календарь русской природы в приметах и поговорках
«Календарь погоды в пословицах, поговорках русского народа».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
С давних времен народ вел свой календарь, по которому крестьянин смотрел на погоду во дворе, следил за явлениями природы и поговаривал пословицами, какой будет предстоящий сезон. Ведь от этого зависело, каким будет в году урожай, а значит когда и как готовиться к работам на огороде и в поле.
Дневник природы получил название народный календарь, который из поколения в поколение передавал народные знания о природе в пословицах и поговорках. Многие из них не теряют своей мудрости и сейчас, подсказывают нам о погоде и предстоящей смене времени года.
Современный календарь состоит из двенадцати месяцев и каждый из них имеет своё название. Кроме сегодняшних названий, месяцы имели и другие. Эти названия, конечно же, даны были не случайно. Много веков назад не было метеорологических станций, которые могли бы определить прогноз погоды. А так как большинство людей занимались земледелием, для них было очень важно вести наблюдения за природой. В результате этого и появились пословицы, поговорки, приметы, которые являются кладезем народной мудрости.
Их в русском языке достаточно много, они делают нашу речь красочной, образной, а вместе с тем, могут иметь практическую ценность. Пословицы, поговорки, связанные с народным календарём, часто мы встречаем в художественной литературе.
Изучать малые жанры УНТ о природе и погоде – очень интересное занятие.
Заинтересовавшись этим материалом, я выбрала тему для исследования: «Календарь погоды в пословицах, поговорках русского народа».
Актуальность моей работы заключается в необходимости сберечь пословицы.
Цель работы:
изучить, что такое календарь погоды
выяснить, как он отражен в пословицах и поговорках.
Уточнить значение слов: «пословицы», «поговорки»
Исследовать пословицы, поговорки о погоде и природе.
Классифицировать их по временам года.
Познакомиться с произведениями художественной литературы, где используются пословицы, поговорки данной тематики.
Провести анкетирование среди учащихся по данной теме
На основе полученной информации составить календарь с названиями месяцев, придуманных народом.
Объектом исследования являются пословицы и поговорки.
Для решения поставленных задач используются наблюдение, описание, анкетирование. Сбор материала проводился посредством методов анализа и сравнения.
Материалом исследования стал сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», художественные произведения А.Т. Твардовского, А.П. Чехова, К.Г. Паустовского, А.С. Пушкина.
1. Теоретическая часть
1.1 Возникновение календаря.
Хранящаяся в Британском музее глиняная плитка – памятник вавилонского календаря.
Фрагмент надписи, сделанной 400 лет до н.э., гласит: «Когда Солнце окружено кругом, то выпадет дождь». Это предсказание верно и поныне, сегодня оно звучит так: «Если венец вокруг Солнца появился летом – к дождю, зимой – к большому снегу».
В России самым старинным считается рукописный календарь, датированный 1670 годом, а первым печатным календарём следует считать «Святцы или календарь», изданный Копиевским в Амстердаме в 1702 г.
В этом календаре, кроме дней недели, астрологических предсказаний и указания времени восхода и захода Солнца в Москве, даны сведения о временах года, рекомендации о поддержании здоровья и прогнозы погоды. Затем появился напечатанный гражданским шрифтом «Календарь повсеместный, или месяцеслов Христиански. По старому стилю или летоисчислению. На лето от воплощения Бога Слова 1710. Напечатан в Москве. Лета Господня, 1709. Декабря в день». Он содержал астрономические данные – фазы Луны, сведения о предстоящих в 1710 г. затмениях, а также предсказания погоды, правда, весьма неопределённые, например, «морозно нечто, легче воздух студёный, мягкой погоды».
Многолетние целенаправленные наблюдения за сезонными изменениями природы в России берут своё начало с 1721 г. Пётр І предложил А. Меншикову: «Когда деревья начнут раскидываться, тогда велите присылать нам веточки оных, понедельно наклеивши на бумагу, с подписанием чисел, дабы узнать, где ранее началась весна». А указом государя, изданным 28.03. 1722 г., предписывалось адмиралу Крюйсу вести систематические записи о состоянии погоды в Петербурге. С этого времени была организована первая в России Служба погоды, получила дальнейшее развитие русская фенология – наука о сезонном развитии живой природы. За границей подобных научных исследований не велось, и Россия многие годы была лидером в этом направлении. Начиная с 1770 г. в календари стали помещать статьи «О предзнаменовании погод по барометру, по ветру и виду атмосферы». Так, например, читаем: «Если ртуть барометра, шкала которого разделена от 26 до 29 дюймов, стоит на 28 дюймах и 6 линиях или ещё выше, летом жар, а зимой стужа, и в здешних местах дуют ветры северо-западный и северо-восточный, то можно надеяться, что несколько дней простоит ясное небо. Но сие правило в меньших широтах, например в Астрахани, требует изъятия: там бывают и дождь и снег». С 60-х годов 19 века предсказания погоды – задача метеорологии – науки о погоде.
