назад в будущее какая часть лучше
Выбор редакции
Топ-10 лучших фильмов декабря.
Топ-30 лучших сериалов про.
Топ-20 лучших сериалов про.
Почему «Назад в будущее 4» никогда не было… Или был?
Трилогия фильмов «Назад в будущее» по сей день является одним из самых важных в истории современного кинематографа произведением, которое умудрилось раз за разом погружать нас в разные эпохи. Несмотря на то, что трилогия считается полностью завершённой авторами, думаю, всем не раз хотелось увидеть, что было дальше в приключениях Доктора Эмметта Брауна и Марти Макфлая. Позиция авторов довольно категоричная и как минимум в формате кино никто не собирается снимать «Назад в будущее 4». Но это не означает, что продолжения истории наших любимых героев не существует.
Почему «Назад в будущее 4» никогда не было?
К сожалению или к счастью, мы живем во время, когда каждая студия считает своим долгом выпустить ремейк, спин-офф или перезапуск известной в прошлом франшизы. Учитывая статус трилогии «Назад в будущее» это чудо, что никто еще не решил провернуть с ней то же самое. И у этого есть весомые причины.Честно говоря, многие ремейки и сиквелы, оказываются куда хуже оригинальных произведений [давайте помашем ручкой современным фильмам о терминаторе]. Однако на них все равно ходят, так как сегодняшний зритель больше привык к чему-то знакомому, чем новому и непонятному, пускай даже над этим знакомым произведением поиздевались. Если бы это было не так, навалов сиквелов, ремейков и перезапусков не было. И с учетом этого хорошо, что никто не трогал трилогию о путешествиях во времени Марти Макфлая. Однако в такое время как сейчас вопросы о возвращении фильма [откровенно говоря, сиквел хотят увидеть еще с 1990 года] не могли не всплыть.
В прошлом году автор сценария и продюсер трилогии Боб Гейл ответил на этот вопрос порталу Collider на их подкасте. По его словам, в 2021 году Майклу Джей Фоксу, который исполнил главную роль в фильме, стукнет 60 лет. Плюс не стоит забывать, что актер страдает от болезни Паркинсона и мы, зрители, вряд ли хотим увидеть шестидесятилетнего Марти Макфлая с болезнью Паркинсона на экране. Предвидя дальнейший вопрос о том, почему нельзя было бы снять сиквел раньше, Гейл же сразу сказал, что и пятидесятилетнего Марти Макфлая с болезнью Паркинсона мы бы тоже вряд ли хотели увидеть.
По мнению Гейла, невозможно снять фильм без Фокса, поэтому все замечания по поводу того, что актера можно было бы заменить – он считает несуразными. Более того, люди сначала хотят увидеть сиквел, но только для того, чтобы сравнить его с оригиналом и разочароваться. Франшизы, которые долго не появлялись на экране, а затем решили воскреснуть, обычно проваливаются. Сначала люди хотят продолжения, затем выходит условная «Призрачная угроза», и зрители плюются, комментируя это тем, что их жизнь была бы лучше, если бы они не видели этого.
Кроме того, по словам Гейла, они не хотят быть теми парнями, которые снимают фильмы по известной франшизе, чтобы навариться. И даже когда Universal Pictures предлагает воскресить проект, подстрекая авторов тем, что они могут заработать денег, Гейл, как и режиссер Роберт Земекис, отвечает, что они уже заработали достаточно и фильмы нравятся им в том виде, в каком есть. А без их участия студия не может решать ничего сама. Как рассказал продюсер, между ними, Стивеном Спилбергом и его студией Amblin Entertainment, которая снимала фильмы и владеет правами на них вместе с Universal, есть контракт, по которому они не имеют права снимать новые картины или изготавливать продукты по вселенной без участия Земекиса и Гейла. Если конкретно, контракт будет действовать, пока они живы и будут иметь право голоса.
Если же почитать разные интервью самого Земекиса, он столь же непреклонен, как и коллега и не раз говорил, что пока жив — никогда не допустит продолжения. И дело даже не в том, что они бы не могли это сделать.
