверняют души. Итак, пусть будут вырублены такие корни.
Евфимий Зигабен (
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие
Смотряюще, да не кто лишится благодати Божия
Наблюдая друг за другом, зорко смотря, тщательно следя, как бы кто не отстал от благодати Христовой, подобно тем, которые во время путешествия отстают от других по слабости. » Благодатию« Христовою Апостол называет здесь будущия блага, которых лишаются хромающие на поприще добродетели, и не успевающие, или же теряющие их по нерадению.
Да не кий корень горести, выспрь прозябали, пакость сотворит
Об этом сказано во Второзаконии (Втор. 29:18), и образ взят с растений. «Корнем горести» называет здееь испорченную жизнь и вредное учение. «Выспрь же прозябает», когда увеличивается вросте и выступает наружу. Пакость творит, когда, прикасаясь к другим, заражает их порчею. Или и иначе: корнем горести называет грех, как причину горести. В самом деле, хотя в момент совершения греха грешник и ощущает удовольствие, но за то после горьким образом расплачивается за него, и это знают жестоко терзаемые и угнетаемые совестию по совершении греха. И Апостол не сказал: горький корень, а сказал: корень горести; потому что горький корень может приносить плоды сладкие и приятные, а корень горести, как источник и причина горечи, никогда: ибо все, от него исходящее, горько и неприятно.
И тем осквернятся мнози
Сделавшиеся причастниками заразы, отсюда происходящей; а посему нужно таковые обретаемые корни вырывать й выбрасывать, чтобы они, произращая из себя ветви, не причинили вреда многим.
Источник: Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие
«Видишь, говорит Златоуст, как апостол везде заповедует всякому содействовать общему спасению? (Евр 3:13). Не предоставляйте, говорит, всего учителям, не возлагайте всего на предстоятелей; и вы можете назидать друг друга… (1 Сол 5:11; 4:18) Вы можете, если захотите, больше нас сделать друг для друга; вы чаще обращаетесь друг с другом, лучше нас знаете дела свои, видите взаимные недостатки, больше имеете откровенности, любви и общительности; а это немаловажно для научения, но доставляет великие и благодетельные удобства». — «Чтобы кто не лишился благодати Божией». Благодатью Божиею апостол называет будущие блага, евангельскую веру, добродетельную жизнь: все это от благодати Божией (Злат.). — «Чтобы какой горький корень…» и т д. Это говорится во Второзаконии (XXIX:18), а самое выражение в переносном смысле заимствовано из примера растений. Если будет такой корень горести, т.е. приносящий вред, то не позволяй ему пускать ростков, но вырывай его, чтобы он не принес свойственных ему плодов, чтобы не заразил и не осквернил других… Справедливо он называет грех горьким; действительно, нет ничего столь горького, как грех. Это знают те, которые после худых дел угрызаются совестью и испытывают великую горечь… Свойство горького — быть вредным. И прекрасно он выразился: корень горести, не сказал: горький, но: горести. Горький корень может приносить плоды сладкие, но корень — источник и основание горести — «когда не может приносить плода сладкого, в нем все горько, нет ничего сладкого, все невкусно, все неприятно, все исполнено ненависти и отвращения» (Злат.). — «Чтобы им не осквернились многие…», т.е. чтобы того не было, отлучайте от себя людей развратных (Злат.).
Открытый христианский форум JesusChrist.ru
Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.
|
К Евреям, глава 12
15. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией;
чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда,
и чтобы им не осквернились многие;
Иакова, глава 3
14. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
15. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская
Деяния Святых Апостолов, глава 8:23
ЦЕРКОВЬ В ИУДЕЕ, САМАРИИ И АНТИОХИИ / Служение Филиппа / Симон Волхв
23. ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
Второзаконие, глава 32:32
32. Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие;
Числа, глава 9:11-12
11. пусть совершат «passover» Господу и с опресноками и c горькими травами пусть едят ее;
12. и пусть не оставляют от нее до утра и костей ее не сокрушают; пусть совершат ее по всем уставам о «passover» Господу;
Горький корень, можно полностью-без остатка вырвать из себя только через горечь Креста Сына Бога.
Покайся и вернись в Церковь.
В церковь-организацию-проститутку, которая на каждом углу города Торонто или в церковь-организм-Невесту?
В церковь проститутку вернуться легко и просто.
Церковь живую найти ох как непросто!
