над какими вопросами заставил задуматься автор повести обмен
Над какими вопросами заставил задуматься автор повести обмен
Ознакомившись с произведением Трифонова «Обмен», читатель может задуматься о многих вопросах, которые очень актуальны в наши дни. Одной из таких тем, становится взаимоотношение свекрови и невестки. Женщина, которая воспитала сына, должна понимать, что рано или поздно ему придется покинуть ее, ради другой семьи. С выбором сына конечно можно не соглашаться, но от этого конфликтная ситуация может только усугубиться.
Однако супруга тоже должна понимать, что мама в любом возрасте остается матерью, а именно самым родным и дорогим человеком для любого. Поэтому стоит ли противостоять свекрови и практически «разрывать» мужа на части?! Зачем его ставить в неудобное положение, заставляя сделать тот или иной выбор. Нужно понимать, что чью бы сторону он не принял, это решение ему дастся нелегко, и возможно, мужчина будет до конца жизни переживать об этом, а еще хуже обвинять супругу.
Так же поднимается тема и о квартирном вопросе. Конечно, всем хочется жить в комфорте и уюте. Но когда дело касается здоровья, а в данном случае и жизни человека, нельзя ли просто дать ему спокойно дожить до конца, а не «добивать» алчностью.
Еще один немаловажный вопрос, который поднимается в повести, это отношение человека к окружающим, и к самому себе. Лена за спиной у мужа, планирует, как распорядиться жильем его матери. Она понимает, что Ксения Федоровна долго не проживет, поэтому настаивает Виктору на том, чтобы съехаться. Она не верит в ее выздоровление, и в мыслях уже похоронила свекровь. Ей даже становится безразлично то, как на это отреагирует Дмитриев, и что он будет о ней думать. Ведь женщине не первый раз приходится «низко падать» в глазах общественности. Однажды она уже это сделала, когда устроила Виктора на должность, которую готовил для себя его друг.
Но оправдывает ли цель такие средства?! Вопрос остается риторическим. Ведь в современном мире, порой выживает не сильнейший, а именно приспособленный к жизни человек.
Конец повести так же печален. Ксения Федоровна умерла. Виктор, осознает, что и время упущено, а сил, чтобы дальше «бороться» не осталось. Он начинает себя винить в ее смерти, и в том, что так легко сдался…и тогда, и сейчас…
Автор не осуждает героев повести, а скорее сочувствует им. На их примере он показывает читателю «типичные ошибки» общества. Ведь зачастую, в погоне за мечтой, человек теряет родных и близких людей, причиняя им нестерпимую боль своими действиями.
Проблематика повести Ю.В. Трифонова «Обмен»
Юрий Трифонов — писатель, который создавал свои произведения в жанре «городской» прозы. Это течение особенно популярным стало в 50-80 годах прошлого столетия. Личность, проблема нравственного выбора стали центром литературы этого жанра.
Повесть «Обмен» стала начальным произведением из цикла «городских» повестей. Ю.В. Трифонов в своих произведениях особое внимание уделял семейным отношениям и любви. Писателя глубоко волновало столкновение разных характеров, как люди уживаются вместе, создавая ячейку общества. В повести Ю.В. Трифонова можно встретить такие простые, но в то же время многогранные проблемы, которые знакомы каждому. В центре произведения находился обыкновенный простой человек. Его жизненная позиция, радости, печали, тревоги и сомнения становились объектом для глубоких размышлений автора.
В произведении «Обмен» Ю.В. Трифонов рассматривает типичную ситуацию, которая может произойти с каждым. Автора больше интересует не то, почему произошло это заурядное жизненное событие, а как персонажи будут выходить из него. При разрешении ситуации вскрываются крайне важные проблемы нравственного характера.
Главных персонажей повести связывают сложные противоречивые отношения. Между героями словно разворачивается семейная драма. Лена питает неприязнь к свекрови. Между женщинами уже давно отношения, которые автор называет как «отчеканились в форме окостеневшей и прочной вражды». Дмитриев же не прочь жить вместе с пожилой матерью. Но его супруга была категорически против. Со временем Дмитриев понял, что Лену не переубедить. Поэтому в их семье данная тема больше не поднималась. Когда супруги ссорились, то в каждом скандале они упоминали о Ксении Федоровне. Хотя одинокая женщина вовсе не была зачинщицей конфликтов. Дмитриев считал, что имя матери следует произносить для того, чтобы Лена осознала свой эгоизм и черствость сердца. Героиня же говорила о Ксении Федоровне, чтобы «побольнее ударить» мужа словесно.
Ю.В. Трифонов колко и правдиво говорит о семейных отношения. Проблематика повести «Обмен» заключается в том, что родственные близкие отношения постепенно становятся неприязненными. В семье должны царить взаимопонимание, доброта, любовь, терпение. Однако со временем семейные узы не укрепляются, а наоборот на смену светлым искренним чувства приходит враждебность и озлобленность.
Для Лены самым трудным было признаться супругу в своих намерениях. Этот шаг она сделала. Дальнейшие действия она также чётко продумала. Методичные и последовательные шаги постепенно приближали ее к цели. Она действовала как опытный психолог. Ее безвольный муж не мог ей противостоять. Дмитриев все хорошо понимает, его пугает лишь мысль о плане Лены относительно обмена. Но он не может воспрепятствовать супруге. Ужас происходящего застыл в его глазах. Цена обмена не укладывается в голове. Но уже однажды персонажу не удалось наладить отношения между матерью и женой. Теперь у него также нет сил, чтобы исправить ситуацию. Героине удалось ловко провернуть свой план. Она даже убедила мужа сообщить Ксении Фёдоровне о готовящемся обмене. Дмитриев запомнил этот страшный разговор на всю жизнь.
Ю.В. Трофимов в повести «Обмен» показывает истинную сущность людей, которыми движет жажда наживы. Эгоистичная Лена. Слабохарактерный Дмитриев. Герои создали семью, в которой так и не появилось счастье и радость. Читателей поражает бесчеловечность Лены, отсутствие моральных принципов и нравственного воспитания. Горько и больно от того, что такие люди присутствуют в нашем обществе. Иногда они добиваются своих результатов прямотой и уверенностью. Но есть и те, кто делает это завуалированно. Слово «обмен» — это не о жилье. Это обмен нравственными ценностями, сомнительными жизненными идеалами. Обмен произошёл. Только какой ценой.
Смысл повести «Обмен» — Юрий Трифонов
Юрий Трифонов — российский писатель, ставший известным благодаря своим произведениям “Нетерпение”, “Старик”, “Время и место”, “Дом на набережной”. Он всегда затрагивал проблему взаимоотношений человека и общества, в котором ему пришлось жить и сосуществовать. Писатель показывает все плюсы и минусы такого взаимного существования, делая акцент на важности соблюдения личностных границ каждого отдельного человека и морального устава общества в целом.
Повесть “Обмен” увидела свет в далеком 1969 году в Москве и была помещена на страницах журнала “Новый мир”. Она затрагивала в общей сложности вышеуказанную проблему, но есть в ней также и много других проблем, достойных для рассмотрения. Сюжет повести также заслуживает внимания.
Дмитриев привык принимать любовь матери, любовницы, жены как должное, для него эта любовь — само собой разумеющееся. Он очень ценит покой, постоянство, не любит высовываться. Он видит дефекты в характере и поведении своей жены, прямо указывает ей на это. Но его жена очень заботиться не только о себе, но и о своей семье, и именно поэтому она так настаивает на обмене квартиры. Но такие порывы не были оценены по достоинству — Дмитриев все равно считает свою жену эгоистичной и черствой.
Тем временем главный герой не может заставить себя написать диссертацию, хотя Лена (его жена) готова ему помогать в этом. Любовница Таня очень жалеет его, и именно поэтому она так нравится матери Дмитриева. С Леной у Ксении Фёдоровны не сложились отношения, и поэтому они не имеют близкого контакта. Лора, сестра главного героя, тоже не воспринимает Лену. Лена не может принять родителей мужа. Эта семья не может принять друг друга в ней и относиться снисходительно, учитывая чувства и родственные связи.
Какой же смысл этой повести? Он лежит на поверхности: важно воспитывать в себе человека — любящего близких и готовых прийти на помощь к дорогим сердцу людям. Важно не потерять этот пыл на протяжении всей жизни — какие бы люди не встречались на нашем жизненном пути. Еще важно не поддаваться влиянию других людей — так сделал Дмитриев, поддавшись влиянию жены и приняв ее ценности, которые не совсем совпадали с ценностями главного героя. Но Дмитриев не любил перемены в жизни, ему больше нравилось плыть по течению и ничего в жизни кардинально не менять.
Между Дмитриевым и его женой нет настоящей любви и понимания — об этом свидетельствует смятая подушка только с одной стороны кровати. За столько лет совместной семейной жизни Лена поменялась в худшую сторону, и Дмитриев мирно принял это, не пытаясь подогревать любовную искру в их отношениях. Важно поддерживать пыл в отношениях со своей женой или мужем, чтобы в течении долгих лет радость совместного бытия не превратилась в тяжелую непосильную ношу.
Стремясь к материальным ценностям, желая повысить свой материальный статус, не нужно забывать о самом ценном — дружбе, семье, любимых людях. Гонясь за деньгами и недвижимостью, очень легко все это потерять, а вернуть потом очень непросто. Человек способен жить достойно, не опускаясь до уровня потребителя, который не задумывается о духовности и моральных ценностях. Важно заложить в его детстве это желание жить просто и не ждать, что все блага жизни приплывут к нему сами. Человек работает, жертвуя некоторыми моментами свое жизни, но не стоит забывать о человечности, жизненной мудрости и понимании обычных жизненных вещей.
Проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен».
1) — Вспомните сюжет произведения.
Живет семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника одного из НИИ, в коммуналке. Дочь Наташка — подросток — за занавеской. Мечта Дмитриева съехаться матерью не находила поддержки у Лены, его жены. Все изменилось, когда мать прооперировали по поводу рака. Лена сама заговорила об обмене. Поступки и чувства героев, проявляющиеся при решении этого житейского вопроса, завершившегося удачным обменом, а вскоре и смертью Ксении Федоровны, и составляют содержание небольшой повести.
— Итак, обмен — сюжетный стержень повести, но можно ли сказать, что это и метафора, которую использует автор?
2) Главный герой повести — представитель третьего поколения Дмитриевых.
Дед Федор Николаевич интеллигентен, принципиален, гуманен.
— А что можно сказать о матери героя?
Найдите характеристику в тексте:
«Ксению Федоровну любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и по павлиновской даче, потому что она доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие. »
А вот Виктор Георгиевич Дмитриев попадает под влияние жены, «олукьянивается». Суть названия повести, ее пафос, авторская позиция, как она вытекает из художественной логики повести, раскрываются в диалоге Ксении Федоровны с сыном об обмене: «Я очень хотела жить с тобой и Наташенькой. — Ксения Федоровна помолчала. — А сейчас нет» — «Почему?» — «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел».