Если рассматривать «Назад в будущее » как историю, она ответила на все вопросы и держала отличную марку на протяжении всех трех фильмов, что достижение. По негласным законам Голливуда, снимать триквелы дело опасное, так как за редким исключением они становятся хорошими. «Назад в будущее » – как раз такое исключение. Каждую новую часть идея путешествия во времени, чтобы повлиять на настоящее, развивалась и приобретала новые форматы. В первой части Марти спасал будущее своих родителей и дорогого друга дока Брауна от смерти. Во второй мы погрузились в проблемы, вызванные его прошлым путешествием, и теперь Марти должен был исправить свое собственное будущее.
Третья же часть представляла кардинальную смену парадигмы, подарив нам историю в стиле спагетти вестернов с кучей отсылок на поп-культуру, и завязкой, где герои застряли во времени. Таким образом, расширяя идеи прошлых фильмов, но оставляя характерный почерк всей серии, трилогия стала одним из лучших творческих высказываний в принципе. И можно только согласиться с Бобом Гейлом и Робертом Земекисом в том, что «Назад в будущее 4» просто не нужен… Или нет?
Если у вас также появилось ощущение, что авторы лукавят, то вы совершенно правы. Несмотря на то, что мы вряд ли увидим сам фильм [оно и к лучшему], продолжение «Назад в будущее» существует!
Сиквелы «Назад в будущее», которые таки существуют
Если вы сильно хотите увидеть продолжение этой культовой трилогии, вам очень повезло, ведь оно существует сразу в нескольких форматах. И что самое приятное, как по мне, одно из них является полноценным каноном.
Если разбирать в деталях, сами по себе персонажи мелькали в виде камео во многих телешоу и фильмах, но разбирать их я не вижу смысла. Поэтому рассмотрим самые значительные примеры.
Несмотря на возгласы Гейла и Земекиса о том, что они не хотят продолжения, уже в 1991 году по фильму вышло сразу две сезона мультсериала, где рассказывалось о путешествиях Дока и Марти по разным эпохам. Он даже получил потом несколько отдельных комиксов. И, несмотря на то, что в создании принимали участие оригинальные авторы и актеры, нельзя сказать, что Back to the Future: The Animated Series отличался качеством.
Но вот что стоит вспомнить, так это серию комиксов от издательства IDW Publishing, выпущенную в соавторстве с Бобом Гейлом, где рассказана альтернативная история, интерпретирующая события трилогии. Первый том комиксов Back to the Future: Untold Tales and Alternate Timelines рассказывал о путешествии в 1945 год, и об участии Дока в секретном проекте Manhattan Project. Изначально запланированная как мини-продолжение, серия стала очень популярной и начала печататься на постоянной основе.
Сам Гейл мнется называть это каноном, ведь история альтернативная, но среди фанатов данное произведение цениться.
Но вот, что является номером один и официальным продолжением истории – это видеоигра отныне покойной [хотя позднее и воскрешенной в новом виде] TellTale Games – Back to the Future: The Game. И если бы я не был автором игрового раздела у нас на ресурсе и не играл бы всю жизнь в игры, скорее всего, даже бы и не знал о ней.
Созданная в жанре квеста/адвенчуры она разрабатывалась в соавторстве с Гейлом, который консультировал сценаристов, рассказал о вырезанных из оригинальной трилогии идеях и помог воплотить их в игре. Например, о том, какая была жизнь молодого Эмметта Брауна. Даже больше, к озвучке вернулся оригинальный состав актеров, включая Кристофера Ллойда [Док Браун] и Майкла Д. Фокса, правда, он озвучил взрослую версию Марти Макфлая, а самому игровому персонажу голос подарил другой актер Эй Джей ЛоКазио.
Если честно, когда я впервые услышал о ней, подумал, что это просто игровая интерпретация сюжета трех игр, но я ошибался и гарантирую, что данная история является не просто каноничной, но и не уступает по своей атмосфере и качеству оригиналу. А то, что сама игра состоит из 5 эпизодов – делает ее наполненной отличными под сюжетами. Ну и про интерактивность не стоит забывать.
Это не все проекты, созданные по данной франшизе, но они не столь значительны, чтобы называть их теми самыми «Назад в будущее 4». Но как мы можем видеть, на фильмах история этой трилогии не закончилась, чтобы там не говорили ее создатели.
