на каком приеме основано соположение контрастных образов с которым мы встречаемся гораздо

На каком приеме основано соположение контрастных образов с которым мы встречаемся гораздо

На каком приеме основано соположение контрастных образов, с которым мы встречаемся, например, в следующем фрагменте:

«Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов».

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

— Павел Иванович! — вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. — Насилу вы таки нас вспомнили!

Оба приятеля очень крепко поцеловались, и _______ увел своего гостя в комнату. Хотя время, в продолжение которого они будут проходить сени, переднюю и столовую, несколько коротковато, но попробуем, не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже изощренный в науке выпытывания взгляд.

Один бог разве мог сказать, какой был характер ________. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и ________. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.

Источник

На каком приеме основано соположение контрастных образов с которым мы встречаемся гораздо

В приведенном отрывке персонаж характеризуется пословицей (ни в городе Богдан ни в селе Селифан). Установите соответствие между тремя другими персонажами и их «пословичными», фразеологическими характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) неладно скроен, да крепко сшит

2) прореха на человечестве

3) исторический человек

4) задним умом крепок

ПЕРСОНАЖИИХ «ПОСЛОВИЧНЫЕ»

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

— Павел Иванович! — вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. — Насилу вы таки нас вспомнили!

Оба приятеля очень крепко поцеловались, и _______ увел своего гостя в комнату. Хотя время, в продолжение которого они будут проходить сени, переднюю и столовую, несколько коротковато, но попробуем, не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже изощренный в науке выпытывания взгляд.

Один бог разве мог сказать, какой был характер ________. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и ________. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.

Источник

На каком приеме основано соположение контрастных образов с которым мы встречаемся гораздо

Демонстрационный вариант (II)

(ответы в конце теста)

ЧАСТЬ 1. Анализ отрывка из эпического произведения

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

(Н.В.Гоголь «Мертвые души»)

1. Как сам Н.В.Гоголь определил жанр «Мертвых душ»?

2. Укажите фамилию героя, которую нужно вставить вместо пропусков.

3. В первом томе «Мертвых душ» Чичиков посетил пятерых помещиков. Обозначьте цифрой, каким по порядку следования был помещик из приведенного отрывка.

4. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды)?

5. На каком приеме основано соположение контрастных образов, с которым мы встречаемся, например, в следующем фрагменте:

6. Прочитайте еще раз фрагмент, процитированный в предыдущем задании. С принципами какого литературно-художественного направления соотносятся принципы изображения «характеров большого размера»?

7. Какой фольклорный жанр используется в приведенном фрагменте для характеристики героя?

ЧАСТЬ 2. Анализ лирического произведения

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы после текста.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

8. Черты какого поэтического направления начала 20 века можно найти в этом стихотворении?

9. Выпишите из последнего четверостишия два обособленных приложения, в которых лирический герой определяет самого себя. (Приложения поставьте в именительный падеж).

10. Назовите художественный прием, основанный на внутреннем уподоблении предметов и явлений и лежащий в основе многих образов стихотворения (например, шкатулки стихов, раковины вещей, бабочка сердца).

11. Обычно в художественном приеме сравнения используется союз как. Но во втором четверостишии использована еще одна форма сравнения – без союза. Какой падеж существительного позволяет выразить это сравнение?

12. Как называется использование одинаковых или похожих звуков с целью создания слуховой картины (например, в строке вытечет по человеку ваш обрюзгший жир)?

Источник

На каком приеме основано соположение контрастных образов с которым мы встречаемся гораздо

Как в приведённом фрагменте раскрывается образ приятеля Чичикова и какие средства помогают раскрыть этот образ?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

— Павел Иванович! — вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. — Насилу вы таки нас вспомнили!

Оба приятеля очень крепко поцеловались, и _______ увел своего гостя в комнату. Хотя время, в продолжение которого они будут проходить сени, переднюю и столовую, несколько коротковато, но попробуем, не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже изощренный в науке выпытывания взгляд.

Один бог разве мог сказать, какой был характер ________. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и ________. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Как сам Н. В. Гоголь определил жанр «Мертвых душ»?

«Мёртвые души» — произведение писателя Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Изначально задумано как трёхтомное произведение.

В первом томе «Мертвых душ» Чичиков посетил пятерых помещиков. Обозначьте цифрой, каким по порядку следования был помещик из приведенного отрывка.

Манилов был первым.

В приведенном отрывке персонаж характеризуется пословицей (ни в городе Богдан ни в селе Селифан). Установите соответствие между тремя другими персонажами и их «пословичными», фразеологическими характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) неладно скроен, да крепко сшит

2) прореха на человечестве

3) исторический человек

4) задним умом крепок

ПЕРСОНАЖИИХ «ПОСЛОВИЧНЫЕ»

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А−3: Ноздрев исторический человек. Ноздрев (Н) — третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души. Это молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач». Н. непрерывно врет, задирает всех без разбору; он очень азартен, готов «нагадить» лучшему другу без какой-либо цели. Все поведение Н. объясняется его главенствующим качеством: «юркостью и бойкостью характера», т. е. безудержностью, граничащим с беспамятством. Н. ничего не задумывает и не планирует; он просто ни в чем не знает меры. Н. — разбитной, легкомысленный человек. Он легко проигрывает в карты. Ноздрев — мастер «лить пули». Он лгун, но он лгун по принуждению. Он сознательно нанизывает одну ложь на другую. Возможно, таким образом он пытается привлечь внимание к своей персоне. Этот человек легко может предать, ему неизвестно такое понятие, как крепкая дружба.