— В чем смысл этих слов?
3) Из чего складывается образ главного героя?
(Характеристика образа с опорой на текст.)
— Чем заканчивается наметившийся конфликт с женой по поводу обмена?
(«. Он лег на свое место к стене и повернулся лицом к обоям».)
— Что выражает эта поза Дмитриева?
(Это желание уйти от конфликта, смирение, непротивление, хотя на словах он и не согласился с Леной.)
— А вот еще тонкая психологическая зарисовка: засыпающий Дмитриев ощущает на своем плече руку жены, которая сначала «слегка поглаживает его плечо», а потом давит «с немалой тяжестью».
Герой понимает, что рука жены приглашает его повернуться. Он сопротивляется (так автор детально изображает внутреннюю борьбу). Но. «Дмитриев, ни слова не говоря, повернулся на левый бок».
— Какие еще детали указывают на подчинение героя жене, когда мы понимаем, что он человек ведомый?
(Утром жена напомнила о необходимости поговорить с матерью.
«Дмитриеву что-то хотелось сказать но он, «сделав два шага вслед за Леной, постоял в коридоре и вернулся в комнату».)
Эта деталь — «два шага вперед» — «два шага назад» — наглядное свидетельство невозможности для Дмитриева выйти за рамки, которые навязаны ему внешними обстоятельствами.
— Чью оценку получает герой?
(Его оценку мы узнаем от матери, от деда: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».)
4) На право называться личностью Дмитриеву отказано его родными. Лене отказано автором: «. она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог. Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у нее в зубах — не превращались в плоть. »
Оксюморон[2] миловидная женщина-бульдог еще больше подчеркивает отрицательное отношение автора к героине.
Да, Трифонов явно определил свою позицию. Этому противоречит высказывание Н. Ивановой: «Трифонов не ставил перед собой задачи ни осудить, ни наградить» своих героев задача была иная — понять» Это верно отчасти…
Думается, более справедливо другое замечание этого же литературного критика « за внешней простотой изложения, спокойной интонацией, рассчитанной на равного себе и понимающего читателя, — трифоновская поэтика. И — попытка социального эстетического воспитания».
— Каково ваше отношение к семье Дмитриевых?
— Хотелось ли вам, чтобы так складывалась жизнь и в ваших семьях?
(Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.)
III. Итог урока.
— Над какими вопросами заставил задуматься автор повести «Обмен»?
— Согласитесь ли вы с тем, что Б. Панкин, говоря об этой повести, называет жанр, сочетающий в себе физиологический очерк современного городского быта и притчи?
Домашнее задание.
«Обмен увидел свет в 1969 году. В эту пору автора порицали за воспроизведение «страшной типы мелочей», за то, что в его творчестве «нет просветляющей правды», за то, что в повестях Трифонова бродят духовные мертвецы, притворяющиеся живыми. Идеалов нет, человек измельчал и унижен, раздавлен жизнью и собственным ничтожеством».
— Выразите свое отношение к этим оценкам, ответив на вопросы:
• Что в повести выходит на первый план при восприятии ее сейчас нами?
• Действительно ли у Трифонова нет идеалов?
• Останется ли, по вашему мнению, эта повесть в литературе и как ее будут воспринимать еще через 40 лет?
Урок 31
Драматургия 50-90-х годов.
Нравственная проблематика
Пьес Вампилова
Цели: дать обзор жизни и творчества Вампилова; раскрыть своеобразие пьесы «Утиная охота»; Развивать умение анализировать драматическое произведение
Ход урока
I. Вступительная беседа.
— Когда так говорят: «сон в руку», «вещий сон»?
— Бывают ли на самом деле сны «вещими»?
«Дорогая Тася! — обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения. я уверен, все хорошо. И, вероятно, будет разбойник и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне вижу писателей.
Первый раз, когда мы с тобой собирались, в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли. »
19 августа 1937 года: «Молодец, Тася, все-таки родила сына. Как бы не оправдал второе. У меня, знаешь, вещие сны».
Сны, действительно, оказались вещими. Сын, четвертый ребенок в семье, вырос в писателя-драматурга Александра Валентиновича Вампилова.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
О чем заставляет задуматься повесть. Нравственные проблемы в повести “Обмен”
«Городская» проза в современной литературе».
Ю. В. Трифонов. «Вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны понимать:
Учащиеся должны уметь:
1. «Городская» проза в литературе 20 века.
Работа с учебником.
Прочитайте статью (учебник под ред. Журавлева В.П., ч. 2, стр. 418-422).
Что, по- вашему, обозначает понятие «городская проза»?
2. «Городская» проза Юрия Трифонова.
Жизненный и творческий путь Трифонова.
Родители писателя были профессиональными революционерами. Отец, Валентин Андреевич, в 1904 году вступил в партию, был сослан в ссылку в Сибирь. В 1923-1925 г.г.возглавил Военную коллегию Верховного суда СССР.
В 30-е годы отец и мать были репрессированы. В 1965 вышла документальная повесть «Отблеск костра», в которой он использовал архив отца. Со страниц произведения встает образ человека, который «разжигал огонь и сам погиб в этом пламени». В романе Трифоновым впервые применен своеобразный художественный прием принципа монтажа времени.
История будет тревожить Трифонова постоянно («Старик», «Дом на набережной»). Писатель реализовал свой философский принцип: «Надо вспоминать- тут скрыта единственная возможность соревнования со временем. Человек обречен, время торжествует».
