нарушение в какой области отражается на овладение навыками чтения и письма несформированность чего
Нарушение письма и чтения. Классификация, симптоматика, основные направления работы с детьми школьного возраста
Разделы: Логопедия
В последние пять лет, заметно возросло обращение родителей в кабинет поликлиники по поводу нарушений письма и чтения у детей школьного возраста.
Письменная форма речи в школьном возрасте является важнейшим средством овладения программным материалом. Трудности, связанные с овладением письменной формой речи могут привести к школьной дезапдатции, неуспеваемости, психо-эмоциональным расстройствам.
Расстройства письменной речи следует дифференцировать с недостаточностью овладения ребёнком программным материалом по чтению и письму, которое может быть вызвано различными факторами (неблагоприятная обстановка в семье, прогулы, неквалифицированность педагога).
Чтение и письмо являются сложными формами речевой деятельности, многоуровневыми процессами. В процессах письма и чтения принимают участие различные анализаторы, между которыми устанавливается тесная связь. Процессы чтения и письма имеют сложную структуру и включают большое количество операций.
Нарушение чтения и письма в психиатрии относятся к нарушениям развития школьных навыков (парциальные расстройства развития). Существуют рубрики 315.00 «Нарушение чтения» и 315.2 «Нарушение письма».
Согласно МКБ 10 эти нарушения характеризуются следующими признаками:
Начало в детском возрасте (самое позднее до 5 класса школы).
Тесная связь с биологическим созреванием центральной нервной системы.
Постоянное течение без ремиссий и рецидивов; это обозначает наличие дефицита в обучении навыкам чтения и письма, но не утрату уже приобретённых навыков.
Нарушения чтения и письма становятся очень заметными при выполнении заданий, оценки учащихся по чтению и письму неудовлетворительные, успеваемость хуже, чем у 97% школьников.
В ходе сбора анамнеза часто выявляются нарушения речи в дошкольном возрасте, дополнительно может нарушаться понимание речи.
У детей, с нарушениями письменной формы речи часто отмечается нарушение развития в сфере общей моторики и мелкой моторики рук, нарушение зрительной моторики.
В качестве сопутствующих расстройств наблюдаются нарушение внимания, памяти, двигательное беспокойство и психические нарушения.
Усилия семьи и школы по формированию навыков чтения и письма не всегда приводят к улучшению успеваемости.
Недостаточность навыков чтения и письма не соответствует уровню интеллекта ребёнка.
Нарушение чтения и письма не являются непосредственным следствием недостаточного обучения.
Характерно уменьшения степени функциональных нарушений с возрастом, хотя у многих взрослых пациентов специфическое расстройство школьных навыков сохраняется.
Иногда наблюдается учащение нарушений чтения и письма, они встречаются с большей вероятностью у родственников первой степени родства.
Распространённость нарушений чтения и письма составляет 4-7%. Чаще всего диагноз ставится в возрасте 9-12 лет.
Расстройство письменной речи встречается во всех социальных слоях.
Нарушение чтения и письма обозначаются терминами дисграфия и дислексия. В классификации дисграфий и дислексий выделяют различные формы нарушения чтения и письма, однако в практике чистые формы встречаются редко. Чаще всего при нарушениях письменной речи, мы видим комбинирование различных форм дисграфии и дислексии.
Мною было обследовано 37 детей в возрасте 8-12 лет с нарушениями письменной формы речи. При обследовании были выделены следующие типичные ошибки.
Письмо | Чтение |
Неправильное расположение текста в тетради: сдвиг вправо, влево, вверх, вниз, выход за «поля». |
Неумение отсчитывать нужное количество клеток и линеек в тетради.
Нарушения почерка: чересчур мелкие или крупные буквы или их размер меняется.
Ошибки в переносе слов с одной строчки на другую.
Пропуски гласных и согласных, чаще всего при их стечении.
Пропуски слов в предложении, а так же частей текста при списывании.
Необоснованное слитное или раздельное написание предлогов и приставок.
Слитное написание двух или нескольких слов.
Разрыв слова на две или три части.
Появление лишних букв в слове.
Появление лишних элементов в графеме.
Слияние двух графем в одну.
Невыделение ребёнком предложения, как языковой единицы. Начало предложения не обозначается заглавной буквой, в конце предложения не ставится точка.
Смешение оптически близких графем.
Отсутствие красной строки или она получается слишком большой.
Трудности в обозначении твёрдости и мягкости.
Смешение графем по признаку звонкости и глухости звуков (фонем), которые они обозначают.
Неумение выделить прямую речь детьми более старшего возраста.
Искажение почерка.
Наличие пропусков графем.
Смешение оптически близких графем.
Неузнавание или забывание знакомых букв.
Соскакивание со строчки в процессе чтения, потеря строки.
Появление лишних букв в слове.
Забывание первого и второго слогов при чтении двух-, трёхсложных слов.
Пропуски слов, словосочетаний, предложений, иногда частей текста.
Монотонность прочтение, несоблюдение пауз.
Непонимание значения прочитанного слова.
Попытки прочтения слов справа налево. При разделении слов на слоги с помощью дефиса, прочтение одного из слогов справа налево, а другого правильно.
Для правильной постановки диагноза родителям детей рекомендуется посещение других специалистов: психолога, нейропсихолога, психиатра, невролога.
После обследования ребёнка и выявления структуры нарушения составляется план индивидуальной работы с ребёнком, с учётом рекомендации других специалистов. Перед началом курса занятий, обязательно проводится разъяснительная работа с родителями о состоянии ребёнка и перспективе дальнейшего обучения. Работа с детьми, страдающими расстройствами чтения и письма, является многоплановой, методы и приёмы работы разнообразны и направлены на формирование, как письменной, так и устной речи ребёнка. Многообразие методов, приёмов и упражнений необходимо для поддержания интереса ребёнка к занятиям.
Работа над преодолением дисграфии и дислексии является длительным обучающим процессом и требует значительных усилий со стороны логопеда, родителей и самого ребёнка.
Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей»
Консультация логопеда
«Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей».
С каждым годом увеличивается количество детей, которые имеют те или иные нарушения устной и письменной речи, выраженные в большей или меньшей степени. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Почему же возникают подобные нарушения?
Не следует считать ошибки чтения и письманелепыми и объяснять их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины.
В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письмаимеет степень сформированности всех сторон речи:
• звукопроизношения (часто ребенок пишет так, как говорит, поэтому фонетические нарушения, особенно в сочетании с нарушением фонематического слуха могут стать причиной буквенных замен написьме: «лыба» вместо «рыба», «йиса» вместо «лиса», «сапка» вместо «шапка»). В группу риска входят дети имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированнсти фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.
• фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи – при этом нарушении ребенок не различает на слух гласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие. Поэтому в тетрадке мы встречаем «клёква», «делефон», «медфедь», «чапля». Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза – как следствие при письме пропускает буквы (млоко, зимня дорога, слоги, пишет слитно 2 слова или, наоборот, одно разделяет на два);
• лексико-грамматических сторон (наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи. При достаточной сформированности данной категории вы не увидите «пять яблоков», «в животу», «голубой река»).
Недостаточное развитие зрительного и пространственного восприятия приводит к невозможности усвоить образ буквы, запомнить расположение ее элементов, письмо и чтение справа налево,смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
Психические функции (память, внимание, восприятие, мышление) должны соответствовать возрастной норме! Если ребенок не может запомнить, например, порядка следования друг за другом предметов или звуков, он не сможет воспроизвести их в нужной последовательности на письме, т. е. чтение и письмо под диктовку станет непосильной задачей.
Развитие графомоторного навыка в том числе и мелкой моторики является важным компонентом готовности к освоению грамоты (иначе часто будете слышать, что Ваш ребенок как курица лапой пишет)
Наследственный фактор также имеет значение, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или справиться с ней.
К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту.
Первичными причинами могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни.
Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время эта проблема становится все более актуальной, потому что многие вынуждены покидать свой дом, переезжать на новое место, учить второй язык. В школах растет количество детей, не владеющих русским языком.
Предлагаю Вам ряд упражнений, направленных на развитие и коррекцию тех или иных нарушений в речевом развитии:
1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи (игры «Кто как голос подает», «Какой музыкальный инструмент ты услышал», «Кто тебя позвал», «Поймай звук», «Хлопни на звук А, топни на звук У» и т. п.). Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз (различные инсценировки). Различение слов, близких по звучанию (каша – касса, крыша-крыса и т. п.)
2. Работа над звукопроизношением (здесь вам поможет специалист-логопед, который даст всю необходимую информацию по работе с именно Вашим ребенком).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Работа по развитию фонематического восприятия переходит в работу по развитию навыков звукового анализа (выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков; назвать, какой звук есть в названиях нескольких картинок (н-р, шапка, карандаш, подушка – [ш], зазывая картинки, попросите определить какой звук первый, какой последний, какой в серединке, игра «Закончи слово» буквой или слогом, предложите ребенку поменять один звук в слове, и посмотреть,что получится: сам –сом –сон –сын.)
5. Развитие грамматических навыков(«Назови профессию», «Назови детенышей животных», «Большой – маленький», «Какой сок из…», обратите внимание на использование ребенком предлогов в речи: не пропускает ли их, правильно ли использует, понимает ли их значение, на употребление окончаний).
6. Развитие связной речи, как устной, так и письменной.
7. Развитие пространственной и временной ориентировки (различение понятий верх, низ, право, лево, между, знание дней недели, месяцев, сезонов и их последовательности.
8. В процессе письма большую роль играет сформированность мелкой моторики (моторика пальцев рук). Чем лучше развиты движения пальце рук, тем лучше и быстрее формируется граформоторный навык (важно, чтобы к началу обучения в школе у детей был сформирован навык правильного держания ручки, карандаша. Это будет способствовать четкому, достаточно красивому и быстрому письму.
Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени, в результате чего может снизиться общая успеваемость. Поэтому значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения письма и чтения, чем их преодолевать.
Беседа с родителями «Предупреждение нарушений чтения и письма» Беседа с родителями «Предупреждение нарушений чтения и письма»[/i] Уважаемые родители! Обратите внимание на следующее: Каждый поступающий.
Консультация для родителей «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений» ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА ПРИ ХОДЬБЕ • Необходимо держать корпус прямо, расправить плечи и слегка приподнять подбородок. • Не держать руки в карманах,.
Детская агрессия: причины, профилактика и коррекция Почти в каждом коллективе детей встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого ершистого, драчливого, грубого.
Дыхательная гимнастика как профилактика речевых нарушений Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.
Консультация для родителей детей с нарушением осанки. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей. Осанка – это свободное положение человека в вертикальном положении. Правильная осанка.
Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня Конаныхина Ю. В. Г. Советский Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня В статье обоснована необходимость преодоления.
Проект «Раннее выявление предпосылок речевых нарушений и их профилактика» Проект «Раннее выявление предпосылок речевых нарушений и их профилактика». Автор проекта: Балабина Марина Васильевна Воспитатель: МКДОУ.
Волшебный мир звуков. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей Творогова Жанна Геннадьевна учитель-логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 146». С каждым годом растет число детей с сочетанной.
Занятие по подготовке к овладению элементами навыка письма и чтения. Звуки [Р]-[Р’] и буква Р Звуки Р– РЬ и буква Р. Подбор слов (картинок) к схемам. Задачи: Закрепить правильное произношение звука Р. Учить детей характеризовать звук.
Нарушение в какой области отражается на овладение навыками чтения и письма несформированность чего
Практикующий логопед запись закреплена
Дети с задержкой психического развития.
В логопедическом заключении указываются:
Показать полностью.
1. Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи или несформированность всех средств языка.
2. При наличии клинических проявлений следует использовать клинико-педагогическую классификацию (дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия, заикание).
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Стертая дизартрия.
· Несформированность всех средств языка. Дизартрия.
Школьный возраст:
В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи, если имеются (см. дошкольники с ЗПР).
2. Нарушения письменной речи (см. школьники с нормой интеллекта: трудности в овладении чтением и письмом, нарушения процессов формирования чтения и письма, дисграфия, дислексия – виды).
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Дизартрия.
· Несформированность всех средств языка. Стертая дизартрия. Трудности в овладении письмом и чтением.
Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения?
Виды нарушений чтения и письма у детей: как с ними справиться
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью — необходимое условие формирования успешной личности. Эта важная задача стоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи. В настоящее время имеется достаточное количество литературы по преодолению нарушений звукопроизношения.
К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, общее недоразвитие речи, нарушения процессов чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т.д. Научить детей читать и писать — задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников — и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы — часы; Писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но — окно и т.п. К сожалению, многие родители, а иногда и учителя относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма — дисграфия.
Что такое дисграфия?
Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово, ребенку необходимо:
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого «графо» — письмо). Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию. Как в этой ситуации помочь ребенку? Для начала необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.
Классификация дисграфических ошибок
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:
В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые считают нужным отнести к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях, имеющих такой тип ошибок, говорят: «Как слышат, так и пишут». Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Это поможет учителю (родителю), как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма и спланировать работу по преодолению этих нарушений.
Виды нарушений письма
В специальной литературе имеются различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений. Выделим следующие виды нарушений процесса письма:
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает сове дефектное произношение на письме.
Акустическая дисграфия
Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Причина ее возникновения — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Характерные ошибки:
Аграмматическая дисграфия
Причина возникновения — недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями.
Оптическая дисграфия
Причина возникновения — несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв и др.). Определив вид нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком.
Нарушение в какой области отражается на овладение навыками чтения и письма несформированность чего
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Наряду с нарушениями устной речи существуют и нарушения письменной речи. Это нарушение чтения и письма, которое чаще всего возникает вследствие отклонений в развитии устной речи.
Статья:
Наряду с нарушениями устной речи существуют и нарушения письменной речи. Это нарушение чтения и письма, которое чаще всего возникает вследствие отклонений в развитии устной речи. Частичные нарушения чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, а частичные нарушения письма называют ДИСГРАФИЕЙ.
Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких закономерных и естественных ошибках идёт речь.
Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Чтобы контролировать своё письмо, ребёнок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.
Нарушение чтения.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». (Ананьев Б.Г.)
По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь.
Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукоппроизносительного образа слова, его прочитывание (техническая сторона чтения). И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого (смысловая сторона чтения).
Некоторые исследователи отмечают наследственную предрасположенность при нарушениях чтения. Рейнхольд считает, что встречается особая, врождённая форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Большинство учёных возникновение дислексии связывают с воздействием биологических и социальных факторов. Дислексии часто бывают обусловлены органическими повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (например, при дизартрии, алалии, афазии).
Функциональные причины могут быть связаны с воздейсвием
Внутренних факторов (биологических):
длительные соматические заболевания
патология беременности, родов
Внешних факторов (социальных):
Неправильная речь окружающих
Недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых
Дефицит речевого общения.
Расстройства чтения часто наблюдаются у детей с ММД (минимальной мозговой дисфункцией, с ЗПР (задержкой психического развития), с тяжёлыми нарушениями устной речи, с ДЦП (детскими церебральными параличами), с нарушениями слуха, у УО (умственно отсталых детей).
Нарушения чтения часто сопровождаются и неречевыми расстройствами (нарушение пространственных представлений: затруднения в определении правого и левого, верха и низа, направления, неточности в определении величины, формы).
К числу наиболее специфических ошибок можно отнести:
Замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно. Однако заменяются и буквы, которые обозначают правильно произносимые звуки. В этом случае ошибки могут иметь неустойчивый характер, при одних обстоятельствах буквы заменяются, при других – читаются правильно. Наряду с буквами заменяются целые слоги. Характерны «застревания» на какой-то букве, слоге, слове, неоднократные повторения их во время чтения.
Побуквенное чтение. Дети вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много самых разнообразных ошибок.
Нередко, стремясь объединить отдельно названные буквы в процессе чтения слов, дети произносят бессмысленный набор звуков, в силу чего слово теряет своё значение.
Бывает и так, что назвав первые две-три буквы читаемого слова, дети стараются угадать, что они должны прочесть. Это приводит к замене читаемого слова другим, сходным по буквенному составу, но отличающемуся по значению. Например, читают «уголок» вместо уголёк, «картошка» вместо карточка.
Искажение слоговой структуры слова. Эти ошибки характерны для всех детей, но у детей с нарушениями речи их значительно больше. Это ошибки на пропуски или добавление букв и даже слогов, перестановки букв и слогов. Такое чтение называют «чтение по догадке» с частой заменой одного слова другим.
Нарушения понимания прочитанного. Ребёнок может быстро читать, но не понимать прочитанного слова, предложения и даже целого текста. Он не связывает смысловое значение слова с прочитанными буквами, не улавливает грамматическую связь между словами и предложениями. Недостаточно полное понимание смысла предложения приводит ребёнка к
отрывистому чтению с паузами между словами. Чтение предложений или текста идёт по принципу присоединения слов друг к другу
Аграмматизмы при чтении. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.
Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Так, неудачи при овладении чтением могут вызывать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.
Нарушение письма.
Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки (т.е. не связанные с применением орфографических правил), которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения.
3 УРОВНЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК:
Ошибки на уровне буквы и слога:
Вставки гласных букв наблюдаются
Отдельные буквы не узнаются и не соотносятся с определённым звуком. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточного зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: П-Н, П-И, У-И, Ц-Щ, Ш-И, М-Л, б-д, П-Т, Н-К…
Зеркальная обращённость букв
Смешения, замены, пропуски букв сходных по звучанию и произношению. Может являться следствием неправильного звукопроизношения ребёнка. Смешиваются обычно следующие фонемы (звуки): парные согласные (звонкие и глухие), сонорные, свистящие и шипящие, аффрикаты (Ц,Ч,Щ), гласные.
Ошибки на уровне слова
Раздельное написание слова.
Слитное написание слова. Когда предлоги и союзы, пишутся вместе с последующим или предыдущим словом. Нередки случаи слитного написания двух самостоятельных слов.
Смещение границ слов, («Врекепе тя поймал…»- В реке Петя поймал…)
Ошибки на уровне предложения (словосочетания).
Аграмматизмы.( Нарушение связи слов).
Отсутствие обозначения границ предложений.. Ребёнок не слышит конца предложения и не обозначает его. Следующее же начинает с маленькой буквы.
Пропуск слов нарушает структуру предложения, не говоря уже о логике повествования.
Пропуск предлогов вызывает нарушение связей в словосочетаниях.
- нарушение в какой области отражается на овладение навыками чтения и письма несформированность речи
- нарушение в какой области отражается на овладение навыками чтения и письма ответ на тест