_________________________________________________________________
Горький корень, можно полностью-без остатка вырвать из себя только через горечь Креста Сына Бога.
Если в церкви лидеры не висят на крестах, то нет там и святой благодати, способной исцелить больное сердце человека и какой смысл идти туда?
Пить вино блудодеяния и обольщения? Мне лично это противно и мерзко.
Хочу от Бога святой благодати, а всякая мерзость не от Бога!
Судя про всему ты сплошь одни церкви-блудницы находишь.
А ведь написано, что есть и Невеста.
Может быть тебе сменить круг общения?
>>
!
«Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его. «
Только вот где они?
«. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. «
Что ищешь то и находишь.
Думай! Бог не благоволит к глупым!
Блудница никогда не знает и не понимает, что она блудница! Блудница слепа и глуха к Духу Бога! Люди, пьющие вино блудодеяния и не подозревают того, что они вовсе не в теле Христа Спасителя, напоенное вином Духa Святого.
Думай! Бог не благоволит к глупым!
Книга пророка Иеремии, глава 9:2
2 О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных.
Где найти хоть одного человека, кто пойдет со мной за Иисусом Христом к жизни?
Апостола Павла послание к евреям 12:15
Толкования:
Блж. Феофилакт Болгарский
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией
Подобно тому, как некто, проходя длинный путь в сопровождении множества людей, говорит: смотрите, чтобы кто-нибудь не отстал. Ибо я стараюсь не о том, только, чтобы не сблизились, но чтобы вы и за другими наблюдали, то есть навещали, узнавали, разведывали, что касается немощных: если бы и один оказался последним, то чтобы и им не пренебрегали. Веру же и доброе поведение и будущие блага называет благодатью Божией, ибо все это от благодати.
Чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда
И чтобы им не осквернились многие
Ибо, видя нечестивых, легкомысленные вступают в соревнование с ними и таким образом оскверняют души. Итак, пусть будут вырублены такие корни.
Евфимий Зигабен
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие
Смотряюще, да не кто лишится благодати Божия
Наблюдая друг за другом, зорко смотря, тщательно следя, как бы кто не отстал от благодати Христовой, подобно тем, которые во время путешествия отстают от других по слабости. » Благодатию« Христовою Апостол называет здесь будущия блага, которых лишаются хромающие на поприще добродетели, и не успевающие, или же теряющие их по нерадению.
Да не кий корень горести, выспрь прозябали, пакость сотворит
И тем осквернятся мнози
Сделавшиеся причастниками заразы, отсюда происходящей; а посему нужно таковые обретаемые корни вырывать й выбрасывать, чтобы они, произращая из себя ветви, не причинили вреда многим.
Лопухин А.П.
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие
Прп. Ефрем Сирин
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие
Наблюдайте, чтобы кто из вас не лишился благодати Божией, которая излилась на нас чрез Евангелие Господа нашего. И чтобы какой-либо корень горечи, вверх возросши, то есть какая-либо (еретическая) секта, не причинил вам вреда и чтобы многие не погибли чрез него.
Штеген Эрло. Корень горечи
В Послании к Евреям 12:15 мы находим такие слова: „Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие“.
В греческом подлиннике Библии слова „наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией“ дословно переданы так: „будьте внимательны и пристально следите за тем, чтобы кто не лишился милости Божией, допустив в сердце своем вырасти горькому корню“. Как видите, горечь несовместима с милостью Божией. В окружающем нас мире есть многое, что практически несовместимо. Так, к примеру, вода и огонь, свет и тьма. Вода тушит огонь, а свет изгоняет тьму. Точно также действует горечь. Поселяясь в сердце человека, она вытесняет собой милость Божию. Где являет себя милость Божия, там не может быть горечи. Если же в сердце человека живет горечь, не стоит говорить о милости. Даже если мы продолжаем ходить в церковь, считаться ее членами и называться детьми Божьими, в очах Господа мы являемся отпадшими, потому что без милости Божией не может быть жизни веры.
Сердце и жизнь христианина должны преизобиловать благодатью и милостью Божией. Разве это не прекрасно, когда, входя в магазин, видишь полки, заставленные многочисленными товарами. Если же на полках находится ничтожно малый их ассортимент, то магазин выглядит печально и пусто. Еще хуже выглядит положение, если в сердце и жизни верующего человека такая же пустота. Есть немало христиан, которые давно уже стали духовными банкротами. Достаточно взглянуть на их лица, как сразу же видишь отсутствие каких бы то ни было знаков пребывания в них благодати Божией. Даже если такого человека называют „святым”, в жизни его не видно даже следа от милости Божией. У него ничего нет. Впрочем, нечто он всё же имеет, и этим „нечто” является горечь.