В войну Юрий Трифонов был в эвакуации в Средней Азии, работал на авиационном заводе в Москве. В 1944 году поступил в Литературный институт им. Горького.
Первая повесть «Студенты»- дипломная работа начинающего прозаика.
Повесть напечатал журнал «Новый мир» А. Твардовского в 1950 году, а в 1951 году автор получил за нее Сталинскую премию.
Сам Трифонов утверждал: «Да не быт я пишу, а бытие».
Критик Ю.М. Оклянский справедливо утверждает: «Испытание бытом, властная сила житейских обстоятельств и герой, так или иначе романтически им противостоящей…-сквозная и заглавная тема позднего Трифонова…».
Как вы считаете, почему писателя упрекали в погруженности в быт?
Какова роль «быта в повести «Обмен»?
Само название повести «Обмен» прежде всего раскрывает обыденную, бытовую ситуацию героя-ситуацию обмена квартиры. Быт городских семей, их ежедневные проблемы занимают значительное место в повести. Но это лишь первый, поверхностный слой повести. Быт- условия существования героев. Кажущаяся обыденность, всеобщность этого быта обманчива. На самом деле испытание бытом не менее трудно, опасно, чем испытания, которые выпадают человеку в острых, критических ситуациях. Опасно тем, что человек меняется под воздействием быта исподволь, незаметно для самого себя, быт провоцирует человека без внутренней опоры, стержня на поступки, которым сам человек после ужасается.
— Каковы основные события сюжета повести?
Сюжет повести представляет собой цепь событий, каждое из которых является самостоятельной новеллой. В первой Лена уговаривает Виктора Дмитриева, своего мужа, съехаться со смертельно больной матерью ради жилплощади. Во второй Виктор переживает за мать, мучается угрызениями совести, но все же обдумывает варианты обмена, Третья новелла- это родословная Виктора, его воспоминания об отце и его семье. Четвертая- история противостояния двух семейных кланов: потомственных интеллигентов Дмитриевых и Лукъяновых, людей из породы «умеющих жить». Пятая- история со старым другом Дмитриева, Левкой Бубриком, вместо которого Виктора пристроили в институт. Шестая- диалог героя с
сестрой Лорой о том, куда девать больную мать.
В чем смысл такой композиции?
Такая композиция постепенно раскрывает процесс морального предательства героя. Сестра и мать считали, «что он их тихонько предал», «олукьянился». Герой постепенно идет на один компромисс за другим, как бы вынужденно, в силу обстоятельств отступает от своей совести: по отношению к работе, к любимой женщине, к другу, к своей семье, и наконец, к матери. При этом Виктор «мучился, изумлялся, ломал себе голову, но потом привык. Привык оттого, что увидел, что то же- у всех, и все- привыкли». И успокоился на той истине, что нет в жизни ничего более мудрого и ценного, чем покой, и его-то нужно беречь изо всех сил». Привычка, успокоенность и есть причины готовности к компромиссам.
— Как Трифонов переходит от описания частной жизни к обобщениям?
Слово, изобретенное сестрой Виктора, Лорой,- «олукьянился»- уже обобщение, очень точно передающее суть изменений в человеке. Эти изменения касаются не только одного героя. По пути на дачу вспоминая прошлое своей семьи, Дмитриев оттягивает встречу с матерью, оттягивает неприятный разговор и предательский разговор об обмене. Ему кажется, что он должен «продумать что-то важное, последнее»: «Все изменилось на том берегу. Все «олукьянилось». Каждый год менялось что-то в подробностях, но, когда прошло 14 лет, оказалось, что все олукьянилось и безнадежно». Второй раз слово уже дано без кавычек, как устоявшееся понятие. Герой думает об этих изменениях примерно так же, как думало своей семейной жизни: «а, может быть,- это не так уж плохо? И если это происходит со всем-даже с берегом, с рекой и с травой- значит, может быть, это естественно и так должно быть?». Никто, кроме самого героя, не может ответить на эти вопросы. А самому удобнее ответить: да, так и должно быть- и успокоиться.
Чем отличаются семейные кланы Дмитриевых и Лукьяновых?
В отличии двух жизненных позиций, двух систем ценностей, духовных и бытовых, состоит конфликт повести. Главным носителем ценностей Дмитриевых является дед, Федор Николаевич. Он старый юрист, в молодости занимался революционными делами, сидел в крепости, бежал за границу, прошел ГУЛАГ- об этом говорится косвенно. Дмитриев вспоминает, что «старик был чужд всякого лукьяноподобия, просто не понимал многих вещей». Например, того, как можно немолодому рабочему, который пришел к ним перетягивать кушетку, говорить «ты», как это делают жена и теща Дмитриева. Или давать взятку, как это сделали уже вместе Дмитриев и Лена, когда просили продавца отложить для них радиоприемник.
Если тесть Дмитриева неприкрыто «умеет жить», то Лена прикрывает это умение, изворотливость заботой о семье, о муже. Для нее Федор Николаевич-«монстр», ничего не понимающий в современной жизни.
Каков смысл повести?
Жизнь меняется только внешне, люди же остаются прежними. «Квартирный вопрос» становится испытанием и для героя Трифонова, испытанием, которого он не выдерживает и ломается. Дед говорит: «Мы с Ксенией ожидали, что из тебя получится что-то другое. Ничего страшного, разумеется, не произошло. Ты человек не скверный, но и не удивительный».