Фильму «Назад в будущее» — 35! Теории фанатов, пасхалки и чуть ностальгии
Уже через несколько месяцев после премьеры, 26 октября сотни фанатов толпились на стоянке торгового центра «Пуэнте Хиллз Молл» (в фильме — «Две сосны»), ожидая Марти МакФлая, который по сюжету должен был именно там и тогда вернуться из прошлого.
Уже через несколько месяцев после премьеры, 26 октября сотни фанатов толпились на стоянке торгового центра «Пуэнте Хиллз Молл» (в фильме — «Две сосны»), ожидая Марти МакФлая, который по сюжету должен был именно там и тогда вернуться из прошлого.
Но путь культовой ленты на экраны был нелегким. Режиссер Роберт Земекис и его соавтор по сценарию Боб Гейл познакомились, еще изучая кинопроизводство в университете. Вместе писали для не особенно рейтинговых ТВ-шоу, а в 1979 году поработали со Спилбергом над его картиной «1941». К сожалению, ее не приняли ни зрители, ни критики, до сих пор называющие этот фильм худшим в карьере режиссера. Еще одна попытка — «Подержанные автомобили», но история повторилась. Со сценарием «Назад в будущее» авторы к Спилбергу обращаться не стали, попытались протолкнуть его на студии сами.
Но путь культовой ленты на экраны был нелегким. Режиссер Роберт Земекис и его соавтор по сценарию Боб Гейл познакомились, еще изучая кинопроизводство в университете. Вместе писали для не особенно рейтинговых ТВ-шоу, а в 1979 году поработали со Спилбергом над его картиной «1941». К сожалению, ее не приняли ни зрители, ни критики, до сих пор называющие этот фильм худшим в карьере режиссера. Еще одна попытка — «Подержанные автомобили», но история повторилась. Со сценарием «Назад в будущее» авторы к Спилбергу обращаться не стали, попытались протолкнуть его на студии сами.
Сорок попыток — и сорок отказов. Кто-то не верил в успех фильма о путешествиях во времени, кто-то не хотел делать ставку на семейную комедию, ведь в моде были ленты с рейтингом R. Земекису и Гейлу посоветовали Disney, но и там историю, в финале которой мама целуется с сыном, зарубили. Как такое, мол, вообще возможно?
Земекис не раскисал и наконец снял успешный «Роман с камнем» с Майклом Дугласом. Приободрившись, авторы пришли, наконец, к Спилбергу, компания которого — Amblin Entertainment — и занялась проектом вместе с Universal.
Сорок попыток — и сорок отказов. Кто-то не верил в успех фильма о путешествиях во времени, кто-то не хотел делать ставку на семейную комедию, ведь в моде были ленты с рейтингом R. Земекису и Гейлу посоветовали Disney, но и там историю, в финале которой мама целуется с сыном, зарубили. Как такое, мол, вообще возможно?
Земекис не раскисал и наконец снял успешный «Роман с камнем» с Майклом Дугласом. Приободрившись, авторы пришли, наконец, к Спилбергу, компания которого — Amblin Entertainment — и занялась проектом вместе с Universal.
В сценарии машина времени напоминала холодильник. Предполагалось, что устройство надо заряжать от ядерного взрыва. Но снять это было бы очень дорого, а ведь в фильм много вкладывать все-таки не решались. (Никто и не предполагал, что при бюджете в 19 миллионов долларов он соберет в мировом прокате больше 380!)
Холодильник заменили на футуристический DeLorean DMC-12, который к выходу фильма уже два года как не выпускали. Говорят, Гейлу предлагали за неплохие деньги использовать Ford Mustang, на что он ответил: «Док Браун не ездит на чертовом «Мустанге»!»
В сценарии машина времени напоминала холодильник. Предполагалось, что устройство надо заряжать от ядерного взрыва. Но снять это было бы очень дорого, а ведь в фильм много вкладывать все-таки не решались. (Никто и не предполагал, что при бюджете в 19 миллионов долларов он соберет в мировом прокате больше 380!)
Холодильник заменили на футуристический DeLorean DMC-12, который к выходу фильма уже два года как не выпускали. Говорят, Гейлу предлагали за неплохие деньги использовать Ford Mustang, на что он ответил: «Док Браун не ездит на чертовом «Мустанге»!»
Фильм сразу заинтересовал зрителей, на премьере были принц Чарльз и принцесса Диана. Майкл Джей Фокс (Марти) спустя много лет рассказал, что сидел рядом с принцессой и так и не смог выйти из зала в туалет. По правилам этикета, с членами королевской семьи нельзя начинать разговор первым, также запрещено поворачиваться к ним спиной. Вот ему и пришлось оставаться в кресле до конца фильма.
Кстати, во вторую часть фильма попала пасхалка о принцессе Диане. В будущем (2015 год) Марти читает газету с репортажем о ее визите в Вашингтон. К сожалению, это не сбылось — принцесса погибла в 1997-м. В соседнем заголовке упоминается президент США — женщина. Тоже пока такого не было.
Фильм сразу заинтересовал зрителей, на премьере были принц Чарльз и принцесса Диана. Майкл Джей Фокс (Марти) спустя много лет рассказал, что сидел рядом с принцессой и так и не смог выйти из зала в туалет. По правилам этикета, с членами королевской семьи нельзя начинать разговор первым, также запрещено поворачиваться к ним спиной. Вот ему и пришлось оставаться в кресле до конца фильма.
Кстати, во вторую часть фильма попала пасхалка о принцессе Диане. В будущем (2015 год) Марти читает газету с репортажем о ее визите в Вашингтон. К сожалению, это не сбылось — принцесса погибла в 1997-м. В соседнем заголовке упоминается президент США — женщина. Тоже пока такого не было.
Рональд Рейган был большой поклонник фильма. Рассказывают, что эпизод, когда Док из 1955 года спрашивает у Марти, кто будет президентом США в 1985 году, и смеется, узнав, что это актер, он попросил прокрутить ему несколько раз. Рейган даже процитировал творение Земекиса в одном из обращений к нации: «Там, куда мы отправляемся, дороги не нужны!»
Рональд Рейган был большой поклонник фильма. Рассказывают, что эпизод, когда Док из 1955 года спрашивает у Марти, кто будет президентом США в 1985 году, и смеется, узнав, что это актер, он попросил прокрутить ему несколько раз. Рейган даже процитировал творение Земекиса в одном из обращений к нации: «Там, куда мы отправляемся, дороги не нужны!»
В трилогии много пасхалок, посвященных другому актеру, Клинту Иствуду. Так, во второй части Бифф смотрит вестерн «За пригоршню долларов», где персонаж Иствуда использует железную дверцу от печки как бронежилет. Эти кадры видит Марти и повторяет уже в третьей части, действие которой происходит на Диком Западе. Там же Марти, одевшись в ковбойский костюм, говорит, что Клинт Иствуд такого не носил, а Док спрашивает, кто это такой. Причем в кадре виден постер первого фильма актера «Месть твари».
В трилогии много пасхалок, посвященных другому актеру, Клинту Иствуду. Так, во второй части Бифф смотрит вестерн «За пригоршню долларов», где персонаж Иствуда использует железную дверцу от печки как бронежилет. Эти кадры видит Марти и повторяет уже в третьей части, действие которой происходит на Диком Западе. Там же Марти, одевшись в ковбойский костюм, говорит, что Клинт Иствуд такого не носил, а Док спрашивает, кто это такой. Причем в кадре виден постер первого фильма актера «Месть твари».
Путешествия во времени, возникающие из-за этого парадоксы — конечно, благодатная почва для фанатских теорий, и «Назад в будущее» в этом смысле может даже конкурировать с «Матрицей». Есть пара самых распространенных. Первая: Браун, довольно неудачливый изобретатель, испытывая машину времени, решил в случае провала покончить с собой. Правда, не в одиночку, а прихватив юного Марти. Именно поэтому, когда DeLorean несется на них со скоростью 88 миль в час, ученый настаивает на том, что не нужно отходить в сторону.
Путешествия во времени, возникающие из-за этого парадоксы — конечно, благодатная почва для фанатских теорий, и «Назад в будущее» в этом смысле может даже конкурировать с «Матрицей». Есть пара самых распространенных. Первая: Браун, довольно неудачливый изобретатель, испытывая машину времени, решил в случае провала покончить с собой. Правда, не в одиночку, а прихватив юного Марти. Именно поэтому, когда DeLorean несется на них со скоростью 88 миль в час, ученый настаивает на том, что не нужно отходить в сторону.