Давая в сердце своём место горечи, мы лишаемся благодати Божией, а лишившись её, теряем смысл жизни. Стоит ли удивляться поэтому, что эти люди помышляют часто о самоубийстве, надеясь таким образом покончить со своими душевными терзаниями. Неразумные, они не понимают, что этот шаг станет для них не концом, а началом куда более ужасных мучений. Ведь там, куда они попадут, будет намного хуже того, в чём они находятся сейчас.
Корень горечи легко появляется и особенно быстро растёт в сердце, в котором живёт грех. Грехи являются для него лучшим удобрением. Вот почему исповедание грехов и принесение их в свет является для человека великим преимуществом. Между людьми и тем более среди детей Божиих не может быть искреннего общения, если в жизнь кого-нибудь из них вошла горечь. Среди миссионеров, трудящихся в различных странах мира, было произведено однажды интересное исследование. Оно показало, что 60% их не могут быть едиными между собою. Поразительно, не правда ли? Серьёзные, мужественные христиане, казалось бы, горящие любовью к Господу, жаждущие проповедовать Евангелие мусульманам, буддистам и чернокожим язычникам, не могут найти общий язык между собой. Люди, которые несут Слово Божие другим, сами не живут по нему! Как это понять, что дети Божии, имеющие одного Небесного Отца, не могут жить в мире? Они ссорятся, спорят, злословят и ненавидят друг друга! Кто же они в действительности? – Христиане без Христа, лишенные Божьей милости.
Друзья мои! Я рассказал вам об эвкалиптовом дереве для того, чтобы употребить его, как сравнение. Однако должен сказать, что корень эвкалипта ничто в сравнении с корнем горечи. Самые близкие люди, соединённые когда-то теснейшей дружбой, из-за этого греха навсегда расстаются и стараются даже не вспоминать друг о друге. Безмерно любящие супруги, которые раньше не мыслили жизни друг без друга, из-за этого горького корня расходятся, становясь ненавистными врагами. Горечь разрушает и умерщвляет всё доброе.
Как дерево эвкалипта с его длинным корнем не даёт возможности другим растениям расти под его кроной, так и верующий, в сердце которого живет горечь, подавляет и угнетает окружающих его, разрушая, уничтожая и духовно превращая в пустыню всё вокруг себя.
А теперь рассмотрим, каким образом удается корню горечи проникнуть в сердце христианина. На это бывает много причин. Первой и наиболее частой из них является разочарование. Бывает, что мы очень ценим и глубоко уважаем какого-нибудь человека, всецело доверяем ему и полагаемся на него, как на самого себя, уверенные, что он не подведет нас и в самую трудную минуту. Мы смотрим на него снизу вверх и он для нас словно идол. Однако наши иллюзии рушаться, когда вдруг происходит нечто, что нас прямо-таки шокирует. Например, он что-то говорит или делает, или начинает вести себя так, что это нас глубоко огорчает, потрясает и разочаровывает. В такой ситуации вместо того, чтобы особенно бодрствовать и стоять на страже своих мыслей, мы затаиваем в сердце своем обиду, которая быстро перерастает в отчужденность и скрытую неприязнь, вплоть до ненависти. Знакомо тебе такое состояние, друг? Узнаешь себя в той или иной ситуации? Если да, тогда остановись и тщательно проверь, не растёт ли в глубину и твоего сердца корень горечи. Вслед за первым шоком и разочарованием приходит возмущение, затем зло и злопамятство. А когда дело доходит до этого, ты готов уже к мщению, которое может принять различные окраски и формы, причем под самыми благовидными предлогами. И вот так одно за другим, потому что грех действует по типу цепной реакции. Каждый из этих грехов дьявол может нам так преподнести, так разукрасить, что мы не скоро поймем действительную картину происходящего.