1.2.Народный календарь в пословицах, поговорках
В словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова даны следующие определения.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм.
Поговорка – «Складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы».
Итак, изучив определения жанров УНТ, я решила изучить пословицы, поговорки о временах года. Проанализировав разные источники: словарь В.И.Даля, информацию из интернета, различную литературу, я классифицировала пословицы, поговорки по временам года.
Зима
Год декабрем кончается, а зима зачинается.
Декабрь — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Декабрь — шапка зимы.
Декабрь мостит мосты без топора, без гвоздей, без досок.
Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
Декабрь солнцеворотом славен.
Декабрь спросит, что лето принесло (припасло).
Декабрь узоры на окнах расписывает.
Готовь сани летом, телегу зимой.
Кабы на цветы не морозы, и зимой цветы бы расцветали.
Снег холодный, а от мороза укрывает, сегодня не тает, а завтра кто знает.
Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Мороз невелик, стоять не велит.
Береги нос в сильный мороз.
Где снег, там и след.
В зимний холод всякий молод.
Январь – году начало, зиме середина.
Январь – дальний предвестник весны.
Февраль корове рог сломал.
Февральская ростепель ничего не стоит.
Лето.
В июне на дворе пусто, да на поле густо.
В июне заря с зарей сходятся.
Жара рождает ветер, прохлада – дождь.
В июне солнце высоко, с утра до вечера далеко.
Июньские дожди лучше золотой горы.
Июньские ночи воробьиного носа короче.
Июнь — грозами богат.
Июнь — время длинных трав и сенокосов.
Июнь — месяц красный, румянец года.
Июньское ведро колосит хлеба.
В каждой копне, коль сгребена не в дождь, – пуд меду найдешь.
В июле стрекоза и муравей не понимают друг друга: муравей трудится, а стрекоза красуется.
Июль — макушка лета, декабрь — шапка зимы.
Июль — месяц ягод, зеленая страда.
Июль — перелом лета, месяц красного цвета.
Июль — сладкоежка: щедр на душистые ягоды.
В августе до обеда – лето, а после обеда – осень.
В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
Весна красная, а лето страдное.
Кто в августе спит, тот голодный будет ходить.
На зимний стол август готовит разносол.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
В ноябре мужик с телегою прощается, в сани забирается.
Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом.
1.3. Использование пословиц, поговорок о погоде в художественных произведениях
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет,-
Июль – макушка лета.
Часто к малым жанрам УНТ обращался А.П. Чехов. Например, в произведении «Мертвое тело»: « Тихая августовская ночь…А что, Сема, ведь уже время птицам лететь в тёплые края. Холодные нынче зори стали, холодные. Журавль зябкая тварь, нежная» (Журавль ко спасу по Далю улетает. 14-19 августа).
Рассказ «Именины»: « Солнце пряталось за облака, деревья и воздух хмурились, как перед дождём, но, несмотря на это, было жарко и душно; стаи ворон, предчувствуя непогоду, с криком носились над садом. (Народные приметы подтверждают этот прогноз, если кричат вороны – к непогоде, дождю).
К. Паустовский считает: «…в приметах заключено много точного знания и поэзии» («Мещерский край»).
Если внимательно изучать произведения, то почти в каждом из них вы найдет приметы, пословицы и поговорки.
В стихотворении «Приметы» А. С. Пушкин так передал присущую русскому народу наблюдательность:
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветер, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду.
Педагог К. Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию». Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают наше знание об окружающем мире.
2. Практическая часть
2.1 Анкетирование учащихся
Изучив теоретический материал, я провела опрос о значимости пословиц, поговорок и примет для учеников нашего класса и выяснила, что из 15 опрошенных:
1. 12 человек знают пословицы и поговорки о природе, погоде. (80%)
2.На вопрос: Верите ли вы в народный календарь? 7 человек ответили положительно (47%)
3. 6 человек пользуются народным календарём. (40%)
4. 15 человек уверены, что современные школьники должны знать и изучать народный календарь. (100%)
5. 4 человека поделились с нами знаниями народного календаря.