Это суд самого автора. Процесс «олукьянивания » протекает незаметно, вроде бы помимо воли человека, с массой самооправданий, но в результате разрушает человека, и не только морально: после обмена и смерти матери три недели дома в строгом постельном режиме пролежал Дмитриев. Герой становится другим: «еще не старик, но уже пожилой, с обмякшими щечками дяденька».
Смертельно больная мать говорит ему: «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел…Это было очень давно. И бывает всегда, каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись. Просто так незаметно…».
В конце повести приводится перечень юридических документов, необходимых для обмена. Их сухой, деловой, официальный язык подчеркивает трагизм происшедшего. Рядом стоят фразы о «благоприятном решении» в отношении обмена и о смерти Ксении Федоровны. Обмен ценностных представлений состоялся.
Итак, Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.
1. Годы жизни писателя.
2. Определить жанр произведения «Обмен».
3. Назовите журнал, первым напечатавший повесть Ю. Трифонова «Обмен»
4. Какова основная проблематика повести
а) роль любви, привязанности в жизни человека
б) быт, затягивание бытом
в) утрата нравственных основ
5. Какой основной прием использует автор в повести для разрешения проблематики произведения.
а) противопоставление героев
г) раскрытие в диалоге героями
6. Сюжет повести представляет собой цепь событий, каждое из которых является самостоятельной новеллой. Сколько новелл содержится в повести?
а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5, е) 6.
7. Кто является главным носителем ценностей семьи Дмитриевых?
в) Федор Николаевич
8. Каков смысл названия повести «Обмен»?
а) квартирный вопрос
б) моральное разрушение человека
1. От 4 до 8 правильных ответов оценка «5».
2. От 4 до 7 правильных ответов оценка «4».
3. 4 правильных ответа оценка «3».
4. Меньше 7 правильных ответов незачет.
7. Федор Николаевич;
8. Квартирный вопрос.
Учебно-методический материал по литературе для самостоятельной работы. Ю.В.Трифонов. Повесть «Обмен». 12 класс.
П роблематика повести Ю. Трифонова «Обмен».
1) – Вспомните сюжет произведения.
Живет семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника одного из НИИ, в коммуналке. Дочь Наташка – подросток – за занавеской. Мечта Дмитриева съехаться с матерью не находила поддержки у Лены, его жены. Все изменилось, когда мать прооперировали по поводу рака. Лена сама заговорила об обмене. Поступки и чувства героев, проявляющиеся при решении этого житейского вопроса, завершившегося удачным обменом, а вскоре и смертью Ксении Федоровны, и составляют содержание небольшой повести.
– Итак, обмен – сюжетный стержень повести, но можно ли сказать, что это и метафора, которую использует автор?
2) Главный герой повести – представитель третьего поколения Дмитриевых.
Дед Федор Николаевич интеллигентен, принципиален, гуманен.
– А что можно сказать о матери героя?
Найдите характеристику в тексте:
«Ксению Федоровну любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и по павлиновской даче, потому что она доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие…»
А вот Виктор Георгиевич Дмитриев попадает под влияние жены, «олукьянивается». Суть названия повести, ее пафос, авторская позиция, как она вытекает из художественной логики повести, раскрываются в диалоге Ксении Федоровны с сыном об обмене: «Я очень хотела жить с тобой и Наташенькой… – Ксения Федоровна помолчала. – А сейчас – нет» – «Почему?» – «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел».
– В чем смысл этих слов?
3) Из чего складывается образ главного героя?
Характеристика образа с опорой на текст.
– Чем заканчивается наметившийся конфликт с женой по поводу обмена? («. Он лег на свое место к стене и повернулся лицом к обоям».)
– Что выражает эта поза Дмитриева? (Это желание уйти от конфликта, смирение, непротивление, хотя на словах он и не согласился с Леной.)
– А вот еще тонкая психологическая зарисовка: засыпающий Дмитриев ощущает на своем плече руку жены, которая сначала «слегка поглаживает его плечо», а потом давит «с немалой тяжестью».
Герой понимает, что рука жены приглашает его повернуться. Он сопротивляется (так автор детально изображает внутреннюю борьбу). Но… «Дмитриев, ни слова не говоря, повернулся на левый бок».
– Какие еще детали указывают на подчинение героя жене, когда мы понимаем, что он человек ведомый? (Утром жена напомнила о необходимости поговорить с матерью.
«Дмитриеву что-то хотелось сказать», но он, «сделав два шага вслед за Леной, постоял в коридоре и вернулся в комнату».)
Эта деталь – «два шага вперед» – «два шага назад» – наглядное свидетельство невозможности для Дмитриева выйти за рамки, которые навязаны ему внешними обстоятельствами.
– Чью оценку получает герой? (Его оценку мы узнаем от матери, от деда: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».)
4) В праве называться личностью Дмитриеву отказано его родными. Лене отказано автором: «…она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог… Она не отпускала до тех пор, пока желания – прямо у нее в зубах – не превращались в плоть…»
Оксюморон * миловидная женщина-бульдог еще больше подчеркивает отрицательное отношение автора к героине.
Да, Трифонов явно определил свою позицию. Этому противоречит высказывание Н. Ивановой: «Трифонов не ставил перед собой задачи ни осудить, ни наградить своих героев: задача была иная – понять». Это верно отчасти…
Думается, более справедливо другое замечание этого же литературного критика: «…за внешней простотой изложения, спокойной интонацией, рассчитанной на равного себе и понимающего читателя, – трифоновская поэтика. И – попытка социального эстетического воспитания».