Библия учит, что в случае, если кто-то согрешил против нас, мы должны пойти к нему и сказать ему лично об этом. Если человек не пожелает этого принять, нужно взять ещё двух или трёх свидетелей, а если и их не послушает, тогда сказать это перед всей общиной. К сожалению, христиане очень часто пренебрегают этим советом, данным нам Господом. В своём ложном благочестии они предпочитают поступать иначе и молчат, считая, что Бог Сам вступится за них и справедливость восторжествует. При этом они даже не замечают, что тем самым удобряют и поливают в сердце своём почву, в которой растёт и укрепляется корень горечи. Вслед за горечью появляется неприязнь, потом ненависть, а человек продолжает считать себя чадом Божиим, думая, что по-прежнему находится на пути в небо. Он ходит на собрание, поёт, читает Библию, молится и делает всё, что делал раньше, потому что такая жизнь стала для него своего рода духовной культурой и традицией, за которой, увы, чаще всего уже ничего нет. Просто формальное хождение в церковь. Горе душе, которая, находясь в таком состоянии, отходит в вечность, потому что она лишена Божьей милости, а значит погибнет.
Ещё одной причиной возникновения корня горечи являются недоразумения. Они появляются чаще всего на почве недопонимания или неправильного понимания другого. Несмотря на их кажущееся несерьёзное начало, они так же становятся причиной появления корня горечи. Брат или сестра, не отдавая себе в том отчета, могут что-то сказать или сделать, что тебя глубоко ранит. Или предпринимая что-то, они мыслят иначе чем ты, и это становится причиной твоего глубокого огорчения. Возможно даже, направляемые Самим Господом, они начинают какое-то дело, которое тебе кажется неразумным или бессмысленным. Не понимая их целей и стремлений, видя что с мнением твоим не считаются, ты затаиваешь на них обиду и начинаешь внутренне или на деле противиться. А в сердце тем временем глубже и глубже пускает свой корень злая горечь. Даже если они действительно делают ошибку, почему бы тебе не молиться, чтобы Господь указал им на это. Но нет. Ты замыкаешься, отстраняешься, а то и вообще порываешь с ними, не видя того, что тем самым только усложняешь проблему. В случаях таких недоразумений лучше всего прислушаться к рассмотренному нами выше совету Библии – пойти к брату (или сестре) и открыто и искренне поговорить с ним. Может быть, выслушав тебя, он с изумлением воскликнет: „А я даже не подозревал что ты меня так понял. Я-то видел это совсем иначе и сделал так из совершенно других побуждений. Спасибо тебе, что ты пришел ко мне и прости, что я невольно тебя обидел“. Если бы христиане почаще выбирали этот прямой путь, для многих корней горечи не было бы места. Однако этот принцип, увы, нередко пренебрегается, результатом чего являются ссоры, несогласия и вражда вплоть до полного разделения.
Разномыслия также могут приводить к возникновению горечи. Это на первый взгляд что-то совсем безобидное и, казалось бы, им есть объяснение. Ведь каждый имеет право на своё мнение. Это же естественно. Все мы – разные, потому каждый и судит по-своему, выбирая путь, который считает для себя правильным. Однако с такого вот „безобидного“ разномыслия начинается горечь, которая кончается тем, что души расходятся в разные стороны, бродя, как овцы, не имеющие пастора. Разумеется, при этом не может быть и речи об отношениях, которые были во времена первоапостольской церкви, когда все дети Божии были одной душой и одним сердцем. Всякий человек, утверждающий, что он является чадом Божиим, должен быть един с теми, кто так же являются детьми Божьими. В противном случае, проповедуя истину другим, он сам однажды будет отвергнутым. Мы знаем, что крест, о котором мы проповедуем, имеет вертикальную и горизонтальную балки. В этом заложен символический смысл. Вертикальная балка указывает на связь человека, живущего на земле, с Богом, обитающим на небесах. Горизонтальная же балка символизирует связь человека с его ближним. Поэтому, если христианин действительно имеет близость с Господом, он непременно будет иметь близость с ближним. Если же этого нет, тогда его утверждение, что он близок с Господом, очень и очень сомнительно. Подтверждением этому является Первое Послание Иоанна 4:20, где написано: „Кто говорит „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец“. Таково для нас мерило Божие.
Разномыслие рано или поздно приводит к ожесточению и злобе. Проверьте себя в этом, дорогие друзья. Дав место корню горечи, не вскармливаете ли вы в сердце своём страшный грех злобы и ненависти. И поступая так, продолжаете называть себя христианами. Как можно так духовно ослепнуть? Человек, который делает с Господом хорошее начало, может потом низко упасть, даже не замечая этого. Не удивительно, поэтому, что Апостол Павел, обращаясь к Галатам с болью когда-то воскликнул: „О, несмысленные Галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый! Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, оканчиваете плотью?“ (Гал. 3:1,3). Когда растёт и углубляется в сердце злая горечь, руководя жизнью человека, тогда для милости к другим не остается больше места. Человек видит только ошибки, грехи и промахи своего ближнего, не имея к нему сострадания и снисхождения.
Зависть – ещё один грех, являющийся частой причиной появления в сердце горечи. Причины её появления очень различны; „Почему тому человеку в жизни так везет, а у меня одни неустройства? Почему эта сестра всё имеет и ей ещё прибавляется, а я должна постоянно жить в недостатках и бедности? Почему дети других такие способные и умные, а с моих никакого толку? У этой женщины муж такой видный, серьёзный, заботливый и внимательный, а мой – одно наказание! Жена у того-то брата – просто красавица! К тому же не только хорошая хозяйка в доме, но и прекрасная мать детям и душевный друг своему мужу. Моя же, увы, и близко того не имеет. Сосед-то какой себе дом „отгрохал“, прямо настоящий дворец, и машины часто меняет, одна лучше другой. И откуда только у него деньги? Смотри-ка, наши знакомые поехали в отпуск. Не бывает лета, чтобы они где-то не отдыхали. Везёт же людям! А тут сиди и потей в своей тесной квартире. “
Знакомы вам такие мысли, друзья? Этот список можно было бы продолжить до бесконечности. И за всем этим кроется человеческая зависть, которую в народе не зря называют „чёрной“. Слово Божие в Книге Притчей 14:30 называет зависть гнилью для костей, предостерегая верующего от этой духовной проказы. Однако в среде христиан она, к сожалению, не только не изживается, но все больше и больше распространяется. Стоит ли поэтому удивляться неустройствам, царящим в христианских домах, церквах и общинах? Не зря ведь написано: „Ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое“ (Иак. 3:16).
О ревности, думаю не стоит много говорить. Кто мучим ею, тот хорошо знает, какой горький корень пускает она в душе, нередко совершенно меняя человека и превращая его в тирана и деспота. Самое верное и самое точное определение этому греху даёт нам Священное Писание: „. люта, как преисподняя, ревность; стрелы её – стрелы огненные; она пламень весьма сильный“ (Песни Песней 8:6). Если это зло появляется в сердце мужа или жены, тогда семейное счастье непременно разрушается. Ревность, гложущая сердце матери, у которой невестка видите ли „забрала“ любимого сына, не дает ей покоя ни днем, ни ночью, превращая её жизнь в кромешный ад. Ревность, возникшая в сердце ребёнка, только потому, что ему кажется, что родители любят его меньше других детей, делает его на всю жизнь ненавистником. Успех коллеги по работе, повышение его в должности и оказываемое ему доверие, благословение в духовном служении брата или сестры и многое-многое другое может стать причиной злой ревности, дающей начало горечи, от которой очень трудно избавиться.
Как видите, есть много грехов, которые являются причиной появления в сердце корня горечи. И было бы намного лучше, если бы, бодрствуя, мы препятствовали его возникновению, чем с большими муками старались от него потом избавиться.
Важно отметить, что человек, в сердце которого живёт горечь, склонен к безнравственности, будь это в мыслях или на деле. Исходя из этого можно понять, почему в христианских кругах всё чаще встречается разного рода блуд и прелюбодеяние. Какая жуткая вереница грехов, не правда ли? А ведь всё началось с такого безобидного на первый взгляд огорчения, давшего рост злому корню горечи.
Дорогие друзья, задумайтесь серьезней об этом. Выключите свой телевизор. Отложите в сторону газету, для которой вы находите больше времени чем для чтения Библии. Возьмите в руки Священное Писание и найдите то место, где Иаков готовился к встрече с братом своим Исавом, в сердце которого горечь переросла в ненависть и жажду мести. Иаков хорошо понимал, что никто кроме Господа ему не поможет. Переправив жён и детей через поток, он остался один на один с Богом. Произошедшая ночью борьба стоила ему многого, однако на следующее утро это был уже совсем другой человек, готовый в великом смирении семь раз пасть перед своим смертельным врагом (См. Бытие 32:22-31, 33:1-4). Брат и сестра, готовы ли и вы к этому,? Готовы ли подобно Иакову просить у Господа милости одержать победу над вашей горечью, даже если это будет вам стоить не одной, а многих бессонных ночей?
Всё доброе, что мы имеем, является результатом проявленной к нам милости Божьей. Отними эту милость, – что останется? Во что превратится тогда наша жизнь? Она превратится в канал, по которому потечёт всякая грязь. Сперджин рассказывал, что всегда, когда он видел какого-нибудь бродягу или алкоголика, говорил сам себе: „Видишь, там идёт Сперджин, который не пережил Божьей благодати и милости”.
До тех пор, пока в жизнь человека не войдёт Божья милость, грех будет царствовать над ним. Вот почему так страшно её потерять. Лишившись Божьей милости, человек остаётся способным только на то, чтобы распространять вокруг себя зловоние своих грехов, становясь проклятием для окружающих. Таковые могут только ломать и разрушать. Разумеется, они даже не подозревают этого. Им кажется, что с ними всё в порядке и что только они правы, в то время как все другие заблуждаются. Такое поведение человека является свидетельством духовного помешательства. Почему я так говорю? Да потому, что так себя ведут только психически больные люди, иначе говоря, сумасшедшие. Им кажется, что только они в здравом уме, другие же – ненормальные; и все попытки разубедить их в этом бывают обычно безрезультатны.
Корень горечи делает человека духовно слепым. Сколько можно встретить детей, которые не только не почитают своих родителей, но и ненавидят их. Это невозможно понять, потому что никто другой не делает для детей больше, чем их родители. В каких болезнях и страданиях рождает их мать! Сколько бессонных ночей проводит она у их детской постели! Сколько тревог переносит, пока они подрастут. В поту своего лица работает отец, обеспечивая их всем нужным. И вот в благодарность за это дети, вырастая, покидают родителей, не являя им ни любви, ни заботы. Мало того, стараясь оправдать себя, они идут и злословят их, рассказывая о них только плохое. Когда ко мне приходят такие молодые люди и начинают обливать грязью своих родителей, я задаю им вопрос: „Как ты думаешь, сколько раз мать, о которой ты так плохо говоришь, стирала твои запачканные пелёнки и смывала с тебя твои испражнения? Сколько раз во время болезни сидела у твоей постели, носила к врачу и, падая от усталости, делала всё, чтобы ты скорее поправился. А теперь в твоих глазах она – грязь, точно так же как и твой отец!?”
Как вы думаете, почему дети становятся такими жестокими к своим родителям? – По той же причине появления в их сердцах корня горечи. Это ли не слепота?!
А теперь возьмём пару примеров, показывающих с чего может начаться такая неприязнь. Возможно, родители не пустили дитя туда, куда он так хотел. Быть может, в наказание за что-то они должны были его выпороть. И чем отвечает на это ребёнок? – Он затаивает в сердце своём обиду и даёт место горечи, которая в конце концов приводит к ненависти.
Однажды ко мне пришёл молодой человек и сказал:
– Я ненавижу своего отца и не хочу его даже видеть! Он – не христианин!
– Как так?! – удивился я. – Почему?
– Он меня сильно побил.
– И когда же это случилось? Вчера?
– Ну что Вы! – воскликнул он. – Этого бы ещё не хватало! Нет, он побил меня в 1976 году, когда мне было восемь лет.
Можете себе представить, что этот юноша более десяти лет вынашивал в сердце своём гнев на отца только за то, что тот в детстве его за что-то побил.
– За что же отец тебя наказал? – спросил я его и услышал сбивчивую историю его проступка.
– Ну что ж, твой отец очень правильно сделал, – сказал в заключение я. – Жаль только, что он тебе мало дал.