Проанализировав изученный материал, я постаралась создать свой календарь, где придумала свои названия месяцам.
2.2 Календарь погоды
Проектно-исследовательская работа: Календарь погоды в пословицах и поговорках»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
2.1. Теоретическая часть
2.3. Практическая часть
Список используемой литературы (источников):
С давних времен народ вел свой календарь, по которому крестьянин смотрел на погоду во дворе, следил за явлениями природы и поговаривал пословицами, какой будет предстоящий сезон. Ведь от этого зависело, каким будет в году урожай, а значит когда и как готовиться к работам на огороде и в поле.
Дневник природы получил название народный календарь, который из поколения в поколение передавал народные знания о природе в пословицах и поговорках. Многие из них не теряют своей мудрости и сейчас, подсказывают нам о погоде и предстоящей смене времени года.
Современный календарь состоит из двенадцати месяцев и каждый из них имеет своё название. Кроме сегодняшних названий, месяцы имели и другие. Эти названия, конечно же, даны были не случайно. Много веков назад не было метеорологических станций, которые могли бы определить прогноз погоды. А так как большинство людей занимались земледелием, для них было очень важно вести наблюдения за природой. В результате этого и появились пословицы, поговорки, приметы, которые являются кладезем народной мудрости.
Их в русском языке достаточно много, они делают нашу речь красочной, образной, а вместе с тем, могут иметь практическую ценность. Пословицы, поговорки, связанные с народным календарём, часто мы встречаем в художественной литературе.
Изучать малые жанры устного народного творчества о природе и погоде – очень интересное занятие.
Заинтересовавшись этим материалом, я выбрал тему для исследования: «Календарь погоды в пословицах, поговорках русского народа».
Данная проектная работа направлена на формирование интереса детей к географии и литературе, развитие поисково-познавательной деятельности школьников, и позволяет учащимся реализовать свою познавательную активность.
Материалы этой работы помогут познакомиться школьникам с пословицами и поговорками, а так же с народными приметами о погоде в природе. Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, поиск её решения через наблюдения, беседы, изучение литературных источников, Интернет-ресурсов при поиске нужной информации, художественно-эстетическую деятельность.
Актуальность выбранной темы:
В последнее время ребята всё с большей неохотой относятся к чтению книг. Чтобы привлечь внимание учащихся к литературе и географии я решил в своём проекте показать, что география – это творческая наука.
При подготовке к проектной работе я задался вопросом: Как по пословицам и поговоркам, можно определить какая будет погода?
И выдвинул гипотезу, что люди недаром придумали приметы про погоду.
Актуальность моей работы заключается в необходимости сберечь пословицы и поговорки.
Цель и задачи проекта:
Цель: Составить календарь погоды в пословицах и поговорках.
Для достижения цели мною были поставлены следующие
— изучить, что такое календарь погоды;
— выяснить, как он отражен в пословицах и поговорках;
— уточнить значение слов: «пословицы», «поговорки»;
— исследовать пословицы, поговорки о погоде и природе;
— классифицировать их по временам года;
— познакомиться с произведениями художественной литературы, где используются пословицы, поговорки данной тематики;
— провести анкетирование среди учащихся по данной теме;
— на основе полученной информации составить календарь с названиями месяцев, придуманных народом.
Объектом исследования являются пословицы и поговорки, народные приметы.
Предметом исследования: стал сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», художественные произведения А.Т. Твардовского, А.П. Чехова, К.Г. Паустовского, А.С. Пушкина.
Методы исследования: Для решения поставленных задач используются наблюдение, описание, анкетирование. Сбор материала проводился посредством методов анализа и сравнения.
Глава 1. Постановка проблемы проектной работы и пути её решения.
Реализация моей проектной работы предусматривала постановку проблемы: «Как пословицы и поговорки, помогают нам узнать, какая будет погода».
Актуальность, которой выражается тем, что в последнее время снизился
интерес к чтению книг у школьников, а вместе с тем они меньше стают наблюдать за окружающим миром и не знают народных примет, пословиц и поговорок.
После постановки проблемы я наметил план действий по сбору материалов для моей проектной работы:
— посетил школьную и центральную районную библиотеки, где изучил литературные источники по своей проблеме;
— провёл анкетирование среди учеников моего класса, с целью узнать какие пословицы и поговорки о погоде они знают.
2.2. Анкетирование учащихся
Изучив теоретический материал, я провёл опрос о значимости пословиц, поговорок и примет для учеников нашего класса и выяснил, что из 9 опрошенных:
1. 6 человек знают пословицы и поговорки о природе, погоде.
2.На вопрос: Верите ли вы в народный календарь? 7 человек ответили положительно
3. 2 человека пользуются народным календарём.
4. 9 человек уверены, что современные школьники должны знать и изучать народный календарь.
5. 4 человека поделились с нами знаниями народного календаря.
Проанализировав изученный материал, я постарался создать свой календарь, где придумал свои названия месяцам.
Вывод : В результате моего исследования было собрано много интересных фактов и полезной информации для моей проектной работы.
Глава 2. Обзор литературы по проблеме исследования
При написании данной работы мной была использована научная и учебно-методическая литература по географии, и литературные произведения. При чтении литературных источников мне удалось выяснить, что в произведениях часто встречаются, описание народных примет о погоде.
Я узнал много новых пословиц и поговорок о природе.
Для сбора литературы для моей проектной работы я посетил центральную районную библиотеку и школьную, где изучал книги по теме моей проектной работы.
Также я воспользовался интернет источниками, подбирая дополнительную информацию для своей проектной работы.
Вывод по результатам работы теоретической части
Я собрал и изучил литературу и интернет – источники, по народным приметам о погоде.
В итоге мне удалось узнать о возникновении календаря, а именно:
2.3. Возникновение календаря.
Хранящаяся в Британском музее глиняная плитка – памятник вавилонского календаря.
Фрагмент надписи, сделанной 400 лет до н.э., гласит: «Когда Солнце окружено кругом, то выпадет дождь». Это предсказание верно и поныне, сегодня оно звучит так: «Если венец вокруг Солнца появился летом – к дождю, зимой – к большому снегу».
В России самым старинным считается рукописный календарь, датированный 1670 годом, а первым печатным календарём следует считать «Святцы или календарь», изданный Копиевским в Амстердаме в 1702 г.
В этом календаре, кроме дней недели, астрологических предсказаний и указания времени восхода и захода Солнца в Москве, даны сведения о временах года, рекомендации о поддержании здоровья и прогнозы погоды. Затем появился напечатанный гражданским шрифтом «Календарь повсеместный, или месяцеслов Христиански. По старому стилю или летоисчислению. На лето от воплощения Бога Слова 1710. Напечатан в Москве. Лета Господня, 1709. Декабря в день». Он содержал астрономические данные – фазы Луны, сведения о предстоящих в 1710 г. затмениях, а также предсказания погоды, правда, весьма неопределённые, например, «морозно нечто, легче воздух студёный, мягкой погоды».
Многолетние целенаправленные наблюдения за сезонными изменениями природы в России берут своё начало с 1721 г. Пётр І предложил А. Меншикову: «Когда деревья начнут раскидываться, тогда велите присылать нам веточки оных, понедельно наклеивши на бумагу, с подписанием чисел, дабы узнать, где ранее началась весна». А указом государя, изданным 28.03. 1722 г., предписывалось адмиралу Крюйсу вести систематические записи о состоянии погоды в Петербурге. С этого времени была организована первая в России Служба погоды, получила дальнейшее развитие русская фенология – наука о сезонном развитии живой природы. За границей подобных научных исследований не велось, и Россия многие годы была лидером в этом направлении. Начиная с 1770 г. в календари стали помещать статьи «О предзнаменовании погод по барометру, по ветру и виду атмосферы». Так, например, читаем: «Если ртуть барометра, шкала которого разделена от 26 до 29 дюймов, стоит на 28 дюймах и 6 линиях или ещё выше, летом жар, а зимой стужа, и в здешних местах дуют ветры северо-западный и северо-восточный, то можно надеяться, что несколько дней простоит ясное небо. Но сие правило в меньших широтах, например в Астрахани, требует изъятия: там бывают и дождь и снег». С 60-х годов 19 века предсказания погоды – задача метеорологии – науки о погоде.
2.4. Практическая часть
Я тщательно проанализировал материалы своего исследования и наметил дальнейшие пути работы:
— собрать пословицы и поговорки о погоде;
— распределить их по месяцам года;
Для этого я посетил районную и школьную библиотеки, изучил Интернет- ресурсы и узнал много интересного.