– Каково ваше отношение к семье Дмитриевых?
– Хотелось ли вам, чтобы так складывалась жизнь и в ваших семьях? (Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.)
Конспект урока литературы в 11 классе
«Городская проза в современной литературе».
Ю. В. Трифонов. повесть «ОБмен»
Цели: дать понятие о «городской» прозе ХХ века; рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта; определить особенности произведения Трифонова (смысловая многозначность названия, тонкий психологизм).
Интимное, интимное берегите: всех сокровищ мира дороже интимность вашей души!
I. «Городская» проза в литературе XX века.
1. Работа с учебником.
Прочитайте статью (учебник под ред. Журавлева, с. 418-422).
Что, по-вашему, обозначает понятие «городская» проза? В чем ее особенности?
Свои выводы оформите в виде плана.
1) Особенности «городской» прозы:
а) это крик боли за человека, «превращаемого в песчинку»;
б) литература исследует мир «через призму культуры, философии, религии».
3) «Городская» проза Ю. Трифонова:
а) в повести «Предварительные итоги» урезонивает «пустых» философов;
б) в повести «Долгое прощание» раскрывает тему крушения светлого начала в человеке в его уступках мещанству.
2. Обращение к эпиграфу урока.
Как содержание «городской» прозы связано с эпиграфом сегодняшнего урока?
II. «Городская» проза Юрия Трифонова.
1. Жизненный и творческий путь Трифонова.
Родители писателя были профессиональными революционерами. Отец, Валентин Андреевич, в 1904 г. вступил в партию, был сослан в административную ссылку в Сибирь, прошел каторгу. Позже стал членом Военно-революционного комитета в октябре 1917 г. В 1923-1925 гг. возглавлял Военную коллегию Верховного суда СССР.
В 30-е годы отец и мать были репрессированы. В 1965 году появилась документальная книга Ю. Трифонова «Отблеск костра», в которой он использовал архив отца. Со страниц произведения встает образ человека, который «разжигал огонь и сам погиб в этом пламени». В романе Трифоновым впервые применен как своеобразный художественный прием принцип монтажа времени.
В войну Юрий Трифонов был в эвакуации в Средней Азии, работал на авиационном заводе в Москве. В 1944 году поступил в Литературный институт им. Горького.
Зримо представить писателя помогают воспоминания современников: «Ему было за сорок. Неуклюжая, чуть мешковатая фигура, коротко стриженные черные волосы, кое-где в еле видных барашковых завитках, с редкими нитками седины открытый наморщенный лоб. С широкого, слегка оплывшего бледного лица, сквозь тяжелые роговые очки, на меня застенчиво и незащищенно смотрели серые умные глаза».
Сам Трифонов утверждал: «Да не быт я пишу, а бытие».
2. Проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен».
Дед Федор Николаевич интеллигентен, принципиален, гуманен.
А что можно сказать о матери героя?
Найдите характеристику в тексте:
«Ксению Федоровну любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и по павлиновской даче, потому что она доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие…»
В чем смысл этих слов?
3) Из чего складывается образ главного героя?
Характеристика образа с опорой на текст.
Чем заканчивается наметившийся конфликт с женой по поводу обмена? («. Он лег на свое место к стене и повернулся лицом к обоям».)
Что выражает эта поза Дмитриева? (Это желание уйти от конфликта, смирение, непротивление, хотя на словах он и не согласился с Леной.)
А вот еще тонкая психологическая зарисовка: засыпающий Дмитриев ощущает на своем плече руку жены, которая сначала «слегка поглаживает его плечо», а потом давит «с немалой тяжестью».
Герой понимает, что рука жены приглашает его повернуться. Он сопротивляется (так автор детально изображает внутреннюю борьбу). Но… «Дмитриев, ни слова не говоря, повернулся на левый бок».
Какие еще детали указывают на подчинение героя жене, когда мы понимаем, что он человек ведомый? (Утром жена напомнила о необходимости поговорить с матерью.
«Дмитриеву что-то хотелось сказать», но он, «сделав два шага вслед за Леной, постоял в коридоре и вернулся в комнату».)
Чью оценку получает герой? (Его оценку мы узнаем от матери, от деда: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».)
Оксюморон* миловидная женщина-бульдог еще больше подчеркивает отрицательное отношение автора к героине.
Каково ваше отношение к семье Дмитриевых?
Хотелось ли вам, чтобы так складывалась жизнь и в ваших семьях? (Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.)
Над какими вопросами заставил задуматься автор повести «Обмен»?
Согласитесь ли вы с тем, что Б. Панкин, говоря об этой повести, называет жанр, сочетающий в себе физиологический очерк современного городского быта и притчи?
«Обмен увидел свет в 1969 году. В эту пору автора порицали за воспроизведение «страшной тины мелочей», за то, что в его творчестве «нет просветляющей правды», за то, что в повестях Трифонова бродят духовные мертвецы, притворяющиеся живыми. Идеалов нет, человек измельчал и унижен, раздавлен жизнью и собственным ничтожеством».
Выразите свое отношение к этим оценкам, ответив на вопросы:
Что в повести выходит на первый план при восприятии ее сейчас нами?
Действительно ли у Трифонова нет идеалов?
Останется ли, по вашему мнению, эта повесть в литературе и как ее будут воспринимать еще через 40 лет?
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия
2. «Обмен» главного героя Дмитриева порядочности на подлость.