Горечь может разрушить в семье самые тёплые взаимоотношения. Жена может затаить на мужа злую обиду за то, что он с ней однажды плохо поступил. Муж готов возненавидеть жену только за то, что она ему в чём-то не угодила. Разумеется внешне это может скрываться, однако в сердце уже происходит разрушительная работа. Возможно, объектом враждебности стал для тебя не член твоей семьи, а другой христианин, являющийся, как и ты членом той же общины. Быть может, он тебе что-то сказал, что было для тебя подобно удару. С тех пор прошли многие годы, а ты так и не можешь ему простить. И как результат этого – с уст твоих в подходящий момент срываются такие слова, которые никак не подобают человеку, называющему себя чадом Божиим. Или кто-то пришёл к тебе и, обличив, обратил внимание на недоброе в твоей жизни. А может он просто сделал замечание в адрес твоих детей, рассказав о их недостойном поведении. Каковой при этом была твоя реакция? Даже если в ответ ты ему ничего не сказал, что происходило в твоих мыслях. Не думал ли ты, что ему лучше посмотреть на своих собственных детей прежде чем наблюдать за твоими? Друг, если это так, знай что в тебе нет страха Господня. Мысли, которые ты допустил, будут пожирать тебя как рак, и рано или поздно принесут горький плод. Сомневаюсь, что ты сможешь об этом долго молчать. Если не сразу то на следующий день ты расскажешь о происшедшем мужу, соседям или знакомым, прибавляя при этом изрядную порцию своей горечи. У тебя не хватает мужества придти с этим в свет, однако действовать как преступник, за спиной, в темноте – для этого ты достаточно смел. И потому не удивляйся, если однажды люди начнут обходить тебя стороной. Рано или поздно они поймут, с каким недобрым человеком имеют дело. Такой своей жизнью ты только показываешь другим, что от тебя далека милость Божия.
Вы не можете себе представить, сколько братьев и сестёр во Христе оставили свои общины по причине появившейся в их сердце злой горечи. Однажды мне пришлось говорить с человеком, который ожесточённо повторял: „Я не прощу им этого! Я просто не могу их простить. Пусть Сам Бог сойдёт и рассудит нас, иначе не прощу!” И как вы думаете, кто это был? – Никто иной, как проповедник Евангелия. Глядя на его озлобленное лицо, мне ничего другого не оставалось, как только сказать, что его неспособность простить является для меня свидетельством удаления от него милости Божией.
Многие верующие постоянно задают один и тот же вопрос – каким образом можно полностью освободиться от корня горечи? Во-первых, как я уже говорил, воспользоваться советом Библии – пойти к человеку, который тебя огорчил, и поговорить с ним открыто и искренне. Кто знает, не приобретешь ли ты снова в лице его друга и брата. Во-вторых, научиться прощать и забывать. Один великий муж Божий, переживший в жизни своей духовное пробуждение, на вопрос, что нужно делать, чтобы получить такое же пробуждение, сказал: „Для этого нужно прощать, прощать и ещё раз прощать“. Не так ли ответил Господь и Петру, который спросил: „Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?“ – и услышал в ответ: „. не говорю тебе „до семи“, но до семижды семидесяти раз“ (Матф. 18:21-22).
Кто поистине пережил прощение, дарованное ему Господом, тому не трудно прощать. Из уст людей приходится часто слышать такое признание: „Я – самый большой грешник на земле“. И если это не просто благочестивые слова, а действительно осознание тяжести своей греховности, тогда будет очень легко прощать других. Горе, если мы в этом случае уподобимся негодному рабу, которому Господь простил большой долг, но который не захотел простить малую задолженность своему товарищу, за что был строго наказан и должен был заплатить весь прощенный ему ранее долг (см. Матф. 18:23-35). Итак, если мы воспринимаем Библию серьезно, тогда просто не сможем жить так, как делали это раньше. Как можно лечь и спокойно заснуть, имея зло и горечь в сердце, если слово Божие нам говорит: „Солнце да не зайдет во гневе вашем“ (Ефес. 4:26). Каждый раз, произнося слова молитвы „Отче наш“, мы выносим себе суровый приговор, когда говорим: „И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим“. Ведь в действительности именно так оно и совершается. Господь прощает нам наши грехи точно так, как мы прощаем согрешающим против нас. Так что, оцените ваше прощение других, чтобы узнать, в какой мере вы прощены Богом. Есть люди, которые легко говорят, что они простили, однако не могут этого забыть. Как понять такое прощение, я не знаю. Если Господь прощает, Он забывает и более не вспоминает. Мало того, Он не только не взыскивает, но и оправдывает нас. Оправдание означает полное удаление и заглаживание вины, как будто вообще ничего не произошло. Таким образом совершает прощение Бог, а мы. Так ли прощаем мы, друзья? Некоторые жены говорят: „Да, я простила мужу то, что он сделал. Но забыть этого я не могу“. Хочется им сказать: „Придите к Тому, Кто прощает, не вспоминая, и просите Его даровать вам это чудо – способность прощать“.