Вывод: В завершении первой половины практической части собрал очень
интересный материал для своего календаря,
Глава 2. Составление календаря «Календарь погоды в пословицах и поговорках»
На основании собранного материала я приступил к составлению своего календаря
Вывод: Составленный календарь, на мой взгляд, получился интересным, ярким и познавательным.
Вывод по практической части:
Моя работа проходила в несколько этапов. Я прочел много различной литературы и информации в сети Интернет по народным приметам, пословицам и поговоркам о погоде.
В процессе проектной работы, выяснилось много интересных фактов и я считаю, что разработанный мною календарь будет интересен учащимся нашей школы.
Во все времена людей интересовало, что происходит за окнами их жилищ, поэтому народ сложил множество пословиц о погоде. Ведь от нее во многом зависела его жизнь и благосостояние. Некоторые поучительные мысли народа дошли и до нашего поколения. Они до сих пор способны принести пользу в реальной жизни. Многие люди используют пословицы в речи, чтобы показать свой языковой уровень, свою принадлежность к великому народу. Иногда они так и просятся с языка!
Зарождение календаря имеет такое же значение, как возникновение письменности и счёта. В разное время у разных народов появились отличные друг от друга календари. Основной мерой времени был день, длившийся от восхода до заката Солнца, а затем в системе отсчёта появились сутки. Уже у древних греков появились своеобразные календари природы, которые имеют свою долгую и ещё недостаточно выясненную историю. Так, например, в 5 в. до н.э. греческий астроном Мешон устанавливал на городских площадях календари-парапегмы – дощечки с указанием ежедневных средних параметров погоды.
12 месяцев поделены на сезоны: зима, весна, лето, осень. Каждый сезон состоит из 3 месяцев. Название месяцев всем хорошо известны, но были и другие названия этих месяцев, которые красноречиво говорили о характере каждого из месяцев. Можно считать, что эти названия своего рода приметы. Итак, календарь возник очень давно, его роль не только вести летоисчисление, но и наблюдать за изменением погоды. Народные мысли о погоде помогают понять, что у природы нет плохой погоды. Каждая пора года по-своему прекрасна.
Моё исследование доставило мне огромное удовольствие. Было очень интересно общаться с разными людьми. Работая с разными информационными источниками, я узнал много нового. Я стал внимательней. А сколько может подсказать внимательному человеку природа! Например, какая будет сегодня погода? И какой она будет завтра.
3.2. Оценка полноты решения поставленных задач
Во вводной части моей работы, я поставил перед собой цель, создать календарь «Календарь погоды в пословицах и поговорках»
В ходе работы, я систематизировал материал о народных приметах.
Я считаю, что моя работа актуальна на сегодняшний день, так как она помогает более подробно изучить пословицы и поговорки, а так же народные приметы о погоде.
Я уверен, что материалы моего проекта могут быть использованы как дополнительный материал на уроках географии, литературы, на мой взгляд, его могут использовать классные руководители, при подготовке классных часов по краеведению,
В начале своего исследования я выдвинул гипотезу, что люди недаром придумали приметы про погоду.
Проделанная мной работа полностью подтвердила мою гипотезу, при подробном изучение народных примет, пословиц и поговорок я удостоверился что по ним полностью можно предсказывать какая будет погода.
Работа носит просветительский характер.
Все поставленные задачи моего исследования выполнены, заданная цель работы достигнута. Я искренне надеюсь, что моя работа заслуживает внимания.
3.3. Перспективы дальнейшего исследования.
Получив желаемые результаты в ходе исследования и, будучи удовлетворён своей работой, я надеюсь продолжить изучение народных пословиц и поговорок..
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.
Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/ Ю.Г.Круглов. – М: «Просвещение», 1990.
Сысоев, В.Д. Пословицы и поговорки./ В.Д. Сысоев. – М: АСТ. Астрель, 2007.
Знаешь ли ты пословицы и поговорки о погоде?
1. Верите ли вы в народный календарь? __________________________________
2.Пользуйтесь ли вы народным календарём?______________________________
3. Какие народные приметы о погоде вы знаете?________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие пословицы о природе вы знаете?________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие поговорки о погоде вы знаете?________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В каких литературных произведениях мы можем встретить пословицы и поговорки?____________________________________________________________________________________________________________________________
7. Знаете ли вы, как в старину назывались месяцы года?_________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Почему люди придумали народный календарь примет о погоде?______________________________________________________________________________________________________________________________
9. Как вы можете объяснить следующую фразу: «У природы нет плохой погоды?»______________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какие загадки о погоде вы знаете?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________