трифонов обмен повесть
Как написал в одной из статей сам писатель, «быт –это великое испытание. Не нужно говорить о нем презрительно, как о низменной стороне человеческой жизни, недостойной литературы. Ведь быт –это обыкновенная жизнь, испытание жизнью, где проявляется и проверяется новая, сегодняшняя нравственность.
Взаимоотношения людей –это тоже быт. Мы находимся в запутанной и сложной структуре быта, на скрещении множества связей, взглядов, дружб, знакомств, неприязней, идеологий» (2).
Повседневность для героев повестей Трифонова –это источник бесконечных напряжений, конфликтов, споров, непониманий. Причем мир повседневности становится очагом конфликта (идейного, социального, любовного, семейного), как правило, в момент актуализации «квартирного вопроса».
1. Казалось бы, слишком обыкновенное, будничное название для художественного произведения –«Обмен», это скорее раздел в рекламном издании, да и просто привычное для нашей жизни дело. Гораздо более привычное, чем во времена создания повести, а это был 1969 год. «Обмен – слово, прочное закрепленное за определенной сферой нашей жизни, сразу же вызывающее у большинства людей привычные ассоциации, порожденные и собственным опытом, и окружающим бытом…Деловитое это словцо неожиданно выносится Трифоновым в заглавие» (4).
Но в название, как и в само содержание повести, писатель вкладывает двоякий смысл. Не только собственно обмен одних квадратных метров на другие, как можно предположить в самом начале, но и то, что происходит с главным героем произведения Виктором Дмитриевым. В этом отношении повесть «Обмен», с одной стороны, очень типичное для творчества Трифонова произведение, а с другой стороны –глубокое и сильное по своему эмоциональному воздействию, что, в принципе, свойственно и другим романам и повестям этого писателя. Потому что описание бытовых, житейских подробностей –это один пласт повести, через который проглядывает другой – нравственный. Даже спустя долгое время после ее прочтения размышляешь о характерах и поступках главного героя и других персонажей повести, о действиях Лены и бездействии Дмитриева, жалеешь и сопереживаешь, соглашаешься и осуждаешь, меряешь другой мерой свою собственную жизнь.
Повесть «Обмен» имеет, на первый взгляд, незамысловатый сюжет, и внешне в ней действительно все связано с квартирным обменом: жена Дмитриева, Лена, предлагает обменять хорошую двадцатиметровую квартиру свекрови, Ксении Федоровны, и их собственную комнату в коммунальной квартире, где они живут втроем, на общее жилье. То есть съехаться. Предлог, под которым совершается этот обмен, вроде бы благовидный: болезнь Ксении Федоровны, которая нуждается в уходе. При другой ситуации обмен действительно мог бы быть благом – если бы не «окостеневшая и прочная вражда» между Леной и ее свекровью. При этом Ксения Федоровна высказывается категорически против обмена, а потом неожиданно соглашается.
2. Идея обмена появляется буквально в первом абзаце повести, а с совершением обмена и смертью Ксении Федоровны произведение заканчивается. В то же время перед читателем проходит жизнь Дмитриева, его детство, юность, любовь, его сомнения, конфликты с женой и матерью, душевное смятение, страдания, отношения с другими людьми. Хотя повествование ведется не от первого лица, а от третьего, писатель предлагает следить за развитием событий глазами Дмитриева. Читатель как бы влезает в его шкуру и сомневается, страдает, совершает поступки вместе с ним. О главном герое мы узнаем и судим, как о себе – не только по поступкам, но и по мыслям, движениям души – в отличие от других персонажей, о которых мы знаем только по их действиям. Дмитриев мучается, зная, что мать и жена не выносят друг друга, и для матери этот обмен принесет только страдания, но не останавливает жену, хотя должен был это сделать. Он пытается уклониться от ситуации, не идти на моральный компромисс, но и не противостоять злу напрямую, не вмешиваться. Однако такая позиция непротивления злу в конечном итоге оборачивается злом. Точным нравственным диагнозом его бездействию становятся слова Ксении Федоровны: «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел…» (1).
3.Одним из важных способов выражения авторской позиции является использование так называемых «мелочей жизни». Этот термин ввел Салтыков-Щедрин в своем цикле очерков «Мелочи жизни». В повести «Обмен» через призму мелочей отчетливо видятся отношения между членами семьи, проявляются скрытые мотивы поступков героев. Юрий Трифонов сознательно укрупняет «мелочи жизни» ради высвечивания личных качеств героев, улавливания тончайших нюансов души, выявления истинных мотивов поступков. Эти «мелочи» служат в повести своего рода сигнальной системой: деталь одежды, предмет обихода, жест, запах играют роль авторского комментария, дополняют, конкретизируют произносимые героями слова. Бытовая подробность, частность человеческой жизни, неприметная и на первый взгляд несущественная, помогает Трифонову разомкнуть рамки повествования и обнаружить глубину в структуре повседневности. Например, в эпизоде встречи с Таней в ее квартире автор говорит, что любовь Дмитриева была неотделима от запаха краски и свежих дубовых полов. Некоторые, на первый взгляд, даже незначительные детали, создают не только образы, это своего рода ключи к сюжетным коллизиям – помидоры на балконе исключительной, почти «генеральской» квартиры Невядомского, полученной за счет обмена с его смертельно больной тещей – это символическое обозначение предстоящего обмена Дмитриевых.
Авторские размышления о жизни, в том числе и неожиданные, переданы мыслями Дмитриева: « В этом мире, оказывается, исчезают не люди, а целые гнездовья, племена со своим бытом, разговорами, играми, музыкой. Исчезают дочиста, так что нельзя найти следов» (1,33).