Вторая теория: Марти — не настоящий, а альтернативный. В фильме нам не показывают его знакомство с Доком. Авторы поясняли, что сделали это намеренно. Некоторые фанаты рассудили так: история настоящего Марти уже произошла до начала трилогии. Хулиган из неблагополучной семьи (именно такой он в фильме) угнал машину — DeLorean, разогнался до 88 миль в час и переместился в 1955 год. Док понимает, что это чревато нарушением пространственно-временного континуума, и отправляет его еще куда-то. Но сам мучается чувством вины, остается в этом времени, тщательно следит за здоровьем (поэтому выглядит так же в 1985-м), а еще — знакомится с родителями Марти (именно поэтому они в будущем и не против общения с их сыном). Док изучает путешествия во времени и вносит изменения в конструкцию автомобиля, чтобы он работал от удара молнии. Таким образом, все события в фильме происходят не только с ненастоящим Марти, но и в альтернативной реальности.
Вторая теория: Марти — не настоящий, а альтернативный. В фильме нам не показывают его знакомство с Доком. Авторы поясняли, что сделали это намеренно. Некоторые фанаты рассудили так: история настоящего Марти уже произошла до начала трилогии. Хулиган из неблагополучной семьи (именно такой он в фильме) угнал машину — DeLorean, разогнался до 88 миль в час и переместился в 1955 год. Док понимает, что это чревато нарушением пространственно-временного континуума, и отправляет его еще куда-то. Но сам мучается чувством вины, остается в этом времени, тщательно следит за здоровьем (поэтому выглядит так же в 1985-м), а еще — знакомится с родителями Марти (именно поэтому они в будущем и не против общения с их сыном). Док изучает путешествия во времени и вносит изменения в конструкцию автомобиля, чтобы он работал от удара молнии. Таким образом, все события в фильме происходят не только с ненастоящим Марти, но и в альтернативной реальности.
Авторы задумывали первый фильм как законченную историю и не собирались снимать продолжение, но после коммерческого успеха Universal настаивала. Земекис и Гейл придумали историю под названием «Парадокс» и разделили на две части, которые и стали вторым и третьим фильмами. Их снимали почти одновременно и выпустили в 1989 и 1990 году. Сборы сиквела оказались меньше, чем первого фильма, третьей — еще меньше, но суммарно выручка почти достигла миллиарда долларов.
Авторы задумывали первый фильм как законченную историю и не собирались снимать продолжение, но после коммерческого успеха Universal настаивала. Земекис и Гейл придумали историю под названием «Парадокс» и разделили на две части, которые и стали вторым и третьим фильмами. Их снимали почти одновременно и выпустили в 1989 и 1990 году. Сборы сиквела оказались меньше, чем первого фильма, третьей — еще меньше, но суммарно выручка почти достигла миллиарда долларов.
Несмотря на успех франшизы, на все вопросы о возможности появления четвертой части Роберт Земекис отвечает, что, пока он жив, не допустит этого.
Одних фанатов это огорчает, другие же поддерживают режиссера, опасаясь повторения судьбы других культовых франшиз, когда бесконечные продолжения порой противоречат исходному замыслу.
Несмотря на успех франшизы, на все вопросы о возможности появления четвертой части Роберт Земекис отвечает, что, пока он жив, не допустит этого.
Одних фанатов это огорчает, другие же поддерживают режиссера, опасаясь повторения судьбы других культовых франшиз, когда бесконечные продолжения порой противоречат исходному замыслу.
Пять причин, почему “Назад в будущее” является совершенным блокбастером
У всех нас есть любимый, тупой, веселый и великий фильм, самый громкий и грубый, меньше всего заинтересованный в любой тематической глубине, но зато дарящий нам минуты неподдельного счастья. Эти фильмы разбивают вдребезги все критические возражения и просто оставляют вас удивленно озирающимся вокруг, с блуждающей улыбкой на устах.
Юбилейный перевод из vox.com
Для меня, таким фильмом был и всегда будет “Назад в будущее”. Фильм, который я считаю просто идеальным. Расскажите мне о его несовершенствах. Укажите мне на сюжетные дыры. Прочитайте мне лекцию о том, что путешествия во времени происходят, не так, как там показано. Мне все равно. Эта странная смесь: немного научной фантастики и инцест-комедии — по-моему устанавливает стандарт, которому должны соответствовать все другие попкорн-фильмы. Стандарт, который заставляет все эти фильмы чувствовать, что им чего-то не хватает.