И ещё один важный пункт. Если ты, друг, нашёл в своём сердце корень горечи, тогда не молчи. Пойди к душепопечителю и принеси это в свет. Покончи с этим грехом и ты получишь прощение от Господа, радость, мир и душевное успокоение. Если это необходимо, приведи в порядок свои отношения с тем, на кого ты имел горечь. Сделай всё, чтобы это зло в твоём сердце было исторгнуто.
Однажды у нас в саду появился сорняк. При попытке вырвать его, корень сразу же обрывался и через пару дней рядом появлялся новый росток. Пришлось принести воды, обильно смочить землю и, вырыв довольно глубокую яму, хорошенько потрудиться, чтобы вытащить весь разветвившийся корень. Затем мы положили его на солнце, чтобы он засох и сгорел под его палящими лучами. Только тогда сад был освобождён от этого опасного сорняка. Точно так нужно поступать и с корнем горечи. Не вырвав и не уничтожив его полностью, ты никогда от него не избавишься. Если ты не сделаешь этого, тогда, согласно Слову Божьему, милость Господа покинет тебя. Будь послушен Священному Писанию, исторгни горький корень из своего сердца и тогда радость неба войдёт в твою жизнь. Не сделав этого, ты будешь для окружающих тебя людей настоящим проклятием, хуже самого вредного сорняка, о котором я вам рассказал.
А теперь перейдем к заключительной части прочитанного вначале стиха: „. чтобы им не осквернились многие“. Корень горечи опасен не только для самого человека, но и для окружающих его. В сердцах некоторых людей нашли себе место несколько корней горечи, однако даже одного из них бывает достаточно, чтобы через это осквернились ещё многие. Есть грехи, которые легко заражают других. Горечь является самым опасным из них, потому что оскверняет не только тело, но и сердце, душу и духовную жизнь человека.
Зло не может долго таиться. Злопамятный не в силах молчать. Он постоянно ищет себе сочувствующих. Почувствовав, что кто-то может его понять, он сразу же ли изливает в уши его свою горечь, рассказывая, как бессовестно с ним поступили и как воздали злом за его добро. Такой человек при каждой встрече готов повторять одну и ту же историю о том, как его обидели, всё больше и больше её подперчивая и подсаливая. Таким образом он заражает своей горечью других. Но и это ещё не все. Злопамятство всегда делает человека подозрительным. Он внимательно следит за каждым сказанным словом и следующим шагом своего „врага“, уверенный, что тот готовит против него новое наступление. Каким проклятием может стать человек, в сердце которого живет злая горечь! Где бы он ни появлялся, он несёт ссоры и разделения. Мир сменяется враждой и духовной войной. Поэтому старайтесь никогда не иметь общения с тем, кто имеет горечь, постоянно подогревая и разжигая её в себе. Вступая в контакт с таким человеком, делайте это только для того, чтобы вразумить и приобрести его для истины. Если же вы на это не способны, тогда избегайте общения, потому что, соединившись с ним, вы сами осквернитесь.
Дорогой друг! Мы с тобой живём в мире, наполненном очень разными людьми. Одни могут обращаться с тобой, как с ангелом, другие – так, словно ты дьявол. При всём этом ты не должен давать место горечи. Даже если люди грешат против тебя, это не даёт тебе право грешить против них. Берегись выращивать в сердце твоём горький корень! Не давай места обидам и гневу, потому что рано или поздно они станут для тебя верёвкой на шее. Пусть присутствие милости Божией всегда будет видно в твоей жизни, а это никак невозможно, если в сердце живёт злая горечь. Итак, если ты нашёл этот корень в себе, тогда, не медля, вырви его. Не рассчитавшись с этим грехом, ты не можешь надеяться, что твои молитвы о детях, родителях, близких, родных и знакомых будут услышаны. Не имея почивающей на тебе благодати и милости, ты не можешь ожидать явления силы Божией. Бог говорил к тебе сейчас, не так ли? Если да, тогда начинай действовать. Не думай, что у тебя будет ещё когда-нибудь возможность это исправить. Скорее всего, что ты никогда её больше не получишь. Шокирующим является то, что вслед за прочитанным нами стихом о горьком корне напоминается об Исаве, который горько жалел о потере своего первородства, всем сердцем желая его вернуть, однако уже не мог этого сделать. Он слишком поздно осознал ценность того, что так легко потерял. Так и ты, друг, теперь, когда голос Божий звучит к тебе, открой для Него твоё сердце. Исправь свою жизнь сегодня, ибо не знаешь, сможешь ли сделать это завтра.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+