При этом Дмитриев терпим к проявлениям душевной черствости в других людях – так, он размышляет о сочувствии и проникновенности. Эти размышления выглядят циничными: «Это сочувствие и эта проникновенность имеют размеры, как ботинки или шляпы. Их нельзя чересчур растягивать. Но, боже мой, разве можно сравнивать –умирает человек и девочка поступает в музыкальную школу? Да, да. Можно. Это шляпы примерно одинакового размера –если умирает чужой человек, а в музыкальную школу поступает своя собственная, родная дочка» (1, 16). Этими размышлениями главного героя, оправдывающего чужую черствость, нравственную глухоту (потому что он сам мыслит также), Трифонов дает оценку нравственного неблагополучия общества.
Трифонов показывает взаимоотношения Дмитриева с двумя женщинами –женой Леной и сослуживицей, бывшей любовницей Таней. Взгляд влюбленного героя видит целостный образ любимой женщины, невлюбленный герой фиксирует только мелочи, детали. О том, что Лена –нелюбимая жена, свидетельствуют многочисленные портретные зарисовки, хотя и беглые, но с негативным оттенком. «Взгляд нелюбящего человека отмечает недостатки внешности и гардероба, не оттененные привлекательными чертами, оттого целостный образ распадается на мелочи, кажется приземленным и недостаточно лиричным» (2, 28). Во внешности Лены подчеркивается нечто массивное, тяжелое: толстые некрасивые руки, тяжелое тело. Во внешности Тани, напротив, бросается в глаза пронзительная, трогательная хрупкость, худоба. Когда Дмитриев полюбил Таню, ему казалось, что он «приобщился к тому нормальному, истинно человеческому состоянию, в котором должны – и будут со временем –находиться люди». Тоже очень важное размышление, перекликающееся с чеховским «то, что мы испытываем, когда влюблены, и есть нормальное состояние».
На момент событий повести Дмитриев не любит ни Таню, ни Лену – по той простой причине, что не способен на сильное чувство. Гораздо больше читательских (да и авторских) симпатий вызывает Таня. Дмитриев знает, что Таня будет любить его всегда: она искренняя, естественная, «настоящая». Она не упрекает Дмитриева, сломавшего ее жизнь. Она счастлива уже тем, что любит. Между тем Виктор Георгиевич, хотя и не любит свою жену, и ссорится с ней, как это бывает во всякой семье, своими взглядами на жизнь и на людей гораздо ближе к Лене, чем к Тане. Из всех живущих на земле людей у него был единственный по-настоящему близкий человек, мать, но и ее он не сумел защитить.
Настоящий мастер слова, прекрасный писатель, Юрий Трифонов отражает и оценивает происходящие в жизни процессы в своих произведениях «городской» прозы. Он не идеализирует происходящее, но дает оценки, порой явные, чаще выраженные сдержанно, заставляя нас задуматься о собственной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Трифонов Ю. Обмен. Собр.соч. в 4-х т. т.2. М, 1985
2. Черданцев В. Городская проза Юрия Трифонова. М, 2001
3.Трифонов Ю. Жертвовать, выбирать решать. Собр. соч. в 4-х т. т.4. М., 1985
4.Турков А. Быт, человек, история. М, 1985
Их с учетом гендерной дифференциации позволит найти формы, отражающие символы женского опыта, формируя тем самым гендерную поэтику. В ряду теоретических проблем, составляющих гендерный аспект литературоведения, важнейшее значение имеет вопрос о типологии женской прозы. Типология творчества писателей женщин может быть выстроена на разных основаниях, но нас в данном случае интересует проблема.
Проводился отдельно… Курс в развитии высшей школы не изменился… Но продолжался поиск методов решения задач высшего образования».20 Что представляла собой идейная и культурная жизнь общества в годы «оттепели»? происходившие перемены были связаны с попыткой восстановления ленинских норм партийной и государственной жизни, преодоления последствий культа личности Сталина. В центре идейной жизни.
Ксения Федоровна, дочь Федора Николаевича, совершенно отличается от отца. Ей присущи излишняя горделивость, напускная интеллигентность, неприятие его жизненных принципов (например, это проявляется в сцене спора с отцом о презрении). В ней появляется такая черта, как «ханжество», то есть стремление выглядеть лучше, нежели чем оно есть на самом деле. Несмотря на то, что Ксения Федоровна стремится играть роль идеальной матери, она далеко не положительный герой, поскольку в ней одинаково присутствуют и отрицательные качества. Через некоторое время мы узнаем, что Ксения Федоровна совсем не такая уж интеллигентная и бескорыстная, какой желает казаться. Но, несмотря на свои недостатки, она полностью реализует себя как любящая мать. Она относится к своему единственному сыну с чувством трепетной любви, жалеет его, переживает за него, возможно даже винит себя за его нереализованные возможности. В юности Виктор великолепно рисовал, но этот дар не получил дальнейшего развития. Ксения Федоровна, духовно скрепленная любовью с сыном, является также и хранительницей внутренних связей семьи Дмитриевых.
С этого момента начинается его стремительное «олукьянивание». Виктор окончательно теряет духовные качества и нравственное воспитание, изначально присущие дому Дмитриевых. Постепенно он превращается в холодного, душевно черствого человека, живущего самообманом и воспринимающего все как должное, тогда как его юношеские стремления и настоящие, искренние мечты превращаются в недоступные грезы. Так герой умирает духовно, деградирует как личность и утрачивает родственные связи.