В год 30-летия премьеры первой части “Назад в будущее” — фильм дебютировал 3 июля 1985 — вот вам пять причин, почему “Назад в будущее” является совершенным блокбастером.
1. Фильм может похвастаться лучшим сценарием блокбастера из всех, когда-либо написанных.
От начала до конца, сценарий Боба Гейла и Роберта Земекиса, номинированный на “Оскар”, — это настоящее чудо! Его структура — искусно составленная смесь, замешанная в первой половине фильма, так густо, насколько возможно… И выплеск всей накопленной энергии в второй половине, без пауз, не давая зрителю перевести дыхание. При этом сценаристам удается выстроить события и втиснуть их в строгой музыкальной последовательности.
Марти МакФлай (невероятно свежий Майкл Джей Фокс) отправляется назад во времени, чтобы увидеть своих родителей, когда они были тинами. А затем он должен найти способ, чтобы поехать вперед, то есть вернуться назад. Гейл и Земекис построили историю таким образом, что все, что происходит ранее, это подготовка к расплате, о которой ты не подозреваешь.
Почему, к примеру, какая-то женщина, клеит листовку об установке башни с часами Hill Valley на Марти? Ну, потому что он, в конечном счете, должен точно знать, когда молния ударит. Фильм даже показывает, как именно он собирается использовать этот набор ситуаций и развязок в самой первой сцене, когда длинная панорама комнаты изобретателя машины времени Дока Брауна, полная тиканья часов и дурацких изобретений заканчивается кадром с ящиком плутония, о котором диктор говорил всего за несколько минут до этого. Эти очаровательные моменты спрятаны так элегантно, что вы даже не заметите некоторые из них, пока не посмотрите фильм в четвертый или пятый раз подряд.
“Назад в будущее” не стесняется в развитии персонажа или даже общей картины мира. Hill Valley существует, как настоящий город, с реальной историей, где приключения Марти может изменить название торгового молла или нарушить тщательно установленный статус-кво. Образы Марти и его родителей в начале фильма, выглядят, как карикатуры, но сюжет движется, образы обретают глубину, и мы понимаем, как далеко ушли нелепые родители Марти от тех переполненных надеждами на будущее подростков, которыми они когда-то были.
2. Всё в этом фильме — тикающие часы. Всё.
Одна из величайших вещей в конструкции “Назад в будущее” — то, как фильм полностью сосредоточен на идее нехватки времени. Буквально всё вокруг — это тикающие часы, которые ведут отсчет до момента, когда Марти застрянет навсегда в 1955 году, или даже до момента, когда Марти буквально перестанет существовать, потому что он помешал своим будущим родителям влюбиться друг в друга.
Например, есть одна сцена — когда Марти ненадолго заперт в багажнике автомобиля бандой Биффа, здесь Гейл и Земекис втиснули семь (а возможно и более!) отсчетов один в другой, словно в матрешке. Они начинаются с побега Марти из багажника, а затем, разрешаются по одному, пока мы не придем к главному вопросу: успеет ли Марти вовремя в торговый центр, чтобы спасти Дока Брауна (маниакально-блестящий Кристофер Ллойд) от ливийских террористов.
Конечно, с какой стороны ни посмотри, тиканье часов – довольно дешевый прием, чтобы создать атмосферу саспенса. Но «Назад в будущее» заставляет его работать, еще и потому, что фильм преподносит его с невероятным апломбом. И потому, что сама идея обратного отсчета является настолько неотъемлемой частью каждого фильма про путешествия во времени, что это дает дополнительные возможности для маневра.
Но даже если вы игнорите такие допущения, отсчет времени в Back to the Future работает потому, что на каком-то уровне, это фильм о юности. О том, что подростками, мы все убегаем наперегонки от надвигающегося, скучного взросления. И нам никогда не хватает времени, потому что зрелость догоняет рано или поздно каждого из нас.
3. Режиссеру Роберту Земекису было, что доказать.
Как написал в своей новой книге “Нам не нужны дороги: Создание Назад в будущее” сам Земекис, который спродюсировал потом многочисленные любимые хиты на большом экране, в том числе “Форрест Гамп” и Cast Away, тогда он был молод и голоден. И не хотел опираться на своего наставника Стивена Спилберга, чтобы он “сделал” его фильм. Тот, кто потратит время на просмотр начальных титров фильма, увидит, что Земекис не перуспел в своем начинании. Именно Спилберг прописан первым в титрах, в качестве продюсера, а его производственная компания, Amblin, была подтянута к проекту, чтобы помочь провести фильм через джунгли студийной системы.
Но Земекис слишком сильно хотел отбросить все фильтры и проявить себя в каждом элементе своей режиссуры. Даже обычную прозаическую сцену, такую как школьные танцы, он снимает словно автопогоню. И когда тиканье часов ближе к финалу превращается в бой колоколов, его режиссура становится такой интенсивной, что еще немного и дыхание перехватит. Даже сцена последнего разговора Марти с родителями вызывает волнение вплоть до сжимания подлокотников кресла, хотя обычно до такого не доходит.
На протяжении всего фильма, Земекис демонстрирует замечательный уровень знаний и умений по превращению фильма в своего рода живой пинбол. Он неуклонно наращивает темп и интенсивность действий, чтобы подготовить вас к тотальному натиску последнего получаса.
4. Back to the Future — это теперь пьеса в двух действиях
Просмотр фильма не просто позволяет нам заглянуть в 1955 год. Фильм дает представление о том, что люди в 1985 думали про 1955, но и про 1985 тоже. Фильм прямо позиционируется как часть эпохи Рональда Рейгана, как можно было ее себе представить. И отражает увлечение той эпохи якобы идиллической жизнью 1950-х годов, при том, что символы этой идиллии “подрезаются” на каждом шагу.
Просмотр Back to the Future тридцать лет спустя — это просмотр фильма, который на полном серьезе пытается представить свое настоящее (в 1985 году), как место способное вызвать ностальгию. И действительно, в первом сиквеле (действие которого частично происходит именно в 2015 году!) сознательно создается картинка мира, в котором 80-е воспринимаются с той же приглушенной страстью, что и 50-е в первой части фильма.
Главная идея проста: вы не можете заставить время остановиться, не можете удержать подростков от взросления. Все что вы можете сделать — это жить в свое время, как в самое лучшее из времен (и, ладно, можете предупредить сумасшедшего ученого с которым общаетесь, что он собирается умереть в специфическую ночь, в будущем, лет через 30).
5. Фильм содержит прекрасные примеры примирения
Подростковый возраст предполагает понимание того, что ваши родители когда-то были такими же, как и вы. И что вы когда-нибудь будете похожим на них. Они, в конце концов, люди, человеческие особи, такие же как и вы сами.
В конце концов, «Назад в будущее» и об этом: надо понять, что и у ваших родителей были когда-то планы и мечты, котрые им пришлось похоронить с вашим появлением на свет. Марти случайно дает своим родителям второй шанс — прожить жизнь, котрая не буде прервана появлением его самого, братьев и сестер. Жизнь в которой они действительно достигли того, о чем мечтали.
Никто не берется утверждать, что Back to the Future — фильм невероятной глубины. Но и в оригинальном фильме, и в двух сиквелах идея о примирении поколений возвращается снова и снова. Дети примирятся со своими родителями, когда сами станут родителями.
«Назад в будущее» никто никогда не переделывал. Насколько я знаю, нет никаких планов по созданию сиквелов. И это, вероятно, к лучшему. Современная версия наверняка подпала бы под соблазн отправить Марти и Дока путешествовать по разным историческим эпохам, как Билл и Тед. И это наверняка скрыло бы от нас почему оригинал был так хорош.
Back to the Future работает потому, что его амбиции, на самом деле, не так велики. Под всеми шутками и моментами, где мать ни не подозревая флиртует с сыном, происходят путешествия во времени, а действие упаковано в последовательность обратных отсчетов, под всем этим остается одна тема. Такая универсальная, что мы возвращаемся к ней снова и снова, как к рассказу, после рассказа, после рассказа: сможем ли мы когда-нибудь понять своих родителей? И даже труднее: смогут ли наши родители понять нас?