Б−1: Собакевич неладно скроен, да крепко сшит. Собакевич Михайло Семеныч — помещик, четвертый «продавец» мертвых душ. Само имя и внешность этого героя (напоминает «средней величины медведя», фрак на нем «совершенно медвежьего» цвета, ступает вкривь и вкось, цвет лица «каленый, горячий») указывают на его могучесть его натуры.

В−2: Плюшкин прореха на человечестве. Плюшкин Степан — последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе П. автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости. Описание имения П. («не в Бога богатеет») изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем. Здесь все безжизненно — даже две церкви, которые должны являться душой усадьбы.

Прочитайте еще раз фрагмент, процитированный в предыдущем задании. С принципами какого литературно-художественного направления соотносятся принципы изображения «характеров большого размера»?

Реализм — литературное направление, предполагающее правдивое изображение действительности. По определению Энгельса, реализм предполагает изображение «типичных характеров в типичных обстоятельствах.»

В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Маниловым?

Провинциальные помещики показаны во многих произведениях русской литературы. Например, в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Образ Николая Петровича, в целом, кажется читателю положительным. Тургеневский герой открыт, образован, щедр и гостеприимен. Пожалуй, его можно было бы назвать эталонным представителем русского дворянства, ведь он добр, уважает крестьян, любит своего сына, готов заботиться о каждом, если бы не одно его качество — Николай Петрович не может управлять поместьем так, чтобы шагать в ногу со временем, его взгляды не выдерживают испытания временем, он не способен обеспечить стабильное развитие своего имения.

Характер Манилова чем-то напоминает характер Кирсанова, однако, в отличие от Кирсанова, герой Гоголя откровенно глуп и «приторно слащав». Он также не способен управлять своим имением, как и Николай Петрович, поэтому в усадьбе и в деревне Манилова полное разорение и запустение.

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Н. В. Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой, чем возбудил многочисленные споры о принадлежности своего произведения к литературным родам: __________ или _____________.

Н. В. Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой, чем возбудил многочисленные споры о принадлежности своего произведения к литературным родам: эпосу|эпическому или лироэпосу|лироэпическому.

Ответ: эпосу|эпическому или лироэпосу|лироэпическому.

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Как в приведённом фрагменте раскрывается образ приятеля Чичикова и какие средства помогают раскрыть этот образ?

5.2. Критик В. Г. Белинский писал: «. Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге; в действительности же избави боже с ними встречаться…» Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

5.1. Приятель Чичикова — сентиментальный помещик Манилов. Образ его динамически разворачивается из пословицы: «Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы, что наглядно прослеживается в приведенном отрывке. Создавая образ помещика, писатель прибегает к помощи восклицательных предложений, пословиц, стилистически сниженной лексики. Так, нетрудно заметить, что обе сказанные Маниловым фразы представляют собой восклицательные предложения, словно подчёркивающие восторженность как черту характера помещика. Самая точная характеристика Манилова даётся словами пословицы, которая ёмко определяет ничтожность героя. Использует Гоголь также и стилистически сниженную лексику в описании помещика: Манилов — «Черт знает что такое!» Все эти средства и приёмы помогают создать образ героя, ярко выражая авторский замысел.

5.2. Образы помещиков в «Мёртвых душах» — это образы духовно деградировавших людей, в которых постепенно умирало человеческое.

В приведённом отрывке мы встречаемся с помещиком Маниловым, первым на пути Чичикова. Этот помещик стоит на первой ступеньке духовного обнищания. Манилов — мечтатель, но мечты его пустые, он не способен что-либо делать, созидать, поэтому от его фантазий не делается лучше никому, а от его бесхозяйственности нищают крестьяне. Маниловское добродушие настораживает, а внешняя привлекательность отталкивает. Неслучайно Гоголь говорит о нём: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!»

В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». Каждый последующий помещик хуже предыдущего. На последней ступеньке находится Плюшкин, «прореха на человечестве», а и не человек вовсе. Безусловно, если бы нас окружали такие люди, какие нарисованы Гоголем в образах помещиках, то плохо бы чувствовали себя все в их окружении. Люди, не способные созидать, как Манилов, не видевшие дальше своего носа, как Коробочка, грубые и невежественные, как Собакевич, погрязшие в кутежах и карточных играх, как Ноздрёв, превратившиеся в ничтожных скупердяев, как Плюшкин, сеяли бы только смрад и серость вокруг себя. Поэтому В. Г. Белинский был прав, говоря, что в жизни такие люди, как гоголевские помещики, страшны, лучше, действительно, «с ними не встречаться».

Источник

На каком приеме основано соположение контрастных образов с которым мы встречаемся гораздо

Прочитайте еще раз фрагмент, процитированный в предыдущем задании. С принципами какого литературно-художественного направления соотносятся принципы изображения «характеров большого размера»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

— Павел Иванович! — вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. — Насилу вы таки нас вспомнили!

Оба приятеля очень крепко поцеловались, и _______ увел своего гостя в комнату. Хотя время, в продолжение которого они будут проходить сени, переднюю и столовую, несколько коротковато, но попробуем, не успеем ли как-нибудь им воспользоваться и сказать кое-что о хозяине дома. Но тут автор должен признаться, что подобное предприятие очень трудно. Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно, черные палящие глаза нависшие брови, перерезанный морщиною лоб, перекинутый через плечо черный или алый, как огонь, плащ — и портрет готов; но вот эти все господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, — эти господа страшно трудны для портретов. Тут придется сильно напрягать внимание, пока заставишь перед собою выступить все тонкие, почти невидимые черты, и вообще далеко придется углублять уже изощренный в науке выпытывания взгляд.

Один бог разве мог сказать, какой был характер ________. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и ________. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *